МБО
У"
СОШ
№ 16"
Подписан: МБОУ "СОШ № 16"
DN:
OID.1.2.840.113549.1.9.2=6602
007580-667701001-009721891
906, E=ou16@mail.ru,
ИНН=006602007580,
СНИЛС=09721891906,
ОГРН=1026600580005,
T=Директор, O="МБОУ ""СОШ
№ 16""", STREET="УЛ
ЧЕРЕМУШКИ, ДОМ 5",
L=Сосновый Бор, S=66
Свердловская область, C=RU,
G=Анна Николаевна,
SN=Березина, CN="МБОУ ""
СОШ № 16"""
Основание: я подтверждаю
этот документ
Местоположение: место
подписания
Дата: 2021-10-01 14:01:31
Foxit Reader Версия: 9.7.2
Приложение
к адаптированной основной общеобразовательной
программе образования
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА» (ВАРИАНТ 1)
Планируемые
результаты
освоения
учебного
предмета,
ожидаемые после 3 года обучения
Достаточный уровень:
понимать содержание сказок и рассказов, прочитанных учителем или
артистами в записи на магнитофонной ленте;
выполнять инструкцию, предложенную в письменной форме;
выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения
после анализа;
участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций;
правильно выражать свои просьбы, употребляя вежливые слова, уметь
здороваться, прощаться, просить прощения и извиняться, используя
соответствующие выражения;
сообщать о себе: имя и фамилию, адрес, имена и фамилии своих
родственников;
принимать участие в коллективном составлении рассказа по темам
речевых ситуаций;
уметь воспроизводить составленные рассказы с опорой на картинносимволический план;
слушать сказку или рассказ, пересказывать содержание.
Минимальный уровень:
выполнять задания по словесной инструкции учителя, детей;
выражать свои просьбы, используя вежливые слова, адекватно
пользоваться правилами этикета при встрече и расставании с детьми и
взрослыми;
знать свое имя и свою фамилию, адрес дома, объяснять, как можно
доехать или дойти до школы (по вопросам учителя);
участвовать
в
ролевых
играх
в
соответствии
с
речевыми
возможностями;
слушать сказку или рассказ, уметь отвечать на вопросы с опорой на
иллюстративный материал;
выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения по
образцу учителя;
участвовать в беседе;
слушать сказку или рассказ, пересказывать содержание, опираясь на
картинно-символический план.
Личностные результаты, ожидаемые после 3 года обучения:
1)Уточнение представлений о праздниках личных и государственных,
связанных с историей страны.
2)
Расширение представлений о различных социальных ролях
(покупатель, пассажир, пациент и др.), своих и окружающих.
3)
Укрепление соответствующих возрасту ценностей и социальных
ролей через расширение представлений о нормах этикета и правилах
культурного поведения.
4)
Овладение навыками коммуникации и принятыми нормами
социального взаимодействия (в рамках предметных результатов 2 и 3 годов
обучения).
5)
Овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в
повседневной жизни (в рамках предметных результатов 2 и 3 годов
обучения).
Содержание учебного предмета
Аудирование и понимание речи
Повторение оппозиционных слоговых структур, слов-паронимов,
предложений, различных по количеству слов: ма-мя, ло-лё, вя-вья; был – бил,
пел – пил, кости – гости, тонет – стонет; я видела сегодня в скворечнице
скворца, я видела вчера в скворечнице скворца и скворушку. Игра в
маленького учителя, выполнение подобных заданий детьми (с помощью
учителя).
Слушание коротких сказок и рассказов в исполнении чтецов с
магнитофонной записи, просмотр видеофильмов. Ответы на вопросы по
содержанию прослушанного или просмотренного.
Выполнение словесной инструкции, данной в письменном виде.
Включение письменного задания в ролевую ситуацию.
Выбор из двух сходных по содержанию картинок той, которая
соответствует услышанному предложению: Миша сердится на себя. (на
картинке – клякса в альбоме, которая капнула с Мишиной кисточки). Вася
удивляется (на картинке – мальчик открывает альбом, а там клякса от
краски). Объяснение выбора.
