МБО
У"
СОШ
№ 16"
Подписан: МБОУ "СОШ №
16"
DN:
OID.1.2.840.113549.1.9.2=66
02007580-667701001-009721
891906, E=ou16@mail.ru,
ИНН=006602007580,
СНИЛС=09721891906,
ОГРН=1026600580005,
T=Директор, O="МБОУ ""
СОШ № 16""", STREET="УЛ
ЧЕРЕМУШКИ, ДОМ 5",
L=Сосновый Бор, S=66
Свердловская область,
C=RU, G=Анна Николаевна,
SN=Березина, CN="МБОУ ""
СОШ № 16"""
Основание: я подтверждаю
этот документ
Местоположение: место
подписания
Дата: 2021-10-01 14:54:46
Foxit Reader Версия: 9.7.2
Приложение
к адаптированной основной общеобразовательной
программе образования
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА» (ВАРИАНТ 1)
История Отечества (2часа в неделю; 70 часов в год)
Пояснительная записка
Адаптированная основная образовательная рабочая программа общего образования по по
предмету «История отечества» составлена для учащихся с лёгкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) на основе примерной адаптированной программы для
детей с легкой умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями)
Предмет «История Отечества» играет важную роль в процессе развития и воспитания личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), формирования гражданской позиции учащихся, воспитания их в духе патриотизма и
уважения к своей Родине, ее историческому прошлому.
Основные цели изучения данного предмета ― формирование нравственного
сознания развивающейся личности обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), способных к определению своих ценностных
приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны; развитие умения
применять исторические знания в учебной и социальной деятельности; развитие
нарушенных при умственной отсталости высших психических функций. Достижение этих
целей будет способствовать социализации учащихся с интеллектуальным недоразвитием.
Основные задачи изучения предмета:
― овладение учащимися
отечественной истории;
знаниями
о
выдающихся
событиях
и
деятелях
― формирование у учащихся представлений о жизни, быте, труде людей в разные
исторические эпохи;
― формирование представлений о развитии российской культуры, ее выдающихся
достижениях, памятниках;
― формирование представлений о постоянном развитии общества, связи прошлого
и настоящего;
― усвоение учащимися терминов и понятий, знание которых необходимо для
понимания хода развития истории;
― формирование интереса к истории как части общечеловеческой культуры,
средству познания мира и самопознания.
― формирование у школьников умений применять исторические знания для
осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми
в современном поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе;
― воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству;
― воспитание гражданственности и толерантности;
― коррекция и развитие познавательных психических процессов.
Личностные учебные действия:
Личностные учебные действия представлены следующими умениями:
испытывать чувство гордости за свою страну;
гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих
товарищей;
адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки,
живописи и др.;
уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;
активно включаться в общеполезную социальную деятельность;
бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.
Коммуникативные учебные действия:
Коммуникативные учебные действия включают: вступать и поддерживать
Коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых,
бытовых и др.);
слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды
делового письма для решения жизненно значимых задач; использовать доступные
источники и средства получения информации для решения коммуникативных и
познавательных задач.
Регулятивные учебные действия:
Регулятивные учебные действия представлены умениями: принимать и
сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач,
осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;
осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и
учебных задач; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности;
адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с
ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия:
Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную
организацию;
использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, классификацию,
закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном
материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными
возможностями;
использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие
несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Минимальный уровень:
знание некоторых дат важнейших событий отечественной истории;
знание некоторых основных фактов исторических событий, явлений, процессов;
знание имен некоторых наиболее известных исторических деятелей (князей, царей,
политиков, полководцев, ученых, деятелей культуры);
понимание значения основных терминов-понятий;
установление по датам последовательности и длительности исторических событий,
пользование «Лентой времени»;
описание предметов, событий, исторических героев с опорой на наглядность, составление
рассказов о них по вопросам учителя;
нахождение и показ на исторической карте основных изучаемых объектов и событий;
объяснение значения основных исторических понятий с помощью учителя.
Достаточный уровень:
знание хронологических
отечественной истории;
рамок
ключевых
процессов,
дат
важнейших
событий
знание некоторых основных исторических фактов, событий, явлений, процессов;
их причины, участников, результаты и значение;
составление рассказов об исторических событиях, формулировка выводов об их значении;
знание мест совершения основных исторических событий;
знание имен известных исторических деятелей (князей, царей, политиков, полководцев,
ученых, деятелей культуры) и элементарной характеристики исторических героев;
формирование первоначальных представлений о взаимосвязи и последовательности
важнейших исторических событий;
понимание «легенды» исторической карты и «чтение» исторической карты с опорой на ее
«легенду»;
знание основных терминов понятий и их определений;
соотнесение года с веком,
исторических событий;
установление
последовательности
и
длительности
сравнение, анализ, обобщение исторических фактов;
поиск информации в одном или нескольких источниках;
установление и раскрытие причинно-следственных связей между историческими
событиями и явлениями.
