Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 16»
Рассмотрено
на заседании
педагогического совета
МБОУ «СОШ № 16»
«29» августа 2025 г.
Протокол № 82
Утверждено
Приказ № 95/4
от «01» сентября 2025 г.
Директор МБОУ «СОШ № 16»
_________ Ковалева Н.А.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Художественной направленности
«Школьный театр «Бенефис»
Возраст учащихся: 7 - 18 лет
Срок реализации - 1 год
Автор-разработчик:
Педагог дополнительного образования
Домрачева Анастасия Александровна
п. Сосновый Бор
Содержание
1.Основные характеристики общеразвивающей программы …………………...…………..... 2
1.1 Пояснительная записка ………………………………………………………..……….….... 2
1.2 Цель и задачи общеразвивающей программы …………………………….....…………..... 4
1.3 Планируемый результат .................................…….…………...………………..………....... 6
1.4 Содержание общеразвивающей программы ...…….………………………..…………..…. 6
2.Организационно-педагогические условия ………………………………………..……...… 10
2.1 Календарный учебный график ...…………………………………………...…..……..…... 10
2.2 Условия реализации программы ....……………………………………………..………… 16
2.3 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы ...………………………….…….. 10
2.4 Оценочные материалы ........................................................................................................... 12
3.Список литературы ………………………………………………………………………...… 13
1
1.Основные характеристики общеразвивающей программы
1.1 Пояснительная записка
1.1.1. Направленность – социально-гуманитарная
1.1.2.
Актуальность и педагогическая целесообразность: Развитие творческих
способностей детей средствами театрального искусства. В основе программы лежит идея
использования потенциала театральной педагогики, позволяющей развивать личность ребёнка,
оптимизировать
процесс
развития
речи,
голоса,
чувства
ритма,
пластики
движений.
Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.
В основе программы лежит идея использования потенциала театральной педагогики,
позволяющей развивать личность ребёнка, оптимизировать процесс развития речи, голоса,
чувства ритма, пластики движений.
Данная программа разработана в соответствии с требованиями нормативно-правовых
документов в области образования, защиты прав ребенка:
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской
Федерации»;
2.
Федеральный закон Российской федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О
внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»»
3.
Федеральный закон Российской федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об
основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013г.)
4.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г №
678-р
5.
Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»
6.
Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению
традиционных российских духовно-нравственных ценностей»
7.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
8.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм».
9.
Постановление Правительства Российской федерации от 11.10.2023 № 1678,
«Об
утверждении
Правил
применения
организациями,
осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ».
10.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
5.05.2018 года № 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»»
2
11.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022
года № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
12.
Приказ Министерства просвещения РФ от 3.09.2019 года № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей».
13.
Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства
просвещения РФ от 5 августа 2020 года № 882/391 называется «Об организации и
осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации
образовательных программ».
14.
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»
15.
Письмо Минобрнауки РФ от 28.08.2015 N АК-2563/05 "О методических
рекомендациях" (вместе с "Методическими рекомендациями по организации
образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации
образовательных программ")
16.
Письмо Министерства просвещения РФ от 30.12.2022 года № АБ-3924/06
называется «О направлении методических рекомендаций» (вместе с "Методическими
рекомендациями "Создание современного инклюзивного образовательного пространства
для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе
образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные
программы в субъектах Российской Федерации")
17.
Письмо Министерства просвещения РФ от 07.05.2020 года № ВБ-976/04
называется «О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и
социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием
дистанционных образовательных технологий».
18.
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года»
19.
Приказ Министерства образования и молодёжной политики Свердловской
области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку
оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных
общеразвивающих программ» в соответствии с социальным сертификатом».
1.1.2. Отличительные особенности
Программа школьного театра направлена на всестороннее развитие ребенка,
формирование важных личностных качеств и культурных ценностей
1. Творческое развитие учащихся
Основной целью является формирование творческих способностей детей, развитие
воображения, артистизма, эмоциональной выразительности и чувства прекрасного.
2. Интеграция учебных предметов
3
Занятия театром способствуют развитию межпредметных связей, интегрируя знания
литературы, истории, музыки, искусства и русского языка.
3. Коллективная деятельность
Работа в театральной студии предполагает командную работу, взаимодействие и
сотрудничество учеников друг с другом, умение распределять роли и отвечать за свою
часть общего результата.
4. Психологическая поддержка
Театр помогает детям преодолевать стеснительность, страх перед аудиторией,
способствует повышению самооценки и уверенности в себе.
5. Воспитание эстетического вкуса
Формирование художественного восприятия мира, знакомство с лучшими образцами
драматического искусства, классической и современной драматургии.
6. Возможности самовыражения
Дети получают возможность проявить себя в разных ролях, раскрыть индивидуальные
таланты и способности, выразить собственные эмоции и мысли.
