МБОУ
"СОШ
№ 16"
Подписан: МБОУ "СОШ № 16"
DN:
OID.1.2.840.113549.1.9.2=66020075
80-667701001-009721891906,
E=ou16@mail.ru,
ИНН=006602007580,
СНИЛС=09721891906,
ОГРН=1026600580005,
T=Директор, O="МБОУ ""СОШ №
16""", STREET="УЛ ЧЕРЕМУШКИ,
ДОМ 5", L=Сосновый Бор, S=66
Свердловская область, C=RU,
G=Анна Николаевна, SN=Березина,
CN="МБОУ ""СОШ № 16"""
Основание: я подтверждаю этот
документ
Местоположение: место
подписания
Дата: 2021-10-01 15:03:28
Foxit Reader Версия: 9.7.2
Приложение
к адаптированной основной общеобразовательной
программе образования
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
Рабочая программа учебного предмета
Профильный труд
для обучающихся с умственной отсталостью
Предметные результаты
Минимальный уровень:
знание названий некоторых материалов; изделий, которые из них изготавливаются
и применяются в быту, игре, учебе, отдыхе;
представления об основных свойствах используемых материалов;
знание правил хранения материалов; санитарно-гигиенических требований при
работе с производственными материалами;
отбор (с помощью учителя) материалов и инструментов, необходимых для работы;
представления о принципах действия, общем устройстве машины и ее основных
частей (на примере изучения любой современной машины: металлорежущего станка,
швейной машины, ткацкого станка, автомобиля, трактора и др.);
представления о правилах безопасной работы с инструментами и оборудованием,
санитарно-гигиенических требованиях при выполнении работы;
владение базовыми умениями, лежащими в основе наиболее распространенных
производственных технологических процессов (шитье, литье, пиление, строгание и т. д.);
чтение (с помощью учителя) технологической карты, используемой в процессе
изготовления изделия;
представления о разных видах профильного труда (деревообработка, металлообработка, швейные, малярные, переплетно-картонажные работы, ремонт и
производств обуви, сельскохозяйственный труд, автодело, цветоводство и др.);
понимание значения и ценности труда;
понимание красоты труда и его результатов;
заботливое и бережное отношение к общественному достоянию и родной природе
понимание значимости организации школьного рабочего места, обеспечивающего
внутреннюю дисциплину;
выражение
отношения
к
результатам
собственной
и
чужой
творческой
деятельности («нравится»/«не нравится»);
организация (под руководством учителя) совместной работы в группе;
осознание необходимости соблюдения в процессе выполнения трудовых заданий
порядка и аккуратности;
выслушивание предложений и мнений товарищей, адекватное реагирование на них;
комментирование и оценка в доброжелательной форме достижения товарищей,
высказывание своих предложений и пожеланий;
проявление заинтересованного отношения к деятельности своих товарищей и
результатам их работы;
выполнение общественных поручений по уборке мастерской после уроков
трудового обучения;
посильное участие в благоустройстве и озеленении территорий; охране природы и
окружающей среды.
Достаточный уровень:
определение (с помощью учителя) возможностей различных материалов, их
целенаправленный выбор (с помощью учителя) в соответствии с физическими,
декоративно-художественными и конструктивными свойствам в зависимости от задач
предметно-практической деятельности;
экономное расходование материалов;
планирование (с помощью учителя) предстоящей практической работы;
знание оптимальных и доступных технологических приемов ручной и машинной
обработки материалов в зависимости от свойств материалов и поставленных целей;
осуществление текущего самоконтроля выполняемых практических действий и
корректировка хода практической работы;
понимание общественной значимости своего труда, своих достижений в области
трудовой деятельности.
Содержание учебного предмета.
Структуру программы составляют следующие обязательные содержательные линии, вне
зависимости от выбора общеобразовательной организацией того или иного профиля
обучения.
Материалы, используемые в трудовой деятельности. Перечень основных
материалов
используемых
в
трудовой
деятельности,
их
основные
свойства.
Происхождение материалов (природные, производимые промышленностью и проч.).
Инструменты
и
оборудование:
простейшие
инструменты
ручного
труда,
приспособления, станки и проч. Устройство, наладка, подготовка к работе инструментов и
оборудования, ремонт, хранение инструмента. Свойства инструмента и оборудования ―
качество и производительность труда.
Технологии изготовления предмета труда: предметы профильного труда;
основные профессиональные операции и действия; технологические карты. Выполнение
отдельных трудовых операций и изготовление стандартных изделий под руководством
педагога. Применение элементарных фактических знаний и (или) ограниченного круга
специальных знаний.
Этика и эстетика труда: правила использования инструментов и материалов, запреты и ограничения. Инструкции по технике безопасности (правила поведения при проведении работ). Требования к организации рабочего места. Правила профессионального поведения.
Тематическое планирование
5 класс (210 часов)
Тема раздела
Количество
Учебная деятельность обучающихся
часов
1. Введение
3
Правила
поведения
мастерской.
обучающихся
Первичный
в
инструктаж.
Правила безопасности.
1.
Пиление
столярной 22 часа
ножовкой
2.Промышленная
заготовка 5 часа
древесины
3.Игрушки из древесного
12 часов
материала
4. Самостоятельная работа
6 часов
5.Сверление
21 час
6.Игрушка из древесины
13 час
7.Самостоятельная работа
6 часов
8. Пиление пилой
6 часов
Познавательно – информационная беседа.
Рассматривание инструментов. Устройство
и правила пользования инструментами.
Изготовление
технического
рисунка
изделия. Выполнение упражнений по
пилению древесины.
Изучение
основных
частей
дерева.
Заготовка
и
разделка
древесины.
Определение
видов
пиломатериалов.
Лабораторная работа.
Рисунок детали изделия. Изображение
деталей. Практическая работа. Выполнение
технического рисунка изделия. Заполнение
технологической карты.
Самостоятельная работа. Изготовление
изделия.
Выставка
работ.
Анализ
выполненной работы.
Рассматривание изделий с разными
отверстиями.
Изучение
устройства
настольного
сверлильного
станка.
Выполнение
задания.
Выполнение
упражнений по креплению сверла в
патроне. Правила безопасности при работе
на настольном сверлильном станке.
Выполнение
технического
рисунка.
Разметка деталей изделия. Практическая
работа. Отпиливание заготовок деталей
изделия.
Самостоятельная работа. Изготовление
изделия.
Выставка
работ.
Анализ
выполненной работы.
Просмотр презентации.
Работа с
учебником. Практическая работа. Пиление
поперек и вдоль волокон луковой пилой.
