МБО
У"
СОШ
№ 16"
Подписан: МБОУ "СОШ № 16"
DN:
OID.1.2.840.113549.1.9.2=66020
07580-667701001-00972189190
6, E=ou16@mail.ru,
ИНН=006602007580,
СНИЛС=09721891906,
ОГРН=1026600580005,
T=Директор, O="МБОУ ""СОШ
№ 16""", STREET="УЛ
ЧЕРЕМУШКИ, ДОМ 5",
L=Сосновый Бор, S=66
Свердловская область, C=RU,
G=Анна Николаевна,
SN=Березина, CN="МБОУ ""
СОШ № 16"""
Основание: я подтверждаю
этот документ
Местоположение: место
подписания
Дата: 2021-10-01 14:57:05
Foxit Reader Версия: 9.7.2
Приложение
к адаптированной основной общеобразовательной
программе образования
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ» (ВАРИАНТ 1)
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Основы социальной жизни» составлена
в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного
стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) 1 вариант.
Цель:
практическая
подготовка
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) к самостоятельной жизни и трудовой деятельности в
ближайшем и более отдаленном социуме.
Задачи:
― расширение кругозора обучающихся в процессе ознакомления с различными сторонами
повседневной жизни;
― формирование и развитие навыков самообслуживания и трудовых навыков, связанных с
ведением домашнего хозяйства;
― ознакомление с основами экономики ведения домашнего хозяйства и формирование
необходимых умений;
― практическое ознакомление с деятельностью различных учреждений социальной
направленности; формирование умений пользоваться услугами учреждений и
предприятий социальной направленности;
― усвоение морально-этических норм поведения, выработка навыков общения (в том
числе с использованием деловых бумаг);
― развитие навыков здорового образа жизни; положительных качеств и свойств личности.
Общая характеристика учебного предмета
Учебная программа «Основы социальной жизни» строится по концентрическому
принципу, что дает возможность осуществлять коррекцию умственной деятельности
школьников. Особенностью учебной программы является своеобразие содержания
изучаемого материала, а также его распределение, позволяющее постоянно возвращаться
к пройденным разделам. Это способствует более прочному и осознанному усвоению
изучаемого предмета. Распределение материала в программе обеспечивает постепенность
перехода от легкого к более сложному. Таким образом, происходит повышение уровня
обучаемости, а овладение материалом прошлых лет постоянно используется и
закрепляется, переходя в прочные умения и навыки. Каждый раздел программы имеет
свое продолжение с 5 по 9 класс. Большое значение имеют разделы, направленные на
формирование умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи,
транспорта, медицинской помощи. Кроме того, данные занятия должны способствовать
усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми,
развитию художественного вкуса детей и т.д. На занятиях по предмету «Основы
социальной жизни» следует уделять внимание обогащению словарного запаса,
использовать пословицы, поговорки, загадки для развития устной, письменной речи.
Необходимо следить за полнотой устных ответов, последовательностью изложения. На
занятиях используются все виды наглядности: натуральная (посуда, одежда, игрушки и
др.); образная (рисунки, плакаты, картины); символическая (например, условные
изображения служб вокзала, температурных режимов электроутюга, стиральной машиныавтомат и др.); графическая (учебные инструкционные карты, стандартные инструкции,
бланки квитанций, таблицы); схематическая (схема линий метро, пассажирского
транспорта). Программа составлена с учетом возрастных и психофизических
особенностей развития учащихся и учитывает национально-региональный компонент:
особенности и традиции Ижемского района.
Коррекционная работа по предмету включает следующие направления:
Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
-развитие восприятия, представлений, ощущений;
-развитие памяти;
- развитие внимания;
- развитие пространственных представлений и ориентации.
Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления.
Развитие основных мыслительных операций:
- развитие умения сравнивать, анализировать; выделять сходство и различие понятий;
- умение работать по инструкциям, алгоритму; планировать деятельность.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:
- развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;
- формирование адекватности чувств;
- формирование умения анализировать свою деятельность.
Коррекция и развитие речи:
- коррекция нарушений устной и письменной речи;
- коррекция монологической речи; диалогической речи;
Формы контроля: тестирование, проверочные работы в конце каждого раздела/четверти,
итоговые контрольные работы в конце учебного года
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую
программу включены практические работы, экскурсии, предусмотренные адаптированной
образовательной программой.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
5 класс
Личностные результаты:
-Формирование личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость;
-Воспитание элементов трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное
отношение к продуктам, оборудованию и использованию электроэнергии, строгое
соблюдение правил техники безопасности;
-Привитие желания и стремления готовить доброкачественную и полезную пищу,
-творческого отношения к домашнему труду;
-Развитие художественного вкуса, обоняния, осязания, ловкости, скорости,
пространственной ориентировки;
-Развитие всех познавательных процессов (память, мышление, внимание, воображение,
речь;
- формирование у обучающихся знаний и умений, навыков, способствующих социальной
адаптации в условиях современного общества,
-социализация обучающихся;
- подготовка обучающихся к самостоятельной жизни.
- формирование и совершенствование у детей необходимые им навыки ориентировки в
окружающем: самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, умений пользоваться
услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи,
способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков
общения с людьми, развитию художественного вкуса учеников и т. д.
Предметные результаты:
Минимальный уровень:
- Обучающиеся должны уметь прочитать рецепт блюда и подобрать к нему продукты
питания, нарезать хлеб, сырые и вареные овощи, строго соблюдать правила безопасной
работы с острыми предметами.
- Совершать вечерний и утренний туалет в определенной последовательности, выбирать
прическу и причесывать волосы, стирать вещи индивидуального пользования, беречь
зрение.
- Различать одежду и обувь в зависимости от их назначения, подбирать одежду и обувь по
сезону, сушить и чистить обувь и одежду.
- Следить за своей осанкой, походкой, правильно сидеть за столом, пользоваться
столовыми приборами.
- Правильно вести себя при встрече и расставании со сверстниками, вежливо обращаться с
просьбой и вопросом к взрослым.
- Писать адрес на почтовых конвертах, соблюдать порядок на рабочем месте и во всем
жилом помещении.
- Соблюдать правила поведения в общественном транспорте, правила дорожного
движения, различать знаки дорожного движения.
- Выбирать необходимые продукты питания, округленно подсчитывать сумму и сдачу,
культурно вести себя с работниками торговли.
Достаточный уровень:
-Обучающиеся должны уметь самостоятельно прочитать рецепт блюда и подобрать к
нему продукты питания, нарезать хлеб, сырые и вареные овощи, строго соблюдать
правила безопасной работы с острыми предметами.
- Без напоминания взрослых самостоятельно совершать вечерний и утренний туалет в
определенной последовательности, выбирать прическу и причесывать волосы, стирать
вещи индивидуального пользования, беречь зрение.
- Самостоятельно различать одежду и обувь в зависимости от их назначения, подбирать
одежду и обувь по сезону, сушить и чистить обувь и одежду.
- Без руководства взрослых следить за своей осанкой, походкой, правильно сидеть за
столом, пользоваться столовыми приборами.
- Знать правила хорошего тона, правильно вести себя при встрече и расставании со
сверстниками, вежливо обращаться с просьбой и вопросом к взрослым.
- Уметь писать адрес на почтовых конвертах, соблюдать порядок на рабочем месте и во
всем жилом помещении.
