ДО Первые шаги в биологию

Управление образования Артемовского муниципального округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 16»

Рассмотрено
на заседании
педагогического совета
МБОУ «СОШ № 16»
«29» августа 2025 г.
Протокол № 82

Утверждено
Приказ № 95/6
от «01» сентября 2025 г.
И.о. директор МБОУ «СОШ № 16»
_________ Ковалева Н.А.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа естественно-научной направленности
«Первые шаги в биологию»
Возраст обучающихся: 5-7 лет
Срок реализации:1 год (34часа)

Автор-разработчик:
Педагог дополнительного образования
Володина Евгения Петровна

п. Сосновый Бор
2025-2026
Содержание...................................................................................................................... 2

1. Основные характеристики общеразвивающей программы .....................................3
1.1. Пояснительная записка...............................................................................................3
1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы..........................................................5
1.3. Планируемые результаты...........................................................................................5
1.4. Содержание общеразвивающей программы ............................................................6
2. Организационно-педагогические условия ..................................................................7
2.1. Календарный учебный график...................................................................................8
2.2. Условия реализации программы ...............................................................................8
2.3. Формы аттестации/контроля .....................................................................................9
3. Список литературы .......................................................................................................10

1.Основные характеристики программы.
1.1. Пояснительная записка
1.1.1 Направленность –программа имеет естественнонаучную направленность.
1.1.2 Актуальность Программа дополнительного образования для детей 5-7 лет
«Первые шаги в биологию» направлена на развитие интереса и любви к природе,
формирование начальных представлений о живой природе и воспитание бережного
отношения к окружающей среде. Актуальность данной программы обусловлена
несколькими факторами:
1. Формирование экологической культуры. Дети младшего возраста особенно
восприимчивы к знаниям о мире природы. Программа помогает заложить основы
экологического сознания, что способствует воспитанию будущих поколений,
заботящихся о сохранении природных ресурсов.
2. Развитие познавательной активности. Изучение биологии позволяет детям развивать
наблюдательность, умение анализировать и сравнивать объекты окружающего мира. Это
способствует формированию интеллектуальных способностей и стимулирует интерес к
научным исследованиям.
3. Подготовка к школьному обучению. Программа знакомит детей с основами
биологической науки, что облегчает переход к систематическому изучению предметов в
школе. Раннее знакомство с природоведением формирует базу для успешного освоения
школьной программы.
4. Воспитание эстетических чувств. Наблюдение за растениями, животными и явлениями
природы развивает чувство прекрасного, учит видеть красоту в простоте и многообразии
живого мира.
5. Социальная адаптация. Совместные занятия способствуют развитию
коммуникативных навыков, умения работать в группе, взаимодействовать с педагогом и
сверстниками. Таким образом, программа «Первые шаги в биологию» является
актуальной и необходимой частью системы дошкольного воспитания, способствующей
гармоничному развитию ребенка и подготовке его к успешному освоению школьных
дисциплин.
Данная программа разработана в соответствии с требованиями нормативно-правовых
документов в области образования, защиты прав ребёнка:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской
Федерации» (далее ФЗ).
2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 №295-ФЗ «О внесение
изменений в Федеральный закон «Об образовании В Российской Федерации».
3. Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ « Об основных
гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» (в редакции 2013г.).
4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утверждённая
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022г. №678-р.
5. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 №474 «О национальных целях
развития Российской Федерации на период до 2030 года».
6. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 №809 « Об утверждении Основ
государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских
духовн -нравственных ценностей».
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно - эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодёжи» (далее - СанПиН).
8. Постановление Главного Государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021г. №2
«Об утверждении санитарных правил и норм»

9. Постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.2023 № 1678 «Об
утверждении Правил применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ».
10. Приказ министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
05.05.2018 №298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых».
11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 №629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (далее -Порядок).
12. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 №467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей».
13. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и
Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.20 г. №882/391 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности при
сетевой форме реализации образовательных программ».
14. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
15. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015г. №АК-2563/05 «О методических
рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации
деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ».
16. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от07.05.2020г. №ВБ976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания
и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением
дистанционных образовательных технологий».
17. Приказ Министерства образования и молодёжной политики Свердловской области от
30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
18. Приказ Министерства образования и молодёжной политики Свердловской области от
29.06.2023 №785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания
государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных
образовательных программ в соответствии с социальным сертификатом».

