РП ОБЗР 5-9 классы

МБОУ
"СОШ
№ 16"

Подписан: МБОУ "СОШ № 16"
DN:
OID.1.2.840.113549.1.9.2=66020075
80-667701001-009721891906,
E=ou16@mail.ru,
ИНН=006602007580,
СНИЛС=09721891906,
ОГРН=1026600580005,
T=Директор, O="МБОУ ""СОШ №
16""", STREET="УЛ ЧЕРЕМУШКИ,
ДОМ 5", L=Сосновый Бор, S=66
Свердловская область, C=RU,
G=Анна Николаевна,
SN=Березина, CN="МБОУ ""СОШ
№ 16"""
Основание: я подтверждаю этот
документ
Местоположение: место
подписания
Дата: 2021-10-01 14:59:46
Foxit Reader Версия: 9.7.2

Приложение
к адаптированной основной общеобразовательной
программе образования
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» (ВАРИАНТ 1)

11

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОБЖ
Рабочая программа по ОБЖ для 5-9 классов разработана на основе требований к
результатам освоения Адаптированной основной общеобразовательной программы для
учащихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МБОУ
«СОШ № 16»

В современном мире опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного
и социального характера стали объективной реальностью в процессе жизнедеятельности
каждого человека. Они несут угрозу его жизни и здоровью, наносят огромный ущерб
окружающей природной среде и обществу. В настоящее время вопросы обеспечения
безопасности стали одной из насущных потребностей каждого человека, общества и
государства.
По мнению специалистов МЧС России, человеческий фактор в настоящее время
является если не главным, то определяющим в деле обеспечения личной безопасности
каждого человека и национальной безопасности России. При этом роль человека в
обеспечении личной безопасности и национальной безопасности России постоянно
возрастает.
Обстановка, складывающаяся в стране в области безопасности, настоятельно
требует пересмотра системы подготовки подрастающего поколения россиян в области
безопасности жизнедеятельности на основе комплексного подхода к формированию у них
современного уровня культуры безопасности. Такой подход будет способствовать
снижению отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность
жизнедеятельности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз,
связанных с различными опасными и чрезвычайными ситуациями, в том числе с
терроризмом, наркотизмом и военными угрозами.
Под культурой безопасности жизнедеятельности следует понимать способ
организации деятельности человека, представленный в системе социальных норм,
убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целостности
окружающего мира.
Формирование современного уровня культуры безопасности является
общешкольной задачей, так как изучение всех школьных предметов вносит свой вклад в
формирование современного уровня культуры безопасности, но при этом ключевая роль
принадлежит предмету «Основы безопасности жизнедеятельности». В то же время предмет
ОБЖ через собственную систему образовательных модулей реализует подготовку
учащихся к безопасной жизнедеятельности в реальной окружающей среде — природной,
техногенной и социальной.
При разработке содержания данной учебной программы принималась во внимание
специфика содержания курса ОБЖ, которая заключается в следующем:
• учет основных закономерностей развития теории безопасности;
• интегративность (проблематика курса ОБЖ охватывает многие сферы
человеческой деятельности и является результатом взаимодействия разнообразных систем,
направленных на сохранение жизни человека и окружающей среды);
• направленность на формирование у учащихся современного уровня культуры
безопасности жизнедеятельности для снижения отрицательного влияния человеческого
фактора на безопасность личности, общества и государства.
При разработке структуры и содержания программы были учтены педагогические
принципы организации учебно-воспитательного процесса в области безопасности
жизнедеятельности, а именно:
11

