МБО
У"
СОШ
№ 16"
Подписан: МБОУ "СОШ № 16"
DN:
OID.1.2.840.113549.1.9.2=66020
07580-667701001-009721891906
, E=ou16@mail.ru,
ИНН=006602007580,
СНИЛС=09721891906,
ОГРН=1026600580005,
T=Директор, O="МБОУ ""СОШ
№ 16""", STREET="УЛ
ЧЕРЕМУШКИ, ДОМ 5",
L=Сосновый Бор, S=66
Свердловская область, C=RU,
G=Анна Николаевна,
SN=Березина, CN="МБОУ ""
СОШ № 16"""
Основание: я подтверждаю этот
документ
Местоположение: место
подписания
Дата: 2021-10-01 14:03:31
Foxit Reader Версия: 9.7.2
Приложение
к адаптированной основной общеобразовательной
программе образования
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РУЧНОЙ ТРУД» (ВАРИАНТ 1)
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Освоение
обучающимися
(интеллектуальными
с
легкой
умственной
нарушениями)
АООП
в
отсталостью
предметной
области
«Технология. Ручной труд» предполагает достижение ими двух видов
результатов: личностных и предметных.
Личностные результатыосвоения АООП образования включают
индивидуально-личностные
качества
и
социальные
(жизненные)
компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
Планируемые личностные результаты, представленные в примерной
рабочей программе для третьего класса, следует рассматривать как
возможные личностные результаты освоения учебного предмета «Ручной
труд» и использовать их как ориентиры при разработке учителем
собственной рабочей программы с учетом возрастных особенностей и
возможностей обучающихся.
К личностным результатам освоения АООП относятся:
- положительное отношение и интерес к труду;
- понимание значения и ценности труда; отношение к труду как
первой жизненной необходимости.
- понимание красоты в труде, в окружающей действительности и
возникновение эмоциональной реакции «красиво» или «некрасиво»;
- осознание своих достижений в области трудовой деятельности;
- способность к самооценке;
- умение выражать свое отношение к результатам собственной и
чужой творческой деятельности «нравится» или «не нравится;
- привычка к организованности, порядку, аккуратности.
Планируемые предметные результаты предусматривают овладение
обучающимися знаниями и умениями по предмету и представлены
дифференцированно по двум уровням: минимальному и достаточному.
Минимальный уровень освоения АООП в предметной области «Технология.
Ручной труд» является обязательным для большинства обучающихся с
легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе
с тем, как особо указывается в ПрАООП (вариант 1), отсутствие достижения
этого уровня отдельными обучающимися не является препятствием к
получению ими образования по этому варианту программы.
Минимальный уровень овладения предметными результатами
является обязательным для всех обучающихся с легкой умственной
отсталостью третьего класса, включающий следующие знания и умения:
К концу третьего класса обучающиеся с легкой умственной
отсталостью должны знать:
- правила организации рабочего места;
- виды трудовых работ, предусмотренные содержанием программы
для третьего класса;
- названия и свойства поделочных материалов, используемых на
уроках ручного труда в третьем классе, правила их хранения и санитарногигиенические требования при работе с ними;
- названия инструментов и приспособлений, необходимых на уроках
ручного труда, их устройство, правила техники безопасной работы
колющими и режущими инструментами;
- технологические операции (разметка деталей, выделение детали из
заготовки; формообразование; сборка изделия; отделка изделия);
- приемы работы (приемы разметки деталей по шаблону, с помощью
линейки; приемы разрывания, отрывания резания; - приемы сминания,
сгибания; приемы склеивания, сшивания, плетения, соединения деталей с
помощью винта и гайки; примы вышивания, аппликация).
К концу третьего класса обучающиеся с легкой умственной
отсталостью должны уметь:
- организовать свое рабочее место в зависимости от характера
выполняемой работы, рационально располагать инструменты, материалы и
приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте с
частичной помощью учителя и самостоятельно;
- анализировать объект, подлежащий изготовлению, выделять и
называть его признаки и свойства с частичной помощью учителя и
самостоятельно;
- определять способы соединения деталей с частичной помощью
учителя и самостоятельно;
- составлять стандартный план работы по пунктам с опорой на
предметно-операционный
план
с
частичной
помощью
учителя
и
самостоятельно;
- работать с доступными материалами (с бумагой и картоном,
текстильными материалами, древесиной и проволокой).
- владеть некоторыми технологическими операциями и приемами
ручной обработки поделочных материалов с частичной помощью учителя и
самостоятельно.
Достаточный уровень освоения предметными результатами не
является обязательным для всех обучающихся третьего класса.
К концу третьего года обучения ручному труду обучающиеся с
легкой умственной отсталостью должны знать:
- правила рациональной организации труда, включающей в себя
упорядоченность действий и самодисциплину;
- название инструментов и их устройство, правила обращения с ними
и рациональное использование их в том или ином виде работы;
- физические и художественно-выразительные свойства материалов, с
которыми работают на уроках ручного труда.
