МБО
У"
СОШ
№ 16"
Подписан: МБОУ "СОШ № 16"
DN:
OID.1.2.840.113549.1.9.2=660
2007580-667701001-00972189
1906, E=ou16@mail.ru,
ИНН=006602007580,
СНИЛС=09721891906,
ОГРН=1026600580005,
T=Директор, O="МБОУ ""СОШ
№ 16""", STREET="УЛ
ЧЕРЕМУШКИ, ДОМ 5",
L=Сосновый Бор, S=66
Свердловская область,
C=RU, G=Анна Николаевна,
SN=Березина, CN="МБОУ ""
СОШ № 16"""
Основание: я подтверждаю
этот документ
Местоположение: место
подписания
Дата: 2021-10-01 14:16:58
Foxit Reader Версия: 9.7.2
Приложение
к адаптированной основной общеобразовательной
программе образования
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА» (ВАРИАНТ 1)
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
— закрепление представлений о различных социальных ролях —
собственных и окружающих людей в речевой деятельности;
— укрепление соответствующих возрасту ценностей и социальных
ролей через расширение представлений о нормах этикета и правилах
культурного поведения в речевой практике;
— закрепление навыков коммуникации и умений использовать
принятые нормы социального взаимодействия (в рамках предметных
результатов начального обучения);
—
закрепление
социально-бытовых
навыков,
используемых
в
повседневной жизни (в рамках предметных результатов начального
обучения);
Предметные результаты обучения
Достаточный уровень:
— понимать содержание сказок и рассказов, прочитанных артистами в
аудиозаписи, уметь отвечать на вопросы по содержанию услышанного;
— понимать содержание детских радио- и телевизионных передач,
уметь отвечать на вопросы по содержанию услышанного;
— уметь выбирать правильные средства интонации, ориентируясь на
образец учителя и анализ речевой ситуации;
— участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций;
— правильно выражать свои просьбы, уметь здороваться, прощаться,
просить прощения и извиняться, используя соответствующие выражения;
— принимать участие в коллективном составлении рассказа, сказки по
темам речевых ситуаций;
— уметь воспроизводить составленные рассказы с опорой на картинносимволический план.
Минимальный уровень:
— выполнять задания по словесной инструкции учителя, детей;
— выражать свои просьбы, используя вежливые слова, адекватно
пользоваться правилами этикета при встрече и расставании с детьми и
взрослыми;
— знать свои имя и фамилию, адрес дома, объяснять, как можно
доехать или дойти до школы (по вопросам учителя);
— участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми
возможностями;
— слушать сказку или рассказ, уметь отвечать на вопросы с опорой на
иллюстративный материал;
— выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения
по образцу учителя;
— участвовать в беседе;
— слушать сказку или рассказ, пересказывать содержание, опираясь на
картинно-символический план.
2.Содержание учебного предмета с указанием форм организации
учебных занятий
Характерное
для
детей
с
интеллектуальными
нарушениями
(умственной отсталостью) недоразвитие и нарушение речи обуславливают
специфику обучения их русскому языку в школе. Она выражена в том, что
программа образования носит в основном элементарно – практический
характер, при этом ведущим коррекционным принципом, объединяющим и
организующим все разделы программы, является речевая практика.
Предмет «Речевая практика» в начальной школе входит в структуру
изучения предметной области «Язык и речевая практика».
Целью учебного предмета «Речевая практика» является развитие
речевой
коммуникации
младших
школьников
интеллектуальными
нарушениями (умственной отсталостью) для осуществления общения с
окружающими людьми.
Общие задачи учебного предмета «Речевая практика»:
1) способствовать совершенствованию речевого опыта обучающихся;
2) корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний
детей;
3) формировать выразительную сторону речи;
4) учить строить устные связные высказывания;
5) воспитывать культуру речевого общения.
Для решения этих задач и для организации обучения общению
обучающихся с интеллектуальными нарушениями в программе определены
темы, на материале которых формируются коммуникативные умения
школьников.
Содержание программы включает четыре раздела:
1. Аудирование и понимание речи.
2. Дикция и выразительность речи.
3. Общение и его значение в жизни.
4. Организация речевого общения (базовые формулы речевого
общения; примерные темы речевых ситуаций, алгоритм работы над речевой
ситуацией).
Включение в программу разделов «Аудирование и понимание речи»,
«Дикция и выразительность речи», «Общение и его значение в жизни»
обеспечивает целенаправленную работу по развитию у школьников умений
правильно воспринимать речь на слух, точно её интонировать, владеть
этикетными средствами общения. Как правило, все названные умения
формируются в речевых ситуациях. Вместе с тем специальная работа по
отработке каждого из них должна вестись и на самостоятельных этапах
урока. Такая подготовительная работа создаёт условия для более свободного
пользования отработанными ранее умениями в пределах организуемой
речевой ситуации, а далее и в реальных сферах общения.
Большое значение для развития коммуникативных навыков учеников
имеет
точность
произношения
речи.