- Знать виды общественного транспорта, соблюдать правила поведения в общественном
транспорте, правила дорожного движения, различать знаки дорожного движения. o
Самостоятельно выбирать необходимые продукты питания, округленно подсчитывать
сумму и сдачу, культурно вести себя с работниками торговли.
6 класс
Личностные результаты:
Формирование личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость;
-Воспитание элементов трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное
отношение к продуктам, оборудованию и использованию электроэнергии, строгое
соблюдение правил техники безопасности;
-Привитие желания и стремления готовить доброкачественную и полезную пищу,
-творческого отношения к домашнему труду;
-Развитие художественного вкуса, обоняния, осязания, ловкости, скорости,
пространственной ориентировки;
-Развитие всех познавательных процессов (память, мышление, внимание, воображение,
речь;
- Формирование личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость.
-Воспитание элементов трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное
отношение к продуктам, оборудованию и использованию электроэнергии, строгое
соблюдение правил техники безопасности.
-Формирование ценности здорового образа жизни; усвоение правил индивидуального и
коллективного безопасного поведения.
-Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах.
-Развитие художественного вкуса, обоняния, осязания, ловкости, скорости,
пространственной ориентировки.
Предметные результаты:
Минимальный уровень:
- Обучающиеся должны знать способы выбора и хранения доброкачественной продукции,
способы приготовления каши, картофеля, макарон, заваривать чай и варить яйца.
-Правила закаливания организма, приёмы обтирания рук и ног, о вреде наркотиков и
токсических веществ.
- Санитарно-гигиенические требования и правила безопасной работы колющими и
режущими инструментами, электроприборами, правила стирки изделий из
хлопчатобумажной ткани.
- Родственные отношения в семье, состав семьи, их фамилии, имена, отчества.
Место работы, должность членов семьи, как распределены хозяйственно – бытовые
обязанности между членами семьи, свои права и обязанности в семье.
- Правила поведения в культурно - досуговых учреждениях, способы ведения разговора со
сверстниками и старшими.
- Гигиенические требования к жилому помещению, правила и последовательность
проведения влажной и сухой уборки, использование в уборке пылесоса, способы ухода за
мебелью и полом, в зависимости от покрытия.
- Виды междугороднего транспорта, стоимость проезда, порядок приобретения билета.
- Виды магазинов промышленных товаров, виды специализированных магазинов, правила
поведения в магазине и общения с работниками магазинов.
- Перечень предметов, посылаемых посылкой, бандеролью, виды писем, бандеролей,
посылок, правила поведения на почте.
-виды медицинской помощи; функции основных врачей-специалистов; о возможном вреде
самолечения.
-Меры по предупреждению переломов, виды доврачебной помощи, правила оказания
первой помощи при ушибах и растяжениях.
- Виды детских учреждений и их назначение, адрес дома детского творчества.
- Правила поведения в природной среде; правила перекопки почвы и подготовки к
посадке; правила высаживания рассады, луковиц, клубней цветочных культур; правила
ухода за саженцами.
Достаточный уровень:
-Обучающиеся должны уметь пользоваться нагревательными приборами, строго
соблюдая технику безопасности, нарезать хлеб, сырые и вареные овощи.
-Закаливать свой организм, соблюдать правила личной гигиены, отказаться от соблазна
наркотических и токсических веществ.
- Пришивать пуговицы, крючки, петли, вешалки.
-Зашивать одежду по распоровшемуся шву, подбирать моющие средства для стирки
одежды из хлопчатобумажной ткани.
- Записывать фамилию, имя, отчество своих членов семьи, выполнять правила поведения
в семье. Рассказать о месте работы родителей, занимаемой ими должности, выполнять
определенные обязанности в семье.
- Культурно вести себя в театре, кино, библиотеке, тактично и вежливо вести себя при
разговоре со сверстниками и старшими людьми.
- Производить сухую и влажную уборку помещения, чистить с помощью пылесоса,
ухаживать за мебелью и полом.
- Выбирать наиболее рациональные маршруты при передвижении по городу,
ориентироваться в расписании пригородных поездов.
- Выбирать нужный товар, выяснять срок годности, оплачивать и соблюдать правила
поведения в магазинах города.
-Заполнять бланки на отправку бандероли и посылки, составлять опись вложенных вещей.
- записываться на приём к врачу; вызывать скорую помощь, врача на дом; приобретать
лекарства в аптеке; описывать симптомы болезни.
- Использовать лекарственные растения при оказании первой помощи, готовить настои и
отвары, обрабатывать раны и накладывать повязки. o пользоваться садово-огородным
инвентарём; высаживать луковицы, клубни, рассаду цветочных культур; ухаживать за
саженцами; выдвигать свои идеи по улучшению экологической обстановки; пояснять своё
личностное отношение к поведению людей в природной среде.
7 класс
Личностные результаты:
Формирование личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость;
-Воспитание элементов трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное
отношение к продуктам, оборудованию и использованию электроэнергии, строгое
соблюдение правил техники безопасности;
-Привитие желания и стремления готовить доброкачественную и полезную пищу,
-творческого отношения к домашнему труду;
-Развитие художественного вкуса, обоняния, осязания, ловкости, скорости,
пространственной ориентировки;
-Развитие всех познавательных процессов (память, мышление, внимание, воображение,
речь;
- Формирование личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость.
-Воспитание элементов трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное
отношение к продуктам, оборудованию и использованию электроэнергии, строгое
соблюдение правил техники безопасности.
-Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах.
-Развитие художественного вкуса, обоняния, осязания, ловкости, скорости,
пространственной ориентировки.
Предметные результаты:
Минимальный уровень:
- Обучающиеся должны знать виды питания и их особенности, значение первых и вторых
блюд, правила безопасности при использовании механических и электрических бытовых
приборов при приготовлении пищи.
- Особенности стирки цветного и белого белья, правила пользования моющими
средствами, устройство стиральной машины и способы пользования ею, назначение
прачечной и виды её услуг, последовательность и особенность глажения одежды из
разных тканей.
- Правила ухода за младшими детьми, различные, тихие и подвижные игры, стишки,
песенки.
- Правила поведения при встрече и расставании, правила поведения при вручении и
получении подарков.
- Последовательность проведения регулярной и сезонной уборки помещения, способы
подготовки жилья к зиме, весне и лету, способы ухода за полом в зависимости от
покрытия.
- Функции железнодорожного транспорта, типы пассажирских вагонов, виды справочных
служб и камер хранения, о сроках и месте возврата билетов.
- Назначение и различие универмага и универсама.
- Виды телефонной связи, правила пользования телефонным справочником, виды
междугородней связи, способы оплаты, порядок заказа переговоров.
- Меры по предупреждению несчастных случаев, правила оказания первой медицинской
помощи при несчастных случаях.
Достаточный уровень:
-Обучающиеся должны уметь пользоваться механическими и электрическими бытовыми
приборами, готовить первое и второе блюдо по рецепту, составлять меню завтрака, обеда
и ужина на день.
- Ремонтировать разорванные места одежды, штопать, пришивать пуговицу и петельку;
стирать белое бельё вручную и с помощью стиральной машины.
- Ухаживать за младшими детьми, объяснять им правила игры и играть с ними.
- Культурно вести себя в гостях, выбирать подарки, изготавливать простые сувениры.
