МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство Свердловской области
Управление образования Артемовского муниципального округа
МБОУ "СОШ № 16"
Рассмотрено
на заседании
педагогического совета
МБОУ «СОШ № 16»
«29» августа 2025 г.
Протокол № 82
Утверждено
Приказ № 95/14
от «01» сентября 2025 г.
И.о. директора МБОУ «СОШ № 16
_________ Ковалева Н.А.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Домоводство»
для обучающихся 8 класса ОВЗ (Вариант 2)
Сосновый Бор 2025
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по адаптированной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) в условиях обучения на дому
Предмет
Учебный год
Класс
Количество часов в год
Количество часов в
неделю
Домоводство
2025-2026
8г
170 часов
5
Учитель: Жигулева Ирина Александровна
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Домоводство» для обучающихся 8
классов разработана на основе требований к результатам освоения адаптированной
основной общеобразовательной программы основного общего образования обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья (с умственной отсталостью (вариант 2),
программы формирования универсальных учебных действий. Программа составлена в
соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
и примерной адаптированной основной образовательной программой образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Общая характеристика предмета
Цель: формирование жизненно необходимых навыков хозяйственно-бытовой
деятельности для успешной социализации в обществе.
Задачи:
- формировать представления о предметном мире, созданном человеком
(многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними);
- учить действиям по приготовлению пищи, осуществлению покупок, уборке
помещения и территории, уходу за вещами;
- формировать знания и умения, связанные с самообслуживанием и с
обслуживанием членов семьи.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В Федеральном компоненте государственного образовательного стандарта учебный
предмет «Домоводство» обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его
особое значение в системе образования детей с интеллектуальными нарушениями. На его
изучение в 8 классе отведено 170 часов, 5 часов в неделю, 34 учебные недели.
Четверть
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
Год
Кол-во
40ч
40ч
50 часов
40 часов
170часов
часов
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Обучение ребенка с умственной отсталостью ведению домашнего хозяйства
является важным направлением подготовки к самостоятельной деятельности. Благодаря
занятиям по домоводству реализуется возможность посильного участия ребенка в работе
по дому, воспитывается потребность устраивать свой быт в соответствии с
общепринятыми нормами и правилами. Овладение простейшими хозяйственно –
бытовыми навыками не только снижает зависимость ребёнка от окружающих, но и
укрепляет его уверенность в своих силах.
Освоенные действия ребенок может в последующем применять как в быту, так и в
трудовой деятельности. Так, например, занятия по уборке помещений и территории
актуальны для формирования бытовой деятельности детей и перспективны для получения
в будущем работы в качестве дворника или уборщицы.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы
«Домоводство»
Личностные результаты:
‒
позитивное отношение к хозяйственно-бытовому труду;
‒
осознание необходимости и практической значимости самообслуживания;
‒
стремление работать самостоятельно;
- осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих
возрасту ценностей и социальных ролей.
Предметные результаты:
Минимальный уровень:
Овладение умением выполнять доступные бытовые поручения (обязанности),
связанные с выполнением повседневных дел дома.
- соблюдение правил техники безопасности;
- выполнение доступных бытовых поручений (обязанностей, связанных с уборкой,
уходом за вещами; участием в покупках продуктов и вещей).
Достаточный уровень:
- выполнение доступных бытовых видов работ по приготовлению пищи, уборке,
стирке, глажению, чистке одежды и обуви, сервировке стола, др.;
- умение соблюдать технологические процессы в хозяйственно-бытовой
деятельности: стирке, уборке, работе на кухне, др.;
- соблюдение гигиенических и санитарных правил хранения домашних вещей,
продуктов, химических средств бытового назначения;
- безопасное использование в домашнем хозяйстве бытовой техники, химических
средств, инструментов.
Коммуникативные:
- вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального
взаимодействия, слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его,
использовать доступные источники и средства получения информации для решения
коммуникативных и познавательных задач.
Познавательные:
актуализация, накопление, расширение, уточнение знаний;
освоение и использование элементарных общих понятий, обеспечивающих учебнопознавательную деятельность.
