МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство Свердловской области
Управление образования Артемовского муниципального округа
МБОУ "СОШ № 16"
Рассмотрено
на заседании
педагогического совета
МБОУ «СОШ № 16»
«29» августа 2025 г.
Протокол № 82
Утверждено
Приказ № 95/14
от «01» сентября 2025 г.
И.о. директора МБОУ «СОШ № 16
_________ Ковалева Н.А.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Альтернативная коммуникация»
для обучающихся 8 класса ОВЗ (Вариант 2)
Сосновый Бор 2025
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по адаптированной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) в условиях обучения на дому
Предмет
Учебный год
Класс
Количество часов в год
Количество часов в
неделю
Альтернативная коммуникация
2025-2026
8Г
34 часа
1
Учитель: Жигулева Ирина Александровна.
Пояснительная записка
к рабочей программе «Альтернативная коммуникация» для обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 8 класса
Рабочая программа для обучающихся 8 классов разработана на основе требований к
результатам освоения адаптированной основной общеобразовательной программы
основного общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
(с умственной отсталостью (вариант 2), программы формирования универсальных
учебных действий. Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и примерной адаптированной
основной образовательной программой образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Общая характеристика предмета
У ребенка с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР, не
владеющего вербальной речью, затруднено общение с окружающими, что в целом
нарушает и искажает его психическое и интеллектуальное развитие. В этой связи
обучение ребенка речи с использованием альтернативных (дополнительных) средств
коммуникации является необходимой частью всей системы коррекционно-педагогической
работы. Альтернативные средства общения могут использоваться для дополнения речи
(если речь невнятная, смазанная) или ее замены, в случае ее отсутствия.
Цель коррекционного курса: формирование коммуникативных и речевых навыков с
использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться
ими в процессе социального
Основные задачи:
-Формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта.
-Умение пользоваться альтернативными средствами коммуникации для взаимодействия в
окружающей действительности, учиться общаться, пользуясь альтернативными
средствами.
-Формирование коммуникативных навыков, с использованием технологий по
альтернативной коммуникации
Описание места учебного предмета в учебном плане
Уроки по предмету «Альтернативная коммуникация» проводятся в 8 классе 1 раз в
неделю.
Четверть
Кол-во часов
1 четверть
8 часов
2 четверть
8 часов
3 четверть
10 часов
4 четверть
8 часов
Год
34 часа
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Рабочая программа коррекционных занятий «Альтернативная коммуникация» для
обучающихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью имеет методологические и
теоретические основания. В качестве одного из таких оснований могут выступать
принципы, определяющие построение, реализацию программы и организацию работы по
ней:
- принцип сотрудничества с семьей - признание семьи как важного участника
коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития
ребенка и успешность его интеграции в общество;
- принцип гуманизма – вера возможности ребёнка, субъективного, позитивного подхода;
- принцип опоры на сохранное звено психической функции, на сохранные анализаторы, на
их взаимодействие (принцип обходного пути);
- принцип поэтапного формирования умственных действий;
- принцип постепенного усложнения заданий и речевого материала с учётом «зоны
ближайшего развития»;
-принцип системности – рассмотрения ребёнка как целостного, качественного
своеобразного, динамично развивающегося субъекта; рассмотрение его речевых
нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;
- принцип реалистичности – учёта реальных возможностей ребёнка и ситуации, единства
диагностики и коррекционно-развивающей работы;
- принцип индивидуально-дифференцированного подхода - изменение содержания, форм
и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных
особенностей ребёнка, целей работы;
- принцип непрерывности – обеспечения, проведение коррекционной работы на всем
протяжении обучения школьника с учетом изменений в их личности;
- принцип комплексности - воздействие осуществляется на весь комплекс речевых и
неречевых нарушений.