Основное содержание предмета «История отечества»
Введение в историю
Что такое история. Что изучает история Отечества. Вещественные, устные и письменные памятники истории. Наша Родина ― Россия. Наша страна на карте. Государственные символы России. Глава нашей страны. История края – часть истории России.
Как изучается родословная людей. Моя родословная. Счет лет в истории. «Лента
времени».
История нашей страны древнейшего периода
Древнейшие поселения на территории Восточно-Европейской равнины.
Восточные славяне ― предки русских, украинцев и белорусов. Родоплеменные
отношения восточных славян. Славянская семья и славянский поселок. Основные занятия,
быт, обычаи и верования восточных славян. Взаимоотношения с соседними народами и
государствами. Объединение восточных славян под властью Рюрика.
Русь в IX – I половине XII века
Образование государства восточных славян ― Древней Руси. Формирование
княжеской власти. Первые русские князья, их внутренняя и внешняя политика. Крещение
Руси при князе Владимире: причины и значение.
Социально-экономический и политический строй Древней Руси. Земельные отношения. Жизнь и быт людей. Древнерусские города, развитие ремесел и торговли. Политика Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха.
Древнерусская культура.
Распад Руси. Борьба с иноземными завоевателями (XII - XIII века)
Причины распада единого государства Древняя Русь. Образование земель ―
самостоятельных государств, особенности их социально-политического и культурного
развития. Киевское княжество. Владимиро-Суздальское княжество. Господин Великий
Новгород. Культура Руси в XII-XIII веках.
Русь между Востоком и Западом. Монгольские кочевые племена. Сражение на
Калке. Нашествие монголов на Русь. Походы войск Чингисхана и хана Батыя.
Героическая оборона русских городов. Значение противостояния Руси монгольскому
завоеванию. Русь и Золотая Орда. Борьба населения русских земель против ордынского
владычества.
Отношения Новгорода с западными соседями. Борьба с рыцарями-крестоносцами.
Князь Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище.
Начало объединения русских земель (XIV – XV века)
Возвышение Москвы при князе Данииле Александровиче. Московский князь Иван
Калита и его политика. Расширение территории Московского княжества. Превращение
Москвы в духовный центр русской земли. Князь Дмитрий Донской и Сергий
Радонежский. Куликовская битва, ее значение.
Объединение земель Северо-Восточной Руси вокруг Москвы. Князь Иван III. Освобождение от иноземного господства. Образование единого Русского государства и его
значение. Становление самодержавия. Система государственного управления. Культура и
быт Руси в XIV – XV вв.
Россия в XVI – XVII веках
Расширение государства Российского при Василии III. Русская православная церковь в Российском государстве. Первый русский царь Иван IV Грозный. Система государственного управления при Иване Грозном. Опричнина: причины, сущность, последствия.
Внешняя политика Московского государства в XVI веке. Присоединение Поволжья,
покорение Сибири. Строительство сибирских городов. Быт простых и знатных людей.
Москва ― столица Российского государства. Московский Кремль при Иване Грозном. Развитие просвещения, книгопечатания, зодчества, живописи. Быт, нравы, обычаи.
Россия на рубеже XVI-XVII веков. Царствование Бориса Годунова. Смутное время.
Самозванцы. Восстание под предводительством И. Болотникова. Освободительная борьба
против интервентов. Ополчение К. Минина и Д. Пожарского. Подвиг И. Сусанина.
Освобождение Москвы. Начало царствования династии Романовых.
Правление первых Романовых. Конец Смутного времени. Открытие новых земель.
Русские первопроходцы.
Крепостные крестьяне. Крестьянское восстание под
предводительством С. Разина. Власть и церковь. Церковный раскол. Внешняя политика
России в XVII веке. Культура и быт России в XVII веке.
Россия в XVIII веке
Начало царствования Петра I. Азовские походы. «Великое посольство» Петра I.
Создание российского флота и борьба за выход к Балтийскому и Черному морям. Начало
Северной войны. Строительство Петербурга. Создание регулярной армии. Полтавская
битва: разгром шведов. Победы русского флота. Окончание Северной войны. Петр I ―
первый российский император. Личность Петра I Великого. Реформы государственного
управления, губернская реформа. Оппозиция реформам Петра I, дело царевича Алексея.
Экономические преобразования в стране. Нововведения в культуре. Развитие науки и
техники. Итоги и цена петровских преобразований.
Дворцовые перевороты: внутренняя и внешняя политика преемников Петра I.
Российская Академия наук и деятельность М. В. Ломоносова. И. И. Шувалов ―
покровитель просвещения, наук и искусства. Основание первого Российского
университета и Академии художеств.
Правление Екатерины II ― просвещенный абсолютизм. Укрепление императорской власти. Развитие промышленности, торговли, рост городов. «Золотой век
дворянства». Положение крепостных крестьян, усиление крепостничества. Восстание под
предводительством Е. Пугачева и его значение. Русско-турецкие войны второй половины
XVIII века, их итоги. Присоединение Крыма и освоение Новороссии. А. В. Суворов,
Ф. Ф. Ушаков. Культура и быт России во второй половине XVIII века. Русские
изобретатели и умельцы, развитие исторической науки, литературы, искусства.
