РП География 6-9 класс

МБОУ
"СОШ
№ 16"

Подписан: МБОУ "СОШ № 16"
DN:
OID.1.2.840.113549.1.9.2=660200
7580-667701001-009721891906,
E=ou16@mail.ru,
ИНН=006602007580,
СНИЛС=09721891906,
ОГРН=1026600580005,
T=Директор, O="МБОУ ""СОШ №
16""", STREET="УЛ ЧЕРЕМУШКИ,
ДОМ 5", L=Сосновый Бор, S=66
Свердловская область, C=RU,
G=Анна Николаевна,
SN=Березина, CN="МБОУ ""СОШ
№ 16"""
Основание: я подтверждаю этот
документ
Местоположение: место
подписания
Дата: 2021-10-01 15:01:08
Foxit Reader Версия: 9.7.2

Приложение
к адаптированной основной общеобразовательной
программе образования
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа предмета
«География»
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
Основное общее образование

Пояснительная записка
География — учебный предмет, синтезирующий многие компоненты
общественно-научного и естественно-научного знания. Вследствие этого
содержание разных разделов курса географии, насыщенное экологическими,
этнографическими, социальными, экономическими аспектами, становится
тем звеном, которое помогает учащимся осознать тесную взаимосвязь
естественных и общественных дисциплин, природы и общества в целом. В
этом проявляется образовательное, развивающее и воспитательное значение
географии.
Основная цель обучения географии — сформировать у обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) умение
использовать географические знания и умения в повседневной жизни для
объяснения, оценки разнообразных природных, социально-экономических и
экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей
среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности, экологически
сообразного поведения в окружающей среде.
Задачами изучения географии являются:
― формирование представлений о географии и ее роли в понимании
природных и социально-экономических процессов и их взаимосвязей;
― формирование представлений об особенностях природы, жизни,
культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах
России, разных материков и отдельных стран.
― формирование умения выделять, описывать и объяснять
существенные признаки географических объектов и явлений;
― формирование умений и навыков использования географических
знаний в повседневной жизни для объяснения явлений и процессов,
адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер
безопасности в случаях стихийных бедствий и техногенных катастроф
― овладение основами картографической грамотности и использование
элементарных
практических
умений
и
приемов
использования
географической карты для получения географической информации;
― формирование умения вести наблюдения за объектами, процессами
и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных
и антропогенных воздействий.
Содержание курса географии позволяет формировать широкий спектр
видов учебной деятельности, таких, как умение классифицировать,
наблюдать, делать выводы, объяснять, доказывать, давать определения
понятиям.
В соответствии с требованиями ФГОС предметом оценки освоения
обучающимися АООП должно быть достижение обучающимися предметных
и личностных результатов, которые применительно к изучению географии
должны быть представлены в тематическом планировании в виде конкретных
учебных действий

Планируемые результаты освоения обучающимися основной
образовательной программы основного общего образования
География:
Минимальный уровень:
представления об особенностях природы, жизни, культуры и
хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах России,
разных материков и отдельных стран;
владение приемами элементарного чтения географической карты:
декодирование условных знаков карты; определение направлений на карте;
определение расстояний по карте при помощи масштаба; умение описывать
географический объект по карте;
выделение, описание и объяснение существенных признаков
географических объектов и явлений;
сравнение географических объектов, фактов, явлений, событий по
заданным критериям;
использование географических знаний в повседневной жизни для
объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям территории
проживания, соблюдения мер безопасности в случаях стихийных бедствий и
техногенных катастроф.
Достаточный уровень:
применение элементарных практических умений и приемов работы с
географической картой для получения географической информации;
ведение наблюдений за объектами, процессами и явлениями
географической среды, оценка их изменения в результате природных и
антропогенных воздействий;
нахождение в различных источниках и анализ географической
информации;
применение
приборов
и
инструментов
для
определения
количественных и качественных характеристик компонентов природы;
называние и показ на иллюстрациях изученных культурных и
исторических памятников своей области.
Класс

Обучающиеся научатся

Обучающиеся получат возможность
научиться

• определять
стороны
горизонта,
Определять
• что изучает география;
ориентироваться по Солнцу, компасу и
класс
• горизонт, линию и стороны
местным признакам природы;
горизонта;
• выявлять на местности особенности
• основные формы земной
рельефа, водоемов;
9
поверхности;
делать
схематические
зарисовки
® виды водоемов, их различия;
изучаемых форм земной поверхности;
9
• меры по охране воды от
читать географическую карту (условные
загрязнения;
цвета и основные знаки) по атласам• правила поведения в природе;
приложениям к учебнику;
9
9
отличие плана от рисунка и
составлять описания изучаемых объектов с
географической карты;
опорой на карту и картины;
9
• основные направления на плане,
показывать на карте объекты, указанные в
географической карте;
программе, обозначать их при помощи
9
условные цвета и основные знаки
учителя на контурной карте из рабочей
географической карты;
тетради на печатной основе;
9
распределение суши и воды на
Земле;
9
материки и океаны, их расположение на
глобусе и карте полушарий;
9
Солнце как ближайшую к Земле звезду и
его значение для жизни на Земле;
9
кругосветные путешествия, доказывающие
шарообразность Земли;
• значение
запусков
в
космос
искусственных спутников Земли и
полетов людей в космос, имена первых
космонавтов;
9
различия в нагревании и освещении
земной поверхности Солнцем;
• географическое положение нашей страны
на физической карте России и карте
полушарий;
9
названия географических объектов,
обозначенных в программе по теме
«Карта России» (по атласу, специально
разработанному для коррекционных школ
VIII вида).
7
определять
9
9
показывать границы России на глобусе,
класс положение России на физической карте,
карте полушарий, физической карте и
карте полушарий и глобусе;
9
пояса освещенности, в которых карте природных зон России, давать
элементарное описание природы по зонам,
расположена наша страна;
9
пользуясь картинами и картами;
природные зоны России;
9
• показывать по картам (физической и
природные условия и богатства России,
возможности
использования
их природных зон России) из приложения к
учебнику
географические
объекты,
человеком;
указанные
в
программе;
• типичных представителей растительного и
9
животного мира в каждой природнойустанавливать взаимосвязь между
зоне;
6

