РП Музыка 3 класс

МБО
У"
СОШ
№ 16"

Подписан: МБОУ "СОШ № 16"
DN:
OID.1.2.840.113549.1.9.2=660200758
0-667701001-009721891906,
E=ou16@mail.ru,
ИНН=006602007580,
СНИЛС=09721891906,
ОГРН=1026600580005, T=Директор,
O="МБОУ ""СОШ № 16""", STREET="
УЛ ЧЕРЕМУШКИ, ДОМ 5",
L=Сосновый Бор, S=66
Свердловская область, C=RU,
G=Анна Николаевна, SN=Березина,
CN="МБОУ ""СОШ № 16"""
Основание: я подтверждаю этот
документ
Местоположение: место подписания
Дата: 2021-10-01 14:00:13
Foxit Reader Версия: 9.7.2

Приложение
к адаптированной основной общеобразовательной
программе образования
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«МУЗЫКА» (ВАРИАНТ 1)

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
Целью учебного предмета «Музыка» является формирование основ
музыкальной

культуры

обучающихся

с

умственной

отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) как неотъемлемой части духовной
культуры личности. Основы музыкальной культуры обучающихся с
умственной

отсталостью

(интеллектуальными

интегративное

понятие,

предполагающее

компонентами

качеств,

необходимых

нарушениями)

овладение
для

–

элементарными

занятий

музыкальной

деятельностью, доступное всем обучающимся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) с незначительными музыкальными
способностями, не предусматривающее их целенаправленную подготовку к
профессиональным занятиям музыкой (устойчивый интерес, положительная
мотивация; основы музыкальных знаний, внемузыкальные представления;
адекватность переживаний эмоциям, выраженным в музыке; проявление
усилий в овладении музыкальной деятельностью; верное голосоведение
мелодии, чистота интонирования; понимание содержания песен; точное
воспроизведение ритмического рисунка, правильное звукоизвлечение при
игре на простейших музыкальных инструментах).
Личностные и предметные результаты освоения предмета
Освоение
(интеллектуальными

обучающимися

с

нарушениями)

умственной

отсталостью

адаптированной

основной

общеобразовательной программой, созданной на основе ФГОС образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и
предметных1.
Личностные

результаты

включают

овладение

обучающимися

жизненными компетенциями, необходимыми им для решения практико1

В отличие от ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, метапредметные результаты не входят в число
требуемых результатов обучения детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и не
включены в содержание обучения данной группы обучающихся. Особое внимание уделяется формированию
базовых учебных действий.

ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие
социальных отношений обучающихся в различных средах.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися
содержанием предмета и характеризуют достижения обучающегося в
усвоении знаний и умений, способность их применять в практической
деятельности.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит
личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение
комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для
достижения

основной

цели

современного

образования

–

введения

обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты обучения
в связи с овладением содержанием учебной программы по
музыке:
-

положительная мотивация к занятиям различными видами

музыкальной деятельности;
-

готовность к творческому взаимодействию и коммуникации с

взрослыми и другими обучающимися в различных видах музыкальной
деятельности на основе сотрудничества, толерантности, взаимопонимания и
принятыми нормами социального взаимодействия;
-

готовность

к

практическому

применению

приобретенного

музыкального опыта в урочной и внеурочной деятельности, в том числе, в
социокультурых проектах с обучающимися с нормативным развитием и
другими окружающими людьми;
-

осознание себя гражданином России, гордящимся своей Родиной;

-

адекватная самооценка собственных музыкальных способностей;

-

начальные навыки реагирования на изменения социального мира;

-

сформированность

музыкально-эстетических

потребностей, ценностей, чувств и оценочных суждений;

предпочтений,

-

наличие

доброжелательности,

отзывчивости,

открытости,

понимания и сопереживания чувствам других людей;
-

сформированность установки на здоровый образ жизни, бережное

отношение к собственному здоровью, к материальным и духовным
ценностям.
Предметные результаты обучения
Занятия

музыкой

способствуют

достижению

обучающимися

следующих результатов:
Минимальный уровень:
-

определение содержания знакомых музыкальных произведений;

