МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство Свердловской области
Управление образования Артемовского муниципального округа
МБОУ "СОШ № 16"
Рассмотрено
на заседании
педагогического совета
МБОУ «СОШ № 16»
«29» августа 2025 г.
Протокол № 82
Утверждено
Приказ № 95/14
от «01» сентября 2025 г.
И.о. директора МБОУ «СОШ№ 16»
_________ Ковалева Н.А.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация»
для обучающихся 8 класса ОВЗ (Вариант 2)
Сосновый Бор 2025
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(вариант 2) в условиях обучения на дому
Предмет
Учебный год
Класс
Количество часов в год
Количество часов в
неделю
Речь и альтернативная коммуникация
2025-2026
8Г
102 часа
3 часа в неделю
Учитель: Жигулева Ирина Александровна.
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» составлена
на основании адаптированной основой общеобразовательной программы (далее АООП) для
обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития, разработана в
соответствии с требованиями федеральной государственной общеобразовательной системы.
Общение – неотъемлемая составляющая социальной жизни человека. Нарушения развития
значительно препятствуют и ограничивают полноценное общение ребенка. У детей с
выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и всех ее
функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей с тяжелыми и
множественными нарушениями развития устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена
настолько, что понимание ее окружающими сильно затруднено, либо невозможно.
Цель обучения – формирование умения обучающихся использовать доступные средства
поддерживающей коммуникации в различных жизненных ситуациях, для объяснения своих
потребностей, желаний и выражения себя.
Общая характеристика коррекционного курса
У ребенка с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР, не
владеющего вербальной речью, затруднено общение с окружающими, что в целом нарушает и
искажает его психическое и интеллектуальное развитие. В связи с этим, обучение детей
общению должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у
них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение
использованию альтернативных средств общения. Указание взглядом на объект при
выражении своих желаний, ответе на вопрос. Выражение мимикой согласия (несогласия),
удовольствия (неудовольствия)/ приветствие (прощание) с использованием мимики.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Согласно учебному плану на изучение коррекционного курса «Речь и альтернативная
коммуникация» отводится 102 часа из расчета 3 ч в неделю, 34 учебных недели.
Личностные и предметные результаты освоения предмета
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся (вариант 2)
результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его
психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим
требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание
возможных результатов образования данной категории обучающихся.
Личностные результаты:
Принятие ребенком ситуации взаимодействия с педагогом, специалистами
Предметные результаты:
Формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и
невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального
взаимодействия
Содержание учебного коррекционного предмета «Речь и альтернативная
коммуникация»
У детей с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие
речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей с
тяжелыми и множественными нарушениями развития устная (звучащая) речь отсутствует или
нарушена настолько, что понимание ее окружающими значительно затруднено, либо
невозможно. В связи с этим, обучение детей речи и коммуникации должно включать
целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении,
на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию
альтернативных средств коммуникации и социального общения.
Рабочая программа учебного предмета «Речь дополнительная коммуникация» для 8 класса
(вариант 2) составлена на основе адаптированной основной образовательной программы для
обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), ТМНР вариант II, которая является учебно-методической документацией,
определяющей рекомендуемые Федеральным государственным образовательным стандартом
объем и содержание образования, планируемые результаты освоения образовательной
программы, примерные условия образовательной деятельности; программы образования
учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
Содержание предмета «речь и дополнительная коммуникация» представлено разделом:
«Коммуникация». Образовательные задачи раздела "Коммуникация" направлены на
формирование навыков установления, поддержания контакта:
- установление контакта с собеседником: установление зрительного контакта с собеседником,
учет эмоционального состояния собеседника.
- реагирование на собственное имя.
- реагирование на имя мамы.
- привлечение внимания звуком.
Тематическое планирование коррекционного курса «Речь и альтернативная
коммуникация»
№
п/п
1
2
3
4
5
Тема
Количество часов
Реагирование на собственное имя.
Реагирование на имя мамы, папы
Привлечение внимания звуком
Реагирование на имя сестры, бабушки
Установление
контакта
с
собеседником:
установление
зрительного контакта с собеседником, учет эмоционального
состояния собеседника.
12
18
24
24
24
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
1 - 24
25 - 48
49 - 78
79 - 102
Тема
Формируемые
представления
1 четверть - 24 часа
Привлечение внимания звуком.
«Привет!
Здравствуй!»
Привлечение внимания звуком.
«Привет!
Здравствуй!»
Привлечение внимания звуком.
«Привет!
Здравствуй!»
Привлечение внимания звуком.
«Привет!
Здравствуй!»
2 четверть – 24 часа
Реагирование на собственное имя.
Своё имя
Реагирование на собственное имя.
Своё имя
Реагирование на имя мамы, папы.
Имя мамы, папы
Реагирование на имя мамы, папы.
Имя мамы, папы
3 четверть – 30 часов
Реагирование на имя сестры, бабушки.
Имя сестры,
бабушки
Реагирование на имя сестры, бабушки.
Имя сестры,
бабушки
Установление зрительного контакта с
«Здравствуй,
собеседником, учет эмоционального
привет!»
состояния собеседника.
«Добрый день»
Установление зрительного контакта с
«Здравствуй,
собеседником, учет эмоционального
привет!»
состояния собеседника.
«Добрый день»
Реагирование на имя сестры, бабушки.
Имя сестры,
бабушки
4 четверть – 24 часа
Реагирование на имя сестры, бабушки.
Имя сестры,
бабушки
Установление зрительного контакта с
«Здравствуй,
собеседником, учет эмоционального
привет!»
состояния собеседника.
«Добрый день»
Реагирование на имя мамы, папы.
Имя мамы, папы
Установление контакта с собеседником. «Здравствуй,
привет!»
«Добрый день»
Дата проведения
План
Факт