Приемы:
развитие понимания жестов и выразительных движений (указательный жест, кивок и
покачивание головой и т.д.);
выполнение действий по невербальной инструкции;
ответы утвердительным или отрицательным жестом на простые ситуативные вопросы;
моделирование ситуаций, способствующих вызову коммуникативно-значимых жестов (да,
нет, хочу, дай, на и т.д.);
развитие мимики и жеста;
жестовое приветствие и прощание;
выполнение имитирующих движений;
понимание и пользование пиктограммам, картинок, рисунков, коммуникативных
тетрадей.
Количество часов на темы, указанные в тематическом планировании, распределяются
педагогом с учётом степени усвоения материала детьми.
Коммуникация с использованием невербальных средств.
Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос.
Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие
(прощание) с использованием мимики. Выражение жестом согласия (несогласия),
удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний; приветствие (прощание),
обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста. Привлечение
внимания звучащим предметом; выражение удовольствия (неудовольствия),
благодарности звучащим предметом; обращение за помощью, ответы на вопросы,
предполагающие согласие (несогласие) с использованием звучащего предмета.
Выражение своих желаний, благодарности, обращение за помощью, приветствие
(прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного символа. Выражение
согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний,
приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов
с использованием графического изображения (фотография).
Развитие речи средствами невербальной коммуникации
Импрессивная речь
Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, бабушка, дедушка, брат или
сестра). Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имён членов семьи,
учащихся класса, педагогов. Понимание слов, обозначающих предмет (игрушки, одежда,
обувь, животные, овощи, фрукты, школьные принадлежности, продукты). Понимание
слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать,
рисовать, играть, гулять). Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет,
величина, форма и др.). Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние
(хорошо, плохо). Понимание простых предложений.
Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации.
Сообщение собственного имени посредством напечатанного слова. Сообщение имён
членов семьи посредством напечатанного слова.
Составление простых предложений с использованием графического изображения.
Чтение и письмо
Глобальное чтение.
Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия
предметов. Использование карточек с напечатанными словами как средства
коммуникации. взаимодействия.
Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты:
1)основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому
полу, осознание себя как «Я»;
2)социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
3)формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его
органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
4)формирование уважительного отношения к окружающим;
5)овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
6)освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира,
покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного
смысла учения;
7)развитие самостоятельности и лично ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
8)формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
9)развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
10) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
11) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям.
Возможные предметные результаты:
реагирование на собственное имя;
понимание простых слов «мама», «папа», «дядя» и др. и слов, обозначающих объекты и
явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека;
понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков;
глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова;
начальные навыки чтения и письма (узнавание и различение образов графем (букв),
копирование с образца отдельных букв, слогов, слов);
умение использовать усвоенный лексико-грамматический материал или пользоваться
средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядом, коммуникативными
таблицами, тетрадями, воспроизводящими (синтезирующими) речь устройствами
(коммуникаторами, персональными компьютерами и др.) для решения соответствующих
возрасту житейских задач:
приветствие собеседника;
привлечение к себе внимания;
обращение с просьбой о помощи;
выражение согласия (несогласия);
прощание с собеседником;
указание на объект при выражении своих желаний.
Базовые учебные действия
1. Подготовку ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному,
коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.
Формирование учебного поведения:
направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
умение выполнять инструкции педагога;
использование по назначению учебных материалов;
умение выполнять действия по образцу и по подражанию.
3. Формирование умения выполнять задание:
в течение определенного периода времени,
от начала до конца,
с заданными качественными параметрами.
4. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции,
действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
Содержание учебного предмета
Содержание учебного предмета «Альтернативная коммуникация» включает следующие
разделы:
Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного
опыта ребенка.
Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и
невербальными.
Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядом,
коммуникативными таблицами, тетрадями. Глобальное чтение в доступных ребенку
пределах, понимание смысла узнаваемого слова.
Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению и письму.
Тематическое планирование программы «Альтернативная коммуникация»
Деятельность педагога с учетом Программы воспитания школы:
Гражданское:
формировать российскую гражданскую идентичность в поликультурном,
многонациональном и многоконфессиональном российском обществе, в
современном мировом сообществе.
