ДООП Физика в сельском хозяйстве.

Управление образования Артемовского муниципального округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №16»

Рассмотрено
на заседании
педагогического совета
МБОУ «СОШ № 16»
«29» августа 2025 г.
Протокол № 82

Утверждено
Приказ № 95/4
от «01» сентября 2025 г.
И.о. директора МБОУ «СОШ № 16»
_________ Ковалева Н.А.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА
естественнонаучной направленности
«Физика в сельском хозяйстве»
Сетевая форма работы
составитель:
Панчеха Юлия Петровна
учитель физики

п. Сосновый Бор, 2025

Пояснительная записка
Нормативно – правовой базой для составления программы послужили следующие
документы:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
2. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04 июля
2014г., № 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима
работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
2. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН
2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях"
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2018
N196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

Настоящая программа рассчитана на 2 месяца обучения. Она предполагает овладение
навыками работы с цифровым оборудованием, воспитание интересов к естественным
наукам, выявление индивидуальных особенностей учащихся, развитие творческих
способностей. Теоретические и практические занятия помогут учащимся развить навык
использования для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов:
наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование; овладеть адекватными способами
решения теоретических и экспериментальных задач; научиться работать с цифровым
оборудованием и проводить исследования.
Предлагаемый курс обучения адресован учащимся в возрасте 12-15 лет. Количество
учащихся в учебной группе до 20 человек.

Актуальность программы
Основными средствами воспитания творческой активности и развития способностей
обучающихся являются экспериментальные исследования и задачи. Решение нестандартных
задач и проведение занимательных экспериментальных заданий, с использованием цифрового
оборудования, способствует пробуждению и развитию устойчивого интереса к физике. В
процессе обучения решаются проблемы дополнительного образования детей:
•

организация полноценного досуга;

•

развитие личности в школьном возрасте.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение
основной цели:
• формирование осознанности детей в понимании тесной связи физики – как
науки и повседневной жизни на селе, практического применения физических законов в

сельском хозяйстве;
• формирование представления о явлениях и законах окружающего мира, с
которыми школьники сталкиваются в повседневной жизни;
• формирование представления о научном методе познания;
• развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
• формирование навыков построения физических моделей и определения границ
их применимости;
• использование приобретённых знаний и умений для решения практических,
жизненных задач;
• включение учащихся в разнообразную деятельность: теоретическую,
практическую, аналитическую, поисковую;
• развитие сообразительности и быстроты реакции при решении новых
различных физических задач, связанных с практической деятельностью.

Отличительные особенности программы
Отличительной особенностью данной программы является направленность на
формирование учебно-исследовательских навыков, развитие у обучающихся стремления к
дальнейшему самоопределению, интеллектуальной, научной и практической самостоятельности,
познавательной активности, способствовать формированию у школьников профессиональных
намерений для выбора сельскохозяйственных профессий.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение
основной цели:
• формирование осознанности детей в понимании тесной связи физики – как
науки и повседневной жизни на селе, практического применения физических законов в
сельском хозяйстве;
• формирование представления о явлениях и законах окружающего мира, с
которыми школьники сталкиваются в повседневной жизни;
• формирование представления о научном методе познания;
• развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
• формирование навыков построения физических моделей и определения границ
их применимости;
• использование приобретённых знаний и умений для решения практических,
жизненных задач;
• включение учащихся в разнообразную деятельность: теоретическую,
практическую, аналитическую, поисковую;
• развитие сообразительности и быстроты реакции при решении новых различных
физических задач, связанных с практической деятельностью.
Программа рассчитана на 8 часов, в рамках которого предусмотрены такие методы и
приемы обучения как проектный, объяснительно-иллюстративный, проблемно- поисковый,
рассказ, беседа, демонстрация, практическая работа репродуктивного и творческого характера.
Реализация практической части «Физика в сельском хозяйстве»
предусматривает использование оборудования Центра образования естественнонаучной и технологической направленностей «Точка роста».

Педагогическая целесообразность
Программа помогает обучающимся оценить свой творческий потенциал с точки зрения
образовательной перспективы и способствует созданию положительной мотивации
обучающихся к самообразованию.
Программа позволяет на практике обеспечивать индивидуальные потребности
обучающихся, профильные интересы детей, то есть реализовывать педагогику развития
ребенка.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы.
Программа адресована обучающимся от 12 до 15 лет. Дети 12-15 лет способны хорошо
запоминать, применять на практике знания и умения, полученные в ходе занятий по
дополнительной общеобразовательной программе «Физика в сельском хозяйстве».
В объединении могут заниматься и мальчики и девочки, без ограничений здоровья.
Набор детей - по желанию. Количество обучающихся в группе до 20 человек.
Сроки реализации
Дополнительная программа рассчитана на 2 месяца ( 8 часов).
Формы и методы занятий: беседа, творческое общение, индивидуальное общение,
лекция, демонстрация-объяснение, практическое занятие, исследование, эксперимент,
тренинги, игры, опыты с применением цифрового оборудования.

