Управление образования Артемовского муниципального округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №16»
Рассмотрено
на заседании
педагогического совета
МБОУ «СОШ № 16»
«29» августа 2025 г.
Протокол № 82
Утверждено
Приказ №95/6
от «01» сентября 2025 г.
И.о. директора МБОУ «СОШ № 16
_________ Н.А.Ковалёва.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Занимательная химия»
Возраст обучающихся: 8 класс
является приложением к ООП ООО
с использованием средств обучения и воспитания центра
«Точка роста»
Разработчик: Жигулева Ирина
Александровна
учитель химии, биологии
высшая категория
п. Сосновый Бор
2025 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Внеурочная деятельность является составной частью учебновоспитательного процесса и одной из форм организации свободного
времени учащихся.
Предлагаемый курс ориентирован на знакомство и объяснение
химических явлений, часто встречающихся в быту, свойств веществ,
которые находятся у каждого в доме. Химические термины и понятия
вводятся по мере необходимости объяснить то или иное явление.
Достижение целей обучения химии определяется познавательной
активностью учащихся, их желанием к познанию этой трудной учебной
дисциплины.
Цели и задачи курса:
- формирование у учащихся знаний и умений, необходимых в
повседневной жизни для безопасного обращения с веществами;
- формирование естественнонаучного мировоззрения школьников;
- формирование интереса к химии, имеющей огромное прикладное значение;
- расширение кругозора школьников: использование методов познания
природы - наблюдение физических и химических явлений, простейший
химический эксперимент;
- развитие инновационного мышления;
- формирование универсальных учебных действий;
- создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление
возможности сделать собственное «открытие».
Задачи курса:
- познакомить с простыми правилами техники безопасности при работе с
веществами;
- обучить приемам правильного обращения на практике с химической
посудой и оборудованием (пробирки, штатив, фарфоровые чашки,
пипетки, шпатели, химические стаканы, воронки и др.).
- обучить приемам правильного обращения на практике с оборудованием
центра «Точка роста»
- формировать представления о качественной стороне химической реакции.
- формировать умение описывать простейшие физические свойства
знакомых веществ (агрегатное состояние, прозрачность, цвет, запах),
признаки химической реакции (изменение окраски, выпадение осадка,
выделение газа).
- формировать умение выполнять простейшие химические опыты по
инструкции.
- дать возможность овладеть элементарными навыками исследовательской
деятельности.
- развивать наблюдательность, умение рассуждать, анализировать,
доказывать, решать учебную задачу.
- формировать логические связи с другими предметами, входящими в курс
основного образования. Результаты изучения предмета разделены на
предметные, метапредметные и личностные.
Общая характеристика курса «Занимательная химия»
В рамках программы создаются условия для самореализации и
саморазвития каждого ребенка на основе его возможностей во внеурочной
деятельности. Содержание курса носит межпредметный характер, так как
знакомит учащихся с комплексными проблемами и задачами, требующими
синтеза знаний по ряду предметов (физика, биология, экология, социальные
науки, история). Экология - понимание изменений в окружающей среде и
организовать свое отношение к природе. Физика - физические свойства
веществ, физические методы анализа вещества. История - исторические
сведения из мира химии. Биология - химический состав объектов живой
природы. Информатика - поиск информации в Интернете, создание и
оформление презентаций, работа в текстовых и табличных редакторах.
Актуальность
Курс внеурочной деятельности «Занимательная химия» создан с целью
формирования интереса к химии, расширения кругозора учащихся. Он
ориентирован на учащихся 8 классов, то есть такого возраста, когда интерес
к окружающему миру особенно велик, а специальных знаний еще не хватает.
Ребенок с рождения окружен различными веществами и должен уметь
обращаться с ними. Химическая наука и химическое производство в
настоящее время развиваются значительно быстрее любой другой отрасли
науки и техники и занимают все более прочные позиции в жизни
человеческого общества. В рамках предмета «Химия» в 8 классе не
рассматривается ни один из разделов данной программы, что позволяет
заинтересовать обучающихся изучением материала курса. Количество часов
по химии в учебном плане сократилось, данный курс будет дополнением к
основному курсу химии в 8 классе, где рассматриваются вещества,
окружающие человека в повседневной жизни.