-

представления о некоторых музыкальных инструментах и их

звучании;
-

пение с инструментальным сопровождением и без него (с

помощью педагога);
-

выразительное совместное исполнение выученных песен с

простейшими элементами динамических оттенков;
-

правильное

формирование

при

пении

гласных

звуков

и

отчетливое произнесение согласных звуков в конце и в середине слов;
-

правильная передача мелодии в диапазоне ре1-си1;

-

различение вступления, запева, припева, проигрыша, окончания

-

различение песни, танца, марша;

-

передача

песни;
ритмического

рисунка

мелодии

(хлопками,

на

металлофоне, голосом);
-

определение

разнообразных

по

содержанию

и

характеру

музыкальных произведений (веселые, грустные и спокойные);
-

владение элементарными представлениями о нотной грамоте.

Достаточный уровень:
-

самостоятельное

исполнение

разученных

инструментальным сопровождением, так и без него;

песен,

как

с

представления обо всех включенных в Программу музыкальных

-

инструментах и их звучании;
сольное пение и пение хором с выполнением требований

-

художественного

исполнения,

с

учетом

средств

музыкальной

выразительности;
ясное и четкое произнесение слов в песнях подвижного

характера;

различение разнообразных по характеру и звучанию песен,

-

маршей, танцев;
знание

-

основных

средств

музыкальной

выразительности:

динамические оттенки (форте-громко, пиано-тихо); особенности темпа
(быстро, умеренно, медленно); особенности регистра (низкий, средний,
высокий) и др.
владение элементами музыкальной грамоты, как средства

-

графического изображения музыки.
Требования к умениям и навыкам к концу обучения в 3 классе
Обучающиеся должны знать:
- музыкальную форму (одночастная, двухчастная, трехчастная,
четырехчастная, куплетная);
- музыкальные инструменты и их звучание (виолончель, саксофон,
балалайка).
Обучающиеся должны уметь:
- выделять мелодию в песне и инструментальном произведении;
- сохранять при пении округлое звучание в верхнем регистре и мягкое
звучание в нижнем регистре;
-

распределять

дыхание

при

исполнении

напевных

песен

с

различными динамическими оттенками;
- сохранять правильное формирование гласных при пении двух звуков
на один слог;

- воспроизводить хорошо знакомую песню путем беззвучной
артикуляции в сопровождении инструмента.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«МУЗЫКА»
При

определении

содержания

учебного

предмета

«Музыка»

необходимо учитывать следующие требования:
-

социокультурные требования современного образования;

-

приоритет отечественной музыкальной культуры и музыкальных

традиций в контексте мировой культуры;
-

художественная ценность музыкальных произведений;

-

доступность

обучающимся

с

содержания

умственной

учебного
отсталостью

предмета

«Музыка»

(интеллектуальными

нарушениями);
-

психотерапевтические

и

психокоррекционные

возможности

музыкальной деятельности.
Содержание

программы

по

музыке

базируется

на

изучении

обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
основ музыкального искусства:
-

жанры музыки (песня, танец, марш и их разновидности);

-

основные средства музыкальной выразительности;

-

формы

музыки

(одночастная,

двухчастная,

трехчастная,

четырехчастная, куплетная);
-

зависимость формы музыкального произведения от содержания;

-

основные

виды

музыкальной

деятельности:

сочинение,

исполнение, музыкальное восприятие.
Основу
отечественной

содержания
(русской)

Программы

классической

и

составляют:

произведения

современной

музыкальной

культуры: музыка народная и композиторская; музыкальный фольклор как
отражение жизни народа, его истории, отношения к родному краю, природе,
труду, человеку; устная и письменная традиции существования музыки;

основные жанры русских народных песен; песенность как основная черта
русской народной и профессиональной музыки; народные истоки в
творчестве

русских

композиторов.

Повторяемость

музыкальных

произведений отвечает принципу концентризма построения учебного
материала.

Повторение

(интеллектуальными

обучающимися

нарушениями)

с

умственной

ранее

отсталостью

изученных

музыкальных

произведений способствует лучшему пониманию, осознанию средств
музыкальной

выразительности,

возникновению

новых

переживаний,

закреплению уже полученных представлений, знаний, исполнительских
умений и навыков, совершенствованию собственного музыкального опыта.
Выбор музыкальных произведений для слушания зависит от
соответствия

содержания

восприятия

их

обучающимися

(интеллектуальными
образного

музыкальных

нарушениями).