1.1.3. Отличительные особенности. Программа реализуется с использованием
средств обучения и воспитания центра образования естественно-научной и
технологической направленностей "Точка роста».
1.1.4. Адресат: программа «Первые шаги в биологию» предназначена для детей
старшего дошкольного возраста 5 - 7 лет.
1.1.5. Объем программы: 34 часа.
Программа рассчитана на 1 год обучения
1.1.6. Особенности образовательного процесса.
Продолжительность 1 академического часа: -40 минут.
Общее количество часов в неделю: 1 раз в неделю.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.
Перечень форм обучения: очная.

Форма организации образовательного процесса: фронтальная, индивидуальная,
индивидуально групповая, групповая.
Формы реализации образовательной программы традиционная модель.
Перечень видов занятий: Мини-лекции, игры, беседы, презентации, наблюдения,
элементарная исследовательская деятельность и экспериментирование, труд в уголке
природы, художественное и прикладное творчество.
1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы.
Цель программы «Первые шаги в биологию»: развитие позитивного личностно-значимого
отношения к природе детей старшего дошкольного возраста посредством целенаправленного
общения с природным окружением.
Задачи программы:
- развитие
положительного
опыта эмоционально-чувственного восприятия природы;
- формирование представлений о животных и растениях как живых организмах;
- ценностное ориентирование в окружающем мире и ближайшем природном окружении;
- развитие экологических знаний о взаимосвязях в природе, о месте и роли человека в мире и
природе;
- развитие
практических умений и
навыков
взаимодействия
с объектами
природы родного края;
- воспитание эстетического видения окружающего мира;
- развитие осознанности ребенком взаимосвязи «Я – Природа».

1.3.Планируемые результаты освоения программы:
Планируемые результаты программы дополнительного образования для детей 5-7 лет
естественнонаучной направленности «Первые шаги в биологию» включают:
I. Образовательные результаты
Знания:
- Основные понятия и представления о живых организмах (растениях, животных,
микроорганизмах).
- Отличия живых организмов друг от друга и среды обитания.
- Простейшие правила ухода за живыми существами и растениями.
- Представления о временах года, сезонных изменениях в природе.
- Элементарные представления о взаимосвязях растений и животных с окружающей
средой.
Умения:
- Называть представителей флоры и фауны своего региона.
- Уметь наблюдать за природой, фиксируя изменения в погоде, поведении животных и
развитии растений.
- Различать части растения, определять условия необходимые для роста растений.
- Самостоятельно ухаживать за комнатными растениями и домашними питомцами.
- Формулировать выводы на основе наблюдений и опытов.
II. Воспитательные результаты
Навыки взаимодействия с окружающим миром:
- Проявлять бережное отношение к животным и растениям.
- Понимать важность сохранения природного равновесия и красоты родного края.
- Стремление помогать взрослым заботиться о домашних питомцах и зелёных
насаждениях.
Коммуникативные способности:
- Работать в коллективе, проявлять уважение к мнению одноклассников.
- Поддерживать диалог с взрослыми и детьми на тему природы.
- Рассказывать о собственных наблюдениях и открытиях.
III. Личностные качества и компетенции
Творческое мышление и креативность:
- Задавать вопросы и искать собственные объяснения происходящим событиям в
природе.
- Экспериментировать и проводить элементарные опыты.
- Фантазировать и придумывать истории о природе и её обитателях.
Саморазвитие и ответственность:

- Осознавать личную роль в охране природы и сохранении экологии.
- Оценивать последствия своих действий по отношению к окружающей среде.
- Испытывать радость от самостоятельных достижений в изучении природы.
Эти результаты помогают сформировать базовые представления о биологии и экологии,
развить исследовательские навыки и воспитать ответственное отношение к миру
природы у детей раннего школьного возраста.
Содержание программы дополнительного образования «Первые шаги в биологию»
Введение в науку (3 ч).
Данный раздел включает в себя знакомство с техникой безопасности и правилами
проведения в биологической лаборатории. Знакомство с методами исследования и
лабораторным оборудованием. Изучение признаков живого и умение отличать живое от
неживого.
Жизнь растений (14 ч)
Учащиеся знакомятся с наукой биология, узнают первоначальные сведения о
многообразии Царства растений: водорослями, мхами, грибами, лишайниками,
голосеменными и цветковыми растениями, узнают о строении цветковых растений,
значении каждой части растения (корня, стебля, листа, цветка, плода и семени), узнают о
роли цветковых растений в жизни людей. Дети узнают о роли семян, проводят
целенаправленное наблюдение за развитием семени. Учащиеся получают сведения о
комнатных растениях, местах их природного обитания, приобретая первоначальные
географические сведения (материки), знакомятся с основными правилами ухода за
комнатными растениями, проводят наблюдения, сравнивая способы размножения
комнатных растений: семенами и черенками. Дошкольники включаются в
самостоятельное решение учебных задач. Развивают исследовательскую компетенцию,
изучая изменения в жизни растений осенью, проводят фенологические наблюдения,
фиксируют их.
Что такое экология (3 ч)
Учащиеся получают первоначальные сведения о том, что такое экология, как человек
влияет на окружающую среду, что может сделать первоклассник для сохранения
природы. Проводится экскурсия в экологический зал школы. Дети получают сведения о
здоровом образе жизни, знания о правилах здорового питания.
В мире животных (13 ч)
При изучении данного раздела ребята познакомятся с представителями царства
Животные.
Обучающиеся познакомятся с многообразием насекомых, их роли в природе и значении
для человека. Дети узнают о неоценимой пользе насекомых в роли опылителей
цветковых растений, узнают о насекомых-вредителях, получат первоначальные сведения
о многообразии видов насекомых. проведут наблюдения с помощью электронного
микроскопа (строения лапки мухи, ротовых аппаратов кровососущих насекомых). Ребята
узнают о правилах соблюдения гигиены. Учащиеся могут использовать полученные
знания во внешкольной обстановке, применять их в быту и на практике.
Дети познакомятся с историей одомашнивания животных, узнают основные правила
уходя за домашними питомцами. Учащиеся выполнят мини-проект «Уход за домашним
питомцем».

Познакомятся с представителями дикой природы и отличиями от домашних животных.
Узнают какие животные и почему впадают в спячку. Кроме того, ребята узнают, почему
звери, птицы и рыбы не носят одежду и не мерзнут. Познакомятся с представителями
Красной книги нашего края, узнают, какие мероприятия проводятся для сохранения
многообразия животного мира.
На итоговом занятии в игровой форме подведем итоги года.
Используемое оборудование: средства обучения и воспитания центра образования
«Точка роста»
.Тематическое планирование
№
п/п
1
2
3
4
5

Название раздела, темы

Кол-во
часов
3
14
3
13
1
34

Введение в науку
Жизнь растений
Что такое экология?
В мире животных
Итоговое занятие
Итого:

Календарно-тематическое планирование
№
п/п

1
2
3
4
5

6

7

8
9
10

Тема раздела/
Тема занятия
Введение в науку
Вводное занятие. Техника
безопасности
Чем живое отличается от неживого
Методы изучения живой природы
Жизнь растений
Многообразие растений
Многообразие растений.
Практическая работа «Строение
цветкового растения»
Как появляются новые растения?
Практическая работы
«Разновидности семян». Закладка
опыта «Прорастанеие семян»
Откуда в нашем доме комнатные
растения? Закладка опыта
«Размножение растений
черенками»
Уход за комнатными цветами
Почему желтеют листья на
деревьях?
Грибы

Колво
часов
3
1
1
1
14
5
1

2

1

1
1
1

Дата
план

Дата
факт.