Дикция и выразительность речи
Совершенствование речевого дыхания: посчитаем до 10 на одном
выдохе, потянем звук /С/, потом /З/ на одном выдохе и др.
Четкое выразительное произнесение чистоговорок, стихотворных
диалогов по подражанию, например: От топота копыт пыль по полю летит
(выбор силы голоса и ритма); -Что ты,еж, такой колючий? – Это я на всякий
случай. Знаешь, кто мои соседи? Волки, лисы и медведи! (смена тона голоса,
переход от интонации повествования к интонации вопроса и наоборот ) и др.
Громкая, спокойная, тихая, шепотная речь. Использование нужной
силы голоса в различных ролевых ситуациях.
Вежливый тон голоса в разговоре. Передача различных чувств
соответствующим тоном голоса (радость, удивление, жалость, гнев, грусть,
страх и др.) в специально подобранных диалогах. Отгадывание на
схематических
рисунках
(пиктограммах)
выражения
этих
чувств.
Соотнесение с подготовленной ситуацией.
Произнесение
одной
и
той
же
фразы
с
вопросительной,
повествовательной и восклицательной интонацией. Обыгрывания ситуации,
типа: Снег идет? – Да, снег идет. – Ура, снег идет!
Общение и его значение в жизни
Общение с природой. Что «говорят» деревья, цветы? Чем отвечают
они на наше общение с ними?
Понимаем ли мы язык животных, их повадки, позы? Попробуем
«расшифровать» их. Правильно ли мы общаемся с ними? Понимают ли нас
животные?
Речевое общение. Для чего оно нужно людям? Подведение учащихся
к выводу с опорой на иллюстративный материал: сообщить что-то новое,
обменяться мнением, попросить о чем-нибудь, поздравить, пожалеть,
утешить и т.д.
Правила речевого общения. Коллективная работа по определению
правил. Опора на иллюстративный материал и заранее подготовленные
ситуации:
- нужно говорить по очереди, а не всем сразу. Один говорит, а все
слушают, иначе никто ничего не поймет;
- говорить нужно достаточно громко (но не кричать), чтобы тебя все
слышали;
- когда говоришь, надо смотреть на того, с кем разговариваешь;
- если не соглашаешься с чем-то и возражаешь собеседнику, надо
делать это вежливо и не обижать его;
не забывать употреблять вежливые слова: пожалуйста, извини,
извините, спасибо.
Письменное общение. Использование письменного общения в жизни
(вывески и афиши на улицах города, рекламы, письма, поздравительные
открытки). Письмо записок друг к другу с передачей информации, просьбы,
предложений о совместных действиях и т.д.
Базовые формулы речевого общения (представлены с нарастанием к
материалу, излучавшемуся в 1и 2 классах)
Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по
имени и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и
ровесникам. Грубое обращение, нежелательное обращение (по фамилии).
Ласковые
обращения.
Грубые
и
негрубые
обращения.
Бытовые
(неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые,
ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, к сотруднику
полиции и др.). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка,
тетенька, девушка, мужчина и др.). Вступление в речевой контакт с
незнакомым
человеком
без
обращения
(«Скажите,
пожалуйста…»).
Обращение в поздравительной открытке.
Знакомство,
представление,
приветствие.
Формулы
«Давай
познакомимся», «Меня зовут …», «Меня зовут …, а тебя?». Формулы «Это
…», «Познакомься пожалуйста, это …». Ответные реплики на приглашение
познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»).
Приветствие
и
прощание.
Употребление
различных
формул
приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или
сверстник).
Формулы
«здравствуй»,
«здравствуйте»,
«до
свидания».
Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты
приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг
или остановиться, посмотреть в глаза человеку.
Формулы
«Доброе
утро»,
«Добрый
день»,
«Добрый
вечер»,
«Спокойной ночи». Неофициальные разговорные формулы «привет»,
«салют», «счастливо», «пока». Недопустимость дублирования этикетных
формул,
использованных
невоспитанными
взрослыми.