развивать уважение, ценностное отношение к государственным символам России,
праздникам, традициям народа России.
развивать ценностное отношение к прошлому, настоящему и будущему народа
России, тысячелетней истории российской государственности.
формировать готовность к выполнению обязанностей гражданина России,
реализации своих гражданских прав и свобод.
ориентировать на участие на основе взаимопонимания и взаимопомощи в
разнообразной социально значимой деятельности, в том числе гуманитарной
(добровольческие акции, помощь нуждающимся и т.п.).
инициировать и поддерживать участие в жизни класса, школы (в том числе
самоуправлении), местного сообщества, родного края.
формировать неприятие любой дискриминации граждан, проявлений экстремизма,
терроризма, коррупции в обществе.
Патриотическое:
формировать этнокультурную идентичность, любовь к своему народу, его
традициям, культуре.
развивать уважение, ценностное отношение к историческому и культурному
наследию своего и других народов России, символам, праздникам, памятникам,
традициям народов, проживающих в родной стране.
побуждать осознавать себя патриотом своего народа и народа России в целом,
свою общероссийскую культурную идентичность.
побуждать проявлять интерес к познанию родного языка, истории, культуры своего
народа, своего края, других народов России.
развивать ценностное отношение к боевым подвигам, трудовым достижениям
своих земляков, жителей своего края, народа России, героев и защитников
Отечества в прошлом и современности.
развивать ценностное отношение к достижениям нашей общей Родины – России в
науке, искусстве, спорте, технологиях.
Духовно-нравственное:
развивать ценностное отношение к основам духовно-нравственной культуры
своего народа, других народов России.
развивать готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки
других людей с позиций традиционных российских духовно-нравственных,
социокультурных ценностей и норм с учетом осознания последствий поступков.
ориентировать на традиционные духовные ценности и моральные нормы народов
России, российского общества в ситуациях нравственного выбора.
развивать неприятие аморальных, асоциальных поступков, поведения,
противоречащих традиционным в России духовно-нравственным ценностям и
нормам.
формировать ответственность личности в условиях индивидуального и
общественного пространства.
развивать понимание ценности межрелигиозного, межнационального согласия
людей, граждан, народов в России, умение общаться с людьми разных народов,
вероисповеданий.
развивать уважительное отношение к религиозным традициям и ценностям
народов России, религиозным чувствам сограждан.
развивать уважение к старшим, к российским традиционным семейным ценностям,
институту брака как союзу мужчины и женщины для создания семьи, рождения и
воспитания детей.
развивать нравственные и эстетические чувства к родному языку, русскому языку и
литературе как части духовной культуры своего народа, российского общества,
устойчивый интерес к чтению.
Эстетическое:
развивать восприимчивость к разным видам искусства, понимание его
эмоционального воздействия, влияния на душевное состояние и поведение людей.
развивать ценностное отношение к художественному творчеству своего и других
народов, его значение в культуре.
развивать понимание значения художественной культуры как средства
коммуникации и самовыражения в современном обществе, значения нравственных
норм, ценностей, традиций в искусстве.
развивать понимание ценности отечественного и мирового художественного
наследия, роли народных традиций и народного творчества в искусстве.
ориентировать на самовыражение в разных видах искусства, художественном
творчестве.
Физическое:
развивать ценностное отношение к жизни, здоровью и безопасности человека в
обществе, к сохранению здоровья своего и других людей.
формировать здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических
правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая
активность).
формировать неприятие вредных привычек (курение, употребление алкоголя,
наркотиков, игровая и иные формы зависимостей), понимание их последствий,
вреда для физического и психического здоровья.
формировать знание о правилах безопасности, в том числе безопасного поведения
в информационной, интернет-среде.
развивать умение адаптироваться к стрессовым ситуациям, меняющимся
социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя
собственный опыт.
