Управление образования Артемовского муниципального округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 16»
Рассмотрено
на заседании
педагогического совета
МБОУ «СОШ № 16»
№ 16
«29» августа 2025 г.
Протокол № 82
Утверждено
Приказ № 95/4
от «01» сентября 2025 г.
И.о. директора МБОУ «СОШ
_________ Ковалева Н.А.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Основы художественно-оформительских работ»
Возраст учащихся: 10-13 лет
Срок реализации: 2 год
Автор-разработчик:
Педагог дополнительного образования
Кочнева Марина Александровна
п. Сосновый Бор
2025
Содержание
Пояснительная записка ……………………………3 стр.
Учебно-тематический план ………………………6 стр.
Содержание программы …………………………...8 стр.
Методическое обеспечение дополнительной
образовательной программы …………………… 11стр.
5. Список литературы ………………………………...12стр.
1.
2.
3.
4.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа
«
Основы
оформительских
работ»
представляет
содержание,
организационные условия,
этапы
образовательной
деятельности
системы
дополнительного
образования для успешной реализации индивидуальных способностей
каждого ребенка. Многообразие форм и способов такого соединения
предоставляет обучающимся более широкий спектр возможностей
реализации образовательных потребностей, а педагогам - новые
возможности для реализации своего творческого потенциала. В программе
последовательно выстроены занятия в определённую методическую
последовательность с учётом знаний, умений и навыков обучающихся.
Программа «Основы оформительских работ» предназначена для
обучающихся 10-13 лет, интересующихся предметом, одаренных
обучающихся и направлена на развитие дополнительной теоретической и
практической подготовки по изобразительному искусству. Содержание
программы нацелено на формирование культуры творческой личности, на
приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям через
собственное творчество и освоение опыта прошлого. Содержание
программы расширяет представления учащихся о видах, жанрах
изобразительного искусства, стилях, знакомит с техниками и
оформительской деятельности (графический дизайн), формирует чувство
гармонии и эстетического вкуса.
Актуальность данной программы обусловлена также ее практической
значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический
опыт при работе над оформлением классной комнаты, школы, участвовать в
изготовлении открыток, сувениров, поделок. Предлагаемые занятия
основной упор делают на декоративно-прикладную работу с различными
материалами, в том числе и с природными, а также на расширенное
знакомство с различными живописными и графическими техниками с
использованием основ программного материала, его углублением,
практическим закреплением в создании разнообразных работ.
В основе формирования способности к оформительской деятельности
лежат два главных вида деятельности обучающихся: это творческая
практика и изучение теории. Ценность необходимых для творчества знаний
определяется, прежде всего, их системностью. Программа объединения
«Основы оформительских работ» способствует развитию ребенка с учетом
его индивидуальных способностей, мотивов, интересов, ценностных
ориентаций благодаря тому, что дополнительное образование может
осуществляться только в форме добровольных объединений, и направлено
на развитие специальных способностей каждого ребенка по его выбору. Это
качество дополнительного образования способствует формированию
диалогичных отношений, в процессе которых в поисковом режиме
осуществляется взаимное освоение образовательных, профессиональных,
культурных ценностей педагогом и ребенком.
Структура программы состоит из 10 образовательных блоков (теория,
практика). Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение
теоретических знаний, но и формирование деятельностно-практического опыта.
Практические знания способствуют развитию у детей творческих способностей,
умение воплощать свои фантазии, как и умение выражать свои мысли. Дети в
этом возрасте способны на эмоционально-образном уровне выполнять
предлагаемые задания. Результаты обучения по данному курсу достигаются в
каждом образовательном блоке.
Целью данной программы является развитие индивидуальности каждого
ребенка средствами взаимодействия различных форм основного и
дополнительного образования в условиях обогащенной образовательной среды с
многовариантным выбором. Основными задачами являются:
1. Образовательные:
-формирование интереса к художественно-эстетической деятельности; обучение учащихся теоретическим и практическим знаниям; умениям и навыкам
в области декоративного оформления;
2. Развивающие:
- развитие стремления к углублению знаний; - развитие образного
мышления и творческой активности обучающихся;
3. Воспитательные:
- развитие аккуратности, опрятности.
