ВД Практическая география

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования Артемовского муниципального округа
МБОУ "СОШ № 16"

Рассмотрено
на заседании
педагогического совета
МБОУ «СОШ № 16»
№ 16
«29» августа 2025 г.
Протокол № 82

Утверждено
Приказ № 95/4
от «01» сентября 2025 г.
И.о. директора МБОУ «СОШ
_________ Ковалева Н.А.

Образовательная программа
внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС ООО
«ПРАКТИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ 8-9 класс»

направление:
естественнонаучная грамотность
Составитель: Жигулева И. А,
Учитель географии,
высшая категория.

п. Сосновый Бор
2025

Программа внеурочной деятельности
«Практическая география»
8 - 9 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа по географии составлена в соответствии:
1. Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 №273-ФЗ;
2. Приказ Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 г. № 761и «Об утверждении
Единого
квалификационного
справочника
должностей
руководителей,
специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики
должностей работников образования»;
3. Приказ Минобрнауки № 1040 от 22.09.2015 г. «Об утверждении Общих требований
к
определению
нормативных
затрат
на
оказание
государственных
(муниципальных) услуг в сфере образования, науки и молодежной политики,
применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение
выполнения государственного (муниципального) задания на оказание
государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) государственным
(муниципальным) учреждением»;
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 г. № 966
«О лицензировании образовательной деятельности»;
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № 1039
«О государственной аккредитации образовательной деятельности»;
6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования (приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373) (далее –
ФГОС НОО);
7. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования (приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897) (далее –
ФГОС ООО);
8. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного)
общего образования (приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413) (далее
– ФГОС СОО);
9. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательный программам – программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от
30 августа 2013 г. № 1015);
10. СанПиН 2.4.2.28.21-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (от 29 декабря 2010
г. № 189 в редакции изменений №3, утверждённых постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 24 ноября 2015 г. №
81);
11. Приказ Росстата от 17 августа 2016 г. № 429 «Об утверждении статистического
инструментария для организации Министерством образования и науки Российской
Федерации федерального статистического наблюдения за деятельностью
организаций, осуществляющих подготовку по образовательным программам
начального общего, основного общего, среднего общего образования».
12. Письмо Минобрнауки России «Методические рекомендации по уточнению
понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных
общеобразовательных программ, в том числе и в части проектной деятельности» от
18.08.2018 г. № 09-1672;
13. Основная образовательная программа МАОУ СОШ № 16
14. Учебный план МАОУ СОШ № 16 на 2025-2026 учебный год

Программа адресована обучающимся 8 - 9 классов. Общее число учебных
часов- 17 часов (по 0,5 часу в неделю).
Содержание курса направлено на расширенное и углубленное изучение практических
вопросов, на изучение которых в школьной программе уделяется недостаточно времени и
которые вызывают у учащихся наибольшее затруднения. Также курс внеурочной
деятельности способствует формированию устойчивого интереса к предмету,
исследовательского подхода в решении географических задач и помогает обучающимся
подготовиться к ОГЭ.
Программа предполагает, что основной задачей педагога, реализующего данный
курс является не просто передача, трансляция имеющего опыта, накопленных знаний, но и
способности преодолевать границы известного, традиционного. Благодаря этому
становится возможным выйти за пределы образовательного стандарта, для успешной
реализации творческого потенциала учащихся, повышения их познавательного интереса к
географии и формированию более устойчивой мотивации к изучению предмета. В
процессе освоения программы, обучающиеся смогут проверить уровень своих знаний по
различным разделам школьного курса географии, а также пройдут необходимый этап
подготовки к ГИА.
Даная рабочая программа содержит следующие структурные компоненты:
1. Пояснительную записку.
2. Планируемые результаты обучения по предмету
3. Содержание учебного предмета курса
4. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение
каждой темы.
5. Список литературы и Интернет-ресурсов.