Правление Павла I.
Россия в первой половине XIX века
Россия в начале XIX века. Приход к власти Александра I. Внутренняя и внешняя
политика России. Отечественная война 1812 г. Основные этапы и сражения войны.
Бородинская
битва.
Герои
войны
(М. И. Кутузов,
М. Б. Барклай-де-Толли,
П. И. Багратион, Н. Н. Раевский, Д. В. Давыдов и др.). Причины победы России в
Отечественной войне. Народная память о войне 1812 г.
Правление Александра I. Движение декабристов: создание тайных обществ в
России, их участники. Вступление на престол Николая I. Восстание декабристов на
Сенатской площади в Санкт-Петербурге. Суд над декабристами. Значение движения декабристов.
Правление Николая I. Преобразование и укрепление государственного аппарата.
Введение военных порядков во все сферы жизни общества. Внешняя политика России.
Крымская война 1853-1856 гг. Итоги и последствия войны.
«Золотой век» русской культуры первой половины XIX века. Развитие науки,
техники, живописи, архитектуры, литературы, музыки. Выдающиеся деятели культуры
(А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь, М. И. Глинка, В. А. Тропинин, К. И. Росси
и др.).
Россия во второй половине XIX – начале XX века
Правление Александра II. Отмена крепостного права, его значение. Жизнь крестьян
после отмены крепостного права. Социально-экономическое развитие России. Реформы,
связанные с преобразованием жизни в стране (городская, судебная, военная реформы,
открытие начальных народных училищ). Убийство Александра II.
Приход
формирование
к власти Александра III. Развитие российской промышленности,
русской буржуазии. Положение и жизнь рабочих. Появление
революционных кружков. Жизнь и быт русских купцов, городского и сельского
населения. Наука и культура во второй половине XIX века. Великие имена:
И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, В. И. Суриков, П. И. Чайковский,
А. С. Попов, А. Ф. Можайский и др.
Начало правления Николая II. Промышленное развитие страны. Положение
основных групп населения. Стачки и забастовки рабочих. Русско-японская война 19041905 гг.: основные сражения. Причины поражения России в войне. Воздействие войны на
общественную и политическую жизнь страны.
Первая русская революция 1905-1907 гг. Кровавое воскресенье 9 января 1905 г. ―
начало революции, основные ее события. «Манифест 17 октября 1905 года». Поражение
революции, ее значение. Реформы П. А. Столыпина и их итоги.
«Серебряный век» русской культуры. Выдающиеся деятели
культуры:
А. М. Горький, В. А. Серов, Ф. И. Шаляпин, Анна Павлова и др. Появление первых
кинофильмов в России.
Россия в Первой мировой войне. Героизм и самоотверженность русских солдат.
Победы и поражения русской армии в ходе военных действий. Брусиловский прорыв.
Подвиг летчика П. Н. Нестерова. Экономическое положение в стране. Отношение к войне
в обществе.
Россия в 1917-1921 годах
Революционные события 1917 года. Февральская революция и отречение царя от
престола. Временное правительство. А. Ф. Керенский. Создание Петроградского Совета
рабочих депутатов. Двоевластие. Обстановка в стране в период двоевластия. Октябрь 1917
года в Петрограде. II Всероссийский съезд Советов. Образование Совета Народных
Комиссаров (СНК) во главе с В. И. Лениным. Принятие первых декретов «О мире» и «О
земле». Установление советской власти в стране и образование нового государства ― Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР). Принятие
первой Советской Конституции ― Основного Закона РСФСР. Судьба семьи Николая II.
Гражданская война в России: предпосылки, участники, основные этапы вооруженной борьбы. Борьба между «красными» и «белыми». Положение населения в годы
войны. Интервенция. Окончание и итоги Гражданской войны. Экономическая политика
советской власти во время Гражданской войны: «военный коммунизм». Экономический и
политический кризис в конце 1920 – начале 1921 г. Массовые выступления против
политики власти (крестьянские восстания, восстание в Кронштадте). Переход к новой
экономической политике, положительные и отрицательные результаты нэпа.
СССР в 20-е – 30-е годы XX века
Образование СССР. Первая Конституция (Основной Закон) СССР 1924 года.
Система государственного управления СССР. Смерть первого главы Советского
государства ― В. И. Ленина. Сосредоточение всей полноты партийной и государственной
власти в руках И. В. Сталина. Культ личности Сталина. Массовые репрессии. ГУЛаг.
Последствия репрессий.
Индустриализация страны, первые пятилетние планы. Стройки первых пятилеток
(Днепрогэс, Магнитка, Турксиб, Комсомольск-на-Амуре и др.). Роль рабочего класса в
индустриализации. Стахановское движение. Ударничество.
Коллективизация сельского хозяйства: ее насильственное осуществление,
экономические и социальные последствия. Создание колхозов. Раскулачивание. Гибель
крепких крестьянских хозяйств. Голод на селе.
Новая Конституция СССР 1936 года. Ее значение. Изменения в системе
государственного управления СССР. Образование новых республик и включение их в
состав СССР. Политическая жизнь страны в 30-е годы. Основные направления внешней
политики Советского государства в 1920-1930-е годы. Укрепление позиций страны на
международной арене.