• хозяйство, основное население, его климатом, растительным и животным
занятия и крупные города в каждой миром, природными условиями и занятиями
природной зоне;
• экологические проблемы и основные населения;
мероприятия по охране природы в делать несложные макеты изучаемых
России;
природных зон;
• правила поведения в природе;
• названия географических объектов на принимать участие в мероприятиях по
•
территории России, указанные в
программе (по атласу, специально охране окружающей среды; правильно вести
разработанному для коррекционных себя в природе;
школ VIII вида).
8
на географической карте из
• показывать
класс
приложения к учебнику океаны, давать им

Определять
характеристику;
• Атлантический, Северный
Ледовитый, Тихий, Индийский • определять на карте полушарий географическое
океаны. Географическое
положение и очертания берегов каждого
положение и их хозяйственное
материка;
значение;
элементарное описание природных
• давать
• особенности
географического
положения, очертания берегов и условий всех материков, опираясь на карту и
природные условия каждого материка, картины;
население и особенности размещения;
• находить в периодической печати сведения об
• названия изученных географических
объектов (по атласу, специально изученных государствах и показывать их на
разработанному для коррекционных политической карте;
школ VIII вида).
9
класс Определять
находить на политической карте Евразии изучаемые
• географическое положение, столицы и
характерные особенности изучаемых государства и их столицы в атласах, специально
разработанных для коррекционных школ VIII вида.
государств Евразии;
• границы, государственный строй показывать Россию на политических картах мира и
и символику России;
Евразии;
• особенности
географического
находить свою местность на карте России (политико•
положения
своей
местности,
административной, физической и карте природных зон);
типичных
представителей
давать несложную характеристику природных условий и
•
растительного и животного мира,
основные мероприятия по охране хозяйственных ресурсов своей местности, давать
природы в своей области, правила краткую историческую справку о прошлом своего края;
поведения в природе, меры безопасности
называть и показывать на иллюстрациях изученные
•
при стихийных бедствиях;
культурные и исторические памятники своей области;
• медицинские учреждения и отделы
правильно вести себя в природе.
•
социальной защиты своей местности.

Содержание учебного курса

Начальный курс физической географии
Понятие о географии как науке. Явления природы: ветер, дождь, гроза.
Географические сведения о своей местности и труде населения.
Ориентирование на местности. Горизонт, линии, стороны горизонта.
Компас и правила пользования им.
План и карта. Масштаб. Условные знаки плана местности. План и
географическая карта. Масштаб карты. Условные цвета и знаки физической
карты. Физическая карта России.
Формы поверхности земли. Рельеф местности, его основные формы.
Равнины, холмы, горы. Понятие о землетрясениях и вулканах. Овраги и их
образование.
Вода на земле. Река и ее части. Горные и равнинные реки. Озера,
водохранилища, пруды. Болота и их осушение. Родник и его образование.
Колодец. Водопровод. Океаны и моря. Ураганы и штормы. Острова и
полуострова. Водоемы нашей местности. Охрана воды от загрязнения.
Земной шар. Краткие сведения о Земле, Солнце и Луне. Планеты.
Земля ― планета. Освоение космоса. Глобус – модель земного шара. Земная
ось, экватор, полюса. Физическая карта полушарий. Океаны и материки на
глобусе и карте полушарий. Первые кругосветные путешествия. Значение
Солнца для жизни на Земле. Понятие о климате, его отличие от погоды.
Основные типы климата. Пояса освещенности, их изображение на глобусе и
карте полушарий. Природа тропического пояса. Природа умеренных и
полярных поясов.
Положение России на глобусе, карте полушарий, физической карте.
Границы России. Океаны и моря, омывающие берега России. Острова и
полуострова России.
География России
Общая характеристика природы и хозяйства России. Географическое
положение России на карте мира. Морские и сухопутные границы.
Европейская и азиатская части России. Разнообразие рельефа. Острова и
полуострова. Административное деление России.
Полезные ископаемые, их месторождения, пути рационального
использования. Типы климата в разных частях России. Водные ресурсы
России, их использование. Экологические проблемы. Численность населения
России, его размещение. Народы России.
Отрасли промышленности. Уровни развития европейской и азиатской
частей России.
Природные зоны России. Зона арктических пустынь. Тундра. Лесная
зона. Степи. Полупустыни и пустыни. Субтропики. Высотная поясность в
горах.
География материков и океанов
Материки и океаны на глобусе и физической карте полушарий.
Атлантический океан. Северный Ледовитый океан. Тихий океан. Индийский
океан. Хозяйственное значение. Судоходство.