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Планируемый результат обучения - овладение школьниками системой физикогеографических,
картографических,
социально-экономических,
экологических,
краеведческих знаний, умений, ценностных отношений; освоение путей применения
знаний в разнообразных ситуациях; формирование у школьников социальных,
коммуникативных, географических компетенций.
Личностными результатами являются: готовность и способность обучающихся к
саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к
обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых
социальных и межличностных отношений, ценностносмысловых установок, отражающих
личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции,
правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к
осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.
Метапредметными
результатами
являются:
освоенные
обучающимися
межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные,
познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной,
познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и
осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с
педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;
Предметными результатами являются: освоенные обучающимися в ходе изучения
учебного курса умения, специфические для предметной области «География», виды
деятельности по получению нового знания в рамках учебного курса, его преобразованию
и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях,

формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях,
типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями,
методами и приемами.
В процессе изучения курса внеурочной деятельности реализуется следующая цель –
формирование следующих компетенций:
1. Ценностно-смысловая компетенция. Формирование мировоззрения, связанного с
ценностными представлениями ученика, его способностью видеть и понимать
окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение, уметь
выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать
решения. От этого зависит программа жизнедеятельности ученика в будущем.
2. Общекультурная компетенция. Способствовать ознакомлению с особенностями
национальной и общечеловеческой культуры, с духовно-нравственными основами жизни
человека и человечества, отдельных народов, с культурологическими основами семейных,
социальных, общественных явлений и традиций, с ролью науки и религии в жизни
человека, их влиянием на мир.
3. Учебно-познавательная компетенция. Способствовать формированию и развитию
компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности,
включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности,
соотнесённой с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения
целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной
деятельности. Овладение географическими знаниями и умениями, навыками их
применения в различных ситуациях. В рамках этой компетенции определяются
требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от
домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных,
статистических и иных методов познания.
4. Информационная компетенция. При помощи информационных технологий
(Интернет), способствовать формированию умений самостоятельно искать, анализировать
и отбирать необходимую информацию, организовать, преобразовать, сохранить и
передать её. Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией,
содержащейся в различных источниках.
5. Метапредметные компетенции:
 умение работать с разными источниками географической информации;
 умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических
объектов и явлений;
 картографическая грамотность;
 владение элементарными практическими умениями;
 умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и
оценки разнообразных природных явлений и процессов, адаптации к условиям
проживания на разных материках в странах мира.
В программе предусмотрены теоретические и практические занятия:
 теоретические (вводные лекции, беседы, самостоятельная работа обучающихся);
 практические (работа с пособиями разного типа, работа с компьютером и другими
информационными носителями).
Программа курса предусматривает индивидуальную, групповую, фронтальную и
парную деятельность обучающихся, применяются такие технологии: как технологии
развивающего обучения и критического мышления. Используются презентации,
мультимедийные пособия. Курс реализует компетентностный, деятельностный
и
индивидуальный подход к обучению.
Компетентностный подход, реализуемый в рамках курсовой подготовке к ГИА по
географии, дает возможность успешно подготовиться к экзамену, дает возможность
интегрировать знания из разных предметных областей и формировать метапредметные

