РП Мир природы и человека 3 класс

МБО
У"
СОШ
№ 16"

Подписан: МБОУ "СОШ №
16"
DN:
OID.1.2.840.113549.1.9.2=66
02007580-667701001-009721
891906, E=ou16@mail.ru,
ИНН=006602007580,
СНИЛС=09721891906,
ОГРН=1026600580005,
T=Директор, O="МБОУ ""
СОШ № 16""", STREET="УЛ
ЧЕРЕМУШКИ, ДОМ 5",
L=Сосновый Бор, S=66
Свердловская область,
C=RU, G=Анна Николаевна,
SN=Березина, CN="МБОУ ""
СОШ № 16"""
Основание: я подтверждаю
этот документ
Местоположение: место
подписания
Дата: 2021-10-01 14:00:51
Foxit Reader Версия: 9.7.2

Приложение
к адаптированной основной общеобразовательной
программе образования
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА» (ВАРИАНТ 1)

Планируемые результаты освоения учебного предмета
В 3 классе продолжается работа по достижению личностных и
предметных результатов, начатая в 1 и 2 классах.
Ведущее место, в силу практической направленности, принадлежит
личностным результатам, как обеспечивающим обучающихся возможностью
овладения различными жизненными компетенциями, необходимыми для
введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.Одна из
основных задач уроков естествоведческого цикла в школе для детей с
интеллектуальными нарушениями - научить узнавать в окружающем социуме
ситуации, в которых необходимо и возможно применить полученные на
уроках знания.

Эти ситуации берутсяучителем из жизни и вводятся в

образовательный процесс. (Например, рецепт приготовления блюд, правила
поведения в различных ситуациях, уход за домашними животными и т. п.).
Личностные результатыосвоения программы курса «Мир природы и
человека» формируются по следующим направлениям:
развитие адекватных представлений о собственных возможностях и
ограничениях,

о

насущно

необходимом

жизнеобеспечении,

развитие

способности вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам
медицинского сопровождения и созданию специальных условий для
пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения;
овладение

социально-бытовыми

умениями,

используемыми

в

повседневной жизни;
овладение навыками коммуникации;
дифференциация и осмысление картины мира и её временнопространственной организации;
осмысление

своего

социального

окружения

и

соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей.

освоение

Для

решения

интеллектуальными

задачи

социальной

нарушениями

адаптации

важнейшим

обучающихся

направлением

с

является

овладение навыками коммуникации, формирование культуры и стиля речи
с тем, чтобы развивать у обучающихся умение общаться и использовать
полученные знания в различных социальных ситуациях в жизни. Умение
задать вопрос, понять вопрос, ответить на вопрос помогает установить
конструктивное общение, например, в поликлинике, аптеке, магазине и т. д.
Работа над развитием регулирующей функции речи проводится также
через

специально

организованную

на

уроке

работу

по

освоению

общеучебных навыков, таких, как: выслушивание инструкции или установки
на деятельность в ходе урока, планирование работы, отчет о работе и т. д.
Таким образом, процесс изучения курса «Мир природы и человека»
направлен на овладение следующими коммуникативными навыками:
умением вступать в контакт и работать в группах (учитель-ученик,
ученик-ученик, ученик-класс);
умением

использовать

принятые

ритуалы

социального

взаимодействия с одноклассниками, сверстниками, учителями;
умением обращаться за помощью и принимать помощь;
умением слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в
разных видах деятельности и быту;
умением сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, доброжелательно к ним относиться, сопереживать им,
конструктивно взаимодействовать с людьми;
умением договариваться и изменять свое поведение в соответствии с
объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях
взаимодействия с окружающими.
Соблюдать

простейшие

нормы

прощаться;
Слушать и понимать речь других.