• постепенное наращивание информационной и воспитательной нагрузки учащихся
в области безопасности жизнедеятельности с учетом их возрастных особенностей и уровня
подготовки по остальным школьным предметам в каждом классе, чтобы уровень культуры
в области безопасности жизнедеятельности выпускников школы соответствовал принятому
в Российской Федерации;
• обеспечение разделения учебной нагрузки между федеральным и региональным
компонентами при условии, что федеральный уровень обеспечивает научно-теоретическую
основу формирования единого образовательного пространства в области безопасности, а
региональный уровень — повышение практической подготовки обучаемых к безопасному
поведению с учетом региональных особенностей (это должно учитываться при разработке
региональных учебных программ).
Изучение тематики данной учебной программы направлено на решение
следующих задач:
- формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях
снижения фактора риска в деятельности человека и общества;
- выработку умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного,
техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им;
- формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях
повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развитие
способностей оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с
учетом своих возможностей.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ФАКУЛЬТАТИВА «ОБЖ»
В 5-9 КЛАССАХ
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Выпускник научится:
• анализировать информацию различных источников;
• анализировать степень влияния личности на обеспечение национальной безопасности
России;
• анализировать влияние человеческого фактора на безопасность личности, общества и
государства;
• моделировать рациональное размещение объектов экономики и поселений людей по
территории страны с точки зрения обеспечения их безопасности;
• формулировать собственную позицию неприятия терроризма в любых его проявлениях;
• вырабатывать отрицательное отношение к приему наркотиков;
• характеризовать особенности семейно-брачных отношений в РФ;
• оказывать первую помощь при массовых поражениях населения.
Выпускник получит возможность научиться:
• осуществлять поиск информации в учебной и дополнительной литературе, электронных
материалах, систематизировать и представлять её в виде рефератов, презентаций и др.;
• оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим в различных ситуациях;
• применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
5 класс
Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях (28 часов)
Понятие чрезвычайная ситуация. Город как источник опасности. Система обеспечения
безопасности. Сигналы оповещения. Ситуация аварийного характера в жилище. Система
оповещения при пожаре. Средства пожаротушения. Средства бытовой химии. Чрезвычайные
11

ситуации на сухопутном транспорте (автобус, троллейбус, трамвай, автомобиль, метро,
железной дороге), на водном транспорте, на авиационном транспорте. Чрезвычайные
ситуации криминогенного характера в жилище. Криминогенные ситуации вне жилища.
Эвакуация при пожаре и панике. Чрезвычайные ситуации локального характера, связанные с
нарушением экологического равновесия. Безопасное поведение школьника. Индивидуальные
средства защиты органов дыхания. Индивидуальные средства защиты кожи.
Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей (6 часов)
Первая помощь при перегревах и тепловых ударах, при ожога и обморожениях. Первая
помощь при укусах насекомых, змей, собак и кошек. Первая медицинская помощь при ранах и
кровотечениях. Практическая работа.
6 класс
Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях (18 часов)
Экстремальные ситуации в природных условиях. Смена климатогеографических
условий. Автономное существование человека в природных условиях. Человек заблудился в
лесу или отстал от группы. Ориентирование на местности и выход к населенным пунктам.
Выживание в городе после аварии. Оборудование временного укрытия. Зимние укрытия.
Временные укрытия в пустыне. Разведение костра. Типы костров. Обогрев внутри временного
укрытия. Добывание воды. Питание в автономных условиях. Рыболовство и охота.
Приготовление пищи. Средства коллективной защиты.
7 класс
Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях (23 часа)
Введение. Классификация чрезвычайных ситуаций. Землетрясения. Происхождение,
очаг, основные параметры. Последствия землетрясений. Меры, принимаемые по снижению
потерь ущерба. Цунами. Меры безопасности. Оползни, обвалы и сели. Меры
по
снижению и ущерба от обвалов и оползней. Сели. Происхождение селей. Прогнозирование и
уменьшение селевой опасности. Бури, ураганы, смерчи. Происхождение и оценка. Виды
последствия. Действия населения при угрозе и во время ураганов, бурь и смерчей.
Наводнения. Виды наводнений и их оценка. Последствия. Меры по защите от наводнений.
Рекомендации по действиям при угрозе и во время наводнений. Лесные и торфяные пожары.
Виды, причины возникновения. Лесные и торфяные пожары. Виды, причины возникновения.
Профилактика лесных и торфяных пожаров, их неблагоприятные последствия. Меры
безопасности. Состояние защиты населения и территорий. Готовность к ликвидации
чрезвычайных ситуаций. Специальные мероприятия и контроль обстановки.
Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей (11 часов)
Лекарственные растения. Распознавания ядовитых растений и грибов. Симптомы
отравления. Оказание первой медицинской помощи. Ранения, травмы, переломы. Виды
кровотечений. Остановка кровотечений. Практические занятия.
8 класс
Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях (15 часов)
Чрезвычайные ситуации техногенного характера. Классификация и основные причины
аварий и катастроф. Пожары. Взрывы. Характеристика причин и возможных последствий
пожаров и взрывов. Правила безопасного поведения при пожарах и взрывах. Химические
вещества и опасные объекты. Характеристика СДЯВ и их поражающих факторов. Атомная
энергия. Естественные источники излучений. Радиационное опасные объекты и радиационные
аварии. Последствия радиационных аварий. Характеристика очагов поражения при авариях на
АЭС. Гидродинамические аварии и гидротехнические сооружения. Причины и виды
гидродинамических аварий. Последствия гидродинамических аварий. Меры по защите
населения от неблагоприятных последствий гидродинамических аварий. Экология и
экологическая безопасность. Биосфера и человек. Загрязнение атмосферы. Загрязнение почв и
природных вод. Краткая характеристика экологической обстановки в России. Гражданская
11

