МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство Свердловской области
Управление образования Артемовского муниципального округа
МБОУ "СОШ № 16"
Рассмотрено
на заседании
педагогического совета
МБОУ «СОШ № 16»
«29» августа 2025 г.
Протокол № 82
Утверждено
Приказ № 95/14
от «01» сентября 2025 г.
И.о. директора МБОУ «СОШ№ 16»
_________ Ковалева Н.А.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Окружающий социальный мир»
для обучающихся 8 класса ОВЗ (Вариант 2)
Сосновый Бор 2025
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по адаптированной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) в условиях обучения на дому
Предмет
Учебный год
Класс
Количество часов в год
Количество часов в
неделю
Окружающий социальный мир
2025-2026
8Г
102 часов
3 часа
Учитель: Жигулева Ирина Александровна
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий социальный мир» для
обучающихся 8 классов разработана на основе требований к результатам освоения
адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с умственной
отсталостью (вариант 2), программы формирования универсальных учебных действий.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья и примерной адаптированной основной
образовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)/ М-во образования и науки РФ.
Общая характеристика предмета
Цель программы: формирование представлений о человеке, его социальном окружении,
ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения.
Задачи:
- знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые
нормы поведения);
- формирование представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие,
функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними).
Описание места учебного предмета в учебном плане
В Федеральном компоненте государственного образовательного стандарта учебный
предмет «Окружающий социальный мир» обозначен как самостоятельный предмет, что
подчеркивает его особое значение в системе образования детей с интеллектуальными
нарушениями. На его изучение в 7 классе отведено 102 часа, 3 часа в неделю, 34 учебные
недели.
Четверть
Кол-во часов
1 четверть
24 часа
2 четверть
24 часа
3 четверть
30 часов
4 четверть
24 часа
Год
102 часа
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
В силу различных особенностей физического, интеллектуального, эмоционального
развития дети с ТМНР испытывают трудности в осознании социальных явлений. В связи с
этим программа учебного предмета «Окружающий социальный
мир» позволяет
планомерно формировать осмысленное восприятие социальной действительности и
включаться на доступном уровне в жизнь общества. Обучение детей жизни в обществе
включает формирование представлений об окружающем социальном мире и умений
ориентироваться в нем, включаться в социальные отношения.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы
«Окружающий социальный мир»
Личностные результаты:
- проявление интереса к объектам, созданным человеком;
- установление контакта доступным способом;
- участие в общих действиях, игре, выполнение необходимых правил, умение ждать своей
очереди;
- проявление навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях;
- социально-эмоциональное участие доступным способом в процессе общения и
совместной деятельности;
- использование доступных средств коммуникации для выражения собственных
потребностей и желаний в разных ситуациях взаимодействия;
- выполнение инструкции взрослого в знакомой ситуации.
Предметные результаты:
Минимальный уровень:
Установление отношений с другими детьми:
- принятие ситуации нахождения с другими детьми в одном пространстве;
- проявление адекватного поведения в социальных ситуациях;
- участие по мере индивидуальных возможностей в совместных действиях, игре;
- представления о нормах и правилах поведения в различных социальных ситуациях;
- умение применять нормы поведения в ситуации урока, дня рождения, поездки в
автобусе, экскурсии, посещения магазина, других ситуациях.
Представления о мире, созданном руками человека:
- проявление интереса к объектам, созданным человеком;
- представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель,
оборудование, одежда, посуда, игровая площадка, и др.), о транспорте и т.д.
Достаточный уровень:
Представления о мире, созданном руками человека:
- представления об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о
социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей;
- опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками;
- умение соблюдать элементарные правила безопасного поведения в доме, на улице, в
транспорте, в общественных местах;
- представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель и т.д.),
правилах поведения согласно социальным ролям в различных ситуациях;
- соблюдение правил поведения на уроках и во внеурочной деятельности, умение
взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и
формы контакта, соответствующие возрасту и полу ребенка.