Культура и духовная жизнь в стране в 1920-е – 1930-е гг. «Культурная революция»:
задачи и направления. Ликвидация неграмотности, создание системы народного
образования. Развитие советской науки, выдающиеся научные открытия (И. П. Павлов,
К. А. Тимирязев, К. Э. Циолковский и др.) Идеологический контроль над духовной
жизнью общества. Русская эмиграция. Политика власти в отношении религии и церкви.
Жизнь и быт советских людей в 20-е – 30-е годы.
СССР во Второй мировой и Великой Отечественной войне
1941-1945 годов
СССР накануне Второй мировой войны. Мероприятия по укреплению
обороноспособности страны. Первое военное столкновение между японскими и
советскими войсками в 1938 г. Советско-германский договор о ненападении. Советскофинляндская война 1939-1940 годов, ее итоги. Начало Второй мировой войны, нападение
Германии на Польшу и наступление на Запад, подготовка к нападению на СССР.
Нападение Германии на Советский Союз. Начало Великой Отечественной войны.
Героическая оборона Брестской крепости. Первые неудачи Красной армии, героическая
защита городов на пути отступления советских войск. Битва за Москву, ее историческое
значение. Маршал Г. К. Жуков. Герои-панфиловцы.
Героизм тружеников тыла. «Все для фронта! Все для победы!». Создание новых
вооружений советскими военными конструкторами. Блокада Ленинграда и мужество
ленинградцев. Города-герои.
Сталинградская битва. Начало коренного перелома в ходе Великой Отечественной
войны. Зверства фашистов на оккупированной территории, и в концентрационных
лагерях. Подвиг генерала Д. М. Карбышева. Борьба советских людей на оккупированной
территории. Партизанское движение. Герои-подпольщики и партизаны. Битва на Курской
дуге. Мужество и героизм советских солдат. Отступление немецких войск по всем
фронтам. Наука и культура в годы войны.
Создание антигитлеровской коалиции. Открытие второго фронта в Европе в конце
войны. Изгнание захватчиков с советской земли, освобождение народов Европы. Битва за
Берлин. Капитуляция Германии. Решающий вклад СССР в разгром гитлеровской
Германии. Завершение Великой Отечественной войны. День Победы ― 9 мая 1945 года.
Вступление СССР в войну с Японией. Военные действия США против Японии в
1945 г. Атомная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки. Капитуляция Японии. Окончание
Второй мировой войны. Нюрнбергский процесс. Героические и трагические уроки войны.
Причины победы советского народа. Советские полководцы (Г. К. Жуков,
К. К. Рокоссовский, А. М. Василевский, И. С. Конев и др.), герои войны. Великая
Отечественная война 1941-1945 гг. в памяти народа, произведениях искусства.
Советский Союз в 1945 – 1991 годах
Возрождение Советской страны после войны. Трудности послевоенной жизни. Восстановление разрушенных городов. Возрождение и развитие промышленности. Положение в сельском хозяйстве. Жизнь и быт людей в послевоенное время, судьбы солдат, вернувшихся с фронта. Новая волна репрессий. Голод 1946-1947 гг. Внешняя политика СССР
в послевоенные годы. Укрепление статуса СССР как великой мировой державы.
Формирование двух военно-политических блоков. Начало «холодной войны». Политика
укрепления социалистического лагеря.
Смерть И. В. Сталина. Борьба за власть. Приход к власти Н. С. Хрущева. Осуждение культа личности, начало реабилитации репрессированных. Реформы Н. С. Хрущева.
Освоение целины. Жилищное строительство. Жизнь советских людей в годы правления
Н. С. Хрущева. Выработка новых подходов к внешней политике. Достижения в науке и
технике в 50-60-е годы. Исследование атомной энергии. Выдающиеся ученые И. В. Курчатов, М. В. Келдыш, А. Д. Сахаров и др. Освоение космоса и полет первого человека.
Ю. А. Гагарин. Первая женщина космонавт В. В. Терешкова. Хрущевская «оттепель».
Противоречия внутриполитического курса Н. С. Хрущева, его отставка.
Экономическая и социальная политика Л.И. Брежнева. Экономический спад.
Конституция СССР 1977 г. Внешняя политика Советского Союза в 70-е годы. Война в
Афганистане. XXII летние Олимпийские игры в Москве. Ухудшение материального
положения населения и морального климата в стране. Советская культура, жизнь и быт
советских людей в 70-е ― начале 80-х годов XX века.
Смерть Л. И. Брежнева. Приход к власти М. С. Горбачева. Реформы Горбачева в
политической, социальной и экономической сферах. Вывод войск из Афганистана.
Избрание первого президента СССР ― М.С. Горбачева. Нарастание экономического
кризиса и обострение межнациональных отношений в стране. Образование новых политических партий и движений. Августовские события 1991 г. Распад СССР. Принятие
Декларации о государственном суверенитете РСФСР. Первый президент России
Б. Н. Ельцин. Образование СНГ. Причины и последствия кризиса советской системы и
распада СССР.
