ВД Путешествие в сказку

Управление образования Артемовского муниципального округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 16»

Рассмотрено
на заседании
педагогического совета
МБОУ «СОШ № 16»
«29» августа 2025 г.
Протокол № 82

Утверждено
Приказ № 95/6
от «01» сентября 2025 г.
И.о. директора МБОУ «СОШ № 16
_________ Н.А.Ковалёва

Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Путешествие в сказку»
Возраст учащихся: 7-17 лет
Срок реализации: 2025-2026 года

Автор-разработчик:
Педагог дополнительного образования
Маникаева Юлия Витальевна

п. Сосновый Бор
2025-2026

Содержание...................................................................................................................... 2
1. Основные характеристики общеразвивающей программы .....................................3
1.1. Пояснительная записка...............................................................................................3
1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы..........................................................5
1.3. Планируемые результаты...........................................................................................6
1.4. Содержание общеразвивающей программы ............................................................6
2. Организационно-педагогические условия ..................................................................9
2.1. Календарный учебный график...................................................................................9
2.2. Условия реализации программы ...............................................................................9
2.3. Формы аттестации/контроля .....................................................................................9
3. Список литературы .......................................................................................................11

1.Основные характеристики общеразвивающей программы.
1.1. Пояснительная записка
1.1.1 Направленность – имеет художественную направленность.
1.1.2 Актуальность: Особое значение театрализованная деятельность имеет для развития
детей с ОВЗ. Дети с ограниченными возможностями – это дети, имеющие различные
отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения
общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.
Актуальность театральной деятельности связана с тем, что она сегодня стала неотъемлемой
частью всего педагогического и коррекционно-развивающего процесса в условиях
образовательной организации для детей с ОВЗ. В условиях образовательной организации
театральная деятельность является эффективным методом коррекционной работы,
поскольку происходит социализация детей с ОВЗ в процессе осмысления ими
нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения и участия в игре,
которая имеет коллективный характер, что и создаёт благоприятные условия для развития
чувства партнёрства и освоения способов позитивного взаимодействия.
Театральная деятельность выполняет особые функции: образовательную,
воспитательную и развивающую. Через театральную деятельность происходит развитие
внимания, быстроты реакции, находчивости, альтруистичности, пробуждается фантазия и
воображение, креативность с положительным вектором применения, улучшается пластика
и диапазон речи. Постепенно формируется вкус, воспитывается чувство меры, способность
анализировать, мыслить нестандартно, отличать истинное, высокое от пошлого и
фальшивого, а также давать верную объективную оценку своим возможностям, вести ЗОЖ.
Все это позволяет развить у обучающихся навыки, необходимые для полноценной жизни в
обществе, обеспечивающие их социализацию.
Приобретая теоретические и практические навыки работы с различными материалами, дети
с ограниченными возможностями здоровья не только создают своими руками продукт
творческой деятельности, но и познают радость творчества. Творческий подход к работе,
воспитанный в процессе занятий, дети перенесут в дальнейшем во все виды своей
деятельности.
Данная программа разработана в соответствии с требованиями нормативно-правовых
документов в области образования, защиты прав ребёнка:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»
(далее ФЗ).
2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 №295-ФЗ «О внесение
изменений в Федеральный закон «Об образовании В Российской Федерации».
3. Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ « Об основных
гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» (в редакции 2013г.).
4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утверждённая
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022г. №678-р.
5. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 №474 «О национальных целях
развития Российской Федерации на период до 2030 года».
6. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 №809 « Об утверждении Основ
государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских
духовно -нравственных ценностей».
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно - эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодёжи» (далие - СанПиН).
8. Постановление Главного Государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021г. №2
«Об утверждении санитарных правил и норм»
9. Постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.2023 № 1678 «Об

