ВД Занимательная химия

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования Артемовского муниципального округа
МБОУ "СОШ № 16"

Рассмотрено
на заседании
педагогического совета
МБОУ «СОШ № 16»
«29» августа 2025 г.
Протокол № 82

Утверждено
Приказ № 95/4
от «01» сентября 2025 г.
И.о. директора МБОУ «СОШ № 16
_________ Ковалева Н.А.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
общеинтеллектуальной направленности
«Занимательная химия» , 8 класс
является приложением к ООП ООО
с использованием средств обучения и воспитания Центра
«Точка роста»

Разработчик: Жигулева Ирина
Александровна
учитель химии, биологии
высшая категория

п. Сосновый Бор
2025 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного
процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.
Предлагаемый курс ориентирован на знакомство и объяснение химических явлений,
часто встречающихся в быту, свойств веществ, которые находятся у каждого в доме.
Химические термины и понятия вводятся по мере необходимости объяснить то или
иное явление.
Достижение целей обучения химии определяется познавательной активностью
учащихся, их желанием к познанию этой трудной учебной дисциплины.
Цели и задачи курса:
- формирование у учащихся знаний и умений, необходимых в повседневной жизни для
безопасного обращения с веществами;
- формирование естественнонаучного мировоззрения школьников;
- формирование интереса к химии, имеющей огромное прикладное значение;
- расширение кругозора школьников: использование методов познания природы наблюдение физических и химических явлений, простейший химический эксперимент;
- развитие инновационного мышления;
- формирование универсальных учебных действий;
- создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать
собственное «открытие».
Задачи курса:
- познакомить с простыми правилами техники безопасности при работе с веществами;
- обучить приемам правильного обращения на практике с химической посудой и
оборудованием (пробирки, штатив, фарфоровые чашки, пипетки, шпатели, химические
стаканы, воронки и др.).
- обучить приемам правильного обращения на практике с оборудованием центра «Точка
роста»
- формировать представления о качественной стороне химической реакции.
- формировать умение описывать простейшие физические свойства знакомых веществ
(агрегатное состояние, прозрачность, цвет, запах), признаки химической реакции
(изменение окраски, выпадение осадка, выделение газа).
- формировать умение выполнять простейшие химические опыты по инструкции.
- дать возможность овладеть элементарными навыками исследовательской деятельности.
- развивать наблюдательность, умение рассуждать, анализировать, доказывать, решать
учебную задачу.
- формировать логические связи с другими предметами, входящими в курс основного
образования. Результаты изучения предмета разделены на предметные, метапредметные
и личностные.
Общая характеристика курса «Занимательная химия»
В рамках программы создаются условия для самореализации и саморазвития
каждого ребенка на основе его возможностей во внеурочной деятельности. Содержание
курса носит межпредметный характер, так как знакомит учащихся с комплексными
проблемами и задачами, требующими синтеза знаний по ряду предметов (физика,
биология, экология, социальные науки, история). Экология - понимание изменений в
окружающей среде и организовать свое отношение к природе. Физика - физические
свойства веществ, физические методы анализа вещества. История - исторические сведения
из мира химии. Биология - химический состав объектов живой природы. Информатика поиск информации в Интернете, создание и оформление презентаций, работа в текстовых
и табличных редакторах.