9.Строгание рубанком
10.Соединение
деталей
13 часов
с 31 час
помощью шурупов
11.Самостоятельная работа
12.Изготовление
14 часов
кухонной 21 час
утвари
13.Соединение брусков
14 часов
14.Выжигание и выпиливание
18 часов
15. Контрольная работа
5 часов
Демонстрация приемов разметки. Разметка
деталей
с
учетом
припусков.
Рассматривание
образцов.
Изучение
устройства рубанка. Строгание рубанком.
Практическая работа. Строгание заготовок
деталей изделия с контролем размеров.
Рассматривание чертежей разных деталей.
Чтение чертежей. Практическая работа.
Выполнение
технического
рисунка
изделия. Практическая работа. Выставка
работ.
Изготовление изделия или выполнение
технологической операции.
Выполнение
построения
чертежа.
Изучение вариантов моделей изделий для
кухни. Выполнение технического рисунка
изделия и чертежей деталей изделия.
Подбор
материала
для
изделия.
Шлифование изделия. Выбор рисунка и
способы его перевода на деталь. Выставка
работ.
Заполнение
технологической
карты.
Строгание брусков и реек по чертежу.
Практическая работа. Сборка изделия.
Изготовление изделия выпиливанием и
выжиганием. Выставка работ.
Изготовление подставки для цветов
Содержание программы. 5 класс
Вводное занятие (2 ч.)
Сообщение темы занятий на четверть. Уточнение правил поведения учащихся в
мастерской. Правила безопасности в работе с инструментом.
Пиление столярной ножовкой (22ч.)
Изделие. Игрушечный строительный материал из брусков разного сечения и формы.
Заготовки для последующих работ.
Теоретические сведения. Понятие плоская поверхность. Миллиметр как основная
мера длины в столярном деле. Виды брака при пилении. Правила безопасности при
пилении и работе шкуркой.
Столярные инструменты и приспособления: виды (измерительная линейка, столярный
угольник, столярная ножовка, стусло), устройство, правила пользования и назначение.
Понятие припуск на обработку.
Материалы для изделия: шлифовальная шкурка, водные краски.
Умение. Работа столярной ножовкой. Разметка длины деталей с помощью линейки и
угольника. Пиление поперек волокон в стусле. Шлифование торцов деталей шкуркой.
Шлифование в «пакете». Пиление под углом в стусле. Контроль за правильностью
размеров и формы детали с помощью линейки и угольника.
Практические работы. Пиление брусков, выстроганных по толщине и ширине.
Окрашивание изделий кисточкой.
Промышленная заготовка древесины (5ч.)
Теоретические сведения. Дерево: основные части (крона, ствол, корень), породы
(хвойное, лиственное). Древесина: использование, заготовка, разделка (бревна),
транспортировка. Пиломатериал: виды, использование. Доска: виды (обрезная,
необрезная), размеры (ширина, толщина). Брусок: (квадратный, прямоугольный), грани и
ребра, их взаиморасположение (под прямым углом), торец.
Игрушки из древесного материала (19 ч.)
Изделие. Игрушечная мебель: стол, стул, банкетка и др.
Теоретические сведения. Рисунок детали изделия: назначение, выполнение,
обозначение размеров. Шило, назначение, пользование, правила безопасной работы.
Умение. Работа шилом. Изображение детали (технический рисунок).
Практические работы. Разметка деталей из выстроганных по толщине и ширине
брусков, реек и нарезанных по ширине полосок
фанеры. Одновременная заготовка одинаковых деталей. Пиление полосок фанеры в
приспособлении. Подготовка отверстий для установки гвоздей с помощью шила. Сборка
и контроль изделий.
Самостоятельная работа (6ч.) По выбору учителя.
Вводное занятие (1ч.)
Объяснение чем учащиеся будут заниматься в течении II четверти. Правила
безопасности при работе с инструментами.
Сверление отверстий за станке (21 ч.)
Изделие. Подставка для карандашей, кисточек из прямоугольного бруска,
выстроганного по ширине и толщине (основание — из фанеры или дощечки).
Теоретические сведения. Понятия сквозное и несквозное отверстие. Настольный
сверлильный станок: назначение и основные части. Сверла: виды (спиральное, перовое),
назначение. Правила безопасной работы на настольном сверлильном станке.
Умение .Работа на настольном сверлильном станке.
Практические работы. Разметка параллельных одинаково удаленных друг от друга
линий по линейке и угольнику. Крепление сверла в патроне сверлильного станка. Работа
на сверлильном станке с применением страховочного упора. Сверление несквозных
отверстий по меловой отметке на сверле или муфтой. Контроль глубины сверления.
Игрушки из древесины и других материалов (13 ч.)
Изделия. Модели корабля, гусеничного трактора, грузового автомобиля.
Теоретические сведения. Рашпиль, напильник драчевый, коловорот: устройство,
применение, правила безопасной работы. Шурупы, отвертка: устройство, применение,
правила безопасной работы
Умение. Работа рашпилем, напильником, коловоротом, отверткой. Работы на
верстаке.
Наглядное пособие. Изображения (рисунки, фотографии) корабля, гусеничного
трактора, грузовика.
Практические работы. Крепление заготовок в заднем зажиме верстака. Изготовление
деталей. Обработка закругленных поверхностей рашпилем (драчевым напильником).
Сборка изделия с помощью гвоздей, шурупов и клея.
Выжигание (18ч.)
Объекты работы. Ранее выполненное изделие (игрушечная мебель, подставка и др.).
Теоретические сведения. Электровыжигатель: устройство, действие, правила
безопасности при выжигании. Правила безопасности при работе с лаком.
Умение. Работа электровыжигателем. Работа с лаком. Перевод рисунка на изделие
Практические работы. Подготовка поверхности изделия к выжиганию. Перевод
рисунка на изделие с помощью копировальной бумаги. Работа выжигателем. Раскраска
рисунка. Нанесение лака на поверхность изделия.
Самостоятельная работа (3 ч.) По выбору учителя.
Вводное занятие(1 ч.)
Сообщение программы на III четверть. Соблюдение правил безопасности.
Пиление лучковой пилой (6 ч.)
Изделие. Заготовка будущего изделия.
Теоретические сведения. Пиление: виды (поперек и вдоль волокон), разница между
операциями. Лучковая пила. Назначение, устройство, зубья для поперечного и
продольного пиления, правила безопасной работы и переноски. Брак при пилении: меры
предупреждения.
Умение. Работа лучковой пилой.
Практические работы. Подготовка рабочего места. Разметка заготовки по заданным
размерам. Подготовка лучковой пилы к работе. Крепление заготовки в заднем зажиме
верстака. Пиление поперек и вдоль волокон. Контроль правильности отпила угольником.
Строгание рубанком (8 ч.)
Изделие. Заготовка изделия.