оборона как система защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного
времени. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций.
Основы медицинских и правовых знаний (11 часов)
Основы первой медицинской помощи пострадавших СДЯВ. Практическое занятие.
Оказание первой помощи при отравлении сильно действующими ядовитыми веществами.
Основные понятия об уголовной ответственности несовершеннолетних. Основные понятия об
административной ответственности несовершеннолетних. Как уберечь себя от преступлений.
Самозащита. Самозащита в транспорте и замкнутом помещении.
Нарушение экологического равновесия (8 часов)
Экология и экологическая безопасность. Биосфера и человек. Загрязнение биосферы.
Охрана окружающей среды. Понятие о предельно допустимых концентрациях загрязняющих
веществ.
9 класс
Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера и национальная
безопасность России (3 часа)
Гражданская оборона, ее предназначение и задачи по защите населения от последствий
чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Средства индивидуальной защиты.
Основы медицинских знаний (4 часа)
Первая медицинская помощь при травмах. Критические состояния. Тактика поведения.
Клиническая смерть. СЛР и ее эффективность. Автодорожные происшествия.
Основы комплексной безопасности (9 часов)
Россия в мировом сообществе. Национальные интересы России в современном мире.
Основные угрозы национальным интересам и безопасности России. Формирование
современного уровня культуры населения в области безопасности жизнедеятельности.
Военная угроза национальной безопасности России. Национальный терроризм – угроза
национальной безопасности России. Наркотизм и национальная безопасность России. Виды
террористических актов, их цели и способы осуществления. Правила поведения при угрозе
террористического акта.
Защита населения РФ от чрезвычайных ситуаций (10 часов)
Единая государственная система предупреждения и ликвидация ЧС. МЧС России –
федеральный орган управления в области защиты населения на территории от ЧС.
Мониторинг и прогнозирование ЧС. Инженерная защита населения и территорий от ЧС.
Оповещение населения о ЧС. Эвакуация населения. Аварийно-спасательные и другие
неотложные работы в очагах поражения. Законодательная и нормативно-правовая база
организации по борьбе с терроризмом. Государственная политика противодействия
терроризму. Профилактика наркомани
Основы здорового образа жизни (8 часов)
Здоровье человека как индивидуальная и общественная ценность. Здоровый образ
жизни и его составляющие. Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность
России. Ранние половые связи и их последствия. Инфекции, передаваемые половы путем.
Понятие о ВИЧ-инфекции и СПИДе. Брак и семья. Семья и здоровый образ жизни. Основы
семейного права в РФ
№
Рздел/Тема
Количество
П/П
часов
Понятие чрезвычайная ситуация
1
1
Город
как
источник
опасности
2
1
Город как источник опасности
3
1
Система обеспечения безопасности. Сигналы оповещения
4
1
Ситуация аварийного характера в жилище
5
1
Ситуация аварийного характера в жилище
6
1
Система оповещения при пожаре. Средства пожаротушения
7
1
11

8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29

1
2
3
4
5
6

Система оповещения при пожаре. Средства пожаротушения
Средства бытовой химии
Чрезвычайные ситуации
на
транспорте. Автобус,
троллейбус, трамвай, автомобиль
Чрезвычайные ситуации
на
транспорте. Автобус,
троллейбус, трамвай, автомобиль
Чрезвычайные ситуации в метро
Чрезвычайные ситуации на железной дороге
Опасные ситуации на водном транспорте
Опасные ситуации на авиационном транспорте
Чрезвычайные ситуации криминогенного характера в
жилище
Чрезвычайные ситуации криминогенного характера в
жилище
Криминогенные ситуации вне жилища
Криминогенные ситуации вне жилища
Эвакуация при пожаре и панике
Чрезвычайные ситуации локального характера, связанные с
нарушением экологического равновесия
Чрезвычайные ситуации локального характера, связанные с
нарушением экологического равновесия
Безопасное поведение школьника
Безопасное поведение школьника
Индивидуальные средства защиты органов дыхания
Индивидуальные средства защиты органов дыхания
Индивидуальные средства защиты органов дыхания
Индивидуальные средства защиты кожи
Индивидуальные средства защиты кожи
Основы медицинских знаний и охрана
здоровья детей (6 часов)
Первая помощь при перегревах и тепловых ударах, при
ожога и обморожениях
Первая помощь при перегревах и тепловых ударах, при
ожога и обморожениях
Первая помощь при укусах насекомых, змей, собак и кошек
Первая помощь при укусах насекомых, змей, собак и кошек
Первая медицинская помощь при ранах и кровотечениях
Первая медицинская помощь при ранах и кровотечениях

