Приложение
к Основной образовательной программе
среднего общего образования
МБОУ «СОШ № 16»
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 16»
на 2024 – 2025 учебный год
Внеурочная деятельность
НОО ФГОС
(в соответствии с ФОП НОО)
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного
процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.
Нормативно – правовая и документальная основа плана внеурочной деятельности
обучающихся МБОУ «СОШ № 16»:
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
2.
ФГОС НОО, утвержденным приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373
3.
ФОП НОО Приказ Министерства просвещения РФ от 16.11.2022 № 992 "Об
утверждении федеральной образовательной программы начального общего
образования" (Зарегистрирован 22.12.2022 № 71762);
4. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом
Министерства Просвещения РФ от 22.03.2021 № 115);
5.
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»2.4.3648-20 СанПиН 1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания»;
6. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года»;
7. Письмо Министерства образования и науки РФ от 14 декабря 2015 г. № 09-3564 “О
внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных
программ» (вместе с "Методическими рекомендациями по организации внеурочной
деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ");
8. Письмо Министерства Просвещения РФ от 07.05.2020 г. № ВБ-976/04 «О реализации
курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации,
дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных
образовательных технологий»;
9.
Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников;
10.
ООП НОО МБОУ «СОШ № 16»
11.
Устав ОО
Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями ФГОС и ФОП НОО
направлена на достижение планируемых результатов освоения программы НОО с учётом
выбора участниками образовательных отношений учебных курсов внеурочной
деятельности из перечня, предлагаемого в МБОУ «СОШ № 16».
Внеурочная деятельность осуществляется посредством различных форм
организации, отличных от урочной системы обучения, таких как учебные курсы и
факультативы, соревновательные мероприятия, дискуссионные клубы, секции, экскурсии,
мини-исследования;
экскурсии, секции, круглые столы, конференции, олимпиады, конкурсы,
соревнования, спортивные клубы, общественно полезные практики и другое.
Назначение плана внеурочной деятельности – психолого-педагогическое
сопровождение обучающихся с учетом успешности их обучения, уровня социальной
адаптации и развития, индивидуальных способностей и познавательных интересов.
Основными задачами организации внеурочной деятельности являются:
поддержка учебной деятельности обучающихся в достижении планируемых
результатов освоения программы НОО;
совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных умений
в разновозрастной школьной среде;
2
формирование навыков организации своей жизнедеятельности с учетом правил
безопасного образа жизни;
повышение общей
культуры обучающихся,
углубление их интереса
к познавательной и проектно-исследовательской деятельности с учетом возрастных
и индивидуальных особенностей участников;
развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление качеств,
обеспечивающих успешность участия в коллективном труде: умение
договариваться, подчиняться, руководить, проявлять инициативу, ответственность;
становление умений командной работы;
поддержка детских объединений, формирование
умений
ученического
самоуправления;
формирование культуры поведения в информационной среде.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности
обучающегося с учетом намеченных задач внеурочной деятельности. Все ее формы
представляются в деятельностных формулировках, что подчеркивает их практикоориентированные характеристики.
При выборе направлений и отборе содержания обучения учитываются:
особенности образовательной организации (условия функционирования, тип школы,
особенности контингента, кадровый состав);
результаты успеваемости и уровня развития обучающихся, проблемы и трудности их
учебной деятельности;
возможность обеспечить условия для организации разнообразных внеурочных
занятий и их содержательная связь с урочной деятельностью;
особенности информационно-образовательной среды образовательной организации,
национальные и культурные особенности региона.
Общий объем внеурочной деятельности не превышает 10 часов в неделю.
Один час в неделю отводится на внеурочное занятие «Разговоры о важном».
Внеурочные занятия «Разговоры о важном» направлены на развитие ценностного
отношения
обучающихся
к
своей
родине
–
России,
населяющим
ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре. Внеурочные
занятия «Разговоры о важном должны быть направлены на формирование
соответствующей внутренней позиции личности обучающегося, необходимой ему для
конструктивного
и
ответственного
поведения
в
обществе.
Основной формат внеурочных занятий «Разговоры о важном» – разговор и (или) беседа с
обучающимися.
Основные
темы
занятий
связаны
с важнейшими аспектами жизни человека в современной России: знанием родной истории
и пониманием сложностей современного мира, техническим прогрессом и сохранением
природы,
ориентацией
в
мировой
художественной
культуре
и
повседневной
культуре
поведения,
доброжелательным
отношением
к окружающим и ответственным отношением к собственным поступкам
С учётом образовательных потребностей и интересов обучающихся, запросов
родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, возможностей
школы реализуются следующие направления внеурочной деятельности:
Спортивно-оздоровительная деятельность направлена на физическое развитие
школьника, углубление знаний об организации жизни и деятельности с учетом
соблюдения правил здорового безопасного образа жизни.
Проектно-исследовательская деятельность организуется как углубленное изучение
учебных предметов в процессе совместной деятельности по выполнению проектов.
Коммуникативная деятельность направлена на совершенствование функциональной
коммуникативной грамотности, культуры диалогического общения и словесного
творчества.