Дети
с
интеллектуальными
нарушениями плохо умеют слушать (слушают, но не слышат), не понимают
или избирательно понимают то, что говорит собеседник, и, даже поняв
отвлечённо смысл обращённой к ним речи, не всегда соотносят содержание
воспринятого с жизненными реалиями.
При реализации программы принципиально важно, чтобы учитель
выступил в роли собеседника и помощника при выполнении некоторых
заданий. Устные ответы школьников должны быть направлены на
установление взаимопонимания с окружающими и не могут являться
постоянным объектом контроля со стороны учителя. Ученик не должен
испытывать неуверенности при вступлении в общение: необходимо
поощрять его стремление всеми имеющимися в распоряжении средствами
реализовать
коммуникативное
намерение.
С
этой
целью
в
виде
тренировочных упражнений должны использоваться игры - театрализации,
игровые задания на составление рассказов, обсуждения и другие виды
деятельности, активизирующие живое общение школьников.
Для организации уроков речевой практики важно предусмотреть:
- индивидуальный и дифференцированный подход к обучению,
учитывающий особенности развития каждого ребенка;
- психодинамическую разгрузку (чередование фаз психической
нагрузки и двигательной активности);
- комплексный подход к восприятию – мультисенсорную интеграцию
(следует стимулировать все действующие сенсорные системы);
- связь обучения с повседневной жизнедеятельностью ребёнка и
окружающих его людей.
Программа
имеет
практико-ориентированную
направленность.
Основной формой организации деятельности детей на уроках речевой
практики
является
речевая
ситуация
(тематическая
ролевая
игра),
позволяющая воспроизвести базовые условия естественного общения.
Речевые навыки, сформированные в речевых ситуациях, переносятся в
спонтанное общение. Также на уроках используются следующие методы:
упражнения, моделирование речевых ситуаций, беседы, рассказ. По
характеру познавательной деятельности основными методами обучения
учащихся с интеллектуальной недостаточностью являются:
- Объяснительно-иллюстративный метод, метод при котором учитель
объясняет, а дети воспринимают, осознают и фиксируют в памяти.
- Репродуктивный метод - воспроизведение и применение информации.
- Метод проблемного изложения - постановка проблемы и показ пути
ее решения.
- Частично – поисковый метод - дети пытаются сами найти путь к
решению проблемы.
На уроках используются фронтальные, групповые, индивидуальные
формы организации деятельности детей.
Cодержание учебного предмета «Речевая практика»
Аудирование и понимание речи
Повторение предложений (6—8 слов), разных по структуре, вслед за
учителем.
Прослушивание аудиозаписей чтения артистами коротких сказок или
рассказов с последующим пересказом прослушанного.
Дикция и выразительность речи
Практическое использование силы голоса, тона и темпа речи в
различных речевых ситуациях.
Практическое осмысление многообразия тона речи, выражающего
человеческие чувства. Тренировочные упражнения в передаче восторга,
ужаса, радости, горя, удивления, испуга и др. Соотнесение произнесённых
фраз с пиктограммами.
Мимика и жесты. Упражнения в передаче чувств, эмоций с помощью
мимики и жестов в сочетании с речью и без неё, с опорой на пиктограммы и
без них.
Общение и его значение в жизни
Передача мыслей, чувств, знаний на расстоянии. Для чего люди
создали радио, кино, телевидение? Кто говорит с нами по радио или с
телеэкрана?
Что мы понимаем из такого устного общения с нами? Важно ли для нас
это общение?
Почему книгу называют собеседником? Какой это собеседник —
устный или письменный? Что мы узнаем из книги? Важно ли для нас это
общение?
Влияние речи на поступки людей. «Свойства» слов: радовать, огорчать,
утешать, сердить, мирить и т. д.; подбор соответствующих слов.
Общепринятые знаки в общении людей: «Не курить», «Переход»,
«Метро», «Мужской туалет», «Женский туалет», «Нельзя фотографировать»
и т. д.
Базовые формулы речевого общения (с нарастанием к материалу,
изучавшемуся в 1—3 классах)
Обращение, привлечение внимания.
«Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, фамилии, обращение к
знакомым взрослым и ровесникам. Грубое обращение, нежелательное
обращение (по фамилии). Ласковые обращения. Грубые и негрубые
обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье.
Именные, бытовые, ласковые обращения.
Функциональные обращения (к продавцу, сотруднику полиции и др.).
Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тётенька,
девушка, мужчина и др.). Вступление в речевой контакт с незнакомым
человеком без обращения («Скажите, пожалуйста…»). Обращение в письме,
поздравительной открытке.
Знакомство, представление, приветствие.
Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут…», «Меня зовут…, а
тебя?». Формулы «Это…», «Познакомься, пожалуйста, это…». Ответные
реплики
на
приглашение
познакомиться
(«Очень
приятно!»,
«Рад
познакомиться!»).
Приветствие
и
прощание.
Употребление
различных
формул
приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или
сверстник).
Формулы
«Здравствуй»,
«Здравствуйте»,
«До
свидания».
Развёртывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты
приветствия и прощания.
Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться,
посмотреть в глаза человеку.
