Приложение
к Основной образовательной программе
среднего общего образования
МБОУ «СОШ № 16»
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 16»
на 2025 – 2026 учебный год
Внеурочная деятельность
СОО ФГОС
1
Основания для разработки плана внеурочной деятельности:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
2. ФГОС СОО, утвержден Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413;
3. Постановление главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении
санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
4. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года»;
5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 14 декабря 2015 г. № 09-3564 “О
внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных
программ» (вместе с "Методическими рекомендациями по организации внеурочной
деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ");
6. Письмо Министерства Просвещения РФ от 07.05.2020 г. № ВБ-976/04 «О
реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации,
дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных
образовательных технологий»;
7. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников;
8. ООП СОО «СОШ № 16»
9. Устав ОО
Под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность,
направленная на достижение планируемых результатов освоения основной
образовательной программы среднего общего образования (далее – ООП СОО)
(личностных, метапредметных и предметных), осуществляемая в формах, отличных от
урочной.
Внеурочная деятельность (далее – ВД) в соответствии с требованиями
федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования
организуется по основным направлениям развития личности: духовно-нравственное,
социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное
Цели внеурочной деятельности:
•
обеспечение достижения обучающимися планируемых результатов ФОП
СОО за счет расширения информационной, предметной, культурной среды, в которой
происходит образовательная деятельность,
•
создание условий для развития способностей обучающихся, предоставление
возможности реализации им в различных видах деятельности,
•
формирование у обучающихся гражданской идентичности, приобщение к
социальным ценностям, создание условий для ориентации обучающихся в мире профессий
и проектирования профессиональной и жизненной перспективы.
Цели и задачи ВД ориентированы на становление личностных характеристик выпускника
основной школы - «портрета выпускника средней школы».
Портрет выпускника средней школы, определенный ФГОС:
любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные
традиции;
осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского
гражданского общества, многонационального российского народа, человечества,
осознающий свою сопричастность судьбе Отечества;
креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир,
осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества;
владеющий основами научных методов познания окружающего мира;
2
мотивированный на творчество и инновационную деятельность;
готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую,
проектную и информационно-познавательную деятельность;
осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и
правопорядок, осознающий ответственность перед семьёй, обществом, государством,
человечеством;
уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог,
достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;
осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового, безопасного и
экологически целесообразного образа жизни;
подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение
профессиональной деятельности для человека и общества;
мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни.
Реализация внеурочной деятельности
Особенность организации ВД на уровне СОО заключается в создании условий для
полноценного пребывания обучающихся в ОО в течение дня, содержательном единстве
учебной, воспитательной и развивающей деятельности в рамках ФОП:
ВД формируется с учетом индивидуальных особенностей и потребностей
обучающихся и этнокультурных особенностей региона;
выбор обучающимися ВД осуществляется на добровольной основе обучающимися и
их родителями (законными представителями);
участие во ВД является для обучающихся обязательным;
ВД осуществляется посредством реализации рабочих программ ВД, которые
разрабатываются ОО самостоятельно на основе требований ФГОС (рабочие
программы могут составляться на 1 четверть, полугодие или учебный год);
рабочие программы ВД могут реализовываться с применением сетевой формы,
электронного обучения, а также с использованием дистанционных образовательных
технологий;
ВД осуществляется на основе деятельностного подхода, в том числе через такие
формы как курсы, лаборатории, общественно полезные практики, мастерские,
практикумы, экскурсии, круглые столы, конференции, диспуты, олимпиады,
конкурсы, соревнования, проектная и учебно-исследовательская деятельность,
социальные практики, экскурсии, походы, деловые игры и др.;
План ВД обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей
обучающихся. Занятия ВД проводятся на добровольной основе, по выбору обучающихся и
их родителей (законных представителей).
Объемы (часы) реализуемой рабочей программы ВД входят в учебную (аудиторную)
нагрузку педагогического работника ее реализующую.
Кадровое и материально – техническое обеспечение
План ВД реализуется педагогами ОО: учителями – предметниками, классными
руководителями, педагогами дополнительного образования, педагогом-организатором,
тьютором, советником по воспитанию, педагогом-психологом, библиотекарем.
Внеурочная деятельность по учебным предметам ФОП СОО осуществляется по
выбранным обучающимися 10-11 классов курсам ВД в целях формирования, прежде всего,
таких групп планируемых результатов освоения ФОП СОО, как личностные и
метапредметные результаты. ВД по учебным предметам реализуется в ОО в формате курсов
ВД, лабораторий, мастерских, практик, олимпиад, конкурсов, соревнований различного
уровня, предметных недель) и др..
Организационное обеспечение учебной деятельности включает совокупность мер,
3
направленных
на
оптимальное
использование
трудовых,
информационных,
социально-психологических, коммуникативных и других ресурсов для достижения
учащихся максимально возможных результатов образовательной деятельности.
Организационное обеспечение учебной деятельности во ВД реализуется в
следующих формах:
- проектно-исследовательской деятельности;
- индивидуально-группового сопровождения обучающихся по подготовке к
предметным олимпиадам, конкурсам, научно-практическим конференциям;
- работа с обучающимися с электронным дневником, Портфолио ученика;
- сопровождение индивидуальных образовательных программ (индивидуальных
образовательных маршрутов) обучающихся;
Педагогическое сопровождение обучающихся осуществляется в рамках ВД в
следующих формах: психолого-педагогического
консультирования,
развивающих
ситуаций, ситуационно-ролевых игр, кружков и студий, мастерских.
