Управление образования Артёмовского муниципального округа.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа№16»
Рассмотрено на
заседании
педагогического совета
МБОУ «СОШ № 16»
«29» августа 2025 г.
Протокол №82
Утверждено
Приказ № 95/6
от «01» сентября 2025 г.
И.о. директора МБОУ «СОШ № 16»
____________Ковалева Н.А.
________ Березина А.Н.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Юный исследователь»
Возраст учащихся: 10-14 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-разработчик:
Педагог дополнительного образования
Захарова Анна Александровна
п. Сосновый Бор
2025
Содержание...................................................................................................................... 2
1. Основные характеристики общеразвивающей программы .....................................3
1.1. Пояснительная записка...............................................................................................3
1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы..........................................................5
1.3. Планируемые результаты...........................................................................................6
1.4. Содержание общеразвивающей программы ............................................................6
2. Организационно-педагогические условия ..................................................................9
2.1. Календарный учебный график...................................................................................9
2.2. Условия реализации программы ...............................................................................9
2.3. Формы аттестации/контроля .....................................................................................9
3. Список литературы .......................................................................................................11
1.Основные характеристики программы.
1.1. Пояснительная записка
1.1.1 Направленность –программа имеет естественнонаучную направленность.
1.1.2 Актуальность: Актуальность программы заключается в том, что её
реализация предполагает работу с современным оборудованием. Школьникам
предстоит не только изучать биологические объекты и явления с помощью этого
оборудования, но и оформлять отчёты о своей работе, в том числе и с помощью так им
хорошо знакомых им приёмов, как создание видеороликов и видеоклипов, размещение
результатов исследований на специальной страничке в соцсетях. Школьникам
предстоит попробовать себя в роли популяризаторов биологических исследований.
Данная программа разработана в соответствии с требованиями нормативноправовых документов в области образования, защиты прав ребёнка:
1.Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»
(далее ФЗ).
2.Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 №295-ФЗ «О внесение
изменений в Федеральный закон «Об образовании В Российской Федерации».
3.Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ « Об основных
гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» (в редакции 2013г.).
4.Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утверждённая
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022г. №678-р.
5.Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 №474 «О национальных целях
развития Российской Федерации на период до 2030 года».
6.Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 №809 « Об утверждении Основ
государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских
духовно -нравственных ценностей».
7.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно - эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодёжи» (далее - СанПиН).
8.Постановление Главного Государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021г. №2
«Об утверждении санитарных правил и норм»
9.Постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.2023 № 1678 «Об
утверждении Правил применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ».
10.Приказ министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018
№298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых».
11.Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 №629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (далее -Порядок).
12Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 №467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей».
13.Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и
Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.20 г. №882/391 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности при
сетевой форме реализации образовательных программ».
14. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
15. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015г. №АК-2563/05 «О методических
рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации
деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ».
16.Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от07.05.2020г. №ВБ-976/04
«Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и
социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением
дистанционных образовательных технологий».
17.Приказ Министерства образования и молодёжной политики Свердловской области от
30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
18.Приказ Министерства образования и молодёжной политики Свердловской области от
29.06.2023 №785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания
государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных
образовательных программ в соответствии с социальным сертификатом»
1.1.3. Отличительные особенности. Программа разработана на основе:
Программные материалы.
1. Бурлуцкая С.А. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа естественно- научной направленности «Юный биолог». Центр « Точка
Роста»,
г.
Красногор,
2022
2. Лукьяненко Е.Л. Проектирование дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы. Г. Алексин, 2022
3. Калакуток А.А. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа учебного объединения «Юный биолог», А. Старобжегоковая, 2021
4.Черемисина Н.В. Рабочая программа внеурочной деятельности « Практическая
биология», Точка Роста
Список литературы.
Антонова к. Мир под микроскопом. 4D книга
Мазур О. Невидимый мир. - М., Levengukpress, 2021
Роджерс. К. Микромир. Детская энциклопедия школьника. - М.: Росмэн, 2022.
Раждак Э., Лавердан Д. Живой мир под микроскопом. М.: Эксмо, 2019 -30с
Рейн П., Эверт Р., Айкхорн С. Современная ботаника. - М.: Мир, 1991
Школьник Ю.К. Растения. Полная энциклопедия. - М.: Эксмо, 2016
Интернет-ресурсы
1. http://www.sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm — биологическое разнообразие России.
