ДО программа Юный инспектор движения

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 16»
Принята на заседании педсовета

Утверждаю:
Директор МБОУ «СОШ №16»
___________ Березина А.Н.

Протокол № _____
от «_____»_________ 20__ г.

Приказ №___ от 202_г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
«Юный инспектор движения»
Возраст обучающихся: 12 – 13 лет
Срок реализации: 1 год (35 часов)

Составитель:
педагог Панчеха М.М.

п. Сосновый Бор
2025

Оглавление
1. Основные характеристики общеразвивающей программы ............................ 3
1.1. Пояснительная записка .................................................................................. 3
1.2 Цель и задачи программы ............................................................................... 6
1.3. Принципы деятельности и планируемые результаты .................................. 7
1.4. Содержание общеразвивающей программы ............................................... 11
2. Условия реализации программы .................................................................... 17
2.1. Формы аттестации и оценочные материалы ............................................... 18
Список литературы ............................................................................................. 20

2

1. Основные характеристики общеразвивающей программы
1.1. Пояснительная записка
Программа организации дополнительного образования «Юный инспектор
движения» предназначена для работы с обучающимися 6 классов, направлена
на формирование у детей и подростков культуры поведения на дорогах,
гражданской ответственности и правового самосознания, отношения к своей
жизни и к жизни окружающих как к ценности, а также к активной адаптации во
всевозрастающем процессе автомобилизации страны, что соответствует идеям
федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования, стратегическим ориентирам развития образования в Свердловской
области.
Данная

программа

разработана

в

соответствии

с

требованиями

нормативно-правовых документов в области образования, защиты прав
ребенка:
- Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена
распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р);
- Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для
детей»

(утвержден

президиумом

Совета

при

Президенте

РФ

по

стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30.11.2016
№ 11);
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в
Российской Федерации»;
- приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018
№

196

«Об

утверждении

Порядка

организации

и

осуществления

образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
- приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020
№ 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
3

программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской
Федерации 09.11.2018 № 196;
- постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных

общеразвивающих

программ

(включая

разноуровневые

программы)»;
- письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по
реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ,
способствующих

социально-психологической

реабилитации,

профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями
здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных
потребностей»);
- приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении
Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность,

электронного

обучения,

дистанционных

образовательных

технологий при реализации образовательных программ»;
- постановление Правительства Свердловской области от 01.08.2019 №
461-ГТП «О региональном модельном центре дополнительного образования
детей Свердловской области»;
- постановление Правительства Свердловской области от 06.08.2019 №
503-ПП «О системе персонифицированного финансирования дополнительного
образования детей на территории Свердловской области»;
- приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции развития
образования на территории Свердловской области на период до 2035 года»;
4

- приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 26.06.2019 № 70-Д «Об утверждении методических рекомендаций
«Правила

персонифицированного

финансирования

дополнительного

образования детей в Свердловской области».
Адресат: программа рассчитана на обучающихся от 12 до 13 лет.
Набор в группу осуществляется на основании заявления родителя
(законного представителя). Общий численный состав групп – до 10 человек. В
состав могут входить учащиеся с ОВЗ, одаренные дети и дети, находящиеся в
трудной жизненной ситуации.
Режим занятий – 1 учебный час в неделю, продолжительность занятий 1
учебный час.
Объем общеразвивающей программы: 35 часов
Сроки реализации программы: 1 год (6 класс).
Уровень освоения программы – базовый.
Актуальность программы обусловлена следующими факторами: Социальным
заказом государства, обозначенным в Федеральном законе от 10 декабря 1995 г.
N 196-ФЗ. «О безопасности дорожного движения», на формирование
компетентного участника дорожного движения; При переходе на федеральные
государственные стандарты второго поколения, современные требования к
образованию

предусматривают

необходимость

сконцентрировать

своё

внимание на соблюдении правил дорожного движения и культуру личной
безопасности. В связи с увеличением количества автомашин и ростом
интенсивности

дорожного

движения

в

населенном

пункте,

назрела

необходимость предусмотреть комплекс мероприятий по формированию у
детей навыков правильного поведения на улицах для сокращения дорожнотранспортного травматизма.
Основные методы и технологии.
Методы проведения занятий: беседа, лекция, практическое занятие, круглый
стол, мастер-класс, экскурсия, открытое занятие и др.
5