Цель и задачи программы.
Цель: развитие у обучающихся познавательных интересов в области естественных
наук, интеллектуальных и творческих способностей, исследовательских и
экспериментаторских навыков в ходе решения практических задач и самостоятельного
приобретения новых знаний.
Задачи:
1. Образовательные: способствовать самореализации обучающихся в изучении
конкретных тем физики, развивать и поддерживать познавательный интерес к
изучению физики как науки, знакомить обучающихся с последними
достижениями науки и техники, научить решать задачи нестандартными
методами, развивать познавательный интерес при выполнении
экспериментальных исследований с использованием информационных
технологий.
2. Воспитательные: воспитывать убежденность в возможности познания
законов природы, в необходимости разумного использования достижений
науки и техники, воспитание уважения к творцам науки и техники, отношения
к физике как к элементу общечеловеческой культуры.
3. Развивающие: развивать умения и навыки самостоятельной работы с научнопопулярной литературой, умения практически применять физические знания в жизни,
развивать творческие способности, формировать у обучающихся активность и
самостоятельность, инициативность, повышать культуру общения и поведения.
Планируемые результаты

Реализация программы
результатов:

способствует

достижению

следующих

Личностные:
В сфере личностных универсальных учебных действий учащихся:
получение учащимися представлений о проявлении физических законов и теорий
в сельском хозяйстве;
ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе
на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов
требованиям конкретной задачи;
способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной
деятельности;
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе,
понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных
мотивов;
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения
задач.
Метапредметные:
В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащихся:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее

реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной
ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и
задачной области;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей
и других людей;

1. Комплекс организационно-педагогических условий

Учебный план

Название

Всего

«Физика в сельском
хозяйстве»

Теория

8

Практик
а
4

4

Учебно-тематический план
№

Название темы
Введение.

1

Механические явления.

2-5

Тепловые явления

6-8

Итого

Всего
часов

Теория

Практика

2

1

-

2

2

2

2

1

2

8

4

4

Тематическое планирование курса внеурочной деятельности

№
п/
п

1

2

Дата
проведения
План Факт

Тема урока

Использование

Приме
оборудования
- чание
центра
естественнонаучной
и технологической
направленностей
«Точка роста»

1. Введение (1ч)
Вводное занятие. Физика – основа
Компьютерное
оборудование
развития сельского хозяйства.
Техника
безопасности.
2. Механика (4 ч)
Масса. Плотность. Давление
Компьютерное
твердых тел, жидкостей и газов.
оборудование
Атмосферное
давление.

Использование законов физики в
доильных аппаратах, автопоилках
для птиц.

3

Лабораторные работы

Оборудование для

«Определение плотности
картофеля» и «Определение
плотности молока
ареометром».
Атмосферное давление. Давление
жидкости и газов. Закон Паскаля.

лабораторных работ и
ученических опытов

Изготовление поилки из
пластиковых бутылок.

Оборудование для

4

5

Оборудование для
демонстраций
(шприц, шар
Паскаля)
лабораторных работ и
ученических опытов

3. Тепловые явления (2ч)
6

7
8

Значение влажности воздуха,
влажности зерна в сельском
хозяйстве.
Лабораторная работа
«Определение влажности воздуха»
Лабораторная работа «Измерение
влажности зерна»

Компьютерное
оборудование
Оборудование для
демонстраций.
Оборудование для
демонстраций.

Методическое обеспечение программы
Для реализации программы в Учреждении имеются необходимые материальнотехнические условия. Материально-технические условия позволяют соблюдать санитарногигиенические нормы образовательного процесса. Соблюдаются санитарно- бытовые
условия, требования пожарной и электробезопасности, требования охраны труда.
Проведение занятий осуществляется на базе школьных кабинетов, в которых имеется
необходимое оборудование для проведения теоритической и практической
работы:
• Дидактический материал:
• демонстрационный материал

(рисунки, карты,
электронных носителях);
• раздаточный материал (графические данные);
• методические разработки игр.
• Материально-техническое оснащение занятий

схемы,

графики,

чертежи

на

-Кабинет для обучения
-Доска
-Письменные принадлежности, канцелярские товары
-Комплект цифрового оборудования.
Для успешной реализации программы обучающимся гарантируется соблюдение их
прав на образование, охрану здоровья, отдых и досуг; предоставление возможности
высказывать свое мнение о качестве образовательного процесса; обеспечение возможности
участия в социально-творческой деятельности, в том числе в реализации проектов,
имеющих важное общественное значение; гарантируется физическая и психологическая
безопасность обучающихся.
Условия реализации программы:
1. Желание детей. Постоянный контингент воспитанников.
2. Материально-технические условия: Кабинет с выходом в сеть Интернет и
организованной локальной сетью. Колонки, фотоаппарат, компьютеры,
видеопроектор, экран, штативы.
Программа адресована к ученикам, которые в будущем хотели бы связать свою
жизнь с профессиями, связанными с сельским хозяйством.
Учебно-наглядные пособия:
Справочники
Электронные учебники и электронные учебные пособия
Методическая литература
Цифровая лаборатория по физике.