речевого

этикета:

здороваться,

Вступать в диалог с учителем и сверстниками, отстаивая свою
позицию.
Работа над развитием адекватных представлений о собственных
возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении,
созданию специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и
правах в курсе «Мир природы и человека» направлено на решение
следующих задач:
Умение адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего
нельзя: в еде, в физической нагрузке
Понимание ребёнком того, что пожаловаться и попросить о помощи
при проблемах в жизнеобеспечении – это нормально, необходимо, не стыдно,
не унизительно.
Умение адекватно выбрать взрослого и обратиться к нему за
помощью, точно описать возникшую проблему, иметь достаточный запас
фраз и определений
Умение обратиться ко взрослым при затруднениях в учебном
процессе, сформулировать запрос о специальной помощи
умение выделять ситуации, когда требуется привлечение родителей, и
объяснять учителю (работнику школы) необходимость связаться с семьёй для
принятия

решения

медицинских

в

области

препаратов,

жизнеобеспечения

вакцинация,

ограничения

(например,
в

еде,

приём
режиме

физической нагрузки)
При изучении курса «Мир природы и человека» обучающиеся с
интеллектуальными нарушениями овладевают следующими социальнобытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни:
Формирование активной позиции и укрепление веры в свои силы в
овладении практическими навыками, стремления к самостоятельности и
независимости на практических занятиях и помощи другим обучающимся
Прогресс в самостоятельности и независимости на уроках и в быту

Освоение

правил

устройства

домашней

жизни,

разнообразия

повседневных бытовых дел (приготовление еды, покупка, поддержание
чистоты в доме, создание тепла и уюта и т. д.), понимание предназначения
окружающих в быту предметов и вещей.
Представления об устройстве домашней жизни. Умение включаться в
разнообразные повседневные дела, принимать посильное участие в каких-то
областях домашней жизни
Ориентировка в устройстве школьной жизни, участие в повседневной
жизни класса, принятие на себя обязанностей наряду с другими детьми
Умение ориентироваться в пространстве школы и попросить о
помощи в случае затруднений, ориентироваться в расписании занятий.
Умение включаться

в разнообразные повседневные школьные

дела,

принимать посильное участие
Стремление

ребёнка

участвовать

в

подготовке

и

проведении

различных мероприятий
Расширение круга предметов домашнего обихода, функции которых
важны для ребенка, и которые он использует.
Овладение

способностью

ориентироваться

в

своих

учебных

принадлежностях и самостоятельно готовиться к уроку;
При работе над дифференциацией и осмыслением картины мира и
ее временно-пространственной организации в курсе «Мир природа и
человека» обучающиеся могут овладеть следующими компетенциями:
Расширение и обогащение опыта реального взаимодействия с
бытовым окружением, миром природных явлений и вещей, формирование
адекватного представления об опасности и безопасности
Адекватность

бытового

поведения

ребёнка

с

точки

зрения

опасности/безопасности и для себя, и для окружающих; сохранности
окружающей предметной и природной среды.
Использование вещей в соответствии с их функциями, принятым
порядком и характером ситуации

Расширение и накопление знакомых и разнообразно освоенных мест
за пределами дома и школы: двора, дачи, леса, парка, речки, городских и
загородных достопримечательностей и др.
Формирование умения ребёнка устанавливать связь между ходом
собственной жизни и природным порядком
Умение ребёнка накапливать личные впечатления, связанные с
явлениями окружающего мира, упорядочивать их во времени и пространстве.
Умение устанавливать взаимосвязь порядка природного и уклада
собственной жизни в семье и в школе, вести себя в быту сообразно этому
пониманию (помыть грязные сапоги, принять душ после прогулки на
велосипеде в жаркий летний день, и т.д.).
Умение устанавливать взаимосвязь порядка общественного и уклада
собственной жизни в семье и в школе, соответствовать этому порядку
Формирование
изменчивости

внимания

окружающего,

к

и
их

интереса

ребёнка

изучению,

к

новизне

понимания

и

значения

собственной активности во взаимодействии со средой
Развитие

у

ребёнка

любознательности,

наблюдательности,

способности замечать новое, задавать вопросы, включаться в совместную со
взрослым деятельность.
Развитие активности во взаимодействии с миром, понимание
собственной результативности.
Накопление опыта освоения нового при помощи экскурсий
Развитие способности ребёнка взаимодействовать с другими людьми,
осмыслять и присваивать чужой опыт и делиться своим опытом, используя
вербальные и невербальные возможности (игра, чтение, рисунок как
коммуникация и др.)
Умение передать свои впечатления, соображения, умозаключения так,
чтобы быть понятым другим человеком. Умение принимать и включать в свой
личный опыт жизненный опыт других людей. Умение делиться своими
воспоминаниями, впечатлениями и планами с другими людьми