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
35

Календарно-тематическое планирование, 6 класс

№ п/п

Раздел/Тема

1
2

Экстремальные ситуации в природных условиях
Экстремальные ситуации в природных условиях

Количество
часов
1
1
11

3
4

Смена климатогеографических условий
Автономное существование человека в природных условиях

1
1

5
6

Человек заблудился в лесу или отстал от группы
Ориентирование на местности и выход к населенным
пунктам
Выживание в городе после аварии
Оборудование временного укрытия
Оборудование временного укрытия
Зимние укрытия
Временные укрытия в пустыне
Разведение костра. Типы костров
Обогрев внутри временного укрытия
Добывание воды
Питание в автономных условиях
Рыболовство и охота. Приготовление пищи
Средства коллективной защиты
Средства коллективной защиты
Аптечка
Первая помощь при порезах, ссадинах и ушибах
Первая помощь при порезах, ссадинах и ушибах
Оказание первой помощи при травмах и переломах костей
Оказание первой помощи при травмах и переломах костей
Оказание первой помощи при травмах и переломах костей
Первая помощь при попадании инородных тел в глаз, ухо,
Нос
Первая помощь при попадании инородных тел в глаз, ухо,
нос
Первая
помощь
при
укусах,
тепловых
ударах,
Обморожениях
Первая
помощь
при
укусах,
тепловых
ударах,
Обморожениях
Первая
помощь
при
укусах,
тепловых
ударах,
обморожениях
Практические занятия по теме: «Оказание первой помощи»
Практические занятия по теме: «Оказание первой помощи»
Практические занятия по теме: «Оказание первой помощи»
Практические занятия по теме: «Оказание первой помощи»
Практические занятия по теме: «Оказание первой помощи»
Практические занятия по теме: «Оказание первой помощи»

1
1

7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Календарно-тематическое планирование, 7 класс

№
п/п

Тема/Раздел

Кол
ичес
тво
11

часо
в
1

Введение. Классификация чрезвычайных ситуаций

2

Введение. Классификация чрезвычайных ситуаций

3

Землетрясения. Происхождение, очаг, основные параметры

5

Последствия землетрясений.
снижению потерь ущерба
Цунами. Меры безопасности

6

Оползни, обвалы и сели

7

Меры по снижению и ущерба от обвалов и оползней

8

Сели. Происхождение селей

9

Прогнозирование и уменьшение селевой опасности

4

Меры,

принимаемые

по

16

Бури, ураганы, смерчи. Происхождение и оценка. Виды
последствия.
Бури, ураганы, смерчи. Происхождение и оценка. Виды
последствия.
Действия населения при угрозе и во время ураганов, бурь и
смерчей.
Наводнения. Виды наводнений и их оценка. Последствия.
Меры по защите от наводнений
Наводнения. Виды наводнений и их оценка. Последствия.
Меры по защите от наводнений
Рекомендации по действиям при угрозе и во время
наводнений
Лесные и торфяные пожары. Виды, причины возникновения

17

Лесные и торфяные пожары. Виды, причины возникновения

10
11
12
13
14
15

19

Профилактика лесных и торфяных пожаров,
неблагоприятные последствия. Меры безопасности.
Состояние защиты населения и территорий

20

Готовность к ликвидации чрезвычайных ситуаций

21

Готовность к ликвидации чрезвычайных ситуаций

22

Специальные мероприятия и контроль обстановки

23

Специальные мероприятия и контроль обстановки

24

Лекарственные растения

25

Распознавания ядовитых растений и грибов

18

их

27

Симптомы отравления. Оказание первой медицинской
помощи
Ранения, травмы, переломы

28

Ранения, травмы, переломы

26

29
30
31
32

Виды кровотечений. Остановка кровотечений
Симптомы отравления. Оказание первой медицинской
помощи
Ранения, травмы, переломы
Виды кровотечений. Остановка кровотечений
11