Теоретические сведения. Широкая и узкая грани бруска, ребро бруска (доски). Длина,
ширина, толщина бруска (доски): измерение, последовательность разметки при
строгании. Общее представление о строении древесины: характере волокнистости и ее
влияние на процесс строгания. Рубанок: основные части, правила безопасного
пользования, подготовка к работе.
Умение. Работа рубанком.
Практические работы. Крепление черновой заготовки на верстаке. Строгание широкой
и узкой граней с контролем линейкой и угольником. Разметка ширины и толщины
заготовки с помощью линейки и карандаша. Проверка выполненной работы.
Соединение деталей с помощью шурупов (31 ч.)
Изделие. Настенная полочка.
Теоретические сведения. Шило граненое, буравчик: назначение, применение. Шуруп,
элементы, взаимодействие с древесиной. Раззенковка, устройство и применение.
Дрель ручная: применение, устройство, правила работы. Правила безопасности при
работе шилом, отверткой и дрелью.
Чертеж: назначение (основной документ для выполнения изделия), виды линии,
видимый контур, размерная, выносная.
Умение. Работа раззенковкой, буравчиком, ручной дрелью.
Упражнение. Сверление отверстий на отходах материалов ручной дрелью.
Практические работы. Осмотр заготовок. Подготовка отверстий под шурупы шилом и
сверлением. Зенкование отверстий. Завинчивание шурупов. Проверка правильности
сборки. Отделка изделия шлифовкой и лакированием.
Самостоятельная работа (14 ч.) По выбору учителя.
Вводное занятие (1ч.)
Задачи обучения и план работы на IV четверть.
Изготовление кухонной утвари (19ч.)
Изделия. Разделочная доска, кухонная лопаточка, ящик для хранения кухонного
инструмента на занятиях по домоводству.
Теоретические сведения. Черчение: построение, нанесение размеров, отличие от
технического рисунка. Древесина для изготовления кухонных инструментов и
приспособлений. Выполняемое изделие: назначение, эстетические требования.
Умение. Выполнение чертежа, ориентировка в работе по чертежу.
Практические работы. Подбор материала и подготовка рабочего места. Черновая
разметка заготовки по чертежу изделия. Строгание. Чистовая разметка и обработка
заготовки. Отделка изделия. Проверка качества работы.
Соединение рейки с бруском врезкой (14 ч.)
Изделие. Подставка из реек для цветов.
Теоретические сведения. Врезка как способ соединения деталей. Паз: назначение,
ширина, глубина. Необходимость плотной подгонки соединений. Требования к качеству
разметки.
Стамеска: устройство, применение, размеры, правила безопасной работы.
Умение. Работа стамеской. Пользование чертежом. Выполнение соединений врезкой.
Упражнение. Запиливание бруска на определенную глубину (до риски) внутрь от
линии разметки. Удаление стамеской подрезанного материала. (Выполняется на
материалоотходах).
Практические работы. Строгание брусков и реек по чертежу. Одновременная разметка
пазов на двух брусках. Выполнение пазов. Соединение и подгонка деталей.
Предупреждение неисправимого брака.
Контрольная работа (5 ч.) Изготовление подставки для цветов.
Тематическое планирование.
6 класс (210 час.)
№
п\п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
Тема раздела
Изготовление изделий из деталей круглого сечения
Строгание. Разметка рейсмусом
Соединение брусков
Сверление
Криволинейное пиление. Обработка криволинейной
кромки
Долбление отверстий в древесине
Свойства основных пород древесины
Угловое соединение на одинарный шип
Угловое и концевое соединение
Заточка стамески и долота
Склеивание
Изделие: средник для лучковой пилы
Изделие: скамейка
Практическое повторение Изделие: банкетка.
Изделие: рамка для табурета
Изготовление подрамника для стенда
Изготовление подставки под цветочные горшки
Итого:
Кол-во час
8
10
16
6
6
16
8
12
16
5
6
5
16
18
24
16
22
210
Содержание программы. 6 класс
I четверть
I. Вводное занятие
Итоги работы учащихся в 5 классе. Задачи обучения в 6 классе. Правила поведения
в мастерской. Правила техники безопасности. Распределение учащихся по рабочим
местам. Содержание рабочего места. Правила пожарной безопасности. Правила техники
безопасности. Демонстрация лучших изделий учащихся.
II. Долбление сквозных и несквозных гнезд Теоретические сведения:
Назначение гнезда в столярных соединениях. Сквозные и несквозные гнёзда.
Длина, ширина, глубина, щёчка гнезда. Инструменты для долбления. Долото и его
устройство. Разметка гнезда по образцу и чертежу. Разметочные инструменты: линейка,
угольник. Рейсмус - его назначение и устройство. Технология долбления гнёзд.
Практические работы:
Разметка гнезда. Способы крепления обрабатываемой детали. Долбление гнёзд
сидя на детали. Подчистка гнёзд стамеской. Самостоятельное планирование работы.
Изделия: столярная киянка, средник для лучковой пилы.
III. Угловое серединное соединение деталей на шип одинарный сквозной
Теоретические сведения:
Назначение углового серединного соединения брусков сквозным шипом. Элементы
соединения: торцовая грань шипа, заплечики, боковые грани шипа. Подгонка
соединяемых деталей. Разметка шипа с помощью линейки, угольника и рейсмуса.
Практические работы:
Разметка шипа. Крепление бруска в зажимах верстака. Запиливание шипа.
Спиливание щёчек. Подгонка шипа стамеской.
Изделия: спинка для детской кроватки.
IV. Геометрическая резьба
Теоретические сведения:
Розетки, сияния. Способы разметки. Инструменты для резьбы. Приёмы резьбы.
Зависимость красоты узора розетки от точности выполнения резьбы. Скобчатые порезки
(лунки). Варианты выполнения скобчатых порезок:
1. С выпуклой средней линией;
2. С углублённой средней линией;
3. Ноготки, чешуйки, глазки.
Технология выполнения скобчатых порезок. Инструменты для резьбы лунок: резаккосячок, полукруглая стамеска. Правила безопасной работы с режущим инструментом.
Практические работы:
Подготовка учебных досок для резанья. Разметка розеток, сияний, лунок и их
выполнение. Составление и выполнение орнаментов из элементов трехгранно-выемчатой
и скобчатой резьбы.
Изделия: Настенные полки и разделочные доски декорированные геометрической
резьбой.
V. Практическое повторение
Изготовление шипа и гнезда на учебных брусках. Ориентировка в задании по
образцу и чертежу. Изготовление скамейки с помощью технологической карты.
Коллективное обсуждение плана работы. Отработка техника разметки и выполнения
геометрических орнаментов (ленточных, в треугольнике, квадрате, круге) на учебных
досках. Изготовление и украшение геометрической резьбой разделочной доски.
