МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство Свердловской области
Управление образования Артемовского муниципального округа
МБОУ "СОШ № 16"
Рассмотрено
на заседании
педагогического совета
МБОУ «СОШ № 16»
«29» августа 2025 г.
Протокол № 82
Утверждено
Приказ № 95/14
от «01» сентября 2025 г.
И.о. директора МБОУ «СОШ№ 16»
_________ Ковалева Н.А.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Предметно – практические действия»
для обучающихся 8 класса ОВЗ (Вариант 2)
Сосновый Бор 2025
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (вариант 2) в условиях обучения на дому
Предмет
Учебный год
Класс
Количество часов в год
Количество часов в
неделю
Предметно-практические действия
2025-2026
8г
34 часа
1 час в неделю
Учитель: Жигулева Ирина Александровна
Пояснительная записка
Для обучающихся 8 класса, получающих образование по АООП для обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) в условиях
обучения на дому, характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в
глубокой степени, которое сочетается с локальными или системными нарушениями
зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, эмоционально-волевой сферы,
выраженными в различной степени тяжести.
Дети имеют тяжёлые нарушения неврологического генеза – сложные формы ДЦП
(спастический тетрапарез, гиперкинез и т.д.), вследствие которых они полностью или
почти полностью зависят от помощи окружающих их людей в передвижении,
самообслуживании, предметной деятельности, коммуникации и др. Дети этой группы не
могут самостоятельно удерживать тело в положении сидя. Спастичность конечностей
часто осложнена гиперкинезами. Процесс общения затруднен из-за органического
поражения речевого аппарата и невозможности овладения средствами речи.
Основной целью данного коррекционного курса является формирование у
обучающихся с ТМНР представлений о свойствах и качествах предмета, а также навыка
взаимодействия с предметами с учетом их функционального назначения.
Общая характеристика коррекционного курса «Предметно-практические
действия»
Особые образовательные потребности детей с умеренной, тяжелой, глубокой
умственной отсталостью, с ТМНР диктуют необходимость разработки специальной
индивидуальной программы развития для их обучения и воспитания. Итогом
образования человека с умственной отсталостью, с ТМНР является нормализация его
жизни.
Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни
человека. Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и
ограничивают его полноценное общение с окружающими. У детей отсутствует устная
(звучащая) речь. Обучение ведется в рамках предмета «Развитие речи (дополнительная
коммуникация).
В связи с этим, обучение детей речи и коммуникации включает целенаправленную
педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, а также на
обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения.
Данный коррекционный предмет с учетом здоровья и особенностей развития
ребенка изучается интегрировано с другими коррекционными предметами.
Задачи:
формировать и развивать интерес к манипулятивной и предметно-практической
деятельности;
способствовать развитию представлений о возможности взаимодействия с
предметной средой;
способствовать формированию и развитию представлений о свойствах и качествах
предметов;
помочь ребенку научиться воспринимать звуки окружающего мира музыкальными
средствами;
учить функциональным действиям с предметами на основе их свойств и качеств.
Как одна из важнейших форм деятельности ребенка, предметная деятельность
первична по отношению к развитию многих психических процессов. Вследствие
органического поражения ЦНС у детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной
отсталостью, с ТМНР процессы восприятия, памяти, мышления, речи, двигательных и
других функций нарушены или искажены, поэтому формирование предметных действий
происходит со значительной задержкой, для них невозможно четкое следование
онтогенетической линии развития предметно-практической деятельности.
Программа коррекционного курса «Предметно-практические действия» ведется
интегрировано с коррекционными предметами «Двигательное развитие», «Музыка и
движение», «Сенсорное развитие».
Описание места учебного предмета в учебном плане
Согласно учебному плану на изучение коррекционного курса «Предметно-практические
действия» отводится 34 часа из расчета 1 ч в неделю, 34 учебных недели.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета:
Личностные результаты:
- способствовать формированию и развитию представлений о свойствах и качествах
предметов;
Предметные результаты:
- формировать и развивать интерес к манипулятивной и предметно-практической
деятельности;
Содержание учебного коррекционного курса «Предметно практические действия»
Предметная деятельность первична по отношению к развитию многих психических
процессов. В рамках предметной деятельности происходит активное психическое
развитие ребенка по нескольким направлениям, среди которых главными являются
наглядно-действенное мышление, речь, начало символической игры. Предметная
деятельность является основной для развития мышления ребенка. Произвольная
предметная деятельность формируется у детей с младенческого возраста при участии
взрослых, а позднее и в коллективе детей-сверстников. На основе предметной
формируется орудийная, а затем и продуктивная деятельность.