Россия (Российская Федерация) в 1991 – 2015 годах
Вступление России в новый этап истории. Формирование суверенной российской
государственности. Политический кризис осени 1993 г. Принятие Конституции России
(1993 г.). Символы государственной власти Российской Федерации. Экономические
реформы 1990-х гг., их результаты. Жизнь и быт людей в новых экономических и
политических условиях Основные направления национальной политики: успехи и
просчеты. Нарастание противоречий между центром и регионами. Военно-политический
кризис в Чеченской Республике. Внешняя политика России в 1990-е гг. Отношения со
странами СНГ и Балтии. Восточное направление внешней политики. Русское зарубежье.
Отставка Б. Н. Ельцина; президентские выборы в 2000 году. Второй президент
России ― В.В. Путин. Его деятельность: курс на продолжение реформ, стабилизацию
положения в стране, сохранение целостности России, укрепление государственности,
обеспечение согласия и единства общества. Новые государственные символы России.
Развитие экономики и социальной сферы. Политические лидеры и общественные деятели
современной России. Культура и духовная жизнь общества в начале XXI века. Русская
православная церковь в новой России.
Президентские выборы 2008 г. Президент России ― Д. А. Медведев. Общественнополитическое и экономическое развитие страны, культурная жизнь на современном этапе.
Разработка новой внешнеполитической стратегии в начале XXI века. Укрепление
международного престижа России.
Президентские выборы 2012 г. Президент России ― В.В. Путин. Сегодняшний
день России. Проведение зимних Олимпийских игр в Сочи в 2014 г. Воссоединение
Крыма с Россией. Празднование 70-летия Победы в Великой Отечественной войне.
Тематическое планирование 7 класс
№
Наименование разделов, темы
урока
Раздел I. Древняя Русь
Происхождение славян
1.
Происхождение славян.
Кол –
во часов
38
2
1
3.
В каких местах селились славяне.
Славяне и соседние народы
Славяне и соседние народы.
4.
О хазарах и Византии.
2.
5. –
6.
7.
8.
9.
Облик славян и черты их характера
Облик славян и черты их характера.
Торговый путь «из варяг в греки».
Хозяйство и уклад жизни восточных славян
Земледелие – основное занятие славян.
Организация жизни славян.
1
2
1
1
3
2
1
4
1
1
10. –
11.
12.
13. –
14.
15.
16.
17.
18.
19.
Как менялась жизнь людей в общине.
Культура и верования восточных славян
Жилища, одежда, семейные обычаи восточных славян.
Языческие традиции восточных славян.
Сын князя Игоря и Ольги - Святослав. Войны Святослава с
хазарами. Битвы
Святослава
на
Балканах. Гибель
Святослава.
21.
Повторительно – обобщающий урок.
Крещение Руси, истоки христианской веры
Сыновья князя Святослава. Возвращение Владимира на
Русь.
23. –
25.
4
1
2
Повторительно – обобщающий урок.
1
Создание Древнерусского государства
6
Как возникло Древнерусское государство. О чем
1
рассказывает древняя летопись.
Об Аскольде, Дире и их походах в Византию. Князь Олег
1
(882 - 912). Правление Олега в Древней Руси.
Князь Игорь из рода Рюриковичей (913 - 945). Походы
1
Игоря на Византию. Предание о гибели князя Игоря.
Как княгиня Ольга отомстила древлянам. Ольга наводит
1
порядок на Руси. Посольство Ольги в Византию.
20.
22.
2
1
1
4
1
Князь Владимир Красное Солнышко. Крещение Руси.
Заслуги князя Владимира в укреплении Русского
государства.
Расцвет русского государства при Ярославе Мудром
3
5
26.
Расцвет русского государства при Ярославе Мудром (10191054).
Князь – воин, строитель, книжник.
1
Русская Правда Ярослава Мудрого.
1
Русь после смерти Ярослава Мудрого.
1
Князь Владимир Мономах. Память о Владимире Мономахе в
2
истории Киевской Руси (1113 – 1125).
Феодальная раздробленность Руси (XI – XVвв.)
10
31. Распад Руси на отдельные княжества в XII (12) веке.
1
32. Новгородская республика. Господин Великий Новгород.
2
33. Занятия и торговые пути новгородцев.
1
34. – Ростово – Суздальское княжество в XII (12) веке. Князь
2
35. Юрий Долгорукий (1132 – 1157).
36. История возникновения Москвы.
1
37. Культура Руси в X-XIII веках.
1
38. Повторительно – обобщающий урок.
2
Итого по разделу:
40
14
Раздел II. Русь в борьбе с завоевателями.
Образование монгольского государства
6
39. Образование Монгольского государства. Чингисхан и его
1
армия. Битва на реке Калке.
27.
28.
29. –
30.
40.
41.
43.
44.
45.
46. –
47.
48.
49. –
50.
51.
52.
53.
Нашествие монголов на Русь.
Летописи о битвах на реке Сить и героической обороне
Козельска. Походы Батыя на южнорусские земли.
Новгородский князь Александр Невский (1236 – 1263).