Методы контроля: беседа, творческий отчет, презентация, тестирование,
участие в отчетных конкурсах, агитационное видео.
Технологии, методики:
- уровневая дифференциация;
- проблемное обучение;
- поисковая деятельность;
- информационно-коммуникационные технологии;
- здоровье сберегающие технологии.
Формы организации: коллективная, групповая, в парах, индивидуальная
формы работы, проектная деятельность с привлечением родителей.
Перечень видов занятий:
Теоретические занятия

Практические занятия



Беседы



Участие в творческих конкурсах



Сообщения



Коллективные творческие дела



Лекции



Интеллектуально-познавательные игры



Экскурсия



Творческие



Встречи с представителями работы, презентации
ОМВД ГИБДД



Обсуждение



проекты,

исследовательские

Создание и обсуждение видеоматериала

проблемных


ситуаций


1.2 Цель и задачи программы
Цель программы – формирование обязательного минимума знаний

и

умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей обучающегося
как участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах.
В дальнейшем дети смогут осознанно вести себя в условиях дорожного
движения, что приведёт к уменьшению числа дорожно - транспортных
происшествий, участниками которых становятся школьники.
6

Задачи программы:
Обучающие:
- Научить основным правилам дорожного движения;
- Обеспечить каждому ребенку требуемый уровень знаний по безопасному
поведению на
улицах и дорогах;
- Обучить правильному поведению на улицах, используя полученные знания по
данному
вопросу;
- Сформировать умение применять на практике полученные знания, обеспечив
тем свою
собственную безопасность.
Развивающие:
-

Развивать

мотивацию

к

безопасному

поведению;

- Развивать у учащихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной
ситуации;
- Развивать личностные свойства – самостоятельность, ответственность,
активность,
аккуратность.
Воспитательные:
- Воспитывать сознательное отношение к выполнению правил дорожного
движения;
- Воспитать культуру поведения и дорожную этику в условиях дорожного
движения.
1.3. Принципы деятельности и планируемые результаты
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи
формирования у обучающихся умения учиться – самостоятельно добывать и
систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает
реализацию следующих принципов:
7



Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и

целостности образования в целом;


Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального

самоопределения в системе внеурочной деятельности;


Системность организации учебно-воспитательного процесса;



Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

Личностные
Результаты

результаты
Формируемые умения

Средства
формирования



оценивать

ситуации Пошаговое

жизненные

Личностные (поступки, явления, события) с точки освоение основных
зрения, соблюдения правил дорожного знаний и умений;
Предоставление

движения;


объяснять своё отношение к поступкам с учащимся большей
общечеловеческих самостоятельности

позиции



нравственных

во время освоения

ценностей;

программы;

в предложенных ситуациях, опираясь на Выполнение
знания правил дорожного движения, заданий
творческого

делать выбор, как поступить;


осознавать ответственное отношение к
собственному

здоровью,

безопасности

и

к

личной

безопасности

характера, которые
позволяют
обучающимся
чувствовать

окружающих.

себя

успешными.
Стремиться

к

совершенствованию
.
Метапредметные результаты
8

Результат Формируемые умения

Средства

ы

формирования


обучающиеся

научаться

Регулятив принимать
ные

понимать

и проявление

задачу, познавательной

учебную

инициативы

сформулированную учителем;


обучающиеся

в

осуществлять учебном

научаться

контроль, коррекцию и оценку результатов сотрудничестве
своей деятельности

Познавате
 умения учиться: ставить и формулировать осуществление
льные

расширенного

проблемы;
 осознанно

и

строить поиска

произвольно

сообщения в устной и письменной форме, в информации
том числе творческого и исследовательского использованием
информационных

характера;
 осуществлять
информации

необходимой ресурсов

поиск
для

выполнения

учебных

заданий с использованием информационных
источников;


проводить

сравнение

и

классификацию

объектов;


понимать

и

применять

полученную

информацию при выполнении заданий;


проявлять

индивидуальные

творческие

способности.

Коммуник
 работать
ативные

в

группе,

учитывать

партнёров, отличные от собственных;
9

мнение Проведение
групповых

с



обращаться за помощью;

занятия;



предлагать помощь и сотрудничество;

Коллективная



слушать собеседника;

проектная



формулировать свои затруднения;

деятельность;



формулировать

собственное

мнение

позицию;


договариваться и приходить к общему

с

включением
родительской

решению;


и Проведение
мероприятий

общественности

осуществлять взаимный контроль;

Предметные результаты
Результаты

Формирование умения

Средства
формирования

Предметные формирование
представлений

первоначальных Пошаговое
о

значении

безопасности дорожного движения;


овладение

умениями

медицинской

оказания

помощи,

правил освоение
основных

знаний

первой и умений;

безопасного Предоставление
учащимся

дорожного движения.