Умение устанавливать взаимосвязь порядка общественного и уклада
собственной жизни в семье и в школе, соответствовать этому порядку
При работе над компетенцией «осмысление своего социального
окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и
социальных

ролей»

основными

результатами

освоения

жизненных

компетенций являются:
Формирование представлений о правилах поведения в разных
социальных ситуациях и с людьми разного социального статуса, со
взрослыми разного возраста и детьми (старшими, младшими, сверстниками),
со знакомыми и незнакомыми людьми.
Знание правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми
разного статуса: с близкими в семье; с учителями и учениками в школе; с
незнакомыми людьми в транспорте, в парикмахерской, в театре, в кино, в
магазине, в очереди и т.д.
Освоение необходимых ребёнку социальных ритуалов
Умение адекватно использовать принятые в окружении ребёнка
социальные ритуалы, умение вступить в контакт и общаться в соответствии с
возрастом, близостью и социальным статусом собеседника, умение корректно
привлечь к себе внимание, отстраниться от нежелательного контакта,
выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие,
намерение, просьбу, опасение и др.
Освоение возможностей и допустимых границ социальных контактов,
выработки адекватной дистанции в зависимости от ситуации общения
Умение

проявлять

инициативу,

корректно

устанавливать

и

ограничивать контакт.
Умение не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть
благодарным за проявление внимания и оказание помощи.
Умение применять формы выражения своих чувств соответственно
ситуации социального контакта

Расширение и обогащение опыта социального взаимодействия
ребёнка в ближнем и дальнем окружении
Расширение круга освоенных социальных контактов
Программа «Мир природы и человека» наряду с задачами развития
жизненных компетенций имеет свои предметные учебные задачи.
Предметные

результаты

обучающихся

с

интеллектуальными

нарушениями (легкой умственной отсталостью) по курсу «Мир природы и
человека» определяются двумя уровнями: минимальным и достаточным.
Предметными результатами изучения курса «Мир природы и
человека» является формирование следующих умений:
Достаточный уровень:
правильно называть изученные объекты и явления;
сравнивать и различать растения сада и леса, деревья хвойные и
лиственные, кустарники, травы, ягоды, грибы, орехи, плоды и семена
растений; названия деревьев и кустарников, наиболее распространённых в
данной местности;
сравнивать и различать домашних и диких животных и птиц;
описывать их повадки и образ жизни;
соблюдать правила питания; правила приготовления пищи и хранения
продуктов питания, соблюдать требования по профилактике пищевых
отравлений;
соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями в
жизни растений, животных, человека;
определять по сезонным изменениям время года;
определять направления ветра;
Минимальный уровень:
правильно называть изученные объекты и явления;
сравнивать и различать растения сада и леса, называть по 2—3
растения, наиболее распространённых в данной местности; различать ягоды,
орехи, грибы;

сравнивать домашних и диких животных, птиц; описывать их
повадки;
соблюдать правила употребления в пищу грибов и ягод;
соблюдать правила предупреждения простудных заболеваний;
соблюдать требования по профилактике пищевых отравлений;
соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями в
жизни растений, животных, человека.
В

соответствии

образовательного
нарушениями

с

стандарта

(легкой

требования
для

Федерального

обучающихся

умственной

с

отсталостью)

государственного
интеллектуальными
оценке

подлежат

предметные и личностные результаты.
Личностные

результаты

включают

овладение

обучающимися

социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения
практико- ориентированных задач и обеспечивающими формирование и
развитие социальных отношений обучающихся в различных средах. Оценка
личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения
ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в
конечном итоге, составляют основу этих результатов.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися
содержанием курса «Мир природы и человека» и характеризуют достижения
обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в
практической деятельности.
При

прохождении

программы

организуется

контроль

индивидуального усвоения знаний и умений каждым учащимся. Для этого
можно использовать специальные «Карты отслеживания динамики усвоения
знаний и умений» по годам обучения на класс, с указанием фамилии каждого
ученика. В карте дается перечень основного содержания обучения в данном
учебном году. Оценка знаний проводится в соответствии с утвержденным
уровнем программы и может быть «5», «4», «3», «н/а» (не аттестован).
Оценка «2» не ставится, так как она означает, что неправильно определен