Инструкции по технике безопасности
Электронные учебно-наглядные пособия, в т.ч. компьютерные презентации, видеоролики

Примерная структура теоретического занятия
1.
2.
3.
4.
5.
6.

Организационный момент.
Сообщение темы и цели занятия.
Изложение нового учебно-познавательного материала
Решение задач, упражнений, тестов на отработку практических умений.
Домашнее задание, планирование практической деятельности
Итог занятия. Принципы
ведения занятий:

• от простого к сложному;
• от малой нагрузки, к большой;
• от бессистемности к системности;
• от «хочу» к «надо».

На занятиях должно быть интересно, понятно, должно быть взаимопонимание с
детьми, доверительные отношения, доброжелательность, нравственные принципы; занятия
должны быть полезными и веселыми.

Список литературы
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГА.

1. Аллаби М. Земля. Иллюстрированный атлас. - М.: ООО «Издательская Группа
Аттикус», 2008. - 200 с.
2. Билимович Б.Ф. Физические викторины. - М.: Просвещение, 1968, 280с.
3. Буров В.А. и др. Фронтальные лабораторные занятия по физике. - М.: Просвещение,
1970, 215с.
Горев Л.А. "Занимательные опыты по физике". - М.: Просвещение, 1977, 120с.
Демкович В.П. Физические задачи с экологическим содержанием // Физика в
школе № 3, 1991.
6.
Физика в сельском хозяйстве - Куприн М.Я. (1985)

4.
5.

Ермолаева Н.А. и др. Физика в школе: сборник нормативных документов. - М.:
Просвещение, 1987, 224с.
8.
Моше Д. Астрономия. - М.: Просвещение, 1985. - 254с.
9.
Наука: Энциклопедия. - М.: Дорлинг Киндерсли, 1999. - 448с.
10.
Новиков И.Д. Куда течет река времени? - М.: Мол.гвардия, 1990.
• 238с.

7.

Перельман Я.И. Живая математика. - Домодедово: ВАП, 1994. - 160с.
Перельман Я.И. Занимательная астрономия. - Домодедово: ВАП, 1994. - 208с.
Перельман Я.И. Занимательная физика. - Домодедово: ВАП, 1994. - 223с.
Перельман Я.И. Занимательная физика. - М.: Гос. изд-во технико-теоретической
литературы, 1949, 267с.
15.
Покровский С.Ф. Опыты и наблюдения в домашних заданиях по физике. - М.:
изд-во академии педагогических наук РСФСР, 1963, 416с.
16.
Реймерс Н.Ф. Начала экологических знаний. - М.: Издательство МНЭПУ, 1993. 262с.
17.
Сергеев М.Б., Сергеева Т.В. Планета Земля. - М., 2000. - 144 с.
18.
Спарджен Р. Экология: Энциклопедия окружающего мира. - М.: Росмэн, 1997.
- 48с.
19.
Темплтон Д. Всемирные законы жизни. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2002.
- 620с.
20.
Удивительная планета Земля. - ЗАО «Издательский Дом Ридерз Дайджест»,
2003. - 320 с.
21.
Журнал «Физика в школе»
22.
Приложение к газете «Первое сентября» - «Физика»

11.
12.
13.
14.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

1.

А.П. Рыженков «Физика. Человек. Окружающая среда». Книга для

обучающихся 7 класса. М.: Просвещение,1991 год.

2.
3.
4.
5.

Л.В. Тарасов «Физика в природе». М.: Просвещение, 1988 год.
Я.И. Перельман «Занимательная физика» (1-2ч).
Интерактивный курс физики для 7-11 классов (диск)
«Книга для чтения по физике». Учебное пособие для обучающихся

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

•
•
•

•
•

•

Электронные образовательные ресурсы из единой коллекции цифровых
образовательных ресурсов http://school- collection.edu.ru/
Электронные образовательные ресурсы каталога Федерального центра
информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru/
Сайт для обучающихся и преподавателей физики. На сайте размещены учебники физики
для 7, 8 и 9 классов, сборники вопросов и задач, тесты, описания лабораторных работ.
Учителя здесь найдут обзоры учебной литературы, тематические и поурочные планы,
методические разработки. Имеется также дискуссионный клуб http: //www. fizika.ru /
Образовательный портал (имеется раздел «Информационные технологии в школе») http:
//www.uroki.ru /
Использование информационных технологий в преподавании физики. Материалы (в том
числе видеозаписи) семинара в РАО по проблеме использования информационных
технологий в преподавании физики. Содержит как общие доклады, так и доклады о
конкретных программах и интернет-ресурсах. http: //ioso.ru/ts/archive/physic.htm
Лаборатория обучения физике и астрономии (ЛФиА ИОСО РАО). Материалы по
стандартам и учебникам для основной и полной средней школы.
http://physics.ioso.iip.net/index.htm


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».