МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования Артемовского муниципального округа
МБОУ "СОШ № 16"
Рассмотрено
на заседании
педагогического совета
МБОУ «СОШ № 16»
№ 16
«29» августа 2025 г.
Протокол № 82
Утверждено
Приказ № 95/4
от «01» сентября 2025 г.
И.о. директора МБОУ «СОШ
_________ Ковалева Н.А.
Образовательная программа
внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС ООО
«Экологический поиск» для детей с ОВЗ
для 5- 6 класса
направление: общеинтеллектуальное
Составитель: учитель
Жигулева И.А
высшая квалификационная категория
п. Сосновый Бор
2025г.
Внеурочная деятельность «ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПОИСК» для
детей с ограниченными возможностями здоровья ( 5 – 6 класс).
1. Пояснительная записка.
Рабочая программа курса составлена на основе следующих
нормативных документов:
• Закона «Об образовании»;
•
Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования (ФГОС ООО);
• Базисного учебного плана МБОУ МБОУ «СОШ № 16» 2025-2026
учебный год.
В современных условиях процесс обучения не должен сводиться к
простой передаче некой суммы знаний от учителя к ученику. Важно научить
школьников самостоятельно добывать знания, направлять их поиск, т.е.
осуществлять мотивационное управление их учением. Необходимо
использовать такую систему обучения, которая удовлетворяла бы
образовательные потребности каждого учащегося в соответствии с его
склонностями, интересами и возможностями.
Учитывая то, что приоритетные способы мышления формируются в
раннем подростковом возрасте, очевидно, что навыки экологической
деятельности необходимо прививать еще в школе. Однако узкие временные
рамки урока не позволяют в полной мере использовать потенциал
экологической деятельности для развития учащихся в школе. В этой связи
большое значение имеет форма работы с детьми в системе внеурочного и
дополнительного образования, нацеленной на формирование учебных
экологических знаний у учащихся.
Программа является одним из этапов биологического образования,
способствует профессиональной ориентации. Основная идея программы –
знакомство, изучение и практическое использование доступных для
учащихся методов биологических наук.
Школьникам среднего возраста свойственны высокая познавательная
активность, направленная в окружающий мир, к широкому кругу явлений,
социальной и природной действительности, стремление к общению с
природой.
Программа предусматривает последовательное расширение знаний,
умений, навыков, полученных обучающимися на уроках.
Цель:
формирование знаний, умений и навыков экологического воспитания,
развитие творческого потенциала обучающихся.
Задачи:
Познавательные:
• Расширить знания учащихся по биологии и экологии;
• Сформировать навыки наблюдения, измерения, мониторинга и др.;
• Изучить отдельные виды загрязнений окружающей среды;
• Рассмотреть влияние некоторых факторов на живые организмы;
• Развить умение проектирования своей деятельности;
• Научить применять коммуникативные и презентационные навыки;
• Научить оформлять результаты своей работы.
Развивающие:
• Способствовать развитию логического мышления, внимания;
• Развивать умение оценивать состояние окружающей среды и
местных экосистем;
• Продолжить формирование навыков самостоятельной работы с
различными источниками информации;
• Продолжить развивать творческие способности.
Воспитательные:
•
Продолжить воспитание навыков экологической культуры,
ответственного отношения к людям и к природе;
• Совершенствовать навыки коллективной работы;
• Способствовать пониманию современных проблем экологии и
сознанию их актуальности.
Режим занятий: занятия проводятся 0,5часа
в неделю (17 часов)
Занятия проводятся с детьми 5– 6 классов.
Формы обучения: групповые, индивидуальные.
Коллективные формы используются при изучении теоретических
сведений, оформлении работ, проведении экскурсий. Групповые формы
применяются при проведении практических работ, выполнении творческих
заданий. Индивидуальные формы работы применяются при работе с
отдельными ребятами, выполняющими индивидуальные задания.
Методы обучения:
1. Словесный метод (объяснение, беседа, рассказ).
2. Наблюдение.
3. Экскурсия.
4. Практическая работа.
Программа позволяет создать условия:
• для расширения содержания школьного естественнонаучного
образования;
• для повышения познавательной активности обучающихся в
естественнонаучной области;
• для развития личности ребенка, его способностей, формирования и
удовлетворения социально значимых интересов и потребностей;
образовательной, творческой деятельности.
Календарно- тематическое планирование.
№
Тема занятия:
1.
Что изучает экология? Определение цели и задач курса.
Методы изучения природы. Практическая работа
«Наблюдение, измерение, эксперимент».
Экологические факторы и их влияние на живые организмы.
Распознавание встречающихся в данной местности растений
и животных. Простейшая классификация экологических
связей: связи между живой и неживой природой; связи
внутри живой природы; связи между природой и человеком.
Рассматриваем экологические связи на примерах растений и
животных родного края.
Представители
редких
организмов
(грибов,растений
животных): гриб-баран, подснежник альпийский, эдельвейс,
бабочка-аполлон, горилла, снежный барс; их особенности.
Причины сокращения численности редких организмов,
необходимые меры охраны. Красная книга.
Вода и цивилизация. Чем загрязняется вода. Как охраняются
водные ресурсы. Влияние загрязнений воды на здоровье
человека. Практическая работа «Анализ воды».
Загрязнение воздуха и здоровье человека. Способы очистки
воды. Практическая работа.
Сезонные изменения погоды. Почему меняется климат. Роль
ветра в жизни растений и животных. Загрязнение воздуха
промышленными отходами, возможные последствия.
Мозговой штурм «Способы охраны воздуха».
Природные катаклизмы.
Погода и самочувствие человека..
Электромагнитное загрязнение среды и здоровье человека.
Химическое загрязнение среды и здоровье человека.
Основы рационального питания. Пища, которую мы едим.
Практическая работа «Правильное меню».
Отходы, как источник загрязнения окружающей среды.
Здоровый сон. Режим дня.
Достаточно ли знаю о курение и алкоголе.
Опасность дома. Рисуем мини-плакаты «Будь природе
другом!». Оформление стенда. Подведение итогов работы.
Создание памятки «Живи экологично каждый день!».
Практическая работа «Экологический десант».
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14
15.
16.
17.
Итого: 17 часов в год.
Дата
провед.
Перечень учебно-методического обеспечения
«Моя экологическая грамотность» Е.Д. Дзятковская, А.Н. Захлебный,
А.Ю. Либеров: - М.: Просвещение, 2012 г.
2. Дзятковская Е. Н. Методические рекомендации для учителя к рабочей
тетради «Учусь учиться» / Е. Н. Дзятковская. — М.: Образование и экология,
2008.
3. Дзятковская Е. Н. Экологическая безопасность в школе и дома / Е. Н.
Дзятковская. — М.: Образование и экология, 2009.
4. Захлебный А. Н. На экологической тропе / А. Н. Захлебный. — М.:
Педагогика, 1999.
5.Захлебный А. Н. Экологическое образование школьников во внеклассной
работе / А. Н. Захлебный, И. Т. Суравегина. — М.: Просвещение, 1984.
1.