МБО
У"
СОШ
№ 16"
Подписан: МБОУ "СОШ №
16"
DN:
OID.1.2.840.113549.1.9.2=660
2007580-667701001-00972189
1906, E=ou16@mail.ru,
ИНН=006602007580,
СНИЛС=09721891906,
ОГРН=1026600580005,
T=Директор, O="МБОУ ""СОШ
№ 16""", STREET="УЛ
ЧЕРЕМУШКИ, ДОМ 5",
L=Сосновый Бор, S=66
Свердловская область,
C=RU, G=Анна Николаевна,
SN=Березина, CN="МБОУ ""
СОШ № 16"""
Основание: я подтверждаю
этот документ
Местоположение: место
подписания
Дата: 2021-10-01 14:18:51
Foxit Reader Версия: 9.7.2
Приложение
к адаптированной основной общеобразовательной
программе образования
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
(ВАРИАНТ 1)
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Результаты
освоения
с
обучающимися
с
легкой
умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП оцениваются как
итоговые на момент завершения образования.
Освоение обучающимися АООП, которая создана на основе ФГОС,
предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и
предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит
личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение
комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для
достижения
основной
цели
современного
образования
―
введения
обучающихся с интеллектуальными нарушениями в культуру, овладение ими
социокультурным опытом.
Личностные
результатыосвоения
индивидуально-личностные
качества
АООП
и
образования
социальные
включают
(жизненные)
компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
К личностным результатам освоения АООП относятся:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства
гордости за свою Родину, русский язык;
2) овладение начальными навыками адаптации с использованием
языковых средств;
3) овладение
социально-бытовыми
навыками,
используемыми
в
повседневной жизни, языковыми средствами;
4) владение
навыками
коммуникации
и
принятыми
нормами
социального взаимодействия на русском языке;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление
социально значимых мотивов учебной деятельности на уроках русского
языка;
6) сформированностьнавыков
сотрудничества
с
взрослыми
и
сверстниками в разных социальных ситуациях на уроках русского языка;
7) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств
средствами русского языка;
8) развитие
этических
эмоционально-нравственной
чувств,
проявление
отзывчивости
доброжелательности,
и
взаимопомощи,
проявлениесопереживания к чувствам других людей;
9) сформированностьустановки
на
безопасный,
здоровый
образ
жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат,
бережному отношению к материальным и духовным ценностям на уроках
русского языка.
В
рамках
учебного
предмета
«Русский
язык»
формируются
познавательные учебные действия, представленные комплексом начальных
логических операций, которые необходимы для усвоения и использования
знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего
формирования логического мышления школьников.
К познавательным учебным действиям относятся следующие умения:
•
выделять некоторые существенные, общие и отличительные
свойства хорошо знакомых предметов;
•
устанавливать видо-родовые отношения предметов;
•
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на
наглядном материале;
•
пользоваться знаками, символами;
•
читать; писать; выполнять арифметические действия;
•
наблюдать под руководством взрослого за предметами и
явлениями окружающей действительности;
•
(понимать
работать с несложной по содержанию и структуре информацией
изображение,
текст,
устное
высказывание,
элементарное
схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и других
носителях).
Предметные результаты освоения АООП образования включают
освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой
предметной области, готовность их применения:
-формировать навыки аккуратного письма с учетом индивидуальных
требований;
- определять план выполнения заданий на уроках письма под
руководством учителя;
- оформлять свои мысли в устной речи;
- ссоставлять и распространять предложения, устанавливать связи
между словами по вопросам, ставить знаки препинания в конце предложения;
-
анализировать
слова
по
звуковому
составу
(выделять
и
дифференцировать звуки, устанавливать последовательность звуков в слове);
- списывать рукописный и печатный текст целыми словами и
словосочетаниями;
- писать под диктовку предложения и тексты.
Предметные
результаты
обучающихся
с
легкой
умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным
критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий
класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых
достижений.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных
результатов .
АООП определяет два уровня овладения предметными результатами:
минимальный и достаточный.