Ледовое побоище.
Власть Золотой Орды над русскими князьями.
Объединение русских земель против Золотой Орды
Объединение русских земель против Золотой Орды.
Русские княжества в XIII - XIV (13 – 14) веках. Борьба
Москвы с Тверью.
Московский князь Иван Калита (1325 – 1340). Наследники
Калиты.
Московский князь Дмитрий Иванович (1350 - 1389).
Благословение Сергия Радонежского. Куликовская битва.
Поход Тохтамыша на Москву в 1382 году.
Наследники Дмитрия Донского. Василий II Тёмный.
Собирание Руси Иваном III (1462 – 1505). Покорение
Новгорода.
Освобождение Руси от Золотой Орды. Управление
государством Иваном III.
Повторительно – обобщающий урок.
1
1
1
1
1
8
2
1
2
1
1
1
Итого по разделу:
Раздел III. Единое Московское государство.
Российское государство в XVI в. Царь Иван Грозный
54. Русь в XVI (16) веке. Царь Иван Грозный (1533 - 1584).
Начало правления Ивана IV.
55. Близкое окружение царя Ивана IV. Земский собор, реформы
Избранной рады.
56. Войны Ивана Грозного.
14
15
6
1
1
1
1
1
1
3.2.
1
1
1
57. Войны с западными странами.
58. Опричнина. Погромы в Новгороде и конец опричнины.
59. Покорение Сибири.
Смутное время. Воцарение династии Романовых
60. Россия после Ивана Грозного. Лжедмитрий I – самозванец.
61. Лжедмитрий II. Семибоярщина.
62. Русская православная церковь в Смутное время. Минин и
Пожарский: за веру и Отечество!
63.
Воцарение династии Романовых. Царь Алексей Михайлович
Романов (1645-1676).
1
64 65.
Раскол в Русской православной церкви. Укрепление южных
границ России. О казаках.
2
Культура в Российском государстве XVI – XVII вв.
3
66 67.
Развитие России в XVII (17) веке. Культура России в XVI –
XVII (16 – 17) веках.
2
70.
Повторительно – обобщающий урок.
1
Тематическое планирование 8 класс
№
урока
Наименование разделов, темы
Раздел I. Российское государство в конце XVII - начале XVIII
века
Наше Отечество- Россия в XVII (17) веке
1. – Наше Отечество- Россия в XVII (17) веке. Российское
2.
общество в XVII (17) веке.
3. –
4.
Коли
честв
о
часов
21
5
2
Отношение России с другими странами.
Детство и юность Петра I
5. - 6. Детство и юность Петра I (1672 – 1689). Как обучали
Петра I .
7.
Семейные раздоры, борьба за власть. Итоги правления
Софьи.
Воцарение Петра I (1689 – 1725)
8. – Воцарение Петра I (1689 – 1725).
9.
Строительство флота. Азовские походы.
10. Великое посольство (1697 – 1698).
11. Новый бунт стрельцов. Возвращение Петра I в Москву.
Северная война. Основание Санкт - Петербурга
12. Северная война. (1700 – 1721). Поражение под Нарвой.
2
3
2
2
4
2
1
1
5
1
13.
14.
15.
Первые победы над шведами.
Основание Петербурга.
Продолжение Северной войны. Разгром шведов под
Полтавой.
1
1
1
16.
Завершение Северной войны.
Заслуги Петра Великого в истории России
Заслуги Петра Великого в истории России (16891725).Промышленность и сельское хозяйство. Изменения в
управлении государством. Табель о рангах. Указ о
единонаследии.
1
17.
4
1
Образование и культура при Петре I. Личность Петра I. Семья
1
Петра Великого.
19. Итоговый урок по теме «Российское государство в конце
2
XVII (17) - начале XVIII (18) века».
Итого по разделу:
19
Раздел II. Российская империя после Петра I (1725 – 1801)
13
Екатерина I и Пётр II
2
20. – Екатерина I и Пётр II. Внук Петра Великого. Конец
2
21. правления Петра II.
18.
22.
23.
Анна Иоанновна и Иван VI (1730 – 1741)
Анна Иоанновна и Иван VI (1730 – 1741). Как правила
Россией Анна Иоанновна.
Наследники Анны Иоанновны. Конец бироновщины.
Царствование Елизаветы Петровны и Петра III
2
1
1
3
24.
Царствование Елизаветы Петровны (1741 – 1761). Окружение
Елизаветы. Возвращение к порядкам Петра I.
1
25.
Войны России в период правления Елизаветы Петровны.
1
26.
Воцарение Петра III.
1
Россия в эпоху Екатерины Великой
6
27.
Россия в эпоху Екатерины Великой (1762 – 1796). Начало
царствования Екатерины II. Близкое окружение и помощники
Екатерины II.
1
28.
Война России с Турцией (1768 – 1774).
1
29.
30.
Присоединение Крыма. Русско-турецкая война (1787-1791).
Как управляла Россией Екатерина II. Восстание Пугачева.
1
1
31.
Развитие образования при Екатерине II. Конец правления
Екатерины Великой.