Африка, Австралия, Антарктида, Северная Америка, Южная Америка,
Евразия: географическое положение и очертания берегов, острова и
полуострова, рельеф, климат, реки и озера, природа материка, население и
государства.
Государства Евразии
Политическая карта Евразии. Государства Евразии. Западная Европа,
Южная Европа, Северная Европа, Восточная Европа. Центральная Азия.
Юго-Западная Азия. Южная Азия. Восточная Азия. Юго-Восточная Азия.
Россия.
Свой край. История возникновения. Положение на карте, границы.
Рельеф. Полезные ископаемые и почвы нашей местности. Климат. Реки,
пруды, озера, каналы нашей местности. Охрана водоемов. Растительный и
животный мир нашей местности. Население нашего края. Национальные
обычаи, традиции, национальная кухня. Промышленность нашей местности.
Специализация сельского хозяйства. Транспорт нашего края. Архитектурноисторические и культурные памятники нашего края.
6 класс
«Начальный курс физической географии»
(70 час., 2 час. в неделю)
Введение (4 час.)
Что изучает география. Наблюдения за изменениями высоты Солнца и погоды.
Явления природы. Географические сведения о своей местности и труде населения.
Экскурсия для выяснения запаса элементарных географических представлений.
Ориентирование на местности (5 час.)
Горизонт. Линия горизонта. Стороны горизонта. Компас и правила пользования
им. Ориентирование по местным признакам природы. Экскурсия для закрепления понятий
о горизонте и об основных направлениях. Практическая работа № 1 «Зарисовка сторон
горизонта»; Практическая работа № 2 «Схематическая зарисовка компаса»;
Практическая работа № 3 «Упражнения в определении сторон горизонта по местным
признакам».
Формы поверхности Земли (4 час.)
Равнины (плоские и холмистые), холмы. Овраги, их образование. Горы.
Землетрясения. Извержения вулканов. Экскурсия для ознакомления с формами рельефа
своей местности.
Практическая работа № 4 «Зарисовка различных форм земной поверхности,
схемы вулкана в разрезе».
Вода на Земле (10 час.)
Вода в природе. Родник, его образование. Колодец, водопровод. Части реки.
Равнинные и горные реки. Как люди используют реки. Озера. Водохранилища. Пруды.
Болота, их осушение. Океаны и моря. Острова и полуострова. Водоемы нашей местности.
Охрана вод от загрязнения.
Практическая работа № 5 «Показ на физической карте России различных
водоемов (не требуются знания конкретных названий рек, озер и т.д.)»
План и карта (10 час.)
Рисунок и план предмета. План и масштаб. План класса План школьного участка.
Условные знаки плана местности. План и географическая карта. Условные цвета
физической карты. Условные знаки физической карты. Физическая карта России.
Значение физической карты в жизни и деятельности людей.
Практическаяработа № 6 «Вычерчивание простершего тана класса»;

Практическая работа №
7 «Вычерчивание простейшего плана
школьного участка»;
Практическая работа № 8 «Зарисовка в тетрадях условных знаков плана».
Земной шар (15 час.)
Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне. Планеты. Земля - планета.
Доказательства шарообразности Земли. Освоение космоса. Глобус - модель земного шара.
Физическая карта полушарий. Распределение воды и суши на Земле. Океаны на глобусе и
карте полушарий. Материки на глобусе и карте полушарий. Первые кругосветные
путешествия. Значение Солнца для жизни на Земле. Различие в освещении и нагревании
Солнцем земной поверхности. Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы
климата. Пояса освещенности: жаркие, умеренные, холодные. Природа тропического
пояса. Природа умеренных и полярных поясов.
Практическая работа № 9 «Показ с помощью теллурия смены дня и ночи, смены
времен года»;
Практическая работа № 10 «Обозначение на контурной карте материков и
океанов»;
Практическая работа № 11 «Вычерчивание в тетради схемы расположения
поясов освещенности на земном шаре».
Карта России (17 час.)
Географическое положение России на карте. Столица России - Москва. Границы
России. Сухопутные границы России на западе и юге. Морские границы. Океаны и моря,
омывающие берега России. Моря Северного ледовитого океана. Мотя Тихого и
Атлантического океанов. Острова и полуострова России. Поверхность нашей страны.
Низменности, возвышенности, плоскогорья. Горы: Кавказ, Урал, Алтай, Саяны.
Крупнейшие месторождения полезных ископаемых. Реки: Волга с Окой и Камой. Реки:
Дон, Днепр, Урал. Реки Сибири: Обь, Енисей. Реки: Лена и Амур. Озера России. Крупные
города России (по выбору учителя). Иркутская область на карте России.
Практическая работа № 12 «Обозначение на контурной карте границ нашей
Родины, пограничных государств»;
Практическая работа № 13 «Обозначение на контурной карте географических
объектов».
7 класс «География России»
(70 час., 2 час. в неделю)
Особенности природы и хозяйства России (11 час.)
Г еографическое положение России на карте мира. Европейская и азиатская части
России. Административное деление России. Разнообразие рельефа Полезные ископаемые,
их основные месторождения. Климат России. Водные ресурсы России, их использование.
Население России Народы России Промышленность - основа хозяйства, её отрасли.
Сельское хозяйство, его отрасли Транспорт России.
Практическая работа № 1 «Изготовление из картона условных знаков полезных
ископаемых»;
Практическая работа № 2 «Нанесение на контурные карты изученных объектов
и надписывание их названий».
Природные зоны России (2 час.)
Размещение природных зон на территории России. Карта природных зон России.
Практическая работа № 3 «Работа с физической картой и картой природных
зон России».
Зона арктических пустынь (5 час.)
Положение на карге. Климат. Растительный и животный мир. Население и его
основные занятия. Северный морской путь.
Практическая работа № 4 «Запись названий и зарисовка в тетрадях наиболее
типичных для изучаемой природной зоны растений и животных». Зона тундры (8 час.)

Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Климат. Водоемы тундры.
Растительный мир. Животный мир. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города
тундры: Мурманск, Нарьян-Мар. Города тундры: Салехард, Норильск, Анадырь.
Экологические проблемы севера Охрана природы тундры.
Практическая работа № 5 «Запись названий и зарисовка в тетрадях наиболее
типичных для изучаемой природной зоны растений и животных». Лесная зона (17 час.)
Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Климат. Реки, озера,
каналы. Растительный мир. Хвойные леса (тайга). Смешанные и лиственные леса.
Животный мир. Пушные звери. Значение леса. Промышленность и сельское хозяйство
лесной зоны. Промышленность и сельское хозяйство Центральной России. Города
Центральной России. Особенности развития хозяйства Северо-Западной России. Города:
Архангельск, Санкт-Петербург, Новгород, Псков, Калининград. Западная Сибирь.
Дальний Восток. Заповедники и заказники лесной зоны. Охрана леса.
Практическая работа № б «Запись названий и зарисовка в тетрадях наиболее
типичных для изучаемой природной зоны растений и животных». Зона степей (8 час.)
Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Реки. Растительный мир.
Животный мир. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города лесостепной зоны:
Воронеж, Курск, Оренбург, Омск. Города степной зоны: Самара, Саратов, Волгоград.
Города степной зоны: Ростов-на- Дону, Ставрополь, Краснодар. Охрана природы зоны
степей.
Практическая работа № 7 «Запись названий и зарисовка в тетрадях наиболее
типичных для изучаемой природной зоны растений и животных». Зона полупустынь и
пустынь (6 час.)
Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Климат. Реки.
Растительный мир. Животный мир. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города
зоны полупустынь и пустынь.
Практическая работа № 8 «Запись названий и зарисовка в тетрадях наиболее
типичных для изучаемой природной зоны растений и животных». Зона субтропиков (2
час.)
Положение на карте. Курортное хозяйство. Население и его основные занятия.
Города-курорты.
Высотная неясность в горах (6 час.)
Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Климат. Особенности
природы и хозяйства Северного Кавказа. Города и экологические проблемы Урала.
Алтайские горы. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города. Горы Восточной
Сибири, хозяйство. Население и его основные занятия. Города.
Практическая работа № 9 «Вычерчивание схемы смены природных зон в горах».
8 класс «География материков и океанов, 1 часть»
(70 час., 2 час. в неделю)
Введение (1 час.)
Материки и части света на глобусе и карте.
Мировой океан (5 час.)
Атлантический океан. Северный Ледовитый океан. Тихий океан Индийский
океан. Современное изучение Мирового океана.
Практическая работа № 1 «Обозначение океанов на контурной карте
полушарий».
Африка (16 час.)
Географичеекое положение. Разнообразие рельефа, климат, реки и озера
Природные зоны. Растительность тропических лесов. Животные тропических лесов.
Растительность саванн. Животные саванн. Растительность и животные пустынь.
Население и государства. Египет. Эфиопия. Танзания. Демократическая республика Конго
(ДР Конго). Нигерия. Южно-Африканская республика (ЮАР).

Практическая работа № 2 «Обозначение на контурной карте острова
Мадагаскар, полуострова Сомали, пустыни Сахара, рек (Нил, Конго), гор (Атласе,
Капские, Драконовы), Суэцкого канала»;
Практическая работа № 3 «Запись названий и зарисовка в тетрадях наиболее
типичных растений и животных природной зоны»;
Практическая работа № 4 «Запись названий и зарисовка в тетрадях наиболее
типичных растений и животных природной зоны»;
Практическая работа № 5 «Запись названий и зарисовка в тетрадях наиболее
типичных растений и животных природной зоны»;
Практическая работа № б «Обозначение на контурной карте изученных
государств и га столиц».
Австралия (8 час.)
Географичеекое положение. Разнообразие рельефа, климат, реки и озера.
Растительный мир. Животный мир. Население. Австралийский Союз. Океания. Остров
Новая Гвинея.
Практическая работа № 7 «Обозначение на контурной карте острова Новая
Гвинея, реки Муррей, города Канберра»;
Практическая работа № 8 «Запись названий и зарисовка в тетрадях наиболее
типичных растений и животных материка».
Антарктида (5 час.)
Географическое положение. Антарктика. Открытие Антарктиды русскими
мореплавателями. Разнообразие рельефа, климат. Растительный и животный мир. Охрана
природы. Современные исследования Антарктиды.
Практическая работа № 9 «Запись названий и зарисовка в тетрадях наиболее
типичных растений и животных материка».
Северная Америка (9 час.)
Открытие Америки. Географическое положение. Разнообразие рельефа, климат.
Реки и озера. Растительный и животный мир. Население и государства. Соединенные
Штаты Америки (США). Канада. Мексика, Куба.
Практическая работа № 10 «Обозначение на контурной карте Карибского моря,
Гудзонова и Мексиканского заливов, островов Гренландия и Куба, полуостровов: Аляска,
Флорида, Калифорния»;
Практическая работа № 11 «Обозначение на контурной карте гор Кордильер и
Аппалачей»;
Практическая работа № 12 «Обозначение на контурной карте рек Миссисипи и
Миссури, Великих озер»;
Практическая работа № 13 «Обозначение на контурной карте изученных
государств и их столиц».
Южная Америка (11 час.)
Географическое положение. Разнообразие рельефа, климат. Реки и озера.
Растительность тропических лесов. Животные тропического леса. Растительность саванн,
степей, пустынь и горных районов. Животные саванн, степей, полупустынь, гор.
Население и государства. Бразилия. Аргентина. Перу.
Практическая работа № 14 «Обозначение на контурной карте острова
Огненная Земля, Панамского канала, Магелланова пролива»;
Практическая работа № 15 «Обозначение на контурной карте Амазонской
низменности, гор Анды, реки Амазонки»;
Практическая работа №16 «Запись названий и зарисовка в тетрадях наиболее
типичных растений и животных материка»;
Практическая работа № 17 «Обозначение на контурной карте изученных
государств и их столиц».
Евразия (13 час.)