Минимальный уровень является обязательным для большинства
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Вместе
с
тем,
отсутствие
достижения
этого
уровня
отдельными
обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к
получению ими образования по этому варианту программы. В том случае,
если
обучающийся
не
достигает
минимального
уровня
овладения
предметными результатами по всем или большинству учебных предметов, то
по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия
родителей
(законных
представителей)
Организация
может
перевести
обучающегося на обучение по индивидуальному плану или на АООП
(вариант 2).
На уроках русского языка на уровне начального образования
обучающиеся научатся осознавать язык как основное средство человеческого
общения.
У
обучающихся,
освоивших
адаптированную
основную
общеобразовательную программу, сформируются определенные навыки
устной и письменной речи в пределах их способностей и психического
развития. По завершению освоения программы обучающиеся достигнут
следующих результатов:
Минимальный уровень:
- различение гласных и согласных звуков и букв; ударных и
безударных согласных звуков; оппозиционных согласных по звонкостиглухости, твердости-мягкости;
-
деление слов на слоги для переноса;
-
списывание по слогам и целыми словами с рукописного и
печатного текста с орфографическим проговариванием;
-
запись под диктовку слов и коротких предложений (2-4 слова) с
изученными орфограммами;
-
дифференциация и подбор слов, обозначающих предметы,
действия, признаки;
-
составление предложений, восстановление в них нарушенного
порядка слов с ориентацией на серию сюжетных картинок;
-
выделение из текста предложений на заданную тему;
-
участие в обсуждении темы текста и выбора заголовка к нему.
Достаточный уровень:
- различение звуков и букв;
- характеристика гласных и согласных звуков с опорой на образец и
опорную схему;
- списывание рукописного и печатного текста целыми словами с
орфографическим проговариванием;
- запись под диктовку текста, включающего слова с изученными
орфограммами (30-35 слов);
- дифференциация и подбор слов различных категорий по вопросу и
грамматическому значению (название предметов, действий и признаков
предметов);
- составление и распространение предложений, установление связи
между словами с помощью учителя, постановка знаков препинания в конце
предложения (точка, вопросительный и восклицательный знак);
- деление текста на предложения;
- выделение темы текста (о чём идет речь), выбор одного заголовка из
нескольких, подходящего по смыслу;
- самостоятельная запись 3-4 предложений из составленного текста
после его анализа.
2. Содержание учебного предмета с указанием форм организации
учебных занятий
Программа детализирует и
раскрывает содержание стандарта,
определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся
средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского
языка, которые определены стандартом.
В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее
место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и
коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и
функции предмета «Русский язык» носят универсальный, обобщающий
характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом
определяют успешность всего школьного обучения.
Цель курса: создать разноуровневые, доступные условия для
овладения обучающимися элементарными знаниями по грамматике.
Задачи:
-вырабатывать элементарные навыки грамотного письма;
-учить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и
письменной форме, развивать у учащихся устную и письменную речь,
-формировать
практически
значимые
орфографические
и
пунктуационные навыки;
-воспитывать интерес к русскому языку.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются специальные задачи,
направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
Основные направления коррекционной работы:
развитие зрительного и слухового, осмысленного восприятия и
узнавания, сопоставления и сравнения;
развитие пространственной ориентации,
развитие основных мыслительных операций: точность и прочность и
полноту запоминания и воспроизведения информации, умение обобщать и
анализировать;
коррекция речи: умение последовательно выражать свои мысли,
самостоятельно применять правила построения устной и письменной речи
коррекция фонематического слуха,
коррекция нарушений эмоционально — личностной сферы,
обогащение активного и пассивного словаря,
коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Специфика программы
Отличительной
особенностью
рабочей
программы
является
коррекционная и практическая направленность, индивидуализация обучения.
Необходимость
коррекции
познавательной
и
речевой
деятельности
умственно отсталых школьников обусловлена трудностями овладения ими
русской фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и
речевого развития, имеющихся психофизических функций.
Технология обучения по данной программе предполагает, что
учащиеся, отстающие от одноклассников в усвоении знаний, должны
участвовать во фронтальной работе вместе со всем классом (повторять
ответы на вопросы, объяснения за учителем или сильным учеником по
наводящим вопросам, пересказывать по упрощенному плану и т.д.). Для
самостоятельного выполнения этим учащимся предлагаются облегчённые
варианты заданий.