2. http://www.wwf.ru — Всемирный фонд дикой природы (WWF).
3. http://edu.seu.ru/metodiques/samkova.htm — интернет-сайт
«Общественные ресурсы образования» / Самкова В.А. Открывая мир.
Практическиезадания для учащихся.
4. http://www.kunzm.ru — кружок юных натуралистов зоологического музея МГУ.
http://www.ecosystema.ru — экологическое образование детей и изучение природы России
Отличительной особенностью программы является то, что в ходе её реализации будет
задействовано оборудование центра образования «Точка роста», электронные
микроскопы, а также активная деятельность в соцсетях.
1.1.4. Адресат: программа рассчитана на обучающихся от 11 до 14 лет. Набор в группу
осуществляется на основании заявления родителя (законного представителя). Общий
численный состав групп – до 10 человек.
1.1.5. Объем программы: 34 часа.
Программа рассчитана на 1 год обучения
1.1.6. Особенности образовательного процесса.
Продолжительность 1 академического часа: -40 минут.
Общее количество часов в неделю: 1 раз в неделю.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.
Перечень форм обучения: очная.
Форма организации образовательного процесса: фронтальная, индивидуальная,
индивидуально групповая, групповая.
Формы реализации образовательной программы традиционная модель.
Перечень видов занятий: Мини-лекции, семинары, дискуссии, презентации, круглый стол
Перечень форм подведения итогов: создание индивидуального проекта
1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы.
Цель программы – формирование у обучающихся глубокого и устойчивого интереса к
миру живой природы, приобретение необходимых практических умений и навыков
проведения экспериментов, основ исследовательской деятельности, навыков публичного
представления результатов своей работы
Задачи:
Обучающие:
- Расширение кругозора обучающихся;
- Расширение и углубление знаний обучающихся по овладению основами методов
познания, характерных для естественных наук (наблюдение, сравнение, эксперимент,
измерение);
- обучение созданию новых продуктов на основе имеющихся знаний
- обучение приёмам представления информации;
- подготовка обучающихся, ориентированных на биологический профиль обучения, к
усвоению материала повышенного уровня сложности по химии.
Развивающие:
- развитие умений и навыков проектно-исследовательской деятельности;
- развитие творческих способностей и умений учащихся самостоятельно приобретать и
применять знания на практике;
- развитие умений публично представлять интересы своей работы.
Воспитательные:
- воспитание экологической грамотности;
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру;
- воспитание умений работать в коллективе, отвечать за успех общего дела.
1.3.Планируемые результаты освоения программы:
Планируемые результаты.
В процессе прохождения программы «Юный исследователь» у обучающихся
формируются следующие результаты:
Предметные результаты:
•
получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления
о природных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами
практико-ориентированных знаний о природе, приобретут целостный взгляд на мир;
•получат возможность осознать своё место в мире;
•познакомятся с некоторыми способами изучения природы, начнут осваивать умения
проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать
некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;
•получат возможность приобрести базовые умения работы с современными ИКТ
средствами поиска информации в электронных источниках и контролируемом
Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие
презентации и видеоролики..
•получат возможность научиться использовать различные справочные издания
(словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о природе с
целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для
создания собственных устных или письменных высказываний. Научаться представлять
результаты учебной деятельности интересно и увлекательно в соцсетях.
научаться представлять результаты учебной деятельности интересно и
увлекательно в соцсетях
Личностные результаты:
•учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения
новой задачи;
•ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на
самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов
требованиям конкретной задачи;
•способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
•формирование чувства ответственности за выполненное дело
Метапредметные результаты:
•планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации, в том числе во внутреннем плане;
•учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
•осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
•оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной
оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и заданной области;
•различать способ и результат действия.
•в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
•самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце
действия.
•осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с
использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве,
энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом
пространстве Интернета;
•осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о
себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
•строить сообщения, проекты в устной и письменной форме; создавать простейшие
видеоролики
•проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
•устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
•построить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении,
свойствах и связях;
•допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе
не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении
и взаимодействии;
•формулировать собственное мнение и позицию
Содержание программы
Лаборатория успеха (3 ч).