Географическое положение. Очертания берегов. Моря Северного Ледовитого и
Атлантического океанов. Острова и полуострова. Очертания берегов. Моря Тихого и
Индийского океанов. Острова и полуострова. Разнообразие рельефа. Полезные
ископаемые Европы. Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые Азии. Климат Евразии.
Реки и озера Европы. Реки и озера Азии. Растительный и животный мир Европы.
Растительный и животный мир Азии. Население Евразии. Культура и быт народов
Евразии. Государства Евразии.
Практическая работа № 18 «Проведение на контурной карте границы
между Европой и Азией»
Практическая работа № 19 «Обозначение на контурной карте морей
(Норвежское, Северное, Балтийское, Средиземное, Черное), заливов (Финский), островов
(Великобритания), полуостровов (Скандинавский, пиренейский, Апеннинский, Балканский,
Малая Азия)
Практическая работа № 20 «Обозначение на контурной карте морей (Красное,
Аравийское, Южно-Китайское, Японское и др.)»
9 класс «География материков и океанов, 2 часть.
География Свердловской области»
(70 час., 2 час. в неделю)
ЕВРОПА. Западная Европа
Великобритания: географическое положение, природа, экономика.
Великобритания: население, культура, обычаи и традиции. Франция (Французская
Республика): географическое положение, природа, экономика. Франция: население,
культура, обычаи и традиции. Германия (Федеративная Республика Германия). Австрия (
Австрийская Республика). Швейцария (Швейцарская Конфедерация).
Практическая работа № 1 «Обозначение на контурной карте региона изученных
государств и их столиц».
Южная Европа
Испания (Королевство Испания). Португалия (Португальская Республика). Италия
(Итальянская Республика): географическое положение, природа, экономика. Италия:
население, культура, обычаи и традиции. Греция (Греческая Республика).
Практическая работа № 2 «Обозначение на контурной карте региона изученных
государств и их столиц»
Северная Европа
Норвегия (Королевство Норвегия). Швеция (Королевство Швеция). Финляндия
(Финляндская Республика).
Практическая работа № 3 «Обозначение на контурной карте региона изученных
государств и их столиц»
Восточная Европа
Польша (Республика Польша). Чехия (Чешская Республика). Словакия (Словацкая
Республика). Венгрия (Венгерская Республика). Румыния (Республика Румыния).
Болгария (Республика Болгария). Сербия и Черногория.
Практическая работа № 4 «Обозначение на контурной карте региона изученных
государств и их столиц»
Эстония (Эстонская Республика). Латвия (Латвийская Республика) Литва
(Литовская Республика). Республика Беларусь. Украина. Молдавия (Республика
Молдова). Практическая работа № 5«Обозначение на контурной карте региона,
изученных
государств и их столиц»
АЗИЯ. Центральная Азия
Казахстан (Республика Казахстан). Узбекистан (Республика Узбекистан). Туркменистан

(Туркмения). Киргизия (Кыргызская Республика). Таджикистан (Республика
Таджикистан).
Практическая работа № 6 «Обозначение на контурной карте региона изученных
государств и их столиц»
Юго-Западная Азия
Грузия. Азербайджан (Азербайджанская Республика ). Армения (Республика
Армения ). Турция (Турецкая Республика ). Иран (Исламская Республика Иран). Ирак
(Республика Ирак ). Афганиствн (Исламская Республика Афганистан).
Практическая работа № 7 «Обозначение на контурной карте региона изученных
государств и их столиц»
Южная Азия
Индия (Республика Индия): географическое положение, природа, экономика.
Индия: население, культура, обычаи и традиции.
Восточная Азия
Китай(Китайская Народная Республика): географическое положение, природа,
экономика. Китай: население, культура, обычаи и традиции. Монголия. Корейская
Народно-Демократическая Республика (КНДР). Республика Корея. Япония:
географическое положение, природа, экономика. Япония: население, культура, обычаи и
традиции
Практическая работа № 8 «Обозначение на контурной карте региона изученных
государств и их столиц»
Юго-Восточная Азия
Таиланд (Королевство Таиланд). Вьетнам (Социалистическая республика Вьетнам).
Индонезия (Республика Индонезия)
Практическая работа № 9 «Обозначение на контурной карте региона изученных
государств и их столиц»
РОССИЯ
Границы России. Россия (Российская Федерация) – крупнейшее государство
Евразии
Административное деление России. Столица и крупные города России
География Свердловской области
Этапы формирования Свердловской области
Практическая работа №10 «Обозначение на контурной карте границ области и ее
соседей»
Географическое положение. Границы. Рельеф. Климат. Почвы. Полезные
ископаемые. Население: история формирования, численность и размещение населения.
Население: национальный состав, городское и сельское население. Города области.
Практическая работа № 11 «Составление таблицы по городам области (по заданию
учителя)» Промышленность. Сельское хозяйство. Транспорт нашего края. Архитектурноисторические и культурные памятники нашего края.

.

Тематическое планирование
6 класс «Начальный курс физической географии»
(70 час., 2 час. в неделю)
Наименование разделов, тем

№
п/п

Всего
часов

ВВЕДЕНИЕ

4

1

Что изучает география

2
3

Наблюдения за изменениями высоты Солнца и погоды
Явления природы

1
1

4

Географические сведения о своей местности и труде населения.
Экскурсия для выяснения запаса элементарных географических
представлений.
ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА МЕСТНОСТИ

1

5

Горизонт. Линия горизонта

1

6

Стороны горизонта.
Практическая работа № 1 «Зарисовка сторон горизонта»

1

Компас и правила пользования им.
Практическая работа № 2 «Схематическая зарисовка компаса»
Ориентирование по местным признакам природы

1

Экскурсия для закрепления понятий о горизонте и об основных
направлениях.
Практическая работа № 3 «Упражнения в определении сторон
горизонта по местным признакам»

1

ФОРМЫ ПОВЕРХНОСТИ ЗЕМЛИ

4

10 Равнины (плоские и холмистые), холмы
11 Овраги, их образование

1

12 Горы. Землетрясения. Извержения вулканов. Практическая работа
№ 4 «Зарисовка различных форм земной поверхности, схемы вулкана
в разрезе»
13 Экскурсия для ознакомления с формами рельефа своей местности

1

7
8
9

ВОДА НА ЗЕМЛЕ

1

5

1

1

1

14 Вода в природе

10
1

15 Родник, его образование

1

16 Колодец, водопровод
17 Части реки. Равнинные и горные реки

1

18 Как люди используют реки
19 Озера. Водохранилища. Пруды

1

20 Болота, их осушение

1

21 Океаны и моря

1

1
1

22 Острова и полуострова.
Практическая работа № 5 «Показ на физической карте России
различных водоемов (не требуются знания конкретных названий рек,
озер и т.д.)»