33

Практические занятия

34

Практические занятия

35

Итоговый урок. Тестирование

Календарно-тематическое планирование, 8 класс
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28

Раздел/Тема
Чрезвычайные ситуации техногенного характера
Классификация и основные причины аварий и катастроф
Пожары. Взрывы
Характеристика причин и возможных последствий пожаров
и взрывов
Правила безопасного поведения при пожарах и взрывах
Химические вещества и опасные объекты. Характеристика
СДЯВ и их поражающих факторов
Атомная энергия. Естественные источники излучений.
Радиационное опасные объекты и радиационные аварии.
Последствия радиационных аварий. Характеристика очагов
поражения при авариях на АЭС
Гидродинамические
аварии
и
гидротехнические
сооружения. Причины и виды гидродинамических аварий
Последствия гидродинамических аварий. Меры по защите
населения
от
неблагоприятных
последствий
гидродинамических аварий
Экология и экологическая безопасность. Биосфера и человек
Загрязнение атмосферы. Загрязнение почв и природных вод
Краткая характеристика экологической обстановки в России
Гражданская оборона как система защиты населения от
чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени
Единая государственная система предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций
Основы первой медицинской помощи пострадавших СДЯВ
Практическое занятие. Оказание первой помощи при
отравлении сильно действующими ядовитыми веществами
Основные понятия об уголовной ответственности
несовершеннолетних.
Основные понятия об уголовной ответственности
несовершеннолетних.
Основные понятия об административной ответственности
несовершеннолетних.
Основные понятия об административной ответственности
несовершеннолетних.
Как уберечь себя от преступлений.
Как уберечь себя от преступлений.
Как уберечь себя от преступлений.
Самозащита
Самозащита в транспорте и замкнутом помещении.
Экология и экологическая безопасность

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
11
1
1
1

11

29
30
31
32
33
34
35

Биосфера и человек
Загрязнение биосферы
Загрязнение биосферы
Охрана окружающей среды
Охрана окружающей среды
Понятие о предельно допустимых концентрациях
загрязняющих веществ
Понятие о предельно допустимых концентрациях
загрязняющих веществ

1
1
1
1
1
1
1

Календарно-тематическое планирование, 9 класс
№
п/п

Тема/раздел

Количество
часов

3

Гражданская оборона, ее предназначение и задачи позащите
населения от последствий чрезвычайных ситуаций
мирного и военного времени
Гражданская оборона, ее предназначение и задачи по
защите населения от последствий чрезвычайных ситуаций
мирного и военного времени
Средства индивидуальной защиты

4

Первая медицинская помощь при травмах

1

5

Критические состояния. Тактика поведения

1

6

Клиническая смерть. СЛР и ее эффективность

1

7

Автодорожные происшествия

1

8

Россия в мировом сообществе

1

9

Национальные интересы России в современном мире

1

1

2

10
11
12
13
14
15
16

Основные угрозы национальным интересам и безопасности
России
Формирование современного уровня культуры населения в
области безопасности жизнедеятельности
Военная угроза национальной безопасности России
Национальный терроризм – угроза национальной
безопасности России
Наркотизм и национальная безопасность России
Виды террористических актов, их цели и способы
осуществления
Правила поведения при угрозе террористического акта

1

1

1

1
1
1
1
1
1
1

19

Единая государственная система предупреждения и
ликвидация ЧС
МЧС России – федеральный орган управления в области
защиты населения на территории от ЧС
Мониторинг и прогнозирование ЧС

20

Инженерная защита населения и территорий от ЧС

1

21

Оповещение населения о ЧС

1

22

Эвакуация населения

1

17
18

23

Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в
очагах поражения

1
1
1

1
11

25

Законодательная и нормативно-правовая база организации
по борьбе с терроризмом
Государственная политика противодействия терроризму

26

Профилактика наркомани

24

27
28
29
30

1
1

Здоровье человека как индивидуальная и общественная
ценность
Здоровый образ жизни и его составляющие
Репродуктивное здоровье населения
безопасность России
Ранние половые связи и их последствия

1

и

национальная

1
1
1
1

32

Инфекции, передаваемые половы путем. Понятие о ВИЧинфекции и СПИДе
Брак и семья

33

Семья и здоровый образ жизни

1

34

Основы семейного права в РФ

1

35

Итоговый урок

1

31

1
1

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».