7. Социальная адаптация
Участие в школьных спектаклях позволяет учащимся лучше адаптироваться в коллективе,
улучшает коммуникативные навыки, формирует позитивное отношение к общению и
сотрудничеству.
1.1.3. Адресат
Программа рассчитана на обучающихся от 7 до 18 лет. Набор в группу
осуществляется на основании заявления родителя (законного представителя). Общий
численный состав групп – до 20 человек. В состав могут входить учащиеся с ОВЗ,
одаренные дети и дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации.
1.1.5. Объем и срок освоения программы 68 часа, 1 год.
1.1.6. Особенности организации образовательного процесса.
- Режим занятий 2 раз в неделю, продолжительность одного академического часа (40
минут)
- Форм обучения: очная
- Форма организации
образовательного процесса
–
занятия проводятся как
индивидуально, в группах (в парах), так и всем составом. Индивидуальные формы работы
4
применяются при работе с отдельными детьми(обладающими низким или высоким уровнем
развития, дети с ОВЗ и др.). Занятия реализуются аудиторно (комбинированные, теоретические,
практические занятия, работа с фондами) и внеаудиторно (экскурсии, поисковая работа и
самостоятельно в соответствии с индивидуальным учебным планом).
- Форма реализации образовательной программы:
Образовательная программа реализуется посредством участия обучающихся в творческой
деятельности театральной мастерской школы. Основными формами организации
образовательного процесса являются:
- Театральные занятия и репетиции,
- Мастер-классы и творческие лаборатории,
- Постановочные работы (спектакли, сценические этюды),
- Участие в конкурсах, фестивалях и смотрах театрального творчества,
- Проведение открытых уроков и показательных выступлений,
- Посещение театров, просмотр профессиональных постановок и обсуждение увиденного,
- Создание собственных творческих проектов и инициатив в рамках школьной театральной
студии.
Формы занятий предполагают сочетание теоретической подготовки и практической
деятельности, обеспечивая условия для творческого роста и развития каждого участника
программы.
- Перечень форм проведение занятий:
1. Практические занятия:
- Репетиции спектаклей и отдельных сцен.
- Этюды и упражнения на развитие актерских навыков.
2. Мастер-классы:
- Тематические мастерские с приглашенными профессионалами (режиссерами, актёрами).
- Специализированные занятия по сценическому движению, речи, вокалу.
3. Творческие встречи:
- Встречи с деятелями культуры и искусства.
- Просмотр и обсуждение фильмов, спектаклей.
4. Проектная работа:
- Разработка собственного сценария, подготовка режиссерского замысла.
- Организация мероприятий внутри коллектива участников программы.
5
5. Постановочная практика:
- Подготовка к спектаклям и выступлениям.
- Открытые уроки и показательные постановки.
6. Экскурсионные мероприятия:
- Посещения театров, музеев, культурно-значимых мест.
- Обмен опытом с аналогичными творческими объединениями.
7. Игровая форма:
- Импровизационные игры,
взаимодействия участников группы.
направленные
на
раскрепощение
и
улучшение
8. Конференции и семинары:
- Научно-практические конференции, посвящённые вопросам театрального искусства.
- Семинарские занятия по углубленному изучению теории театра.
Эти формы позволяют комплексно развивать творческие способности учащихся,
способствуя раскрытию потенциала каждого ребёнка в процессе театральной деятельности.
Перечень форм подведения итогов:
1. Выступления на школьных мероприятиях: участие школьников в праздниках, концертах,
тематических вечерах, родительских собраниях.
2. Показательные спектакли: публичные представления созданных постановок перед
широкой аудиторией.
3. Фестивали и конкурсы: участие студийцев в городских, региональных и всероссийских
театральных фестивалях и конкурсах.
4. Фотографии и видеосъемка: создание портфолио лучших работ и выступлений
участников театральной студии.
5. Педагогический мониторинг: оценка уровня усвоенных компетенций участниками
театральной студии педагогическими работниками.
Подведение итогов позволяет оценить эффективность программы, выявить её сильные
стороны и области для дальнейшего совершенствования, мотивируя участников продолжать
заниматься творчеством и развиваться в театральном искусстве.
6
1.2 Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель программы:
Развитие творческих способностей учащихся, повышение культурного уровня и
эстетического воспитания через активное вовлечение в процесс театрального искусства,
формирование интереса к культуре и искусству, развитие социальных навыков, расширение
кругозора и способность свободно выражать свои идеи и эмоции средствами сцены.
Задачи:
Образовательные задачи:
- Формирование базовых понятий о театре и основах актёрской профессии.
- Ознакомление с различными жанрами и направлениями театрального искусства.