учебные действия, а также способствует формированию активной жизненной позиции
учащихся, гражданственности и патриотизма.
Личностно-ориентированный и деятельностный подходы к обучению географии
позволяют учитывать изменения в психологии обучающихся основной средней школы,
которые обусловлены переходом от подросткового возраста к взрослению.
Деятельностный подход реализуется в процессе проведения самостоятельных и
практических работ с учащимися, составляет основу курса. Деятельность учителя
сводится в основном к консультированию учащихся, анализу и разбору наиболее
проблемных вопросов и тем.
Индивидуализация обучения достигается за счет использования в процессе
обучения электронных и Интернет-ресурсов.
Содержание учебного предмета.
Структура программы позволяет моделировать ее в зависимости от интересов
обучающихся (количество практических, самостоятельных работ, лекционных занятий з
зависит от реальных условий, в которых находится учебное заведение, они предлагаются
на выбор учителя и обучающихся).
Программа курса выстроена в логике постепенного освоения обучающимися
основного содержания географических знаний и состоит из трех разделов. Каждый раздел
состоит из обзорных лекций, тренировочных заданий тестовой формы с выбором ответа,
заданий тестовой формы с кратким ответом или развернутым ответом и анализа трудных
заданий.
В процессе освоения программы, обучающиеся смогут расширить знания, проверить
уровень своих знаний по различным разделам школьного курса географии, устранить
выявленные пробелы, а также пройдут необходимый этап подготовки к экзамену.
Основные разделы курса.
1. Источники географической информации.
План местности. Географическая карта. Их основные параметры и элементы.
Отработка основных умений: измерения по картам расстояний, направлений;
определение географических координат; анализ плана местности и построение
профиля местности по плану.
2. Географические оболочки Земли..
Географическая оболочка, основные
свойства и закономерности. Природные
комплексы. Взаимосвязи географических явлений и процессов в геосферах.
Определение географических объектов и явлений по их существенным признакам.
Решение заданий.
3. География материков и океанов.
Особенности природы материков и океанов Земли. Закономерности размещения
основных форм рельефа. Связь их размещения с тектоникой. Климатические
особенности каждого материка. Гидрография и особенности природных зон.
Современная политическая карта мира. Особенности географического положения,
природы, населения и хозяйства крупных стран мира. Определение стран по
описанию. Знакомство с программной географической номенклатурой по курсу.
4. География России.
Географическое положение и границы России. Субъекты Российской Федерации.
Особенности природы. Население. Народы. Хозяйство. Определение региона по его
краткому описанию. Россия в современном мире. Особенности населения. Анализ
демографических ситуаций. Этногеография.
Определение демографических
процессов и явлений по их существенным признакам. Анализ статистической и
графической информации (работа со статистическими таблицами, полово-возрастными

пирамидами). Определение демографических показателей по формулам. Знакомство с
программной географической номенклатурой по курсу
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

курса «Практическая география», 8-9 класс (17 часов в год).
№
1

2
3

4
5

6

7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

Тема
Географические открытия и исследования Земли.
Карта – важнейший источник географических знаний.
Определение направлений, расстояний, азимута по топографической
карте.
Построение профиля рельефа местности по топографической карте.
Решение задач по топографической карте.
Определение географических координат по карте
Определение географических координат по местному времени и углу
падения солнечных лучей.
Часовые пояса. Решение задач на определение часового пояса.
Гидросфера. Основные понятия, процессы, закономерности и
следствия.
Решение практических задач по теме «Гидросфера».
Атмосфера. Основные понятия, процессы, закономерности и следствия.
Решение практических задач по теме «Атмосфера»
Практическая работа №2 «Построение графиков хода t,диаграмм
осадков, розы ветров»
Биосфера. Основные понятия, процессы, закономерности и следствия.
Особенности природы материков: Африка. Австралия. Антарктида.
Перечень необходимой номенклатуры по теме «География материков и
океанов».
Особенности географического положения РФ
Природа России. Рельеф, геологическое строение, полезные
ископаемые, климат.
Природа России. ПК. Особо охраняемые территории.
Население России. Практическая работа №5 «Анализ статистических
данных»
Хозяйство России. Отрасли хозяйства и факторы их размещения.
Экономические районы страны.
Решение задач и упражнений. Подготовка к ЕГЭ.
Решение задач и упражнений. Подготовка к ЕГЭ.
Об особенностях итоговой аттестации по географии в 9 классах.
Решение особо трудных заданий

Кол/ча
с
1

1
1

1
1

1

1
1

1
1
1
1
1
1
1
1

17ч.
Итого: 17 часов в год.

Дата

Список литературы и Интернет-ресурсов.
1. Программа по географии для общеобразовательных школ (авторы:
А.И.Алексеев, Е.К. Липкина, География. 5-9 классы.
2. Низовцев, В.А. Школьные олимпиады. География. 6-10 классы/ В.А. Низовцев,
3. иН.А. Марченко. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 304с.
4. Ямковой В.. Занимательная география в вопросах и ответах (электронная
версия).
5. Федеральный институт педагогических измерений. Единый государственный экзамен.
http://www.fipi.ru
6. География. Подготовка к ОГЭ-2016. 9 класс. 10 тренировочных вариантов по
демоверсии на 2026 г.: учебно-методическое пособие
7. Е.М. Курашаева География России в схемах и таблицах 8-9 классы, Москва,
издательство «ЭКЗАМЕН2к, 2009 г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».