содержания,

художественности.

что

произведений

возможностям

умственной

отсталостью

с

Необходимо

соответствует

Обучающимся

с

учитывать

соблюдению

умственной

наличие
принципа

отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) близки и доступны образы, связанные с
их интересами и бытом: ситуации взаимодействия со сверстниками и
родными, игры и игрушки, образы животных, сказочно-героические
персонажи, школьная жизнь, общественные и природные явления, трудовая,
профессиональная деятельность.Музыка для слушания отличается: четкой,
ясной

структурностью,

классической

гармонией;

использованием

формой;

простотой

выразительными

изобразительных,

музыкального

мелодическими

танцевальных,

языка;

оборотами;

звукоподражательных

элементов.
В разделе «Музыкальное восприятие» обучающиеся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) овладевают: умением
слушать

музыку,

воплощенные

в

адекватно

реагируя

музыкальных

на

художественные

произведениях;

образы,

элементарными

представлениями о многообразии внутреннего содержания прослушиваемых

произведений;

эмоциональной

отзывчивостью

и

эмоциональным

реагированием на произведения различных музыкальных жанров, разных по
своему характеру; умением передавать словами примерное содержание
музыкального произведения; умением определять разнообразные по форме и
характеру музыкальные произведения (марш, танец, песня; веселая, грустная,
спокойная

мелодия);

умением

самостоятельно

узнавать

и

называть

музыкальные произведения по вступлению; умением выделять мелодию и
аккомпанемент в песне и в инструментальном произведении; умением
различать

части

песни

(запев,

припев,

проигрыш,

окончание);

представлениями о сольном и хоровом пении; о различных музыкальных
коллективах

(ансамбль,

оркестр);

представлениями

о

музыкальных

инструментах и их звучании.
Песенный

репертуар

раздела

«Хоровое

пение»

составляют

произведения отечественной музыкальной культуры; музыка народная и
композиторская;

детская,

классическая,

современная.

Используемый

песенный материал характеризуется смысловой доступностью, отражает
знакомые образы, события и явления, имеет простой ритмический рисунок
мелодии, короткие музыкальные фразы, соответствующие требованиям
организации

щадящего

голосового

режима.

Примерная

тематика

произведений: о природе, труде, профессиях, общественных явлениях,
детстве, школьной жизни и т.д. Среди жанров: песни-прибаутки, шуточные
песни, игровые песни, трудовые песни, колыбельные песни и пр.
Для формирования у обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) навыка пения осуществляется: обучение
певческой установке (непринужденное, но подтянутое положение корпуса с
расправленными спиной и плечами, прямое свободное положение головы,
устойчивая опора на обе ноги, свободные руки); работа над певческим
дыханием (развитие умения бесшумного глубокого, одновременного вдоха,
соответствующего характеру и темпу песни;формирование умения брать
дыхание перед началом музыкальной фразы; отработка навыков экономного

выдоха, удерживания дыхания на более длинных фразах; развитие умения
быстрой, спокойной смены дыхания при исполнении песен, не имеющих пауз
между фразами; развитие умения распределять дыхание при исполнении
напевных песен с различными динамическими оттенками (при усилении и
ослаблении дыхания); пение коротких попевок на одном дыхании;
формирование устойчивого навыка естественного, ненапряженного звучания
(развитие умения правильно формировать гласные и отчетливо произносить
согласные звуки, интонационно выделять гласные звуки в зависимости от
смысла текста песни; развитие умения правильно формировать гласные при
пении двух звуков на один слог; развитие умения отчетливого произнесения
текста в темпе исполняемого произведения); развитие умения мягкого,
напевного, легкого пения (работа над кантиленой – способностью певческого
голоса к напевному исполнению мелодии); активизация внимания к единой
правильной интонации (развитие точного интонирования мотива выученных
песен в составе группы и индивидуально); развитие умения четко
выдерживать ритмический рисунок произведения без сопровождения
учителя и инструмента (а капелла); работа над чистотой интонирования и
выравнивание звучания на всем диапазоне;развитие слухового внимания и
чувства ритма в ходе специальных ритмических упражнений; развитие
умения воспроизводить куплет хорошо знакомой песни путем беззвучной
артикуляции в сопровождении инструмента; дифференцирование звуков по
высоте и направлению движения мелодии (звуки высокие, средние, низкие;
восходящее, нисходящее движение мелодии, на одной высоте); развитие
умения показа рукой направления мелодии (сверху вниз или снизу вверх);
развитие умения определять сильную долю на слух; развитие понимания
содержания песни на основе характера ее мелодии (веселого, грустного,
спокойного) и текста; выразительно-эмоциональное исполнение выученных
песен с простейшими элементами динамических оттенков; формирование
понимания дирижерских жестов (внимание, вдох, начало и окончание пения);
развитие умения слышать вступление и правильно начинать пение вместе с

