РП Труд (технология) 4 класс

МБО
У"
СОШ
№ 16"

Подписан: МБОУ "СОШ № 16"
DN:
OID.1.2.840.113549.1.9.2=660
2007580-667701001-00972189
1906, E=ou16@mail.ru,
ИНН=006602007580,
СНИЛС=09721891906,
ОГРН=1026600580005,
T=Директор, O="МБОУ ""СОШ
№ 16""", STREET="УЛ
ЧЕРЕМУШКИ, ДОМ 5",
L=Сосновый Бор, S=66
Свердловская область,
C=RU, G=Анна Николаевна,
SN=Березина, CN="МБОУ ""
СОШ № 16"""
Основание: я подтверждаю
этот документ
Местоположение: место
подписания
Дата: 2021-10-01 14:19:20
Foxit Reader Версия: 9.7.2

Приложение
к адаптированной основной общеобразовательной
программе образования
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РУЧНОЙ ТРУД» (ВАРИАНТ 1)

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
В связи с тем, что способности к познавательной деятельности
обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью)
сугубо индивидуальны, приведённые ниже требования по формированию
учебных умений и навыков которые могут быть применимы не ко всем
учащимся, но являются ориентиром, к которому следует стремиться.
Личностными результатами изучения предмета «Ручного труда»
являются следующие умения и качества:
•

овладение

начальными

навыками

адаптации

в

трудовой

деятельности;
•

принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие

мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения
на уроках ручного труда;
•

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои

поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе
представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и
свободе на уроках ручного труда;
•

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств

средствами трудового обучения и воспитания;
•

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-

нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей средствами трудового обучения и воспитания;
•

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в

разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить
выходы из спорных ситуаций в трудовой деятельности;
•

формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,

наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты.

Предметные
содержанием

результаты

связаны

с

овладением

обучающимися

образовательной

области

и

характеризуют

достижения

обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в
практической деятельности.
В целом оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью
предметных результатов базируется на принципах индивидуального и
дифференцированного

подходов.

Усвоенные

обучающимися

даже

незначительные по объему и элементарные по содержанию знания и умения
должны выполнять коррекционно-развивающую функцию, поскольку они
играют определенную роль в становлении личности обучающегося и
овладении им социальным опытом.
1 уровень.
Обучающиеся должны знать:
•

названия и технологические свойства материалов, используемых

для изготовления поделок;
•

названия и назначение инструментов, указанных в программе,

правила безопасной работы с ними.
Обучающиеся должны уметь:
•

анализировать образец, указывая количество и форму деталей, а

также особенности соединения их;
•

планировать предстоящую работу с опорой на образец изделия,

исходные детали и
•

предметную инструкционную карту;

составлять эскиз и пользоваться

им при самостоятельной

работе;
•

сравнивать качество выполненной работы с опорой на образец-

эталон и выражать результаты сравнения в устном высказывании;
•

дать отчет о выполненной работе, включающий: называние

изделия; материалов, из которых оно выполнено; его назначение; уметь
описать последовательность операций по изготовлению изделия; оценить
сложность работы.

2 уровень.
Обучающиеся должны знать:
•

названия и основные свойства материалов;

•

названия и назначение инструментов, указанных в программе и

правила безопасной работы с ними.
Обучающиеся должны уметь:
•

организовать работу по устной инструкции учителя;

•

называть операции последовательного выполнения изделия по

элементам предметной инструкционной карты;
•

составить простейшую композицию макета и аппликации по

образцу;
•

дать простейший отчёт о выполненной работе (назвать изделие и

материалы, из которых оно выполнено, определить назначение изделия).
2. Содержание учебного предмета с указанием форм организации
учебных занятий
При

составлении

примерной

рабочей

программы

учитывались

возрастные и психофизиологические особенности обучающихся, содержание
программы отвечает принципам психолого-педагогического процесса и
коррекционной направленности обучения и воспитания.
Обучение ручному труду является средством активного познания
окружающей действительности. Практическая деятельность, будучи весьма
конкретной и простой по содержанию, является наиболее понятной и
доступной учащимся. Разнообразие видов труда становится источником
приобретения новых знаний и представлений. Осознание своей причастности
к работе, возможность увидеть плоды своего труда способствуют развитию
уверенности в себе, повышению заинтересованности в осуществлении
трудовой деятельности и самоуважению.
Целью уроков «Ручного труда» является:

•

формирование и совершенствование практических умений и

навыков, необходимых для повседневной жизни.
Школьный курс по ручному труду ставит следующие основные задачи:
•

сообщение элементарных знаний по видам труда. Формирование

трудовых навыков, обучение доступным приемам труда, знаний о различных
материалах и умения выбирать способы обработки, в зависимости от свойств
материалов, развитие элементарной самостоятельности в труде, привитие
интереса к труду;
•

формирование организационных умений: вовремя приходить на

занятия по труду, организованно входить в класс ручного труда, работать
только на своем рабочем месте, правильно располагать на нем материалы и
инструменты, убирать их по окончании работы, знать и выполнять правила
внутреннего распорядка и безопасной работы, санитарно-гигиенические
требования;
•