VI. Самостоятельная работа
Декорирование ранее изготовленной скамейки геометрической резьбой.
II четверть
I. Вводное занятие
Подведение итогов работы учащихся за 1 четверть. Правила поведения и
безопасной работы в мастерской. Правила пожарной безопасности.
II. Угловое концевое соединение брусков открытым сквозным шипом
Теоретические сведения:
Применение данного соединения. Составные части соединения: шип, проушина.
Выполнение проушины: разметка, запиливанис, долбление. Подгонка и сборка
соединения.
Практические работы:
Изделия: рамка для табуретки, подрамник для стенда. Разметка проушины и шипа с
помощью линейки, угольника и рейсмуса. Маркировка деталей. Выполнение проушины и
шипа. Подгонка мест соединения деталей. Самостоятельное планирование работы.
III. Заточка и правка инструментов для резьбы по дереву
Теоретические сведения:
Приспособления для затачивания инструмента. Приёмы затачивания. Ширина
фаски. Угол затачивания. Правка инструмента на оселках, войлочном круге, кожаном
ремне. Хранение инструмента. Техника безопасности при затачивании
инструмента. Определение качества затачивания.
Практические работы:
Затачивание прямой стамески на точильном бруске. Контроль за
прямоугольностью лезвия, шириной фаски и угол заострения. Особенности затачивания
полукруглой стамески и резцов-косячков. Доводка и правка заточенного инструмента.
IV. Рисунок для резьбы по дереву
Рисунок - как средство умения видеть, чувствовать ритм и пропорции. Рисование
растений. Техника выполнения рисунка. Выполнение орнаментальных рисунков на
растительную тему. Особенности рисунка для резьбы по дереву (обобщение). Размер
рисунка и его расположение на листе бумаги.
Практические работы:
Поэтапное рисование листьев и цветов растений. Рисование на растительную тему
с образца, натуры и по представлению. Рисунок контурный, тоновой, цветной.
V. Самостоятельная работа
Выполнение геометрического орнамента на деталях настенного шкафчика.
(Изделие в разобранном виде).
III четверть
I. Вводное занятие
Подведение итогов работы учащихся за 2 четверть. Отбор работ учащихся для
выставки. Правила поведения и безопасной работы в мастерской.
II.
Угловое концевое соединение на шип с полупотёмком несквозной
Теоретические сведения:
Неровность и шероховатость поверхность: возвышения и впадины, выщербины,
поры, ворсистость. Назначение и устройство шерхебеля. Обработка древесины
шерхебелем и рубанком. Техника безопасности при работе шерхебелем и рубанком.
Назначение углового концевого соединения на шип с полупотёмком несквозной.
Последовательность выполнения данного соединения. Приспособления для зажима:
струбцины, стяжки, вайны.
Практические работы:
Разметка и долбление глухого гнезда. Разметка и выполнение шипа. Спиливание
шипа. Срезание шипа стамеской. Склеивание деталей. Зажим склеенных деталей при
помощи струбцины. Ориентировка в задании по чертежу. Использование технологической
карты.
III.
Фугование
Теоретические сведения:
Назначение фугования. Устройство фуганки. Виды фуганков. Настройка фуганка.
Приёмы строгания. Правила безопасной работы фуганком.
Практические работы:
Изготовление дощатого щита - сиденья для табурета. Подготовка фуганка к работе:
установка и крепление резца. Сборка и разборка инструмента. Хватка фуганка. Крепление
щита. Фугование кромок и пласти щита. Проверка точности обработки пласти и кромки.
Склеивание щита.
IV.
Хранение
и
сушка
древесины
Теоретические сведения:
Способы хранения древесины: в штабелях, под навесом, в помещении.
Естественная сушка древесины. Камерная сушка. Способы определения влажности
древесины. Сушка в домашних условиях: запаривание, в стружке, на цементном полу.
Правила безопасности работы при укладывании материала в штабеля и его разборке.
Практические работы:
Укладка материала в штабель. Разборка штабеля.
V.
Анималистика в резьбе по дереву
Теоретические сведения:
Определение анималистики. Резчик - анималист. Стилизованное изображение
животных, птиц, рыб, насекомых в орнаментальных композициях. Инструменты и
материалы для резьбы.
Практические работы:
Рисование птиц рыб, животных, насекомых, растений и выполнение их на
материале в технике контурной и геометрической резьбы.
VI.
Практическое повторение
Изготовление детского табурета со щитовым сиденьем. Коллективное обсуждение
плана работы. Ориентировка по образцу и чертежу. Фугование щита. Составление и
выполнение геометрических орнаментов. Зарисовка и выполнение в технике контурной и
геометрической резьбы птиц рыб, животных.
VII. Самостоятельная работа
Составление и выполнения на материале геометрического орнамента.
IV четверть
I. Вводное занятие
Подведение итогов работы учащихся за 3 четверть. Задачи обучения на четвёртую
четверть. Техника безопасности. Подготовка к празднику труда.
И. Отделка изделий из древесины
Теоретические сведения:
Непрозрачная отделка. Назначение непрозрачного вида отделки. Клеевые,
эмалевые и масляные краски. Способы нанесения краски. Техника безопасности при
работе с красками. Прозрачное покрытие древесины, и его назначение. Шлифование.
Технология шлифования. Шлифовочные материалы, (шкурка, порошок пемзы). Морение.
Вощение. Лакирование. Виды морилок и лаков. Полирование. Полировочные материалы.
Технология полирования. Техника безопасности при работе с лаками, морилками.
Шпатлевание древесины. Приготовление шпатлёвки и воскового раствора.
Практические работы:
Шлифование ранее изготовленных изделий. Снятие ворса. Покрытие
изделий морилками. Покрытие изделий восковой плёнкой и лаками. Полирование
изделий.
III.
Технологическое
копирование
Теоретические сведения:
Назначение
технического
копирования.
Копирование
с
помощью
пропорционального циркуля, пантографа, координатной сетки, эпидиаскопа,
концентрических окружностей, толстого стекла. Накалывание рисунка. Перевод рисунка с
помощью копировальной бумаги.
Практические работы:
Увеличение и уменьшение рисунка с помощью координатной сетки. Накалывание
рисунка. Перевод рисунка с помощью копировальной бумаги.
IV.
Технология
изготовления
шкатулок
Теоретические сведения:
Выбор материала и формы изделия. Способы столярных соединений стенок
коробки шкатулки:
1. Соединение в ус;
2. Соединение шкатулочным гребнем;
3. Соединение в четверть.
Инструменты и приспособления: стусло, зензубель, ножовка, резец-косяк. Способы
сопряжения дна и коробки шкатулки. Изготовление крышки и установка петель.
Материалы для изготовления шкатулки.