большей
самостоятельности
во время освоения
программы;
Практические
занятия.
Способы

определения

результативности

обучающимися:

10

усвоения

программы

Результат освоения программы определяется соблюдением обучающимися
правил

дорожного

движения,

участием

в

конкурсах,

викторинах,

соревнованиях, работой над творческими заданиями, активностью в пропаганде
безопасного поведения на улице среди сверстников, результатами учебного
тестирования.
1.4. Содержание общеразвивающей программы
Учебный (тематический план) 6 класс (35 часов)
№

Теория

1

Вводное

Формы

Количество часов

Тема

занятие.

Правила 1

Прак

Всег

аттестации

тика

о

/ контроля

0

1

Учебное

техники безопасности на улице

тестирован

осенью.

ие.
Оформлени
е

стенда

дорожной
безопаснос
ти.
2

Юный инспектор движения

2

1

3

Интерактив
ные
учебное
тестирован
ие

по

правилам
дорожного
движения.
Создание
агитационн
ого
11

видеоролик
а.
3

История ГИБДД

2

0

2

Встреча

и

беседа

с

инспекторо
м ГИБДД.
4

Правила дорожного движения 3

3

6

(ПДД)

Просмотр
презентаци
й

по

пропаганде
правил
дорожного
движения.
Создание
агитационн
ого
видеоролик
а.
Проведение
мастер
класса

по

изготовлен
ию
световозвра
щателей.
5

Дорожные знаки

2

1

3

Интерактив
ное
тестирован
ие.

12

Проведение
мероприяти
я

для

начальной
школы.
6

Акция

как

-

профилактики

форма 2

1

3

детского

Участие

в

акции

дорожно-транспортного

совместно с

травматизма

ОМВД
ГИБДД

7

Повторение

правил 1

1

2

безопасности на улице зимой

Создание
презентаци
и

и

агитационн
ого видео
8

Пропаганда

изучения

правил 2

2

4

дорожного движения

Встреча

и

беседа

с

инспекторо
м

ГИБДД,

проведение
мероприяти
я

для

обучающих
ся

1-9

классов
9

Повторение

правил 1

безопасности на улице весной

1

2

Создание
презентаци
и

и

агитационн
13

ого видео
10

Я велосипедист

2

2

4

Учебное
тестирован
ие
«Правила
движения
на
велосипеде
»

11

Основы медицинских знаний. 1
Правила

оказания

1

2

первой

помощи

Встреча

и

беседа

и

проверка
знаний

с

медицинск
им
работником
. Создание
памятки по
правилам
оказания
первой
помощи.
12

Виды транспорта

1

0

1

Тестирован
ие

на

знание
видов
транспорта
13

Проверка знаний по правилам 1
дорожного движения

1

2

Участие
конкурсе

14

в

«Безопасно
е

колесо»,

творческий
отчет

о

проделанно
й работе.
Итого

22

13

35

Содержание учебного плана
1. Вводное занятие, правила техники безопасности на дороге осенью (1 час)
Элементы улиц и дорог. Дорожная разметка и дорожные знаки, сигналы
светофора и регулировщика дорожного движения. Правила безопасности на
дороге в осенний период.
Практическая работа: учебное тестирование, оформление стенда дорожной
безопасности.
2. Юный инспектор движения (3 часа)
Теория. Изучение истории возникновения и развития ЮИД, цели, задачи,
миссия отряда. Создание своего штаба ЮИД, назначение командира отряда.
Практическая работа: создание агитационного видеоролика.
3. История ГИБДД (2 часа)
Знакомство с историей развития ГИБДД, с особенностями и достоинствами
профессии сотрудника ГИБДД. Знакомство с символикой ГИБДД
Практическая работа: встреча и беседа с инспектором ГИБДД
4. Правила дорожного движения (6 часов)
Статистика

дорожно-транспортных

происшествий.

Повторение

прав

и

обязанностей пешехода. Правила перехода перекрёстка. Правила поведения
пассажиров в общественном транспорте. Просмотр учебного фильма «Азбука
Безопасности на дороге». Световозвращающие элементы.
Практическая работа: Создание агитационного видеоролика, проведение мастер
класса по изготовлению световозвращателей.
5. Дорожные знаки (3 часа)
15

Знакомство

с

историей

появления

дорожных

знаков.

