МБО
У"
СОШ
№ 16"
Подписан: МБОУ "СОШ № 16"
DN:
OID.1.2.840.113549.1.9.2=6602007
580-667701001-009721891906,
E=ou16@mail.ru,
ИНН=006602007580,
СНИЛС=09721891906,
ОГРН=1026600580005,
T=Директор, O="МБОУ ""СОШ №
16""", STREET="УЛ ЧЕРЕМУШКИ,
ДОМ 5", L=Сосновый Бор, S=66
Свердловская область, C=RU,
G=Анна Николаевна,
SN=Березина, CN="МБОУ ""СОШ
№ 16"""
Основание: я подтверждаю этот
документ
Местоположение: место
подписания
Дата: 2021-10-01 15:04:10
Foxit Reader Версия: 9.7.2
Приложение
к адаптированной основной общеобразовательной
программе образования
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РУССКИЙ ЯЗЫК» (ВАРИАНТ 1)
Русский язык (4 часа в неделю, 140 часов в год)
Пояснительная записка
Статус документа
Адаптированная основная образовательная рабочая программа общего образования по
русскому языку составлена для учащихся с лёгкой умственной отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
на
основе
адаптированной
основной
общеобразовательной программы (АООП) общего образования обучающихся с
умственной отсталостью. Программа реализуется на базе Муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №16».
Общая характеристика предмета
Учебный предмет русский язык включён в федеральный компонент образовательной
области «Язык и речевая практика» учебного плана для учащихся с лёгкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Учащиеся овладевают предметом 4 часа
в неделю, 136 часов в год.
Программа по русскому языку в классе комплекте имеет коммуникативную
направленность. В связи с этим на первый план выдвигаются задачи развития речи
учащихся как средства общения и как способа коррекции их мыслительной деятельности.
Во взаимообусловленном решении этих задач строится содержательная часть программы.
Первостепенное внимание уделяется таким синтаксическим структурам, как предложение
и текст, обеспечивающим реализацию коммуникативной функции речи и возможность
развернуто выражать мысли, точнее понимать высказывания других людей.
Коммуникативно-речевая направленность обучения делает более продуктивным
решение коррекционно-развивающих задач, так как предполагает большую работу над
значением таких языковых единиц, как слово, словосочетание, предложение, текст, и над
способами выражения смыслового различия с помощью этих единиц.
Изучение русского языка в 5 классе имеет целью развитие коммуникативно-речевых
навыков и коррекцию недостатков мыслительной деятельности обучающихся с легкой
степенью умственной отсталости.
Задачи:
- совершенствовать и развивать связную устную речь;
- закреплять правильное произношение звуков;
- работать над словообразованием и словоизменением;
- уточнять и обогащать словарь;
- строить разные по структуре предложения;
- учить применять грамматико-орфографические правила в устной и письменной форме;
- формировать навыки связной, письменной речи;
- выделять ведущую мысль в тексте, определять части текста;
- с помощью учителя или самостоятельно находить в тексте речевые недочеты и
исправлять их;
- познакомить с различными видами деловых бумаг.
Личностные результаты
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою
Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной
жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально
значимых мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях;
10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоциональнонравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам
других людей;
12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям;
13) проявление готовности к самостоятельной жизни
Предметные результаты
Минимальный уровень:
знание отличительных грамматических признаков основных частей слова;
разбор слова с опорой на представленный образец, схему, вопросы учителя;
образование слов с новым значением с опорой на образец;
представления о грамматических разрядах слов;
различение изученных частей речи по вопросу и значению;
использование на письме орфографических правил после предварительного
разбора текста на основе готового или коллективного составленного алгоритма;
составление различных конструкций предложений с опорой на представленный
образец;
установление смысловых связей в словосочетании по образцу, вопросам учителя;
нахождение главных и второстепенных членов предложения без деления на виды (с
помощью учителя);
нахождение в тексте однородных членов предложения;
различение предложений, разных по интонации;
нахождение в тексте предложений, различных по цели высказывания (с помощью
учителя);
участие в обсуждении фактического материала высказывания, необходимого для
раскрытия его темы и основной мысли;
выбор одного заголовка из нескольких предложенных, соответствующих теме
текста;
оформление изученных видов деловых бумаг с опорой на представленный образец;
письмо
небольших
по
объему
изложений
повествовательного
текста
и
повествовательного текста с элементами описания (50-55 слов) после предварительного
обсуждения (отработки) всех компонентов текста;
составление
и
письмо
небольших
по
объему сочинений
(до
50
слов)
повествовательного характера (с элементами описания) на основе наблюдений,
практической
деятельности,
опорным
словам
и
предложенному
плану
после
предварительной отработки содержания и языкового оформления.
