ДО ШАХМАТЫ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 16»

Рассмотрено
на заседании
педагогического совета
МБОУ «СОШ № 16»
«29» августа 2025 г.
Протокол № 82

Утверждено
Приказ № 95/4
от «01» сентября 2025 г.
Директор МБОУ «СОШ № 16»
_________ Ковалева Н.А.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Физкультурно-спортивной направленности
«Шахматы»

Возраст учащихся: 7 - 17 лет
Срок реализации - 1 год

Автор-разработчик:
Педагог дополнительного образования
Домрачева Анастасия Александровна

п. Сосновый Бор, 2025

Содержание

1.Основные характеристики общеразвивающей программы …………………...…………..... 2
1.1 Пояснительная записка ………………………………………………………..……….….... 2
1.2 Цель и задачи общеразвивающей программы …………………………….....…………..... 4
1.3 Планируемый результат .................................…….…………...………………..………....... 6
1.4 Содержание общеразвивающей программы ...…….………………………..…………..…. 6
2.Организационно-педагогические условия ………………………………………..……...… 10
2.1 Календарный учебный график ...…………………………………………...…..……..…... 10
2.2 Условия реализации программы ....……………………………………………..………… 16
2.3 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы ...………………………….…….. 10
2.4 Оценочные материалы ........................................................................................................... 12
3.Список литературы ………………………………………………………………………...… 13

1

1.Основные характеристики общеразвивающей программы
1.1 Пояснительная записка
1.1.1. Направленность – физкультурно-спортивная.
1.1.2.

Актуальность и педагогическая целесообразность:

Программа ориентирована на формирование интеллектуальных и творческих качеств
личности ребенка посредством изучения шахмат. Она предназначена для учащихся в
возрасте от 7 до 17 лет, не обладающих начальными навыками игры в шахматы. Основной
целью программы является обучение основам шахматной теории и практики,
стимулирование интереса к интеллектуальной игре, повышение мотивации к саморазвитию
и развитию способности критически мыслить.
Актуальность программы обусловлена рядом факторов:
- Высокое распространение шахмат среди молодежи и широкой заинтересованностью семей
в дополнительном образовании детей;
- Важность формирования интеллектуального кругозора и стратегических подходов к
решению жизненных ситуаций;
- Шахматы способствуют воспитанию настойчивости, ответственности, терпеливости и
внимательности;
- Программы шахматного воспитания признаны эффективными инструментами повышения
успеваемости и социальной адаптации школьников.
Педагогическая целесообразность заключается в следующем:
- Создание условий для овладения ключевыми умениями, необходимыми для успешной
социализации и самореализации подростков;
- Формирование устойчивого интереса к познавательной деятельности;
- Реализация индивидуального подхода в обучении, учет возрастных особенностей и
индивидуальных возможностей детей;
- Возможность организации досуга детей в свободное от основной учебы время.
Программа помогает раскрыть творческий потенциал каждого учащегося, способствует
формированию общих универсальных учебных действий, развивает когнитивные
способности, улучшает память и внимание, повышает уровень культуры поведения и
коммуникации. Таким образом, включение шахматного направления в дополнительное
образование имеет большое значение для гармоничного и всестороннего развития
личности подростка.
Данная программа разработана в соответствии с требованиями нормативно-правовых
2

документов в области образования, защиты прав ребенка:
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской
Федерации»;
2.
Федеральный закон Российской федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О
внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»»
3.
Федеральный закон Российской федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об
основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013г.)
4.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г №
678-р
5.
Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»
6.
Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению
традиционных российских духовно-нравственных ценностей»
7.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
8.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм».
9.
Постановление Правительства Российской федерации от 11.10.2023 № 1678,
«Об
утверждении
Правил
применения
организациями,
осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ».
10.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
5.05.2018 года № 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»»
11.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022
года № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
12.
Приказ Министерства просвещения РФ от 3.09.2019 года № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей».
13.
Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства
просвещения РФ от 5 августа 2020 года № 882/391 называется «Об организации и
осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации
образовательных программ».
14.
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»
15.
Письмо Минобрнауки РФ от 28.08.2015 N АК-2563/05 "О методических
рекомендациях" (вместе с "Методическими рекомендациями по организации
образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации
образовательных программ")
3

