Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 16»
Рассмотрено
Утверждено
на заседании
Приказ № 95/4
педагогического совета
от «01» сентября 2025 г.
МБОУ «СОШ № 16»
Директор МБОУ «СОШ № 16»
«29» августа 2025 г.
_________ Ковалева Н.А.
Протокол № 82
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Социально-гуманитарной направленности
«Медиа школа «Кнопка «ON»
Возраст учащихся: 11 - 17 лет
Срок реализации - 1 год
Автор-разработчик:
Педагог дополнительного образования
Домрачева Анастасия Александровна
п. Сосновый Бор, 2025
Содержание
1.Основные характеристики общеразвивающей программы …………………...…………..... 2
1.1 Пояснительная записка ………………………………………………………..……….….... 2
1.2 Цель и задачи общеразвивающей программы …………………………….....…………..... 4
1.3 Планируемый результат .................................…….…………...………………..………....... 6
1.4 Содержание общеразвивающей программы ...…….………………………..…………..…. 6
2.Организационно-педагогические условия ………………………………………..……...… 10
2.1 Календарный учебный график ...…………………………………………...…..……..…... 10
2.2 Условия реализации программы ....……………………………………………..………… 16
2.3 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы ...………………………….…….. 10
2.4 Оценочные материалы ........................................................................................................... 12
3.Список литературы ………………………………………………………………………...… 13
1.Основные характеристики общеразвивающей программы
1.1 Пояснительная записка
1.1.1. Направленность – социально-гуманитарная
1.1.2. Актуальность и педагогическая целесообразность
Современное общество характеризуется интенсивным развитием информационнокоммуникационных
информации.
технологий
Школьники
и
глобальным
ежедневно
распространением
взаимодействуют
с
массовой
разнообразными
источниками информации: телевидением, интернетом, мобильными приложениями и
социальными сетями. Для полноценного участия в современной информационной
среде учащимся необходимы навыки критического восприятия информации,
понимания принципов её распространения и способности производить собственный
контент.
Создание медиа-школы в рамках образовательного учреждения направлено на развитие
важных социальных и профессиональных компетенций, необходимых детям XXI века.
Это помогает решить ряд педагогических задач:
- Развитие у школьников ключевых навыков XXII века: коммуникабельность, цифровое
мышление, способность к работе в команде и управление информацией.
- Формирование устойчивого интереса к изучению новых профессий, связанных с
современными средствами массовой информации и цифровыми технологиями.
- Создание условий для творческого самовыражения и реализации личностного
потенциала каждого ученика.
- Повышение уровня информационной культуры и цифровой грамотности среди
школьников.
- Воспитание ответственного отношения к потреблению и созданию медиаконтента,
уважение авторских прав и этичных норм поведения в виртуальном пространстве.
Участие в деятельности медиа-школы развивает творческие способности, расширяет
представление о профессии журналиста, оператора, режиссера, дизайнера и
продюсера, стимулирует творческое мышление и инициативу. Таким образом, данная
программа направлена на формирование компетентных, активных и осознанных
членов современного информационного сообщества.
Данная программа разработана в соответствии с требованиями нормативно-правовых
документов в области образования, защиты прав ребенка:
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской
Федерации»;
2.
Федеральный закон Российской федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О
внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»»
3.
Федеральный закон Российской федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об
основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013г.)
4.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г № 678р
5.
Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных
целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»
6.
Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении
Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских
духовно-нравственных ценностей»
7.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020
№ 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
8.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021
№ 2 «Об утверждении санитарных правил и норм».
9.
Постановление Правительства Российской федерации от 11.10.2023 № 1678,
«Об утверждении Правил применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ».
10.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
5.05.2018 года № 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»»
11.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022
года № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
12.
Приказ Министерства просвещения РФ от 3.09.2019 года № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования
детей».
13.
Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства
просвещения РФ от 5 августа 2020 года № 882/391 называется «Об организации и
осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации
образовательных программ».
14.
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»
15.