- Освоение техники сценической речи, движения и пластики тела.
- Изучение основ режиссуры и работы над созданием сценического образа.
Развивающие задачи:
- Развитие творческих способностей, фантазии и креативного мышления.
- Совершенствование умения выступать публично, преодоление страха перед
аудиторией.
- Повышение уверенности в себе, снятие психологических барьеров.
- Стимуляция активности, инициативы и самостоятельности в творчестве.
Воспитательные задачи:
- Привитие любви к театру и интересу к художественной литературе.
- Воспитание уважения к культурному наследию и традициям своего народа.
- Формирование уважительного отношения к мнению других членов коллектива.
- Способствование социализации и адаптации детей в обществе.
Практико-ориентированные задачи:
- Овладение приёмами самостоятельной подготовки ролей и самостоятельного
оформления спектакля. костюма.
- Активизация участия детей в культурной жизни школы и родного поселка, района.
- Обеспечение условий для активного отдыха и творческого досуга школьников.
- Укрепление физического здоровья через занятия физической культурой и движением
на сцене.
Реализация поставленных задач позволит достичь главной цели программы –
формирования гармоничной, духовно богатой личности, умеющей реализовывать
творческий потенциал и уверенно чувствовать себя в социальной среде.
7
Формы и методы работы
Формы работы:
1. Коллективные занятия: групповые тренировки, включающие отработку основных
элементов сценического мастерства, работу над пьесами и ролями.
2. Индивидуальные консультации: помощь каждому участнику в развитии личного
таланта, индивидуальная коррекция недостатков.
3. Практическое творчество: подготовка спектаклей, создание декораций, костюмы,
участие в постановке, режиссёрская и организаторская деятельность.
4. Просветительская деятельность: экскурсии в театры, просмотры видеозаписей
спектаклей, лекции о выдающихся актёрах и режиссёрах.
5. Участие в конкурсах и фестивалях: организация выступлений на соревнованиях и
мероприятиях городского, регионального и всероссийского уровней.
6. Проекты и исследовательская деятельность: изучение исторической и литературной
основы произведений, анализ известных театральных традиций и стилей.
Методы работы:
1. Наблюдение и подражание: обучение на примерах классиков русской и зарубежной
сцены, заимствование опыта признанных мастеров.
2. Имитация и импровизация: создание ситуаций, позволяющих развивать воображение и
свободу выражения мыслей и чувств.
3. Обучающая игра: использование игровых методов для освоения новых навыков и
приемов сценического поведения.
4. Метод проблемного обучения: решение творческих задач и сложных ситуаций,
стимулирующих интеллектуальное и эмоциональное развитие.
5. Методы анализа и синтеза: разбор конкретных примеров сценического воплощения,
понимание взаимосвязи деталей и целого произведения.
6. Развивающее обучение: поэтапное усложнение заданий, увеличение нагрузки,
обеспечение постоянного роста и развития навыков.
Использование указанных форм и методов направлено на достижение максимальной
эффективности учебной деятельности, развитие индивидуальных способностей каждого
ребёнка и получение высоких результатов в театральном творчестве.
1.3. Планируемые результаты
Предметные результаты:
1. Освоение базовых понятий и терминологии театрального искусства.
2. Владение техникой сценической речи, пластики и мимики.
3. Понимание структуры пьесы, сюжета и композиции спектакля.
4. Умение анализировать персонажей и создавать сценический образ.
5. Навык выбора наиболее подходящей методики подготовки к выступлению.
8
Метапредметные результаты:
1. Формирование универсальных способов действий, применяемых в различных областях
деятельности.
2. Умение ставить цель, планировать этапы работы и оценивать полученный результат.
3. Развитие критического мышления, рефлексивных способностей и способности
аргументированно высказывать своё мнение.
4. Формирование умения взаимодействовать в группе, сотрудничать и находить компромиссы.
5. Освоение технологий проектного подхода и эффективной коммуникации.
Личностные результаты:
1. Развитие эмпатии, понимания эмоций окружающих и адекватного реагирования на ситуации.
2. Повышение личной ответственности, самостоятельности и целеустремлённости.
3. Укрепление веры в свои силы, уверенность в себе и снижение тревожности.
4. Раскрытие индивидуального творческого потенциала и формирование положительной
самооценки.
5. Повышение уровня внутренней дисциплины и готовности соблюдать нормы поведения в
социуме.
1.4 Содержание общеразвивающей программы
№п/п Название раздела, темы
Учебный план:
Количество часов
всего
теория
Формы
практика аттестации/контроля
0
опрос, тест,
анкетирование
1
опрос
1
Введение
1
1
2
Азбука театра
2
1
3
Театральное закулисе
2
1
1
опрос
4
Культура и техника речи.
