МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство Свердловской области
Управление образования Артемовского муниципального округа
МБОУ "СОШ № 16"
Рассмотрено
на заседании
педагогического совета
МБОУ «СОШ № 16»
«29» августа 2025 г.
Протокол № 82
Утверждено
Приказ № 95/14
от «01» сентября 2025 г.
И.о. директора МБОУ «СОШ№ 16»
_________ Ковалева Н.А.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Человек»
для обучающихся 8 класса ОВЗ (Вариант 2)
Сосновый Бор 2025
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по адаптированной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) в условиях обучения на дому
Предмет
Учебный год
Класс
Количество часов в год
Количество часов в
неделю
Человек
2025 - 2026
8Г
34 часа
1
Учитель: Жигулева Ирина Александровна
Пояснительная записка
Рабочая программа для обучающихся 8 классов разработана на основе требований к
результатам освоения адаптированной основной общеобразовательной программы
основного общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
(с умственной отсталостью (вариант 2), программы формирования универсальных
учебных действий. Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и примерной адаптированной
основной образовательной программой образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Общая характеристика предмета
Цель программы:
Формирование представлений о себе как «Я» и своем ближайшем окружении и
повышение уровня самостоятельности в процессе самообслуживания.
Задачи программы:
формирование гигиенических навыков;
коррекция интеллектуальных и физических недостатков учащихся, развитие
мелкой моторики рук;
обучение правилам поведения на уроке, выполнению санитарно – гигиенических
требований при использовании различных материалов;
формирование организационных умений и навыков; формирование навыков
культурой еды;
развитие умений ориентироваться в задании;
воспитывать доброжелательное отношение друг к другу при выполнении
процессов самообслуживания;
продолжать развивать самостоятельность в выполнении навыков самообслуживания.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Уроки по предмету «Человек» проводятся в 8 классе 1 раз в неделю.
Четверть
Кол-во часов
1 четверть
8 часов
2 четверть
8 часов
3 четверть
10 часов
4 четверть
8 часов
Год
34 часа
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представлений о себе.
Становление личности ребенка происходит при условии его активности, познания им
окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе
социального мира. Социальную природу «я» ребенок начинает понимать в процессе
взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и близкими.
На уроках ведущая роль принадлежит педагогу. Для обучения создаются такие условия,
которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя
возможную самостоятельность. Учитель подбирает материал по объему и компонует по
степени сложности, исходя из особенностей развития каждого ребенка.
В процессе урока учитель использует различные виды деятельности: игровую
(сюжетно-ролевую, дидактическую, театрализованную, подвижную игру), элементарную
трудовую (хозяйственно-бытовой и ручной труд), конструктивную, изобразительную
(лепка, рисование, аппликация), которые будут способствовать расширению, повторению
и закреплению представлений.
Дидактический материал подобран в соответствии с содержанием и задачами
урока-занятия, с учетом уровня развития детей.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы по
предмету «Человек»
Личностные результаты:
Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы,
обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга.
Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.
Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к
организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию.
Умение ценить и принимать следующие базовые ценности «добро», «природа»,
«семья»; испытывать уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к
родителям.
Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать.
Иметь представления о здоровом образе жизни: элементарные гигиенические
навыки.
Осознавать роль языка и речи в жизни людей.
Предметные:
-основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому
полу, осознание себя как «Я»;
-формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям;
-формирование этических чувств, доброжелательности, эмоционально- нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
-представление о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других:
соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в
зеркале;
-представления о собственном теле;
-отнесение себя к определённому полу;
-умение сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст;
-умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением
первоочередных потребностей: умение обслуживать себя: принимать пищу и пить, ходить
в туалет, выполнять гигиенические процедуры, одеваться и раздеваться и др.;
-умение сообщать о своих потребностях и желаниях.
-умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и
ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными
процедурами: умение определять своё самочувствие (как хорошее или плохое),
показывать или сообщать о болезненных ощущениях взрослому;
-умение соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня (чистка зубов
утром и вечером, мытьё рук перед едой и после посещения туалета).
Коммуникативные: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях
социального взаимодействия, слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать
его, использовать доступные источники и средства получения информации для решения
коммуникативных и познавательных задач.
Познавательные:
актуализация, накопление, расширение, уточнение знаний;
освоение и использование элементарных общих понятий, обеспечивающих учебнопознавательную деятельность.
Универсальные учебные действия:
пользоваться наглядными пособиями;
выполнять команды и указания учителя;
принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
активно участвовать в ходе занятий, контролировать и оценивать свои действия;
принимать указания учителя, отвечать на вопросы, выполнять самостоятельно
задания.
Содержание учебного предмета
Рабочая
программа представлена следующими разделами: «Представления
о себе», «Семья», «Гигиена тела», «Туалет», «Обращение с одеждой и обувью», «Прием
пищи».
Раздел «Представления о себе» включает следующее содержание: представления о
своем теле, его строении, о своих двигательных возможностях, правилах здорового образа
жизни, поведении, сохраняющем и укрепляющем здоровье, полезных и вредных
привычках, возрастных изменениях.
