МБО
У"
СОШ
№ 16"
Подписан: МБОУ "СОШ № 16"
DN:
OID.1.2.840.113549.1.9.2=6602
007580-667701001-009721891
906, E=ou16@mail.ru,
ИНН=006602007580,
СНИЛС=09721891906,
ОГРН=1026600580005,
T=Директор, O="МБОУ ""СОШ
№ 16""", STREET="УЛ
ЧЕРЕМУШКИ, ДОМ 5",
L=Сосновый Бор, S=66
Свердловская область, C=RU,
G=Анна Николаевна,
SN=Березина, CN="МБОУ ""
СОШ № 16"""
Основание: я подтверждаю
этот документ
Местоположение: место
подписания
Дата: 2021-10-01 14:15:08
Foxit Reader Версия: 9.7.2
Приложение
к адаптированной основной общеобразовательной
программе образования
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА» (ВАРИАНТ 1)
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Для обучающихся с интеллектуальными нарушениями очень важно,
чтобы все обучение носило практический характер. Поэтому помимо
предметных результатов освоения программы в курсе «Мир природы и
человека» реализуется формирование личностных умениями и навыков. Для
детей с интеллектуальными нарушениями эти действия носят характер
жизненных компетенций. В курсе «Мир природы и человека» представлены
многообразные задания, иллюстративный и текстовый материал на развитие
следующих личностных умений и навыков:
- осознание себя как ученика, как члена семьи, как друга и
одноклассника;
-
адекватность представлений
о собственных
возможностях
и
ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении в окружающем
мире;
- способность вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам
медицинского сопровождения и создания специальных условий для
пребывания в школе, своих нуждах в организации обучения;
- способность вступать в коммуникацию со сверстниками по вопросам
помощи, при взаимодействии в совместной деятельности;
- владение социально-бытовыми умениями в учебной деятельности и
повседневной жизни, в окружающем мире;
-
владение
навыками
коммуникации
и
принятыми
ритуалами
социального взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным
рисунком);
- осмысление и дифференциация картины мира, ее временнопространственной организации через содержание курса «Мир природы и
человека»;
- осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- овладение самостоятельным выполнением заданий, поручений,
инструкций;
Для решения задачи социальной адаптации важнейшим является
развитие коммуникативной функции речи, формирование культуры и стиля
речи с тем, чтобы развивать у обучающихся с интеллектуальными
нарушениями умение общаться и использовать полученные знания в
различных социальных ситуациях в жизни. Умение задать вопрос, понять
вопрос, ответить на вопрос помогает установить конструктивное общение,
например, в поликлинике, аптеке, магазине и т.д.
Работа над развитием регулирующей функции речи проводится также
через
специально
организованную
на
уроке
работу
по
освоению
общеучебных навыков, таких как: выслушивание инструкции или установки
на деятельность в ходе урока, планирование работы, отчет о работе и т. д.
Таким образом, процесс изучения курса «Мир природы и человека»
должен быть направлен на овладение коммуникативными навыками.
Предметные результаты изучения курса «Мир природы и человека»
могут быть минимальными и достаточными.
Минимальным уровнем является формирование следующих умений:
– правильно и точно называть изученные объекты, явления, их
признаки;
– различать объекты живой и неживой природы;
– выделять части растений; узнавать в природе и на рисунках деревья,
кусты, травы;
– называть наиболее распространённых диких и домашних животных
своей местности;
– называть и показывать органы чувств человека, объяснять их
назначение;
– соблюдать элементарные санитарно-гигиенические нормы.
Достаточный
уровень
не
является
обязательным
для
всех
обучающихся с интеллектуальными нарушениями и содержит следующие
умения и навыки:
– овладение представлениями о взаимосвязях между изученными
объектами и явлениями природы;
– узнавание и называние объектов живой и неживой природы в
естественных условиях;
– отнесение изученных объектов природы к определенным группам по
существенным признакам;
– знание правил гигиены, безопасного поведения в соответствии со
своими знаниями;
2. Содержание учебного предмета с указанием форм организации
учебных занятий
Программа учебного курса «Мир природы и человека» составлена на
основе
Примерной
адаптированной
основной
общеобразовательной
программы обучения для обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
(вариант
1)
и
соответствует
Федеральному государственному образовательному стандарту обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Учебного курс "Мир природы и человека" является начальным звеном
формирования
естествоведческих
знаний,
пропедевтическим
этапом
развития у обучающихся младших классов понятийного мышления на
материале сведений о неживой и живой природе.
С одной стороны, содержание предметного курса "Мир природы и
человека" базируется на знакомых обучающимся объектах и явлениях
окружающего мира и дает возможность постепенно углублять сведения,
раскрывающие причинные, следственные, временные и другие связи между
объектами, явлениями и состояниями природы.
С другой стороны, курс элементарного природоведения в младших
классах (1-4) в образовательных учреждений, реализующих адаптированные
основные
общеобразовательные
программы
для
обучающихся
с
интеллектуальными нарушениями должен заложить основы для изучения в
дальнейшем таких базовых предметов как "Естествознание" и "География",
создать преемственную систему знаний между названными предметами.