12
1
11
опрос
5
Художественное слово
Основы актерской грамоты
10
1
9
опрос
6
Предлагаемые
обстоятельства. Театральные
игры
10
1
9
опрос, показ на сцене
7
. Художественное
Ритмопластика
10
1
9
опрос, показ на сцене
. Художественное слово.
9
8
Работа над постановкой
19
0
19
репетиция
9
Итоговое занятие
2
0
2
опрос
ИТОГО:
68
7
61
Рабочая программа учебного модуля
№
1.
1.1
2.
2.1
2.2
3.
3.1
3.2
4.
4.1
4.2
Тема
Количество часов
Всего Теор Прак
тика
ия
Введение
1
1
Вводное занятие.
Инструктаж
по
технике
1
1
безопасности. Рассказ о школьном театре, его
истории и достижениях
Азбука театра
2
1
1
Форма
аттестации/
контроля
История возникновения и создания театра. Театр как
вид искусства. Общее представление о видах и
жанрах театрального искусства.
Посвящение в «театральные зрители», выдача
удостоверений, где можно отмечать посещения
наклейками или записывать названия спектаклей.
Игры «Мы идем в театр», «Одно и то же по-разному»,
викторины и др.
Театральное закулисе
Знакомство со структурой театра и его основными
профессиями: актер, режиссер, сценарист, художник,
декоратор, гример, оператор, звукорежиссёр,
бутафор
Экскурсия в костюмерную и бутафорскую
Сосновоборского ЦД. Творческие задания и
театральные игры на раскрытие темы.
Культура и техника речи.
Художественное слово
Основы практической работы над голосом.
Упражнения на развитие дыхания, артикуляцию,
дикцию. Чтение вслух литературных произведений.
10
собеседование
1
1
-
опрос,
тестирование
1
-
1
опрос,
тестирование
2
1
1
1
1
-
беседа
1
-
1
беседа
12
1
11
1
11
1
-
11
оценка педагога
оценка педагога
5.
5.1
Основы актерской грамоты
Посвящение детей в особенности актёрской
профессии.
Практическая часть. Упражнения на развитие
Предлагаемые обстоятельства. Театральные
игры
Понятие о предлагаемых обстоятельствах.
10
1
1
1
9
-
9
10
1
9
9
оценка педагога
1
1
-
игры, тесты
предлагаемые
9
-
9
игры, оценка
педагога
7.
7.1
Ритмопластика
Мышечная свобода. Гимнастика на снятие зажимов
рук, ног и шейного отдела. Тренировка суставномышечного аппарата.
10
1
1
1
9
-
7.2
Выполнение упражнений в игровой форме на
развитие двигательных способностей (ловкости,
гибкости,
подвижности,
выносливости),
на
освобождение мышц, равновесие, координацию в
пространстве.
Работа над постановкой
Выбор произведения. Распределение ролей, «читка»,
репетиции
1
-
9
0
0
0
0
19
19
Итоговое занятие
2
0
2
Генеральная репетиция. Итоговое выступление –
завершение сезона
Итого:
2
0
2
68
7
61
5.2
6.
6.1
6. 2 Выполнение
упражнений
обстоятельства
8.
8.1
9.
на
опрос, тест
проверка и
оценка работы
педагогом
проверка и
оценка работы
педагогом
оценка педагога
оценка зрителем,
педагогом
Содержание учебного (тематического) плана:
1. Вводное занятие.
Знакомство. Ознакомление с режимом занятий, правилами поведения на занятиях, формой
одежды и программой. Знакомство с творческой дисциплиной. Инструктаж по технике
безопасности на занятиях, во время посещения спектаклей, передвижения по городу.
Знакомство с правилами противопожарной безопасности. Игра на знакомство. «Разрешите
представиться» – умение представить себя публике.
2. Азбука театра
История возникновения и создания театра. Театр как вид искусства. Общее представление о
видах и жанрах театрального искусства. Знакомство со сказками. Правила поведения в театре.
Театральный этикет.
11
Практическая часть. Посвящение в «театральные зрители», выдача удостоверений, где можно
отмечать посещения наклейками или записывать названия спектаклей. Игры «Мы идем в
театр», «Одно и то же по-разному», викторины и др.
3. Театральное закулисье
Теоретическая часть. Экскурсия в костюмрную и бутофорскую Сосновоборского ЦД.
Знакомство со структурой театра и его основными профессиями: актер, режиссер, сценарист,
художник, декоратор, гример, оператор, звукорежиссёр, бутафор.
Практическая часть. Творческие задания и театральные игры на раскрытие темы.
4. Культура и техника речи. Художественное слово.
Теоретическая часть. Основы практической работы над голосом. Дыхательная гимнастика.
Развитие артикуляционного аппарата. Работа с дикцией на скороговорках и чистоговорках.