1
Итоговый урок по теме «Российская империя после Петра I
1
(1725 – 1801)».
Итого по разделу:
13
Раздел III. Российская империя в первой половине XIX (19)
22
века.
Отношения России со странами Европы в конце XVIII (18) – начале
2
XIX (19) века
33. – Отношения России со странами Европы в конце XVIII (18) –
2
34. начале XIX (19) века. Наполеон Бонапарт (1769 – 1821).
32.
35. – Великий князь Павел Петрович (1754 – 1801).
36.
37. Участие России в союзе европейских государств против войск
Наполеона.
2
Итальянский и швейцарский походы А.В.Суворова.
Правление Павла I.
Император Александр I и его реформы
Император Александр I (1801 – 1825). Реформы Александра I.
Аракчеевщина.
1
38.
39.
1
3
1
40.
Вторжение армии Наполеона в Россию.
1
41.
Западная граница России: план Александра I, план Наполеона.
Битва за Смоленск.
1
Отечественная война 1812 года
42. –
43.
44.
45.
46.
47.
6
Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение.
2
Наполеон в Москве.
Александр I и Наполеон. Окончание войны.
Поход русской армии в Европу в 1813 – 1814 годах.
Россия после войны с Наполеоном.
Император Николай I (1825 – 1855)
1
1
1
1
7
48.
49.
50.
51.
52. –
53.
54.
Император Николай I (1825 – 1855).
1
Восстание декабристов. Реформы Николая I.
Войны России на Кавказе.
Отношения России с другими странами при Николае I.
Крымская война. Оборона Севастополя.
1
1
1
2
Итоговый урок по теме «Российская империя в первой
1
половине XIX (19) века».
Итого по разделу:
22
Раздел IV. Россия в конце XIX (19) – начале XX (20) века.
14
Царь-освободитель Александр II (1855 – 1881)
7
55.
56. –
57.
58.
59.
60.
61.
62.
Царь-освободитель Александр II (1855 – 1881).
1
Отмена крепостного права. Военные реформы Александра II.
2
Международные отношения России при Александре II. Россия
и Средняя Азия.
Русско - турецкая война 1877-1878 годов.
Революционные организации в России в конце XIX (19) века.
Царь Александр III Миротворец (1881 – 1894)
1
1
1
2
Царь Александр III Миротворец (1881 – 1894). Укрепление
самодержавия Александром III.
Российское государство в период правления Александра III.
Отношения России с европейскими странами, конец правления
Александра III.
Последний российский император – Николай II (1894 – 1917)
1
1
2
63.
Последний российский император – Николай II (1894 – 1917).
Россия в начале царствования Николая II.
1
64.
Обострение международных отношений. Война с Японией.
Революционные выступления 1905-1907 годов
1
4
65.
Революционные выступления 1905-1907 годов.
1
66.
Россия перед Первой мировой войной (1908 – 1914).
Участие России в Первой мировой войне.
Февральская революция 1917 года. Отречение Николая II.
Итоговый урок по теме «Россия в конце XIX (19) – начале XX
(20) века».
Итого по разделу:
Итого за год:
1
67.
68.
1
1
13
70
Тематическое планирование 9 класс
№
урока
Наименование разделов, темы
Раздел I. Великая российская революция и Гражданская война.
Великая российская революция: февраль
1. – Великая российская революция: февраль. Падение
2.
монархии.
3.
Основные политические партии в 1917 году.
Великая российская революция: октябрь
4.
Великая российская революция: октябрь. Программа
большевиков.
5.
Неудачи Временного правительства.
6.
Поход на Петроград Лавра Георгиевича Корнилова.
Коли
честв
о
часов
20
4
2
2
5
1
1
1
1
1
12.
Захват власти большевиками.
Второй съезд Советов.
Установление советской власти
Установление советской власти. Созыв и роспуск
Учредительного собрания.
Конституция РСФСР. Брестский мир.
Экономическая политика большевиков.
Гражданская война 1918 - 1920 годов
Гражданская война 1918 - 1920 годов.
13.
Политика «военного коммунизма».
1
14.
Белая Армия. Рабоче-крестьянская Красная Армия.
1
15.
Ход Гражданской войны.
1
16.
Окончание Гражданской войны. Эмиграция.
1
7.
8.
9.
10.
11.
4
1
2
1
7
1
17.
18.
Итоги Гражданской войны.
Образование и культура в период Гражданской войны.
Итоговый урок по теме «Великая российская революция
и Гражданская война».
Итого по разделу:
Раздел II. Советское государство в 1920 – 1930 годы.
Советская Россия в первой половине 1920 – х годов
19. Советская Россия в первой половине 1920-х годов.
20.
1
1
18
18
3
1
Восстание в Кронштадте.
Отношения РСФСР со странами Европы.
Новая экономическая политика (нэп)
22. Новая экономическая политика (нэп). Финансовая реформа
1922 - 1924 годов.
23. Промышленное производство в период нэпа. План
электрификации РСФСР.
24. Итоги нэпа.
Образование Союза Советских Социалистических республик
(СССР)
25. Образование Союза Советских Социалистических Республик
(СССР).