Развитие межличностных и групповых отношений:
- представления о друзьях, товарищах, сверстниках;
- умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах
доступной деятельности;
- участие в отношениях на основе поддержки и взаимопомощи, умение сопереживать,
сочувствовать, проявлять внимание;
- использование простейших эстетических ориентиров/эталонов о внешнем виде на
праздниках, в хозяйственно-бытовой деятельности;
- представления о социальных ролях ребенка в школе и дома, в транспорте, в
поликлинике, в магазине, о правилах поведения в школе и в общественных местах.
- представления о праздниках, праздничных мероприятиях, их содержании, участие в них;
- умение
соблюдать традиции
семейных, школьных,
государственных
праздников.
Содержание учебного предмета
Квартира, дом, двор.
Узнавание (различение) частей дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол). Узнавание
(различение) типов домов (одноэтажный (многоэтажный)), каменный (деревянный).
Узнавание (различение) мест общего пользования в доме (подъезд, лестничная площадка,
лифт). Соблюдение правил при пользовании лифтом: ждать закрытия и открытия дверей,
нажимать кнопку с номером нужного этажа, стоять во время движения лифта и др.
Соблюдение правил безопасного поведения в местах общего пользования в доме: не
заходить в лифт с незнакомым человеком, не трогать провода и т др. Узнавание
(различение) помещений квартиры (комната (спальная, детская, гостиная, прихожая,
кухня, ванная комната, санузел, балкон). Функциональное назначение помещений
квартиры. Знание (соблюдение) правил безопасного поведения во дворе. Знакомство с
коммунальными удобствами в квартире: отопление (батарея, вентиль, вода), канализация
(вода, унитаз, сливной бачок, трубы), водоснабжение (вода, кран, трубы, вентиль,
раковина), электроснабжение (розетка, свет, электричество). Знание (соблюдение) правил
поведения в чрезвычайной ситуации. Узнавание (различение) предметов посуды: тарелка,
стакан, кружка, ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода, половник, терка, чайник.
Узнавание часов (электронные часы). Узнавание (различение) аудио, видеотехники и
средств связи (телефон, компьютер, магнитофон). Знание назначения технического
устройства (сотовый телефон, планшет и др.). Соблюдение последовательности действий
при пользовании телефоном: включение, функции, выключение).
Продукты питания.
Узнавание (различение) напитков (вода, чай, сок, какао, лимонад, компот, квас, кофе) по
внешнему виду, на вкус. Узнавание упаковок с напитком. Узнавание (различение)
молочных продуктов (молоко, йогурт, творог, сметана, кефир, масло, мороженое, сыр) по
внешнему виду, на вкус. Узнавание упаковок с молочным продуктом. Узнавание
(различение) муки и мучных изделий: готовых к употреблению (хлеб, батон, пирожок,
сушки, сухари), требующих обработки (приготовления) макаронные изделия (макароны,
вермишель). Узнавание (различение) круп и бобовых, готовых к употреблению
(консервированная фасоль, кукуруза, горошек), требующих обработки (приготовления):
греча, рис, пшено и др. крупы, бобовые. Узнавание (различение) кондитерских изделий
(торт, печенье, пирожное, конфета, шоколад).
Предметы быта.
Узнавание (различение) электробытовых приборов (телевизор, утюг, лампа, вентилятор,
обогреватель, микроволновая печь, электрический чайник, миксер, фен). Назначение
электроприборов. Знание правил техники безопасности при пользовании электробытовым
прибором. Узнавание (различение) предметов мебели (стол, стул, диван, шкаф, полка,
кресло, кровать, табурет). Назначение предметов мебели. Узнавание (различение)
предметов посуды (тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода,
чайник, нож). Назначение предметов посуды.
Узнавание часов (наручные, настенные, механические, электронные часы).
Школа.