У детей с ТМНР процессы восприятия, памяти, мышления, речи, двигательных и
других функций нарушены или искажены, формирование предметных действий
происходит со значительной задержкой, для них невозможно четкое следование
онтогенетической линии развития предметно-практической деятельности. В первую
очередь для них актуальна проблема адекватного целенаправленного взаимодействия со
взрослым, осложнённая ко всему прочему тяжёлыми двигательными нарушениями,
трудностями в эмоционально-волевой, сенсорной, речевой сферах, несформированностью
двигательно-моторной координации, быстрой пресыщаемостью и истощаемостью. В силу
этого ребенок не может принимать поставленную задачу и адекватно пользоваться
помощью взрослого, что является неотъемлемым умением при овладении предметнопрактической деятельностью.
Тематическое планирование коррекционного курса «Предметно – практические
действия»
№
п/п
1
2
3
Тема
Количество часов
Формирование адекватной эмоционально-двигательной
реакции на прикосновения человека
Формирование умения захватывать предмет
Формирование адекватной реакции на соприкосновение
с различными материалами
8
10
8
Встряхивание предмета, издающего звук (бутылочки с
бусинками или крупой и др.)
Сжимание предмета (звучащие игрушки из разных
материалов, прищепки, губки и др.) двумя руками
(одной рукой, пальцами)
Манипулирование объектами
Сминание материала (салфетки, туалетная бумага,
бумажные полотенца, газета, цветная, папиросная
бумага, калька и др.) двумя руками (одной рукой,
пальцами) с помощью взрослого
4
5
6
7
2
2
2
2
Материально – техническое обеспечение образовательной деятельности
звучащие предметы для встряхивания (погремушки), предметы для
сжимания (мячи различной фактуры, разного диаметра), резиновая
игрушка;
игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами, образцы
материалов, различных по фактуре, температуре, плотности;
Календарно-тематическое планирование
№
п/п
Тема
1-2
Формирование
адекватной
эмоциональнодвигательной
реакции на
прикосновения
человека.
Формирован
ие
предметов
Адекватной
эмоциональ
нодвигательно
й реакции на
прикосновен
ия человека
3-4
Прослеживание
движения
показываемого
учителем предмета.
Адекватной
реакции на
показываем
ый предмет
Материалы и
оборудование
Для
предупреждения
появления у
ребенка
нежелательных
влечений
рекомендуем
использовать в
работе
прикосновения в
виде касания,
поглаживания,
похлопывания,
сжимания,
растирания, к
голове и
конечностям
ребенка.
Ребёнку
предлагают
проследить за
предметом.
Учитель
выполняет
действия,
ребёнок следит
за движущимся
предметом
Дата
плана
Дата
факта
5-6
Формирование
адекватной реакции
на соприкосновение
с различными
материалами.
7-8
Формирование
адекватной
эмоциональнодвигательной
реакции на
прикосновения
человека.
9-10 Формирование
адекватной реакции
на соприкосновение
с различными
материалами.
1112
Формирование
умения захватывать
Адекватной
реакции на
соприкоснов
ение с
материалами
различными
по фактуре
(гладкий,
шероховаты
й)
Педагог даёт в
руки материал и
помогает ему
ощупать его.
Рекомендуем
установить у
ребёнка факт
наличия или
отсутствия
порога
чувствительност
и при
соприкосновени
и с теми или
иными
материалами.
Адекватной Для
эмоциональ предупреждения
нопоявления у
двигательно ребенка
й реакции на нежелательных
прикосновен влечений
ия человека рекомендуем
использовать в
работе
прикосновения в
виде касания,
поглаживания,
похлопывания,
сжимания,
растирания, к
голове и
конечностям
ребенка.
Адекватной Педагог даёт в
реакции на
руки материал и
соприкоснов помогает ему
ение с
ощупать его.
материалами Рекомендуем
различными установить у
по фактуре
ребёнка факт
(мягкийналичия или
твердый)
отсутствия
порога
чувствительност
и при
соприкосновени
и с теми или
иными
материалами.
Захват
Ребёнку
предмета
предлагают
предмет.
1314
Формирование
умения захватывать
предмет.
Захват
предмета
1516
Манипулирование
объектами.