Практические работы:
Разборка и сборка зензубеля. Разметка четвертей, гребней и их выполнение.
Пиление на ус в стусле. Сборка коробки и подгонка мест соединения. Склеивание и
прессование коробки. Выбор способа соединения коробки с донышком шкатулки.
Изготовление крышки. Сборка шкатулки и обработка лаком.
V.
Геометрическая резьба
Теоретические сведения:
Разновидности геометрических орнаментов:
1. незамкнутый ленточный
2. Замкнутый (розетки)
3. сетчатый.
Разбаика орнамента с помощью чертёжных инструментов. Художественнодекоративное назначение орнамента. Гармония в соединении орнамента с формой
изделия.
Практические работы:
Составление геометрических орнаментов и копирование с образцов. Выполнение
орнаментов на материале. Тонирование и вощение изделий.
VI.
Практическое повторение
Тонирование, шлифование, полирование, вощение раннее выполненных изделий.
Изготовление шкатулок, ящичков и декорирование их геометрической резьбой.
Копирование, увеличение и уменьшение рисунков, и их выполнение на учебных досках.
VII. Самостоятельная работа
Изготовление шкатулки
Тематическое планирование
7 класс (245 час)
№
Тема раздела
1.
2.
3.
4.
5.
Вводное занятие
Фугование по центру.
Хранение и сушка древесины.
Выпиливание и выжигание
Угловое концевое соединение на шип с полупотемком несквозной УК 1.
Непрозрачная отделка столярного изделия.
Токарные работы.
Обработка деталей из древесины твёрдых пород
Угловое концевое соединение на ус со вставным плоским шипом
сквозным УК-2.
Круглые лесоматериалы
Практическое повторение.
Угловые ящичные соединения УЯ–1 и УЯ-2
Свойства древесины.
Выполнение криволинейного отверстия и выемки.
Обработка криволинейной кромки.
Итого
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
Кол-во
час
2
23
9
25
29
8
23
19
34
9
12
23
9
20
245
Содержание программы
7 класс (245 часов)
Тема 1. Вводное занятие (2 ч)
Вводное занятие. Техника безопасности при работе в мастерской.
Тема 2. Фугование по центру. (23 ч)
Изделия. Подкладная доска для трудового обучения в младших классах.
Теоретические сведения. Фугование: назначение, сравнение со строганием
рубанком, приемы работы. Устройство фуганка и полуфуганка. Двойной нож: назначение,
требования к заточке. Технические требования к точности выполнения деталей щитового
изделия. Правила безопасной работы при фуговании.
Умение. Работа фуганком, двойным ножом.
Практические работы. Разборка и сборка полуфуганка. Подготовка полуфуганка к
работе. Фугование кромок делянок. Проверка точности обработки. Склеивание щита в
приспособлении. Строгание лицевой пласти щита. Заключительная проверка изделия.
Тема 3. Хранение и сушка древесины.( 9ч)
Теоретические сведения. Значение правильного хранения материала. Способы
хранения древесины. Естественная и камерная сушка. Виды брака при сушке. Правила
безопасности при укладывании материала в штабель и при его разборке.
Экскурсия. Склад лесоматериалов.
Тема 4. Выпиливание и выжигание (25)
Объекты работы. Доска для резки продуктов. Ранее выполнено изделие.
Теоретические сведения. Резьба по дереву: назначение, древесина, инструменты
(косяк, нож), виды, правила безопасной работы. Геометрический орнамент: виды,
последовательность действий при вырезании треугольников.
Практические работы. Выбор и разметка рисунка. Нанесение рисунка на
поверхность изделия. Крепление заготовки (изделия). Вырезание узора. Отделка изделий
морилкой, анилиновыми красителями, лакированием. Изготовление и украшение
разделочной доски.
Тема 5. Угловое концевое соединение на шип с полупотемком несквозной
УК - 1 . (29 ч)
Изделия. Табурет. Подставка для цветов.
Теоретические сведения. Понятие шероховатость обработанной поверхности
детали. Неровность поверхности: виды, причины, устранение. Шерхебель: назначение,
устройство, особенности заточки ножа, правила безопасной работы. Последовательность
строгания шерхебелем и рубанком. Зависимость чистоты пропила от величины и развода
зуба пильного полотна. Ширина пропила.
Соединения УК-1: применение, конструктивные особенности. Анализ чертежа
соединения. Чертеж детали в прямоугольных проекциях: главный вид, вид сверху, вид
слева.
Умение. Работа шерхебелем. Выполнение соединения УК-1. Анализ чертежа.
Практические работы. Изготовление образца соединения УК-1 из материал
отходов.
Практические работы. Обработка чистовой заготовки. Разметка соединения УК-1.
Разметка гнезда. Контроль долбления гнезда. Опиливание шипа. Сборка изделия без
клея. Сборка на клею. Зажим соединений в приспособлении для склеивания.
Тема 6. Непрозрачная отделка столярного изделия. ( 8 ч)
Объекты работы Изделие, выполненное ранее.
Теоретические сведения. Назначение непрозрачной отделки. Отделка клеевой,
масляной и эмалевой красками. Основные свойства этих красок.
Ознакомление с производственными способами нанесения красок. Время выдержки
окрашенной поверхности. Промывка и хранение кистей. Шпатлевание углублений,
трещин, торцов. Сушка и зачистка шлифовальной шкуркой. Отделка олифой. Правила
безопасной работы при окраске.
Практические работы Шпатлевание. Работа с клеевой, масляной и эмалевой
красками, олифой. Распознавание видов краски по внешним признакам.
Тема 7. Токарные работы. (23ч)
Изделия. Городки. Детали игрушечного строительного материала. Шашки.
Теоретические сведения. Токарный станок по дереву: устройство основных частей,
название и назначение, правила безопасной работы.
Токарные резцы для черновой обточки и чистого точения: устройство, применение,
правила безопасного обращения. Кронциркуль (штангенциркуль): назначение,
применение.
Основные правила электробезопасности.
Умение. Работа на токарном станке по дереву. Работа кронциркулем.
Практические работы. Организация рабочего места. Предварительная обработка
заготовки. Крепление заготовки в центрах и взаколотку. Установка и крепление
подручника. Пробный пуск станка. Черновая и чистовая обработка цилиндра.
Шлифование шкурой в прихвате. Отрезание изделия резцом.
Тема 8. Обработка деталей из древесины твёрдых пород (19 ч)
Изделия. Ручки для молотка, стамески, долота.
Теоретические сведения. Лиственные твердые породы дерева: береза, дуб, бук,
рябина, вяз, клен, ясень. Технические характеристики каждой породы: твердость,
прочность, обрабатываемость режущим инструментом. Сталь (качество). Резец
столярного инструмента: угол заточки. Требования к материалу для ручки инструмента.