- Убирать жилые помещения, мыть зеркала и стёкла, утеплять окна.
- Ориентироваться в расписании, приобретать билеты, обращаться за справкой в
справочное бюро вокзала.
- Приобретать товары с учетом их необходимости и своих финансовых возможностей.
- Культурно разговаривать по телефону, кратко объяснять причину своего звонка.
- Оказать первую помощь при ожоге, обморожении, утопающему.
- Обращаться с вопросами к работникам предприятия.
8 классе
Личностные результаты:
Формирование личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость;
-Воспитание элементов трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное
отношение к продуктам, оборудованию и использованию электроэнергии, строгое
соблюдение правил техники безопасности;
-Привитие желания и стремления готовить доброкачественную и полезную пищу,
-творческого отношения к домашнему труду;
-Развитие художественного вкуса, обоняния, осязания, ловкости, скорости,
пространственной ориентировки;
-Развитие всех познавательных процессов (память, мышление, внимание, воображение,
речь;
- Формирование личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость;
- Воспитание элементов трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное
отношение к продуктам, оборудованию и использованию электроэнергии, строгое
соблюдение правил техники безопасности.
- Привитие желания и стремления готовить доброкачественную и полезную пищу,
творческого отношения к домашнему труду.
-Развитие художественного вкуса, обоняния, осязания, ловкости, скорости,
пространственной ориентировки.
Предметные результаты:
Минимальный уровень:
- Обучающиеся должны уметь готовить пресное тесто и изделия из него, подготавливать
овощи, делать заготовки впрок.
-Определять тип кожи и волос, подбирать средства по уходу в соответствии с этим,
правильно ухаживать за кожей лица и волосами.
- Правильно ухаживать за кожей лица, шеи, рук, ног, использовать подручные средства к
имеющимся косметическим средствам.
-Стирать и сушить изделия из шерстяных и синтетических тканей, гладить рубашки и
блузки.
- Купать, одевать, пеленать ребёнка, содержать в порядке его вещи.
- Культурно и вежливо вести себя при знакомстве в общественных местах.
- Мыть кафельные стены, чистить раковины.
- Покупать билет, пользоваться расписанием, обращаться за справкой.
- Находить нужные товары, выбирать продукцию в соответствии с её качеством. o Кратко
объяснять причину звонка по телефону, получать справку, узнавать время, культурно и
вежливо разговаривать по телефону.
- Оказывать первую помощь при ожоге, обморожении, утопающему.
Достаточный уровень:
- Обучающиеся должны уметь самостоятельно и без рецепта готовить пресное тесто и
изделия из него, подготавливать овощи, делать заготовки впрок.
- Самостоятельно определять тип кожи и волос, подбирать средства по уходу в
соответствии с этим, правильно ухаживать за кожей лица и волосами.
- Ежедневно без напоминания взрослых правильно ухаживать за кожей лица, шеи, рук,
ног, использовать подручные средства к имеющимся косметическим средствам.
- Самостоятельно и правильно стирать и сушить изделия из шерстяных и синтетических
тканей, гладить рубашки и блузки.
- Самостоятельно аккуратно купать, одевать, пеленать ребёнка, содержать в порядке его
вещи.
- Культурно и вежливо вести себя при знакомстве в общественных местах.
- Мыть кафельные стены, чистить раковины.
- Покупать билет, пользоваться расписанием, обращаться за справкой.
-Находить нужные товары, выбирать продукцию в соответствии с её качеством. o Кратко
объяснять причину звонка по телефону, получать справку, узнавать время, культурно и
вежливо разговаривать по телефону.
- Оказывать первую помощь при ожоге, обморожении, утопающему.
9 класс
Личностные результаты:
Формирование личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость;
-Воспитание элементов трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное
отношение к продуктам, оборудованию и использованию электроэнергии, строгое
соблюдение правил техники безопасности;
-Привитие желания и стремления готовить доброкачественную и полезную пищу,
-творческого отношения к домашнему труду;
-Развитие художественного вкуса, обоняния, осязания, ловкости, скорости,
пространственной ориентировки;
-Развитие всех познавательных процессов (память, мышление, внимание, воображение,
речь;
- Сформированность у воспитанников знаний и умений, способствующих социальной
адаптации.
- Сформированность механизмов стрессоустойчивого поведения как основы психического
здоровья школьника и условие их социально-психологической адаптации.
-Развитие коммуникативной функции речи как непременное условие социальной
адаптации детей с умственной отсталостью.
- Освоение теоретической информации, а также приобретение бытовых навыков.
- Развитие умений, необходимых подросткам с особыми образовательными
потребностями
для
осуществления
своей
жизнедеятельности
в
режиме
самостоятельности.
- Повышение уровня познавательной активности и расширение объема имеющихся
знаний и представлений об окружающем мире.
- Воспитание позитивных качеств личности.
Предметные результаты:
Минимальный уровень:
- Обучающиеся должны знать размеры своих одежды и обуви, гарантийные сроки носки,
правила возврата, способы выведения пятен в домашних условиях.
- Значение диетического питания, особенности и важности питания детей ясельного
возраста, названия и рецепты 1-2 национальных блюд.
- Основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье;
вредные привычки и их профилактику.
- Основные виды семейных отношений, формы организации отдыха и досуга в семье,
семейные традиции, обязанности членов семьи.
- Правила поведения в обществе – правила приёма гостей.
-Правила расстановки мебели в квартире, требования к подбору предметов интерьера,
правила сохранения жилищного фонда.
- Виды денежных переводов, их стоимость, виды телефонной связи.
- Способы распространения инфекционных заболеваний, меры по их предупреждению,
правила и приёмы ухода за больным.
- Основные составные части бюджета, статьи расходов и доходов, правила экономии и
сбережения.
- Местонахождение предприятий бытового обслуживания, какие виды услуг они
оказывают.
- Учреждения и отделы по трудоустройству, их местонахождение, виды документов для
устройства на работу, перечень основных деловых бумаг и требования к их написанию.
Достаточный уровень:
- Подбирать одежду и обувь в соответствии со своим размером, выводить пятна на одежде
различными способами.
- Составлять меню диетического питания на день, составлять меню на день для ребенка
ясельного возраста, выполнять сервировку праздничного стола.
- Анализировать различные семейные ситуации, выполнять морально-этические нормы
взаимоотношения в семье, поддерживать и укреплять семейные традиции.
- Встречать гостей, вежливо вести себя во время приёма.
- Расставлять мебель в квартире, подбирать детали интерьера.
- Определять маршрут и выбирать транспортное средство.
- Заполнить почтовый и телеграфный переводы, подсчитать стоимость денежных
отправлений. Предупреждать инфекционные заболевания, строго соблюдать правила
ухода за больным.
-Подсчитывать бюджет семьи, составлять доверенность, снимать показатели счетчика,
соблюдать правила экономии и порядок помещений сбережений в сбербанки.
- Обращаться с вопросом и просьбой к работникам предприятий бытового обслуживания.
- Обращаться в отделы кадров учреждений для устройства на работу, писать заявления,
автобиографию, заявки на материалы, расписку, докладную и заполнять анкету.
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
При устном опросе:
-Оценка «5» ставится, если обучающийся: правильно понимает сущность вопроса, может
с помощью учителя или самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые
примеры; допускает единичные ошибки.