развивать умение осознавать эмоциональное состояние своё и других людей,
стремление управлять собственным эмоциональным состоянием.
развивать первоначальные навыки рефлексии физического состояния своего и
других людей, готовность оказывать первую помощь себе и другим людям.
Трудовое:
развивать ценностное отношение к труду, результатам трудовой деятельности
своей и других людей.
формировать готовность к участию в решении практических трудовых дел, задач (в
семье, школе, своей местности) технологической и социальной направленности,
способный инициировать, планировать и выполнять такого рода деятельность.
развивать интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода
на основе изучаемых предметных знаний.
формировать понимание важности обучения труду, накопления навыков трудовой
деятельности на протяжении жизни для успешной профессиональной
самореализации в обществе.
формировать умение понимать необходимость человека адаптироваться в
профессиональной среде в условиях современного технологического развития,
готовность к адаптации.
формировать понимание необходимости осознанного выбора и построения
индивидуальной траектории образования и жизненных планов получения
профессии, трудовой деятельности с учетом личных и общественных интересов и
потребностей.
Экологическое:
ориентировать на применение знаний естественных и социальных наук для
решения задач в области охраны окружающей среды, планирования своих
поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды.
формировать понимание глобального характера экологических проблем, путей их
решения, значение экологической культуры в современном мире.
формировать неприятие действий, приносящих вред природе, окружающей среде.
развивать ответственность как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи
природной, технологической и социальной сред.
Инициировать и поддерживать готовность к участию в практической деятельности
экологической, природоохранной направленности.
Познавательное:
развивать познавательные интересы в разных предметных областях с учетом
индивидуальных способностей, достижений.
ориентировать на систему научных представлений о закономерностях развития
человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной
средой.
развивать личные навыки использования различных средств познания, накопления
знаний о мире (языковая, читательская культура, деятельность в информационной,
цифровой среде).
развивать умение демонстрировать навыки наблюдений, накопления фактов, осмысления
опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях познания, навыки
исследовательской деятельности.
№ Наименование темы
Количество часов
п/п
Развитие
речи
как 8
1.
средства
общения
в
контексте
познания
окружающего мира и
личного опыта ребенка.
2.
Овладение доступными 8
средствами
коммуникации
и
общения – вербальными
и невербальными
3.
Умение
пользоваться 10
средствами
альтернативной
коммуникации: жестами,
взглядом,
коммуникативными
таблицами, тетрадями.
4.
Глобальное чтение в 8
доступных
ребенку
пределах,
понимание
смысла
узнаваемого
слова.
Итого
17
Основные виды учебной деятельности
обучающихся
Ответы
утвердительным
или
отрицательным жестом на простые
ситуативные вопросы;
Использование игровой деятельности
(сюжетно-ролевую,
дидактическую,
театрализованную, подвижную игру)
Развитие мимики и жеста;
Жестовое приветствие и прощание;
Понимание
рисунков
и
пользование
Материально-техническое обеспечение программы
1.
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубоко умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями
развития (вариант 2).
2. Интернет ресурсы.
Технические средства обучения
1. Компьютер, мультимедийное оборудование.
2. Многофункциональное устройство принтер-сканер-копир (чёрно-белый).
Учебно-практическое оборудование
- игрушки дидактические и сюжетные:
- магнитная доска;
- куклы бибабо, рукавички и перчатки с изображением мордочек животных, настольный
театр, наборы сказочных персонажей;
картинок,
- набор для лепки (пластилин); конструкторы деревянные, конструктор ЛЕГО, мягкие
крупные модули; набор для рисования (фломастеры, бумага, краски).
- графические средства для альтернативной коммуникации:
таблицы букв, карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии,
пиктограммы, символы), с напечатанными словами;
- наборы букв, коммуникативные таблицы и тетради для общения;
- сюжетные картинки различной тематики для развития речи;
- книги с иллюстрациями сказок («Репка», «Колобок», «Теремок». В. Сутеева «Кто сказал
мяу?» и др.);