утверждении Правил применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ».
10. Приказ министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018
№298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых».
11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 №629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (далее -Порядок).
12. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 №467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей».
13. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и
Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.20 г. №882/391 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности при
сетевой форме реализации образовательных программ».
14. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
15. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015г. №АК-2563/05 «О методических
рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации деятельности
с использованием сетевых форм реализации образовательных программ».
16. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 30.12.2022 №АБ-3924/06
«О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями
«Создания современного инклюзивного образовательного пространства для детей с
ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных
организаций, реализующих дополнительное общеобразовательные программы в субъектах
Российской Федерации».
17. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от07.05.2020г. №ВБ-976/04
«Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и
социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением
дистанционных образовательных технологий».
18. Приказ Министерства образования и молодёжной политики Свердловской области от
30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
19. Приказ Министерства образования и молодёжной политики Свердловской области от
29.06.2023 №785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания
государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных
образовательных программ в соответствии с социальным сертификатом».
1.1.3. Отличительные особенности. Программа разработана на основе:
- анализ Интернет-ресурсов, где представлен опыт работы театральной деятельностью с
детьми с ОВЗ;
- учебно–методическое пособие, практикум «Основы актерского мастерства», М:2022,
Театральный институт имени Б. Щукина;
- примерная программа курса внеурочной деятельности «Школьный театр» для 1-4 классов,
М: 2022, Театральный институт имени Б. Щукина;
- личного опыта.
В программе отображается работа с разными видами театров: драматическим,
настольным, теневым, марионеток, тростевых кукол. Работа привлекает тем, что куклыперсонажи можно самостоятельно сшить, связать, изготовить из бросового материала.
Также можно сшить костюмы актерам-героям и нарисовать декорации сцены. В эту

творческую работу с интересом включаются сами участники постановок, а также их
родители.
Программа по внеурочной театральной деятельности будет интересна не только
педагогам, работающим с особенными детьми, но и широкому кругу читателей, кто
интересуется вопросами творческого развития детей.
1.1.4. Адресат: программа рассчитана на обучающихся от 7 до 17 лет. Набор в группу
осуществляется на основании заявления родителя (законного представителя). Общий
численный состав групп – до 22 человек. В состав входить учащиеся с умственной
отсталостью (имеют инвалидность 7 человек), дети, находящиеся в трудной жизненной
ситуации.
1.1.5. Объем программы: 34 часа.
Программа рассчитана: 1 год обучения
1.1.6. Особенности образовательного процесса.
Продолжительность 1 академического часа: -40 минут.
Общее количество часов в неделю: 1 раз в неделю.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.
Перечень форм обучения: очная.
Форма организации образовательного процесса: фронтальная, индивидуальная,
индивидуально групповая, групповая.
Формы реализации образовательной программы традиционная модель.
Перечень форм подведения итогов реализации общеразвивающей программы беседа,
подведение итогов практика.
Перечень видов занятий: беседы, объяснения, творчество, занятия-фантазия, театральная
игра, конкурсы, викторины, беседы, мастер-классы, спектакли, праздники.
Перечень форм подведения итогов: теория, подведение итогов, итоговая аттестация,
практика.
1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы.
Целью программы является эстетическое, интеллектуальное, нравственное развитие
воспитанников, воспитание творческой индивидуальности ребёнка, развитие интереса и
отзывчивости к искусству театра и актёрской деятельности.
Задачи, решаемые в рамках данной программы:
- знакомство детей с различными видами театра (кукольный, драматический, оперный,
театр балета, музыкальной комедии и т.д.);
- поэтапное освоение детьми различных видов творчества;
- совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения
образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях;
- развитие речевой культуры;
- развитие эстетического вкуса;
-воспитание творческой активности ребёнка, ценящей в себе и других такие качества, как
доброжелательность, трудолюбие, уважение к творчеству других.
1.3.Планируемые результаты освоения программы:
Учащиеся научатся
1 правила поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после спектакля;
2 виды и жанры театрального искусства (опера, балет, драма; комедия, трагедия; и т.д.);
3 чётко произносить в разных темпах 8-10 скороговорок;

4 наизусть стихотворения русских авторов.
Учащиеся будут уметь
5 действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную
тему;
6 произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах;
7 произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие;
8 произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями;
9 читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические
ударения; строить диалог с партнёром на заданную тему;
10 подбирать рифму к заданному слову и составлять диалог между сказочными героями.
Предполагаемые результаты реализации программы.
В результате реализации программы у учащихся будут сформированы УУД.
Личностные результаты:
1.1 потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к
сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению
одноклассников;
1.2 целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
1.3 этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта
слушания и заучивания произведений художественной литературы;
1.4 осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.
Примечание: количество теоретических и практических часов может варьироваться в
зависимости от общей подготовленности обучающихся.
1.4. Содержание общеразвивающей программы.
№

Наименование тем

1

Роль театра в
культуре. Вводное
занятие.

