РП окружающий природный мир 8 класс 2025 (уо)

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство Свердловской области
Управление образования Артемовского муниципального округа
МБОУ "СОШ № 16"

Рассмотрено
на заседании
педагогического совета
МБОУ «СОШ № 16»
«29» августа 2025 г.
Протокол № 82

Утверждено
Приказ № 95/14
от «01» сентября 2025 г.
И.о. директора МБОУ «СОШ№ 16»
_________ Ковалева Н.А.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Окружающий природный мир»
для обучающихся 8 класса ОВЗ (Вариант 2)

Сосновый Бор 2025

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по адаптированной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) в условиях обучения на дому
Предмет
Учебный год
Класс
Количество часов в год
Количество часов в
неделю

Окружающий природный мир
2025-2026
8Г
68 часов
2часа в неделю

Учитель: Жигулева Ирина Александровна

Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Окружающий природный мир» для обучающихся 8
классов разработана на основе требований к результатам освоения адаптированной
основной общеобразовательной программы основного общего образования обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья (с умственной отсталостью (вариант 2),
программы формирования универсальных учебных действий. Программа составлена в
соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
и примерной адаптированной основной образовательной программой образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями
Общая характеристика предмета
Цель программы: формирование представлений о живой и неживой природе, о
взаимодействии человека с природой.
Задачи:
- формировать первоначальные представления о природе, объектах и явлениях живой и
неживой природы;
- формировать представления о явлениях природы, сезонных и суточных изменениях
(лето, осень, зима, весна, день, ночь); элементарные экологические представления (люди,
растения и животные; строение тела, способ передвижения, питание);
- знакомить с функциональными свойствами объектов в процессе наблюдения и
практического экспериментирования;
- создавать условия для возникновения речевой активности детей и использования
усвоенного речевого материала в быту, на уроках-занятиях, в играх, в самообслуживании
и в повседневной жизни.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Уроки по предмету «Окружающий природный мир» проводятся в 8 классе 2 раза в неделю
Четверть
Кол-во часов

1 четверть
16 часов

2 четверть
16 часов

3 четверть
20 часов

4 четверть
16 часов

Год
68 часа

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Проблема социализации обучающихся с тяжелой и глубокой умственной отсталостью
является наиболее значимой в процессе их образования. Практическая направленность
всего образовательного процесса, ориентированного на индивидуально-типологические
особенности каждого обучающегося - важная составляющая обучения учебному предмету
«Окружающий природный мир».
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы
«Окружающий природный мир»
Личностные результаты:
- проявление интереса к объектам живой и неживой природы;
- наличие мотивации к бережному отношению к природе (животному и растительному
миру);
- проявление навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях;
- социально-эмоциональное участие доступным способом в процессе общения и
совместной деятельности;
- использование доступных средств коммуникации для выражения собственных
потребностей и желаний в разных ситуациях взаимодействия.
Предметные результаты:

Игры с природными материалами как средство накопления и расширения сенсорного
опыта:
- умение выполнять обследовательские действия с природным материалом (песок, вода,
камни и др.) доступным способом;
- умение совершать доступные практические действия с природным материалом
(ощупывание, использование различных видов захвата, удержание, пересыпание,
переливание, перекладывание и др.);
- проявление интереса к природным объектам (исследование природных объектов с
использованием различных анализаторов, узнавание природных объектов);
Представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека.
Растительный мир:
- узнавание (показывание) дерева, цветка;
- узнавание (показывание) отдельных фруктов и овощей на объемных и плоскостных
моделях;
- узнавание (показывание) грибов на объемных и плоскостных моделях.
Животный мир:
- узнавание (показывание) животных и птиц на объемных или плоскостных моделях;
- узнавание (показывание) рыб на объемных или плоскостных моделях.
Элементарные представления о течении времени:
- узнавание/реагирование на наступление определенного времени года.
Результаты сформированности базовых учебных действий:
Формирование учебного поведения:
- направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
- умение выполнять инструкции педагога;
- использование по назначению учебных материалов;
- умение выполнять действия по образцу и по подражанию.
Формирование умения выполнять задание:
- в течение определенного периода времени,
- от начала до конца, с заданными качественными параметрами.
Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции,
действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
Содержание учебного предмета
Растительный мир
Представление о растениях (дерево, куст, трава).
Представление о деревьях: лиственные и хвойные. Части растений (корень, ствол/ стебель,
ветка, лист, цветок).
Представление о кустарниках (крыжовник, смородина), о внешнем строении кустарника.
Представление о травянистых растениях. Узнавание (различение) культурных и
дикорастущих травянистых растений (петрушка, укроп, мята, одуванчик, подорожник,
крапива).
Представление о ягодах: лесные и садовые.
Представление о комнатных растениях, особенностях ухода за ними, значением в жизни
человека (украшение помещения, очищение воздуха в помещении).
Узнавание (различение) фруктов (яблоко, банан, лимон, апельсин, груша, мандарин,
персик, абрикос, киви) по внешнему виду (вкусу, запаху). Различение съедобных и
несъедобных частей фрукта. Значение фруктов в жизни человека. Знание способов
переработки фруктов.
Узнавание (различение) овощей (лук, картофель, морковь, свекла, репа, редис, тыква,
кабачок, перец) по внешнему виду (вкусу, запаху). Животный мир.
Представление о животных: домашних и диких. Строение домашнего (дикого) животного
(голова, туловище, шерсть, лапы, хвост, ноги, копыта, рога, грива, пятачок, вымя, уши).
Представление о домашних птицах (курица (петух), утка, гусь). Строение птиц.