Актуальность
Курс внеурочной деятельности «Занимательная химия» создан с целью
формирования интереса к химии, расширения кругозора учащихся. Он ориентирован на
учащихся 8 классов, то есть такого возраста, когда интерес к окружающему миру
особенно велик, а специальных знаний еще не хватает.
Ребенок с рождения окружен
различными веществами и должен уметь обращаться с ними. Химическая наука и
химическое производство в настоящее время развиваются значительно быстрее любой
другой отрасли науки и техники и занимают все более прочные позиции в жизни
человеческого общества. В рамках предмета «Химия» в 8 классе не рассматривается ни
один из разделов данной программы, что позволяет заинтересовать обучающихся
изучением материала курса. Количество часов по химии в учебном плане сократилось,
данный курс будет дополнением к основному курсу химии в 8 классе, где
рассматриваются вещества, окружающие человека в повседневной жизни.
Новизна программы состоит в личностно-ориентированном обучении. Роль
учителя состоит в том, чтобы создать каждому обучающемуся условия для раскрытия и
реализации его способностей. Создать такие ситуации с использованием различных
методов обучения, при которых каждый обучающийся прилагает собственные творческие
усилия и интеллектуальные способности при решении поставленных перед ним задач. С
целью повышения эффективности образовательного процесса используются современные
педагогические
технологии:
метод
проектов,
исследовательские
методы,
информационные технологии обучения, а также оборудование центра «Точка роста».
Сроки реализации программы: 1 год.
Основа стандартов нового поколения системно-деятельностный подход.
Задача современной школы - формирование и развитие у школьников таких качеств
личности, которые позволили бы им самостоятельно конструировать процесс своего
познания и активно использовать его для решения проблем, постоянно возникающих в
реальных жизненных ситуациях.
Курс внеурочной деятельности «Занимательная химия» предполагает:
- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного
общества;
- ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент курса, где
развитие личности обучающегося происходит на основе усвоения универсальных учебных
действий, познания и освоения окружающего мира и составляет цель образования;
- учет индивидуальных возрастных и интеллектуальных особенностей обучающихся;
- обеспечение преемственности начального общего, основного и среднего (полного)
общего образования;
- использование разнообразных видов деятельности и учет индивидуальных
особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала,
познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми
в познавательной деятельности;
- создание основы для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых
знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.
Методы и приемы, используемые при изучении курса
• сенсорного восприятия (лекции, просмотр видеофильмов);
• практические (лабораторные работы, эксперименты);
• коммуникативные (дискуссии, беседы, ролевые игры);
• комбинированные (самостоятельная работа учащихся, проекты, экскурсии,
творческие задания );
• проблемный (создание на занятиях проблемной ситуации).

Прогнозируемые результаты освоения обучающимися программы:
в обучении:
- знание правил техники безопасности при работе с веществами в химическом кабинете;
- умение ставить химические эксперименты;
- умение выполнять исследовательские работы и защищать их;
- сложившиеся представления о будущем профессиональном выборе.
в воспитании:
- воспитание трудолюбия, умения работать в коллективе и самостоятельно;
- воспитание воли, характера;
- воспитание бережного отношения к окружающей среде.
Перед учебными и практическими занятиями проводится инструктаж с учащимися
по соблюдению техники безопасности при проведении эксперимента, пожарной
безопасности, производственной санитарии и личной гигиены.

Планируемые результаты
Личностные результаты
1. в ценностно-ориентационной сфере - ответственное отношение к учению,
готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию; чувство гордости за химическую науку,
отношение к труду, целеустремленность, самоконтроль и самооценка; осознанное
и ответственное отношение к собственным поступкам;
2. в трудовой сфереготовность к осознанному выбору дальнейшей
образовательнойтраектории;
3. в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере - мотивация учения,
умение управлять своей познавательной деятельностью, коммуникативная
компетентность в процессе образовательной, учебно-исследовательской,
творческой и других видов деятельности.
Метапредметные результаты:
Регулятивн ые
1. умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации
цели и применять их на практике;
2. умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
3. умение определять последовательность действий, определять последовательность
выполнения действий, составлять простейшую инструкцию из 2-3 шагов.
4. овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации
учебной деятельности, поиска средств еѐ осуществления;
Познавательные
1. владение универсальными естественно-научными способами деятельности
(наблюдение,
измерение,
эксперимент,
учебное
исследование).
Применение основных методов познания, анализировать объекты с целью
выделения признаков;
2. использование различных источников для получения химической информации.
3. умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач;
Коммуникативн ые
1. организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками;
2. умение доказать свою точку зрения, строить рассуждения в форме простых
суждений об объекте, его свойствах, связях.
3. умение работать в группе - эффективно сотрудничать и взаимодействовать на