- формирование чувства коллективизма;
- создание комфортной обстановки на занятиях.
Содержание образовательной программы объединения проектируется с
учетом приоритетных принципов:
1. Многообразия.
• разнообразие форм и содержания дополнительного образования;
•разнообразие
видов
деятельности,
образовательного пространства;
доступных
обучающимся
Многообразие необходимо для создания условий выбора обучающимся вида
деятельности и отношения к этой деятельности, как источника их развития.
2. Открытости.
Образовательная программа является открытой системой, т.е. воспринимает
воздействия внешней среды и отвечает на них своими изменениями,
постоянно включая в свою структуру новые элементы: новые виды
деятельности, новые отношения, новое содержание образования,
взаимодействуя с другими образовательными программами. Именно
открытость
позволяет
образовательной
программе
развиваться,
усложняться, обмениваться информацией. Использование этих принципов в
проектировании образовательной программы создает условия для:
Свободного выбора ребенком видов и сфер деятельности.
Ориентации учителя на личностные интересы, потребности,
способности ребенка.
Возможности свободного самоопределения и самореализации в
образовательном процессе как ребенка, так и учителя.
Единство обучения, воспитания, развития в процессе реализации
программы. Программа курса рассчитана на 1 год обучения (72ч).
Режим занятий: Периодичность занятий 1 раз в неделю по 2 часа.
Продолжительность занятий - 40 минут. В реализации данной дополнительной
образовательной программы участвуют дети 10 – 13 лет.
Формы занятий:
• практические занятия;
• создание
проектов;
• индивидуальные
• коллективная
и групповые занятия;
работа;
• экскурсии.
Основные задачи первого года обучения:
1.Знакомство с принципами и приёмами оформительского дела.
2.Формирование умений и навыков использования на практике приёмов
оформительского дела.
3.Формирование
инициативности.
чувства
прекрасного
и
творческих
способностей,
4.Участие в оформлении тематических фотозон в школе..
Основные задачи второго года обучения:
1.Углубление и расширение знаний о приёмах оформительского
дела.
2.Закрепление навыков практической деятельности.
3.Участие в оформлении входной группы к мероприятиям,
школьных выставок, фотозон
Ожидаемые результаты:
1 -го года обучения
В результате освоения программы обучающиеся должны знать
основные принципы оформительского дела, требования к оформлению
плакатов и вывесок, приёмы их оформления; должны уметь применять
полученные знания на практике: в оформлении школьных
тематических газет и стендов, самостоятельно подбирать материал к
ним и грамотно распределять его по рабочей поверхности.
2 -го года обучения
Обучающиеся должны знать правила написания объявлений
различного рода, значение символов и цели применения символики при
оформлении наглядных носителей информации, что такое стилистика и
необходимость её учёта при оформлении газет, интерьера, технику
написания тушью, технику аппликации; уметь грамотно подходить к
делу оформления стендов и газет с учётом стилистики, самостоятельно
выбирать стиль подачи информации, цветовые сочетания (исходя из
понятия гармонии цветов), правильно использовать все изученные
техники при оформлении школьных тематических фотозон.
Методика отслеживания результатов деятельности:
участие в оформлении тематических газет и стендов
участие в оформлении выставок рисунков, посвящённых праздникам
коллективная творческая деятельность
участие в городских/областных конкурсах рисунка и плаката
организация и проведение тематических выставок , фотозон;
итоговая аттестация воспитанников
Учебно-тематический план
Общее
кол-во
часов
Тема
Теоретическая
часть
Практическая
часть
I год обучения
1. Вводное занятие.
2. Виды шрифтов.
3. Написание заголовков.
4. Оформление выставки рисунков и газет
ко Дню Учителя
5. Написание заголовков.
6. Орнамент (кайма, розетка, полоса).
7. Оформление полей.