Приемы насадки ручек стамесок, долот, молотков.
Практические работы. Подбор материала. Черновая разметка и выпиливание
заготовок с учетом направления волокон древесины. Обработка и отделка изделий.
Насадка ручек.
Тема 9. Угловое концевое соединение на ус со вставным плоским шипом
сквозным
УК-2. (34 ч)
Изделие. Рамка для портрета.
Теоретические сведения. Применение бруска с профильной поверхностью.
Инструменты для строгания профильной поверхности. Механическая обработка
профильной поверхности.
Устройство и назначение зензубеля, фальцгобеля. Приемы разметки соединения деталей с
профильными поверхностями. Правила безопасной работы зензубелем и фальцгобелем.
Умение. Работа зензубелем, фальцгобелем. Выполнение соединения УК-2.
Практические работы. Изготовление соединения УК-2 из материалоотходов.
Практические работы. Разборка и сборка фальцгобеля, зензубеля. Разметка и
строгание фальца фальцгобелем. Подчистка фальца зензубелем.
Тема 10. Круглые лесоматериалы ( 9ч)
Теоретические сведения. Бревна, кряжи, чураки. Хранение
круглых лесоматериалов. Стойкость пород древесины к поражению насекомыми,
грибами, гнилями, а также к растрескиванию. Защита древесины от гниения с помощью
химикатов. Вредное воздействие средств для пропитки древесины на организм человека.
Способы распиловки бревен.
Тема 11. Практическое повторение.
Практические работы Запиливание заготовок на ус. Изготовление шипа.
Строгание фальцгобелем.
Тема 12 . Угловые ящичные соединения УЯ-1 и УЯ-2 (23 ч)
Изделия. Ящик для стола, картотека: Аптечка.
Теоретические сведения. Угловое ящичное соединение: виды (соединение на
шип прямой открытый УЯ 1, соединение па шин «ласточкин хвост» открытый УЯ-2,
конструкция, сходство и различие видов, применение. Шпунтубель: устройство,
применение, наладка. Малка и транспортир, устройство, применение.
Умение. Работа шпунтубелем. Выполнение углового ящичного соединения.
Практические работы. Измерение углов транспортиром. Установка па малке
заданного угла по транспортиру. Изготовление углового ящичного соединения из
материалоотходов.
Практические работы. Строгание и торцевание заготовок по заданным
размерам. Разметка шипов и проушин рейсмусом и угольником. Установка малки по
транспортиру. Разметка по малке или шаблону. Запиливание и долбление проушин,
выполнение шипов. Вырубка паза по толщине фанеры шпунтубелем. Сборка «насухо» и
склеивание ящичных соединений.
Тема 13. Свойства древесины ( 9 ч)
Теоретические сведения. Древесина: внешний вид, запах, микроструктура,
влажность, усушка и разбухание, плотность, электро и теплопроводность.
Основные механические свойства (прочность на сжатие с торца и пласта, растяжение,
изгиб и сдвиг), технологические свойства (твердость, способность удерживать
металлические крепления, износостойкость, сопротивление раскалыванию).
Практические работы. Определение влажности древесины весовым методом.
Изучение основных механических и технологических свойств древесины.
Тема 14. Выполнение криволинейного отверстия и выемки. Обработка криволинейной
кромки. ( 20 ч)
Теоретические сведения . Выпуклая и вогнутая поверхности. Сопряжения
поверхностей разной формы. Сквозное и несквозное отверстия. Заточка спирального
сверла.
Практические работы. Разметка деталей криволинейной формы с помощью
циркуля. Разметка деталей криволинейной формы по шаблону. Высверливание по контуру.
тематическое планирование
8 класс (280 час)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
Тема раздела
Столярное дело
Заделка пороков и дефектов древесины
Пиломатериалы
Изготовление столярно-мебельного изделия
Изготовление разметочного инструмента
Представление о процессе резания древесины
Изготовление столярно-мебельного изделия
Безопасность труда во время столярных работ
Крепежные изделия и мебельная фурнитура
Практическое повторение
Ремонт столярного изделия
Изготовление строгального инструмента
Токарные работы
Практическая работа
Итого
Кол-во час
2
21
8
16
26
10
32
8
14
12
22
24
30
47
280
Содержание программы
8 класс (280 часов)
I четверть
I.Вводное занятие
Подведение итогов обучения в 7 классе. План работы и задачи обучения в 8
классе. Правила техники безопасности. Правила пожарной безопасности.
II. Соединения в столярно-мебельных изделиях
Теоретические сведения:
Виды мебели. Детали и элементы. Способы столярных соединений:
1. Разъёмные (на болтах);
2. Неразъёмные (на гвоздях, шурупах, на клею).
Основные виды неразъёмных
соединений: шиповые угловые, шиповые
серединные, шиповые ящичные угловые. Выбор вида соединения при изготовлении
изделий вручную для обеспечения прочности изделия и простоты выполнения.
Соединение по кромке на гладкую фугу на круглых вставных шипах. Разметка отверстий
под шипы, с помощью гвоздей, центриков, угольника и рейсмуса.
Практические работы: Изделия: скамейка, тумбочка.
Ориентировка по образцу и чертежу. Составление плана изготовления
изделия. Требования к качеству соединения. Соединение деталей древесностружечных и
древесноволокнистых плит.
III.
Заточка
пил
Теоретические сведения:
Пилы для продольного, поперечного и смешанного пиления. Элементы зубьев пил
и их форма. Шаг и высота зуба. Углы резания. Фугование зубьев пил. Приспособления и
инструменты для фугования пил. Затачивание зубьев пил. Инструменты и приспособления
для затачивания зубьев пил. Типы разводок. Контроль качества развода, заточки, фуговки.
Снятие заусенцев и устранение лишнего развода. Правила безопасной работы при
затачивании пил.
Практические работы:
Фугование. Разведение зубьев пил универсальной и простой разводкой. Крепление
пил в приспособлениях. Затачивание пил с контролем качества развода, заточки, фуговки.
Снятие заусенцев и устранение лишнего развода.
IV.
Прорезная
резьба
по
дереву
Теоретические сведения:
Особенности прорезной резьбы (отсутствие фона). Материалы: липа, ольха, клен,
осина, береза и т.д. Инструменты: поворотная пила, дрель, коловорот, свёрла, пилы
ножовки (курковки), резаки-косячки, стамески, лобзик. Применение прорезной резьбы.
Разметка отверстий для сверления. Последовательность выполнения резьбы: нанесение
рисунка на материал, высверливание отверстий, опиловка по контуру, удаление фона.
Вторичная прорисовка деталей узора и его окончательная проработка.
Практические работы:
Изделия: розетки, солярные знаки.