Развертывание
формул с помощью обращений.
Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания «Как
дела?», «Как живешь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при
прощании «Приходи(те) еще», «Заходи(те», «Звони(те)».
Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения
в гостях.
Поздравление,
пожелание.
Формулы
«Поздравляю
с
…»,
«Поздравляю с праздником …» и их развертывание с помощью обращения
по имени и отчеству.
Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим.
Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе
…», «Желаю Вам …», «Я хочу пожелать …». Неречевые средства: улыбка,
взгляд, доброжелательность тона.
Поздравительные открытки.
Формулы, сопровождающие вручение подарка «Это Вам (тебе)», «Я
хочу подарить тебе …» и др. Этикетные и эмоциональные реакции на
поздравления и подарки.
Одобрение, комплимент. Формулы «Мне очень нравится твой …»,
«Как хорошо ты …», «Как красиво!» и др.
Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в
телефонном разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки,
обращения автоответчика сотовой связи). Выражение просьбы позвать к
телефону («Позовите пожалуйста …», «Попросите пожалуйста…», «Можно
попросить (позвать)…»). Распространение этих формул с помощью
приветствия. Ответные реплики адресата «алло», «да», «Я слушаю».
Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на
уроке или на перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку.
Обращение с просьбой к сверстнику, к близким людям.
Развертывание
просьбы
с
помощью
мотивировки.
Формулы
«Пожалуйста, …», «Можно …, пожалуйста!», «Разрешите….», «Можно мне
…», «Можно я …».
Мотивировка отказа. Формулы «Извините, но …».
Благодарность.
«пожалуйста».
Формулы
«спасибо»,
«большое
спасибо»,
Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо …
имя»), благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы.
Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и
др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление,
пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя
(Вас)».«Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»).
Замечание,
извинение.
Формулы
«извините
пожалуйста»
с
обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка
извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм
обращения при извинении. Извинение перед
старшим, ровесником.
Обращение и мотивировка при извинении.
Сочувствие,
утешение.
Сочувствие
заболевшему
сверстнику,
взрослому. Слова поддержки, утешения.
3. Тематическое планирование
№
темы
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
Тема урока
Снова в школу!
Снова в школу!
Снова в школу!
Снова в школу!
Мы собрались поиграть
Мы собрались поиграть
Мы собрались поиграть
Мы собрались поиграть
В библиотеке
В библиотеке
В библиотеке
В библиотеке
На приеме у врача
На приеме у врача
На приеме у врача
«Лисичка со скалочкой»
«Лисичка со скалочкой»
«Лисичка со скалочкой»
Сказки про Машу
Сказки про Машу
Сказки про Машу
Сказки про Машу
Количество
часов,
отводимых
на освоение
каждой темы
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
Отправляюсь в магазин
Отправляюсь в магазин
Отправляюсь в магазин
Отправляюсь в магазин
Телефонный разговор
Телефонный разговор
Телефонный разговор
Телефонный разговор
Новогодние поздравления
Новогодние поздравления
Я – зритель
Я – зритель
Я – зритель
Я – зритель
Какая сегодня погода?
Какая сегодня погода?
Какая сегодня погода?
Какая сегодня погода?
«Снегурочка»
«Снегурочка»
«Снегурочка»
«Снегурочка»
Весенние поздравления
Весенние поздравления
Весенние поздравления
Весенние поздравления
Готовим подарок к празднику
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
50
Готовим подарок к празднику
1
51
Готовим подарок к празднику
1
52
Готовим подарок к празднику
1
53
Веселый праздник
1
54
Веселый праздник
1
55
Веселый праздник
1
56
Веселый праздник
1
57
Учимся понимать животных
1
58
Учимся понимать животных
1
59
Учимся понимать животных
1
60
Учимся понимать животных
1
61
Поздравляем с Днем победы!
1
62
Поздравляем с Днем победы!
1
63
Поздравляем с Днем победы!
1
64
Узнай меня!
1
65
Узнай меня!
1
66
Узнай меня!
1
Итого
66 часов (2
часа
в
неделю)