1

23 Водоемы нашей местности. Охрана вод от загрязнения

1

ПЛАН И КАРТА
24 Рисунок и план предмета

10
1

25 План и масштаб

1

26 План класса
Практическая работа№ 6 «Вычерчивание простейшего плана класса»

1

27 План школьного участка.
Практическая работа № 7 «Вычерчивание простейшего плана
школьного участка»

1

28 Условные знаки плана местности.
Практическая работа № 8 «Зарисовка в тетрадях условных знаков
плана»

1

29 План и географическая карта

1

30 Условные цвета физической карты

1

31 Условные знаки физической карты

1

32 Физическая карта России. Значение физической карты в жизни и
деятельности людей
33 Обобщающее повторение темы «План и карта»

1

ЗЕМНОМ ШАР
34 Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне

1
15
1

35 Планеты.
Практическая работа № 9 «Показ с помощью теллурия смены дня и
ночи, смены времен года»

1

36 Земля - планета. Доказательства шарообразности Земли. Освоение
37 космоса
Глобус - модель земного шара

1

38 Физическая карта полушарий.
Практическая работа № 10 «Обозначение на контурной карте
материков и океанов»

1

39 Распределение воды и суши на Земле

1

40 Океаны на глобусе и карте полушарий

1

41 Материки на глобусе и карте полушарий

1

42 Первые кругосветные путешествия

1

43 Значение Солнца для жизни на Земле. Различие в освещении и
нагревании Солнцем земной поверхности

1

44 Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата

1

1

45 Пояса освещенности: жаркие, умеренные, холодные. Практическая
работа № 11 «Вычерчивание в тетради схемы расположения поясов
освещенности на земном шаре»
46 Природа тропического пояса

1

47 Природа умеренных и полярных поясов

1

48 Обобщающее повторение темы «Земной шар»

1

КАРТА РОССИИ

1

49 Географическое положение России на карте

17
1

50 Столица России - Москва

1

51 Границы России. Сухопутные границы России на западе и юге.
Практическая работа № 12 «Обозначение на контурной карте границ
нашей Родины, пограничных государств»

1

52 Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега России. Моря
Северного ледовитого океана

1

53 Мотя Тихого и Атлантического океанов

1

54 Острова и полуострова России

1

55 Поверхность нашей страны. Низменности, возвышенности,
56 плоскогорья.
Горы: Кавказ, Урал, Алтай, Саяны
Практическая работа № 13 «Обозначение на контурной карте
57 Крупнейшие
месторождения
географических
объектов» полезных ископаемых

1

58 Реки: Волга с Окой и Камой

1

59 Реки: Дон, Днепр, Урал

1

60 Реки Сибири: Обь, Енисей

1

61 Реки: Лена и Амур

1

62 Озера России

1

63 Крупные города России (по выбору учителя)

1

64 Свердловская область на карте России

1

65 Обобщающее повторение темы «Карта России»

1

ПОВТОРЕНИЕ

1
1

66 Повторение

5
1

67 Повторение

1

68 Повторение

1

69 Повторение

1

70 Повторение

1

ВСЕГО: 70 час.

7 класс «География России»
(70 час., 2 час. в неделю)
Наименование разделов, тем

№
п/п

ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ И ХОЗЯЙСТВА РОССИИ

Всего
часов
11

Географическое положение России на карте мира

1

2
3

Европейская и азиатская части России
Административное деление России

1

4

Разнообразие рельефа

1

5

Полезные ископаемые, их основные месторождения. Практическая
работа № 1 «Изготовление из картона условных знаков полезных
ископаемых»

1

6
7

Климат России

1

Водные ресурсы России, их использование

1

Население России Народы России

1

Промышленность - основа хозяйства, её отрасли

1

1

8
9

10 Сельское хозяйство, его отрасли
11 Транспорт России.
Практическая работа № 2 «Нанесение на контурные карты
изученных объектов и подписывание их названий»
ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ РОССИИ
12 Размещение природных зон на территории России
13 Карта природных зон России.
Практическая работа № 3 «Работа с физической картой и картой
природных зон России»
ЗОНА АРКТИЧЕСКИХ ПУСТЫНЬ

1

1
1

2
1
1

5

14 Положение на карте

1

15 Климат

1

16 Растительный и животный мир.
Практическая работа № 4 «Запись названий и зарисовка в тетрадях
наиболее типичных для изучаемой природной зоны растений и
животных»
17 Население и его основные занятия

1

18 Северный морской путь
ЗОНА ТУНДРЫ

1

1

19

Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые

8
1

20

Климат. Водоемы тундры

1

21

Растительный мир

1

22

Животный мир.
Практическая работа № 5 «Запись названий и зарисовка в тетрадях
наиболее типичных для изучаемой природной зоны растений и
животных»

1

23

Хозяйство, население и его основные занятия

1

24

Города тундры: Мурманск, Нарьян-Мар

1

25

Города тундры: Салехард, Норильск, Анадырь

1

26

Экологические проблемы севера Охрана природы тундры

1

ЛЕСНАЯ ЗОНА
27

Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые

17
1

28

Климат

1

29

Реки, озера, каналы

1

30

Растительный мир. Хвойные леса (тайга)

1

31

Смешанные и лиственные леса

1

32

Животный мир

1

33

Пушные звери.
Практическая работа № 6 «Запись названий и зарисовка в тетрадях
наиболее типичных для изучаемой природной зоны растений и
животных»

1

34

Значение леса

1

35

Промышленность и сельское хозяйство лесной зоны

1

36

Промышленность и сельское хозяйство Центральной России

1

37

Города Центральной России

1

38

Особенности развития хозяйства Северо-Западной России

1

39

Города: Архангельск, Санкт-Петербург, Новгород, Псков,
Калининград

1

40

Западная Сибирь

1

41

Восточная Сибирь

1

42

Дальний Восток

1

43

Заповедники и заказники лесной зоны. Охрана леса

1

ЗОНА СТЕПЕЙ
44

Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Реки

8
1

45

Растительный мир

1

46

1

47

Животный мир.
Практическая работа № 7 «Запись названий и зарисовка в тетрадях
наиболее типичных для изучаемой природной зоны растений и
животных»
Хозяйство. Население и его основные занятия