уровень программных требований. Оценка «н/а» (не аттестован) обозначает,
что обучающийся по каким-либо причинам длительное время отсутствовал в
школе. В этом случае ученику предусматриваются дополнительные занятия
со специалистом – дефектологом или логопедом, для обеспечения усвоения
пропущенного учебного материала.
Предметное содержание курса «Мир природы и человека»
На каждом уроке курса «Мир природы и человека» учитель
последовательно раскрывает причинно-следственные связи, существующие в
мире природы, обращает внимание учащихся на целесообразность многих
явлений в жизни растений, животных, трудовой деятельности человека, учит
анализировать,
максимально

сравнивать,

делать

активизировать

выводы.

деятельность

При

этом

обучающихся

необходимо
на

уроке,

побуждать их к поиску ответов на вопросы, поставленные учителем,
рассуждать, высказывать свое мнение, доказывать свою точку зрения,
используя свой жизненный опыт.
Следует обращать внимание и добиваться сознательного усвоения
знаний обучающимися, учить составлять небольшие рассказы о том или
ином

предмете

или

явлении

природы,

правильно

оформлять

его,

использовать развернутые высказывания, соблюдать логику изложения.
Однако, если в силу своих индивидуальных особенностей, ребенок не может
выполнить такого задания, но демонстрирует понимание вопроса, такой
ответ следует считать положительным.
Сезонные изменения
Цель: формирование представлений о временах года. Изучение
признаков различных времен года. Знакомство с жизнью растений,
животных, деятельностью человека в разные времена года.
Работа строится по плану первого и второго классов, но при изучении
каждого времени года добавляется наличие явлений, связанных с воздухом.
Ветер (холодный, тёплый, сильный, слабый), температура воздуха в разные
времена года.

Изучаются новые виды растений, животных, расширяется кругозор
обучающихся, закрепляются названия месяцев. Обучающиеся знакомятся с
календарем, учатся им пользоваться.
Необходимо включение в этот раздел знаний, связанных с человеком
и его деятельностью. Прежде всего, обращая внимание на игры детей, как
наиболее близкое и понятное занятие, учитель соотносит их с тем или иным
временем года, объясняет и фиксирует в сознании обучающихся их связь с
определенным временем года. Изменения одежды по сезону, характер и
содержание работ в саду и огороде объясняется с точки зрения условий
сезона. Например, изучая особенности летнего периода, следует определить,
какую одежду и почему носят люди в это время года, то есть для детей
наполняется
демисезонная

более

ясным

одежда.

Для

смыслом

определения

закрепления

полученных

зимняя,
знаний

летняя,
нужно

использовать игры, практические задания. Например, при заданных
погодных условиях выбрать одежду для куклы, для себя. В таких играх
важно не просто правильное выполнение задания, но и объяснение своего
выбора. Знание особенностей жизни растений в разные времена года
позволит прогнозировать те или иные виды возможных работ в саду или
огороде для каждого времени года.
Воздух
Цель: формирование представлений о воздухе, его значении в жизни
растений, животных, человека. Познакомить обучающихся с прибором для
измерения температуры воздуха, его использованием. Формирование
элементарных представлений о ветре, направлении ветра. Учить понимать
прогноз погоды, используя полученные знания.
В процессе работы необходимо проводить опыты по обнаружению
воздуха: дыхание, свист при резком взмахе палочкой, дуновение на пламя
свечи. Эти практические наблюдения необходимо дополнить наблюдениями
во время экскурсии. Объяснения о направлении ветра, сторонах горизонта
следует проводить с учётом возможностей класса. Некоторые дети хорошо

воспринимают объяснения учителя с использованием глобуса, другим
обучающимся это объяснение трудно, но им доступны представления о
жарких и холодных странах (сказки, мультфильмы), в этом случае
определение «север – юг» условно связывается с наличием подобных стран.
Иногда это определение предлагается запомнить.
Растения
Цель:

Закрепление

представлений

о

строении

растений,

представлений о саде, огороде. Расширение знаний о растениях сада,
огорода. Определение по внешним признакам (дерево, кустарник, трава).
Формирование элементарных представлений о лесе, хвойных и лиственных
деревьях, ягодах, грибах.
При формировании понятия о таких группах растений как деревья,
кустарники, травы, опираемся на предыдущий опыт обучающихся, они уже
достаточно подготовлены к восприятию этого материала. Следует обратить
внимание на такую тему как «Лес», то есть изучение не отдельных
представителей флоры лесов, а леса как целого природного сообщества,
создает возможность для более глубокого и сознательного усвоения учебного
материала. Прежде всего, обратим внимание на «этажность» леса, не вводя
специальной

терминологии.