Адекватной
эмоциональ
нодвигательно
й реакции на
прикосновен
ия с
различными
предметами
предметы,
удобные для
захвата. Учитель
выполняет
действия
совместно с
ребёнком,
используя приём
«рука в руке»
(кисть руки
учителя
накладывается
на кисть
ребёнка, и
учитель
помогает ему
выполнить
действие.
Ребёнку
предлагают
предметы,
удобные для
захвата. Учитель
выполняет
действия
совместно с
ребёнком,
используя приём
«рука в руке»
(кисть руки
учителя
накладывается
на кисть
ребёнка, и
учитель
помогает ему
выполнить
действие.
Для
предупреждения
появления у
ребенка
нежелательных
влечений
рекомендуем
использовать в
работе
прикосновения в
виде касания,
поглаживания,
похлопывания,
сжимания,
1718
Формирование
адекватной
эмоциональнодвигательной
реакции на
прикосновения
человека.
1920
Формирование
адекватной реакции
на соприкосновение
с различными
материалами.
2122
Формирование
умения захватывать
предмет.
растирания, к
голове и
конечностям
ребенка.
Адекватной Для
эмоциональ предупреждения
нопоявления у
двигательно ребенка
й реакции на нежелательных
прикосновен влечений
ия человека рекомендуем
использовать в
работе
прикосновения в
виде касания,
поглаживания,
похлопывания,
сжимания,
растирания, к
голове и
конечностям
ребенка.
Адекватной Педагог даёт в
реакции на
руки материал и
соприкоснов помогает ему
ение с
ощупать его.
материалами Рекомендуем
различными установить у
по фактуре
ребёнка факт
(гладкий,
наличия или
шероховаты отсутствия
й)
порога
чувствительност
и при
соприкосновени
и с теми или
иными
материалами.
Захват
Ребёнку
предмета
предлагают
предметы,
удобные для
захвата. Учитель
выполняет
действия
совместно с
ребёнком,
используя приём
«рука в руке»
(кисть руки
учителя
накладывается
2324
Формирование
умения удерживать
предмет.
2526
Формирование
адекватной
эмоциональнодвигательной
реакции на
прикосновения
человека.
2728
Формирование
адекватной реакции
на соприкосновение
с различными
материалами.
на кисть
ребёнка, и
учитель
помогает ему
выполнить
действие.
Удержание
Ребёнку
предмета
предлагают
предметы,
удобные для
захвата. Учитель
выполняет
действия
совместно с
ребёнком,
используя приём
«рука в руке»
(кисть руки
учителя
накладывается
на кисть
ребёнка, и
учитель
помогает ему
выполнить
действие.
Адекватной Для
эмоциональ предупреждения
нопоявления у
двигательно ребенка
й реакции на нежелательных
прикосновен влечений
ия человека рекомендуем
использовать в
работе
прикосновения в
виде касания,
поглаживания,
похлопывания,
сжимания,
растирания, к
голове и
конечностям
ребенка.
Адекватной Педагог даёт в
реакции на
руки материал и
соприкоснов помогает ему
ение с
ощупать его.
материалами Рекомендуем
различными установить у
по фактуре
ребёнка факт
(гладкий,
наличия или
шероховаты
й)
2930
Формирование
умения захватывать
предмет.
Захват
предмета
3132
Сжимание предмета
(звучащие игрушки
из разных
материалов,
прищепки, губки и
др.) двумя руками
(одной рукой,
пальцами).
Адекватной
реакции на
соприкоснов
ение с
различными
предметами
3334
Встряхивание
предмета,
издающего звук
(бутылочки с
бусинками или
крупой и др.).
Адекватной
эмоциональ
нодвигательно
й реакции на
соприкоснов
ения с
различными
отсутствия
порога
чувствительност
и при
соприкосновени
и с теми или
иными
материалами.
Ребёнку
предлагают
предметы,
удобные для
захвата. Учитель
выполняет
действия
совместно с
ребёнком,
используя приём
«рука в руке»
(кисть руки
учителя
накладывается
на кисть
ребёнка, и
учитель
помогает ему
выполнить
действие.
Педагог даёт в
руки материал и
помогает ему
ощупать его.
Рекомендуем
установить у
ребёнка факт
наличия или
отсутствия
порога
чувствительност
и при
соприкосновени
и с теми или
иными
материалами.
Для
предупреждения
появления у
ребенка
нежелательных
влечений
рекомендуем
использовать в
предметами
работе
прикосновения в
виде касания,
поглаживания,
похлопывания,
сжимания,
растирания, к
голове и
конечностям
ребенка.