Цель учебного курса «Мир природы и человека» заключается в
формировании первоначальных знаний о живой и неживой природе;
понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром природы
и человека.
Курс
решает
следующие
коррекционно-образовательные
и
воспитательные задачи:
• уточняет имеющиеся у обучающихся представления о живой и
неживой природе, даёт новые знания об основных её элементах;
• на основе наблюдений и простейших опытных действий расширяет
представления о взаимосвязи живой и неживой природы, о формах
приспособленности живого мира к условиям внешней среды;
• вырабатывает умения наблюдать природные явления, сравнивать их,
составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и
опытных работ, отмечать фенологические данные;
• формирует знания учащихся о природе своего края;
•
формирует
первоначальные
сведения
о
природоохранной
деятельности человека, учит детей бережному отношению к природе.
Наряду с этими задачами на уроках решаются специальные задачи,
направленные на коррекцию умственной деятельности школьников:
Развитие внимание:
- учить сосредотачиваться на предлагаемом материале в процессе
деятельности;
- развивать наблюдательность;
- учить ориентироваться в незнакомом материале;
- распределять внимание (слушать и одновременно писать, рисовать и
т.д.); - формировать быстрое переключение с одного вида занятий на другой;
- развивать интеллектуальную активность;
- развивать устойчивое внимание;
- учить умению самостоятельно концентрировать внимание;
Развитие восприятия:
- формировать восприятия величины объектов;
- формировать восприятия формы объектов;
- формировать восприятия цветов, цветовых оттенков;
- формировать временные представления.
Развитие памяти:
- развивать двигательную память;
- развивать эмоциональную память;
- развивать образную память;
- развивать словесно-логическую память;
- развивать смысловую память - механическую.
Развитие мышления:
- выделять отдельные свойства предметов;
- выделять признаки предметов;
- учить сравнивать похожие, непохожие объекты;
- учить устанавливать общие признаки объекта;
- учить выделять главное;
- учить устанавливать причинно – следственные зависимости.
Формирование пространственных отношений:
- формировать понятия лево – право;
- формировать пространственные отношения на плоскости (центр,
верхний левый, правый, нижний левый, правый);
-
формировать
способность
удерживать
самоконтроля;
- научить ориентироваться в пространстве;
- формировать понятия (около, над, под).
Развитие речи:
- активизировать речь;
инструкцию,
навык
- пополнять запас активного и пассивного словаря;
- расширять запас общих представлений;
- уточнять сведения об окружающем мире;
- формировать связную речь.
Основное внимание при изучении учебного курса «Мир природы и
человека» уделено формированию представлений об окружающем мире:
живой и неживой природе, человеке, месте человека в природе, взаимосвязях
человека и общества с природой. Практическая направленность учебного
предмета реализуется через развитие способности к использованию знаний о
живой и неживой природе, об особенностях человека как биосоциального
существа для осмысленной и самостоятельной организации безопасной
жизни в конкретных условиях.
Повышение эффективности усвоения учебного содержания требует
организации большого количества наблюдений, упражнений, практических
работ, игр, экскурсий для ознакомления и накопления опыта первичного
взаимодействия с изучаемыми объектами и явлениями.
Структура курса представлена следующими разделами:
1.
Сезонные изменения:
в неживой природе;
растения и животные в разное время года;
одежда людей, игры детей, труд людей в разное время года.
2.
Неживая природа.
3.
Живая природа:
растения;
грибы;
животные;
человек.
1.
Безопасное поведение:
предупреждение заболеваний и травм;
безопасное поведение в природе;
правила поведения с незнакомыми людьми, в незнакомом месте;
телефоны первой помощи, звонок по телефону экстренных служб.
Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и
явлениями окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать
причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью
человека.
Специфика интеллектуального недоразвития учащихся специальной
школы не даёт возможность закладывать в программу сведения о сложных
явлениях в неорганическом и органическом мире.
При отборе содержания курса «Мир природы и человека» учтены
современные
научные
данные
об
особенностях
познавательной
деятельности, эмоционально волевой регуляции, поведения младших
школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Программа
реализует
современный
взгляд
на
обучение
естествоведческим дисциплинам, который выдвигает на первый план
обеспечение:
полисенсорности восприятия объектов;
практического
взаимодействия
обучающихся
с
умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с предметами познания, по
возможности в натуральном виде и в естественных условиях или в виде
макетов в специально созданных учебных ситуациях;
накопления представлений об объектах и явлениях окружающего
мира через взаимодействие с различными носителями информации: устным
и печатным словом, иллюстрациями, практической деятельностью в
процессе решения учебно-познавательных задач, в совместной деятельности
друг с другом в процессе решения проблемных ситуаций и т.п.;
закрепления
представлений,
постоянное
обращение
к
уже
изученному, систематизации знаний и накоплению опыта взаимодействия с
предметами познания в игровой, коммуникативной и учебной деятельности;
постепенного усложнения содержания предмета: расширение
характеристик
предмета
познания,
преемственность
изучаемых
тем.
