ДО МУЗЕЙ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 16»

Рассмотрено
на заседании
педагогического совета
МБОУ «СОШ № 16»
«29» августа 2025 г.
Протокол № 82

Утверждено
Приказ № 95/4
от «01» сентября 2025 г.
Директор МБОУ «СОШ № 16»
_________ Ковалева Н.А.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Социально-гуманитарной направленности
«Школьное объединение юных музееведов «Телепорти! Вход свободный»

Возраст учащихся: 12 - 17 лет
Срок реализации - 1 год

Автор-разработчик:
Педагог дополнительного образования
Домрачева Анастасия Александровна

п. Сосновый Бор

Содержание

1.Основные характеристики общеразвивающей программы …………………...…………..... 2
1.1 Пояснительная записка ………………………………………………………..……….….... 2
1.2 Цель и задачи общеразвивающей программы …………………………….....…………..... 4
1.3 Планируемый результат .................................…….…………...………………..………....... 6
1.4 Содержание общеразвивающей программы ...…….………………………..…………..…. 6
2.Организационно-педагогические условия ………………………………………..……...… 10
2.1 Календарный учебный график ...…………………………………………...…..……..…... 10
2.2 Условия реализации программы ....……………………………………………..………… 16
2.3 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы ...………………………….…….. 10
2.4 Оценочные материалы ........................................................................................................... 12
3.Список литературы ………………………………………………………………………...… 13

1

1.Основные характеристики общеразвивающей программы
1.1 Пояснительная записка
1.1.1. Направленность – социально-гуманитарная
1.1.2. Актуальность и педагогическая целесообразность обусловлена тем, что она
популяризирует краеведческие знания, расширяет кругозор обучающихся, знакомит с
основными видами музейной деятельности, приобщает к поисково-собирательской работе,
изучению и описанию предметов старины, созданию коллекций и проведению экскурсий.
Музей – учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом
предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества и
представляющих историческую, научную или художественную ценность. В школьном музее
учащиеся занимаются поиском, хранением, изучением и систематизацией подлинных
памятников истории, культуры, природы родного края, различных предметов и документов.
Собранные экспонаты входят в состав музейного и архивного фонда России, а
специальности, связанные с музейной деятельностью, являются востребованными.
Интерес детей к историческому прошлому особенно актуален и призван ориентировать
молодежь на получение в будущем профессионального образования.
Данная программа разработана в соответствии с требованиями нормативно-правовых
документов в области образования, защиты прав ребенка:
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской
Федерации»;
2.
Федеральный закон Российской федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О
внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»»
3.
Федеральный закон Российской федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об
основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013г.)
4.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г №
678-р
5.
Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»
6.
Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению
традиционных российских духовно-нравственных ценностей»
7.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
2

8.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм».
9.
Постановление Правительства Российской федерации от 11.10.2023 № 1678,
«Об
утверждении
Правил
применения
организациями,
осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ».
10.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
5.05.2018 года № 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»»
11.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022
года № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
12.
Приказ Министерства просвещения РФ от 3.09.2019 года № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей».
13.
Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства
просвещения РФ от 5 августа 2020 года № 882/391 называется «Об организации и
осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации
образовательных программ».
14.
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»
15.
Письмо Минобрнауки РФ от 28.08.2015 N АК-2563/05 "О методических
рекомендациях" (вместе с "Методическими рекомендациями по организации
образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации
образовательных программ")
16.
Письмо Министерства просвещения РФ от 30.12.2022 года № АБ-3924/06
называется «О направлении методических рекомендаций» (вместе с "Методическими
рекомендациями "Создание современного инклюзивного образовательного пространства
для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе
образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные
программы в субъектах Российской Федерации")
17.
Письмо Министерства просвещения РФ от 07.05.2020 года № ВБ-976/04
называется «О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и
социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием
дистанционных образовательных технологий».
18.
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года»
19.
Приказ Министерства образования и молодёжной политики Свердловской
области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку
оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных
общеразвивающих программ» в соответствии с социальным сертификатом».