Повторение

классификации дорожных знаков.
Практическая работа: проведение мероприятия для начальной школы
6. Акция

-

как

форма

профилактики

детского

дорожно-транспортного

травматизма (3 часа)
Что такое акция, виды акций, особенности их проведения.
Практическая работа: проведение акции «Письмо водителю»
7. Повторение правил безопасности на улице зимой (2 часа)
Гололед. Пурга. Осторожно сосульки! Виды опасных и безопасных горок.
Практическая часть: создание презентации и агитационного видео в рамках
акции «Внимание, горка!»
8. Пропаганда изучения правил дорожного движения (4 часа)
Форма пропаганды изучения правил дорожного движения. Цели пропаганды
изучения правил дорожного движения
Практическая работа: Встреча и беседа с инспектором ГИБДД, проведение
мероприятия для обучающихся 1-9 классов
9. Повторение правил безопасности на улице весной. (4 часа)
Осторожно, гололед! Ветер, дождь, слякоть, дорожные ловушки весной.
Практическая работа: создание презентации и агитационного видео.
10. Я велосипедист (4 часа)
Правила велосипедиста. Техническое состояние велосипедиста. Знакомство с
историей

появления

велосипеда.

Повторение

прав

и

обязанностей

велосипедиста.
Практическая работа: Отработка технических элементов на велосипеде
(«качели», «восьмерка», «круг», «слалом» и др.) с участниками школьного
этапа конкурса «Безопасное колесо».
11. Основы медицинских знаний. Правила оказания первой помощи (2 часа)
Классификация кровотечений, способов остановки кровотечений. Изучение
основ накладывания повязок при ранах, ушибах, растяжениях, вывихах и
переломах. Транспортировка пострадавших. Теоретические основы помощи
16

при ожогах и отморожениях, остановке дыхания, тепловых и солнечных
ударах, отравлениях, при укусах змей и насекомых.
Практическая работа: Встреча и беседа с медицинским работником. Создание
памятки по правилам оказания первой помощи.
12. Виды транспорта (2 часа)
Знания обеспечения личной безопасности на наземных видах транспорта, на
водном и воздушном транспорте.
Практическая работа: Проведение тестов для проверки знаний.
Просмотр

учебного фильма «Азбука дороги».

13. Проверка знаний по правилам дорожного движения (2 часа)
Знакомство с формами проверки знаний по правилам дорожного движения.
Практическая работа: Проверка знаний по правилам дорожного движения.
Подведение итогов обучения по программе «ЮИД». Награждение лучших
обучающихся ЮИД. Участие в конкурсе «Безопасное колесо», творческий
отчет о проделанной работе.

•

2. Условия реализации программы
Для реализации программы необходимы следующие условия:
Кадровые – педагог дополнительного образования Чукреева Надежда

Витальевна, запланировано обучение на август

2021 года по дополнительной

профессиональной программе «Педагогика дополнительного образования детей
и взрослых». Применение педагогом современных методов обучения и
воспитания

в

сочетании

с

традиционными

приемами

способствует

максимальному погружению членов объединения по интересам в процесс
работы. С целью пропаганды знаний ПДД и профилактики ДДТТ педагог
использует активные методы, приемы и формы обучения. Активно принимает
участие в акциях и конкурсах, что способствует реализации ребенка, как
успешного, значимого гражданина РФ.

Занимаясь по программе «Юный

инспектор

занимают

Движения»

обучающиеся

призовые

места

в

муниципальных конкурсах, получают награды и благодарственные письма от
ГИБДД Артемовского ГО и всероссийской газеты «Добрая Дорога Детства».
17

Материально-техническое обеспечение - характеристика помещения для
занятий:
 Учебный кабинет ОБЖ.


Ноутбук – 1

 Проектор – 1
 Колонки – 1
 Комплект «Дорожные знаки»
 Форма отряда «ЮИД»
 Электронные учебники
 Банк данных (разработки уроков, бесед, лекции для родителей, памятки,
разработки внеклассных мероприятий).
 Плакаты

по

правилам

дорожного

движения.