Достаточный уровень:
знание значимых частей слова и их дифференцировка по существенным признакам;
разбор слова по составу с использованием опорных схем;
образование слов с новым значением, относящихся к разным частям речи, с
использованием приставок и суффиксов с опорой на схему;
дифференцировка слов, относящихся к различным частям речи по существенным
признакам;
определение
некоторых
грамматических
признаков
изученных
частей
(существительного, прилагательного, глагола) речи по опорной схеме или вопросам
учителя;
нахождение орфографической трудности в слове и решение орографической задачи
(под руководством учителя);
пользование орфографическим словарем для уточнения написания слова;
составление простых распространенных и сложных предложений по схеме,
опорным словам, на предложенную тему и т. д.;
установление смысловых связей в несложных по содержанию и структуре
предложениях (не более 4-5 слов) по вопросам учителя, опорной схеме;
нахождение главных и второстепенных членов предложения с использованием
опорных схем;
составление предложений с однородными членами с опорой на образец;
составление предложений, разных по интонации с опорой на образец;
различение предложений (с помощью учителя) различных по цели высказывания;
отбор фактического материала, необходимого для раскрытия темы текста;
отбор фактического материала, необходимого для раскрытия основной мысли
текста (с помощью учителя);
выбор одного заголовка из нескольких предложенных, соответствующих теме и
основной мысли текста;
оформление всех видов изученных деловых бумаг;
письмо изложений повествовательных текстов и текстов с элементами описания и
рассуждения после предварительного разбора (до 70 слов);
письмо сочинений-повествований с элементами описания после предварительного
коллективного разбора темы, основной мысли, структуры высказывания и выбора
необходимых языковых средств (55-60 слов).
Основное содержание предмета «Русский язык»
Содержание программы по русскому языку составляют два раздела: «Грамматика,
правописание и развитие речи», «Чтение и развитие речи». Коммуникативная
направленность является основной отличительной чертой каждого из двух разделов.
Изучение русского языка в старших классах имеет своей целью развитие
коммуникативно-речевых навыков и коррекцию недостатков мыслительной деятельности.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
― расширение представлений о языке как важнейшем средстве человеческого
общения;
― ознакомление с некоторыми грамматическими понятиями и формирование на
этой основе грамматических знаний и умений;
― использование усвоенных грамматико-орфографических знаний и умений для
решения практических (коммуникативно-речевых) задач;
― совершенствование навыка полноценного чтения как основы понимания
художественного и научно-познавательного текстов;
― развитие навыков речевого общения на материале доступных для понимания
художественных и научно-познавательных текстов;
― развитие положительных качеств и свойств личности.
Грамматика, правописание и развитие речи
Фонетика. Звуки и буквы. Обозначение звуков на письме. Гласные и согласные.
Согласные твердые и мягкие. Обозначение мягкости согласных на письме буквами ь, е, ё,
и, ю, я. Согласные глухие и звонкие. Согласные парные и непарные по твердости –
мягкости, звонкости – глухости. Разделительный
ь. Ударение. Гласные ударные и
безударные. Проверка написания безударных гласных путем изменения формы слова.
Слог. Перенос слов. Алфавит.
Морфология
Состав слова. Корень и однокоренные слова. Окончание. Приставка. Суффикс.
Образование слов с помощью приставок и суффиксов. Разбор слов по составу. Сложные
слова: образование сложных слов с соединительными гласными и без соединительных
гласных. Сложносокращенные слова.
Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в
корне слова. Единообразное написание ударных и безударных гласных, звонких и глухих
согласных в корнях слов. Непроверяемые гласные и согласные в корне слов.
Правописание приставок. Единообразное написание ряда приставок. Приставка и
предлог. Разделительный ъ.
Части речи
Имя
существительное,
глагол,
имя
прилагательное,
имя
числительное,
местоимение, наречие, предлог. Различение частей речи по вопросам и значению.
Предлог: общее понятие, значение в речи. Раздельное написание предлогов со
словами.
Имя существительное: общее значение. Имена существительные собственные и
нарицательные,
одушевленные
и
неодушевленные.
Род
имен
существительных.
Написание мягкого знака (ь) после шипящих в конце слов у существительных женского
рода. Число имен существительных. Имена существительные, употребляемые только в
единственном или множественном числе. Понятие о 1, 2, 3-м склонениях имен
существительных. Склонение имен существительных в единственном и множественном
числе. Падеж. Изменение существительных по падежам. Правописание падежных
окончаний имён существительных единственного и множественного числа. Несклоняемые
имена существительные.
Имя прилагательное: понятие, значение в речи. Определение рода, числа и падежа
имени прилагательного по роду, числу и падежу имени существительного. Согласование
имени прилагательного с существительным в роде, числе и падеже. Спряжение имен
прилагательных.
Правописание
родовых
и
падежных
окончаний
имен
прилагательных
в
единственном и множественном числе.
Глагол как часть речи. Изменение глагола по временам (настоящее, прошедшее,
будущее). Изменение глагола по лицам и числам. Правописание окончаний глаголов 2-го
лица –шь, -шься. Глаголы на –ся (-сь). Изменение глаголов в прошедшем времени по
родам и числам. Неопределенная форма глагола. Спряжение глаголов. Правописание
безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения. Правописание глаголов с –ться,
-тся. Повелительная форма глагола. Правописание глаголов повелительной формы единственного и множественного числа. Правописание частицы НЕ с глаголами.
Местоимение. Понятие о местоимении. Значение местоимений в речи. Личные
местоимения единственного и множественного числа. Лицо и число местоимений.
Склонение местоимений. Правописание личных местоимений.
Имя
числительное.
Понятие
об
имени
числительном.
Числительные
количественные и порядковые. Правописание числительных.
Наречие. Понятие о наречии. Наречия, обозначающие время, место, способ
действия. Правописание наречий.
Синтаксис. Словосочетание. Предложение. Простые и сложные предложения.
Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения. Знаки препинания
в конце предложений. Главные и второстепенные члены предложения. Предложения
распространенные и нераспространенные.
Установление последовательности предложений в тексте. Связь предложений в
тексте с помощью различных языковых средств (личных местоимений, наречий, повтора
существительного, синонимической замены и др.).
Однородные члены предложения. Союзы в простом и сложном предложении, знаки
препинания перед союзами. Обращение, знаки препинания при обращении. Прямая речь.
Знаки препинания при прямой речи.
Сложное предложение. Сложные предложения без союзов и с сочинительными
союзами И. А, НО. Сравнение простых предложений с однородными членами и сложных
предложений. Сложные предложения с союзами ЧТО, ЧТОБЫ, ПОТОМУ ЧТО, КОГДА,
КОТОРЫЙ.
Развитие речи, работа с текстом
Текст, признаки текста. Отличие текстов от предложения. Типы текстов: описание,
повествование, рассуждение. Заголовок текста, подбор заголовков к данному тексту.
Работа с деформированным текстом. Распространение текста.
Стили речи (на основе практической работы с текстами): разговорный, деловой и
художественный. Основные признаки стилей речи. Элементарный стилистический анализ
текстов.
Составление рассказа по серии сюжетных картин, картине, по опорным словам,
материалам наблюдения, по предложенной теме, по плану.
Изложение текста с опорой на заранее составленный план. Изложение по
коллективно составленному плану.
Сочинение творческого характера по картине, по личным наблюдениям, с
привлечением сведений из практической деятельности, книг.
Деловое письмо
Адрес на открытке и конверте, поздравительная открытка, письмо. Записки:
личные и деловые. Заметка в стенгазету, объявление, заявление, автобиография, анкета,
доверенность, расписка и др.
Письмо с элементами творческой деятельности.
Базовые учебные действия
Образовательная область язык и речевая практика.
Группа БУД действий
Личностные учебные действия
Коммуникативные учебные действия
Учебный предмет: Русский язык
Перечень учебных действий
испытывать чувство гордости за свою страну;
гордиться
школьными
успехами
и
достижениями как собственными, так и
своих товарищей;
адекватно эмоционально откликаться на
произведения литературы, музыки, живописи
и др.;
уважительно и бережно относиться к людям
труда и результатам их деятельности;
активно включаться в общеполезную
социальную
деятельность;
бережно
относиться
к
культурно-историческому
наследию родного края и страны.
вступать и поддерживать коммуникацию в
Регулятивные учебные действия
Познавательные учебные действия
разных
ситуациях
социального
взаимодействия
(учебных,
трудовых,
бытовых и др.);
слушать собеседника, вступать в диалог и
поддерживать его,
использовать разные виды делового письма
для решения жизненно значимых задач;
использовать доступные источники и
средства
получения
информации
для
решения
коммуникативных
и
познавательных задач.
Принимать и сохранять цели и задачи
решения типовых учебных и практических
задач, осуществлять коллективный поиск
средств их осуществления.
Осознанно действовать на основе разных
видов инструкций для решения практических
и учебных задач.
Осуществлять
взаимный
контроль
в
совместной
деятельности,
адекватно
оценивать собственное поведении е и
поведение окружающих.
Обладать готовностью к осуществлению
самоконтроля в процессе деятельности;
адекватно реагировать на внешний контроль
и оценку, корректировать в соответствии с
ней свою деятельность.
Дифференцированно
воспринимать
окружающий
мир,
его
временнопространственную организацию.
Использовать
усвоенные
логические
операции
(сравнение,
анализ,
синтез,
обобщение, классификацию, установление
аналогий,
закономерностей,
причинноследственных
связей)
на
наглядном,
доступном вербальном материале, основе
практической деятельности в соответствии с
индивидуальными возможностями.
Использовать в жизни и деятельности
некоторые
межпредметные
знания,
отражающие
несложные,
доступные
существенные связи и отношения между
объектами и процессами.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Раздел. Тема.
Количество
часов
1
2
Звуки и буквы. Текст.
Повторение. Звуки и буквы. Текст
Звуки речи: гласные и согласные. Алфавит
17
1
1
3
Гласные и согласные. Несовпадение звука и буквы в слове
1
4
Твердые и мягкие согласные перед И, Е, Ю, Я
1
5
Мягкий знак (ь) на конце и в середине слова
1
6
Правописание слов с разделительным мягким знаком (ь)
1
7
Различение текста и не текста
1
8
Парные звонкие и глухие согласные, их правописание на конце 1
слова
9
Ударные и безударные гласные в слове
1
10
Проверка безударных гласных в слове
2
11
Текст. Определение темы текста. Заголовок
1
12
Звуки и буквы. Закрепление знаний
1
13
Контрольный диктант № 1 «Звуки и буквы. Текст»
1
14
Работа над ошибками. Закрепление знаний по теме «Звуки и 1
буквы. Текст».
15
Деловое письмо. Адрес
1
16
Коллективное составление рассказа по серии картинок
1
Предложение. Текст.
18
1
Выражение в предложении законченной мысли.
1
2
Распространение предложений
1
3
Порядок слов в предложении
1
4
Связь слов в предложении.
1
5
Главные члены предложения. Сказуемое
1
6
Главные члены предложения. Подлежащее.