8. Экскурсия на выставку работ
изобразительного искусства
9. Плакат, требования к его оформлению.
2
4
3
1
1
1
1
3
2
3
0,5
2,5
3
5
3
0,5
1
0,5
2,5
4
2,5
3
-
3
2
0,5
1,5
10. Рекламный плакат.
11. Накладные буквы.
12. Оформление новогодней выставки
3
3
2
0,5
0,5
-
2,5
2,5
2
5
1
4
4
4
1
1
3
3
2
-
2
5
1
4
3
-
3
4
1
3
6
2
4
13. Проектная работа «Рекламный щит»
14. Набивка по трафарету.
15. Оформление вывесок.
16. Оформление праздничной газеты к 23
февраля и 8 марта
17. Многоцветие мира. Основные и
составные цвета.
18. Экскурсия на выставку в краеведческий
музей.
19. Темное и светлое. Оттенки цвета.
20. Украшение и фантазия. Украшения
заданной формы.
21. Оформление итоговой выставки
22. Итоговое занятие. Подведение итогов
работы.
2
2
1
1
Итого:
72
14
58
2
3
4
1
1
1
2
3
2 год обучения
1. Вводное занятие
2. Афиши. Театральные афиши.
3. Объявления. Праздничные объявления.
4. Оформление работ на конкурсы детского
рисунка.
5. Символика, значение символов.
6. Эмблемы.
7. Цветовые сочетания. Украшения и
фантазия.
8. Экскурсия на выставку работ
изобразительного искусства.
9. Стилистика в оформлении газет.
Оформление праздничных газет.
10. Стилистика в интерьере. Создание
своего интерьера.
11. Оформление Новогодних стенгазет (к
Рождеству).
12. Техника написания тушью.
13. Образ человека в изображении.
14. Образ природы в различных
состояниях.
15. Оформление праздничной газеты к 23
февраля и 8 марта
16. Образ животного. Создание проектов
«Мое домашнее животное».
17. Картина - пейзаж. Творческая
мастерская.
18. Картина - портрет.
19. Исторические картины и картины
бытового жанра.
3
1
1
2
4
5
3
1
1
3
4
1
2
3
-
3
4
7
2
4
4
4
2
4
4
4
3
1
2
1
1
1
1
1
1
-
3
5
2
2
3
3
2
4
3
3
3
20. Подготовка к итоговой выставке работ.
22. Итоговое занятие. Подведение итогов
работы.
2
2
1
1
Итого:
72
Примечание:
Инструктаж по технике безопасности проводится:
16
56
1. текущий – на каждом занятие
2. общий – перед работай с новым материалом или инструментами .
Содержание программы
1 год обучения
1. Вводное занятие:
Знакомство с обучающимися, рассказ о целях и задачах кружка.
План работы на год.
Правила техники безопасности.
Принципы оформительского дела.
2. Виды шрифтов:
Основные виды шрифтов.
Их написание и целесообразность применения.
Практическое занятие по написанию букв с применением различных видов
шрифтов.
3. Написание заголовков:
Правила написания заголовков текста, названий газет.
Цветовое решение.
Выбор шрифта при написании заголовка.
Практика написания заголовков.
4. Орнамент:
Виды орнаментов (кайма, розетка, полоса).
Этнические мотивы в орнаменте.
Цветовое решение.
Сочетание элементов.
Создание своего варианта орнамента.
5. Оформление полей:
Что такое поля в наглядных носителях информации?
Назначение полей.
Принципы оформления.
Выбор и применение орнамента.
Цветовое решение.
Практическое применение знаний.
6. Плакат:
Что такое плакат?
Его смысловая нагрузка.
Требования к оформлению плаката.
Цветовое решение плаката.
Рекламный плакат, его особенности.
7.Накладные буквы:
Особенности оформления заголовков с помощью накладных букв.
Область применения.
Что необходимо учитывать при оформлении с помощью накладных букв.
Материал.
8. Набивка по трафарету:
Трафарет.
Целесообразность применения.
Создание трафаретов.
Технология набивки по трафарету.