Водоросли
Хвойные растения
Что такое экология?
Что такое экология?
Экскурсия в природу
Зачем человеку нужно есть фрукты
и овощи
В мире животных
Такие разные насекомые
Такие разные насекомые.
Практическая работа «Строение
частей тела насекомых»
Наши питомцы
Мини-проект «Как ухаживать за
домашними питомцами»
Мини-проект «Как ухаживать за
домашними питомцами»
Дикие звери. Практическая работа
«Строение шерсти»

1
1
3
1
1
1

Кто зимой спит
Птицы. Практическая работа
«Строение пера птицы»
24
Рыбы. Практическая работа
«Строение чешуи»
25
Мини-проект «Аквариум»
26
Итоговое занятие
27
Итого
2.Организационно-педагогические условия.
2.1 Условия реализации программы

1
2

11
12
13
14
15

16
17

18
19
20
21
22
23

13
1
1

1
1
1
2

2
1
1
34

Для реализации программы необходимы следующие условия:















1. Материально-техническое обеспечение
Классная доска.
Персональный компьютер. Проектор и экран для презентации.
Учебное оборудование центра образования «Точка роста»
Учебно-опытный уголок.
Территория «зеленого парка».
Учебные классы.
Глобус, географическая карта Земли.
Наборы открыток, фотографий с изображением животных и растений различных
географических зон, различных экологических групп.
Макеты географических зон: пустыня, тропики, хвойный (смешанный) лес, Арктика.
Природные материалы и объекты: шишки, семена, плоды, веточки хвойных и
лиственных деревьев, гербаризированные листья, цветковые растения, перья птиц,
песок, глина, почва, снег и др.
Предметы для ручного труда: пластилин, ножницы, клей, вата, бумага, картон, нитки.
Предметы для художественного творчества: краски акварельные, кисти, карандаши
цветные и простые, бумага.
Бытовые отходы: пластиковая и бумажная упаковка, яичная скорлупа, обрезки ткани,
старые газеты и пр.
Животные «уголка природы»: аквариумные рыбки.







Материалы и оборудование для «зооуголка»: клетки с поддоном, аквариумы, лампы
накаливания, совок, опил, старые газеты и пр.
Комнатные растения: состав описан во многих руководствах по оборудованию «уголка
природы» в условиях ДОУ.
Лабораторная посуда, приборы, материалы: колбы, стаканы, чашки Петри, пинцет,
термометр, мерные стаканы, лупы увеличительные, микроскоп, бинокль, соль
Аудиокассеты с записью звуков природы: «лесные птицы», «лесной ручей», «шум
моря» и пр. Видеофильмы о природе.
Красная книга Среднего Урала.

Учебный кабинет соответствует требованиям техники безопасности, противопожарной
безопасности, санитарным нормам. Кабинет имеет хорошее естественное и
искусственное освещение и системы проветривания.
2. Информационное обеспечение: мультимедийный проектор;
3. Кадровое обеспечение: Педагог прошёл обучение по дополнительной
профессиональной программе «Педагог дополнительного образования детей и
взрослых». Применение педагогом современных методов обучения и воспитания в
сочетании с традиционными приёмами способствует максимальному погружению
членов объединения по интересам в процесс творческой работы. С целью развития
творческих способностей педагог использует активные методы, приёмы и формы
обучения.
Педагог систематически повышает свой профессиональный уровень.
Для реализации общеразвивающей программы «Первые шаги в биологию»
используются:
2.1 Календарно учебный график.
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