3

1.1.3.
Отличительные
особенности
Отличительными
чертами
программы
дополнительного образования юных музееведов являются её уникальность и комплексный
подход к обучению и воспитанию обучающихся.
1. Интеграция теории и практики
Программа предусматривает активное участие детей в реальных проектах и выставочной
деятельности музеев. Дети приобретают практические навыки организации экспозиции,
подготовки материалов и проведения экскурсий.
2. Ориентация на междисциплинарность
Занятия объединяют элементы истории, искусствоведения, краеведения, педагогики и
психологии. Таким образом, дети получают широкие познания сразу в нескольких
областях науки и искусства.
3. Акцент на патриотическом воспитании
Юные музееведы изучают историю своего региона, знакомятся с культурой родного края,
развивая чувство принадлежности и гордости за своё наследие.
4. Развитие творческих способностей
Учащиеся создают собственные проекты, участвуют в конкурсах и мастер-классах, что
стимулирует творческое мышление и креативность.
5. Возможность профессионального роста
Школьники, проявившие интерес и талант, имеют шанс продолжить обучение в
профильных вузах и стать специалистами в музейном деле.
1.1.4. Адресат программа рассчитана на обучающихся от 12 до 17 лет. Набор в группу
осуществляется на основании заявления родителя (законного представителя). Общий
численный состав групп – до 16 человек. В состав могут входить учащиеся с ОВЗ,
одаренные дети и дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации.

1.1.5. Объем и срок освоения программы 34 часа, 1 год.
1.1.6. Особенности организации образовательного процесса.
- Режим занятий 1 раз в неделю, продолжительность одного академического часа (40
минут)
- Форм обучения: очная
- Форма организации

образовательного процесса

–

занятия проводятся как

индивидуально, в группах (в парах), так и всем составом. Индивидуальные формы работы
4

применяются при работе с отдельными детьми(обладающими низким или высоким уровнем
развития, дети с ОВЗ идр.). Занятия реализуются аудиторно (комбинированные, теоретические,
практические занятия, работа с фондами) и внеаудиторно (экскурсии, поисковая работа и
самостоятельно в соответствии с индивидуальным учебным планом).
- Форма реализации образовательной программы:
1. Экскурсионные занятия
Это наиболее распространенная форма взаимодействия детей с музеем. Во время экскурсий
школьники знакомятся с экспозициями, историей экспонатов, методами хранения и реставрации
культурных ценностей.
2. Практико-ориентированные мероприятия
Здесь речь идет о проведении учениками самостоятельных мероприятий, таких как
организация мини-выставок, создание презентаций и подготовка тематических отчетов. Такие
занятия помогают развивать организаторские и коммуникационные навыки.
3. Исследовательская деятельность
Дети проводят небольшие исследования, посвящённые отдельным историческим событиям,
персоналиям или предметам коллекций. Результаты исследований представляются в форме
докладов, стендов или мультимедийных презентаций.
4. Мастер-классы и кружковые занятия
Специализированные курсы ведут профессиональные сотрудники музеев и педагоги. Они
обучают участников специфическим аспектам музейного дела, таким как реставрационная
работа, сохранение артефактов и грамотное оформление экспозиций.
5. Конференции и конкурсы
Регулярно проходят школьные конференции, олимпиады и фестивали среди юннатмузейников. Участники представляют свои достижения, обмениваются опытом и соревнуются
друг с другом.
Все формы образовательной деятельности направлены на комплексное раскрытие
потенциала каждого ребенка, стимулирование его интеллектуального развития и творческой
активности.
- Перечень форм проведение занятий:
1. Экскурсии
5

Во время экскурсий учащиеся посещают разнообразные типы музеев, включая
исторические, художественные, краеведческие и специализированные коллекции. Здесь важно
познакомить ребят с особенностями формирования музейных фондов, способами представления
экспонатов публике и принципами охраны культурного наследия.
2. Лекции и беседы
Теоретический материал преподносится в форме увлекательных рассказов о работе музеев,
рассказах о знаменитых произведениях искусства, памятниках археологии и истории, а также
традиционных ремеслах и народном творчестве.
3. Практические занятия
Предусматриваются задания, направленные на приобретение практических навыков,
необходимых будущим специалистам музейного дела. Например, ученики осваивают основы
оформления витрин, этикетирования предметов, составление каталогов, реставрационную
работу.
4. Творческая работа
Ребята занимаются созданием рисунков, поделок, макетов зданий и памятников
архитектуры, которые впоследствии используются в оформлении школьных выставок.
5. Конкурсы и игры
Игровые формы позволяют сделать процесс обучения интересным и доступным. Игрывикторины, квесты, загадки способствуют закреплению материала и расширению кругозора.
6. Участие в конференциях и фестивалях
Дети принимают участие в региональных и всероссийских мероприятиях, демонстрируя
свои достижения и приобретенный опыт. Выигрыш в конкурсе помогает повысить самооценку и
мотивирует на дальнейшие успехи.
7. Научно-исследовательская деятельность
Старшеклассникам предлагается провести собственное исследование, которое оформляется
в виде доклада или научной публикации. Это формирует привычку к систематическому
изучению исторических фактов и научному мышлению.
Перечень форм подведения итогов:
текущий контроль, итоговое занятие, проекты, исследовательские работы, выставки, экспозиции,
публичные выступления.
1.2 Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель программы – формирование у детей целостного представления о стране, крае,
6