На

доступном

детям

уровне

возможно

объяснение ярусного строения лесов с точки зрения стремления каждого
растения находиться ближе к источнику света: вверху самые сильные и
светолюбивые, ниже – приспособившиеся к меньшему количеству света,
внизу – травы. Обучая различать лиственные и хвойные деревья, следует
вспомнить уже известные детям деревья: берёзу, дуб, липу и т. д., обратить
внимание на то, что все они имеют листья, оттого они называются
лиственные. Сравнение этих деревьев с елью и сосной обнаружит, что у этих
деревьев листья в привычном виде отсутствуют, они превратились в иголки –
хвою, следовательно, такие деревья получат название хвойные.

При формировании представлений о плодах, семенах, необходимо
рассматривать процесс образования плодов и семян (в упрощенном виде).
Именно это даст возможность наиболее точного и прочного усвоения знаний.
Животные
Цель: закрепление представлений о диких и домашних животных.
Расширение представлений о различных животных, птицах. Развитие
представлений о роли человека в жизни домашних животных. Изучение
образа жизни, повадок, внешнего вида, связи со средой обитания.
При формировании представлений о диких и домашних животных
необходимо показать обучающимся, что есть животные, способные жить
самостоятельно, не пользуясь заботой и уходом человека, но есть животные,
которые не могут жить без этой опеки. При изучении животных нужно
отметить главные условия их существования: тепло, свет, вода, воздух. При
сравнении диких и домашних животных выявляется сходство во внешнем
виде, питании, повадках, образе жизни. Одновременно устанавливаются и
отличия внешнего вида, повадок, образа жизни, среды обитания. Для детей
должна стать очевидной идея единства всего мира животных, роли человека,
приручившего некоторых из них, создающего новые породы, тщательно
заботящегося об их разведении и охране. Создаются две схемы работы:
домашние животные (птицы) – внешний вид, повадки, питание, уход
за животными, использование их человеком.
дикие животные (птицы, рыбы, насекомые) – внешний вид, питание,
повадки, образ жизни, приспособление к смене времен года.
Очень важно сформировать представление о связи диких животных с
окружающим их миром, каждый этап обозначенной схемы увязывать с
неслучайностью признаков того или иного животного. Все сведения
предлагают

обучающимся

в

доступном

для

их

возраста

виде,

занимательной форме, используя разнообразный наглядный материал.
Человек

в

Закрепление и расширение представлений о правильном питании
человека, профилактике пищевых отравлений. Формирование элементарных
представлений о строении и работе дыхательной системы человека,
профилактика

простудных

заболеваний

и

курения.

Формирование

элементарных представлений о работе сердца.
Знакомство с работой дыхательной и сердечно-сосудистой систем
осуществляется с опорой на наглядный материал: таблицы, муляжи, которые
можно найти в кабинете биологии. Изучаются основные части этих систем,
формируются первичные представления о работе и значении этих органов.
Основное внимание педагога сосредоточено на практической значимости
данного материала.
Сезонные изменения в природе (11 ч)
Сезонные изменения в неживой природе
Закрепление представлений о влиянии солнца на смену времен года.
Наблюдение за высотой солнца над горизонтом в разное время года:
направление солнечных лучей, количество тепла и света.
Изменение продолжительности дня и ночи. Восход, заход солнца.
Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой
природы: облачность, туман, небольшой дождь, заморозки, оттепель, вьюга,
метель, ледоход, жаркие дни, радуга, холодный – теплый ветер.
Продолжение наблюдений за погодой, их описание.
Календарь. Знакомство с календарем. Названия месяцев.
Растения и животные в разное время года
Наблюдения за растениями сада и леса в разное время года: яблоня,
осина, липа, акация, орешник. Увядание и появление цветов и трав
(медуница). Птицы зимующие и перелетные: клест, снегирь, соловей.
Насекомые в осенний период.
Домашние животные в разное время года.
Лесные животные: мыши, змеи, лягушки.
Сезонные работы в саду, огороде, труд людей в разное время года

Неживая природа(4 ч)
Воздух и его значение в жизни растений, животных, человека.
Термометр (элементарные представления). Измерение температуры воздуха.
Ветер. Стороны горизонта: север, юг, запад, восток. Направление ветра.
Живая природа (19 ч)
Растения (7 ч)
Сравнение и распознавание растений по их признакам: деревья,
кустарники, травы.
Части растений: корень, стебель (ствол), ветки, почки, листья, цветы.
Растения

сада.