16.
Письмо Министерства просвещения РФ от 30.12.2022 года № АБ-3924/06
называется «О направлении методических рекомендаций» (вместе с "Методическими
рекомендациями "Создание современного инклюзивного образовательного пространства
для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе
образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные
программы в субъектах Российской Федерации")
17.
Письмо Министерства просвещения РФ от 07.05.2020 года № ВБ-976/04
называется «О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и
социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием
дистанционных образовательных технологий».
18.
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года»
19.
Приказ Министерства образования и молодёжной политики Свердловской
области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку
оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных
общеразвивающих программ» в соответствии с социальным сертификатом».
1.1.3. Отличительные особенности
1. Индивидуальный подход
Программа учитывает возрастные и психологические особенности каждой возрастной
группы учащихся, обеспечивая комфортный темп обучения и глубину материала
соответственно уровню начальной подготовки.
2. Комплексный характер обучения
Занятия строятся таким образом, чтобы развивать одновременно разные стороны
интеллекта ребенка: логику, мышление, воображение, концентрацию внимания,
наблюдательность и способность к анализу ситуации.
3. Интерактивные занятия
Практикуется активное вовлечение детей в процесс обучения, использование игровых
методов, дискуссий, обсуждений партий известных гроссмейстеров, решения тактических
задач и головоломок.
4. Формирование важных жизненных навыков
Помимо базовых шахматных знаний, программа направлена на воспитание у учащихся
таких полезных качеств, как ответственность, целеустремленность, стрессоустойчивость,
умение анализировать ситуацию и планировать шаги вперед.
5. Творческое начало
Дети учатся выражать свою индивидуальность через творчество, создавая собственные
дебютные идеи, разрабатывая стратегии, применяя нестандартные подходы к игре.
6. Развитие социальных навыков
4

Учащиеся развивают коммуникативные умения, участвуя в турнирах, командных играх,
взаимодействуют друг с другом, формируют чувство солидарности и уважения к
сопернику.
7. Повышение уверенности в себе
Регулярные соревнования и успехи помогают детям поверить в свои силы, преодолеть
страх ошибок и повысить уверенность в собственных возможностях.
8. Поддержка одаренных детей
Для талантливых и увлеченных шахматистов предусмотрены дополнительные
возможности углубленного изучения предмета, участие в специализированных
соревнованиях и семинарах.
9. Доступность и инклюзивность
Курс доступен всем детям независимо от пола, социального статуса, физических
возможностей, возраста и уровня первоначальной подготовки.
1.1.4. Адресат
Программа рассчитана на обучающихся от 7 до 17 лет. Набор в группу осуществляется на
основании заявления родителя (законного представителя). Общий численный состав групп
– до 40 человек. В состав могут входить учащиеся с ОВЗ, одаренные дети и дети,
находящиеся в трудной жизненной ситуации.

1.1.5. Объем и срок освоения программы: 68 часа, 1 год.
1.1.5. Особенности организации образовательного процесса.
- Режим занятий: 2 раз в неделю, продолжительность одного академического часа (40
минут)
- Форм обучения: очная
-Форма

организации

образовательного

процесса

–

занятия

проводятся

как

индивидуально, в группах (в парах), так и всем составом. Индивидуальные формы работы
применяются при работе с отдельными детьми(обладающими низким или высоким уровнем
развития, дети с ОВЗ и др.). Занятия реализуются аудиторно(комбинированные, теоретические,
практические занятия) и внеаудиторно(поездки на турниры, соревнования).
- Форма реализации образовательной программы:
1. Регулярность занятий
Программа реализуется через систему регулярных еженедельных занятий
продолжительностью 40 минут каждое занятие. Количество занятий - 2 раза в неделю.

5

2. Фронтальная и групповая работа
Каждое занятие включает работу фронтально всей группой, разбор теоретической части,
изучение основных элементов шахматной партии, обсуждение партий великих игроков прошлого
и современности. После этого осуществляется разделение на подгруппы для индивидуальной
работы под руководством преподавателя.
3. Игровая практика
Большую часть времени учащиеся проводят непосредственно за игрой, решая
практические задачи, разыгрывая партии и пробуя новые приемы. Это создает условия для
закрепления теоретических знаний и выработки игрового опыта.
4. Соревнования и турниры
Периодически проводятся внутришкольные, районные и городские соревнования,
позволяющие проверить полученные знания и опыт на практике. Соревнование стимулирует
интерес и мотивацию детей, прививая вкус к достижению успеха.
5. Обучение через сотрудничество
Школьники активно сотрудничают друг с другом, обмениваются мнениями, оказывают
помощь новичкам, делятся своими успехами и неудачами. Благодаря этому формируется
дружественное сообщество единомышленников.
- Перечень форм проведение занятий:
1. Лекция
Изложение преподавателем основ шахматной теории, исторических сведений, биографий
известных шахматистов, ознакомление с правилами игры и терминологией.
2. Семинар
Совместное обсуждение учениками проблемных вопросов, возникающих в ходе игровой
практики, решение шахматных задач и заданий совместно с учителем.
3. Практическое занятие
Игра реальных партий против партнера или компьютера, применение полученных
теоретических знаний на практике.
4. Тренировочное занятие
Решение тактических упражнений, тренировочные поединки с ограниченным временем,
выполнение специальных тренировок для улучшения памяти и скорости реакции.
5. Турнир
Организационно-методическое мероприятие, включающее турнирные состязания между
участниками, цель которого — проверка усвоенного материала и приобретение
соревновательного опыта.
6. Конференция
6