сохранении и
развитии культурных традиций посредством вовлечения их в краеведческую деятельность,
музейную и поисково-исследовательскую деятельность
Задачи:
Образовательные:
- Углубление знаний детей в области истории, культуры народа своей малой родины;
- Оформление и экспонирование материалов.
Воспитательные:
- Воспитание у детей и учащейся молодежи чувства гражданственности и патриотизма,
уважение и бережное отношение к национальной культуре;
- Воспитание добрососедского отношения к иным культурам и традициям, народам.
Развивающие:
- Организация творческого досуга детей и учащейся молодежи, привлечение к участию в
мероприятиях районного, регионального, Всероссийского уровня;
- Выявление и дальнейшее развитие творческих способностей юных исследователей,
экскурсоводов.
Работа в объединении строится на основе заинтересованности, доверия и сотрудничества
между обучающимися и педагогом, поощрения самостоятельности и творческих поисков. В
работе используются принципы доступности предлагаемого материала, его постепенное
усложнение.
Формы и методы работы
Формы работы
1. Экскурсионная деятельность: посещение музеев разного профиля, ознакомление с
предметами искусства, быта, природы и истории.
2. Творческие мастерские: занятия рисованием, лепкой, конструированием, изготовление
макетов, сувениров, открыток и др., отражающих тему изучаемого периода или события.
3. Проектная деятельность: разработка индивидуальных и коллективных проектов,
реализация идей в жизнь (например, оформление школьной выставки).
4. Участие в мероприятиях: выступления на научно-практических конференциях,
олимпиадах, форумах, защита рефератов и исследовательских работ.

7

5. Фестивали и конкурсы: активные участники становятся участниками районных,
областных и Всероссийских соревнований.
6. Педагогическая практика: ребята пробуют себя в роли экскурсовода, проводника
интересных маршрутов по городу или региону.
7. Обучение и повышение квалификации: специальные семинары, лекции, встречи с
профессионалами отрасли.
8. Работа с источниками: чтение книг, просмотр фильмов, общение с представителями
разных профессий.
Методы работы
Методы работы выбираются исходя из возраста и подготовленности учащихся:
1. Наглядный метод: использование наглядных пособий, изображений, схем, фотографий,
иллюстраций, аудиозаписей и видеозаписей.
2. Словесный метод: устные рассказы, объяснения, пояснения, дискуссии, диспуты,
диалоги.
3. Практический метод: выполнение заданий на практике, эксперименты, моделирование
ситуаций, решение проблемных задач.
4. Игровой метод: игровые ситуации, ролевые игры, соревнования, викторины, кроссворды,
ребусы, головоломки.
5. Проблемно-поисковый метод: постановка перед детьми проблемы и предложение путей
её решения.
6. Метод проектного подхода: задание разработать собственный проект по выбранной теме.
7. Индивидуально-групповая работа: сотрудничество педагогов и ученика, разделение
обязанностей внутри коллектива.
1.3. Планируемые результаты
Предметные результаты:
- Получение учащимися конкретных знаний по истории поселков Сосновый Бор, села Писанец,
поселка Красногвардейский Артемовского района.
- Умение свободно ориентироваться в исторических событиях и фактах, установление связи
этих фактов с общей историей России.
8