3
Художественно-эстетическая творческая деятельность организуется
как система разнообразных творческих мастерских по развитию художественного
творчества, способности к импровизации, драматизации, выразительному чтению,
а также становлению умений участвовать в театрализованной деятельности.
Информационная культура предполагает учебные курсы в рамках внеурочной
деятельности, которые формируют представления обучающихся о разнообразных
современных информационных средствах и навыки выполнения разных видов работ
на компьютере.
Интеллектуальные марафоны организуются через систему интеллектуальных
соревновательных мероприятий, которые призваны развивать общую культуру и
эрудицию обучающегося, его познавательные интересу и способности к
самообразованию.
«Учение с увлечением!» включает систему занятий в зоне ближайшего развития,
когда учитель непосредственно помогает обучающемуся преодолеть трудности,
возникшие при изучении разных предметов.
К участию во внеурочной деятельности могут привлекаться организации и
учреждения дополнительного образования, культуры и спорта. В этом случае внеурочная
деятельность может проходить не только в помещении образовательной организации, но и
на территории другого учреждения (организации), участвующего во внеурочной
деятельности (Центр Досуга, спортивный комплекс, музей, театр и другие).
При
организации
внеурочной
деятельности
непосредственно
в образовательной организации в этой работе могут принимать участие все
педагогические работники данной организации (учителя начальной школы, учителяпредметники, социальный педагог, педагог-психолог, учитель-дефектолог, логопед,
библиотекарь и другие).
Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей в
части создания условий для развития творческих интересов детей, включения их в
художественную, техническую, спортивную и другую деятельность. Объединение усилий
внеурочной деятельности и дополнительного образования строится на использовании
единых форм организации.
Внеурочная деятельность направлена на развитие воспитательных результатов:
1. приобретение учащимися социального опыта;
2. формирование положительного отношения к базовым общественным
ценностям;
3. приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного
действия.
Система внеурочной деятельности предусматривает достижение школьниками
результатов трех уровней.
Уровни результатов внеурочной деятельности
Первый уровень результатов — приобретение школьниками социальных знаний (об
общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых
формах поведения в обществе и т. п.), понимания социальной реальности и повседневной
жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет
взаимодействие школьника с учителями (в основном и дополнительном образовании) как
значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — формирование позитивных отношений школьника к
базовым ценностям общества (человек, семья, Родина, природа, мир, знания, труд,
культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения
данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие
школьника на уровне класса, школы, т. е. в защищенной, дружественной ему социальной
4
среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает первое практическое
подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить.
Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного
социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение
имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в
открытой общественной среде.
Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности свидетельствует об
эффективности организации внеурочной деятельности и воспитательной работы в целом.
К числу планируемых результатов освоения программы внеурочной
деятельности отнесены:
личностные результаты — готовность и способность
метапредметные
обучающихся
к
саморазвитию,
сформированность
результаты — освоенные
мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые
обучающимися УУД
установки выпускников начальной школы, отражающие их
(познавательные,
индивидуально-личностные
позиции,
социальные
регулятивные и
компетентности, личностные качества; сформированность
коммуникативные)
основ российской, гражданской идентичности.
Кроме того, внеурочная деятельность позволяет педагогическому коллективу решить ещё
целый ряд очень важных задач:
обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
оптимизировать учебную нагрузку учащихся;
улучшить условия для развития ребенка;
учесть возрастные и индивидуальные особенности детей.
Сетка часов плана внеурочной деятельности НОО на 2024-2025 уч г
Направления внеурочной деятельности
1. Спортивно-оздоровительная
деятельность
2. Коммуникативная деятельность
3. Проектно-исследовательская
деятельность
4. Учение с увлечением!
5. Информационно-просветительские
занятия патриотической, нравственной и
экологической тематики «Разговоры о
Важном»
6. Информационная культура
7. Художественно-эстетическая
деятельность
название
образовательной
программы
1
2
3
4
Всего
«Смелые и ловкие»
0,5
0,5
0,5
0,5
2
«Орлята России
«Я исследователь»
1
0,5
1
0,5
1
0,5
1
0,5
4
2
«Нейрокоррекция»
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
2
2
1
1
1
1
4
0,5
0,5
0,5
0,5
2
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
2
2
5,5
5,5
5,5
5,5
22
«Функциональная
грамотность»
« Разговоры о важном»
«Занимательная
информатика»
«Радость творчества»
«Декоративноприкладное искусство»
Итого за неделю:
5
План внеурочной деятельности для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальные нарушения)
на 2024-2025 уч. г.
Направления внеурочной
деятельности
1. Информационнопросветительские занятия
патриотической, нравственной и
экологической тематики «Разговоры
о Важном»
2. «Учение с увлечением!»
3. Художественно-эстетическая
творческая деятельность
4. Проектная деятельность
5. Информационная культура
название образовательной программы
1-4 В
Всего
1
1
«Читаю в поисках смысла»
0,5
0,5
«Каллиграфия»
0,5
0,5
«Рукотворный мир»
Путешествие в сказку (театр)
Экологический поиск
0,5
0,5
0,5
1
0,5
Моя информационная культура
0,5
0,5
4
4
« Разговоры о важном»
Итого за неделю:
Итого за учебный год
6