Подведение итогов турнира, разбор сыгранных партий, выявление сильных и слабых
сторон участников, обсуждение перспектив дальнейшего совершенствования.
7. Игра по заданному алгоритму
Индивидуальные и парные упражнения по заранее определённым правилам и сценариям,
направленные на освоение определенных приемов и комбинаций.
8. Работа в группе
Обмен мнениями, совместная разработка стратегий и планов, взаимопомощь и поддержка
друг друга в преодолении трудностей.
9. Экскурсия
Посещение музеев, шахматных клубов, встреч с профессиональными игроками,
посещение соревнований различного уровня, знакомство с историей шахмат.
Перечень форм подведения итогов:
1. Награждение победителей
Церемония вручения дипломов, медалей, памятных подарков, сертификатов лучшим
игрокам и активным членам коллектива.
Подведение итогов позволяет оценить эффективность программы, выявить её сильные
стороны и области для дальнейшего совершенствования, мотивируя участников продолжать
заниматься творчеством и развиваться в театральном искусстве.
2. Организация финального турнира
Турнир среди участников школы, проводимый по специальным правилам, позволяющий
выявить лучших игроков и продемонстрировать рост мастерства.
1.2 Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель программы:
Раскрытие и реализация личностного потенциала и творческой индивидуальности личности
учащегося на основе формирования устойчивого интереса к спорту и физической культуре
посредством обучения игре в шахматы.
Задачи:
Обучающие:
• изучить правила шахматной игры;
• изучить основы шахматной нотации, порядок записи партии и позиций;
• способствовать пониманию цели шахматной партии;
• сформировать навык самостоятельной работы с шахматной доской;
• познакомить с работой шахматных часов;
• дать представление о турнирных правилах;
• дать представление о простейших тактических приемах;
• сформировать навыки нападения и защиты;
• ознакомить с законами развития фигур в начале партии;
7

• ознакомить с законами элементарного эндшпиля;
• ознакомить с понятием изменения силы фигур и пешек в течение шахматной партии;
дать представление о тактических приемах;
• дать понимание о возможности использования ошибок противника.
Развивающие:
• сформировать устойчивый интерес к шахматной игре, как средству досуга;
• способствовать развитию творческой активности, любознательности в области
шахмат, расширять кругозор учащихся;
• развивать способность к запоминанию простейших позиций;
• сформировать и развивать сосредоточенность, внимание, логическое мышление;
• развивать и тренировать логическую память;
• развивать способность предполагать ответный ход противника;
• развивать способность ориентироваться во времени;
• сформировать потребность в интеллектуальном творчестве;
• развивать способность понимать красоту человеческой мысли;
• сформировать умение учиться, преодолевать трудности.
Воспитательные:
• развивать усидчивость и внимательность во время игры;
• воспитывать устойчивость к психологическому давлению;
• воспитывать уважение к противнику;
• способствовать формированию коммуникативных навыков;
• воспитывать стойкость характера в стремлении к победе;
• воспитывать навыки обращения к судье, отстаивания своих прав и выполнения
обязанностей игрока;
• сформировать навыки работы в коллективе;
• развивать умение спокойно воспринимать неудачу в игре
Формы и методы работы
Формы работы:
Индивидуальные занятия
Индивидуальная работа проводится в форме консультаций, индивидуальных заданий и
рекомендаций ученикам, имеющим высокий уровень подготовки либо испытывающим
трудности в усвоении материала. Это позволяет учитывать индивидуальные особенности
каждого ребенка и развивать его способности.
Групповые занятия
Основной формой работы являются групповые занятия, проводимые учителем с классом
или группой детей, обладающих примерно одинаковым уровнем подготовки. Во время
групповых занятий учитель проводит теоретический материал, демонстрирует приемы игры,
организует практические задания и соревнования внутри группы.
Коллективные мероприятия
8