26. Объединение советских республик.
27. Национально-государственное устройство СССР в 1920-е
годы. Смерть В. И. Ленина.
Индустриализация в СССР
28. Индустриализация в СССР. Первая пятилетка (1928 1932год): ускоренное развитие промышленности.
1
21.
29.
Переход к коллективизации. Итоги коллективизации.
30.
Вторая пятилетка (1933 – 1937 год).
31.
Конституция 1936 года.
СССР накануне Второй мировой войны
СССР накануне Второй мировой войны. Советское
общество в 1930-е годы.
32.
Образование и культура в 1930-е годы.
Ситуация в мире в 1930-е годы. Положение на Дальнем
Востоке.
35. Внешняя политика СССР накануне Второй мировой войны.
36. Итоговый урок по теме «Советское государство в 1920 –
1930 годы».
Итого по разделу:
Раздел III. СССР в Великой Отечественной войне (1941 – 1945).
Накануне Великой Отечественной войны
1
3
1
1
1
3
1
1
1
4
1
1
1
1
5
1
33.
34.
1
1
1
1
18
14
2
37.
38.
Накануне Великой Отечественной войны. Действия СССР
в начале Второй мировой войны. Политика Запада в начале
Второй мировой войны.
Реорганизация Красной Армии, укрепление
обороноспособности СССР.
Начало Великой Отечественной войны (июнь 1941 – осень
1942 года)
39.
Начало Великой Отечественной войны. Первые дни войны.
Реакция Запада на начало войны.
40.
41.
Оборона Москвы. Разгром фашистов под Москвой.
Всё для фронта, всё для победы
Всё для фронта, всё для победы.
42.
Наука и образование. Мастера культуры – фронту.
43.
Партизанская война и подпольное движение.
Коренной перелом в ходе войны
(осень 1942 – 1943 год)
Коренной перелом в ходе войны (осень 1942 - 1943 год).
Оборона Севастополя.
44.
45.
1
1
2
1
1
3
1
1
1
3
1
Сталинградская битва. Битва на Курской дуге.
Битва за Днепр. Битва на Северном Кавказе. Тегеранская
конференция.
Освобождение СССР и Европы от фашизма (1944 – сентябрь
1945 года)
47. Освобождение территории СССР и от фашизма (1944 –
сентябрь 1945 года). Освобождение территории СССР от
немецких оккупантов.
1
46.
1
4
1
Открытие второго фронта в Европе. Ялтинская конференция.
Взятие Берлина. Конференция в Потсдаме. Война СССР с
Японией.
Итоговый урок по теме «СССР в Великой Отечественной
войне (1941 – 1945)».
1
1
Итого по разделу:
Раздел IV. Послевоенное развитие СССР. Российская
Федерация в конце XX (20) – начале XXI (21) века.
СССР после войны
14
18
48.
49.
50.
1
3
51.
СССР после войны. Обстановка в мире после войны.
1
52.
Возвращение СССР к мирной жизни. Государственное
устройство СССР после войны.
1
Наука 1945 – начала 1950 – х годов. Культурная жизнь
общества 1945 – начала 1950 – х годов.
Пора «оттепели» (середина 1950 – первая половина 1960 – х
годов)
54. Пора «оттепели» (середина 1950-х – первая половина 1960-х
годов). Курс на строительство коммунизма. Социально –
экономическая деятельность Н.С.Хрущева.
53.
СССР в международных отношениях в 1950 – е - начале
1960 – х годов.
56. Покорение космоса. Оттепель в советском искусстве.
Образование в начале 1950 – е - начале 1960 – х годов.
Советский Союз в середине 1960 – х – 1980 – х годы: от
стабильности к кризису
57. Советский Союз в середине 1960-х – 1980-е годы: от
стабильности к кризису.
1
3
1
55.
58.
59.
60.
Изменения в жизни советских людей. Отношения СССР
с государствами мира: от разрядки до кризиса.
Образование и спорт. Советское искусство 1970 – 1980-х
годов.
Распад СССР. Россия в 1990 – е годы
Распад СССР. Россия в 1990 – е годы. Начало
перестройки.
1
1
3
1
1
1
5
1
61.
Период гласности и свободы мнений. Окончание
«холодной войны».
1
62.
Отмена 6 – й статьи Конституции СССР. Первые
демократические выборы.
1
63.
Распад СССР. Россия после распада СССР.
Экономические реформы 1990 – х годов.
Чеченский кризис: борьба за целостность государства.
Отставка президента Б.Н.Ельцина.
Россия в начале XXI (21) века
Россия в начале XXI (21) века. Первые реформы
В.В.Путина. Экономическое и социальное развитие в
2000 – 2008 годах.
1
64.
65.
66.
67.
Развитие образования, науки, культуры, спорта. Новый этап
реформ.
Отношения России с другими странами в XXI (21) веке.
Духовное возрождение современной России.
1
4
1
1
1
70.
Итоговый урок по теме «Послевоенное развитие СССР.
Российская Федерация в конце XX (20) – начале XXI (21)
века».
Итого по разделу:
Итого за год:
1
18
70