К концу третьего класса обучающиеся с легкой умственной
отсталостью должны уметь:
- самостоятельно находить необходимую для выполнения работы
информацию в материалах учебника, рабочей тетради;
-
работать
с
доступной
для
третьеклассников
наглядностью:
составлять план работы над изделием с опорой на предметно-операционные,
графические планы, и действовать в соответствии с ними в процессе
изготовления изделия;
-
самостоятельно
рассматривать
образец
несложного
изделия,
определять его признаки и свойства и планировать ход работы над изделием;
- осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических
действий и корректировку хода практической работы;
- оценить свое изделие (красиво, некрасиво, аккуратное, похоже на
образец); устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми
действиями и их результатами;
- выполнять общественные поручения по уборке класса после уроков
ручного труда.
Основное содержание учебного предмета
«Технология. Ручной труд»
Введение.
Повторение пройденного учебного материала во втором классе.
Правила поведения и работы на уроках ручного труда. Общие правила
организации рабочего места на уроках труда. Материалы и инструменты,
используемые на уроках ручного труда.
«Работа с природными материалами»
Организация рабочего места при работе с природными материалами.
Сведения о природных материалах (где используют, где находят, физические
свойства, виды природных материалов). Правила работы с природными
материалами. Инструменты (шило, ножницы). Способы соединения деталей
(пластилин, острые палочки). Работа с засушенными листьями (аппликация,
объемные изделия). Изготовление аппликации с использованием скорлупы
грецких орехов. Изготовление объемных изделий с использованием сухой
тростниковой
травы.
Комбинированные
проволока и природные материалы.
работы:
пластилин,
бумага,
Примерные практические работы: Собрать и засушить листья
деревьев (березы, ивы). Собрать скорлупу грецких орехов. Заготовить сухую
тростниковую траву. Составить аппликацию «Птица» из засушенных листьев
ивы, берёзы. Изготовить аппликации «Воробьи на ветках», «Рыбки в
аквариуме» из скорлупы грецких орехов. Сконструировать «Жука» из
грецкого ореха и проволоки. Изготовить «Птицу» их пластилина и сухой
тростниковой травы и др.
«Работа с бумагой и картоном»
Организация рабочего места при работе с бумагой.
Повторение сведений о бумаге (изделия из бумаги). Сорта и виды
бумаги
(бумага
для
письма,
бумага
для
печати,
рисовальная,
впитывающая/гигиеническая, крашеная). Цвет, бумаги. Инструменты и
материалы для работы с бумагой и картоном.
Виды работы с бумагой и картоном:
- аппликация из вырезанных и обрывных деталей, элементов и
силуэтов;
- конструирование из бумаги на основе плоских деталей (полоски,
кольца, круги).
- конструирование из бумаги на основе объемных геометрических тел
(конус, цилиндр);
- элементарные картонажно-переплетные работы: окантовка картона
полосками. Окантовка картона листом бумаги. Объемные изделия из картона.
Технологические приемы работы с бумагой:
Разметка бумаги. Приемы разметки:
разметка
с
помощью
шаблона.
Понятие
«шаблон»,
«полушаблон». Правила работы с шаблоном и полушаблоном. Правила
работы с шаблоном и полушаблоном. Понятия: «контурное изображение»,
«силуэт»;
разметка с помощью чертежных инструментов (по линейке).
Понятие «линейка», ее применение и устройство;
Сгибание бумаги: «сгибание прямоугольной формы пополам»,
«сгибание бумаги по типу гармошки», «перегибание полос в разных
направлениях», «сцепление бумажных колец»;
Вырезание
ножницами
из
бумаги.
Устройство
режущих
инструментов (ножниц). Правила работы ножницами. Приемы вырезания
ножницами:
«разрез
по
длинной
линии»;
«вырезание
изображений
предметов, имеющие округлую форму»; «вырезание по совершенной кривой
линии (кругу)». Способы вырезания: «симметричное вырезание из бумаги,
сложенной пополам».
Обрывание бумаги. Понятия» «аппликация», «бумажная мозаика»,
«силуэт», «контурное изображение». Технология обрывания бумаги по
контуру.
Скатывания
бумаги
в трубочку.
«Накручивание бумаги
на
карандаш».
Соединение деталей изделия. Клеевое соединение. Правила работы
с клеем и кистью. Приемы клеевого соединения: «точечное», «сплошное».
Щелевое соединение деталей (щелевой замок). Приемы сцепления деталей
(колец).
Примерные практические работы: Технология обрывания бумаги
по контуру силуэтов животных и деревьев. Изготовление аппликации с
использование обрывных силуэтов. Технология изготовления картины на
окантованном картоне. Технология изготовления складной гирлянды из
цветных полос. Технология изготовления цепочки из бумажных колец.
Технология
изготовление
полумаски.
Технология
изготовления
карнавальных головных уборов (кокошник, шлем). Изготовление складной
доски для игры. Технология изготовления открытых коробок из тонкого
картона. Технология изготовления коробки с помощью клапанов с
последующей оклейкой полосками бумаги. Технология изготовления
коробки с бортами, соединенными встык. Технология изготовления игрушек
на основе конусов (матрешка) и цилиндров (собака).