9 .Оформление
вывесок:
Вывески, их назначение.
Правила оформления вывесок.
Цветовое решение.
10. Многоцветие мира:
Знакомство с выразительными возможностями художественных
материалов.
Основные краски.
Смешивание красок.
Изображение по памяти и впечатлению.
11. Темное и светлое:
Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета.
Свободное смешение красок.
12. Украшение и фантазия:
Развитие умение фантазировать, украшать.
Виды и формы украшений.
Материалы используемые для украшений.
13. Подведение итогов работы.
Оформление персональной выставки.
2 год обучения
1. Вводное занятие:
Знакомство с новыми членами кружка.
Подведение итогов работы первого года обучения, обсуждение плана
работы на год.
Правила безопасной работы.
2. Афиши . Объявления:
Назначение афиш и объявлений.
Особенности их оформления.
Влияние смысловой нагрузки на вид афиши, объявления.
Цветовое решение.
Особенности оформления театральных афиш.
Оформление праздничных объявлений.
3. Символика:
Символы, виды символов, их смысловая нагрузка.
Создание символики.
Эмблемы.
4. Стилистика:
Понятие стиля.
Соответствие содержания и художественного оформления.
Поддержание стиля в оформлении школьных стенных газет, стендов.
Стилистика в оформлении помещений.
5. Техника написания тушью:
Область применения.
Инструментарий, правила его использования.
Основные особенности и приёмы написания тушью.
6. Образ человека, природы и животного:
Особенности изображения человека, животного.
Создание объемных образов с ярко выраженным характером.
Особенности изображения состояния природы.
Изображение контрастных состояний природы.
7. Картина:
Что такое картина.
Знакомство с произведениями великих художников.
Знакомство с жанрами: натюрморт, пейзаж, портрет, историческая картина,
картина бытового жанра.
8. Подведение итогов:
Создание эскиза выставки.
Оформление итоговой выставки.
Итоги работы кружка за 1 год обучения.
Обсуждение деятельности членов кружка.
Награждение сувенирами и грамотами особо отличившихся.
Методическое обеспечение.
Занятия являются основной формой работы по представленной программе.
Теоретическая часть: обучающиеся получают знания об основных
требованиях по оформлению стенных газет, стендов, плакатов, написанию
объявлений, созданию символики. Изучают основные приёмы и техники
оформления наглядных носителей информации. Знакомятся со стилями
оформления и их сочетанием, правилами создания гармонии изображения.
Практическая часть: обучающиеся учатся оформлять газеты и стенды,
проявляя максимально возможную самостоятельность и инициативу, подбирать
и распределять материал, учитывая особенности и стилистику оформляемого
объекта. Учатся работать в коллективе, учитывать мнения коллег,
взаимодействию в процессе деятельности. При выборе форм руководителем
кружка учитываются психологические особенности детей. В кружке занимаются
дети 10-13 лет, обладающие способностями к изобразительному искусству. Они
отличаются стремлением к самореализации, использованию своих способностей
в жизни, проявлению инициативы, удовлетворения чувства собственной
значимости в обществе. Поэтому формы работы должны быть направлены на
развитие творческих способностей детей, чувства прекрасного, гармонического
восприятия мира, инициативности, самостоятельности.
Методы: Словесные: беседы, лекции, сообщения.
Наглядные: просмотр иллюстраций, рисунков, плакатов, фотозон
Практические: изготовление плакатов, оформление
школьных тематических стендов и фотозон .
актового
зала,
Список литературы
1. Воротников И.А. Занимательное черчение. – М: «Просвещение»,1977
2. Журналы «Юный художник».2011г
3. Комаров Т.С. Дети в мире творчества.
4. Петрова И.М. Объемная аппликация.
5. Никодеми Г.Б. Школа рисунка/ пер. Г.Семеновой. – М. : ЭКСМО –
Пресс, 2010. – 160с.
6. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству: из опыта
работы. – М. : Просвещение, 2002. – 144с.
7. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – 2-е изд.
– М., 1998. – 126 с.