Универсальные учебные действия:
пользоваться наглядными пособиями;
выполнять команды и указания учителя;
принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
- активно участвовать в ходе занятий, контролировать и оценивать свои действия
Содержание учебного предмета
Программа включает следующие разделы: «Уборка помещений и территорий»,
«Уход за одеждой и обувью», «Приготовление пищи», «Обращение с кухонным
инвентарем», «Покупки».
Уборка помещений и территорий.
Теоретические сведения. Техника безопасной работы с осенним инвентарем. Сбор
семян однолетних цветковых растений. Уборка листьев. Расчистка тротуаров и дорожек.
Расчистка садовых дорожек от сорняков. Вскапывание почвы. Правила безопасной работы
с лопатой и граблями. Рыхление почвы. Посев семян однолетних цветковых растений.
Посадка рассадой. Уход за рассадой.
Виды жилых помещений (общежитие, квартира, частный дом). Правила поведения
в квартире. Правила и последовательность уборки. Моющие и чистящие средства. Мебель
(обыкновенная, мягкая, полированная). Правила ухода за мебелью. Вытирание пыли.
Проведение влажной и сухой уборки помещения. Правила ухода за комнатными
растениями: обрезка листьев. правила полива, опрыскивания и рыхления. Правила
удаления пыли с листьев. Мытье поддонов. Правила пересадки комнатных растений
Уход за одеждой и обувью.
Виды сезонной одежды, обуви. Места хранения одежды и обуви. Складывание
белья и одежды. Вывешивание одежды на «плечики». Чистка одежды. Уход за обувью.
Стирка белья. Ручная и машинная стирка. Приемы стирки и сушки мелких вещей
Приготовление пищи.
Подготовка к приготовлению блюда. Знание (соблюдение) правил гигиены при
приготовлении пищи. Выбор продуктов для приготовления пищи. Обработка продуктов.
Мытье продуктов. Чистка овощей. Резание ножом. Натирание продуктов на терке.
Поддержание чистоты рабочего места в процессе приготовления пищи. Приготовление
бутерброда.
Обращение с кухонным инвентарем.
Обращение с посудой. Различие предметов посуды для сервировки стола (тарелка,
стакан, кружка, ложка, вилка, нож). Различение чистой и грязной посуды. Очищение
остатков пищи с посуды. Замачивание посуды. Различие бытовых приборов по
назначению (блендер, миксер, микроволновая печь, электрический чайник, холодильник).
Хранение посуды и бытовых приборов. Накрывание на стол.
Покупки.
Планирование покупок. Выбор места совершения покупок. Ориентация в
расположении отделов магазина, кассы и др. Нахождение нужного товара в магазине.
Соблюдение последовательности действий при взвешивании товара. Складывание
покупок в сумку. Соблюдение последовательности действий при расчете на кассе.
Раскладывание продуктов в места хранения.
Тематическое планирование программы «Человек»
Деятельность педагога с учетом Программы воспитания школы:
Гражданское:
формировать российскую гражданскую идентичность в поликультурном,
многонациональном и многоконфессиональном российском обществе, в
современном мировом сообществе.
развивать уважение, ценностное отношение к государственным символам России,
праздникам, традициям народа России.
развивать ценностное отношение к прошлому, настоящему и будущему народа
России, тысячелетней истории российской государственности.
формировать готовность к выполнению обязанностей гражданина России,
реализации своих гражданских прав и свобод.
ориентировать на участие на основе взаимопонимания и взаимопомощи в
разнообразной социально значимой деятельности, в том числе гуманитарной
(добровольческие акции, помощь нуждающимся и т.п.).
инициировать и поддерживать участие в жизни класса, школы (в том числе
самоуправлении), местного сообщества, родного края.
формировать неприятие любой дискриминации граждан, проявлений экстремизма,
терроризма, коррупции в обществе.
Патриотическое:
формировать этнокультурную идентичность, любовь к своему народу, его
традициям, культуре.