Узнавание (различение) помещений школы. Назначение помещений школы. Нахождение
помещений школы. Знание профессий людей, работающих в школе. Узнавание
(различение) участков школьной территории. Назначение участков школьной территории.
Знание (соблюдение) правил поведения на территории школы. Узнавание (различение)
зон класса. Назначение зон класса. Знание (соблюдение) распорядка школьного дня.
Узнавание (различение) школьных принадлежностей: школьная доска, парта, мел,
учебник, тетрадь, карандаш, точилка, резинка, фломастер, ручка, краски, пластилин,
альбом для рисования. Назначение школьных принадлежностей. Представление о себе как
члене коллектива класса. Знание положительных качеств человека. Знание способов
проявления дружеских отношений (чувств). Умение выражать свой интерес к другому
человеку.
Предметы и материалы, изготовленные человеком.
Свойства бумаги (рвется, мнется, намокает). Узнавание предметов, изготовленных из
бумаги (салфетка, коробка, газета, книга и др.). Узнавание предметов, изготовленных из
дерева (стол, полка, игрушки, двери и др.).
Свойства ткани (мягкая, мнется, намокает, рвется). Узнавание предметов, изготовленных
из ткани (одежда, скатерть, штора, покрывала, постельное белье, обивка мебели и др.
Узнавание предметов, изготовленных из пластмассы (бытовые приборы, предметы
посуды, игрушки, контейнеры и др.).
Транспорт.
Виды транспорта. Светофор. Правила дорожного движения.
Узнавание (различение) наземного транспорта. Назначение наземного транспорта.
Узнавание (различение) воздушного транспорта. Узнавание (различение) водного
транспорта. Узнавание (различение) подземного транспорта. Знание профессий людей,
работающих на транспорте. Узнавание (различение) общественного транспорта. Знание
(соблюдение) правил поведения в общественном транспорте. Узнавание (различение)
специального транспорта (пожарная машина, скорая помощь, полицейская машина).
Знание назначения специального транспорта. Знание профессий людей, работающих на
специальном транспорте. Знание места посадки и высадки из общественного транспорта.
Пользование общественным транспортом (посадка, покупка билета и др.).
Страна. Традиции, обычаи.
Знание названия государства, в котором мы живем.
Знание традиций и атрибутов праздников (Новый Год, День Победы, 8 марта, Масленица,
23 февраля, Пасха). Знание школьных традиций.
Культура поведения.
Правила поведения в школе, столовой, на улице, в транспорте.
Тематическое планирование программы «Окружающий социальный мир»
Деятельность педагога с учетом Программы воспитания школы:
Гражданское:
формировать российскую гражданскую идентичность в поликультурном,
многонациональном и многоконфессиональном российском обществе, в
современном мировом сообществе.
развивать уважение, ценностное отношение к государственным символам России,
праздникам, традициям народа России.
развивать ценностное отношение к прошлому, настоящему и будущему народа
России, тысячелетней истории российской государственности.
формировать готовность к выполнению обязанностей гражданина России,
реализации своих гражданских прав и свобод.
ориентировать на участие на основе взаимопонимания и взаимопомощи в
разнообразной социально значимой деятельности, в том числе гуманитарной
(добровольческие акции, помощь нуждающимся и т.п.).
инициировать и поддерживать участие в жизни класса, школы (в том числе
самоуправлении), местного сообщества, родного края.
формировать неприятие любой дискриминации граждан, проявлений экстремизма,
терроризма, коррупции в обществе.
Патриотическое:
формировать этнокультурную идентичность, любовь к своему народу, его
традициям, культуре.
развивать уважение, ценностное отношение к историческому и культурному
наследию своего и других народов России, символам, праздникам, памятникам,
традициям народов, проживающих в родной стране.
побуждать осознавать себя патриотом своего народа и народа России в целом, свою
общероссийскую культурную идентичность.
побуждать проявлять интерес к познанию родного языка, истории, культуры своего
народа, своего края, других народов России.