Нанесение рисунка на материал. Разметка отверстий. Выпиливание по внешнему
контуру. Сверление отверстий. Удаление фона. Окончательная проработка
рисунка.
V.
Практическое повторение
Изделия: Детский стол щитовой конструкции. Ваза для цветов (в технике
прорезной
резьбы). Ориентировка по чертежу и образцу. Составление плана работы. Выбор
материала и инструмента. Анализ качества выполненной работы. Затачивание пил и
инструмента для резьбы по дереву.
VI.
Самостоятельная
работа
Выполнение орнамента в технике прорезной резьбы.
II четверть
I.
Вводное занятие - 1 час.
Подведение итогов работы учащихся за 1 четверть. Правила безопасной работы
в мастерской. Правила пожарной безопасности.
II.
История возникновения и развитие резьбы по дереву в России
Абрамцево-кудринская резьба. Богородская игрушка. Местные народные промыслы.
III.
Рельефно-заоваленная
резьба
Теоретические сведения:
Особенности
исполнения
рельефно-заоваленной
резьбы.
Техника
исполнения. Инструменты: резаки-косячки, стамески плоские и полукруглые,
клюкарзы. Художественная выразительность резьбы и ее применение.
Практические работы:
Подготовка учебной доски к работе: Разметка, пиление, строгание с контролем
по линейке и угольнику. Выполнение орнамента с образца. Составление собственных
орнаментов по представлению и их выполнение на материале. Заточка и правка
инструмента.
IV.
Устранение
пороков
и
дефектов
древесины
Теоретические сведения:
Пороки древесины: сучки, гнили, трещины, грибные окраски, повреждения
насекомыми, свилеватость и т.д. Способы устранения пороков и дефектов древесины:
1. высверливание сучков и установка заделок;
2. Вклеивание в трещины клиньев;
3. Замазка
щелей
шпатлёвкой.
Виды
шпатлёвок
и
их
приготовление.
Практические работы:
Определение порока или дефекта в материале и способа его устранения.
Высверливание сучков вручную и на сверлильном станке. Изготовление заделки. Разметка
под заделку. Установка заделки на клею и её застрагивание. Подмазка щелей шпатлёвкой.
V.
Практическое повторение
Составление орнаментов и выполнение их в технике геометрической,'
рельефно-заоваленной и прорезной резьбы. Устранение пороков древесины. Правила
безопасной работы с резцами-косячками, стамесками, коловоротом. Декорирование
орнаментами ранее выполненных изделий.
VI.
Самостоятельная работа
Изготовление шкатулки без склеивания. Ориентировка по образцу и чертежу.
Выполнение орнамента на одной из стенок шкатулки. Выбор орнамента и техники резьбы
по усмотрению учащихся.
III четверть
I.
Вводное занятие
Подведение итогов работы учащихся за 2 четверть. План работы и задачи
обучения на 3 четверть. Правила безопасной работы в мастерской. Подготовка работ
учащихся к празднику труда.
II.
Основные
сведения
о
процессе
резания
древесины
Теоретические сведения:
Виды резания: продольное, поперечное, торцовое. Движения резания и подачи.
Понятие о суммарной силе резания. Элементы резца. Основные грани, кромки и углы при
прямолинейном движении резца.
III.
Изготовление
строгального
инструмента
Теоретические сведения:
Строгальный инструмент, применяемый при ручной обработке древесины.
Элементы резца. Материал для изготовления строгального инструмента (порода,
направление волокон, дефекты).
Практические работы:
Изделие: рубанок. Подбор материала. Фугование заготовки для колодки.
Разметка, долбление колодки. Подгонка «постели» по ножу. Изготовление клина.
Обработка изделия напильником, шкуркой, лаком. Ориентировка по чертежу и
разъёмному макету. Составление плана изготовления изделия.
IV.
Рельефная
резьба
Теоретические сведения:
Технология выполнения рельефной резьбы. Необходимые материалы и
инструменты. Нанесение рисунка. Применение шаблона. Надрез и подрезка контура
орнамента. Виды рельефной резьбы:
1. Барельеф;
2. Горельеф.
Практические работы:
Подготовка учебных досок к выполнению резьбы: пиление, строгание с
контролем по линейке и угольнику. Использование шаблона для нанесения орнамента и
его выполнение.
V.
Практическое повторение
Изготовление шерхебеля. Ориентировка в задании по образцу и чертежу.
Обсуждение плана работы в групповой беседе. Резьба орнаментов в технике рельефной
резьбы.
VI.
Самостоятельная
работа
Выполнение орнамента в технике рельефной резьбы.
IV четверть
I.
Вводное занятие
Подведение итогов работы учащихся за 3 четверть. План работы и задачи
обучения на четвёртую четверть. Техника безопасности. Пожарная безопасность.
II.
Столярно-мебельные
изделия
Теоретические сведения:
Виды мебели. Бытовая мебель: табуреты, стулья, кресла, кровати, столы,
шкафы и т.д. Мебель для учреждений. Виды мебели по способу изготовления: гнутая,
гнуто-клееная, плетёная. Виды мебели по конструкции: Брусковая, корпусная, щитовая,
смешанная, складная, жёсткая, мягкая. Детали и элементы столярно-мебельных изделий.
Разборные соединения. Петли, ручки, замки, задвижки, защёлки.
Практические работы:
Ремонт узлов соединения мебельных конструкций склеиванием. Ремонт
деталей. Замена деталей. Составление плана работы при ремонте мебели.
III.
Скульптурная
резьба
по
дереву
Теоретические сведения:
Особенности выполнения скульптурной резьбы. Набор инструментов для
выполнения объёмных изделий. Богородский нож. Материал для резьбы. Технология
выполнения объёмной резьбы. Отделка скульптурных изделий.
Практические работы:
Изделия: Шахматные фигуры. Ориентировка в задании по чертежу и
образцу. Составление и коллективное обсуждение плана работы. Обозначение контура.
Зарубка основных форм. Подрезка материала. Отделка изделий.
IV.
Практическое повторение
Ремонт мебели: переклейка узлов соединения, переклейка каркасов стульев.
Склеивание деталей при косом изломе. Сращивание вставками или шкантами при изломе
в торец. Установка заделок. Подмазка трещин, выбоин, сколов. Замена ножек, царг,
проножек в табуретах и столах. Совершенствование навыков скульптурной резьбы.
V.
Самостоятельная работа
Изготовление шахматной фигуры (конь) по образцу и рисунку.