развивать уважение, ценностное отношение к историческому и культурному
наследию своего и других народов России, символам, праздникам, памятникам,
традициям народов, проживающих в родной стране.
побуждать осознавать себя патриотом своего народа и народа России в целом, свою
общероссийскую культурную идентичность.
побуждать проявлять интерес к познанию родного языка, истории, культуры своего
народа, своего края, других народов России.
развивать ценностное отношение к боевым подвигам, трудовым достижениям
своих земляков, жителей своего края, народа России, героев и защитников
Отечества в прошлом и современности.
развивать ценностное отношение к достижениям нашей общей Родины – России в
науке, искусстве, спорте, технологиях.
Духовно-нравственное:
развивать ценностное отношение к основам духовно-нравственной культуры
своего народа, других народов России.
развивать готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки
других людей с позиций традиционных российских духовно-нравственных,
социокультурных ценностей и норм с учетом осознания последствий поступков.
ориентировать на традиционные духовные ценности и моральные нормы народов
России, российского общества в ситуациях нравственного выбора.
развивать неприятие аморальных, асоциальных поступков, поведения,
противоречащих традиционным в России духовно-нравственным ценностям и
нормам.
формировать ответственность личности в условиях индивидуального и
общественного пространства.
развивать понимание ценности межрелигиозного, межнационального согласия
людей, граждан, народов в России, умение общаться с людьми разных народов,
вероисповеданий.
развивать уважительное отношение к религиозным традициям и ценностям
народов России, религиозным чувствам сограждан.
развивать уважение к старшим, к российским традиционным семейным ценностям,
институту брака как союзу мужчины и женщины для создания семьи, рождения и
воспитания детей.
развивать нравственные и эстетические чувства к родному языку, русскому языку и
литературе как части духовной культуры своего народа, российского общества,
устойчивый интерес к чтению.
Эстетическое:
развивать восприимчивость к разным видам искусства, понимание его
эмоционального воздействия, влияния на душевное состояние и поведение людей.
развивать ценностное отношение к художественному творчеству своего и других
народов, его значение в культуре.
развивать понимание значения художественной культуры как средства
коммуникации и самовыражения в современном обществе, значения нравственных
норм, ценностей, традиций в искусстве.
развивать понимание ценности отечественного и мирового художественного
наследия, роли народных традиций и народного творчества в искусстве.
ориентировать на самовыражение в разных видах искусства, художественном
творчестве.
Физическое:
развивать ценностное отношение к жизни, здоровью и безопасности человека в
обществе, к сохранению здоровья своего и других людей.
формировать здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических
правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая
активность).
формировать неприятие вредных привычек (курение, употребление алкоголя,
наркотиков, игровая и иные формы зависимостей), понимание их последствий,
вреда для физического и психического здоровья.
формировать знание о правилах безопасности, в том числе безопасного поведения в
информационной, интернет-среде.
развивать умение адаптироваться к стрессовым ситуациям, меняющимся
социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя
собственный опыт.
развивать умение осознавать эмоциональное состояние своё и других людей,
стремление управлять собственным эмоциональным состоянием.
развивать первоначальные навыки рефлексии физического состояния своего и
других людей, готовность оказывать первую помощь себе и другим людям.
Трудовое:
развивать ценностное отношение к труду, результатам трудовой деятельности своей
и других людей.
формировать готовность к участию в решении практических трудовых дел, задач (в
семье, школе, своей местности) технологической и социальной направленности,
способный инициировать, планировать и выполнять такого рода деятельность.
развивать интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода
на основе изучаемых предметных знаний.
формировать понимание важности обучения труду, накопления навыков трудовой
деятельности на протяжении жизни для успешной профессиональной
самореализации в обществе.
формировать умение понимать необходимость человека адаптироваться в
профессиональной среде в условиях современного технологического развития,
готовность к адаптации.
формировать понимание необходимости осознанного выбора и построения
индивидуальной траектории образования и жизненных планов получения
профессии, трудовой деятельности с учетом личных и общественных интересов и
потребностей.