2

Театрально исполнительская
деятельность
Занятия сценическим
искусством.

5

4

Знакомство с театром.

1

5

Виды театров

2

6

Закулисье.

1

7

Виды театрального
искусства

1

3

Всего
часов
1

4

Количество часов
Теория
Практика
1

Формы
аттестации/контроля
Объяснительноиллюстративный,
познавательная игра
Объяснительноиллюстративный,
познавательная игра
Объяснительноиллюстративный,
познавательная игра
Объяснительноиллюстративный,
познавательная игра
Объяснительноиллюстративный,
познавательная игра
Объяснительноиллюстративный,
познавательная игра
Объяснительноиллюстративный,
познавательная игра

8

Театральный этикет

1

9

Роль театра в культуре.

1

10

Театрально- исполнительская
деятельность
Театральноисполнительская
деятельность.
Роль театра в
культуре

2

13

Роль театра в
культуре.

1

14

Просмотр
профессионального
театрального
спектакля.
Занятия сценическим
искусством

6

итого

34
часов

11

12

15

1

1

6

Объяснительноиллюстративный,
познавательная игра
Объяснительноиллюстративный,
познавательная игра
Объяснительноиллюстративный,
познавательная игра
Объяснительноиллюстративный,
познавательная игра
Объяснительноиллюстративный,
познавательная игра
Объяснительноиллюстративный,
познавательная игра
Объяснительноиллюстративный,
познавательная игра
Объяснительноиллюстративный,
познавательная игра

70% от содержания программы направлено на активную деятельность учащихся.
Это: игры, этюды, репетиции, показ спектаклей, изготовление декораций.
Содержание учебного плана.
№

Раздел программы

1

Роль театра в
культуре. Вводное
занятие.

2

Театрально исполнительская
деятельность

3

Занятия
сценическим

Количе Характеристика деятельности обучающихся
ство
часов
1
Знакомятся с учителем и одноклассниками. Правила
поведения в кабинете. Техника безопасности на занятии.
Знакомство ребёнка в игровой форме с самим собой и с
окружающим миром (игра «Снежный ком»).
Разыгрывание этюдов и упражнений, требующих
целенаправленного воздействия словом.
5
На практических занятиях выполняются упражнения,
направленные на развитие чувства ритма. Выполнение
упражнений, в основе которых содержатся абстрактные
образы (огонь, солнечные блики, снег). Знакомятся с
терминологией (мимика, пантомима, этюд, дикция,
интонация, рифма, ритм). Импровизируют известные
русские народные сказки.
4
Упражнения и игры: превращения предмета,
превращение в предмет, живой алфавит, ручеёк, волна,

искусством.
Знакомство с
театром.
Виды театров

1

Закулисье.
Виды театрального
искусства
Театральный
этикет
Роль театра в
культуре.

1
1

Театрально- исполнительская
деятельность
Театральноисполнительская
деятельность.

2

12

Роль театра в
культуре

1

13

Роль театра в
культуре.
Просмотр
профессионального
театрального
спектакля.
Занятия
сценическим
искусством