основе координации различных позиций при выработке общего решения в
совместной деятельности;
4. умение продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций
всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения
конфликтов.
Предметные результаты:
1. В познавательной сфере:
• давать определения изученных понятий;
• описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты,
используя для этого естественный (русский) язык и язык химии;
• классифицировать изученные объекты и явления;
• делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических
закономерностей;
• структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из
других источников;
2. В ценностно-ориентационной сфере:
• анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и
производственной деятельности человека;
• разъяснять на примерах материальное единство и взаимосвязь компонентов живой
и неживой природы и человека как важную часть этого единства;
• строить свое поведение в соответствии с принципами бережного отношения к
природе.
3. В трудовой сфере:
• Планировать и проводить химический эксперимент;
•

Использовать вещества в соответствии с их предназначением и свойствами,
описанными в инструкциях по применению.
4. В сфере безопасности жизнедеятельности:
• Оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других
травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.
Срок реализации программы: 1 год

Учебно-тематический план
№ Раздел, тема, основное содержание темы

1
2
3

4

Кол- Используемое
во
оборудование (в том
часов числе оборудование
образовательного
центра «Точки роста»
2ч
Ноутбук

Введение
Химия - наука о веществах, их свойствах и
превращениях.
Основные задачи и направления развития современной
химии. Современные химические открытия.
3ч
Методы познания в химии
Наблюдение, измерение и эксперимент как методы изучения
естествознания и химии
Правила техники безопасности при работе в кабинете химии.
Приемы обращения с химической посудой и лабораторным
оборудованием.

Ноутбук
Датчик температуры
платиновый,
термометр,
Датчик
температуры
(термопарный),
спиртовка

Учебное исследование. Методы исследования. Предмет,
объект исследования. Постановка цели и формулировка задач.
Оформление работы.
7ч
Вещества и их свойства. Физические и химические
явления
6
Тела и вещества. Физические явления. Броуновское
движение. Распространение запаха и растворение веществ,
как процесс диффузии.
ЛО №1 « Наблюдение броуновского движения частичек
черной туши под микроскопом».
ЛО №2 « Диффузия перманганата калия холодной и горячей
воде».
7
Химические явления. Признаки химических явлений
(выпадение осадка, выделение газа, изменение окраски,
выделение тепла).
8
Индикаторы. Фенолфталеин. Лакмус. Метилоранж.
Изменение цвета в различных средах. Растительные
индикаторы.
9
Вода и еѐ свойства. Способы очистки воды в быту.
Обеззараживание воды.
10 Понятие о растворах. ЛО №3 «Растворимые и нерастворимые
вещества в воде».
Растворы ненасыщенные, насыщенные и пересыщенные.
Приготовление растворов
11
Лабораторная работа № 1
«Физические и химические явления».
12
Лабораторная работа № 2
«Факторы, влияющие на скорость химической реакции»
5

Вещества на кухне
10ч
13
Поваренная соль и еѐ свойства. Применение хлорида
натрия в хозяйственной деятельности человека.
Соль - польза или вред?
14 Понятие о кристаллах.
Практическая работа №1.
«Выращивание кристаллов соли».
15
Чем полезна и опасна пищевая сода.
Столовый уксус и уксусная эссенция. Свойства
уксусной кислоты и еѐ физиологическое воздействие.
17
Сахар и его свойства.
18
Что полезнее: растительное масло или животныежиры?

Датчик температуры
платиновый
Датчик рН
Датчик рН
Датчик
температуры
платиновый

Прибор
иллюстрации
зависимости
скорости

для

Датчик хлорид-ионов

Ноутбук

Ноутбук
Ноутбук

Металлы на кухне. Посуда из металлов. Металлы в пище.
Удивительный
алюминий.
Почему темнеет
нож?
Лабораторная работа №3 «Ржавчина и еѐ удаление».

20
21

Химик на кухне. Исследовательская работа.
Защита исследовательских работ.

22

Химия и пиша.

23

Цифровой микроскоп
Датчик температуры
платинрвый

Датчик рН

16

19

Весы электронные
Цифровой
микроскоп

Продукты питания и приготовление пищи.
добавки. Ароматизаторы и усилители вкуса.

Весы электронные
5ч
Пищевые

Ноутбук

24

Практическая работа №2
«Анализ состава продуктов
питания(по этикеткам), расшифровка пищевых добавок, их
значение и действие на организм человека».