-Оценка «4» ставится в том случае, если ответ удовлетворяет названным выше
требованиям, но обучающийся: допускает неточности, оговорки и может их исправить
самостоятельно, или при небольшой помощи учителя. Если обучающийся в ходе ответа
замечает и самостоятельно исправляет допущенные ошибки, то ему может быть
поставлена отметка «5».
-Оценка «3» ставится в том случае, если обучающийся правильно понимает сущность
рассматриваемых понятий, но при ответе: обнаруживает отдельные пробелы в усвоении
существенных вопросов, не препятствующие дальнейшему усвоению программного
материала; испытывает затруднения в определении основных понятий, определений,
правил; отвечает неполно на вопросы учителя, недостаточно понимает отдельные
положения, имеющие важное значение, нуждается в постоянной помощи учителя; не
может применить знания в новой ситуации и связать с раннее изученным материалом.
-Оценка «2» ставится в том случае, если обучающийся: не знает и не понимает
значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных
вопросов; имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к
решению конкретных вопросов; не умеет использовать средства наглядности; при ответе
допускает ошибки, которые не может исправить даже при помощи учителя; допустил
больше ошибок, чем необходимо для оценки 3.
При выполнении письменных самостоятельных и контрольных работ:
-Оценка «5» ставится, если обучающийся: выполнил работу самостоятельно или с
незначительной помощью учителя в полном объеме или выполнил работу в объёме,
который соответствует учёту психофизических особенностей обучающегося; допустил 1-3
недочета или 1-2 ошибку, с учётом специфических ошибок для данной группы
обучающихся.
- Оценка «4» ставится, если обучающийся: правильно выполнил большую часть работы
(свыше 50 %); допустил 2-3 ошибки.
- Оценка «3» ставится, если обучающийся: выполнил работу самостоятельно или с
незначительной помощью учителя правильно (30%- 50%); выполнил ½ всей работы
правильно с использованием необходимой наглядности. 13
-Оценка «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что
обучающийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере
(незнание основного программного материала).
Критерии оценки знаний и умений на уроках основы социальной жизни за
выполнение практической работы.
«5» - ставится за безошибочную выполненную работу, выполненную в соответствии с
планом, инструкционной и технологической картой, за отведённое время.
«4» - ставится за работу, выполненную качественно с незначительными нарушениями.
Нарушен порядок работы по инструкции или плану.
«3» - ставится за работу, выполненную с нарушениями.
- значительные нарушения выполнения последовательности плана работы или порядка
работы по инструкции.
- выполнение работы с ошибками.
«2» - ставится за невыполненную работу.
Критерии оценивания тестовых заданий
«5» - правильное выполнение 90 - 100% заданий теста
«4» - правильное выполнение 70 - 89% заданий теста
«3» - правильное выполнение 50 - 69% заданий теста
«2» - правильное выполнение менее 50 % заданий теста
Личная гигиена и здоровье
Значение личной гигиены для здоровья и жизни человека.
Утренний и вечерний туалет: содержание, правила и приемы выполнения,
значение. Личные (индивидуальные) вещи для совершения туалета (зубная щетка,
мочалка, расческа, полотенце): правила хранения, уход. Правила содержания личных
вещей.
Гигиена тела. Уход за телом. Уход за кожей рук и ногтями: значение чистоты рук;
приемы обрезания ногтей на руках. Косметические средства для ухода кожей рук. Уход за
кожей ног: необходимость ежедневного мытья ног; приемы обрезания ногтей на ногах.
Гигиенические требования к использованию личного белья (нижнее белье, носки,
колготки).
Закаливание организма. Значение закаливания организма для поддержания
здоровья человека. Способы закаливания. Воздушные и солнечные процедуры. Водные
процедуры для закаливания. Способы и приемы выполнения различных видов процедур,
физических упражнений. Утренняя гимнастика. Составление комплексов утренней
гимнастики.
Уход за волосами. Средства для ухода за волосами: шампуни, кондиционеры,
ополаскиватели. Виды шампуней в зависимости от типов волос. Средства для борьбы с
перхотью и выпадением волос.
Гигиена зрения. Значение зрения в жизни и деятельности человека. Правила
бережного отношения к зрению при выполнении различных видов деятельности: чтения,
письма, просмотре телепередач, работы с компьютером.
Правила и приемы ухода за органами зрения. Способы сохранения зрения.
Гигиенические правила письма, чтения, просмотра телепередач
Особенности соблюдения личной гигиены подростком. Правила и приемы
соблюдения личной гигиены подростками (отдельно для девочек и мальчиков).
Негативное влияние на организм человека вредных веществ: табака, алкоголя,
токсических и наркотических веществ. Вредные привычки и способы предотвращения их
появления. Табакокурение и вред, наносимый здоровью человека. Наркотики и их
разрушительное действие на организм человека.
Охрана здоровья
Виды медицинской помощи: доврачебная и врачебная.
Виды доврачебной помощи. Способы измерения температуры тела. Обработка ран,
порезов и ссадин с применением специальных средств (раствора йода, бриллиантового
зеленого («зеленки»). Профилактические средства для предупреждения вирусных и
простудных заболеваний.
Лекарственные растения и лекарственные препараты первой необходимости в
домашней аптечке. Виды, названия, способы хранения. Самолечение и его негативные
последствия.
Первая помощь. Первая помощь при ушибах и травмах. Первая помощь при
обморожениях, отравлениях, солнечном ударе. Меры по предупреждению несчастных
случаев в быту.
Уход за больным на дому: переодевание, умывание, кормление больного.
Виды врачебной помощи на дому. Вызов врача на дом. Медицинские показания для
вызова врача на дом. Вызов «скорой» или неотложной помощи. Госпитализация.
Амбулаторный прием.
Документы,
подтверждающие
нетрудоспособность:
нетрудоспособности.
Жилище
справка
и
листок
Общее представление о доме. Типы жилых помещений в городе и сельской
местности. Виды жилья: собственное и государственное. Домашний почтовый адрес.
Коммунальные удобства в городе и сельской местности. Общие коммунальные удобства в
многоквартирных домах (лифт, мусоропровод, домофон, почтовые ящики). Комнатные
растения.
Виды
комнатных
растений.
Особенности
ухода:
полив,
подкормка,
температурный и световой режим. Горшки и кашпо для комнатных растений.
Домашние животные. Содержание животных (собак, кошек, птиц) в городской
квартире: кормление, выгул, уход за внешним видом и здоровьем домашнего питомца.
Домашние животные и птицы в сельской местности: виды домашних животных,
особенности содержания и уход. Наиболее распространенные болезни некоторых
животных. Ветеринарная служба.
Планировка жилища. Виды жилых комнат: гостиная, спальня, детская комната.
Виды нежилых помещений: кухня, ванная комната, санузел. Назначение жилых комнат и
нежилых (подсобных) помещений.
Кухня. Нагревательные приборы: виды плит в городской квартире; печь и плита в
сельской местности; микроволновые печи. Правила техники безопасности пользования
нагревательными
приборами. Электробытовые приборы на кухне (холодильник,
морозильник, мясорубка, овощерезка и др.): назначение, правила использования и ухода,
техника безопасности.