Выразительное чтение, громкость и отчетливость речи.
Практическая часть. Упражнения на развитие дыхания, артикуляцию, дикцию. Чтение вслух
литературных произведений. Знакомство с детским фольклором (песни, танцы, потешки,
поговорки, пословицы и др.). Народные праздники, игры, традиции. Самостоятельное
сочинение сказок, былин на темы, связанные с народным творчеством. Придумывание своих
сказочных сюжетов, объединяющих известных героев разных сказок в одну литературную
композицию. Проигрывания-импровизации с детьми народных праздников, игр, сказок.
5. Основы актерской грамоты
Теоретическая часть. Посвящение детей в особенности актѐрской профессии. Мышечная
свобода. Особенности сценического внимания. Наблюдение, воображение, фантазия, придумка
в актерской профессии.
Практическая часть. Упражнения на развитие зрительного внимания: «Повтори позу»,
«Зеркало», «Кто во что одет» и т.д. Ответить на вопросы, например, «Что вы видели по дороге в
школу?», «Сколько ступенек на лестничном пролѐте?», «Сколько фонарей/деревьев от дома до
школы?» и т.д. Упражнения на развитие слухового внимания и других сенсорных умений:
«Послушаем тишину», «Летает не летает», «Хлопки», «Воробей-ворона» и др. Развитие
фантазии на основе реальных образов природы. Рассматривание форм камней, раковин, корней
и веток деревьев, поиск ассоциаций. Наблюдение за состоянием природы, движением снега,
появление радуги, движением облаков, движением волн и т.д. Фантазии на эту тему.
Разгадывание загадок о природе. Наблюдение за повадками диких и домашних животных, их
эмоциями. Упражнения на подражание голоса: медведя, тигра, волка, коровы, кошки, собаки,
птиц, рыб и т.д. Разговор обезьян. Жужжание мух, комаров, пчел. Кваканье лягушек. Этюд
«Птичий переполох», озвучивание русской народной сказки «Зимовье зверей». Упражнения на
звукоподражание: шелест листьев, травы, шум морских волн, вой ветра, шум дождя, капель,
перестукивание камней, журчание ручья, гром и т.д. Выполнение упражнений: «Угадать
шумы», «Искусственные шумы», «Радио», «Слышать одного» и др. Упражнение, направленное
на внимание – «Пишущая машинка». Интегрированная инсценировка народной сказки.
6. Предлагаемые обстоятельства. Театральные игры
Теоретическая часть. Понятие о предлагаемых обстоятельствах. Понятие «Я» в предлагаемых
обстоятельствах. Понятие «игра». Возникновение игры. Понятие «театральная игра.
12
Общеразвивающие игры и специальные театральные игры. Значение игры в театральном
искусстве. Воображение и вера в вымысел. Язык жестов, движений и чувств.
Практическая часть. Выполнение упражнений на предлагаемые обстоятельства. Участие в
играх-инсценировках, играх-превращениях, сюжетных играх. Этюды превращения: «Я –
дерево, цветок, травинка, листик, шишка, раковина и т.д.», «Я – ветер, облако, водопад, морская
волна, гром, вьюга, солнечный свет», «Я – арбуз, яблоко, лимон, авокадо, морковь, лук, семечко
и т.д.». Игры-перевѐртыши: собака – кошка, лиса – заяц, волк – медведь, ворона – воробей и т.д.
Выполнение упражнений: «Угадать шумы», «Искусственные шумы», «Радио», «Слышать
одного» и др. Выполнение этюдов: «Встреча», «Знакомство», «Ссора», «Радость»,
«Удивление». Обыгрывание бытовых ситуаций из детских литературных произведений.
Сочинение и представление этюдов по сказкам.
7. Ритмопластика
Теоретическая часть. Мышечная свобода. Гимнастика на снятие зажимов рук, ног и шейного
отдела. Тренировка суставно-мышечного аппарата. Универсальная разминка. Жесты. Пластика.
Тело человека: его физические качества, двигательные возможности, проблемы и ограничения.
Правильно поставленный корпус – основа всякого движения. Понятия: - точки зала (сцены); круг, колонна, линия (шеренга); - темпы: быстро, медленно, умеренно. Музыка и пластический
образ (влияние музыки на возникновение пластических образов, попытки создания образа,
внутреннее созерцание образа в движении под музыку). Привить уважение к своему телу,
научиться им владеть и держать в тонусе. Техника безопасности.