Нитраты в продуктах растительного происхождения.
Качество и сроки хранения пищевых продуктов.
Практическая работа №3 «Определение нитратов в плодах и
овощах».
26
Практикум-исследование «Шоколад».
«О
пользе и вреде шоколада».
27
Практикум-исследование «Жевательная резинка. «История
жевательной резинки»,
«Жевательная резинка: польза или вред?».

Датчик нитрат-ионов

25

Вешества в аптечке.

4ч

28

Вещества в аптечке. Аптечный иод и его свойства.

29

Перекись водорода и гидроперит.

30

Перманганат калия, марганцовокислый калий.

31

Удивительные превращения обычных веществ.
Химия в ванной комнате.

Ноутбук

Ноутбук
3ч

32

Мыло. Отличие хозяйственного мыла от
туалетного. Щелочной характер хозяйственного мыла.
Стиральные порошки и другие моющие средства.

33

Практикум-исследование «Моющие
посуды», «Мыльные пузыри».

34

средства

Датчик рН

для

Датчик рН

Итоговое занятие «Посвящение в химики».
ИТОГО

34ч
Оснащение учебного процесса

Оборудование центра «Точка роста»
- датчик рН;
- датчик нитрат-ионов;
- весы электронные;
- датчик хлорид- ионов;
- прибор для иллюстрации зависимости скорости;
- датчик температурыплатиновый;
- датчик температуры (термопарный);
- цифровой микроскоп;
- термометр;
- ноутбук.

Информационные средства Интернет-ресурсы
1. http://www.alhimik.ru. Представлены следующие рубрики: советы абитуриенту,
учителю химии, справочник (очень большая подборка таблиц и справочных
материалов), веселая химия, новости, олимпиады, кунсткамера (масса интересных
исторических сведений)
2. http://www.hij.ru/. Журнал «Химия и жизнь»понятно и занимательно рассказывает
обо всем интересном, что происходит в науке и в мире, в котором мы живем.
3. http://chemistry-chemists.com/index.html. Электронный журнал «Химики и химия»
представлено множество опытов по химии, занимательной информации, позволяющей
увлечь учеников экспериментальной частью предмета.
4. http://c-books.narod.ru. Всевозможная литература по химии.
5. http://www.drofa.ru. Известное издательство учебной литературы. Новинки научнопопулярных и занимательных книг по химии.
6. http://1september.ru/. Журнал для учителей и не только. Большое количество работ
учеников, в том числе и исследовательского характера.
7. http://schoolbase.ru/articles/items/ximiya. Всероссийский школьный портал со ссылками
на образовательные сайты по химии.
8. www.periodictable.ru. Сборник статей о химических элементах,
иллюстрированный экспериментом.

Литература
Для учителя:
1. Груздева, Н. В. Юный химик, или Занимательные опыты с веществами вокруг нас
[Текст] : иллюстрированное пособие для школьников, изучающих естествознание, химию,
экологию / Н. В. Груздева, В. Н. Лаврова, А. Г. Муравьев. - СПб. : Крисмас+, 2006. - 105 с.
2. Ольгин, О. М. Опыты без взрывов [Текст] / О. М. Ольгин. - 2-е изд. - М. : Химия, 1986.
- 147 с.
3. Ольгин, О. М. Давайте похимичим! Занимательные опыты по химии [Текст] / О. М.
Ольгин. - М. : Детская литература, 2001. - 175 с.
4. Смирнова, Ю. И. Мир химии. Занимательные рассказы о химии [Текст] / Ю. И.
Смирнова. - СПб. : МиМ-экспресс, 1995. - 201 с.
5. Алексинский В.Н.Занимательные опыты по химии (2-е издание, исправленное) М.: Просвещение 1995.
6. Леенсон И.А. Занимательная химия. - М.: РОСМЭН, 1999.
Для учащихся:
1. Ола, Ф. Занимательные опыты и эксперименты [Текст] / Ф. Ола [и др.]. - М.
: Айрис-Пресс, 2007. - 125 с. - (Серия «Внимание: дети!»).
2. Рюмин, В. Азбука науки для юных гениев. Занимательная химия [Текст] / В.
Рюмин. - 8-е изд.
- М. : Центрполиграф, 2011. - 221 с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».