обогащение представлений об окружающем процессе труда;

•

воспитание потребностей и готовности работать в коллективе;

•

умственное воспитание (развитие восприятия, представлений,

овладение элементарными действиями с орудиями, приобретения учения
планировать и предвидеть результаты работы;
•

нравственное

воспитание,

воспитание

коллективизма,

взаимопомощи, готовности трудиться, умения довести начатое дело до
конца, формировать положительного отношения к труду взрослых;
•

физическое

воспитание:

зрительно-двигательной

физическое

координации

развитие,

мелкой

развитие
моторики,

координированности движений рук, четкость и ловкость рабочих движений,
правильность

выполнения

рабочих

приемов,

правильную

хватку

инструментов;
•
речевого

речевое развитие: расширение и обогащение словаря, развитие
содержания,

грамматическому строю;

полноте

и

последовательности

изложения,

•

эстетическое воспитание: воспитание работать не только быстро,

но и правильно, и красиво, понять и почувствовать красоту изделия, красоту
материала, особенности его фактуры.
В

процессе

трудового

обучения

осуществляется

исправление

недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения,
речи пространственной ориентировки, а также недостатков физического
развития, особенно мелкой моторики рук.
Вся работа на уроках должна носить целенаправленный характер,
способствовать развитию самостоятельности учащихся при выполнении
трудовых задания, подготавливать их к хозяйственно-бытовой деятельности
и к ремеслу, который осуществляется на базе школьных мастерских.
Уроки труда должны быть тесно связаны с уроками чтения и русского
языка, математики, мира природы и человека, изобразительного искусства.
Основными формами и методами обучения являются практические
работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, беседы. На занятиях широко
используются различные наглядные средства обучения, практикуется
демонстрация

учебных

кинофильмов.

В

программе

предусмотрено

проведение большого количества практических работ. Каждый ученик в
определённой степени должен овладеть навыками работы с бумагой, мять
бумагу и разглаживать ее ладонью; произвольно разрезать; отрывать
небольшие

кусочки;

сгибать

бумагу

пополам

по

прямым

линиям

произвольно; разгибать её и разглаживать по месту сгиба; сгибать лист
бумаги пополам, совмещая углы и стороны. Знакомя детей с новым приёмом,
учитель

сначала

даёт

объяснения

всему

классу,

затем

организует

тренировочные упражнения, после чего выполняется работа, в которую
включается данный приём.
Обучение ручному труду является средством активного познания
окружающей действительности. Практическая деятельность, будучи весьма
конкретной и простой по содержанию, является наиболее понятной и
доступной учащимся. Разнообразие видов труда становится источником

приобретения новых знаний и представлений. Осознание своей причастности
к работе, возможность увидеть плоды своего труда способствуют развитию
уверенности в себе, повышению заинтересованности в осуществлении
трудовой деятельности и самоуважению.
Занятия по ручному труду тесно связаны с уроками чтения и русского
языка, счета, мир вокруг, изобразительное искусство. Вместе с тем в ходе
обучения труду младших школьников обязателен индивидуальный подход к
обучающимся,

изучение,

наблюдение

за

успехами

и

выявление

возможностей каждого ученика. Особенности психофизического развития
умственно отсталых школьников являются причиной того, что на первых
порах обучения ученики нуждаются в значительной помощи учителя и еще
не могут самостоятельно выполнять многие трудовые задания. Однако
помощь педагога на разных этапах обучения должна варьироваться и
постепенно уменьшаться.
Домашние задания, как правило, не задаются. В отдельных случаях
ученикам можно поручить сделать поделку с родителями, чтобы дети в
домашних условиях могли практически применять полученные знания и
умения.
Все виды работ по ручному труду должны осуществляться в
соответствии с правилами санитарии и техники безопасности. Умения и
навыки, полученные в процессе обучения должны использоваться на уроках
трудового обучения, а также в повседневной деятельности.

3. Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы

№
темы

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Тема урока

Работа с бумагой
Работа с бумагой
Работа с бумагой
Работа с бумагой
Работа с бумагой
Работа с бумагой
Работа с бумагой
Работа с бумагой
Работа с бумагой
Работа с текстильными материалами
Работа с текстильными материалами
Работа с текстильными материалами
Работа с текстильными материалами
Работа с текстильными материалами
Работа с текстильными материалами
Работа с текстильными материалами
Работа с текстильными материалами
Работа с текстильными материалами
Работа с древесными материалами
Работа с древесными материалами
Работа с древесными материалами
Работа с металлом
Работа с металлом
Работа с металлоконструктором
Работа с металлоконструктором
Работа с металлоконструктором
Работа с металлоконструктором
Работа с металлоконструктором
Работа с металлоконструктором
Работа с металлоконструктором
Работа с металлоконструктором
Комбинированные работы с разными
материалами
Комбинированные работы с разными
материалами
Итого

Кол-во
часов,
отводимых на
освоение
каждой темы
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

34 часа
(1 час в
неделю)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».