Коллективная форма работы включает участие школьников в турнирах, соревнованиях,
викторинах, интеллектуальных играх, тематических праздниках и фестивалях, посвященных
шахматам. Эти мероприятия способствуют развитию коммуникативных способностей,
формированию навыков командной работы и повышению интереса к предмету.
Практикоориентированные занятия
Практическое обучение игре осуществляется посредством решения шахматных задач,
разыгрывания партий с соперниками разного уровня мастерства, анализа классических партий
известных гроссмейстеров, постановки экспериментов на игровой доске. Такая деятельность
направлена на закрепление полученных знаний и совершенствование игровых навыков.
Методы работы:
Словесные методы
- Рассказ — изложение преподавателем основ теории шахмат, исторического развития
игры, биографий выдающихся шахматистов.
- Беседа — обсуждение изученного материала, обмен мнениями, решение проблемных
ситуаций и задач, стимулирование мыслительной активности.
- Объяснение — детальное разъяснение правил игры, тактических приемов,
комбинационных элементов, стратегии партии.
Наглядные методы
- Демонстрация — показ учебных фильмов, фотографий, иллюстраций, фрагментов
партий великих мастеров, интерактивных материалов, демонстрационной доски.
- Наблюдение — наблюдение за действиями преподавателя, соперника или партнера в
ходе практической игры, разбор конкретных позиций на доске.
Практические методы
- Упражнения — выполнение упражнений, решение задач различного уровня сложности,
игра блиц-партии, повторение ходов в разобранных партиях.
- Игровой метод — проведение турниров, соревнований, организация дружеских матчей,
развивающие игровые ситуации, использование дидактических игр.
- Проектирование — разработка собственных дебютных схем, построение эндшпильных
моделей, исследование турнирных результатов.

Игровые методы
- Соревнования — участие в школьных и межшкольных турнирах, командных
чемпионатах, спортивных состязаниях.
- Имитация реальных ситуаций — моделирование соревновательных условий, принятие
стратегических решений в условиях ограниченного времени.
Информационно-коммуникационные методы

9

- Использование компьютерных технологий — применение специализированных
программ для изучения шахмат, электронных учебников, симуляторов игры, обсуждений на
форумах и в социальных сетях.
- Электронные тренажеры — тренировочные упражнения на сайтах и приложениях,
автоматическая проверка правильности решения задач.
Рефлексивно-аналитические методы
- Самостоятельный анализ партий — разбор сыгранных партий, выявление ошибок и
удачных ходов, выработка индивидуальной стратегии.
- Оценочная деятельность — самооценка успехов и достижений, взаимооценка среди
одноклассников, публичная защита проекта.
Применение указанных методов позволит реализовать цели курса, развить у учащихся
интерес к игре в шахматы, способствовать их творческому росту и достижению высоких
результатов в спортивной практике.
1.3. Планируемые результаты
Личностные
Обучающиеся:
- научатся формулировать собственное мнение и позицию;
- сформируют коммуникативные способности и приобретут навыки работы в
коллективе;
- будут уметь планировать свои действия и осуществлять итоговый и пошаговый
контроль;
- научатся правильно вести диалог с арбитром, правильно предлагать ничью;
- научатся доводить дело до конца, быть целенаправленным, не отступать перед
трудностями, стремиться довести партию до победы;
- приобретут навык самодисциплины и самоорганизации;
- научатся совершать в уме простые действия (мысленный расчёт на тричетыре хода), разовьют
внимание, память, воображение и наблюдательность.
Метапредметные
Обучающиеся:
- научатся осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую
взаимопомощь.
- научатся быть выдержанным, психологически устойчивым во время
партии;
- сформируют чувства дружелюбности во время игры, уважительное и
справедливое отношение к сопернику;
- научатся соотносить свои действия с планируемыми результатами;
- воспитают сосредоточенность, целеустремленность, настойчивость в
отстаивании прав игрока;
- научатся анализировать ситуацию и корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся обстановкой.
10

Предметные
Обучающиеся:
- узнают основные правила шахматной игры, шахматную нотацию;
- узнают о цели шахматной партии, законы развития фигур в начале партии,
законы элементарного эндшпиля, методы борьбы со связками;
- научатся самостоятельно работать с шахматной доской;
- научатся разыгрывать партию с противником и доводить до логического
окончания;
- научатся полностью записывать шахматную партию и грамотно
откладывать или заканчивать партию;
- узнают об игре с шахматными часами (механическими и электронными), о
времени, отведенном на партию;
- научатся правильно рассчитывать время в шахматной партии, правильно
завершать партию, отслеживать турнирные результаты;
- изучат правила обращения к арбитру на турнире и последствия нарушения этих
правил;
- узнают о значении материального преимущества и методах использования
небольшого материального перевеса;
- изучат все возможные специфические нарушения противника в процессе игры.
1.4 Содержание общеразвивающей программы