Представление о перелетных и зимующих птицах (голубь, ворона, воробей, синица, грач,
скворец, ласточка).
Представление о насекомых (жук, бабочка, стрекоза, муравей, кузнечик, муха, комар,
пчела). Полезные и вредные насекомые.
Представление о значении животных в жизни человека (источник питания, из шкур и
шерсти изготавливают одежду и др.).
Объекты природы.
Представление о земле и небе. Представление о водоеме.
Представление о формах земной поверхности. Представление об изображении земной
поверхности на карте.
Представление о значении объектов природы в жизни человека.
Временные представления.
Представление о частях суток.
Представление о днях недели. Представление о годе.
Представление о временах года (осень, зима, весна, лето). Признаки времён года.
Тематическое планирование программы «Окружающий природный мир»
Деятельность педагога с учетом Программы воспитания школы:
Гражданское:
 формировать российскую гражданскую идентичность в поликультурном,
многонациональном и многоконфессиональном российском обществе, в
современном мировом сообществе.
 развивать уважение, ценностное отношение к государственным символам России,
праздникам, традициям народа России.
 развивать ценностное отношение к прошлому, настоящему и будущему народа
России, тысячелетней истории российской государственности.
 формировать готовность к выполнению обязанностей гражданина России,
реализации своих гражданских прав и свобод.
 ориентировать на участие на основе взаимопонимания и взаимопомощи в
разнообразной социально значимой деятельности, в том числе гуманитарной
(добровольческие акции, помощь нуждающимся и т.п.).
 инициировать и поддерживать участие в жизни класса, школы (в том числе
самоуправлении), местного сообщества, родного края.
 формировать неприятие любой дискриминации граждан, проявлений экстремизма,
терроризма, коррупции в обществе.
Патриотическое:
 формировать этнокультурную идентичность, любовь к своему народу, его
традициям, культуре.
 развивать уважение, ценностное отношение к историческому и культурному
наследию своего и других народов России, символам, праздникам, памятникам,
традициям народов, проживающих в родной стране.
 побуждать осознавать себя патриотом своего народа и народа России в целом, свою
общероссийскую культурную идентичность.
 побуждать проявлять интерес к познанию родного языка, истории, культуры своего
народа, своего края, других народов России.
 развивать ценностное отношение к боевым подвигам, трудовым достижениям
своих земляков, жителей своего края, народа России, героев и защитников
Отечества в прошлом и современности.
 развивать ценностное отношение к достижениям нашей общей Родины – России в
науке, искусстве, спорте, технологиях.
Духовно-нравственное:



развивать ценностное отношение к основам духовно-нравственной культуры
своего народа, других народов России.
 развивать готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки
других людей с позиций традиционных российских духовно-нравственных,
социокультурных ценностей и норм с учетом осознания последствий поступков.
 ориентировать на традиционные духовные ценности и моральные нормы народов
России, российского общества в ситуациях нравственного выбора.
 развивать неприятие аморальных, асоциальных поступков, поведения,
противоречащих традиционным в России духовно-нравственным ценностям и
нормам.
 формировать ответственность личности в условиях индивидуального и
общественного пространства.
 развивать понимание ценности межрелигиозного, межнационального согласия
людей, граждан, народов в России, умение общаться с людьми разных народов,
вероисповеданий.
 развивать уважительное отношение к религиозным традициям и ценностям
народов России, религиозным чувствам сограждан.
 развивать уважение к старшим, к российским традиционным семейным ценностям,
институту брака как союзу мужчины и женщины для создания семьи, рождения и
воспитания детей.
 развивать нравственные и эстетические чувства к родному языку, русскому языку и
литературе как части духовной культуры своего народа, российского общества,
устойчивый интерес к чтению.
Эстетическое:
 развивать восприимчивость к разным видам искусства, понимание его
эмоционального воздействия, влияния на душевное состояние и поведение людей.
 развивать ценностное отношение к художественному творчеству своего и других
народов, его значение в культуре.
 развивать понимание значения художественной культуры как средства
коммуникации и самовыражения в современном обществе, значения нравственных
норм, ценностей, традиций в искусстве.
 развивать понимание ценности отечественного и мирового художественного
наследия, роли народных традиций и народного творчества в искусстве.
 ориентировать на самовыражение в разных видах искусства, художественном
творчестве.
Физическое:
 развивать ценностное отношение к жизни, здоровью и безопасности человека в
обществе, к сохранению здоровья своего и других людей.
 формировать здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических
правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая
активность).
 формировать неприятие вредных привычек (курение, употребление алкоголя,
наркотиков, игровая и иные формы зависимостей), понимание их последствий,
вреда для физического и психического здоровья.
 формировать знание о правилах безопасности, в том числе безопасного поведения в
информационной, интернет-среде.
 развивать умение адаптироваться к стрессовым ситуациям, меняющимся
социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя
собственный опыт.
 развивать умение осознавать эмоциональное состояние своё и других людей,
стремление управлять собственным эмоциональным состоянием.