Вводное занятие. Знакомство с планом работы кружка. Биологическая лаборатория,
правила работы в ней. Оборудование биологической лаборатории. Оборудование центра
образования «Точка Роста». Правила техники безопасности при работе в лаборатории.
Мир под микроскопом (18 часов).
Методы изучения биологических объектов. Увеличительные приборы. Микроскоп.
Устройство
микроскопа,
правила
работы
с
ним.
Лабораторная работа № 1: «Устройство микроскопа». Электронный микроскоп, его
особенности. Создание видеоролика «Устройство микроскопа» Клетка: строение, состав,
свойства. Микропрепараты. Методы приготовления и изучение препаратов «живая
клетка», «временный микропрепарат» «фиксированный микропрепарат». Лабораторная
работа № 2: «Изготовление временного микропрепарата» Клетки растений под
микроскопом. Изготовление микропрепаратов и их изучение. Создание видеоролика
«Микропрепарат». Изучение растительной клетки.
Изучение растительной клетки. Приготовление препарата кожицы лука, мякоти плодов
томата,
яблока,
картофеля
и
их
изучение
под
микроскопом.
Лабораторные работы: № 3, 4 «Приготовление препарата кожицы лука, мякоти плодов
томата, рябины и их изучение под микроскопом» «Приготовление микропрепарата
картофеля, яблока и их изучение под микроскопом. Создание видеоролика «Клетки
растений под микроскопом» Бактерии и грибы под микроскопом. Приготовление сенного
настоя, выращивание культуры сенной палочки и изучение её под микроскопом.
Лабораторная работа № 5 «Выращивание культуры сенной палочки и изучение её под
микроскопом». Создание видеоролика «Знакомьтесь, живая бактерия». Приготовление
микропрепарата дрожжей и изучение его под микроскопом. Выращивание плесени и
изучение
ее
под
микроскопом.
Лабораторные работы № 6, 7, 8: «Приготовление микропрепарата дрожжей и изучение его
под микроскопом», «Выращивание плесневых грибов», «Изучение строения плесневых
грибов под микроскопом». Культуральные и физиолого-биохимические свойства
микроорганизмов. Создание видеороликов «Плесень бывает разная» и «Семейка
дрожжей». Колонии микроорганизмов. Методы выращивания и изучения колоний
микроорганизмов. Питательные среды для выращивания микроорганизмов. Выращивание
колоний и изучение их под микроскопом.
Лабораторная
работа № 9: «Выращивание колоний и изучение их под микроскопом».
Школа под микроскопом. Приготовление питательной среды для выращивания
микроорганизмов.
Лабораторная работа № 10. «Посев» микроорганизмов. Изучение бактериологического
состояния разных помещений школы (коридор, классы, столовая, туалет и др.)
Оформление результатов исследовательской работы. Создание видеороликов «Школа
под микроскопом». Польза и вред микроорганизмов. Влияние физических и
химических факторов на рост и развитие микроорганизмов. Влияние антибиотиков на
развитие микроорганизмов.
Раздел 3. Жизнедеятельность растений - взгляд из лаборатории (13 часов)
Обмен веществ у растений. Дыхание. Испарение воды растениями. Изучение механизмов
испарения воды листьями. Тургор в жизни растений.
Лабораторная работа №11 «Дыхание листьев», Лабораторная работа № 12 «Зависимость
транспирации и температуры от площади поверхности листьев». Лабораторная работа
№13 «Испарение воды листьями до и после полива. Лабораторная работа № 14
«Тургорное состояние клеток» Создание видеороликов «Все мы дышим», «Элементы
конспирации в транспирации», «Что такое тургор».
Воздушное питание растений — фотосинтез. Кутикула. Условия прорастания семян.
Деление клеток. Растения. Многообразие растений. Значение растений в природе и жизни
человека. Вегетативное размножение растений
Лабораторная работа № 14 «Фотосинтез». Лабораторная работа № 15 «Значение кутикулы
и пробки в защите растений от испарения». Лабораторная работа № 16«Условия
прорастания семян. Значение воды и воздуха для прорастания семян».
Лабораторная работа № 17 «Обнаружение хлоропластов в клетках растений»
Подведение итогов
2.Организационно-педагогические условия.
2.1 Календарно учебный график.