№п/п Название раздела, темы

Учебный план:
Количество часов
всего

теория

Формы
практика аттестации/контроля
1
опрос, тест,
анкетирование
2
опрос, тест,

1

Введение

2

1

2

Суть игры в шахматы

3

1

3

Шахматные фигуры

6

2

4

опрос, тест, игра

4

Права игроков, простейшие

11

3

8

опрос, тест, игра

приемы
5

Завершение игры(партии)

8

3

5

опрос, тест, игра

6

Основы записи

2

1

1

опрос, тест, игра

2

-

2

опрос, тест, игра

. Художественное
7

Квалифицированный
турнир
. Художественное слово.

11

9

Итоговое занятие

1

0

1

ИТОГО:

68

21

47

опрос, тест, игра

Рабочая программа учебного модуля
№

Форма
аттестации/
контроля

2.

Количество часов
Всего Теор Прак
тика
ия
Введение
3
1
2
Вводное занятие.
Инструктаж
по
технике
1
1
безопасности.
Правила поведения в кабинете
«Шахматы». Организационные моменты
Шахматные
фигуры.
Названия.
Правильная
2
2
расстановка фигур на доске.
Суть игры в шахматы
4
2
2

2.1

Порядок шахматных ходов.

2

2

-

2.2

Правильная расстановка фигур на доске

2

-

2

опрос,
тестирование
опрос, тест, игра

3.
3.1

12
4

4
4

8
-

опрос, тест, игра

8

-

8

опрос, тест, игра

5.
5.1

Шахматные фигуры
Как должны выполняться ходы. Поправление при
своем ходе расположения фигур на их полях.
Разыгрывание этапов позиций; игра на шахматных
досках полным комплектом фигур.
Права игроков, простейшие приемы
Возможные ситуации в ходе игры: невозможный ход,
пат, мат, шах.
Разыгрывание позиций; разыгрывание шахматных
партий; разбор ошибок противника.
Завершение игры(партии)
Завершение партии; разные варианты

5.2
6.
6.1

Разыгрывание позиций
Основы записи
Необходимость записи. Стандартные обозначения.

1.
1.1

1.2

3.2
4.
4.1
4.2

Тема

6. 2 Разыгрывание шахматных партий с записью
7.

Квалифицированный турнир
12

Собеседование,
анкетирование
Опрос, тест

20
8

8
8

12
-

опрос, тест

12

-

12

опрос, тест, игра

15
5

5
5

10
-

опрос, тест

10
8
1

1
1

10
7
-

опрос, тест, игра

7

-

7

опрос, тест, игра

4

-

4

Опрос тест

7.1

Проведение турниров с дифференциацией силы игры
участников одного уровня

4

-

4

проверка и
оценка работы
педагогом

9.

Итоговое занятие

1

-

1

опрос, тест, игра

9.1

Итоги. Награждение. Планы на следующий год.

1

-

1

опрос, тест, игра

Итого:

68

21

47

Содержание учебного (тематического) плана:
1.

Вводное занятие

Теория: Организация работы коллектива 1-ого года обучения. Правила поведения в кабинете
шахмат. Сказка о шахматной игре. передвижение фигур.
Практика: Шахматные фигуры. Правильная расстановка фигур на доске.
2.

Сущность игры в шахматы

Теория: Порядок шахматных ходов. Начальная позиция фигур на шахматной доске.
Расположение шахматной доски. Шахматные фигуры.
Практика: Правильная расстановка фигур на доске; передвижение фигур на индивидуальных
досках; игры на быстроту расстановки фигур; проговаривание полей доски.
3.

Шахматные фигуры

Теория: Как должны выполняться ходы. Поправление при своем ходе расположения фигур на
их полях. Порядок взятия фигур. Намеренное касание фигур на шахматной доске. Окончание
хода – отрывание партнером руки от фигуры. Правила выполнения рокировки. Касание короля
и ладьи.
Практика: Разыгрывание кусочков позиций; игра на шахматных досках полным комплектом
фигур.
4.

Права игроков, простейшие приемы

Теория: Возможные ситуации в ходе игры: невозможный ход, пат, мат, шах. Способы
избежания неверных и невозможных ходов. Цель каждого игрока - поставить мат. Заявление о
сдаче. Возможность завершения игры: ничья. Присуждение ничьей. Отсутствие возможности
поставить мат королю партнера любой серией возможных ходов: «мертвая позиция».
Соглашение между двумя партнерами.
Практика: Разыгрывание позиций; разыгрывание шахматных партий; разбор ошибок
противника. Обрабатывание приемов защиты
5.