1

итого

34
часов

4
5

6
7
8
9

10

11

14

15

2

1
1

1

6

6

переходы в полукруге. Чтение учителем сказок миниатюр. Выбор ролей, разучивание. Участие в
обсуждении декораций и костюмов.
Понятие театр.
Знакомимся с видами театров. Какие же виды театров
бывают в настоящее время? В течение длительного
периода наибольшей популярностью пользовались такие
виды театральных направлений, как драма, комедия,
мюзикл, трагикомедия, водевиль…
Как устроен театр из нутрии. Знакомство с профессиями.
Перечислим лишь часть жанров, которые используют при
постановке.
Правильное поведение в театре: культура и традиции
Участники приобретают навыки, необходимые для
верного сценического общения. Участвуют в этюдах для
выработки выразительной сценической жестикуляции
(«Немое кино», «Мультяшки-анимашки»)
Импровизируют известные русские народные сказки.
На практических занятиях с помощью слов, мимики и
жестов выражают благодарность, сочувствие,
обращаются за помощью. Игры «Маски», «Иностранец»,
«Прикосновения». Взаимодействуют в группах. На
практических занятиях участвуют в спорах, дискуссиях.
Обсуждают различные ситуации.
Участники знакомятся с древнегреческим, современным,
кукольным, музыкальным, цирковым театрами. В
процессе дискуссии делятся своим жизненным опытом.
Участники знакомятся с создателями спектакля:
писатель, поэт, драматург. Театральными жанрами.
Участвуют в ролевой игре, разыгрывая ситуации
поведения в театре. Презентуют свои мини-сочинения,
в которых делятся впечатлениями,
Упражнения и игры: превращения предмета,
превращение в предмет, живой алфавит, ручеёк, волна,
переходы в полукруге. Чтение учителем сказокминиатюр.

2.Организационно-педагогические условия.
2.1 Календарно учебный график.

№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

Основные характеристики образовательного
процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов
Недель в I полугодии
Недель в II полугодии
Начало занятий
Каникулы
Выходные дни
Окончание учебного года

34
170
1
34
17
17
Сентябрь
35
73
май

2.2 Условия реализации программы
Для реализации программы необходимы следующие условия:
1. Материально-техническое обеспечение

Классная доска.

Персональный компьютер. Проектор и экран для презентации.
Учебный кабинет соответствует требованиям техники безопасности, противопожарной
безопасности, санитарным нормам. Кабинет имеет хорошее естественное и искусственное
освещение и системы проветривания.
2. Информационное обеспечение: мультимедийный проектор; компьютер с учебным
программным обеспечением; ксерокс и принтер.
Кадровое обеспечение:
Педагог прошёл обучение по дополнительной профессиональной программе «Педагогика
дополнительного образования детей». Применение педагогом современных методов
обучения и воспитания в сочетании с традиционными приёмами способствует
максимальному погружению членов объединения по интересам в процесс творческой
работы. С целью развития творческих способностей педагог использует активные методы,
приёмы и формы обучения.
Педагог систематически повышает свой профессиональный уровень.
Методические материалы: тематическая литература и т.д.
2.3.Формы аттестации/контроля
Контроль результатов обучения
Данная программа предусматривает различные виды контроля результатов обучения.
1. Текущий контроль — осуществляется посредством наблюдения за деятельностью
ребёнка в процессе занятий. Так же сами ребята могут давать оценку или характеристику
выступающему ребёнку в процессе обсуждения и работы над пьесой.
2. Промежуточный контроль - осуществляется на занятиях в игровой форме или
устраиваются зачёты по выполнению специальных упражнений, проведению театральных
тренингов и игр, показ миниатюр.
3. Итоговый контроль (аттестация) - проводится в конце учебного года по окончании
освоения программы театрального кружка «Колокольчик» в форме творческого отчёта:
показ (или просмотр видео) инсценировок, мини-спектаклей, конкурсных выступлений. По
итогам работы в учебном году ребята награждаются дипломами и похвальными грамотами.