№
п/п
Основные характеристики
образовательного процесса
1
Количество учебных недель
34
2
Количество учебных дней
170
3
Количество часов в неделю
1
4
Количество часов
34
5
Недель в I полугодии
17
6
Недель в II полугодии
17
7
Начало занятий
Сентябрь
8
Каникулы
35
9
Выходные дни
73
10
Окончание учебного года
май
2.2 Условия реализации программы
Для реализации программы необходимы следующие условия:
Материально-техническое обеспечение
Классная доска.
Персональный компьютер. Проектор и экран для презентации.
Учебное оборудование центра дополнительного образования « Точка роста»
Учебный кабинет соответствует требованиям техники безопасности, противопожарной
безопасности, санитарным нормам. Кабинет имеет хорошее естественное и искусственное
освещение и системы проветривания.
2. Информационное обеспечение: мультимедийный проектор;
Кадровое обеспечение:
Педагог прошёл обучение по дополнительной профессиональной программе «Педагогика
дополнительного образования детей». Применение педагогом современных методов
обучения и воспитания в сочетании с традиционными приёмами способствует
максимальному погружению членов объединения по интересам в процесс творческой
работы. С целью развития творческих способностей педагог использует активные методы,
приёмы и формы обучения.
Педагог систематически повышает свой профессиональный уровень.
Методические материалы: тематическая литература и т.д.
2.3.Формы аттестации/контроля
Формы аттестации, контроля.
Для отслеживания результативности образовательного процесса по программе
«Юный исследователь» используются следующие виды контроля:
-предварительный контроль (проверка знаний учащихся на начальном этапе освоения
программы) - собеседование;
-текущий контроль (в течение всего срока реализации программы);
-итоговый контроль (заключительная проверка знаний, умений, навыков по
итогам.реализации программы).
Реализация программы предусматривает следующие формы промежуточной и итоговой
аттестации:
-выполнение практических/лабораторных работ (постановка опыта, эксперимента);
выполнение творческих работ; создание презентаций и видеороликов.
индивидуальный письменный и устный опрос, фронтальный опрос;
викторины;
конкурсы;
создание фотоальбомов;
презентация и защита индивидуальных и коллективных проектов и творческих работ;
защита проектов.
защита портфолио (проходит на итоговом занятии в форме презентации).
Также к формам аттестации могут относиться:
Участие обучающихся объединения в конкурсах, олимпиадах и конференциях областного
и всероссийского уровня.
Отзывы родителей.
Публикации о результатах деятельности объединения в СМИ.
Аналитический материал по итогам проведения педагогической диагностики.
Формы отслеживания и фиксации предъявления образовательных результатов
учащихся могут быть представлены в виде: грамот, дипломов, сертификатов,
портфолио учащихся, отчетных выставок, аналитических результатов.
Программные материалы.
1. Бурлуцкая С.А. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа естественно- научной направленности «Юный биолог». Центр «
Точка Роста», г. Красногор, 2022
2. Лукьяненко Е.Л. Проектирование дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы. Г. Алексин, 2022
3. Калакуток А.А. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа учебного объединения «Юный биолог», а. Старобжегоковая, 2021
4.Черемисина Н.В. Рабочая программа внеурочной деятельности «
Практическая
биология», Точка Роста
Список литературы.
Антонова к. Мир под микроскопом. 4D книга
Мазур О. Невидимый мир. - М., Levengukpress, 2021
Роджерс. К. Микромир. Детская энциклопедия школьника. - М.: Росмэн, 2022.
Раждак Э., Лавердан Д. Живой мир под микроскопом. М.: Эксмо, 2019 -30с
Рейн П., Эверт Р., Айкхорн С. Современная ботаника. - М.: Мир, 1991
Школьник Ю.К. Растения. Полная энциклопедия. - М.: Эксмо, 2016
Интернет-ресурсы
1. http://www.sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm — биологическое разнообразие России.
2. http://www.wwf.ru — Всемирный фонд дикой природы (WWF).
3. http://edu.seu.ru/metodiques/samkova.htm — интернет-сайт
«Общественные ресурсы образования» / Самкова В.А. Открывая мир.
Практическиезадания для учащихся.
4. http://www.kunzm.ru — кружок юных натуралистов зоологического музея
МГУ.
http://www.ecosystema.ru — экологическое образование детей и изучение природы
России