Кухонная утварь. Правила гигиены и хранения. Деревянный инвентарь. Уход за
деревянными изделиями. Кухонная посуда: виды, функциональное назначение, правила
ухода. Предметы для сервировки стола: назначение, уход. Посуда для сыпучих продуктов
и уход за ней.
Кухонное белье: полотенца, скатерти, салфетки. Материал, из которого изготовлено
кухонное белье (льняной, хлопчатобумажный, смесовая ткань). Правила ухода и
хранения.
Кухонная мебель: названия, назначение.
Санузел и ванная комната. Оборудование ванной комнаты и санузла, его
назначение. Правила безопасного поведения в ванной комнате.
Электробытовые приборы в ванной комнате: стиральные машины, фены для
сушки волос. Правила пользования стиральными машинами; стиральные средства для
машин (порошки, отбеливатели, кондиционеры), условные обозначения на упаковках.
Правила пользования стиральными машинами. Техника безопасности. Ручная стирка
белья: замачивание, кипячение, полоскание. Стиральные средства для ручной стирки.
Техника безопасности при использовании моющих средств. Магазины по продаже
электробытовой техники (стиральных машин).
Мебель в жилых помещениях. Виды мебели в жилых помещениях и их назначение
(мягкая, корпусная). Уход за мебелью: средства и правила ухода за различными видами
мебели. Магазины по продаже различных видов мебели.
Убранство жилых комнат: зеркала, картины, фотографии; ковры, паласы;
светильники. Правила ухода за убранством жилых комнат.
Уход за жилищем. Гигиенические требования к жилому помещению и меры по их
обеспечению. Виды уборки жилища (сухая, влажная), инвентарь, моющие средства,
электробытовые приборы для уборки помещений. Правила техники безопасности
использования чистящих и моющих средств. Уборка санузла и ванной комнаты. Правила
техники безопасности использования бытовых электроприборов по уборке жилого
помещения. Уход за различными видами напольных покрытий. Ежедневная уборка.
Сезонная уборка жилых помещений. Подготовка квартиры и дома к зиме и лету.
Насекомые и грызуны в доме: виды; вред, приносимый грызунами и насекомыми.
Профилактика появления грызунов и насекомых в доме. Виды химических средств для
борьбы с грызунами и насекомыми. Правила использования ядохимикатов и аэрозолей
для профилактики и борьбы с грызунами и насекомыми. Предупреждение отравлений
ядохимикатами.
Городские службы по борьбе с грызунами и насекомыми.
Одежда и обувь
Одежда. Виды одежды в зависимости от пола и возраста, назначения (деловая,
праздничная, спортивная и т.д.), способа ношения (верхняя, нижняя), сезона (летняя,
зимняя, демисезонная), вида тканей. Особенности разных видов одежды. Головные уборы:
виды и назначение. Роль одежды и головных уборов для сохранения здоровья человека.
Магазины по продаже различных видов одежды.
Значение опрятного вида человека.
Уход за одеждой. Хранение одежды: места для хранения разных видов одежды;
правила хранения. Предупреждение появление вредителей на одежде (моли). Правила и
приемы повседневного ухода за одеждой: стирка, глажение, чистка, починка. Ручная и
машинная стирка изделий. Чтение условных обозначений на этикетках по стирке белья.
Правила сушки белья из различных тканей. Чтение условных обозначений на этикетках.
Электробытовые приборы для глажения: виды утюгов, правила использования. Глажение
изделий из различных видов тканей. Правила и приемы глажения белья, брюк, спортивной
одежды. Правила и приемы глажения блузок и рубашек. Правила пришивания пуговиц,
крючков, петель; зашивание распоровшегося шва Продление срока службы одежды:
штопка,
наложение
заплат.
Выведение
пятен
в
домашних
условиях.
Виды
пятновыводителей. Правила выведение мелких пятен в домашних условиях. Санитарногигиенические требования и правила техники безопасности при пользовании средствами
для выведения пятен.
Предприятия
бытового
обслуживания.
Прачечная.
Виды
услуг.
Правила
пользования прачечной. Прейскурант. Химчистка. Услуги химчистки. Правила приема
изделий и выдачи изделий. Стоимость услуг в зависимости от вида одежды.
Выбор и покупка одежды. Выбор одежды при покупке в соответствии с
назначением
и
необходимыми
размерами.
Подбор
одежды
в
соответствии
с
индивидуальными особенностями.
Магазины по продаже одежды. Специализированные магазины по продаже
одежды. Правила возврата или обмена купленного товара (одежды). Хранение чека.
Гарантийные средства носки.
Обувь. Виды обуви: в зависимости от времени года; назначения (спортивная,
домашняя, выходная и т.д.); вида материалов (кожаная, резиновая, текстильная и т.д.).
Магазины по продаже различных видов обуви. Порядок приобретения обуви в
магазине: выбор, примерка, оплата. Гарантийный срок службы обуви; хранение чека или
его копии.
Уход за обувью. Хранение обуви: способы и правила. Чистка обуви. Использование
кремов для чистки обуви. Виды кремов для чистки обуви; их назначение. Сушка обуви.
Правила ухода за обувью из различных материалов.
Предприятия бытового обслуживания. Ремонт обуви. Виды услуг. Прейскурант.
Правила подготовки обуви для сдачи в ремонт. Правила приема и выдачи обуви.
Обувь и здоровье человека. Значение правильного выбора обуви для здоровья
человека.
Питание
Организация питания семьи. Значение питания в жизни и деятельности людей.
Влияние правильного питания на здоровье человека. Режим питания. Разнообразие
продуктов, составляющих рацион питания.
Приготовление пищи. Место для приготовления пищи и его оборудование. Гигиена
приготовления пищи.
Виды продуктов питания. Молоко и молочные продукты: виды, правила хранения.
Значение кипячения молока. Виды блюд, приготовляемых на основе молока (каши,
молочный суп).
Хлеб и хлебобулочные изделия. Виды хлебной продукции. Правила хранения
хлебобулочных изделий. Вторичное использование черствого хлеба. Приготовление
простых и сложных бутербродов и канапе.
Мясо и мясопродукты; первичная обработка, правила хранения. Глубокая
заморозка мяса. Размораживание мяса с помощью микроволновой печи.
Яйца, жиры. Виды жиров растительного и животного происхождения. Виды
растительного масла (подсолнечное, оливковое, рапсовое). Правила хранения. Места для
хранения жиров и яиц.
Овощи, плоды, ягоды и грибы. Правила хранения. Первичная обработка: мытье,
чистка, резка. Свежие и замороженные продукты.
Мука и крупы. Виды муки (пшеничная, ржаная, гречневая и др.); сорта муки
(крупчатка, высший, первый и второй сорт). Правила хранения муки и круп. Виды круп.
Вредители круп и муки. Просеивание муки.
Соль, сахар, пряности и приправы. Соль и ее значение для питания. Использование
соли при приготовлении блюд. Сахар: его польза и вред. Виды пряностей и приправ.
Хранение приправ и пряностей.
Чай и кофе. Виды чая. Способы заварки чая. Виды кофе. Польза и негативные
последствия чрезмерного употребления чая и кофе.
Магазины по продаже продуктов питания. Основные отделы в продуктовых
магазинах.
Универсамы
и
супермаркеты
(магазины
в
сельской
местности).