Экологическое:
ориентировать на применение знаний естественных и социальных наук для
решения задач в области охраны окружающей среды, планирования своих
поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды.
формировать понимание глобального характера экологических проблем, путей их
решения, значение экологической культуры в современном мире.
формировать неприятие действий, приносящих вред природе, окружающей среде.
развивать ответственность как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи
природной, технологической и социальной сред.
Инициировать и поддерживать готовность к участию в практической деятельности
экологической, природоохранной направленности.
Познавательное:
развивать познавательные интересы в разных предметных областях с учетом
индивидуальных способностей, достижений.
ориентировать на систему научных представлений о закономерностях развития
человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной
средой.
развивать личные навыки использования различных средств познания, накопления
знаний о мире (языковая, читательская культура, деятельность в информационной,
цифровой среде).
развивать умение демонстрировать навыки наблюдений, накопления фактов,
осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях познания,
навыки исследовательской деятельности.
№ Наименование
п/п темы
1. Покупки.
Количество часов
35
Основные виды учебной деятельности
обучающихся
- Планирование покупок.
- Ориентация в расположении отделов
магазина, кассы и др.
- Соблюдение последовательности действий
при взвешивании товара.
1.
Уход за одеждой 40
и обувью.
2.
Обращение
кухонным
инвентарём.
3.
Уборка
2
помещений
территорий.
4.
с 30
40
и
Приготовление
пищи.
25
Итого
170
- Складывание покупок в сумку.
- Раскладывание продуктов в места
хранения.
- Уметь различать виды сезонной одежды,
обуви. Места хранения одежды и обуви.
- Складывание белья и одежды.
- Вывешивание одежды на «плечики».
- Чистка одежды. Уход за обувью.
- Приемы стирки и сушки мелких вещей.
-Правила обращение с посудой.
- Различие предметов
посуды для
сервировки стола (тарелка, стакан, кружка,
ложка, вилка, нож).
- Различение чистой и грязной посуды.
- Очищение остатков пищи с посуды.
- уметь различать бытовые приборы по
назначению
(блендер,
миксер,
микроволновая печь, электрический чайник,
холодильник).
- Накрывание на стол.
- Сбор семян однолетних цветковых
растений. Уборка листьев.
- Знать правила безопасной работы с
лопатой и граблями.
- Рыхление почвы.
- Посев семян однолетних цветковых
растений. Уход за рассадой.
- Знать правила ухода за мебелью.
- Вытирание пыли.
- Проведение влажной и сухой уборки
помещения.
- Правила ухода за комнатными растениями:
обрезка
листьев.
правила
полива,
опрыскивания и рыхления.
Мытье
поддонов.
- Подготовка к приготовлению блюда.
- Знание (соблюдение) правил гигиены при
приготовлении пищи.
- Обработка продуктов. Мытье продуктов.
Чистка овощей.
- Натирание продуктов на терке.
- Приготовление бутерброда.
Материально-техническое обеспечение
1.
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умеренной,
тяжёлой и глубоко умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и
множественными нарушениями развития (вариант 2).
2. Забрамная С. Д., Исаев Т. Н. Изучаем обучая. Методические рекомендации по изучению детей с тяжелой
умственной отсталостью. — М., 2007.
3. Маллер А. Р., Цикото Г. В. Воспитание детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. — М.:
Издательский центр «Академия», 2003.-208 с
4. Интернет ресурсы.
Технические средства обучения
1.
2.
Компьютер, мультимедийное оборудование.
Многофункциональное устройство принтер-сканер-копир (чёрно-белый).
Учебно-практическое оборудование
1. Предметные и сюжетные картинки.
2. Фотографии с изображением инвентаря, приборов;
3. Пиктограммы и видеозаписи действий, правил поведения и т.д.
4. Видеоматериалы, презентации, мультипликационные фильмы, иллюстрирующие
внутрисемейные взаимоотношения;
5. Кухонные принадлежности, приспособления для уборки.
6. Рабочие тетради с изображениями для раскрашивания, вырезания, наклеивания,
составления фотоколлажей и альбомов.