1
7
Второстепенные члены предложения
1
8
Второстепенные члены предложения
9
Текст. Отличие предложения от текста. Деление текста на 1
предложения.
10
Наблюдение за знаками препинания в конце предложений
1
11
12
Изложение
Вопросительные предложения
1
1
13
Восклицательные предложения
1
14
Повествовательные,
предложения
15
Предложение. Закрепление знаний
1
16
Контрольный диктант № 2 «Предложение. Текст».
1
17
Работа над ошибками.
«Предложение. Текст».
вопросительные
Закрепление
и
восклицательные 1
знаний
по
теме 1
18
Деловое письмо. Адрес
1
1
Части речи. Текст
Названия предметов, действий, признаков
1
2
Понятие о частях речи. Существительное.
1
3
Глагол
1
4
Прилагательное
1
5
Различение частей речи по вопросам и значениям
2
6
Употребление разных частей речи в предложении и тексте
1
7
Контрольный диктант № 4 «Части речи».
1
8
Работа над ошибками. Закрепление знаний по теме «Части речи».
1
9
Имя существительное. Значение существительных в речи
1
10
Одушевленные и неодушевленные существительные
1
11
Собственные и нарицательные существительные
1
12
Правописание имен собственных
1
13
Текст. Тема и основная мысль текста.
1
14
Контрольный
собственных».
15
Изменение существительных по
единственном и множественном числе
диктант
№5
«Правописание
числам.
имен 1
Понятие
о 1
16
Употребление
существительных
множественном числе
в
единственном
и 1
17
Изменение существительных по числам
1
18
Род существительных. Знакомство с понятием рода
1
19
Существительные женского рода
1
20
Существительные мужского рода
1
21
Существительные среднего рода
1
22
Различение существительных по родам
1
23
Существительное. Закрепление знаний
1
24
Контрольный диктант № 6 «Существительное».
1
25
Работа над ошибками. Закрепление знаний по теме «Имя 1
существительное»
26
Деловое письмо. Поздравление.
1
27
Коллективное изложение текста, воспринятого на слух.
1
28
Имя прилагательное. Значение прилагательных в речи
1
29
Различение признаков, обозначаемых прилагательных
1
30
Зависимость рода прилагательных от рода существительных
1
31
Окончания прилагательных мужского рода
1
32
Окончания прилагательных женского рода
1
33
Окончания прилагательных среднего рода
1
34
Окончания прилагательных мужского, женского и среднего рода
1
35
Изменение прилагательных по родам
1
36
Прилагательное. Закрепление знаний
1
37
Контрольный диктант № 7 «Прилагательное»
1
38
Работа над ошибками.
«Прилагательное»
39
Деловое письмо. Записка.
2
40
Глагол. Значение глагола в речи
1
41
Различение действий, обозначаемых глаголами
1
42
Изменение глаголов по временам. Настоящее время глаголов
1
43
Прошедшее время глаголов
1
44
Будущее время глаголов
1
45
46
Различие глаголов по временам
1
Текст. Отбор примеров и фактов для подтверждения основной 1
мысли
47
Глагол. Закрепление знаний
Закрепление
знаний
по
теме 1
1
48
Контрольный диктант № 8 «Глагол»
1
49
Работа над ошибками. Закрепление знаний по теме «Глагол»
1
50
Коллективное изложение текста, воспринятого на слух, по 1
данному началу и опорным словам
1
Предложение. Текст
Главные члены предложения
11
1
2
Второстепенные члены предложения
1
3
Постановка вопросов от главных членов предложений к 1
второстепенным членам
4
Различение
предложений
5
Распространение предложений
1
6
Знакомство с однородными членами предложения
1
7
Дополнение предложения однородными членами
1
8
Предложение. Закрепление знаний.
1
9
Контрольный диктант № 9 «Предложение. Текст»
1
10
Работа над ошибками.
«Предложение. Текст»
11
Деловое письмо. Записка.
1
1
Повторение
Повторение по теме «Состав слова»
10
1
нераспространенных
и
Закрепление
распространенных 1
знаний
по
теме 1
2
Повторение по теме «Существительное»
1
3
Повторение по теме «Прилагательное»
1
4
Повторение по теме «Глагол»
1
5
Повторение по теме «Предложение»
1
6
Повторение по теме «Текст»
1
7
Деловое письмо. Письмо
2
8
Контрольный диктант № 10 «Повторение изученного»
1
9
Работа над ошибками.
1
10
Закрепление знаний по теме «Повторение изученного»
2
140
№ п/п
Раздел. Тема.