Формулы
«Доброе
утро»,
«Добрый
день»,
«Добрый
вечер»,
«Спокойной ночи». Неофициальные разговорные формулы: «Привет»,
«Салют», «Счастливо», «Пока». Грубые (фамильярные) формулы: «Здорóво»,
«Бывай», «Чао» и др. (в зависимости от условий школы). Недопустимость
дублирования
этикетных
формул,
использованных
невоспитанными
взрослыми. Развёртывание формул с помощью обращений.
Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания: «Как
дела?», «Как живёшь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при
прощании: «Приходи(те) ещё», «Заходи(те)», «Звони(те)».
Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в
гостях.
Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с…», «Поздравляю с
праздником…» и их развёртывание с помощью обращения по имени и
отчеству.
Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим.
Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы
«Желаю тебе…», «Желаю Вам…», «Я хочу пожелать…». Неречевые
средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона.
Поздравительные открытки.
Формулы, сопровождающие вручение подарка: «Это Вам (тебе)», «Я
хочу подарить тебе…» и др. Этикетные и эмоциональные реакции на
поздравления и подарки.
Одобрение, комплимент. Формулы «Мне очень нравится твой…», «Как
хорошо ты…», «Как красиво!» и др.
Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в
телефонном разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки,
обращения автоответчика мобильной связи). Выражение просьбы позвать к
телефону («Позовите, пожалуйста…», «Попросите, пожалуйста…», «Можно
попросить (позвать)…»). Распространение этих формул с помощью
приветствия. Ответные реплики адресата: «Алло», «Да», «Я слушаю».
Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на
уроке или перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку.
Обращение с просьбой к сверстнику, близким людям.
Развёртывание
«Пожалуйста…»,
просьбы
«Можно…,
с
помощью
пожалуйста!»,
мотивировки.
Формулы
«Разрешите…»,
«Можно
мне…», «Можно я…».
Мотивировка отказа. Формулы «Извините, но…».
Благодарность.
Формулы
«Спасибо»,
«Большое
спасибо»,
«Пожалуйста». Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо,…
(имя)»), благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы.
Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень
рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на
поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю
тебя (Вас)». «Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»).
Замечание,
извинение.
Формула
«Извините,
пожалуйста»
с
обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка
извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм
обращения при извинении. Извинение перед
Обращение и мотивировка при извинении.
старшим, ровесником.
Сочувствие,
утешение.
Сочувствие
заболевшему
сверстнику,
взрослому. Слова поддержки, утешения.
Одобрение, комплимент. Одобрение как реакция на поздравления,
подарки: «Молодец!», «Умница!», «Как красиво!».
Примерные темы речевых ситуаций
«Я дома»: «У телевизора», «Задушевный разговор», «Приглашение».
«Я
за
порогом
дома»:
«Делимся
новостями»,
«Подскажите,
пожалуйста…», «Я — пассажир», «Знаки-помощники».
«Я и мои товарищи»: «Я выбираю книгу», «Петушок — Золотой
гребешок»,
истории»,
«Сочиняем
сказку»,
«Поздравляю!»,
«Жду
«Лисичка-сестричка»,
письма!»,
«Новогодние
«Извините
меня…»,
«Поздравительная открытка».
«Я в мире природы»: «В гостях у леса», «Во саду ли в огороде».
3. Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы, а также с определением основных
видов деятельности обучающихся на уроке
№
темы
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
Тема урока
Делимся новостями
Делимся новостями
Делимся новостями
Делимся новостями
Я выбираю книгу
Я выбираю книгу
Я выбираю книгу
Я выбираю книгу
«Подскажите, пожалуйста…»
«Подскажите, пожалуйста…»
«Подскажите, пожалуйста…»
«Подскажите, пожалуйста…»
Я - пассажир
Количество
часов,
отводимых
на освоение
каждой
темы
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
Я - пассажир
Я - пассажир
«Петушок – Золотой гребешок»
«Петушок – Золотой гребешок»
«Петушок – Золотой гребешок»
Сочиняем сказку
Сочиняем сказку
Сочиняем сказку
Сочиняем сказку
У телевизора
У телевизора
У телевизора
У телевизора
«Лисичка-сестричка»
«Лисичка-сестричка»
«Лисичка-сестричка»
Новогодние истории
Новогодние истории
Новогодние истории
Знаки-помощники
Знаки-помощники
Знаки-помощники
Знаки-помощники
В гостях у леса
В гостях у леса
В гостях у леса
В гостях у леса
Задушевный разговор
Задушевный разговор
Задушевный разговор
Задушевный разговор
Приглашение
Приглашение
Приглашение
Приглашение
Поздравляю!
Поздравляю!
Поздравляю!
Поздравляю!
Жду письма!
Жду письма!
Жду письма!
Жду письма!
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
«Извините меня…»
«Извините меня…»
«Извините меня…»
«Извините меня…»
Поздравительная открытка
Поздравительная открытка
Поздравительная открытка
Поздравительная открытка
Во саду ли в огороде
Во саду ли в огороде
Во саду ли в огороде
Обобщающий урок
Итого
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
68 часов
(2 часа в неделю)