Усвоение
элементов
фонетики,
грамматики
и
правописания
осуществляется в процессе обучения одновременно.
Программа по грамматике и правописанию включает следующие
разделы: повторение; звуки и буквы; слово; предложение; связная речь;
письмо и чистописание.
Фонетико-фонематические
нарушения
учащихся
затрудняют
овладение ими грамматикой и правописанием. Вследствие этого особое
внимание в 4 классе уделяется звукобуквенному анализу, который является
основой формирования фонетически правильного письма и письма по
правилу.
В процессе практических грамматических упражнений изучаются
различные разряды слов – названия предметов, действий, признаков,
родственные слова. Изучение состава слова, словообразующей роли
значимых частей слова направлено на обозначение и активизацию словаря
учащихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания.
Изучение предложений имеет особое значение для подготовки
учащихся к самостоятельной жизни, к общению. Постепенно в процессе
упражнений у учащихся формируются навыки построения разной степени
распространённости простого предложения. Одновременно идёт закрепление
орфографических и пунктуационных навыков.
На уроках русского языка особое внимание уделяется формированию
навыков связной письменной речи, т.к. возможности школьников излагать
свои мысли в письменной форме, весьма ограничены. В связи с этим ведётся
постоянная работа над развитием их фонематического слуха и правильного
произношения, обогащением и уточнением словаря, обучением построению
предложений, связному устному и письменному высказыванию.
В 4 классе проводятся подготовительные упражнения – ответы на
последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков,
работа с деформированным текстом и др.
Графические навыки у учащихся совершенствуются к 4-му классу.
Трудности формирования графических навыков у учащихся с ОВЗ часто
бывают связаны с недостатком развития движений мелких мышц руки и
малой их координированностью. Эта работа заключается в закреплении
написания строчных и прописных букв и их соединений, что предупреждает
появление при письме графических ошибок в списывании с рукописного и
печатного текста.
Основное содержание учебного предмета
Повторение пройденного. Предложение.
Выделение предложений из текста. Практическое построение
простого предложения. Составление предложений с употреблением слов в
косвенных падежах по вопросам, из слов, данных в начальной форме;
окончание предложений; восстановление нарушенного порядка слов в
предложении.
Звуки и буквы: алфавит; употребление ь на конце и в середине слова.
Разделительный ь перед гласными е, ё, ю, я, и. Сочетания гласных с
шипящими. Правописание звонких и глухих согласных в конце и середине
слов. Проверка написания путём изменения формы слова и подбора (по
образцу) родственных слов. Ударение. Различение ударных и безударных
гласных. Правописание безударных гласных путем изменения формы слова
(водá — вóды) или подбора по образцу родственных слов (водá — вóдный).
Слово: различение основных категорий слов (названия предметов,
действий, качеств) в тексте по вопросам, правильное употребление их в связи
друг с другом. Имена собственные. Расширение круга имен собственных:
названия рек, гор, морей. Большая буква в именах собственных. Предлоги до,
без, под, над, около, перед. Разделительный ъ. Родственные слова. Общая
часть родственных слов (корень). Правописание слов с непроверяемыми
написаниями в корне: умение пользоваться словарём, данным в учебнике.
Предложение:
членение
речи
на
предложения,
выделение
в
предложениях слов, обозначающих, о ком или о чем говорится, что
говорится. Упражнения в составлении предложений. Распространение
предложений. Установление связи между словами в предложениях по
вопросам. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и
восклицательный
знаки)
Главные
члены
предложения:
подлежащее,
сказуемое. Второстепенные члены предложения (без деления на виды).
Составление и запись небольшого рассказа по серии картинок под
руководством учителя и самостоятельно. Составление и запись рассказа по
сюжетной картинке и подробному вопроснику после устного разбора
содержания, языка и правописания. Изложение под руководством учителя
небольшого
текста
Восстановление
(20—30
несложного
слов)
по
данным
деформированного
учителем
текста
по
вопросам.
вопросам.
Описание несложных знакомых предметов и картин по коллективно
составленному плану в виде вопросов. Составление и написание под
руководством учителя небольшого письма родным, товарищам. Адрес на
конверте. Вопросительные и восклицательные предложения.
Структурно и содержательно программа для 4 класса составлена
таким образом, что уровень сложности материала опирается на ранее
полученные знания в 2 — 3 классах и рассчитана на 102 часа.