развивать первоначальные навыки рефлексии физического состояния своего и
других людей, готовность оказывать первую помощь себе и другим людям.
Трудовое:
 развивать ценностное отношение к труду, результатам трудовой деятельности своей
и других людей.
 формировать готовность к участию в решении практических трудовых дел, задач (в
семье, школе, своей местности) технологической и социальной направленности,
способный инициировать, планировать и выполнять такого рода деятельность.
 развивать интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода
на основе изучаемых предметных знаний.
 формировать понимание важности обучения труду, накопления навыков трудовой
деятельности на протяжении жизни для успешной профессиональной
самореализации в обществе.
 формировать умение понимать необходимость человека адаптироваться в
профессиональной среде в условиях современного технологического развития,
готовность к адаптации.
 формировать понимание необходимости осознанного выбора и построения
индивидуальной траектории образования и жизненных планов получения
профессии, трудовой деятельности с учетом личных и общественных интересов и
потребностей.
Экологическое:
 ориентировать на применение знаний естественных и социальных наук для
решения задач в области охраны окружающей среды, планирования своих
поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды.
 формировать понимание глобального характера экологических проблем, путей их
решения, значение экологической культуры в современном мире.
 формировать неприятие действий, приносящих вред природе, окружающей среде.
 развивать ответственность как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи
природной, технологической и социальной сред.
 Инициировать и поддерживать готовность к участию в практической деятельности
экологической, природоохранной направленности.
Познавательное:
 развивать познавательные интересы в разных предметных областях с учетом
индивидуальных способностей, достижений.
 ориентировать на систему научных представлений о закономерностях развития
человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной
средой.
 развивать личные навыки использования различных средств познания, накопления
знаний о мире (языковая, читательская культура, деятельность в информационной,
цифровой среде).
 развивать умение демонстрировать навыки наблюдений, накопления фактов,
осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях познания,
навыки исследовательской деятельности.
№

Наименование темы

Кол. часов

1.

Временные представления.

4

2.

Объекты неживой природы.

8

Основные виды учебной деятельности
обучающихся
- Различать части суток, времена года,
называть их признаки.
- Иметь представление о днях недели.
- Иметь представление о земле, небе,
водоеме.

3.

Растительный
2
мир.

24

4.

Животный мир.

32

Итого

68

- Иметь представление о значении
объектов природы в жизни человека.
- Представление о растениях (дерево,
куст, трава).
- Узнавание (различение) культурных и
дикорастущих травянистых растений
(петрушка, укроп, мята, одуванчик,
подорожник, крапива).
- Иметь представление о комнатных
растениях, особенностях ухода за ними,
значением в жизни человека (украшение
помещения,
очищение
воздуха
в
помещении).
-Узнавание (различение) фруктов.
- Узнавание (различение) овощей.
- Иметь представление о животных:
домашних и диких.
- Называть части тела животного.
- Иметь представление о домашних
птицах (курица (петух), утка, гусь).
- Иметь представление о перелетных и
зимующих птицах (голубь, ворона,
воробей, синица, грач, скворец, ласточка).
- Знать признаки насекомых. Различать
полезных и вредных насекомых.
- Иметь представление о значении
животных в жизни человека (источник
питания,
из
шкур
и
шерсти
изготавливают одежду и др.).

Материально-техническое обеспечение
1.
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубоко умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями
развития (вариант 2).
2. Т. С Зыкова, М. А. Зыкова «Окружающий мир», Просвещение, 2012г.
3. Интернет ресурсы.
Технические средства обучения
1. Компьютер, мультимедийное оборудование.
2. Многофункциональное устройство принтер-сканер-копир (чёрно-белый).
Учебно-практическое оборудование
 объекты природы: камни, почва, семена, комнатные растения и другие образцы
природного материала (в т.ч. собранного вместе с детьми в ходе экскурсий);
 наглядный изобразительный материал (видео, фотографии, рисунки для
демонстрации обучающимся);
 муляжи овощей, фруктов;
 пиктограммы с изображениями действий, операций по уходу за растениями,
животными;
 различные календари;
 изображения сезонных изменений в природе;





рабочие тетради с различными объектами природы для раскрашивания, вырезания,
наклеивания и другой материал;
обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей
доступных представлений о природе;
аудио- и видеоматериалы.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».