48

Города лесостепной зоны: Воронеж, Курск, Оренбург, Омск

1

49

Города степной зоны: Самара, Саратов, Волгоград

1

1

50

Города степной зоны: Ростов-на-Дону, Ставрополь, Краснодар

1

51

Охрана природы зоны степей

1

ЗОНА ПОЛУПУСТЫНЬ И ПУСТЫНЬ
52

Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые

6
1

53

Климат. Реки

1

54

Растительный мир

1

55

Животный мир.
Практическая работа № 8 «Запись названий и зарисовка в тетрадях
наиболее типичных для изучаемой природной зоны растений и
животных»

1

56

Хозяйство. Население и его основные занятия

1

57

Города зоны полупустынь и пустынь

1

ЗОНА СУБТРОПИКОВ
58

Положение на карте

59

Курортное хозяйство. Население и его основные занятия. Городакурорты
ВЫСОТНАЯ НОЯСНОСТЪ В ГОРАХ

2
1
1

60

Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Климат

6
1

61

Особенности природы и хозяйства Северного Кавказа

1

62

Города и экологические проблемы Урала

1

63

Алтайские горы. Хозяйство. Население и его основные занятия.
Города
Горы Восточной Сибири. Хозяйство. Население и его основные
занятия. Города

1

Практическая работа № 9 «Вычерчивание схемы смены природных зон
вПОВТОРЕНИЕ
горах»

1

64
65

1

66

Повторение

5
1

67

Повторение

1

68

Повторение

1

69

Повторение

1

70

Повторение

1

ВСЕГО: 70 час.

8 класс «География материков и океанов, 1 часть»
(70 час., 2 час, в неделю)
№

Наименование разделов, тем

п/п

ЧТО ИЗУЧАЮТ В КУРСЕ ГЕОГРАФИИ МАТЕРИКОВ И ОКЕАНОВ

Всего
часов
1

1

Материки и части света на глобусе и карте
МИРОВОЙ ОКЕАН

1
5

2
3

Атлантический океан
Северный Ледовитый океан

1

4

Тихий океан

1

5

Индийский океан

1

6

Современное изучение Мирового океана. Практическая работа № 1
«Обозначение океанов на контурной карте полушарий»
АФРИКА

1

7

Географическое положение

8

Разнообразие рельефа, климат, реки и озера
Практическая работа № 2 «Обозначение на контурной карте острова
Мадагаскар, полуострова Сомали, пустыни Сахара, рек (Нил, Конго),
гор (Атласе, Капские, Драконовы), Суэцкого канала»

1

9

Природные зоны

1

10
11

Растительность тропических лесов

1

Животные тропических лесов
Практическая работа № 3 «Запись названий и зарисовка в тетрадях
наиболее типичных растений и животных природной зоны»

1

Растительность саванн

1

Животные саванн
Практическая работа № 4 «Запись названий и зарисовка в тетрадях
наиболее типичных растений и животных природной зоны»

1

14

Растительность и животные пустынь.
Практическая работа N° 5 «Запись названий и зарисовка в тетрадях
наиболее типичных растений и животных природной зоны»

1

15

Население и государства

1

Египет

1

Эфиопия

1

Танзания

1

Демократическая республика Конго (ДР Конго)

1

20

Нигерия

1

21

Южно-Африканская республика (ЮАР)

1

22

Практическая работа № 6 «Обозначение на контурной карте изученных
государств и их столиц»

1

12
13

16
17
18
19

1

16
1

АВСТРАЛИЯ

8

23

Географическое положение.
Практическая работа № 7 «Обозначение на контурной карте острова
Новая Гвинея, реки Муррей, города Канберра»

1

24

Разнообразие рельефа, климат, реки и озера

1

25

Растительный мир

1

26

Животный мир
Практическая работа № 8 «Запись названий и зарисовка в тетрадях
наиболее типичных растений и животных материка»

1

27

Население

1

28

Австралийский Союз

1

29

Океания

1

30

Остров Новая Гвинея

1

АНТАРКТИДА

5

31

Географическое положение. Антарктика

1

32

Открытие Антарктиды русскими мореплавателями

1

33

Разнообразие рельефа, климат

1

34

Растительный и животный мир. Охрана природы. Практическая работа
№ 9 «Запись названий и зарисовка в тетрадях наиболее типичных
растений и животных материка»

1

35

Современные исследования Антарктиды

1

СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА

9

36

Открытие Америки

1

37

Географическое положение.
Практическая работа № 10 «Обозначение на контурной карте
Карибского моря, Гудзонова и Мексиканского заливов, островов
Гренландия и Куба, полуостровов: Аляска, Флорида, Калифорния»

1

38

Разнообразие рельефа, климат.
Практическая работа № 11 «Обозначение на контурной карте гор
Кордильер и Аппалачей»
Реки и озера
Практическая работа № 12 «Обозначение на контурной карте рек
Миссисипи и Миссури, Великих озер»

1

40

Растительный и животный мир

1

41

Население и государства

1

42

Соединенные Штаты Америки (США)

1

39

1

43

Канада

1

44

Мексика, Куба.
Практическая работа № 13 «Обозначение на контурной карте
изученных государств и их столиц»

1

ЮЖНАЯ АМЕРИКА

11

45

Географическое положение.
Практическая работа № 14 «Обозначение на контурной карте острова
Огненная Земля, Панамского канала, Магелланова пролива»

1

46

1

47

Разнообразие рельефа, климат.
Практическая работа № 15 «Обозначение на контурной карте
Амазонской низменности, гор Анды, реки Амазонки»
Реки и озера

48

Растительность тропических лесов

1

49

Животные тропического леса

1

50

Растительность саванн, степей, пустынь и горных районов

1

51

Животные саванн, степей, полупустынь, гор.
Практическая работа № 16 « Запись названий и зарисовка в тетрадях
наиболее типичных растений и животных материка»

1

52

Население и государства

1

53

Бразилия

1

54

Аргентина

1

55

Перу.
Практическая работа № 17 «Обозначение на контурной карте
изученных государств и их столиц»

1

ЕВРАЗИЯ

13

56

"Географическое положение.
Практическая работа № 18 «Проведение на контурной карте границы
между Европой и Азией»

1

57

Очертания берегов. Моря Северного Ледовитого и Атлантического
океанов. Острова и полуострова.
Практическая работа № 19 «Обозначение на контурной карте морей
(Норвежское, Северное, Балтийское, Средиземное, Черное), заливов
(Финский), островов (Великобритания), полуостровов (Скандинавский,
пиренейский, Апеннинский, Балканский, Малая Азия)

1

58

Очертания берегов. Моря Тихого и Индийского океанов. Острова и
полуострова.
Практическая работа № 20 «Обозначение на контурной карте морей
(Красное, Аравийское, Южно-Китайское, Японское и др.)»