развивать ценностное отношение к боевым подвигам, трудовым достижениям
своих земляков, жителей своего края, народа России, героев и защитников
Отечества в прошлом и современности.
развивать ценностное отношение к достижениям нашей общей Родины – России в
науке, искусстве, спорте, технологиях.
Духовно-нравственное:
развивать ценностное отношение к основам духовно-нравственной культуры
своего народа, других народов России.
развивать готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки
других людей с позиций традиционных российских духовно-нравственных,
социокультурных ценностей и норм с учетом осознания последствий поступков.
ориентировать на традиционные духовные ценности и моральные нормы народов
России, российского общества в ситуациях нравственного выбора.
развивать неприятие аморальных, асоциальных поступков, поведения,
противоречащих традиционным в России духовно-нравственным ценностям и
нормам.
формировать ответственность личности в условиях индивидуального и
общественного пространства.
развивать понимание ценности межрелигиозного, межнационального согласия
людей, граждан, народов в России, умение общаться с людьми разных народов,
вероисповеданий.
развивать уважительное отношение к религиозным традициям и ценностям
народов России, религиозным чувствам сограждан.
развивать уважение к старшим, к российским традиционным семейным ценностям,
институту брака как союзу мужчины и женщины для создания семьи, рождения и
воспитания детей.
развивать нравственные и эстетические чувства к родному языку, русскому языку и
литературе как части духовной культуры своего народа, российского общества,
устойчивый интерес к чтению.
Эстетическое:
развивать восприимчивость к разным видам искусства, понимание его
эмоционального воздействия, влияния на душевное состояние и поведение людей.
развивать ценностное отношение к художественному творчеству своего и других
народов, его значение в культуре.
развивать понимание значения художественной культуры как средства
коммуникации и самовыражения в современном обществе, значения нравственных
норм, ценностей, традиций в искусстве.
развивать понимание ценности отечественного и мирового художественного
наследия, роли народных традиций и народного творчества в искусстве.
ориентировать на самовыражение в разных видах искусства, художественном
творчестве.
Физическое:
развивать ценностное отношение к жизни, здоровью и безопасности человека в
обществе, к сохранению здоровья своего и других людей.
формировать здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических
правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая
активность).
формировать неприятие вредных привычек (курение, употребление алкоголя,
наркотиков, игровая и иные формы зависимостей), понимание их последствий,
вреда для физического и психического здоровья.
формировать знание о правилах безопасности, в том числе безопасного поведения в
информационной, интернет-среде.
развивать умение адаптироваться к стрессовым ситуациям, меняющимся
социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя
собственный опыт.
развивать умение осознавать эмоциональное состояние своё и других людей,
стремление управлять собственным эмоциональным состоянием.
развивать первоначальные навыки рефлексии физического состояния своего и
других людей, готовность оказывать первую помощь себе и другим людям.
Трудовое:
развивать ценностное отношение к труду, результатам трудовой деятельности своей
и других людей.
формировать готовность к участию в решении практических трудовых дел, задач (в
семье, школе, своей местности) технологической и социальной направленности,
способный инициировать, планировать и выполнять такого рода деятельность.
развивать интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода
на основе изучаемых предметных знаний.
формировать понимание важности обучения труду, накопления навыков трудовой
деятельности на протяжении жизни для успешной профессиональной
самореализации в обществе.
формировать умение понимать необходимость человека адаптироваться в
профессиональной среде в условиях современного технологического развития,
готовность к адаптации.
формировать понимание необходимости осознанного выбора и построения
индивидуальной траектории образования и жизненных планов получения
профессии, трудовой деятельности с учетом личных и общественных интересов и
потребностей.
Экологическое:
ориентировать на применение знаний естественных и социальных наук для
решения задач в области охраны окружающей среды, планирования своих
поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды.
формировать понимание глобального характера экологических проблем, путей их
решения, значение экологической культуры в современном мире.
формировать неприятие действий, приносящих вред природе, окружающей среде.