Новизна программы состоит в личностно-ориентированном обучении.
Роль учителя состоит в том, чтобы создать каждому обучающемуся условия
для раскрытия и реализации его способностей. Создать такие ситуации с
использованием различных методов обучения, при которых каждый
обучающийся прилагает собственные творческие усилия и интеллектуальные
способности при решении поставленных перед ним задач. С целью
повышения эффективности образовательного процесса используются
современные педагогические технологии: метод проектов,
исследовательские методы, информационные технологии обучения, а также
оборудование центра «Точка роста».
Сроки реализации программы: 1 год.
Основа стандартов нового поколения - системно-деятельностный
подход. Задача современной школы - формирование и развитие у
школьников таких качеств личности, которые позволили бы им
самостоятельно конструировать процесс своего познания и активно
использовать его для решения проблем, постоянно возникающих в
реальных жизненных ситуациях.
Курс внеурочной деятельности «Занимательная химия» предполагает:
- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям
информационного общества;
- ориентацию на результаты образования как системообразующий
компонент курса, где развитие личности обучающегося происходит на основе
усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения
окружающего мира и составляет цель образования;
- учет индивидуальных возрастных и интеллектуальных особенностей
обучающихся;
- обеспечение преемственности начального общего, основного и
среднего (полного) общего образования;
- использование разнообразных видов деятельности и учет индивидуальных
особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого
потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со
сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;
- создание основы для самостоятельного успешного усвоения
обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов
деятельности.
Методы и приемы, используемые при изучении курса
• сенсорного восприятия (лекции, просмотр видеофильмов);
• практические (лабораторные работы, эксперименты);
• коммуникативные (дискуссии, беседы, ролевые игры);
• комбинированные (самостоятельная работа учащихся, проекты,
экскурсии, творческие задания );
• проблемный (создание на занятиях проблемной ситуации).
Прогнозируемые результаты освоения обучающимися
программы:
в обучении:
- знание правил техники безопасности при работе с веществами в химическом
кабинете;
- умение ставить химические эксперименты;
- умение выполнять исследовательские работы и защищать их;
- сложившиеся представления о будущем профессиональном выборе.
в воспитании:
- воспитание трудолюбия, умения работать в коллективе и самостоятельно;
- воспитание воли, характера;
- воспитание бережного отношения к окружающей среде.
Перед учебными и практическими занятиями проводится инструктаж с
учащимися по соблюдению техники безопасности при проведении
эксперимента, пожарной безопасности, производственной санитарии и
личной гигиены.
Планируемые результаты
Личностные результаты
1. в ценностно-ориентационной сфере - ответственное отношение к
учению, готовность и способность к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
чувство гордости за химическую науку, отношение к труду,
целеустремленность, самоконтроль и самооценка; осознанное и
ответственное отношение к собственным поступкам;
2. в трудовой сфере- готовность к осознанному выбору дальнейшей
образовательной траектории;
3. в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере мотивация учения, умение управлять своей познавательной
деятельностью, коммуникативная компетентность в процессе
образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других
видов деятельности.
Метапредметные результаты:
Регулятивн ые
1. умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства
реализации цели и применять их на практике;
2. умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их
реализации;
3. умение определять последовательность действий, определять
последовательность выполнения действий, составлять простейшую
инструкцию из 2-3 шагов.
4. овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний,
организации учебной деятельности, поиска средств еѐ
осуществления;
Познавательные
1. владение универсальными естественно-научными способами
деятельности (наблюдение, измерение, эксперимент, учебное
исследование). Применение основных методов познания,
анализировать объекты с целью выделения признаков;
2. использование различных источников для получения химической
информации.
3. умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы,
модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
Коммуникативн ые
1. организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками;
2. умение доказать свою точку зрения, строить рассуждения в
форме простых суждений об объекте, его свойствах, связях.
3. умение работать в группе - эффективно сотрудничать и
взаимодействовать на основе координации различных позиций
при выработке общего решения в совместной деятельности;
4. умение продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и
позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных
способов разрешения конфликтов.