1

59

Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые Европы

1

1

60

Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые Азии

1

61

Климат Евразии

1

62

Реки и озера Европы

1

63

Реки и озера Азии

1

64

Растительный и животный мир Европы

1

65

Растительный и животный мир Азии

1

66

Население Евразии

1

67

Культура и быт Народов Евразии

1

68

Государства Евразии

1

ПОВТОРЕНИЕ

2

69

Повторение

1

70

Повторение

1

9 класс «География материков и океанов, 2 часть.
География Свердловской области»
(70 час., 2 час. в неделю)
№

Наименование разделов, тем

п/п

Всего
часов

ЕВРОПА
Западная Европа

29
7
1

1

Великобритания: географическое положение, природа, экономика

2
3

Великобритания: население, культура, обычаи и традиции

1
1

4

Франция (Французская Республика): географическое положение,
природа, экономика
Франция: население, культура, обычаи и традиции

5

Германия (Федеративная Республика Германия)

1

Австрия ( Австрийская Республика)

1

Швейцария (Швейцарская Конфедерация).
Практическая работа № 1 «Обозначение на контурной карте региона
изученных государств и их столиц»

1

Южная Европа

5

Испания (Королевство Испания)
Португалия (Португальская Республика)

1

6
7

8
9

1

1

10

Италия (Итальянская Республика): географическое положение,
природа, экономика

1

11

Италия: население, культура, обычаи и традиции

1

Греция (Греческая Республика).
Практическая работа № 2 «Обозначение на контурной карте региона
изученных государств и их столиц»

1

Северная Европа

3

13

Норвегия (Королевство Норвегия)

1

14

Швеция (Королевство Швеция)

1

15

Финляндия (Финляндская Республика).
Практическая работа № 3 «Обозначение на контурной карте региона
изученных государств и их столиц»

1

Восточная Европа

14

16
17

Польша (Республика Польша)

1

Чехия (Чешская Республика)

1

18
19

Словакия (Словацкая Республика)

1

Венгрия (Венгерская Республика)

1

20

Румыния (Республика Румыния)

1

21

Болгария (Республика Болгария)

1

22

Сербия и Черногория

1

23

1

24

Практическая работа № 4 «Обозначение на контурной карте региона
изученных государств и их столиц»
Эстония (Эстонская Республика)

25

Латвия (Латвийская Республика)

1

26

Литва (Литовская Республика)

1

27

Республика Беларусь

1

28

Украина

1

29

Молдавия (Республика Молдова). Практическая работа № 5«Обозначение на
контурной карте региона, изученных
государств и их столиц»
АЗИЯ
Центральная Азия

1
27
6

30

Казахстан (Республика Казахстан)

1

31

Узбекистан (Республика Узбекистан)

1

32

Туркменистан (Туркмения)

1

33

Киргизия(Кыргызская Республика )

1

34

Таджикистан (Республика Таджикистан)

1

35

Практическая работа № 6 «Обозначение на контурной карте региона
изученных государств и их столиц»
Юго-Западная Азия

1

Грузия

1

12

36

1

8

37

Азербайджан (Азербайджанская Республика )

1

38

Армения (Республика Армения )

1

39

Турция (Турецкая Республика )

1

40

Иран (Исламская Республика Иран)

1

41

Ирак (Республика Ирак )

1

42

Афганиствн (Исламская Республика Афганистан)

1

43

Практическая работа № 7 «Обозначение на контурной карте региона
изученных государств и их столиц»

1

Южная Азия

2

44

Индия (Республика Индия): географическое положение, природа,
экономика

1

45

Индия: население, культура, обычаи и традиции

1

Восточная Азия

8
1

47

Китай(Китайская Народная Республика): географическое положение,
природа, экономика
Китай: население, культура, обычаи и традиции

48

Монголия

1

49

Корейская Народно-Демократическая Республика (КНДР)

1

50

Республика Корея

1

51

Япония: географическое положение, природа, экономика

1

52

Япония: население, культура, обычаи и традиции

1

53

Практическая работа № 8 «Обозначение на контурной карте региона
изученных государств и их столиц»

1

Юго-Восточная Азия

3

54

Таиланд (Королевство Таиланд)

1

55

Вьетнам (Социалистическая республика Вьетнам)

1

56

Индонезия (Республика Индонезия) Практическая работа № 9
«Обозначение на контурной карте региона изученных государств и их
столиц»

1

РОССИЯ

4

57

Границы России

1

58

Россия (Российская Федерация) – крупнейшее государство Евразии

1

59

Административное деление России

1

60

Столица и крупные города России

1

География Свердловской области

10

Этапы формирования Свердловской области
Практическая работа №10 «Обозначение на контурной карте границ
области и ее соседей»
Географическое положение. Границы. Рельеф

1

46

61

62

1

1

63

Климат. Почвы. Полезные ископаемые

1

64

Население: история формирования, численность и размещение
населения

1

65

Население: национальный состав, городское и сельское население

1

66

Города области.
Практическая работа № 11 «Составление таблицы по городам области
(по заданию учителя)»

1

67

Промышленность. Сельское хозяйство

1

68

Транспорт нашего края. Архитектурно-исторические и
культурные памятники нашего края.

1

69

Повторение

1

70

Повторение

1

ВСЕГО: 70 час.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».