педагогом и без него, прислушиваться к пению одноклассников (развитие
пения в унисон; развитие устойчивости унисона; обучение пению выученных
песен ритмично, выразительно с сохранением строя и ансамбля); развитие
умения

использовать

разнообразные

музыкальные

средства

(темп,

динамические оттенки) для работы над выразительностью исполнения песен;
пение спокойное, умеренное по темпу, ненапряженное и плавное в пределах
mezzopiano (умеренно тихо) и mezzoforte (умеренно громко); укрепление и
постепенное расширение певческого диапазона ми1 – ля1, ре1 – си1, до1 – до2;
стимулирование эстетического наслаждения от собственного пения.
Изучение элементов музыкальной грамоты делится на три периода,
соответствующих
умственной

познавательным

отсталостью

возможностям

(интеллектуальными

обучающихся

нарушениями).

с

Первый,

пропедевтический период – от 6 до 8 лет (дополнительный 1 – 1 класс). Дети
накапливают опыт восприятия музыки, первоначальные музыкальные
впечатления, опыт музыкально-слуховых и ритмических представлений,
интонирования мелодии голосом. Происходит ознакомление с характером
музыки (спокойная, веселая, грустная); с динамическими особенностями
(громкая, тихая); развиваются элементарные представления о многообразии
внутреннего содержания прослушиваемых произведений; с музыкальными
инструментами и их звучанием (фортепиано, барабан, скрипка, баян, гитара,
труба);формируются

элементарные

представления

о

форме

песни

(вступление, запев, припев, проигрыш, окончание), некоторых жанрах
(песня, танец, марш), видах музыкальной деятельности (пение, слушание
музыки, танец и т.д.) и правилах поведения на уроках. Во втором периоде –
от 9 до 11 лет (2 – 4 классы) – происходит более осознанное овладение
знаниями,

исполнительскими

умениями.

Обучающиеся

знакомятся

с

музыкальными понятиями: высота и длительность звука, музыкальный
коллектив (ансамбль, оркестр, хор); продолжают изучать многообразие
музыкальных инструментов (орган, арфа, флейта, виолончель, саксофон,
балалайка, другие народные инструменты) и музыкальной формы (части

произведения).У обучающихся формируются элементарные представления о
полифункциональности музыки (развлекательная, спортивная, музыка для
отдыха,

трудовой

деятельности);

разновидностях

маршей

(военный,

спортивный, праздничный, траурный) и танца (вальс, полька, танго, полонез,
хоровод). В третьем периоде – в возрасте от 12 до 14 лет (5 класс) – знания,
полученные практическим путем, систематизируются и обобщаются. У
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
формируются представления о способах графического фиксирования музыки
с помощью нотного письма (нотный стан, нота, звук, пауза, размер,
длительность, мелодия, аккомпанемент и др.).Обучающиеся приобретают
знания о музыкальных профессиях, специальностях (композитор, дирижер,
музыкант, певец); особенностях творчества композиторов; о составе и
звучании симфонического оркестра, современных творческих объединений;
о жанрах музыкальных произведений (опера, балет, соната, симфония,
концерт, квартет, романс, серенада).
Обучение игре на музыкальных инструментах детского оркестра
предполагает