1
2
3
4
5
6
7
8
Повторение
Звуки и буквы. Текст
Сомнительные звонкие и глухие согласные в словах
Сомнительные гласные и согласные в словах
Текст. Части текста. Красная строка
Непроверяемые гласные и согласные в словах
Звуки и буквы. Закрепление знаний по теме
Повторение
Практическая работа
Количество
часов
8
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Работа над ошибками
Предложение. Текст
Деление текста на предложения
1
10
1
2
3
Выделение главных и второстепенных членов предложения
Нераспространенные и распространенные предложения
1
1
9
4
5
6
7
8
9
10
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
Текст. Расположение частей текста в соответствии с данным
планом
Распространение предложений с помощью рисунков
Распространение предложения с помощью вопросов
Однородные члены предложения
Предложение. Закрепление знаний по теме
Контрольный диктант
Работа над ошибками
Состав слова. Текст
Корень и однокоренные слова
Окончание как изменяемая часть слова
Образование смысловой связи между словами с помощью
окончаний
Приставка как часть слова
Изменение значения слова в зависимости от приставки
Суффикс как часть слова
Разбор слова по составу
Правописание безударных гласных в корне
Написание гласных в корне однокоренных слов
Проверяемые и проверочные слова
Проверка безударных гласных в корне
Правописание звонких и глухих согласных в корне
Написание согласных в корне однокоренных слов. Проверяемые
и проверочные слова
Проверка парных звонких и глухих согласных в корне
Закрепление знаний по разделу
Сочинение
Работа над ошибками
Правописание приставок
Приставка и предлог
Различение приставки и предлога
Наблюдение за правописанием гласных в приставках
Правописание гласных в приставках
Правописание безударных гласных в корне и приставке
Текст. Деление текста на части по данному плану
Правописание приставок на согласную
Разделительный твердый знак в словах с приставками
Различение написаний слов с разделительным твердым знаком и
без него
Состав слова. Закрепление знаний
Контрольный диктант
Работа над ошибками
Части речи. Текст
Существительное. Прилагательное. Глагол.
Различение существительных, прилагательных и глаголов в
предложении
Имя существительное
Значение существительных в речи
Существительные, обозначающие явления природы
Существительные, называющие один и тот же предмет по
разному
1
1
1
1
1
1
1
15
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
12
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
67
1
1
1
1
1
1
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
Существительные, противоположные по значению
Различение существительных по родам
Изменение существительных по числам
Существительные собственные и нарицательные
Большая буква в именах собственных
Кавычки в именах собственных
Различение написаний существительных собственных и
нарицательных
Имя существительное. Закрепление знаний
Изложение
Работа над ошибками
Изменение существительных по падежам
Понятие о склонении
Определение падежей существительных по вопросам
Именительный падеж (Кто? Что?)
Родительный падеж (Кого? Чего?)
Дательный падеж (Кому? Чему?)
Винительный падеж (Кого? Чего?)
Творительный падеж (Кем? Чем?)
Предложный падеж (О ком? О чем?)
Текст. Подтверждение основной мысли текста дополнительными
фактами
Понятие о начальной форме
Постановка существительных в начальную форму
Изменение существительных по падежам. Закрепление
полученных знаний
Контрольный диктант
Проверочная работа
Имя прилагательное
Значение прилагательных в речи
Описание явлений природы с помощью прилагательных
Описание человека, животных с помощью прилагательных
Прилагательные, противоположные по значению
Изменение прилагательных по родам и числам
Изменение прилагательных по родам
Окончания прилагательных женского рода
Окончания прилагательных среднего рода
Определение родовых окончаний прилагательных
Изменение прилагательных по числам
Род и число прилагательных. Закрепление полученных знаний
Склонение прилагательных мужского и среднего рода
Понятие о склонении прилагательных
Постановка вопросов к прилагательным в косвенных падежах
Именительный падеж прилагательных мужского и среднего рода
Родительный падеж прилагательных мужского и среднего рода
Дательный падеж прилагательных мужского и среднего рода
Винительный падеж прилагательных мужского и среднего рода
Творительный падеж прилагательных мужского и среднего рода
Предложный падеж прилагательных мужского и среднего рода
Склонение прилагательных мужского и среднего рода.
Закрепление знаний.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
3
4
5
Контрольный диктант
Работа над ошибками
Глагол
Значение глагола в речи
Глаголы, противоположные по значению
Различение существительных, прилагательных и глаголов
Настоящее время глагола
Прошедшее время глагола
Будущее время глагола
Различение глаголов по временам
Единственное и множественное число глаголов настоящего
времени
Единственное и множественное число глаголов будущего
времени
Единственное и множественное число глаголов прошедшего
времени
Текст. Связь частей в тексте
Глагол. Закрепление знаний.