Программа не строится по принципу планирования на четверть, в ней
представлены блоки тем, последовательность изучения которых может
варьироваться учителем самостоятельно.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Учебный курс «Мир природы и человека» входит в обязательную часть
для обучающихся с интеллектуальными нарушениями в предметную область
«Естествознание» и служит для изучения предметов естествоведческого
характера «Природоведение», «Биология», «География».
Примерная рабочая программа по курсу «Мир природы и человека»
составлена из расчета 1 час в неделю.
Основное содержание учебного курса
Сезонные изменения в природе (9 часов)
Обобщение полученных знаний о влиянии Солнца на изменения в
природе (температура воздуха, воды, количество тепла), на смену времен
года. Чередование времен года, закрепление знаний о названиях месяцев.
Формирование представлений о явлениях в неживой природе:
замерзание рек (ледостав), иней, изморозь, моросящий дождь, ледоход,
проталина, разлив, ливень, град, роса, туман.
Растения и животные в разное время года.
Сад, огород, поле, лес в разное время года
Дикие и домашние животные в разное время года.
Труд людей города и села в разное время года
Неживая природа (4 часа)
Почва. Состав почвы: песок, глина, камни.
Простейшие свойства почвы, их значение для растений.
Способы обработки почвы: рыхление, полив и т. д.
Формы поверхности Земли: равнины, низменности, холмы, горы
Живая природа
Растения (6 часов)
Растения сада, огорода, леса, их сравнение. Растения культурные и
дикорастущие (по 2 – 3 наиболее распространенных). Уход за цветами в саду.
Лекарственные растения: календула, зверобой.
Редкие растения и их охрана. Парк (сквер). Создание человеком парков.
Растения поля: рожь, пшеница, овес и др. Уход человека за полевыми
растениями, их значение в жизни человека. Строение полевых растений:
корень,
стебель-соломина,
лист,
колос,
метелка.
Влияние
сезонных
изменений на жизнь полевых растений.
Животные (5 часов)
Домашние животные: лошадь, овца, корова, свинья. Разведение
человеком домашних животных, уход за ними. Ферма. Разнообразие пород
домашних животных. Птицы. Разнообразие птиц. Птицы – друзья сада;
охрана птиц.
Домашние птицы: курица, гусь, утка. Внешний вид, повадки, забота о
потомстве. Уход за ними.
Дикие птицы: утка, гусь, лебедь. Внешний вид, образ жизни. Сравнение
с домашними уткой и гусем.
Насекомые. Внешний вид, образ жизни, питание.
Полезные насекомые. Разведение и использование человеком пчел.
Пасека.
Насекомые-вредители.
Человек (6 часов)
Голова и мозг человека.
Профилактика травматизма головного мозга.
Режим дня. Предупреждение перегрузок, правильное чередование
труда и отдыха.
Состояние природы и ее влияние на здоровье человека. Забота человека
о чистоте воды, воздуха, забота о земле. Охрана редких растений и
исчезающих животных. Зоопарк. Заповедник.
Лесничество.
Безопасное поведение (4 часа)
Правила поведения с незнакомыми людьми, в незнакомом месте.
Правила поведения на улице. Движения по улице группой. Изучение
ПДД: сигналы светофора, пешеходный переход, правила нахождения ребенка
на улице (сопровождение взрослым, движение по тротуару, переход улицы
по пешеходному переходу). Правила безопасного поведения в общественном
транспорте.
Правила
безопасного
использование
учебных
принадлежностей,
Правила обращения с электричеством, газом (на кухне).
Телефоны первой помощи. Звонок по телефону экстренных служб.
3. Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы, а также с определением основных
видов деятельности обучающихся на уроке
№
темы
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Тема урока. Раздел
Сезонные изменения в природе
Влияние Солнца на смену времен года. Признаки
осени
Растения и животные осенью
Признаки зимы
Растения и животные зимой
Труд людей зимой
Растения и животные зимой
Труд людей осенью и весной
Растения и животные летом
Труд людей летом
Неживая природа
Почва. Состав почвы
Обработка почвы.
Правила обращения с
садовым инструментом
Кол-во
часов,
отводимое на
освоение
каждой темы
9
1
1
1
1
1
1
1
1
1
4
1
1
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
Песок и глина
1
Рельеф. Горы, холмы, равнины, овраги
1
Живая природа. Растения
6
Растения. Огород
1
Лес. Ориентировка в лесу
1
Сад. Растения культурные и дикорастущие
1
Лекарственные растения. Красная книга
1
Растения полей. Поле в разное время года
1
Парки
1
Животные
5
Домашние животные: лошадь, корова
1
Свинья, овца. Правила ухода за домашними
1
животными
Птицы. Польза и вред птиц. Водоплавающие
1
птицы
Дикие и домашние животные
1
Насекомые
1
Человек
6
Человек. Мозг человека
1
Профилактика травм головного мозга
1
Режим дня. Часы
1
Профилактика переутомления
1
Загрязнение воздуха, воды, почвы
1
Заповедник. Зоопарк (по выбору)
1
Безопасное поведение
4
Правила поведения в быту, в школе
1
ПДД. Дорога.
1
Пешеходный переход
Транспорт. Мы – пассажиры
1
Итого
34 часа (1 час в
неделю)