Завершение игры

Теория: Возможность завершения игры: проигрыш. Цель каждого игрока - поставить мат.
Заявление о сдаче. Возможность завершения игры: ничья. Присуждение ничьей. Отсутствие
возможности поставить мат королю партнера любой серией возможных ходов: «мертвая
позиция». Соглашение между двумя партнерами.
13

Практика: Разыгрывание позиций; разыгрывание шахматных партий; разбор ошибок
противника.
6.

Основы записи

Теория: Необходимость записи. Стандартные обозначения. Название фигур. Шахматные поля.
Диагонали, вертикали, горизонтали. Диаграмма. Порядок записи ходов. Полная и краткая
нотация.
Практика: Разыгрывание шахматных партий с записью; разбор ошибок противника.
7.

Квалификационный турнир

Практика: Проведение турниров с дифференциацией силы игры участников одного уровня.
8.

Итоговое занятие

Итоги. Награждение. Планы на следующий год.
2. Организационно-педагогические условия
2.1 Календарный учебный график
Продолжительность учебного года: 1-10-е классы – 34 недели (172 учебных дней).
Год
Дата
Дата
Количество Количество Количество
Режим
обучения
начала
окончания
учебных
учебных
учебных
занятий
обучения
обучения
недель
дней
часов
1 год
8 сентября
29 мая
34
172
68
2 занятия по
1 часу в
неделю
Осенние каникулы - 18.10.2025 по 26.10.2025, продолжительность 9 календарных дней
Зимние каникулы - 28.12.2025 по 11.01.2026, продолжительность 15 календарных дней
Дополнительные каникулы - 07.02.2026 по 15.02.2026, продолжительность 9 календарных дней
Весенние каникулы - 14.03.2026 по 22.03.2026, продолжительность 9 календарных дней
Летние каникулы 27.05.2026 по 31.08.2026 продолжительность 97 календарных дней
2.2 Условия реализации программы
Одним из важных факторов, напрямую влияющих на успешность и результативность
осуществления образовательной программы, является условия реализации образовательной
программы.
Работа ведется с учетом местных условий и учебно-воспитательного режима МБОУ «СОШ №
16». Группы комплектуются с учетом возраста детей.
Материально-техническое обеспечение:
- игровые комплекты для игры шахматы;
- шахматные часы;
- демонстрационный шахматный комплект;
- шахматные настенные доски;
- шахматные настольные доски;
- ноутбук с выходом в интернет;
- столы, стулья.
14

Кадровое обеспечение:
Педагог прошёл обучение по дополнительной профессиональной программе «Педагогика
дополнительного образования детей». Применение педагогом современных методов обучения и
воспитания в сочетании с традиционными приемами способствует максимальному погружению
членов объединения по интересам в процесс творческой работы. С целью развития творческих
способностей педагог использует активные методы, приемы и формы обучения.
Педагог систематически повышает свой профессиональный уровень.
Методические материалы:
Занятия по теории проходят в виде рассказа и беседы перед игровым занятием.
Для снижения нагрузки и повышения интереса у учащихся необходимо
разнообразить методы организации занятия. Они меняются, существуют индивидуальные в
рамках фронтальной, так и групповые. Занятия проводятся в специально отведенном кабинете на
шахматных настольных досках.
«Шахматные баталии» используются для решения педагогических задач.
Во-первых, соревнования связаны с преодолением своих страхов (неуверенности в
собственных силах, как умственных, так и физических и т.п.), что позволяет
корректировать волевую сферу учащихся.
Во-вторых, игра предусматривает работу в команде и активное коммуникативное
взаимодействие участников, что дает возможность формировать навыки делового
общения.
В-третьих, игра предполагает острые эмоциональные переживания участников и
позволяет педагогически воздействовать на сферу саморегуляции.

Методическое обеспечение
№ Разделы
Форма
п/
занятия
п
1.

2.

3.

Введение

Беседа,
рассказ,
объяснение.
Суть игры в Рассказ,
шахматы
объяснение,
практикум,
игры, показ.
Шахматные
фигуры

Объяснение,
показ. Игры

Приемы
и
методы
организации
занятий
Словесный,
наглядный.
Словесный,
наглядный,
практически
й.
Словесный,
наглядный,
практически
й.

15

Методический
и
дидактический
материал
Фотоматериал.
Специальная
литература.
Специальная
литература.