2.1. Формы аттестации и оценочные материалы
Предполагаемые результаты:
Результатами деятельности дополнительной образовательной

программы

являются:
-развитие и совершенствование навыков поведения на дороге,
-оказание доврачебной медицинской помощи,
-разносторонняя физическая и психологическая подготовка учащихся,
-сокращение количества ДТП с участием обучающихся,
-увеличение количества обучающихся, входящих в состав отряда ЮИД,
-повышение уровня теоретических знаний по ПДД,
-расширение знаний учащихся об истории правил дорожного движения;
-повышение дорожной грамотности учащихся;
сформировать мотивационно – поведенческой культуры ребенка.
Формы диагностики
Предполагаемых результатов:


дорожные знаки – вопросы;
18



медицина – билеты;



знания устройства велосипеда – тестовая работа;



соревнования;



конкурсы;



круглый стол;



создание памяток;



оформление стенда



создание агитационного видео.
Подведение итогов осуществляется путём конкурсных встреч, проводимых по
специальному плану на основе положения о Российском смотре «Безопасное
колесо». Критериями выполнения программы служат: активность участия
детей в пропаганде,

в конкурсах, в мероприятиях данной

направленности, проявление творчества, самостоятельности.
Критерии оценивания
Баллы выставляются каждому обучающемуся по пятибалльной шкале по
каждому

показанию.

Все

баллы

суммируются,

и

вычисляется

среднеарифметический балл, которые заносятся в графу «Итог освоения
программы в баллах».
Уровень освоения программы выставляется по следующей
шкале: Если средний арифметический балл обучающегося
составил:
от 1 до 2,5 – уровень низкий
от 2,6 до 4 – уровень средний
от 4,1 до 5 – уровень высокий
1.Знание дорожных знаков.
Каждому обучающемуся предлагается выполнить 15 заданий на знания
дорожных знаков. Каждый правильный ответ на вопрос начисляется 1 балл.
15 баллов – оценка 5
13-14 баллов – оценка 4
19

9-7 баллов – оценка 3
6-1 не зачёт
2. Первая помощь (медицина)
Обучающимся предлагаются 12 билетов с теоретическими вопросами по
оказанию первой доврачебной помощи. В каждом билете содержится 5
вопросов с тремя вариантами ответов к каждому, один из которых верный. За
каждый правильный ответ начисляются баллы.
5 баллов – оценка 5
4 балла – оценка 4
3 балла – оценка 3
2 балла – не зачет
3. Знание велосипеда (теория)
Обучающимся выдается рисунок велосипеда. Каждый обучающийся
определяет устройство велосипеда. За правильный ответ начисляются
баллы
5 баллов – оценка 5 - нет ошибок
4 балла – оценка 4 – 2ошибки
3 балла -

оценка

3 –

3-4

ошибки
2 балла - оценка 2 - 5 и более ошибок.

Список литературы
1. Буланова С. Правила поведения на дороге. - «Стрекоза-Пресс», Москва, 2012г.
2. Безопасность на дороге. Карточки для развития ребёнка -М.: Улыбка, 2014г.231с.
20

3. Дударева Ю. Б. Развитие творческого мышления в системе дополнительного
образования детей и взрослых // Молодой ученый. — 2016, 98с.
4. Гузеев В.В. Развитие образовательной технологии. // Директор школы - 1995,
№6 - с. 34-37
5. Лыкова, И. А. Безопасность на дороге. Беседы по картинкам. Основные
понятия. Дидактический материал (набор из 8 карточек) / И.А. Лыкова, В.А.
Шипунова. - М.: Цветной мир, 2014. - 533 c.
6. Жульнев Н.Я. Правила дорожного движения для начинающих 2016 (со всеми
изменениями)/Н.Я. Жульнев.- М.: Эксмо, 2016г.-304с.
7. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /
Под ред. Е.С. Полат. – М., 2017.
8. Правила дорожного движения. - Москва, 2014г.
9. Шельмин

Е.В.

Правила

дорожного

движения

2013

с

примерами

и

комментариями/
Е.В. Шельмин.- СПб: Питер,2013г.-160с.
10. Шипунова, В. А. Безопасность на дороге. Сложные ситуации / В.А. Шипунова.
- М.: Карапуз, 2014. - 712 c.
Интернет источники
1. Примерные программы и учебно-методический комплект для обучения
участников

отрядов

юных

инспекторов

движения

(http://минобрнауки.рф/документы/4960).
2. Электронные образовательные ресурсы по основным вопросам безопасности
дорожного движения (http://минобрнауки.рф/документы/4962).
3. Разработка концепции, методических рекомендаций и проектов нормативных
документов по внедрению в деятельность образовательных организаций
системы непрерывного обучения детей безопасному участию в дорожном
движении и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма
(http://минобрнауки.рф/документы/4965).
21

22


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».