- Освоение методик работы с музейными материалами, такими как учет, описание,
классификация объектов, организация экскурсий и проведение музейных мероприятий.
Метапредметные результаты:
- Формирование навыков самостоятельной работы по поиску, сбору и обработке исторической
информации.
- Развитие критического мышления и умения анализировать исторический материал.
- Повышение общего уровня осознанности и понимания процессов, происходящих в обществе,
осознание собственной гражданской ответственности.
Личностные результаты:
- Воспитание чувства любви и уважения к своему краю, осознание важности его вклада в
общую историю России.
- Понимание значимости традиций и культурных ценностей родного края.
- Высокий уровень патриотического сознания, гордость за свое происхождение и историю
предков.
- Активизация творческих способностей учащихся посредством участия в музейных проектах и
общественных инициативах.
Такая структура позволяет обеспечить эффективное взаимодействие между всеми тремя
направлениями, обеспечивая целостное и глубокое освоение материала, развитие
профессиональных компетенций и личностных качеств учащихся.
1.4 Содержание общеразвивающей программы

№п/п Название раздела, темы

Учебный план:
Количество часов
всего

теория

1

1

1

Введение.

2

Основные направления
1
деятельности
Школьный музей.
4
Организация школьного
музея.
Поисковая работа в школьном 18

3
4

Формы

1

практика аттестации/контроля
0
беседа,
собеседование
0
опрос

4

0

беседа

3

15

результаты
работы

музее.
5

Исследовательская работа

поисковой

16

2

14

результаты
исследовательская

6

Организация инновационной 6

2

4

участие
работа
проекта

деятельности

9

в

реализации

7

Фондовая работа.

8

2

6

Практическая работа по
формированию,
оформлению и хранению
музейной коллекции

8

Экспозиционная работа

14

0

14

Практическая работа по
созданию выставки (или
экспозиции)

Рабочая программа учебного модуля
№

1.
1.1

2.
2.1

3.
3.1
3.2
3.3
3.4

4.
4.1

Тема

Количество часов
Всего Теор Прак
тика
ия
Введение
1
1
Вводное занятие.
Инструктаж
по
технике
1
1
безопасности. Рассказ о школьном музее и
объединении юных музееведов
Основные направления деятельности музейного
1
1
объединения
Экскурсия по музею. Рассказ о достижениях
1
1
участников музейного объединения. Выявление
будущей направленности участия в конкурсах и
выбор тем для конкурсных работ
Школьный музей. Организация школьного музея.
4
4
Расположение экспозиций музея.
1
1
Выкладка экспонатов в витрины музея
1
1
Легенды экспонатов и их регистрация, дублирование.
1
1
Занесение информации
Экспонаты музей МБОУ «СОШ №16»: где и что
1
1
хранится
Поисковая работа в школьном музее.
Поиск интересующего материала в фондах музея

8
1

3
1

4.2

Поиск интересующего материала в фондах музея

1

1

4.3

Отбор материала в фондах музея для авторских работ

1

1

4.4

Работа над авторскими проектами. Подготовка к
конкурсам, конференциям, выступлениям

5

-

5.

Исследовательская работа

6

2

10

Форма
аттестации/
контроля
собеседование

опрос,
тестирование

беседа
беседа
беседа
пробная
экскурсия по
музею

5
- творческая
работа
- творческая
работа
- творческая
работа
результаты
5
поисковой
работы

4

Работа над гипотезой авторского проекта и ее
подтверждение/опровержение
Правильное оформление творческих работ

1

1

-

творческая
работа

1

1

-

5.3

Работа над авторскими проектами. Подготовка к
конкурсам, конференциям, выступлениям

4

-

4

творческая
работа
результаты
исследовательск
ая

6.
6.1

Организация инновационной деятельности
Применение игровых технологий. Разработка
настольных игр, квестов и викторин для экскурсий
внутри музея и для авторских проектов

6
2

6. 2 Работа с цифровыми ресурсами.
Освоение специализированных программ и сервисов
для обработки фото-, видео- и графического
материала,
создание
электронных
архивов
документов и фотоколлекций.

4

5.1
5.2

7.
7.1

7.2

7.3

8.
8.1

2
2

-

4
апробирование
разработок
внутри
объединения
проверка
руководителем
знание
программ.
Изготовление
продукта по
заданию
руководителя.

-

4

Фондовая работа.
Хранение и консервация: обеспечение оптимальных
условий хранения экспонатов, предотвращение
повреждений и утрат, проведение профилактических
мер
Информационное сопровождение: предоставление
справочно-аналитической информации по фондам
музея, участие в формировании путеводителей и
каталогов.
Экспозиционно-выставочная деятельность: отбор
предметов для временных и постоянных экспозиций,
согласование
условий
демонстрации
и
транспортировка экспонатов.