Специальная
литература.

Техническое оснащение

Помещение.
Компьютер,
тетрадь для записей, ручка.
Помещение.
Компьютер,
тетрадь для записей, ручка.
Демонстрационная
шахматная
доска.
Комплекты шахмат
Помещение.
Компьютер,
тетрадь для записей, ручка.
Демонстрационная
шахматная
доска.
Комплекты шахмат

4.

Права
игроков,
простейшие

Объяснение,
практикум,
показ. Игры

Словесный,
наглядный,
практически
й.

Специальная
литература.
Видео
материалы

Специальная
литература.
Видео
материалы

приемы
5.

Завершение
игры(партии)

Беседа,
объяснение,
практикум.

Словесный,
наглядный,
практически
й.

6.

Основы
записи

Беседа,
объяснение,
практикум.

Словесный,
наглядный,
практически
й.

7

Квалифициро
ванный
турнир

Беседа,
объяснение,
практикум

Словесный,
наглядный,
практически
й.

8

Итоговое
занятие

Беседа,
объяснение,
практикум

Словесный,
наглядный,
практически
й.

9

Введение

Беседа,
объяснение,
практикум

Словесный,
наглядный,
практически
й.

Помещение.
Компьютер,
тетрадь для записей, ручка.
Демонстрационная
шахматная
доска.
Комплекты шахмат

Помещение.
Компьютер,
тетрадь для записей, ручка.
Демонстрационная
шахматная
доска.
Комплекты шахмат
Образцы, фото Помещение.
Компьютер,
и
видео тетрадь для записей, ручка.
материал,
Демонстрационная
специальная
шахматная
доска.
литература.
Комплекты шахмат
Специальная
Помещение.
Компьютер,
литература.
тетрадь для записей, ручка.
Демонстрационная
шахматная
доска.
Комплекты шахмат
Специальная
Помещение.
Компьютер,
литература.
тетрадь для записей, ручка.
Видео
Демонстрационная
материалы
шахматная
доска.
Пример
Комплекты шахмат
Специальная
Помещение.
Компьютер,
литература.
тетрадь для записей, ручка.
Видео
Демонстрационная
материалы
шахматная
доска.
Пример
Комплекты шахмат

2.3. Формы аттестации/контроля
Федеральным законом № 273-ФЗ, приказом Министерства просвещения Российской Федерации
от 27 июля 2022 года № 629, «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
обязательное проведение итоговой аттестации.
№п

Форма аттестации

Вид контроля

Текущая

Оценка усвоения изучаемого Круглогодично
материала

Дата проведения
осуществляется

педагогом в форме наблюдения,
16

фронтального
индивидуального

и
опроса,

выполнения заданий
Промежуточная

Промежуточный контроль:

Круглогодично

- практическая работа;
-практические задания.
Итоговая

турнир, игра.

20.02.2026
07.05.2026

Подведение итогов работы объединения за год.

1. Формы текущего контроля.
1. Тестирование: проверяется знание основных понятий, правил игры, дебютных вариантов,
этюдов, расстановок фигур.
2. Решение задач: оценка скорости и точности решения тактических задач, вычисления
выигрышных комбинаций, правильного выбора хода.
3. Анализ партий: умение анализировать собственные и чужие партии, выявлять сильные и
слабые стороны игры.
4. Практические турниры: проводятся внутренние и внешние соревнования, в ходе которых
оценивается мастерство игры, способность противостоять разным стилям соперников.
5. Самооценка: учащиеся оценивают свою собственную работу, отмечая успехи и проблемы,
формируя программу индивидуального самосовершенствования.
Основные критерии оценивания:
- Владение правилами игры, понимание её терминологии.
- Умение планировать стратегию партии, выбирать оптимальные ходы.
- Способность находить эффективные комбинации и распознавать угрозы противника.
- Уровень быстроты реакции и принятия правильных решений в сложных ситуациях.
- Активность участия в занятиях, соревнованиях, проектах.
- Самостоятельность в выполнении заданий, инициативность в предложении новых идей.
2.4 Оценочные материалы
Основная цель оценки заключается в определении уровня освоения учащимися содержания
программы по шахматам, включая приобретение базовых знаний и навыков, развитие
стратегического мышления, улучшение техники игры и расширение представлений о
значимости спорта и искусства шахмат.
Принципы оценивания
17