Специализированные магазины. Виды товаров: фасованные, на вес и в разлив. Порядок
приобретения товаров в продовольственном магазине (с помощью продавца и
самообслуживание). Срок годности продуктов питания (условные обозначения на
этикетках). Стоимость продуктов питания. Расчет стоимости товаров на вес и разлив.
Рынки. Виды продовольственных рынков: крытые и закрытые, постоянно
действующие и сезонные. Основное отличие рынка от магазина.
Прием пищи. Первые, вторые и третьи блюда: виды, значение.
Завтрак. Блюда для завтрака; горячий и холодный завтраки. Бутерброды. Каши.
Блюда из яиц (яйца отварные; яичница-глазунья). Напитки для завтрака. Составление
меню для завтрака. Отбор необходимых продуктов для приготовления завтрака.
Приготовление некоторых блюд для завтрака. Стоимость и расчет продуктов для завтрака.
Посуда для завтрака. Сервировка стола.
Обед. Питательная ценность овощей, мяса, рыбы, фруктов. Овощные салаты: виды,
способы приготовления. Супы (виды, способы приготовления). Мясные блюда (виды,
способы приготовления). Рыбные блюда (виды, способы приготовления). Гарниры:
овощные, из круп, макаронных изделий. Фруктовые напитки: соки, нектары. Составление
меню для обеда. Отбор необходимых продуктов для приготовления обеда. Стоимость и
расчет продуктов для обеда. Посуда для обедов. Праздничный обед. Сервирование стола
для обеда. Правила этикета за столом.
Ужин. Блюда для ужина; холодный и горячий ужин. Составление меню для
холодного ужина. Отбор продуктов для холодного ужина. Приготовление несложных
салатов и холодных закусок. Стоимость и расчет продуктов для холодного ужина.
Составление меню для горячего ужина. Отбор продуктов для горячего ужина. Стоимость
и расчет продуктов для горячего ужина.
Изделия из теста. Виды теста: дрожжевое, слоеное, песочное. Виды изделий из
теса: пирожки, булочки, печенье и др. приготовление изделий из теста. Составление и
запись рецептов. Приготовление изделий из замороженного теста. Приготовление
Домашние заготовки. Виды домашних заготовок: варка, сушка, соление,
маринование. Глубокая заморозка овощей и фруктов. Меры предосторожности при
употреблении консервированных продуктов. Правила первой помощи при отравлении.
Варенье из ягод и фруктов.
Транспорт
Городской транспорт. Виды городского транспорта. Оплата проезда на всех видах
городского транспорта. Правила поведения в городском транспорте.
Проезд из дома в школу. Выбор рационального маршрута проезда из дома в разные
точки населенного пункта. Расчет стоимости проезда.
Пригородный транспорт. Виды: автобусы пригородного сообщения, электрички.
Стоимость проезда. Расписание.
Междугородний железнодорожный транспорт. Вокзалы: назначение, основные
службы. Платформа, перрон, путь. Меры предосторожности по предотвращению
чрезвычайных ситуаций на вокзале. Расписание поездов. Виды пассажирских вагонов.
Междугородний
автотранспорт.
Автовокзал,
его
назначение.
Основные
автобусные маршруты. Расписание, порядок приобретения билетов, стоимость проезда.
Водный транспорт. Значение водного транспорта. Пристань. Порт.
Авиационный транспорт. Аэропорты, аэровокзалы.
Средства связи
Основные средства связи: почта, телефон, телевидение, радио, компьютер.
Назначение, особенности использования.
Почта. Работа почтового отделения связи «Почта России». Виды почтовых
отправлений: письмо, бандероль, посылка.
Письма. Деловые письма: заказное, с уведомлением. Личные письма. Порядок
отправления писем различного вида. Стоимость пересылки.
Бандероли. Виды бандеролей: простая, заказная, ценная, с уведомлением. Порядок
отправления. Упаковка. Стоимость пересылки.
Посылки. Виды упаковок. Правила и стоимость отправления.
Телефонная
связь.
Виды
телефонной
связи:
проводная
(фиксированная),
беспроводная (сотовая). Влияние на здоровье излучений мобильного телефона. Культура
разговора по телефону. Номера телефонов экстренной службы. Правила оплаты
различных видов телефонной связи. Сотовые компании, тарифы.
Интернет-связь. Электронная почта. Видео-связь (скайп). Особенности, значение в
современной жизни.
Денежные переводы. Виды денежных переводов. Стоимость отправления.
Предприятия, организации, учреждения
Образовательные
учреждения.
Дошкольные
образовательные
учреждения.
Учреждения дополнительного образования: виды, особенности работы, основные
направления
работы.
Посещение
образовательных
организаций
дополнительного
образования.
Местные и промышленные и сельскохозяйственные предприятия. Названия
предприятия, вид деятельности, основные виды выпускаемой продукции, профессии
рабочих и служащих.
Исполнительные
органы
государственной
власти
(города,
района).
Муниципальные власти. Структура, назначение.
Семья
Родственные отношения в семье. Состав семьи. Фамилии, имена, отчества
ближайших родственников; возраст; дни рождения. Место работы членов семьи,
должности, профессии. Взаимоотношения между родственниками. Распределение
обязанностей в семье. Помощь старших младшим: домашние обязанности.
Семейный досуг. Виды досуга: чтение книг, просмотр телепередач, прогулки и др.
правильная, рациональная организация досуга. Любимые и нелюбимые занятия в
свободное время.
Досуг как источник получения новых знаний: экскурсии, прогулки, посещения
музеев, театров и т. д.
Досуг как средство укрепления здоровья: туристические походы; посещение
спортивных секций и др.
Досуг как развитие постоянного интереса к какому либо виду деятельности
(хобби): коллекционирование чего-либо, фотография и т. д.
Отдых. Отдых и его разновидности. Необходимость разумной смены работы и
отдыха. Отдых и бездеятельность. Летний отдых. Виды проведения летнего отдыха, его
планирование. Бюджет отдыха. Подготовка к летнему отдыху: выбор места отдыха,
определение маршрута, сбор необходимых вещей.
Экономика домашнего хозяйства. Бюджет семьи. Виды и источники дохода.
Определение суммы доходов семьи на месяц. Основные статьи расходов. Планирование
расходов на месяц по отдельным статьям. Планирование дорогостоящих покупок.
Предмет
Основы социальной
жизни
6.Календарно-тематическое планирование 5 класс
Вариант
ОСЖ 5
Тема урока
Введение
Правила личной гигиены в течение дня
Предметы и средства личной гигиены
Уход за полостью рта. Уход за ушами
Уход за волосами
2. Культура поведения Поведение в музее, библиотеке.
Поведение в кино, театре.
Виды жилых помещений в городе и деревне
3. Жилище
Виды помещений в жилых домах (варианты квартир
и подсобных помещений)
Гигиенические требования к жилому помещению,
инвентарь и приспособления для уборки. Правила
вытирания пыли, подметания пола.
Значение продуктов питания для здоровья человека.
4. Питание
Кухонная посуда, приборы, приспособления,
назначение
Чайная посуда. Сервировка стола к завтраку.
Правила заваривания чая.
Виды городского транспорта. Оплата проезда в
автобусе
5. Транспорт
Правила поведения в транспорте, на улице.
Проезд в школу (транспортный и пешеходный
маршрут)
Правила дорожного движения
6. Культура поведения Поведение за столом
Основные виды магазинов. Их назначения. Правила
поведения в магазине.