Формы организации учебных занятий: комбинированный урок,
урок-игра, обобщающий урок, контрольный урок.
Формы контроля: контрольный диктант, контрольное списывание.
3. Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы
№
урока
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
Тема урока
Раздел: Предложение
Повторение.
Составление предложений по сюжетной картинке.
Составление предложений по предметной картинке.
Повторение.
Составление предложений по сюжетной картинке.
Составление предложений по предметной картинке.
Повторение.
Составление предложений по сюжетной картинке.
Составление предложений по предметной картинке.
Повторение.
Составление предложений по сюжетной картинке.
Составление предложений по предметной картинке.
Повторение.
Составление предложений по сюжетной картинке.
Составление предложений по предметной картинке.
Повторение.
Составление предложений по сюжетной картинке.
Составление предложений по предметной картинке.
Повторение.
Составление предложений по сюжетной картинке.
Составление предложений по предметной картинке.
Повторение.
Составление предложений по сюжетной картинке.
Составление предложений по предметной картинке.
Раздел: Звуки и буквы
Гласные и согласные звуки
Гласные и согласные звуки
Ударные и безударные гласные
Ударные и безударные гласные
Количество
часов,
отводимых
на
освоение
каждой
темы
8
1
1
1
1
1
1
1
1
32
1
1
1
1
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
Ударные и безударные гласные
Ударные и безударные гласные
Ударные и безударные гласные
Твёрдые и мягкие согласные
Твёрдые и мягкие согласные
Твёрдые и мягкие согласные
Мягкий знак на конце и в середине слова
Мягкий знак на конце и в середине слова
Мягкий знак на конце и в середине слова
Мягкий знак на конце и в середине слова
Гласные после шипящих
Гласные после шипящих
Гласные после шипящих
Гласные после шипящих
Гласные после шипящих
Гласные после шипящих
Разделительный мягкий знак
Разделительный мягкий знак
Разделительный мягкий знак
Разделительный мягкий знак
Разделительный мягкий знак
Разделительный мягкий знак
Парные звонкие и глухие согласные
Парные звонкие и глухие согласные
Парные звонкие и глухие согласные
Парные звонкие и глухие согласные
Парные звонкие и глухие согласные
Парные звонкие и глухие согласные
Раздел: Слово
Названия предметов
Названия предметов
Названия предметов
Названия предметов
Названия предметов
Названия предметов
Названия предметов
Большая буква в словах
Большая буква в словах
Большая буква в словах
Большая буква в словах
Большая буква в словах
Большая буква в словах
Большая буква в словах
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.
73.
74.
75.
76.
77.
78.
79.
80.
81.
82.
83.
84.
85.
86.
87.
88.
89.
90.
91.
92.
93.
94.
95.
96.
Большая буква в словах
Названия признаков
Названия признаков
Названия признаков
Названия признаков
Названия признаков
Названия признаков
Названия действий
Названия действий
Названия действий
Названия действий
Названия действий
Названия действий
Предлоги
Предлоги
Предлоги
Предлоги
Предлоги
Предлоги
Предлоги
Раздел: Предложение
Порядок слов в предложении.
Порядок слов в предложении.
Порядок слов в предложении.
Порядок слов в предложении.
Порядок слов в предложении.
Порядок слов в предложении.
Порядок слов в предложении.
Порядок слов в предложении.
Связь слов в предложении.
Связь слов в предложении.
Связь слов в предложении.
Связь слов в предложении.
Связь слов в предложении.
Связь слов в предложении.
Связь слов в предложении.
Связь слов в предложении.
Связь слов в предложении.
Связь слов в предложении.
Вопросительные, восклицательные
Вопросительные, восклицательные
Вопросительные, восклицательные
Вопросительные, восклицательные
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
предложения
предложения
предложения
предложения
29
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
97.
98.
99.
100.
101.
102.
103.
104.
105.
Вопросительные, восклицательные предложения
1
Вопросительные, восклицательные предложения
Вопросительные, восклицательные предложения
6
Раздел Повторение
Повторение
1
Повторение
1
Повторение
1
Повторение
1
Повторение
1
Повторение
1
Итого
105 часов (3 часа в
неделю)