Процедура оценивания строится на принципах комплексности, доступности, открытости и
регулярности. Каждый учащийся получает своевременную обратную связь относительно
качества своей подготовки, а преподаватель имеет возможность скорректировать
индивидуальный подход в обучении.
Формы и средства оценивания
Программа предусматривает несколько видов оценочных мероприятий, используемых в
течение всего срока обучения:
1. Устный опрос
- Проверяются базовые понятия, правила игры, понимание дебюта, миттельшпиля и
эндшпиля.
2. Решение шахматных задач
- Регулярное тестирование на уровне знаний в области матования короля, выигрыша пешки,
правильной защиты фигуры.
3. Участие в соревнованиях
- Учащиеся участвуют в турнирах и рейтинговых матчах, демонстрируя степень готовности
самостоятельно справляться с противником разных уровней.
4. Обсуждение и анализ партий
- Обучающиеся демонстрируют своё умение проводить глубокий анализ завершённой партии,
давать оценку сделанным ошибкам и предлагать пути исправления.
5. Игра в паре с партнёром
- Совместная практика в парах используется для оценки взаимодействия друг с другом,
формирования совместного опыта победы и поражения.
Методики и инструменты оценки
1. Тесты и контрольные вопросы
2. Решение позиционных задач и головоломок
3. Анализ проведенных партий с указанием допущенных ошибок и сильных сторон
4. Рейтинговая система оценки выступлений на турнирах
5. Организация регулярных зачётов по основным аспектам программы
6. Проведение внутриклассных чемпионатов и первенств школы
3. Список литературы
Для педагогов:
1. Дворецкий М. Методы шахматного обучения – Харьков: «Фолио», 1997.
2. Дорофеева А. Хочу учиться шахматам – М.: Russian Chess House, 2008.
18

3. Журавлев Н.И. Шаг за шагом – М.: ФиС, 1986.
4. Зак В.Г. Пути совершенствования – М.: ФиС, 1988.
5. Калиниченко Н.М. Шахматная стратегия: Полный курс – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2005.
6. Карпов А. Учитесь шахматам. – М.: ЭГМОНТ Россия ЛТД, 2003.
7. Кентлер А. Шахматный букварь-раскраска – М.: ФСРМПНТС, 2005.
8. Костенюк А. Как научить шахматам – М.: Russian Chess House, 2008.
9. Костров В. В какую силу я играю? Гамбиты – СПб: «Литера», 2001.
10. Костров В. В какую силу я играю? Открытые дебюты – СПб.: «Литера», 2001.
11. Костров В. В какую силу я играю? Полуоткрытые дебюты – СПб.: «Литера», 2001.
12. Костьев А.Н. Учителю о шахматах – М.: «Просвещение», 1986.
13. Нейштадт Я. По следам дебютных катастроф – М.: ФиС, 1979.
14. Нимцович А. Моя система – М.: ФиС, 1974.
15. Панов В. Курс дебютов – М.: ФиС, 1961.
16. Пожарский В.А. Шахматный учебник – М.: изд. МЭИ, 1996.
17. Попова М. 30 уроков шахматной тактики / М.Попова, В.Манаенков. – Тула: 2002.
18. Сухин И.Г. Удивительные приключения в шахматной стране – Ростов-на-Дону: «Феникс»,
2004.
19. Хенкин В.Л. Последний шах: антология матовых комбинаций – М.: ФиС, 1979.
20. Яковлев Н.Г. Найди лучший ход! – СПб.: «Литера», 2002.
Для родителей:
1. Дорофеева А. Хочу учиться шахматам - М.: Russian Chess House, 2008.
2. Журавлев Н.И. Шаг за шагом – М.: ФиС, 1986.
3. Зак В.Г. Пути совершенствования – М.: ФиС, 1988.
4. Карпов А. Учитесь шахматам – М.: ЭГМОНТ Россия ЛТД, 2003.
5. Кентлер А. Шахматный букварь-раскраска. - М.: ФСРМПНТС, 2005.
6. Костенюк А. Как научить шахматам – М.: Russian Chess House, 2008.
7. Костров В. В какую силу я играю? Гамбиты – СПб.: «Литера», 2001.
8. Костров В. В какую силу я играю? Открытые дебюты – СПб.: «Литера», 2001.
9. Костров В. В какую силу я играю? Полуоткрытые дебюты – СПб.: «Литера», 2001.
10. Сухин И.Г. Удивительные приключения в шахматной стране – Ростов-на-Дону: «Феникс»,
2004.
Интернет-источники:
19

1. https://lichess.org/ (решение задач, игры)
2. https://www.chess.com/ru (игры, задачи, материалы)
3. https://chess-board.ru/ (решение задач, просмотр партий)
4. https://chessmatenok.ru/ (просмотр партий)

20

2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».