7. Торговля
Виды отделов в продуктовых магазинах и правила
Раздел
Введение
I. Личная гигиена
Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
8. Питание
9. Одежда и обувь
Повторение
покупки товара.
Порядок покупки товара в продовольственном
магазине.
Приготовление бутербродов
Приготовление салата или винегрета (вареные
овощи)
Виды одежды и головных уборов, их назначение
Повседневный уход за одеждой и подготовка ее к
хранению.
Виды обуви, их назначение
Повседневный уход за кожаной обувью, за обувью
из замши, текстиля, шерсти (валяная)
Подготовка обуви к хранению
Повторение пройденной темы. Проверочная работа.
Личная гигиена
Повторение пройденной темы. Проверочная
работа.Питание
Повторение пройденной темы. Проверочная работа.
Одежда и обувь
Повторение пройденной темы. Тест - поездка на
городском транспорте
Тест - поездка на городском транспорте
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
35
Календарно-тематическое планирование 6 класс
Предмет
Основы
социальной
жизни
Раздел
Личная
гигиена
Одежда
Питание
Вариант
ОСЖ 5
Тема урока
Закаливание организма (зарядка, обтирание, сезонная одежда,
физические упражнения).
Уход за руками (уход за ногтями, кожей рук, кремы).
Уход за ногами (уход за ногтями, кожей ног, кремы).
Профилактика грибковых заболеваний.
Значение внешнего вида человека.
Мелкий ремонт одежды (пришивание пуговиц, вешалок,
петель и крючков).
Мелкий ремонт одежды (зашивание распоровшегося шва).
Стирка изделий из цветных хлопчатобумажных и шёлковых
тканей.
Утюжка фартуков, косынок, салфеток.
Гигиена приготовления пищи.
Хранение продуктов и готовой пищи. Замораживание,
размораживание. Определение срока годности.
Приготовление пищи. Ужин. Приготовление блюд из круп.
Приготовление блюд из макаронных изделий.
Приготовление блюд из картофеля и других овощей.
Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Семья
Культура
поведения
Жилище
Транспорт
Торговля
Средства
связи
Учреждения,
организации,
предприятия
Приготовление блюд из молока и молочных продуктов
Сервировка стола к ужину.
Подведение итогов.
Состав семьи учащихся: имена, отчества, возраст, место
работы членов семьи. Родственные отношения: мать, отец,
брат, бабушка и т.д.
Личные взаимоотношения в семье, права и обязанности
каждого члена семьи.
Поведение в общественных местах (кино, театре, музее,
библиотеке). Поведение при посещении массовых
мероприятий.
Гигиенические требования к жилому помещению и меры по
их обеспечению. Основные правила организации рабочего
места школьника. Повседневная уборка квартиры (сухая и
влажная). Пылесос.
Комнатные растения (их назначение, допустимое количество
и уход). Уход за полом. Средства по уходу за полом.
Основные транспортные средства
Пользование городским транспортом. Оплата проезда на всех
видах городского транспорта (разовый, проездной, единый
билеты).
Наиболее рациональные маршруты передвижения в разные
точки города, поселка, в ближайшие населенные пункты.
Пригородные поезда. Расписание. Направления, зоны.
Разовые и сезонные билеты.
Продовольственные и специализированные
продовольственные магазины.
Виды товаров, их стоимость.
Порядок приобретения товаров.
Основные средства связи (почта, телеграф, телефон). Виды
почтовых отправлений (письма, бандероли, посылки,
денежные переводы, телеграммы). Виды писем (закрытые,
открытые, простые, заказные). Порядок отправки писем
различных видов. Стоимость пересылки.
Написание адреса и индекса на конвертах. Телеграф. Виды
телеграфных услуг. Тарифы. Заполнение телеграфных
бланков. Составление текстов телеграмм.
Виды медицинских учреждений
Виды медицинской помощи: доврачебной, «скорой помощи»,
помощь на дому, амбулаторный прием, госпитализация.
Дошкольные учреждения – детские ясли, сад, школа
гимназия, лицей, колледж и их назначение.
Подведение итогов.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
35
Календарно-тематическое планирование 7 класс
Предмет
Основы
социальной
жизни
Вариант
Раздел
Личная
гигиена
Тема урока
Одежда
Питание
Семья
ОСЖ 7
Личная гигиена подростка.
Гигиена одежды, нательного и постельного белья.
Ремонт разорванных мест одежды, штопка одежды.
Штопка одежды: заплата нашивная.
Штопка одежды: заплата декоративная.
Практическая работа: ремонт разорванных мест одежды,
штопка одежды.
Стирка хлопчатобумажного белья вручную и с помощью
стиральной машины.
Практическая работа: стирка хлопчатобумажного белья
вручную.
Утюжка белья, брюк, спортивной одежды.
Практическая работа: глажение белья.
Практическая работа: глажение брюк.
Практическая работа: глажение спортивной одежды.
Химчистка. Виды услуг. Правила пользования.
Экскурсия в химчистку.
Приготовление пи щи: обед. Виды питания.
Закуски, первые и вторые блюда из овощей, рыбных и
мясных продуктов. Значение первых блюд
Закуски, первые и вторые блюда из овощей, рыбных и
мясных продуктов. Значение блюд из овощей, рыбы, мяса.
Салат.
Питание. Практическая работа.
Приготовление второго блюда. Практическая работа.
Приготовление второго блюда. Практическая работа.
Третьи блюда. Кисель, компот.
Питание. Практическая работа.
Использование электробытовых приборов для экономии
времени при приготовлении пищи.
Сервировка стола к обеду.
Питание. Практическая работа.
Питание. Практическая работа.
Помощь родителям по уходу за младшими детьми.
Помощь родителям по уходу за младшими детьми.
Разучивание «тихих» игр.
Помощь родителям по уходу за младшими детьми. Сказки,
песенки.
Помощь родителям по уходу за младшими детьми.
Подвижные игры.
Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Культура
поведения
Жилище
Транспорт
Торговля
Средства связи
Медицинская
помощь
Поведение в гостях. Правила приёма приглашения в гости.
Поведение в гостях. Подготовка к поездке в гости.
Подарки
Культура поведения в гостях.
Регулярная и сезонная уборка жилого помещения.
Подготовка квартиры к зиме, к лету.
Регулярная и сезонная уборка жилого помещения.
Подготовка квартиры к зиме, к лету.
Санитарная обработка помещения в случае необходимости.
Санитарная обработка помещения в случае необходимости.
Уход за мебелью в зависимости от её покрытия (мягкая
обивка, полировка, лак и др).
Уход за мебелью в зависимости от её покрытия (мягкая
обивка, полировка, лак и др).
Животные в доме (кошка, собака, попугай).
Жилище.
Междугородний железнодорожный транспорт. Вокзал и его
службы. Расписание поездов.
Междугородний железнодорожный транспорт. Вокзал и его
службы. Расписание поездов.
Виды пассажирских вагонов. Примерная стоимость проезда
до разных пунктов. Приобретение железнодо рожных
билетов (покупка в кассе, заказ по телефону, интернету).
Камера хранения
Виды пассажирских вагонов. Примерная стоимость проезда
до разных пунктов. Приобретение железнодо рожных
билетов (покупка в кассе, заказ по телефону, интернету).
Камера хранения багажа.