Практическая часть. Выполнение упражнений на развитие двигательных способностей
(ловкости, гибкости, подвижности, выносливости), на освобождение мышц, равновесие,
координацию в пространстве. Упражнения с приседаниями, игра с мячом, бег, ритмические
игры. Произношение текста в движении. Правильная техника дыхания. Пластическая
импровизация на музыку разного характера. Участие в играх и выполнение упражнений на
развитие пластической выразительности (ритмичности, музыкальности, координации
движений). Тренинги: «Собачка», «Гусиный шаг», «Прыжок на месте». Выполнение основных
позиций рук, ног, постановки корпуса. Упражнения на развитие пластичности и
выразительности рук: «Волна», «Деревья», «Подводные растения», «Плавники». Работа над
жестами (уместность, выразительность). Участие в играх на жестикуляцию (плач, прощание,
встреча). Упражнения на развитие умения двигаться в соответствии с заданным музыкой темпоритмом: «Ускоряй-замедляй», «Шагаем под музыку, как великаны, как гномы, как лиса, как
заяц, как медведь». Упражнения, которое учит самостоятельно подбирать образные движения,
менять их с изменением характера музыки: «Мотылѐк», «Лебедь», «Парус», «Снежинки»,
«Огонь» и т.п. Слушание музыки и выполнение движений (бег – кони, прыжки – воробей, заяц,
наклоны – ветер дует и т.д.) в темпе музыкального произведения. Перестроение в указанные
фигуры, в том числе и геометрические.
8. Работа над постановкой
Теоретическая часть. Выбор произведения. Чтение литературного произведение. Определение
главной темы рассказа и идеи автора. Осмысление сюжета, выделение основных событий.
Разбор. Определение жанра будущей театральной постановки. Читка по ролям.
Практическая часть. Распределение ролей. Разучивание текстов. Выразительное чтение по
ролям, расстановка ударений в тексте. Упражнения на коллективную согласованность
13
действий, отработка логического соединения текста и движения. Этюдные репетиции на
площадке. Разбор мизансцен. Отработка монологов. Пластический рисунок роли. Темпо-ритм.
Репетиции отдельных картин в разных составах. Создание элементов декораций, подбор
реквизита и элементов костюма. Подбор музыки для музыкального оформления постановки.
Сводная репетиция. Генеральная репетиция.
9. Итоговое занятие.
Практическая часть. Творческий отчѐт. Показ спектакля, инсценировок или проведение
мероприятия. Обсуждение. Рефлексия. Подведение итогов. Анализ работы.
2. Организационно-педагогические условия
2.1 Календарный учебный график
Продолжительность учебного года: 5-10-е классы – 34 недели (172 учебных дней).
Год
Дата
Дата
Количество Количество Количество
Режим
обучения
начала
окончания
учебных
учебных
учебных
занятий
обучения
обучения
недель
дней
часов
1 год
8 сентября
29 мая
34
172
68
2 занятия по
1 часу в
неделю
Осенние каникулы - 18.10.2025 по 26.10.2025, продолжительность 9 календарных дней
Зимние каникулы - 28.12.2025 по 11.01.2026, продолжительность 15 календарных дней
Дополнительные каникулы - 07.02.2026 по 15.02.2026, продолжительность 9 календарных дней
Весенние каникулы - 14.03.2026 по 22.03.2026, продолжительность 9 календарных дней
Летние каникулы 27.05.2026 по 31.08.2026 продолжительность 97 календарных дней
2.2 Условия реализации программы
Одним из важных факторов, напрямую влияющих на успешность и результативность
осуществления образовательной программы, является условия реализации образовательной
программы.
Работа ведется с учетом местных условий и учебно-воспитательного режима МБОУ «СОШ №
16». Группы комплектуются с учетом возраста детей.
Материально-техническое обеспечение:
Материально-техническое обеспечение
• компьютер
• музыкальная фонотека;
• аудио и видео записи;
• костюмы, декорации, краски, кисти, бумага необходимые для работы над созданием
театральных постановок;
• элементы костюмов для создания образов;
• видеокамера для съѐмок и анализа выступлений.
Кадровое обеспечение:
14
Педагог прошёл обучение по дополнительной профессиональной программе «Педагогика
дополнительного образования детей». Применение педагогом современных методов обучения и
воспитания в сочетании с традиционными приемами способствует максимальному погружению
членов объединения по интересам в процесс творческой работы. С целью развития творческих
способностей педагог использует активные методы, приемы и формы обучения.
Педагог систематически повышает свой профессиональный уровень.
Методические материалы:
1. Агапова И.А. Школьный театр. Создание, организация, пьесы для постановок: 5-11 классы. –
М.: ВАКО, 2006. – 272 с.
2. Белюшкина И.Б. и др. Театр, где играют дети. – М., 2001.
3. Безымянная. О.Н., Школьный театр. - М., 2001
4. Буяльский Б.А. Искусство выразительного чтения. М.: Просвещение,1986. –176 с.
5. Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. – М., 1999.Гурков А.Н.
Школьный театр.- Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 320 с.