6
1

2
1

-

проверка и
оценка
руководителем

1

1

-

проверка и
оценка работы
руководителем

4

-

Экспозиционная работа
Участие
в
подготовке
новых
экспозиций,
фотовыставок, стендов. В том числе выездных

2
2

11

4

4

0
0

2
2

Практическая
работа на
оценку
руководителя
по
формировани,
оформлению и
хранению
музейной
коллекции
открытие
стендов,
выставок,
галерей,
экспозиций

Итого:

34

12

15

19

Содержание учебного (тематического) плана:
Тема №1. Введение
Теоретическое занятие: Определение целей и задач программы.
Практическое занятие: Проведение анкетирования, с целью выявления интереса
учащихся к изучению краеведческих тем и занятиям по основным направлениям музейной
деятельности.
Тема № 2. Основные направления деятельности.
Теоретическое занятие: Понятие «музей». История музейного дела. Основные
направления деятельности музея. Классификация музеев: краеведческие, литературные,
художественные, общественные и ведомственные музеи и др. Структура музея. Музейные
профессии. Характеристика коллекций различных музеев.
Практические занятия: Посещение музея. Подготовка докладов, рефератов. Дискуссии.
Викторины. Тестирование. Беседа с представителями музейных профессий.
Тема № 3. Школьный музей. Организация школьного музея.
Теоретическое занятие: Особенности собрания и деятельности школьных музеев.
Определение «школьный музей». Роль и место музея в образовательном учреждении.
Концепция школьного музея.
Практические занятия: Формирование актива школьного музея. Распределение
обязанностей, определение тематики, целей и составление планов работы профильных групп.
Тема № 4. Поисковая работа в школьном музее.
Теоретическое занятие: Комплектование музейного собрания.
Практические занятия: Поиск и собрание изобразительных, вещественных, письменных
источников и воспоминаний. Оформление фондовой документации школьного музея.
Тема № 5. Исследовательская работа.
Теоретическое занятие: Формы исследовательской работы: переписка, встречи,
обследования, экскурсии, походы, экспедиции и др.
Исследовательские методы работы: наблюдение, анкетирование, опрос, беседы и др.
выбор темы научно-исследовательской работы.
Практические занятия: Работа с литературой. Работа с респондентами. Работа в
библиотеках, архивах, справочно-информационном секторе и фондах музеев. Поиск и
изучение письменных, вещественных, изобразительных источников. Создание картотеки и
библиографического списка. Обработка и систематизация материалов. Обобщение и анализ
собранного материала. Работа над текстом исследования. Оформление работы.
13

.

Тема № 6. Организация инновационной деятельности.
Теоретическое

занятие:

Проект,

проектирование.

Определение

понятия

проект.

Классификация проектов. Технология проектов. Основные факторы необходимые для успешной
проектной деятельности. Алгоритм разработки проекта. Оценка результатов проекта.
Практические занятия: Осуществление проектирования. Оформление проекта. Реализация
проекта.
Тема № 7. Фондовая работа.
Теоретическое занятие: Фонды музея. Основные направления фондовой работы музея.
Структура фондов. Основной, научно-вспомогательный, обменный фонд. Книга поступлений.
Картотека. Учетная документация музея. Определение музейного собрания.
Подлинные музейные материалы и копии, новоделы. Макеты, муляжи, модели и т.д.
Отличительные особенности подлинных материалов.
Практические занятия: Знакомство с фондами музеев. Работа с учетной документацией.
Практическая работа по определению подлинности, шифрованию, атрибуции и описанию
музейных предметов. Хранение музейных предметов.
Тема № 8. Экспозиционная работа.
Теоретическое занятие: Музейная экспозиция. Формы представления экспозиций: стационарная
и временная. Виды структурной организации экспозиций: тематическая, систематическая,
монографическая, ансамблевая. Архитектурно-художественное решение экспозиции. Приемы и
способы размещения выставочного материала. Особенности экспонирования.
Практические занятия: Создание экспозиции. Создание концепции экспозиции школьного музея.
Определение тематики принципов архитектурно-художественного решения экспозиции.
Изучение и отбор экспозиционных материалов. Создание архитектурно-художественного
проекта экспозиции. Раскладка, создание этикетажа.