Универсальные и специализированные промтоварные
магазины, их отделы. Назначение магазинов.
Отделы магазинов.
Стоимость некоторых товаров. Порядок приобретения
товара.
Торговля. Экскурсия в промтоварный магазин.
Виды бандеролей (простые, ценные, заказные).
Упаковка. Порядок их отправления.
Упаковка.
Стоимость пересылки.
Заполнение бланков.
Средства связи. Экскурсия на почту.
1
1
1
1
Домашняя аптечка. Термометр.
Лекарственные растения.
Практическая работа: приготовление витаминного чая.
Первая помощь при травмах, ранах, микротравмах, ушибах,
вывихах, переломах.
Первая помощь при травмах, ранах, микротравмах, ушибах,
вывихах, переломах.
Медицинская помощь. Экскурсия в травмпункт.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Учреждения,
организации и
предприятия
Экономика
домашнего
хозяйства
Предприятия бытового обслуживания
Предприятия бытового обслуживания, их назначение.
Деньги (монета, купюра, валюта). Их назначение и значение
в нашей жизни.
Бюджет семьи. Источники дохода. Заработная плата членов
семьи, пенсия.
Практическая работа: определение доходов семьи,
составление доверенности на получение зарплаты
Мелкие расходы.
1
1
1
1
1
1
70
Календарно-тематическое планирование 8 класс
Предмет
Основы
социальной
жизни
Вариант
ОСЖ 7
Тема урока
Раздел
Личная гигиена Приемы ухода за кожей
Средства и способы укрепления здоровья
Культура
Общение юношей и девушек.
поведения
Внешний вид.
Выбор одежды.
Практическая работа. Требования к внешнему виду.
Грудной ребенок в семье.
Семья
Периодичность кормления ребенка.
Правила купания ребенка
Одевания и пеленание ребенка
Уход за ребенком
Правила содержания детской посуды, игрушек
Одежда и обувь Шерстяные и синтетические ткани
Стиральные порошки
Утюжка рубашек и блузок
Практическая работа по ремонту одежды
Моющие средства для уборки
Жилище
Уборка кухни, санузла, ванны
Печатные инструкции
Виды моющих средств
Медицинская
Первая помощь при ожогах
помощь
Первая помощь при обморожении
Первая помощь при отравлении
Первая помощь при тепловом и солнечном ударе
Первая помощь утопающему
Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Транспорт
Торговля
Средство связи
Учреждения,
организации
Экономика
домашнего
хозяйства
Питание
Меры по предупреждению несчастных случаев в быту
Практическая работа. Оказание первой помощи.
Междугородний автотранспорт
Маршруты. Билеты
Водный транспорт. Порт.
Виды рынков
Различие рынка и магазинов
Различие рынка и магазинов
Практическая работа
Телефон
Виды связи
Телефонный справочник
Культура разговора по телефону
Номера экстренных служб
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Департамент
Муниципалитет. Префектура.
Полиция
Преступность и правопорядок
1
1
1
1
Бюджет семьи
Основные статьи расходов семьи.
Экономика домашнего хозяйства.
Практическая работа
Правила экономии
Содержании жилища, его оплата
Сбережение.
Порядок помещения сбережений с сбербанк.
Виды вкладов
Виды теста
Тесто пресное
Подбор продуктов по рецепту
Приготовлении лапши
Тесто дрожжевое
Подбор продуктов по рецепту
Тесто для блинов
Выпечка печенья
Чтение рецептов по кулинарной книге.
Заготовка продуктов впрок
Запись рецепта
Запись рецептов соления ,варения
Сушка продуктов
Способы сушки продуктов
Повторение пройденного материала
Итоговое тестирование
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
70
Календарно-тематическое планирование 9 класс
Предмет
Основы
социальной
жизни
Раздел
Личная гигиена
Одежда и обувь
Питание
Семья
Культура
поведения
Жилище
Вариант
ОСЖ 9
Тема урока
Здоровый образ жизни – одно из условий успеха в жизни
человека.
Вред курения, алкоголя и наркотиков.
Стиль в одежде, мода.
Внешний вид молодого человека и средства выражения
индивидуальности
Выбор одежды при покупке в соответствии с назначением.
Выбор обуви при покупке в соответствии с назначением.
Варианты обновления одежды. ( теория )
Варианты обновления одежды (замена мелких деталей).
Средства и правила выведения мелких пятен на одежде. ТБ
Строжайшее соблюдение техники безопасности при
пользовании средствами для выведения пятен. Практическая
работа
Санитарно-гигиенические в процессе приготовления пищи
Рецепты приготовления блюд для детей ясельного возраста
Рецепты приготовления национальных блюд. (теория)
Рецепты приготовления национальных блюд. Практическая
работа
Составление меню и сервировка праздничного стола. (теория)
Составление меню и сервировка праздничного стола.
Практическая работа
Диетическое питание
Рецепты приготовления диетических блюд.
Российская семья. Условия создания семьи.
Условия создания семьи,основы семейных отношений,
семейные традиции
Взаимоотношения в семье.
Распределение обязанностей по ведению хозяйства, бюджета.
Практическая работа
Семейные ситуации.
Формы организации досуга, отдыха в семье.
Традиции культуры
Традиции культуры поведения в современном обществе.
Практическая работа
Соседи. Правила общежития
Прием гостей и правила хорошего тона в обращении с
друзьями, знакомыми
Рациональная расстановка мебели в квартире. Практическая
работа
Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Транспорт
Торговля
Средства связи
Медицинская
помощь
Учреждения,
организации,
предприятия
Экономика
домашнего
хозяйства
Интерьер.
Сохранение жилищного фонда
Повторение и обобщение знаний по теме «Жилище»
Назначение авиатранспорта.
Аэровокзал. Маршруты.
Порядок приобретения билета и их возврата
Стоимость проезда
Рынок. Роль рынка в обеспечении населения продуктами
питания
Рынок. Отделы рынка.
Комиссионные магазины, торговля уцененными товарами
Скупка вещей у населения.
Ярмарки. Их виды, время и место проведения
Виды связи.
Особенности каждого вида связи и их значимость,
необходимость в современных условиях жизни общества.
Виды денежных переводов (почтовые,телеграфные). Стоимость
отправления денежных переводов
Посылки. Правила упаковки и отправления. Практическая
работа.
1
1
1
1
1
1
1
Инфекционные заболевания и меры по их предупреждению.
Уход за больным. Практическая работа
Документы, подтверждающие нетрудоспособность: справка и
листок нетрудоспособности
1
1
Предприятия бытового обслуживания
Предприятия бытового обслуживания, их назначение.
Виды оказываемых услуг.
Профессии работников предприятия Практическая работа
1
1
1
1
Расходы на удовлетворение культурных потребностей
Расходы на удовлетворение культурных потребностей и
некоторые текущие расходы.
Экономия в домашнем хозяйстве. Практическая работа
Сбережения. Назначение сбережений.
Хранение денег в сберегательной кассе.
Виды вкладов.
Кредит. Оформление кредита. Государственное страхование
Трудоустройство Выбор профессии
Профессионально-жизненная перспектива.
Учреждения и отделы по трудоустройству.
Оформление на работу, постоянную и по договору.
Документы, необходимые для поступления на работу.
Практическая работа.
Трудовой договор
Трудовой стаж.
Охрана труда несовершеннолетних
Итоговое тестирование
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
70