Основные характеристики
образовательного процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов
Недель в I полугодии
Недель в II полугодии
Начало занятий
Каникулы
Выходные дни
Окончание учебного года

34
170
1
34
17
17
Сентябрь
35
73
май

2.3.Формы аттестации/контроля
При реализации программы проводится педагогический мониторинг с целью
отслеживания качества экологического образования детей. В настоящее время
разработан и апробируется диагностический инструментарий, который позволит выявить
уровни сформированности отношения старших дошкольников к природе в трех
аспектах: информационно-содержательном, чувственно-эмоциональном, поступочнодеятельностном.
Диагностика экологической культуры детей дошкольного возраста реализуется в
условиях игровых ситуаций: недорисованные тесты, анкеты и тесты в картинках,
видеороликах, пазлах по темам: «Охранная грамота природы», «Отношение к природе и
её охране», «Выявление нравственных ценностей по отношению к природе», «Оценка
эмоционально-волевого компонента личности», «Природа и я», «Личностный тест

«Моё отношение к природе», психолого-педагогическая характеристика, критерии
оценки семейных и детских экологических проектов.
Список литературы
1. Абдуллина О.А., Плигин А.А. Личностно-ориентированная технология обучения:
проблемы и поиски//Наука и школа (изд-во МПГУ). 1998.
№4.
2. Андрюхина Л.М., Кузьмин И.А., Погорелов С.Т. Концепция и образовательная
программа «Урал. Человек. Истоки.» // Вестник регионального образования
Екатеринбург, 2003.
3. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. – М.:
Просвещение, 1992. - 96 с.
4. Бажов П.П. Сказы. – Свердловск: Средне-Уральское кн. изд-во, 1978. –
190 с.
5. Безрукова Л.В. Формирование ценностного отношения к окружающему миру у старших
дошкольников: Автореф. канд. дисс. – Екатеринбург, 1999.
6. Биологический энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1986. 830 с.
7. Бодалев А.А. Об управлении развитием отношений//Мир психологии. 1996. №2. С. 7-15.
8. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе//Вопросы психологии. 1979.
№2. С. 47-56, №4. С.23-35.
9. Василенко Л.И. Поиски оснований и источников экологической этики//Вопросы
философии. 1986. №2. С.145-152.
10. Вересов Н.Н. Авторская образовательная программа по экологическому воспитанию ст.
дошкольников "МЫ - ЗЕМЛЯНЕ". - Первоуральск, 1995. - 40 с.
11. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. - М., Просвещение, 2011.
12. Вернадский В.И. Несколько слов о ноосфере//Русский космизм: Антология философской
мысли. - М.: Педагогика-Пресс, 1993. - С. 303- 310.
13. Вестник АсЭкО. 1995. № 3.
14. Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг. – М.: Просвещение, 1993.
128 с.
15. Виноградова Т.А., Маркова
Т.А. Почему
дети обижают
животных?//Обруч. 1997. №2. С. 35-36.
16. вития) // Экология и жизнь. -2008. -N 3. -С. 32-35.
17. Воронкевич О. Добро пожаловать в экологию (+CD-ROM)/ М.: Детство- Пресс, 2015.