Результативность обучения дифференцируется по трём уровням: высокий, средний,
низкий.
Высокий уровень освоения программы (8-10 баллов). Для высокого уровня освоения
программы характерны: активная познавательная и творческая преобразующая
деятельность детей, самостоятельная работа, заинтересованность, увлечённость, высокая
внутренняя мотивация. Обучающийся проявляет устойчивый интерес к театральному
искусству и театрализованной деятельности. Понимает основную идею литературного
произведения (пьесы). Творчески интерпретирует его содержание. Способен сопереживать
героям и передавать их эмоциональные состояния, самостоятельно находит выразительные
средства перевоплощения. Владеет интонационно-образной и языковой выразительностью
художественной речи и применяет в различных видах художественно-творческой
деятельности. Активный организатор и ведущий коллективной творческой деятельности.
Проявляет творчество и активность на всех этапах работы.
Средний уровень освоения программы (5-7 баллов). Для среднего уровня освоения
программы
характерны:
активная
познавательная
деятельность,
проявление
самостоятельности и творческой инициативы при выполнении заданий, неустойчивая
положительная мотивация. Обучающийся проявляет эмоциональный интерес к
театральному искусству и театрализованной деятельности. Владеет знаниями о различных
видах театра и театральных профессиях. Понимает содержание произведения. Даёт
словесные характеристики персонажам пьесы, используя эпитеты, сравнения и образные
выражения. Владеет знаниями об эмоциональных состояниях героев, может их
продемонстрировать в работе над пьесой с помощью педагога. Создаёт по эскизу или
словесной характеристике – инструкции педагога образ персонажа. Проявляет активность
и согласованность действий с партнёрами. Активно участвует в различных видах
творческой деятельности.
Низкий уровень освоения программы (1-4 баллов). Для низкого уровня освоения программы
характерны: репродуктивный характер творческой деятельности ребёнка, начальный
познавательный уровень активности, трудности с изображением или представлением
сценических персонажей, на занятии необходима помощь педагога, внешний вид
мотивации. Обучающийся мало эмоционален, проявляет интерес к театральному искусству
только как зритель. Затрудняется в определении различных видов театра. Знает правила
поведения в театре. Понимает содержание произведения, но не может выделить единицы
сюжета. Пересказывает произведение только с помощью руководителя. Различает
элементарные эмоциональные состояния героев, но не может их продемонстрировать при
помощи мимики, жеста, движения.
Не проявляет активности в коллективной творческой деятельности. Несамостоятелен,
выполняет все операции только с помощью руководителя.

Список использованной литературы
1. Арябкина, И. В. Формирование культурно-эстетической компетенции учителя начальной
школы на основе личностноориентированного подхода: теоретические аспекты:

монография / И. В. Арябкина. – Москва: ФЛИНТА: Наука, 2010. – 184 с. – ISSN 978-5-02037326-6 (Наука).
2. Байбородова, Л. В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах /
Л. В. Байбородова. – Москва: Просвещение, 2013.
3. Баранцева, О. И. Внеурочная деятельность – инструмент творческого развития личности
/ О. И. Баранцева. – Текст: непосредственный // Начальная школа. – 2013. – № 6. – С. 82 –
112.
4. Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор:
пособие для учителя. – Москва: Просвещение, 2011.
5. Жданова, С. В. Роль внеурочной деятельности в формировании личности ребёнка и
подростка / С. В. Жданова. – Текст: электронный // Молодой учёный. — 2019. — № 24 (262).
— С. 426 – 427. — URL: https://moluch.ru/archive/262/60523/ (дата обращения: 24.06.2020).
6. Селиванова, О. Г. Младший школьник как субъект и объект внеурочной деятельности /
О. Г. Селиванова. – Текст: непосредственный // Начальная школа. – 2014. – № 8. С. 78 – 96.
7. Спиридонова, А. А. Формирование культурно-эстетического отношения младших
школьников к действительности во внеурочной деятельности на основе
полихудожественного подхода: дис. …канд. пед. наук: 13.00.01. – Ульяновск, 2018. 307 с. –
Место защиты: Ульяновск, УлГУ.
8.Ленинград: «Детская литература», 1990.
9. Опарина Н.А. Театральные загадки
Текст // Чем развлечь гостей. - 2004. –N 2.
10. «Театр от А до Я», познавательный журнал для девочек и мальчиков. М: ЗАО
«Аргументы и факты», «Детская Энциклопедия» - №3,1998
11. Энциклопедический словарь юного зрителя
Текст. – М.: Педагогика, 1989. 5. «Я
познаю мир: Театр». - Дет. энцикл./ И.А.Андрианова – Голицина. М.:


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».