Раздел «Гигиена тела» включает задачи по формированию умений умываться,
мыться под душем, чистить зубы, мыть голову, стричь ногти, причесываться и т.д.
Раздел «Обращение с одеждой и обувью» включает задачи по формированию
умений ориентироваться в одежде, соблюдать одежду в чистоте и порядке.
Раздел «Прием пищи» предполагает изучение продуктов питания, режима питания,
обучение использованию во время еды столовых приборов.
Задачи по формированию навыков обслуживания себя в туалете включены в раздел
«Туалет».
В рамках раздела «Семья» предполагается формирование представлений о своем
ближайшем окружении: членах семьи, взаимоотношениях между ними, семейных
традициях. Учащиеся учатся соблюдать правила и нормы культуры поведения и общения
в семье.
Представления о себе.
Идентификация
себя. Узнавание (различение) частей тела. Знание назначения
частей тела. Узнавание (различение) частей лица человека. Знание назначения частей
лица. Знание строения человека. Узнавание (различение) внутренних органов человека
(на схеме тела).Знание назначения внутренних органов. Сообщение о состоянии своего
здоровья. Сообщение сведений о себе.
Гигиена тела.
Знание и соблюдение правил личной гигиены. Вытирание рук полотенцем. Сушка
рук с помощью автоматической сушилки.Вытирание лица. Чистка зубов. Полоскание
полости рта. Соблюдение последовательности действий при чистке зубов и полоскании
полости рта. Очищение носового хода. Расчесывание волос. Мытье ушей. Чистка ушей.
Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании тела: ополаскивание
тела водой, намыливание частей тела, смывание мыла, вытирание тела. Узнавание и
различение средств личной гигиены, их назначение. Соблюдение правил здорового образа
жизни.
Прием пищи.
Режим питания.Приём пищи. Правила приёма пищи. Рацион питания. Знания в
области правильного питания. Соблюдение правил поведения за столом.
Семья.
Узнавание (различение) членов семьи. Узнавание (различение) детей и взрослых.
Определение своей социальной роли в семье. Различение социальных ролей членов семьи.
Представление о бытовой и досуговой деятельности членов семьи. Представление о
профессиональной деятельности членов семьи. Рассказ о своей семье. Безопасность на
улице и дома.
Тематическое планирование программы «Человек»
Деятельность педагога с учетом Программы воспитания школы:
Гражданское:
формировать российскую гражданскую идентичность в поликультурном,
многонациональном и многоконфессиональном российском обществе, в
современном мировом сообществе.
развивать уважение, ценностное отношение к государственным символам России,
праздникам, традициям народа России.
развивать ценностное отношение к прошлому, настоящему и будущему народа
России, тысячелетней истории российской государственности.
формировать готовность к выполнению обязанностей гражданина России,
реализации своих гражданских прав и свобод.
ориентировать на участие на основе взаимопонимания и взаимопомощи в
разнообразной социально значимой деятельности, в том числе гуманитарной
(добровольческие акции, помощь нуждающимся и т.п.).
инициировать и поддерживать участие в жизни класса, школы (в том числе
самоуправлении), местного сообщества, родного края.
формировать неприятие любой дискриминации граждан, проявлений экстремизма,
терроризма, коррупции в обществе.
Патриотическое:
формировать этнокультурную идентичность, любовь к своему народу, его
традициям, культуре.
развивать уважение, ценностное отношение к историческому и культурному
наследию своего и других народов России, символам, праздникам, памятникам,
традициям народов, проживающих в родной стране.
побуждать осознавать себя патриотом своего народа и народа России в целом,
свою общероссийскую культурную идентичность.
побуждать проявлять интерес к познанию родного языка, истории, культуры своего
народа, своего края, других народов России.
развивать ценностное отношение к боевым подвигам, трудовым достижениям
своих земляков, жителей своего края, народа России, героев и защитников
Отечества в прошлом и современности.
развивать ценностное отношение к достижениям нашей общей Родины – России в
науке, искусстве, спорте, технологиях.
Духовно-нравственное:
развивать ценностное отношение к основам духовно-нравственной культуры
своего народа, других народов России.
развивать готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки
других людей с позиций традиционных российских духовно-нравственных,
социокультурных ценностей и норм с учетом осознания последствий поступков.
ориентировать на традиционные духовные ценности и моральные нормы народов
России, российского общества в ситуациях нравственного выбора.
развивать неприятие аморальных, асоциальных поступков, поведения,
противоречащих традиционным в России духовно-нравственным ценностям и
нормам.
формировать ответственность личности в условиях индивидуального и
общественного пространства.
развивать понимание ценности межрелигиозного, межнационального согласия
людей, граждан, народов в России, умение общаться с людьми разных народов,
вероисповеданий.
развивать уважительное отношение к религиозным традициям и ценностям
народов России, религиозным чувствам сограждан.
развивать уважение к старшим, к российским традиционным семейным ценностям,
институту брака как союзу мужчины и женщины для создания семьи, рождения и
воспитания детей.