6. Габбе Т.А. Быль –небыль. Русские народные сказки, легенды, притчи.- Новосибирское
книжное издательство, 1992
7. Гапелин Е.Р. Школьный театр. СПб. 1999
8. Генералова И.А. «Театр» в начальной школе. Методические рекомендации.
9. Каришнев-Лубоцкий М.А. Театрализованные представления для детей школьного возраста. М.: Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 280 с.
10.Ткачева Е.М. Пьесы. - М.: ВЦХТ ( ―Репертуар для детских и юношеских театров‖), 2008. –
176 с.
11.Чурилова Э.Г. Методика и организация театральной деятельности : Программа и репертуар. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. – 160 с.
Методическое обеспечение
№ Разделы
Форма
п/
занятия
п
1.
Введение
2.
Азбука театра
3.
Театральное
закулисе
Беседа,
рассказ,
объяснение.
Рассказ,
объяснение,
практикум,
игры, показ.
Объяснение,
показ. Игры
Приемы
и
методы
организации
занятий
Словесный,
наглядный.
Словесный,
наглядный,
практически
й.
Словесный,
наглядный,
практически
й.
15
Методический
и
дидактический
материал
Фотоматериал.
Специальная
литература.
Специальная
литература.
Техническое оснащение
Специальная
литература.
Помещение.
Компьютер,
тетрадь для записей, ручка.
Видео камера. Зеркало
Помещение.
Компьютер,
тетрадь для записей, ручка.
Помещение.
Компьютер,
тетрадь для записей, ручка.
Видео камера. Зеркало
4.
Культура и
техника речи.
Художествен
ное слово
Объяснение,
практикум,
показ. Игры
Словесный,
наглядный,
практически
й.
Специальная
литература.
Видео
материалы
Специальная
литература.
Видео
материалы
5.
Основы
актерской
грамоты
Беседа,
объяснение,
практикум.
Словесный,
наглядный,
практически
й.
6.
Предлагаемые Беседа,
обстоятельств объяснение,
а.
практикум.
Театральные
игры
Словесный,
наглядный,
практически
й.
7
Ритмопластик
а
Беседа,
объяснение,
практикум
Словесный,
наглядный,
практически
й.
8
Работа
над Беседа,
постановкой
объяснение,
практикум
Словесный,
наглядный,
практически
й.
9
Итоговое
занятие
Словесный,
наглядный,
практически
й.
Беседа,
объяснение,
практикум
Помещение.
Компьютер,
тетрадь для записей, ручка.
Видео камера. Зеркало.
Музыкальная
колонка.
Микрофон
Помещение.
Компьютер,
тетрадь для записей, ручка.
Видео камера. Зеркало.
Музыкальная
колонка.
Микрофон. Помещение со
зрительным залом и сценой
Образцы, фото Помещение.
Компьютер,
и
видео тетрадь для записей, ручка.
материал,
Видео камера. Зеркало.
специальная
Музыкальная
колонка.
литература.
Микрофон. Помещение со
зрительным залом и сценой
Специальная
Помещение.
Компьютер,
литература.
тетрадь для записей, ручка.
Видео камера. Зеркало.
Музыкальная
колонка.
Микрофон. Помещение со
зрительным залом и сценой
Специальная
Помещение.
Компьютер,
литература.
тетрадь для записей, ручка.
Видео
Видео камера. Зеркало.
материалы
Музыкальная
колонка.
Пример
Микрофон. Помещение со
зрительным залом и сценой
Специальная
Компьютер, тетрадь для
литература.
записей,
ручка.
Видео
Видео
камера. Зеркало. Гримм.
материалы
Костюмы.
Декорации.
Пример
Музыкальная
колонка.
Микрофон. Помещение со
зрительным залом и сценой
1. Актуальные вопросы деятельности общественных музеев. М., 1980.
2. Голышева Л.Б. Музейная педагогика/Преподавание истории в школе
№2, 2003 г.
3. Методика историко-краеведческой работы в школе, под ред. Н.С.
Борисова. М., 1982
4. Родин А.Ф., Соколовский Ю.Е. Экскурсионная работа по истории, М.,
1974.
16
5. Туманов В.Е., Школьный музей, М., 2002
6. Краеведение в школе. - Педагогическая энциклопедия, т. 2, М.,
Советская энциклопедия, 1965, с. 518-520.
7. Музейная коммуникация: модели, технологии, практики. – Москва,
2010. – 199 с.
8. Рубан Н.И. Музеология. Учебное пособие. Издание третье. Хабаровск,
2007
9. Бартенева Н.В., Дворникова О.Л. Научно-исследовательская работа
учащихся /Преподавание истории в школе, 2005.
10.Туманов В.Е. Школьный музей. Методическое пособие. М.: ЦДЮТиК,
2002. 154 с.