Контрольный диктант
Работа над ошибками
Предложение. Текст
Различение
повествовательных,
вопросительных
и
восклицательных предложений
Однородные члены. Определение однородных членов
предложения
Однородные члены предложения с союзом и
Однородные члены предложения без союзов и с союзом и
Обращение. Знакомство с обращением
6
7
8
9
Место обращения в предложении
Предложение. Закрепление знаний
Контрольный диктант
Работа над ошибками
1
1
1
1
1
2
3
4
5
6
7
8
Повторение
Состав слова
Правописание гласных и согласных в корне и приставке
Имя существительное
Изложение
Имя прилагательное
Глагол
Итоговая работа. Контрольный диктант
Работа над ошибками
15
2
2
3
1
2
2
1
1
140
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
9
1
1
1
1
1
Тематическое планирование 7 класс
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
1
2
3
4
5
6
7
Тема. Раздел
Количество
часов
8
1
1
1
1
1
1
1
1
9
1
1
1
1
1
1
1
1
1
17
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
77
1
1
1
1
одного 1
Повторение
Звуки и буквы. Текст
Алфавит. Гласные и согласные звуки и буквы
Разделительный мягкий и твердый знаки в словах
Правописание безударных гласных в словах
Правописание звонких и глухих согласных в словах
Звуки и буквы. Закрепление знаний
Практическая работа
Работа над ошибками
Предложение. Текст
Предложения нераспространенные и распространенные
Однородные члены предложения
Распространение предложений однородными членами
Составление предложений с однородными членами
Текст. Подтверждение основной мысли текста фактами
Обращение. Его место в предложении
Употребление обращения в диалоге
Предложение. Закрепление знаний
Контрольный диктант
Состав слова. Текст
Корень. Однокоренные слова
Приставка
Суффикс
Окончание
Безударные гласные в корне
Звонкие и глухие согласные в корне
Правописания в корне. Закрепление знаний
Гласные и согласные в приставках
Разделительный твердый знак после приставок
Правописание в корне и приставке. Закрепление знаний
Знакомство со сложными словами
Правописание сложных слов
Образование сложных слов
Состав слова. Закрепление знаний
Состав слова. Закрепление знаний
Контрольный диктант
Работа над ошибками
Части речи. Текст
Различение частей речи
Образование одних частей речи от других
Существительное
Значение существительных в речи
Использование существительных для сравнения
предмета с другим
Род и число существительных
1
Различение существительных мужского и женского рода с 1
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
шипящей на конце (ж, ш, ч, щ)
Правописание существительных с шипящей на конце
Существительное 1-го склонения
Определение склонения существительных по начальной форме
Существительные 2-го склонения
Существительные 3-го склонения
Различение существительных 1, 2 и 3-го склонений
Ударные и безударные окончания существительных 1-го
склонения
Замена
существительных
с
ударным
окончанием
существительными с безударными окончаниями
Правописание
безударных
падежных
окончаний
существительных 1-го склонения
Ударные и безударные окончания существительных 2-го
склонения
Правописание
безударных
падежных
окончаний
существительных 2-го склонения
Ударные и безударные окончания существительных 3-го
склонения
Правописание
безударных
падежных
окончаний
существительных 3-го склонения
Текст. Установление последовательности фактов в тексте
Склонение существительных в единственном числе. Закрепление
знаний
Существительное. Закрепление знаний
Изложение
Анализ допущенных ошибок
Прилагательное. Значение прилагательных в речи
Описание предмета и его частей
Использование прилагательных для сравнения предметов
Словосочетания с прилагательными
Согласование прилагательного с существительным в роде и
числе
Различение окончаний прилагательных в единственном
и
множественном числе
Постановка вопросов от существительного к прилагательному в
разных падежах
Наблюдение за окончаниями вопросов и окончаниями
прилагательных
Правописание падежных окончаний прилагательных мужского и
среднего рода
Изменение прилагательных женского рода по падежам
Постановка вопросов о существительных к прилагательным в
разных падежах
Наблюдение за окончаниями вопросов и окончаниями
прилагательных
Правописание падежных окончаний прилагательных женского
рода
Правописание падежных окончаний прилагательных в
единственном числе
Правописание падежных окончаний прилагательных в
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
1
2
3
4
5
6
7
8
единственном числе
Прилагательное. Закрепление знаний
Прилагательное. Закрепление знаний
Контрольный диктант «Прилагательное»
Анализ допущенных ошибок
Глагол
Значение глаголов в речи
Использование глаголов для сравнения предметов
Различение глаголов по временам
Изменение глаголов по временам
Различение глаголов по числам
Изменение глаголов по числам
Изменение глаголов в прошедшем времени по родам
Различение окончаний женского и среднего рода у глаголов в
прошедшем времени
Время и число глаголов. Закрепление знаний
Текст. Составной план текста
Понятие о неопределенной форме глагола
Правописание глаголов в неопределенной форме
Постановка глаголов в неопределенную форму
Использование частицы не в значении отрицания
Наблюдение за правописанием частицы не с глаголами
Правописание частицы не с глаголами
Глагол. Закрепление знаний
Глагол. Закрепление знаний
Контрольный диктант по теме «Глагол»
Анализ допущенных ошибок
Местоимение
Личные местоимения
Значение личных местоимений в речи
Местоимения 1-го лица
Местоимения 2-го лица
Местоимения 3-го лица
Изменение местоимений 3-го лица единственного числа по
родам
Различение местоимений по лицам и числам
Личные местоимения. Закрепление знаний.