развивать нравственные и эстетические чувства к родному языку, русскому языку и
литературе как части духовной культуры своего народа, российского общества,
устойчивый интерес к чтению.
Эстетическое:
развивать восприимчивость к разным видам искусства, понимание его
эмоционального воздействия, влияния на душевное состояние и поведение людей.
развивать ценностное отношение к художественному творчеству своего и других
народов, его значение в культуре.
развивать понимание значения художественной культуры как средства
коммуникации и самовыражения в современном обществе, значения нравственных
норм, ценностей, традиций в искусстве.
развивать понимание ценности отечественного и мирового художественного
наследия, роли народных традиций и народного творчества в искусстве.
ориентировать на самовыражение в разных видах искусства, художественном
творчестве.
Физическое:
развивать ценностное отношение к жизни, здоровью и безопасности человека в
обществе, к сохранению здоровья своего и других людей.
формировать здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических
правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая
активность).
формировать неприятие вредных привычек (курение, употребление алкоголя,
наркотиков, игровая и иные формы зависимостей), понимание их последствий,
вреда для физического и психического здоровья.
формировать знание о правилах безопасности, в том числе безопасного поведения
в информационной, интернет-среде.
развивать умение адаптироваться к стрессовым ситуациям, меняющимся
социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя
собственный опыт.
развивать умение осознавать эмоциональное состояние своё и других людей,
стремление управлять собственным эмоциональным состоянием.
развивать первоначальные навыки рефлексии физического состояния своего и
других людей, готовность оказывать первую помощь себе и другим людям.
Трудовое:
развивать ценностное отношение к труду, результатам трудовой деятельности
своей и других людей.
формировать готовность к участию в решении практических трудовых дел, задач (в
семье, школе, своей местности) технологической и социальной направленности,
способный инициировать, планировать и выполнять такого рода деятельность.
развивать интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода
на основе изучаемых предметных знаний.
формировать понимание важности обучения труду, накопления навыков трудовой
деятельности на протяжении жизни для успешной профессиональной
самореализации в обществе.
формировать умение понимать необходимость человека адаптироваться в
профессиональной среде в условиях современного технологического развития,
готовность к адаптации.
формировать понимание необходимости осознанного выбора и построения
индивидуальной траектории образования и жизненных планов получения
профессии, трудовой деятельности с учетом личных и общественных интересов и
потребностей.
Экологическое:
ориентировать на применение знаний естественных и социальных наук для
решения задач в области охраны окружающей среды, планирования своих
поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды.
формировать понимание глобального характера экологических проблем, путей их
решения, значение экологической культуры в современном мире.
формировать неприятие действий, приносящих вред природе, окружающей среде.
развивать ответственность как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи
природной, технологической и социальной сред.
Инициировать и поддерживать готовность к участию в практической деятельности
экологической, природоохранной направленности.
Познавательное:
развивать познавательные интересы в разных предметных областях с учетом
индивидуальных способностей, достижений.
ориентировать на систему научных представлений о закономерностях развития
человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной
средой.
развивать личные навыки использования различных средств познания, накопления
знаний о мире (языковая, читательская культура, деятельность в информационной,
цифровой среде).
развивать умение демонстрировать навыки наблюдений, накопления фактов,
осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях познания,
навыки исследовательской деятельности.
№ Наименование
Количество часов
п/п темы
1. Представления о
10
себе.
Правила
здорового образа
жизни.
2.
Гигиена тела.
14
3.
Прием пищи.
6
Основные
виды
учебной
деятельности
обучающихся
- Представления о своем теле, его строении, о
своих двигательных возможностях, правилах
здорового образа жизни (режим дня, питание, сон,
прогулка, гигиена).
- Узнавание детей и взрослых, знакомых,
незнакомых людей.
- Уметь различать опасность от незнакомых
людей.
- Уметь обращаться за помощью.
- Чистка зубов.
- Полоскание полости рта.
- Расчесывание волос.
- Соблюдение последовательности действий при
мытье и вытирании тела.
- Правильное использование столовых приборов.
- Использование время приема пищи: отрезание
4.
Семья.
2
4
Итого
34
ножом кусочка пищи от целого куска, наполнение
вилки гарниром с помощью ножа.
- Использование салфетки во время приема пищи.
- Узнавание детей и взрослых.
- Определение своей социальной роли в семье.
- Различение социальных ролей членов семьи
Материально-техническое обеспечение
1.
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубоко умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями
развития (вариант 2).
2. Интернет ресурсы.
Технические средства обучения
1. Компьютер, мультимедийное оборудование.
2. Многофункциональное устройство принтер-сканер-копир (чёрно-белый).
Учебно-практическое оборудование
1. Предметные и сюжетные картинки.
2. Фотографии с изображением членов семьи ребенка;
3. Пиктограммы и видеозаписи действий, правил поведения и т.д.
4. Видеоматериалы, презентации, мультипликационные фильмы, иллюстрирующие
внутрисемейные взаимоотношения;
5. Семейный альбом,
6. Рабочие тетради с изображениями контуров взрослых и детей для раскрашивания,
вырезания, наклеивания, составления фотоколлажей и альбомов.