Медиаресурсы:
1. www.obd-memorial.ru/ Сайт Министерства обороны «Мемориал»;
2. podvignaroda.mil.ru/ Сайт Министерства обороны «Подвиг народа»;
3. http://www.hrono.ru/index.sema - ХРОНОС - всемирная история в
Интернете. Историческая энциклопедия;
4. http://www.istorik.ru/ - Историк. Ру. Рефераты по истории, карты,
коллекция исторических источников, каталог сайтов по истории
5. http://www.shm.ru/ - Государственный Исторический Музей
2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Федеральным законом № 273-ФЗ, приказом Министерства просвещения Российской Федерации
от 27 июля 2022 года № 629, «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
обязательное проведение итоговой аттестации.
№ п/п
Форма
Вид контроля
Дата проведения
аттестации
Текущая
Наблюдение участия в дискуссиях.
Круглогодично
2
Промежуточная
Выполнение контрольных упражнений,
этюдов
Показ самостоятельных работ. Участие
в играх, викторинах, конкурсах.
Работа над созданием спектакля.
Круглогодично
3
Итоговая
Генеральная репетиция. Спектакль
Май 2026
1
Подведение итогов работы объединения за год.
2.4 Оценочные материалы
1. Формы текущего контроля.
- Описание форм проверки достижений обучающихся на каждом этапе занятий:
17
- Наблюдение педагога — фиксация участия детей в репетициях, инициативности, творческих
способностей.
- Самостоятельные творческие задания: постановка этюдов, подготовка монологов, участие в
мини-спектаклях.
- Анкетирование: опросы педагогов и родителей о результатах деятельности ребёнка.
2. Итоговая аттестация
Итоговые мероприятия, направленные на демонстрацию приобретённых навыков и достижение
поставленных целей курса:
- Организация итогового спектакля перед зрителями (родителями, школьниками).
- Выступления на школьных мероприятиях, фестивалях и конкурсах.
- Участие в конкурсных просмотрах («Драматический дуэт», «Монологи», «Режиссёрская
работа»).
3. Критерии оценивания
Перечень показателей успешности обучения школьников в рамках кружковой деятельности:
- Активность участия в процессе подготовки спектаклей и репетиционной работе.
- Творческая активность и самостоятельность при создании образов персонажей.
- Владение актёрскими техниками (эмоциональная выразительность, сценическое движение,
дикция, голос).
- Качество исполнения ролей (точность передачи
драматургического замысла пьесы).
характера персонажа, понимание
- Способность работать в команде, проявлять лидерские качества и инициативу.
4. Методики диагностики
Способы фиксирования успехов учащихся:
- Портфель ученика — сборник выполненных работ, фотографий, отзывов зрителей.
- Анализ самооценочных листов (саморефлексия учеников).
- Оценочный лист педагога с характеристиками каждого участника.
3. Список литературы
18
1. Алянский Ю.Л. Азбука театра. Л., 1986.
2. Артоболевский Г.В. Художественное чтение. М., 1984.
3. Бугаева З.Н. развитие устной речи и дикции. М., 2005. 464 с.
4. Буяльский Б.А. Искусство выразительного чтения. М., 1986.
5. Гиппиус С.В. Актёрский тренинг. Гимнастика чувств. М., 2008. 377 с.
6. Ершов П.М. Режиссура как практическая психология. М., 1972.
7. Ершов П.М. Технология актёрского искусства. М., 1992.
8. Ершова А.П., Букатов В.М. Актёрская грамота – подросткам. М., 1994
9. Запорожец Т.И. Логика речи. М., 1976.
10. Захава Б.Е. Мастерство актёра и режиссёра. М., 2008.
11. Искусство сценической речи / Под ред. И.Ю. Промптовой. М.,2007.
350 с.
12. Кипнис М.Ш. Актёрский тренинг. М., 2008. 249 с.
13. Кнебель М.О. Вся жизнь. М., 1967.
14. Кнебель М.О. О действенном анализе пьесы и роли. М., 1982.
15. Кнебель М.О. Поэзия педагогики. М., 1984.
16. Кнебель М.О. Слово в творчестве актёра. М., 1970.
17. Комякова Г. Уроки техники речи в самодеятельном коллективе. Л.,
1972.
18. Кристи Г.В. Воспитание актёра школы Станиславского. М., 1968.
455 с.
19. Ласкавая Е.В. Сценическая речь: методическое пособие. М., 2005.
20. Линклейтер К. Освобождение голоса. М., 1993.
21. Мазнин И.А. 500 скороговорок, пословиц, поговорок. М., 2004. 96 с.
22. Петрова Л.А. О технике речи. М., 1981.
23. Программы общеобразовательных учреждений. Театр I — XI классы,
М., 1995
19
2