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Тема раздела
Заделка дефектов и древесины
Пиломатериалы и мебель
Разметочный инструмент
Токарные работы
Изготовление строгального инструмента
Ремонт столярного изделия
Крепежные изделия и мебельная фурнитура
Художественная отделка столярного изделия
Чертежи проекций и основы выполнения эскизов
Изготовление несложной мебели с облицовкой
Столярные ремонтные работы
Мебельное производство
Обработка фасонных кромок
Изготовление шкатулки
Изготовление столика
Итого:
Колво
час
18
12
12
12
12
24
9
22
12
23
28
26
26
24
25
280
Содержание программы
9 класс (280 часов)
I четверть
I.
Вводное занятие
Задачи и особенности обучения в 9 классе. Правила техники безопасности. Правила
пожарной безопасности.
II.
Основы композиции
Теоретические сведения:
Понятие о выразительности и целостности, единстве и тектонике
композиции.
Композиционный центр. Уравновешенность композиции и её гармоничность.
Нюанс,
контраст и их значение в композиции. Система осей, симметрия, ритм. Понятие о
граничном переходе, масштабе предмета и его масштабности.
Практические работы:
Составление орнаментов на основе знания законов композиции и их выполнение в
материале.
III.
Изготовление
строгального
инструмента
Теоретические сведения:
Изделие: Фуганок.
Материалы и инструменты для изготовления фуганка. Разметка колодки и гнезда.
Ориентировка в работе по чертежу и образцу.
Практические работы:
Подбор материала для изготовления фуганка. Разметка колодки по чертежу.
Выполнение гнезда в колодке. Изготовление и подгонка клина. Разметка и крепление
выколотки-бойка. Разметка и изготовление ручки фуганка. Соединение ручки с колодкой.
IV.
Накладная
рельефная
резьба
Теоретические сведения:
Виды резьбы:
1. Накладная с фоном (глухая);
2. Прорезная (ажурная).
Применение накладной резьбы. Технология изготовления орнамента в технике
накладной резьбы. Материалы для резьбы: берёза, орех, дуб и т.д. Отделка готовых
изделий.
Практические работы:
Изучение образов резных композиций в технике накладной резьбы. Процесс
изготовления накладной резьбы:
1. Подбор материала;
2. Подготовка подушки;
3. выбор инструмента;
4. нанесение рисунка на заготовку;
5. наклеивание заготовки на подушку;
6. Обрезка резьбы по контуру;
7. Проработка рельефа орнамента.
V.
Практическое повторение
Зарисовка орнаментов с образцов и по представлению. Изготовление сложных
орнаментов из пластилина, глины. Заточка и правка инструмента. Техника безопасности
при заточке и работе с инструментами. Выполнение орнаментов в технике накладной
резьбы.
VI. Самостоятельная работа
Составление накладного орнамента для декорирования спинки кровати и его
частичное выполнение в материале.
II четверть
I.
Вводное занятие
Задачи обучения на вторую четверть. Правила техники безопасности и пожарной
безопасности.
II.
Орнаментальные
украшения
столярно-мебельных
изделий
Теоретические сведения
Основы
композиции
орнаментальных
украшений:
симметрия,
ритм,
контраст,
геометрическая форма. Значение декоративной линии и текстуры в
орнаментальных
композициях. Замкнутые, раскрытые, линейные композиции.
Практические работы:
Упражнения:
построение
орнаментальных
композиций
с
учётом
основных
композиционных средств на заданной геометрической основе.
Изделия: оконный карниз, шкатулка, табуретка декорированные резьбой.
III.
Отделка
поверхности
изделий
из
древесины
Теоретические сведения:
Виды лаков. Способы нанесения лаков и сушки покрытий. Пневматическое и
электростатическое распыление лаков. Аэрозольное распыление. Нанесение лака
поливом. Окунание. Вальцевание. Техника безопасности при работе с лаками.
Практические работы:
Удаление ворса. Виды морилок и способы их приготовления. Обработка изделий
морилками. Лощение, шлифование окрашенной поверхности. Заполнение пор изделия из
древесины мастикой. Нанесение лака кистью. Шлифование лакированной поверхности.
IV.
Практическое повторение
Создание орнаментальных композиций и их выполнение на столярных изделиях.
Отделка поверхности изделий. Заточка и правка инструмента. Техника безопасности при
заточке.
V.
Самостоятельная работа
Изделие: подставка для цветов, декорированная резьбой на выбор учащихся.
III четверть
I.
Вводное занятие
Подготовка работ учащихся к выставке. Подготовка к выпускным экзаменам.
II.
Реконструкция старой мебели
Теоретические сведения:
Назначение реконструкции. Инструменты и материалы. Использование накладных
элементов резьбы. Варианты декорирования резьбой мебели.
Практические работы:
Разработка вариантов реконструкции старой мебели и её выполнение.
III.
Ремонт
облицованных
поверхностей
Теоретические сведения:
Виды повреждений: отслаивание шпона, трещины, расколы, коробление.
Инструменты и
приспособления:
сыпучие
цулаги,
резиновые
обвязки.
Технология
устранения
повреждений.
Практические работы:
Объекты работ: тумбочки, столы, шкафы. Удаление лакокрасочных покрытий.
Снятие
повреждённого шпона. Наклейка шпона, плёнки, декоративной бумаги, пластика.
Зачистка и отделка поверхности.
IV.
Скульптура
по
древесине
с
ярко
выраженной
текстурой
Теоретические сведения:
Бытовые и декоративные изделия. Материал для резьбы: сосна, ясень, клён.
Сочетание текстуры древесины с формой скульптуры. Технология резьбы. Техника
безопасности при работе с инструментами.
V.
Практическое повторение
Ремонт и реставрации мебели. Резьба объёмных композиций (птицы, рыбы,
игрушки).
VI. Самостоятельная работа.
Изготовление скульптуры по выбору учащихся.
IV четверть
I. Вводное занятие Подготовка к экзаменам.
II. Реставрация мебели Теоретические сведения:
Основные понятия о реставрационных работах. Материалы и инструменты.
Грунтовки, протравы. Клеи (рыбий, костный). Оборудование рабочего места. Подготовка
к реставрации. Реставрация элементов из дерева.
Реставрация поверхностей
декорированных резьбой. Прозрачная отделка и окрашивание.
Практические работы:
Реставрация отдельных элементов изделий: укрепление шиповых соединений на
гладкую фугу шпонками, шипами, пластинками строганого шпона. Заделка трещин.
Удаление испорченной древесины и наращивание новой. Сращивание брусковых деталей
на вставной шип, параллельными вставками. Изготовление и замена утраченных
элементов резного декора.
III. Домовая и комбинированная резьба
Теоретические сведения:
Назначение домовой резьбы. Технология выполнения домовой резьбы.
Инструменты: топор, пила, долото, стамеска, свёрла и т.д. Комбинированная резьба резьба, включающая в себя все виды техник резьбы по дереву.
IV. Практическое повторение
Ремонтные работы мебели и оборудования по заявкам школы
V. Самостоятельная работа