Предметные результаты:
1. В познавательной сфере:
• давать определения изученных понятий;
• описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные
эксперименты, используя для этого естественный (русский) язык
и язык химии;
• классифицировать изученные объекты и явления;
• делать выводы и умозаключения
из
наблюдений,
изученных
химических закономерностей;
• структурировать изученный материал и химическую информацию,
полученную из других источников;
2. В ценностно-ориентационной сфере:
• анализировать и оценивать последствия для окружающей среды
бытовой и производственной деятельности человека;
• разъяснять на примерах материальное единство и взаимосвязь
компонентов живой и неживой природы и человека как важную часть
этого единства;
• строить свое поведение в соответствии с принципами бережного
отношения к природе.
3. В трудовой сфере:
• Планировать и проводить химический эксперимент;
Использовать вещества в соответствии с их предназначением и
свойствами, описанными в инструкциях по применению.
4. В сфере безопасности жизнедеятельности:
• Оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и
других травмах, связанных с веществами и
лабораторным оборудованием.
•
Срок реализации программы: 1 год
Учебно-тематический план
№ Раздел, тема, основное содержание темы
Введение
1 Химия - наука о веществах, их свойствах и
превращениях.
2 Основные задачи и направления развития
современной химии. Современные химические
открытия.
Колво
часо
в
Используемое
оборудование (в
том числе
оборудование
образовательного
центра «Точки
роста»
2ч
Ноутбук
Ноутбук
3
Методы познания в химии
Наблюдение, измерение и эксперимент как методы
изучения естествознания и химии
4
Правила техники безопасности при работе в
кабинете химии. Приемы обращения с химической
посудой и лабораторным оборудованием.
5
Учебное исследование. Методы исследования.
Предмет, объект исследования. Постановка цели и
формулировка задач. Оформление работы.
6
7
8
9
10
11
12
Вещества и их свойства. Физические и
химические явления
Тела и вещества. Физические явления. Броуновское
движение. Распространение запаха и растворение
веществ, как процесс диффузии.
ЛО №1 « Наблюдение броуновского движения
частичек черной туши под микроскопом».
ЛО №2 « Диффузия перманганата калия холодной и
горячей воде».
Химические явления. Признаки химических
явлений (выпадение осадка, выделение газа,
изменение окраски, выделение тепла).
Индикаторы.
Фенолфталеин.
Лакмус.
Метилоранж. Изменение цвета в различных
средах. Растительные индикаторы.
Вода и еѐ свойства. Способы очистки воды в
быту. Обеззараживание воды.
Понятие о растворах. ЛО №3 «Растворимые и
нерастворимые вещества в воде».
Растворы ненасыщенные, насыщенные и
пересыщенные. Приготовление растворов
Лабораторная работа № 1
«Физические и химические явления».
Лабораторная работа № 2
«Факторы, влияющие на скорость химической
реакции»
Вещества на кухне
13
Поваренная соль и еѐ свойства. Применение
хлорида натрия в хозяйственной деятельности
человека.
Соль - польза или вред?
14 Понятие о кристаллах. Практическая работа №1.
«Выращивание кристаллов соли».
3ч
Датчик
температуры
платиновый,
термометр,
Датчик
температуры
(термопарный),
спиртовка
Весы
электронные
Цифровой
микроскоп
7ч
Цифровой
микроскоп
Датчик
температуры
платинрвый
Датчик
температуры
платиновый
Датчик рН
Датчик рН
Датчик
температур
ы
платиновый
Прибор для
иллюстрации
зависимости
скорости
10ч
Датчик хлоридионов
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
Чем полезна и опасна пищевая сода.
Столовый уксус и уксусная эссенция. Свойства
уксусной кислоты и еѐ физиологическое воздействие.
Сахар и его свойства.
Что полезнее: растительное масло или животные
жиры?
Металлы на кухне. Посуда из металлов. Металлы
в пище. Удивительный алюминий. Почему темнеет
нож? Лабораторная работа №3 «Ржавчина и еѐ
удаление».
Химик на кухне. Исследовательская работа.
Защита исследовательских работ.
Химия и пиша.
Продукты питания и приготовление пищи.
Пищевые добавки. Ароматизаторы и усилители
вкуса.
Практическая работа №2 «Анализ состава
продуктов питания(по этикеткам), расшифровка
пищевых добавок, их значение и действие на
организм человека».