Личные местоимения. Закрепление знаний
Сочинение
Анализ допущенных ошибок
Предложение. Текст
Простое предложение
Однородные члены предложению с союзом а, но
Однородные члены предложения с союзами и, а, но
Обращение
Знаки препинания при обращении
Простое предложение. Закрепление знаний
Части сложного предложения
Знаки препинания в сложном предложении
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
13
1
1
1
1
1
1
1
1
9
10
11
12
1
2
3
4
5
6
7
8
Составление сложных предложений
Простое и сложное предложения, закрепление знаний
Контрольный диктант «Предложения. Текст»
Анализ допущенных ошибок
Повторение
Состав слова
Правописание в приставке и корне
Существительное
Прилагательное
Глагол
Местоимение
Контрольный диктант
Анализ допущенных ошибок
1
1
1
1
4
3
4
4
4
4
1
1
140
Тематическое планирование 8 класс
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
Тема. Раздел
Повторение
Предложение. Текст
Простые и сложные предложения
Составление сложных предложений
Выделение однородных членов из предложения
Использование однородных членов в предложении
Знаки препинания при обращении
Использование обращений в предложениях
Предложение. Закрепление знаний
Контрольный диктант «Предложение. Текст»
Анализ допущенных ошибок
Состав слова. Текст
Корень Однокоренные слова
Приставка. Суффикс. Окончание
Разбор слова по составу
Проверка орфограмм в корне
Количество
часов
10
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
14
1
1
1
1
Нахождение орфограмм в корне и их проверка
Правописание приставок
Орфограммы в корне и приставке
Текст. Составление плана текста
Сложные слова соединительными гласными о, е
Сложные слова без соединительной гласной
Сложные слова с соединительной гласной и без нее
Состав слова. Закрепление знаний
Состав слова. Закрепление знаний
Контрольный диктант «Состав слова. Текст»
Части речи. Текст
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
94
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Различение частей речи
Значение существительных в речи
Существительные, близкие по значению
Род, число и падеж существительных
Определение склонения существительных
Ударные и безударные окончания существительных
Правописание падежных окончаний существительных 1-го
склонения
Правописание падежных окончаний существительных 2-го
склонения
Правописание падежных окончаний существительных 3-го
склонения
Правописание падежных окончаний существительных в
единственном числе
Изменение по падежам существительных во множественном
числе
Постановка падежных вопросов к существительным во
множественном числе
Падежные окончания существительных во множественном числе
Ударные и безударные падежные окончания существительных
во множественном числе
Правописание падежных окончаний существительных во
множественном числе
Окончания родительного падежа существительных во
множественном числе
Склонение существительных. Закрепление знаний
Существительное. Закрепление знаний
Контрольный диктант «Существительное»
Прилагательное
1
1
1
1
1
1
1
Значение прилагательных в речи
Прилагательные, Близкие по значению
Словосочетания с прилагательными
Род и число прилагательных
Изменение окончаний прилагательных по вопросам
Постановка вопросов к прилагательным
Правописание падежных окончаний прилагательных в
единственном числе
Текст. Подбор примеров для подкрепления основной мысли
текста
Выделение
словосочетаний
с
прилагательными
во
множественном числе
Изменение прилагательных во множественном числе по падежам
Постановка вопросов к прилагательным во множественном
числе
Правописание падежных окончаний прилагательных во
множественном числе
Правописание падежных окончаний прилагательных во
множественном числе
Склонение прилагательных. Закрепление знаний.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Прилагательное. Закрепление знаний
Контрольный диктант « Прилагательное»
Анализ допущенных ошибок
Местоимение
Значение местоимений в речи
Различие местоимений по лицам и числам
Наблюдение за склонением местоимения 1-го лица
единственного числа
Склонение местоимения 1-го лица единственного числа
Наблюдение за склонением местоимения 1-го лица
множественного числа
Склонение местоимения 1-го лица множественного числа
Склонение местоимений 1-го лица единственного и
множественного числа
Наблюдение за склонением местоимения 2-го лица
единственного числа
Склонение местоимения 2-го лица единственного числа
Наблюдение за склонением местоимения 2-го лица
множественного числа
Склонение местоимения 2-го лица множественного числа
Склонение местоимений 2-го лица единственного и
множественного числа
Наблюдение за склонением местоимений 3-го лица
единственного числа
Склонение местоимений 3-го лица единственного числа
Наблюдение за склонением местоимения 3-го лица
множественного числа
Склонение местоимения 3-го лица множественного числа
Склонение местоимений 3-го лица единственного и
множественного числа
1
1
1
1
1
1
1
56
57
58
59
60
Местоимение. Закрепление знаний
Местоимение. Закрепление знаний
Контрольный диктант «Местоимение»
Анализ допущенных ошибок
Глагол
1
1
1
1
1
61
Значение глаголов в речи
1
62
63
64
65
66
67
68
Глаголы, близкие по значению
Частица не с глаголами
Неопределенная форма глагола
Изменение глаголов по временам и числам
Знакомство с глаголами 1-го лица
Постановка вопросов к глаголам 1-го лица
Употребление глаголов в 1-м лице
множественного числа
Знакомство с глаголами 2-го лица
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
69
единственного
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
и 1
1
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Постановка вопросов к глаголам 2-го лица
Правописание глаголов 2-го лица единственного числа
Употребление глаголов во 2-м лице единственного и
множественного числа
Знакомство с глаголами 3-го лица
Постановка вопросов к глаголам 3-го лица
Употребление глаголов в 3-м лице единственного и
множественного числа
Правописание глаголов, которые заканчиваются на –тся и –ться
Различение глаголов по лицам и числам
Глагол. Закрепление знаний
Глагол. Закрепление знаний
Контрольный диктант «Глагол»
Анализ допущенных ошибок
Наречие
Наречие как часть речи
Наречие - неизменяемая часть речи
Значение наречий в речи
Образование наречий от прилагательных
Наречия, противоположные и близкие по значению
Наречия, отвечающие на вопрос Как?
Наречия, отвечающие на вопрос где?
Наречия, отвечающие на вопрос когда?
Наречия, отвечающие на вопросы куда? Откуда?