использование

таких

музыкальных

инструментов,

как

металлофон, ксилофон, триола, детские саксофон и кларнет, треугольник,
бубен, маракасы, румба, кастаньеты, трещотки, ложки, детский баян и
аккордеон и др. Обучая игре на металлофоне, необходимо научить
правильным приемам звукоизвлечения. Ударный молоточек, лежащий на
указательном пальце, слегка прижимается сверху большим пальцем. Кисть в
момент удара нужно расслабить. При этом очень важно соблюдать меру,
поскольку, если молоточек держится слишком слабо, он выпадет из руки, а
если она будет зажатой и скованной, звук становится глухим, жестким. Удар
наносится ровно посередине металлической пластинки, не задевая соседних
пластинок. В таком случае звук получается чистый, звонкий. При обучении
игре на маракасах, румбе, треугольнике, трещотках, кастаньетах необходимо
сформировать осознанное восприятие музыки ребенком. Для этого надо
научить слушать музыкальное сопровождение на фортепиано, после чего

позволить ребенку самому исполнить простейшее сопровождение к какойлибо пьесе: держа инструмент в руке, передать ритмический рисунок
произведения. На маракасах, румбе играют кистевым движением, а по
треугольнику

наносят

спокойные

удары

палочкой

посередине

горизонтальной перекладины. Для приглушения звука к инструменту
прикасаются пальцем. При игре на трещотке, состоящей из деревянных
пластин, обучающиеся учатся правильно, ритмично встряхивать ими, чтобы
пластинки, касаясь друг друга, извлекали четкий звук. При игре на
кастаньетах обращается внимание на излишнюю громкость звучания. Для
предотвращения этого обучающиеся учатся брать инструмент в одну руку и
правильно ударять «лепестками» кастаньет о ладонь другой. Звук от такого
игрового приема становится более приглушенным, но и более четким,
ритмичным.

При

игре

на

бубне

обучающиеся

учатся

различному

звукоизвлечению: кончиками пальцев или основанием кисти по центру
натянутой мембраны или по краям обруча. При игре на триоле, детском
саксофоне или кларнете, происходит обучение правильному расходованию
дыхания, координируя взаимосвязь между силой звучания и интенсивностью
выдоха. Кроме этого, синхронизируется умеренный, равномерный выдох с
одновременным нажатием на нужную кнопку или клавишу. Перед игрой у
каждого духового инструмента мундштук обязательно протирается влажной
салфеткой.

После

успешного

овладения

правильными

приемами

звукоизвлечения, осуществляется переход к разучиванию инструментальных
партий в музыкальных произведениях для ансамбля или шумового оркестра.
Как правило, это элементарное ритмическое сопровождение без изменения
звуковысотности. После отработки ритмической фигуры содержание партии
обогащается

несложным

голосоведением.

При

обучении

игру

на

музыкальных инструментах детского оркестра ребенок должен хорошо
помнить мелодию, иметь музыкально-слуховые представления, уметь
пропеть звуки мелодии голосом.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«МУЗЫКА»
№
темы

Кол-во
часов,

Тема урока

отводимых на
освоение
каждой темы

1

Вводный урок

1

2

«Дружба школьных лет»

1

3

«Дружба школьных лет»

1

4

«Дружба школьных лет»

1

5

«Дружба школьных лет»

1

6

«Дружба школьных лет»

1

7

«Дружба школьных лет»

1

8

Обобщение по теме: «Дружба школьных 1
лет»

9

«Что такое Новый год?»

1

10

«Что такое Новый год?»

1

11

«Что такое Новый год?»

1

12

«Что такое Новый год?»

1

13

«Что такое Новый год?»

1

14

«Что такое Новый год?»

1

15

Обобщение по теме: «Что такое Новый год?» 1

16

Контрольно-обобщающий урок

1

17

«Будем в армии служить»

1

18

«Будем в армии служить»

1

19

«Будем в армии служить»

1

20

«Будем в армии служить»

1

21

«Мамин праздник»

1

22

«Мамин праздник»

1

23

«Мамин праздник»

1

24

«Мамин праздник»

1

25

«Мамин праздник»

1

26

Обобщение по темам: «Будем в армии 1
служить»; «Мамин праздник»

27

«Пойте вместе с нами»

1

28

«Пойте вместе с нами»

1

29

«Пойте вместе с нами»

1

30

«Пойте вместе с нами»

1

31

«Пойте вместе с нами»

1

32

«Пойте вместе с нами»

1

33

Обобщение по теме: «Пойте вместе с нами»

1

34

Контрольно-обобщающий урок

1

Итого

34 часа ( 1 час
в неделю)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».