«Работа с текстильными материалами»
Повторение сведений о нитках. Применение ниток. Свойства ниток.
Цвет ниток. Как работать с нитками. Виды работы с нитками: наматывание
ниток на картонку и связывание ниток в пучок (кисточки).
Повторение сведенийо тканях. Применение и назначение ткани в
жизни человека. Производство ткани. Свойства ткани: мнется, утюжится,
режется ножницами. Шероховатая, скользкая, гладкая, толстая, тонкая.
Лицевая и изнаночная сторона ткани. Цвет ткани. Сорта ткани и их
назначение
(шерстяные
ткани,
хлопковые
ткани).
Инструменты
и
приспособления, используемые при работе с тканью. Правила хранения и
устройство игл. Виды работы с тканью:
раскрой деталей из ткани. Технология выкраивания детали из
плотной ткани (квадраты, круги);
шитье. Инструменты для швейных работ. Раскрой деталей из
плотной ткани (квадраты, круги). Виды ручных стежков и строчек: «строчка
прямого стежка», «строчка косого стежка». Технология сшивания деталей
изделия прямыми стежками. Технология соединение деталей изделия косыми
стежками. Вдевание нити в иголку и завязывание узелка на нитке.
Технология изготовления прихватки.
вышивание. Повторение сведений о вышивке. Применение
вышивки. Приемы вышивания: вышивка «строчкой прямого стежка в два
приема», вышивка «строчкой косого стежка в два приема». Технология
изготовления закладки с вышивкой
отделка изделий из ткани. Вышивка.
Комбинированные работы: бумага и нитки; фотопленка и нитки.
Экскурсия в швейную мастерскую.
Примерные практические работы: Изготовление кисточки из
ниток, связанных в пучок для закладки и др. Соединение деталей (квадратов,
кругов), выкроенных из плотной ткани, прямой строчкой. Изготовление
закладки из фотопленки. Изготовление прихватки.
Работа с древесиной
Изделия из древесины. Различия понятий «дерево» и «древесина».
Способы
обработки
приспособлениями
древесины
(«зачистка
ручными
напильником»,
инструментами
«обработка
и
наждачной
бумагой»). Технология изготовления опорного колышка для растений.
Способы обработки древесины ручными инструментами («пиление»).
Технология изготовления аппликации из древесных опилок.
Экскурсия в столярную мастерскую.
Примерные практические работы: Изготовление колышка для
растений. Изготовление аппликации из опилок.
Работа с проволокой
Элементарные познавательные сведения о проволоке. Применение
проволоки в изделиях, Свойства проволоки: медная алюминиевая, стальная,
толстая, тонкая. Инструменты: плоскогубцы, круглогубцы, кусачки, линейка.
Подготовка рабочего места для работы с проволокой. Правила обращения с
проволокой. Приемы работы с проволокой: Сгибание мягкой проволоки
руками волной, в кольцо, в спираль, намотка проволоки руками на карандаш,
сгибание проволоки под прямым углом плоскогубцами, резание проволоки
кусачками. Технология изготовления изделий с использованием проволоки.
Примерные практические работы: Изготовление жука из скорлупы
грецкого ореха и проволоки. Изготовление из проволоки букв, цифр.
Работа с металлоконструктором
Элементарные познавательные сведения о конструировании из
металлоконструктора.
Ознакомление
с
набором
деталей
металлоконструктора (планки, пластины, косынки, углы, скобы, планшайбы,
гайки, винты). Инструменты для работы с металлоконструктором (гаечные
ключи, отвертка). Соединение планок винтом и гайкой.
Тематическое планирование
№
темы
Кол-во
часов,
Тема урока
отводимых на
освоение
каждой темы
1
2
3
4
5
Вводный урок
Работа с природными материалами
Работа с природными материалами
Работа с природными материалами
Работа с бумагой и картоном
1
1
1
1
1
6
Работа с бумагой и картоном
1
7
Работа с бумагой и картоном
1
8
Работа с бумагой и картоном
1
9
Работа с бумагой и картоном
1
10
Работа с бумагой и картоном
1
11
Работа с бумагой и картоном
1
12
Работа с бумагой и картоном
1
13
Работа с бумагой и картоном
1
14
Работа с бумагой и картоном
1
15
Работа с бумагой и картоном
1
16
Работа с бумагой и картоном
1
17
Работа с бумагой и картоном
1
18
Работа с текстильными материалами
1
19
Работа с текстильными материалами
1
20
Работа с текстильными материалами
1
21
Работа с текстильными материалами
1
22
Работа с текстильными материалами
1
23
Работа с текстильными материалами
1
24
Работа с текстильными материалами
1
25
Работа с текстильными материалами
1
26
Работа с древесиной
1
27
Работа с древесиной
1
28
Работа с древесиной
1
29
Работа с проволокой
1
30
Работа с проволокой
1
31
Работа с проволокой
1
32
Работа с металлоконструктором
1
33
Работа с металлоконструктором
1
34
Работа с металлоконструктором
1
Итого
34 часа ( 1 час
в неделю)