Постановка вопросов к наречиям
Подбор наречий с опорой на вопросы
Наречие. Закрепление знаний
Изложение
Анализ допущенных значений
Предложение. Текст
Простое предложение с однородными членами
Распространение предложений однородными членами
Сложное предложение без союзов
Сложные предложения с союзами И,А, НО
Составление сложных предложений с союзами И,А, НО
Сравнение простых и сложных предложений
Распространение простых и сложных предложений
1
1
1
Предложение. Закрепление знаний
Контрольный диктант «Предложение. Текст»
Повторение
Состав слова
Существительное
Прилагательное
Местоимение
Глагол
Наречие
Предложение
Итоговая работа. Контрольный диктант
Анализ допущенных ошибок
1
1
13
2
2
2
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
9
1
1
1
1
1
1
1
140
Календарно-тематическое планирование 9 класс
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
Тема. Раздел
Количество
часов
Повторение
7
Предложение. Текст
1
Сложные предложения
1
Распространение предложений
1
Составление сложных предложений
1
Закрепление знаний
1
Сочинение - описание по картине В.М.Васнецова «Богатыри»
1
Анализ допущенных ошибок
1
Состав слова. Текст
11
Корень и однокоренные слова
1
Образование слов с помощью суффиксов
1
Образование слов с помощью приставок
2
Правописание в корне и приставке
1
Сложные слова
1
Сложносокращенные слова
1
Состав слова. Закрепление знаний
1
Деловое письмо. Объявление
1
Контрольный словарный диктант
1
Анализ допущенных ошибок
1
Части речи. Текст
106
Существительное.
1
Значение предметности
1
Существительные, близкие и противоположные по значению
1
Существительные, обозначающие черты характера
1
Использование существительных для сравнения одного 1
предмета с другим
Склонение существительных в единственном и множественном 2
числе
Правописание безударных окончаний существительных
1
Знакомство с наклонениями существительных
1
Сочетание прилагательных с наклонениями существительными
1
Употребление глаголов в прошедшем времени с наклонениями 2
существительными
Существительное. Закрепление знаний
1
Контрольный диктант «Существительное»
1
Работа над ошибками
1
Прилагательное
1
Значение признака предмета
1
Употребление прилагательных в прямом и переносном значении 2
Согласование прилагательных с существительными
1
Правописание падежных окончаний прилагательных
2
Знакомство с прилагательными, обозначающими признак по 1
принадлежности
Склонение прилагательных в мужском и среднем роде
1
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
на –ий, -ье
Склонение прилагательных в женском роде на –ья
Склонение прилагательных во множественном числе на –ьи
Склонение прилагательных. Закрепление знаний
Прилагательное. Закрепление знаний
Деловое письмо. Объяснительная записка
Проверочный диктант по теме «Имена прилагательные»
Работа над ошибками
Местоимение
Значение местоимений в речи
Употребление местоимений в тексте
Лицо и число местоимений
Изменение местоимений по падежам
Правописание местоимений с предлогами
Правописание местоимений 3-го лица
Местоимение. Закрепление знаний
Закрепление знаний
Изложение
Анализ допущенных ошибок
Глагол
Значение действия предмета
Глаголы близкие и противоположные по значению
Использование глаголов для выражения сравнения
Употребление глаголов в прямом и переносном значении
Употребление глаголов со значением отрицания
Выделение глаголов в неопределенной форме
Правописание глаголов в неопределенной форме
Различение глаголов по лицам и числам
Изменение формы лица и числа глаголов
Правописание глаголов 2-го лица единственного числа
Знакомство с повелительной формой глаголов
Правописание глаголов в повелительной форме
Правописание глаголов в повелительной форме
Использование в речи глаголов в повелительной форме
Правописание глаголов. Закрепление знаний
Глагол. Закрепление знаний
Сочинение по картине на тему «Пушкин в Михайловском»
Анализ допущенных ошибок
Деловое письмо. Написание писем
Наречие
Наречие как часть речи
Наречия, противоположные и близкие по значению
Употребление наречий с глаголами, обозначающими речевую
деятельность
Употребление сочетаний наречий с глаголами в прямом и
переносном значениях
Наблюдение за правописанием
Наречий с гласными а и о на конце
Правописание наречий с гласными а и о на конце
Различие наречий и прилагательных
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
2
1
2
1
1
2
1
1
1
1
2
2
1
1
1
1
2
1
1
2
1
1
2
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
1
2
3
4
5
6
7
Наречие. Закрепление знаний
2
Контрольный диктант «Наречие»
1
Числительное как часть речи
1
Простые и составные числительные
1
Словосочетания с числительными
1
Правописание числительных от 5 до 20 и 30
2
Правописание числительных от 50 до 80; от 500 до 900
2
Различение числительных с мягким знаком на конце и в 1
середине слова
Числительное. Закрепление знаний
1
Деловое письмо. Написание доверенности и телеграммы с 1
использованием числительных
Предложение. Текст
1
Различение простых и сложных предложений
1
Союз и в простых и сложных предложениях
2
Сложные предложения с союзом что
2
Сложные предложения с союзом чтобы
1
Сложные предложения с союзом потому что
2
Сложные предложения с союзом когда
1
Сложные предложения. Закрепление знаний
2
Предложение. Закрепление знаний
1
Контрольный диктант
1
Анализ допущенных ошибок
1
Повторение
Работа с текстом. Расстановка знаков препинания
предложениях.
Выполнение упражнений с пропущенными орфограммами.
Контрольный диктант
Работа над ошибками
Комментированное письмо
Работа со словарём
Обобщающий урок
12
в 4
3
1
1
1
1
1
140