Нитраты в продуктах растительного
происхождения. Качество и сроки хранения
пищевых продуктов. Практическая работа №3
«Определение нитратов в плодах и овощах».
Практикум-исследование «Шоколад».
«О пользе и вреде шоколада».
Практикум-исследование «Жевательная резинка.
«История жевательной резинки»,
«Жевательная резинка: польза или вред?».
Вешества в аптечке.
Ноутбук
Датчик рН
Ноутбук
Ноутбук
Весы электронные
5ч
Ноутбук
Датчик нитратионов
4ч
Вещества в аптечке. Аптечный иод и его свойства.
Перекись водорода и гидроперит.
Перманганат калия, марганцовокислый калий.
Удивительные превращения обычных веществ.
Химия в ванной комнате.
32
Мыло. Отличие хозяйственного мыла от
туалетного. Щелочной характер хозяйственного
мыла. Стиральные порошки и другие моющие
средства.
33
Практикум-исследование «Моющие средства
для посуды», «Мыльные пузыри».
34 Итоговое занятие «Посвящение в химики».
Ноутбук
Ноутбук
31
ИТОГО
3ч
Датчик рН
Датчик рН
34ч
Оснащение учебного процесса
Оборудование центра «Точка роста»
- датчик рН;
- датчик нитрат-ионов;
- весы электронные;
- датчик хлорид- ионов;
- прибор для иллюстрации зависимости скорости;
- датчик температуры платиновый;
- датчик температуры (термопарный);
- цифровой микроскоп;
- термометр;
- ноутбук.
Информационные средства Интернет-ресурсы
1. http://www.alhimik.ru. Представлены следующие рубрики: советы
абитуриенту, учителю химии, справочник (очень большая подборка
таблиц и справочных материалов), веселая химия, новости,
олимпиады, кунсткамера (масса интересных исторических сведений)
2. http://www.hij.ru/. Журнал «Химия и жизнь»понятно и занимательно
рассказывает обо всем интересном, что происходит в науке и в мире, в
котором мы живем.
3. http://chemistry-chemists.com/index.html. Электронный журнал
«Химики и химия» представлено множество опытов по химии,
занимательной информации, позволяющей увлечь учеников
экспериментальной частью предмета.
4. http://c-books.narod.ru. Всевозможная литература по химии.
5. http://www.drofa.ru. Известное издательство учебной литературы.
Новинки научно- популярных и занимательных книг по химии.
6. http://1september.ru/. Журнал для учителей и не только. Большое
количество работ учеников, в том числе и исследовательского характера.
7. http://schoolbase.ru/articles/items/ximiya. Всероссийский школьный портал
со ссылками на образовательные сайты по химии.
8. www.periodictable.ru. Сборник статей о химических
элементах, иллюстрированный экспериментом.
Литература
Для учителя:
1. Груздева, Н. В. Юный химик, или Занимательные опыты с веществами
вокруг нас [Текст] : иллюстрированное пособие для школьников, изучающих
естествознание, химию, экологию / Н. В. Груздева, В. Н. Лаврова, А. Г.
Муравьев. - СПб. : Крисмас+, 2006. - 105 с.
2. Ольгин, О. М. Опыты без взрывов [Текст] / О. М. Ольгин. - 2-е изд. - М. :
Химия, 1986.
- 147 с.
3. Ольгин, О. М. Давайте похимичим! Занимательные опыты по химии
[Текст] / О. М. Ольгин. - М. : Детская литература, 2001. - 175 с.
4. Смирнова, Ю. И. Мир химии. Занимательные рассказы о химии
[Текст] / Ю. И. Смирнова. - СПб. : МиМ-экспресс, 1995. - 201 с.
5. Алексинский В.Н.Занимательные опыты по химии (2-е издание,
исправленное) - М.: Просвещение 1995.
6. Леенсон И.А. Занимательная химия. - М.: РОСМЭН, 1999.
Для учащихся:
1. Ола, Ф. Занимательные опыты и эксперименты [Текст] / Ф. Ола [и др.]. М.
: Айрис-Пресс, 2007. - 125 с. - (Серия «Внимание: дети!»).
2. Рюмин, В. Азбука науки для юных гениев. Занимательная химия
[Текст] / В. Рюмин. - 8-е изд.
- М. : Центрполиграф, 2011. - 221 с.