Обеспечение благополучия обучающихся в пространстве образовательной организации
включает:
- совокупность мероприятий по рационализации и оптимизации образовательной
деятельности (уроков, внеурочной деятельности), использование здоровьесберегающих
практик осуществления образовательной деятельности;
- профилактику различного рода зависимостей: развитие представлений
обучающихся о ценности здоровья, важности и необходимости бережного отношения к
нему; расширение знаний обучающихся о правилах здорового образа жизни; формирование
умений оценивать ситуацию и противостоять негативному давлению со стороны
окружающих.
Обеспечение благополучия обучающихся в пространстве образовательной
организации осуществляется в следующих формах: реализация ГТО, проведение
спортивных соревнований и Школьной спартакиады, спортивных секций, Дня защиты
детей, месячников по противопожарной безопасности и ГО ЧС, месячников безопасности
дорожного движения, социальных акций «Скажи наркотикам нет», антикоррупционных
мероприятий и т.п.
Воспитательные мероприятия нацелены на формирование мотивов и ценностей
обучающегося в таких сферах, как:
– отношение обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя,
самоопределению и самосовершенствованию (включает подготовку к непрерывному
образованию в рамках осуществления жизненных планов);
– отношение обучающихся к России как к Родине (Отечеству) (включает подготовку к
патриотическому служению);
– отношения обучающихся с окружающими людьми (включает подготовку к общению
со сверстниками, старшими и младшими);
– отношение обучающихся к семье и родителям (включает подготовку личности к
семейной жизни);
– отношение обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу
(включает подготовку личности к общественной жизни);
– отношение обучающихся к окружающему миру, к живой природе, художественной
культуре (включает формирование у обучающихся научного мировоззрения);
– трудовые и социально-экономические отношения (включает подготовку личности к
трудовой деятельности).
План воспитательных мероприятий разрабатывается активом Школьной Республики с
учётом мнения педагогического коллектива школы и родительской общественности. При
подготовке и проведении воспитательных мероприятий (в масштабе ученического класса,
классов одной параллели или сообщества всех 10–11-х классов) предусматривается
вовлечение в активную деятельность максимально большего числа обучающихся.
4
План внеурочной деятельности в образовательной организации модифицируется в
соответствии
с
пятью
профилями:
естественно-научным,
гуманитарным,
социально-экономическим, технологическим, универсальным.
Инвариантный компонент плана внеурочной деятельности (вне зависимости от профиля)
предполагает:
– организацию жизни ученических сообществ в форме клубных встреч
(организованного тематического и свободного общения старшеклассников), участие
обучающихся в делах классного ученического коллектива и в общих коллективных делах
образовательной организации;
– проведение учебных собраний по проблемам организации учебного процесса,
индивидуальных и групповых консультаций по вопросам организационного обеспечения
обучения и обеспечения благополучия обучающихся в жизни образовательной
организации.
В рамках профориентационной работы организуются поездки в организации
профессионального и высшего образования для уточнения индивидуальных планов
обучающихся в сфере продолжения образования. После поездок в рамках часов,
отведенных на организацию жизни ученических сообществ, проводятся коллективные
обсуждения, в ходе которых педагогами обеспечиваются анализ и рефлексия
обучающимися собственных впечатлений о посещении образовательных организаций.
Вариативный компонент прописывается по отдельным профилям.
Курсы по выбору обучающихся включают в себя профили: естественно-научный
профиль, гуманитарный профиль, социально-экономический профиль, технологический
профиль.
Результаты внеурочной деятельности
Приобретение обучающимися опыта осуществления социально значимых действий,
ориентированных на сохранение и развитие того, что в обществе признается ценностями.
Взаимодействие обучающихся с социальными субъектами за пределами
образовательной организации. Обучающиеся становятся организаторами коллективно –
творческой деятельности, планируют деятельность, контролируют ее, учатся формировать
цели и задачи, анализировать процесс и достигнутые результаты.
Для мониторинга и учета образовательных результатов ВД используется
психолого-педагогический инструментарий, Портфолио.
Часы внеурочной деятельности реализуются в течение учебной недели, в период каникул, в
выходные и нерабочие праздничные дни. Курсы внеурочной деятельности могут
включаться в основное расписание уроков.
Учет занятости обучающихся во внеурочное время, в том числе учет посещения занятий
внеурочной деятельности осуществляется классными руководителями.
Учет занятий внеурочной деятельности по учебным предметам осуществляется
педагогическими работниками, ведущими занятия. Для этого в ОО оформляются журналы
учета занятий внеурочной деятельности, в которые вносятся списки обучающихся, Ф.И.О.
педагогических работников. Даты и темы проведенных занятий вносятся в журнал в
соответствии с рабочими программами курсов внеурочной деятельности.
Нагрузка педагогических работников, ведущих занятия внеурочной деятельности, при
тарификации педагогических работников устанавливается как педагогическая нагрузка по
основной должности. Оплата труда педагогических работников, ведущих занятия
внеурочной деятельности, устанавливается с учетом всех коэффициентов конкретного
педагогического работника.
5
План внеурочной деятельности СОО на 2025-2026учебный год
Направления внеурочной
деятельности
Информационно-просветительские
занятия патриотической, нравственной
и экологической тематики «Разговоры о
важном»
Инвариантный компонент
Название
образовательной
программы
« Разговоры о важном»
Формы организации ВД
11 кл
Беседа с обучающимися
1
«Функциональная
грамотность»
Викторины, олимпиады,
внеклассные занятия, лекции,
семинары, экскурсии
Профориентационные занятия
0,5
Разговоры или беседа с
обучающимися
1
«Россия-мои горизонты»
Реализация воспитательных
Семьеведение
мероприятий
Недельный объем внеурочной деятельности:
Объем внеурочной деятельности за год:
1
3,5
119
6
7