2. Организационно-педагогические условия
2.1 Календарный учебный график
Продолжительность учебного года: 5-10-е классы – 34 недели (172 учебных дней).
Год
Дата
Дата
Количество Количество Количество
обучения
начала
окончания
учебных
учебных
учебных
обучения
обучения
недель
дней
часов
14

Режим
занятий

1 год

8 сентября

29 мая

1 занятия по
1 часу в
неделю
Осенние каникулы - 18.10.2025 по 26.10.2025, продолжительность 9 календарных дней
Зимние каникулы - 28.12.2025 по 11.01.2026, продолжительность 15 календарных дней
Дополнительные каникулы - 07.02.2026 по 15.02.2026, продолжительность 9 календарных дней
Весенние каникулы - 14.03.2026 по 22.03.2026, продолжительность 9 календарных дней
Летние каникулы 27.05.2026 по 31.08.2026 продолжительность 97 календарных дней
34

172

34

2.2 Условия реализации программы
Одним из важных факторов, напрямую влияющих на успешность и результативность
осуществления образовательной программы, является условия реализации образовательной
программы.
Работа ведется с учетом местных условий и учебно-воспитательного режима МБОУ «СОШ №
16». Группы комплектуются с учетом возраста детей.
Материально-техническое обеспечение:
- помещение для занятий, которое должно соответствовать всем санитарно-гигиеническим и
психогигиеническим нормам;
- школьный музей и его экспонаты, документация;
- помещение, хорошо освещенное и учебное оборудование
- оборудование для мультимедийных демонстраций:
- ноутбук,
- медиа проектор,
- DVD-проектор
- Принтер-сканер-копир (предпочтительнее формата А2-А3)
Методические материалы:
- учебно-наглядные пособия: готовые изделия, журналы и книги, фотоматериал, схемы, видео и
фото материалы.
С первых же дней занятий учащиеся должны быть ознакомлены с правилами техники
безопасности.
Для того чтобы работа была эффективной необходимо уделять внимание воспитательной работе.
Дети должны выполнять правила поведения, посещать занятия, поддерживать дружеские
отношения друг с другом, выполнять все задания преподавателя.
Методическое обеспечение
№ Разделы
Форма
п/
занятия
п
1.

Введение

Беседа,
рассказ,
объяснение.

Приемы
и
методы
организации
занятий
Словесный,
наглядный.

15

Методический
и
дидактический
материал
Фотоматериал.

Техническое оснащение

Компьютер, тетрадь
записей, ручка.

для

2.

3.

4.

5.

Основные
направления
деятельности
музейного
объединения
Школьный
музей.
Организация
школьного
музея.
Поисковая
работа
в
школьном
музее..
Исследовате
льская
работа

Рассказ,
объяснение,
практикум,
показ.

Словесный,
наглядный,
практически
й.

Специальная
литература.

Компьютер, тетрадь
записей, ручка.

для

Объяснение,
показ.

Словесный,
наглядный,
практически
й.

Экспонаты,
фотоматериал.
экскурсия

Компьютер, тетрадь
записей, ручка. Музей

для

Объяснение,
практикум,
показ.

Словесный,
наглядный,
практически
й.
Словесный,
наглядный,
практически
й.
Словесный,
наглядный,
практически
й.

Образцы,
фотоматериал,
специальная
литература.
Образцы,
фотоматериал,
специальная
литература.
Образцы, фото
и
видео
материал,
специальная
литература.
Специальная
литература.

Фонды школьного музея.
Компьютер, тетрадь для
записей, ручка.

Специальная
литература.
Пример

Фонды школьного музея.
Компьютер, тетрадь для
записей,
ручка.
Сеть
интернет

Беседа,
объяснение,
практикум.

6.

Организация Беседа,
инновационн объяснение,
практикум.
ой
деятельности

7

Фондовая
работа

Беседа,
объяснение,
практикум

8

Экспозицион
ная работа

Беседа,
объяснение,
практикум

Словесный,
наглядный,
практически
й.
Словесный,
наглядный,
практически
й.

Фонды школьного музея.
Компьютер, тетрадь для
записей, ручка.
Компьютер,
програмное
обеспечение, тетрадь для
записей, ручка.

Фонды школьного музея.
Компьютер, тетрадь для
записей, ручка.