Фруктовые

деревья

(2–3

названия);

ягодные

кустарники (2–3 названия). Внешний вид, распознавание. Плоды. Ягоды.
Лес. Растения леса. Деревья хвойные и лиственные, кустарники.
Семена. Орехи. Лесные ягоды. Ягоды съедобные и несъедобные.
Грибы. Грибы съедобные и несъедобные.
Травы полезные и травы опасные.
Животные (5 ч)
Дикие обитатели леса: кабан, лось, заяц. Внешний вид, питание,
повадки, образ жизни, детеныши. Приспособление диких животных к
природным условиям.
Домашние животные: свинья, корова, кролик. Внешний вид, питание,
детеныши. Уход за домашними животными.
Сравнение диких и домашних животных. Сходство и различия:
кабан – свинья, заяц – кролик.
Птицы. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни.
Строение гнезд, забота о потомстве. Птицы перелетные и зимующие:
ласточка, дрозд, галка, дятел.
Хищные птицы: ястреб, коршун. Певчие птицы: соловей, жаворонок.
Человек. Безопасное поведение (7 ч)
Дыхание человека. Элементарные представления о строении и работе
легких.

Температура тела человека. Градусник и его назначение.
Профилактика простудных заболеваний.
Сердце, кровь. Элементарные представления о строении и работе
сердца. Пульс.
Окружающая среда и здоровье человека.
Питание человека. Употребление в пищу овощей, фруктов, молочных
продуктов, мяса. Приготовление и хранение пищи. Профилактика пищевых
отравлений.
Тематическое планирование
№
темы

Кол-во
часов,

Тема урока. Раздел

отводимое на
освоение
каждой темы

1

Сезонные изменения в природе

11

Времена года. Осень

1

Осенние месяцы. Календарь
2

Растения и животные осенью

1

3

Занятия людей осенью

1

Изучаем правила дорожного движения
4

Зима. Признаки зимы

1

Зимние месяцы
5

Растения зимой и животные зимой

1

6

Занятия людей зимой

1

Правила поведения в зимний период (снежная
буря, катание на коньках)
7

Весна. Признаки весны

1

Весенние месяцы
8

Растения и животные весной
Насекомые

1

9

Признаки лета. Летние месяцы

1

10

Растения и животные летом

1

11

Занятия людей весной и летом

1

Неживая природа

4

Солнце в разные времена года

1

12

Восход и заход солнца. Сон – лучшая
профилактика усталости
13

Календарь

1

14

Воздух. Значение воздуха. Термометр

1

15

Ветер. Направление ветра

1

Поведение во время урагана
Живая природа

19

Растения, животные, человек
16

Сравнение растений

1

17

Части растений: корни, стебли

1

18

Части растений: листья, цветы

1

19

Растения сада

1

20

Лес. Растения леса. Травы.

1

21

Плоды и семена

1

Лесные ягоды
22

Грибы. Съедобные и ядовитые. Профилактика 1
отравлений
Правила поведения в лесу

23

Животные. Охрана животного мира

1

24

Дикие и домашние животные

1

25

Сравнение животных: свинья и кабан, кролик 1
и заяц (по выбору). Правила ухода за
домашними животными

26

Птицы. Строение птиц

1

27

Перелетные, зимующие птицы

1

28

Человек. Дыхание человека

1

Профилактика простудных заболеваний
29

Человек. Дыхание человека

1

Профилактика простудных заболеваний
30

Кровь

1

31

Сердце

1

32

Пульс

1

Поведение во время болезни. Вызов врача из
поликлиники
33

Окружающая среда и здоровье человека

1

34

Питание человека

1

Итого

34 часа (1 час
в неделю)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».