развивать ответственность как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи
природной, технологической и социальной сред.
Инициировать и поддерживать готовность к участию в практической деятельности
экологической, природоохранной направленности.
Познавательное:
развивать познавательные интересы в разных предметных областях с учетом
индивидуальных способностей, достижений.
ориентировать на систему научных представлений о закономерностях развития
человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной
средой.
развивать личные навыки использования различных средств познания, накопления
знаний о мире (языковая, читательская культура, деятельность в информационной,
цифровой среде).
развивать умение демонстрировать навыки наблюдений, накопления фактов,
осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях познания,
навыки исследовательской деятельности.
№ Наименование
п/п темы
1. Школа.
Количество часов
18
Основные
виды
учебной
деятельности
обучающихся
Знание профессий людей, работающих в
школе.
Узнавание
(различение)
школьных
принадлежностей: школьная доска, парта, мел,
учебник, тетрадь, карандаш, точилка, резинка,
фломастер, ручка, краски, пластилин, альбом
для рисования.
Назначение школьных принадлежностей.
Знание положительных качеств человека.
Умение выражать свой интерес к другому
человеку.
Узнавание (различение) частей дома.
Знание (соблюдение) правил безопасного
поведения во дворе.
Знакомство с коммунальными удобствами в
квартире: отопление (батарея, вентиль, вода),
канализация (вода, унитаз, сливной бачок,
трубы), водоснабжение (вода, кран, трубы,
вентиль,
раковина),
электроснабжение
(розетка, свет, электричество).
Узнавание (различение) аудио, видеотехники и
средств
связи
(телефон,
компьютер,
магнитофон). Знание назначения технического
устройства (сотовый телефон, планшет и др.).
Соблюдение последовательности действий при
пользовании телефоном: включение, функции,
выключение).
Узнавание
(различение)
электробытовых
приборов, их назначение.
Знание правил техники безопасности при
пользовании электробытовым прибором.
Узнавание (различение) предметов мебели.
Назначение предметов посуды.
Узнавание (различение)
Узнавание (различение) молочных продуктов,
упаковок с молочным продуктом.
Узнавание (различение) круп и бобовых,
готовых к употреблению (консервированная
фасоль, кукуруза, горошек), требующих
обработки (приготовления).
1.
Квартира, дом.
2.
Предметы быта. 12
3.
Продукты
2
питания.
6
4.
9
Изучение свойств бумаги, ткани. Их различие.
5.
Предметы,
изготовленные
человеком.
Город, страна.
24
6.
Транспорт.
18
Знание названия государства, в котором мы
живем.
Знание традиций и атрибутов праздников
Узнавание (различение) наземного транспорта,
воздушного транспорта, водного транспорта,
подземного транспорта.
Знание профессий людей, работающих на
транспорте.
Узнавание
(различение)
специального
транспорта (пожарная машина, скорая помощь,
полицейская машина).
18
Знание профессий людей, работающих на
специальном транспорте.
Изучение правил пользования общественным
транспортом (посадка, покупка билета и др.).
Итого
102
Материально-техническое обеспечение
1.
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубоко умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями
развития (вариант 2).
2. Интернет ресурсы.
Технические средства обучения
1. Компьютер, мультимедийное оборудование.
2. Многофункциональное устройство принтер-сканер-копир (чёрно-белый).
Учебно-практическое оборудование
- Натуральные объекты (игрушки, одежда), муляжи, макеты;
- детские наборы посуды, предметы быта;
- предметные, сюжетные картинки;
- дидактические игры: «Одежда», «Лото – профессии», «Пазлы – профессии»,
«Транспорт»; «Лото –посуда»; «Одень Машу на прогулку»;
- аудио и видеоматериалы, презентации, иллюстрирующие социальную жизнь людей,
правила поведения в общественных местах;
- тетради – раскраски с различными объектами окружающего социального мира;
- наборы «Больница», «Магазин», «Парикмахерская».