1. Актуальные вопросы деятельности общественных музеев. М., 1980.
2. Голышева Л.Б. Музейная педагогика/Преподавание истории в школе
№2, 2003 г.
3. Методика историко-краеведческой работы в школе, под ред. Н.С.
Борисова. М., 1982
4. Родин А.Ф., Соколовский Ю.Е. Экскурсионная работа по истории, М.,
1974.
5. Туманов В.Е., Школьный музей, М., 2002
6. Краеведение в школе. - Педагогическая энциклопедия, т. 2, М.,
Советская энциклопедия, 1965, с. 518-520.
7. Музейная коммуникация: модели, технологии, практики. – Москва,
2010. – 199 с.
8. Рубан Н.И. Музеология. Учебное пособие. Издание третье. Хабаровск,
16

2007
9. Бартенева Н.В., Дворникова О.Л. Научно-исследовательская работа
учащихся /Преподавание истории в школе, 2005.
10.Туманов В.Е. Школьный музей. Методическое пособие. М.: ЦДЮТиК,
2002. 154 с.
Медиаресурсы:
1. www.obd-memorial.ru/ Сайт Министерства обороны «Мемориал»;
2. podvignaroda.mil.ru/ Сайт Министерства обороны «Подвиг народа»;
3. http://www.hrono.ru/index.sema - ХРОНОС - всемирная история в
Интернете. Историческая энциклопедия;
4. http://www.istorik.ru/ - Историк. Ру. Рефераты по истории, карты,
коллекция исторических источников, каталог сайтов по истории
5. http://www.shm.ru/ - Государственный Исторический Музей
2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Федеральным законом № 273-ФЗ, приказом Министерства просвещения Российской Федерации
от 27 июля 2022 года № 629, «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
обязательное проведение итоговой аттестации. Подведение итогов работы объединения за год.
Оформление итоговой выставки.
2.4 Оценочные материалы
1. Портфель достижений
2. Итоговые мероприятия
3. Научно-исследовательская деятельность
4. Творческие задания
5. Фиксация индивидуального вклада
3. Список литературы
Список литературы для педагога:
1. Дьякова Р.Я. и др. Основы экскурсоведения. - М; 2001.
2. Левыкина Г.К. Музееведение. Музеи исторического профиля: Учебное пособие. М.1988.
3. Палаткина Т.М. Школьный музей. Программа. М. 2001,
4. Примерное положение о музее образовательного учреждения ( школьном музее)
Приложение к письму Минобразования России от 12- 03 2003 г № 28- 51-181\ 16.
5. Туманов В.Е. Школьный музей. Методическое пособие, М: ЦДЮ'Г и К МО РФ, 2002,
6. Энциклопедия 2005 г.
7. Наш край с древнейших времен до середины XIV в - г. Тюмень 1989 г.
8. Книга Памяти - 1995 т\
9. В древнем центре Сибири - Москва 1987 г,
10. История Тюменского края - 1975 г.
17

11. Ишим далекий близкий 1997 г.
12. Приишимье: 75 лет в событиях и документах
14. Журнал. Очерки истории Тюменской области, Тюмень, 1994
15. В.В.Веселкина. История Тюменского края. 1996
16. Ишим, исторические очерки, 1999
17. «Историческое краеведение» Учебное пособие. М., «Просвещение», 1985 г.
18. «Содержание и методы этнографической работы школьников» М., 1989г.
19. Алексеев А.И., Николина В.В. Население и хозяйство России. - М., 1998.
20. Будаков С.Г. Экономическая география Западной Сибири. - Тюмень, ТГУ, 1999.
21. Будьков С. Т. и др. География Тюменской области. Пособие для учащихся 7-8-х классов Свердловск: Ср.-Ур.книжн. изд-во 1979г. 96 с.
22.Александров Ю. Н. Некоторые советы экскурсоводам, Методика подготовки и
проведения экскурсий на архитектурно-, градостроительные темы. — М., 1971.
23.Дик Н. Е., Валишин Ю. И. Географическая экспозиция школьного краеведческого музея
(пособие для учителей). — М., Просвещение, 1979.
24.Шкурко А. И. Экскурсоводу школьного музея (методические указания). — М., 1973.
25.Элькин Г. Ю., Огризко 3. А. Школьные музеи. Пособие для учителей. М., Просвещение, 1972.
Список литературы для учащихся (родителей):
1. Пантелеева Л.В. Музей и дети.-М: Изд. Дом «Карапуз», 2000.-265 с.
2. Сто великих музеев мира / авт.-сост. И.А. Ионина.-М:-Вече, 2002.-520 с

18

2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».