18. Выготский Л.С. Педагогическая психология/Под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. – 480 с.
19. Гайдамак А., Тийттанен Т. Социально-экологический идеал (об экологическом
воспитании дошкольников)//Дошкольное воспитание. 1990. №1. С. 71-77.
20. Глазачев С. Н.Экологическая культура как один из определяющих факторов в решении
социально-значимых задач. -(Экология и жизнь) // Вестник экологического образования. 2008. -N 1.-С. 16-17.
21. Гришагин В. М.(канд. техн. наук). Экологическое образование через интегрированную
систему обучения. -(Образование для устойчивого раз22. Дерябо С.Д. Субъективное отношение к природе детей дошкольного и младшего
школьного возраста//Начальная школа. 1998. №6.
23. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс». 1996. 480 с.
24. Дзятковская Е. Н.О Концепции общего экологического образования для устойчивого
развития (2010) // Вестник экологического образования. - 2010. -N 4. -С. 4-6. -ISSN 20791623.
25. Дмитриев Ю. Соседи по планете. – М.: «ЮНИСАМ», 1993. 260с.
26. Дошкольное воспитание. 1996. №№ 7, 9; 1997. № 7; 1998. № 4.
27. Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает? – М.: Знание, 1994. 160 с.
28. Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года №78-ОЗ "Об образовании в
Свердловской области".
29. Зазнобина Л., Ковенько Л. Моя самая первая книжка о превращениях в природе. – М.:
«Дрофа», 1996. 208 с.
30. Зебзеева В. О формах и методах ЭО дошкольников//Дошкольное воспитание. 1998. №7.
С. 45-49.
31. Зебзеева В.А. Развитие элементарных представлений и экологической культуры детей.
М.: Сфера, 2009.
32. Зебзеева В.А. Теория и методика экологического образования детей. М.: Сфера, 2009.
33. Зеньковский В.В. Психология детства/Отв. ред. и сост. П.В. Алексеев. – М.: ШколаПресс, 1996. – 336 с.
34. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М.: Тривола, 1994. – 304 с.
35. Игнатовская Н.Б. Отношение к животным как проблема нравственности//Этическая
мысль: Науч.-публицист. чтения. - М.: Политиздат, 1988. – 384 с.

36. Тюмасева З.И., Аменд А.Ф. Экологическое строительство детской души. - Челябинск:
ЧГПИ, 1994. - 240 с.

37. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в
Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015)

38. Федеральный закон от 24.07.98 N 124-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации»

39. Хузиахметов

А.(проф.). Экологический аспект современного образования.
(Редакционная почта) // Высшее образование в России. - 2008. -N 7. -С. 161-164.

-

40. Чернякова В. Экологическая работа в ДОУ. М.: Сфера, 2010.
41. Шагун Г., Павлов В.И., Рыженков П.Е. Исследования экологического сознания детей и
подростков//Психологический журнал. 1994. Т. 15.
№1. С. 41-49.

42. Шилова

В.С. Педагогические основы
школьников. – Белгород: БелГУ, 2008.

социально-экологического

образования

43. Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного
воспитания/Автор-сост. С.Н. Николаева. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998.

44. Энциклопедический словарь юного натуралиста. – М.: Педагогика, 1981. 406 с.
45. Эттенборо Д. Жизнь на Земле. – М.: Мир, 1984. 176 с.
46. Юдин Г. Главное чудо света. – М.: «Педагогика-Пресс», 1992. 160 с.
47. Юдина

Е.
Педагогическая
оценка
развития
ребенка//Дошкольное воспитание. 1997. №11. 1998. №2.

и

актуального

состояния

48. Якобсон П.М. Чувства, их развитие и воспитание. - М., 1976. 64 с.
49. Яковлева Е.Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития//Вопросы
психологии. 1997. №4. С. 20-27.

50. Ясвин В.А. Мир природы в мире игр: опыт формирования отношения к природе. - М.:
Эколого-просветительский центр
«Заповедники», 1998. 40 с.

51. Ясвин В.А. Особенности личностного отношения к природе в подростковом и
юношеском возрасте//Вопросы психологии. 1995. №4. С. 19-28.

14

Список использованной литературы
- учебное пособие « Экологическая культура и здоровье человека»
Е.М.Приорова

автор

-учебное пособия « Школа юного астронома» автор Лапина К.И.Сурдин В.Г
-учебное пособия «Опыты и эксперименты в начальной школе» автор Паршина О.А,
Дорохина Н.И.
-рабочие тетради « Я-исследователь» автор Савенкова А.И

15

16

17

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».