Письмо Минобрнауки РФ от 28.08.2015 N АК-2563/05 "О методических
рекомендациях" (вместе с "Методическими рекомендациями по организации
образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных
программ")
16.
Письмо Министерства просвещения РФ от 30.12.2022 года № АБ-3924/06
называется «О направлении методических рекомендаций» (вместе с "Методическими
рекомендациями "Создание современного инклюзивного образовательного пространства для
детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных
организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в субъектах
Российской Федерации")
17.
Письмо Министерства просвещения РФ от 07.05.2020 года № ВБ-976/04
называется «О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и
социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием
дистанционных образовательных технологий».
18.
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года»
19.
Приказ Министерства образования и молодёжной политики Свердловской
области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания
государственной
услуги
в
социальной
сфере
«Реализация
дополнительных
общеразвивающих программ» в соответствии с социальным сертификатом».
1.1.3. Отличительные особенности
1. Практикоориентированность
Программа построена вокруг практических занятий, направленных на освоение
конкретных навыков и получение опыта работы с медиа-технологиями. Учащиеся
создают реальные продукты: статьи, ролики, фотосессии, радио- и телепередачи.
2. Интеграция теории и практики
Занятия включают теоретические блоки, направленные на изучение основ
журналистики, психологии массовых коммуникаций, права интеллектуальной
собственности, однако основное внимание уделяется именно практике, направленной
на применение полученных знаний.
3. Развитие soft skills
Учебный процесс направлен на совершенствование навыков межличностного
взаимодействия, командной работы, управления временем, постановки целей и
принятия решений, эмоционального интеллекта и лидерства.
4. Использование инновационных методов обучения
Применяются активные формы обучения: проектные методы, кейс-метод, мастерклассы приглашенных профессионалов индустрии, воркшопы, конкурсы и фестивали.
5. Поддержка творчества и индивидуальности
Ученикам предоставляется возможность реализовать личные идеи и инициативы,
развивать свою уникальность и творческий потенциал. Особое внимание уделяется
поиску своего стиля и форматов выражения.
6. Акцент на социально значимую деятельность
Программы часто связаны с социальной ответственностью и воспитывают у учащихся
чувство гражданской активности, стремление приносить пользу обществу своими
проектами.
7. Формат открытого пространства
Обучение организовано таким образом, чтобы учащиеся могли свободно выбирать
интересующие их направления и активно включаться в работу над коллективными
проектами.
Эти уникальные характеристики делают медиа-школу привлекательной альтернативой
традиционным программам дополнительного образования, способствуя эффективному
формированию востребованных компетенций и устойчивых мотиваций к дальнейшей
учебе и труду.
1.1.4. Адресат
Программа рассчитана на обучающихся от 11 до 17 лет. Набор в группу осуществляется
на основании заявления родителя (законного представителя). Общий численный состав
групп – до 16 человек. В состав могут входить одаренные дети и дети, находящиеся в
трудной жизненной ситуации.
1.1.5. Объем и срок освоения программы 34 часа, 1 год.
1.1.6. Особенности организации образовательного процесса.
- Режим занятий
1 раз в неделю, продолжительность одного академического часа (40 минут)
- Форм обучения: очная
- Форма организации образовательного процесса – занятия проводятся как индивидуально,
в группах (в парах), так и всем составом. Индивидуальные формы работы применяются при работе
с отдельными детьми, работающих над авторским проектом Занятия реализуются аудиторно
(комбинированные, теоретические, практические занятия) и внеаудиторно (поисковая работа,
запись репортажа на месте).
- Форма реализации образовательной программы:
Образовательная программа медиа-школы представляет собой комплексное решение,
позволяющее эффективно формировать профессиональные компетенции и творческие качества
молодежи, готовя их к успешному функционированию в условиях динамично развивающегося
информационного общества.
1.
Занятия-практикумы
На занятиях ученики осваивают конкретные техники и приемы работы с различными видами
медиа-продуктов. Например, студенты изучают основы написания статей, съемки видеоконтента,
обработки фотографий и звукового сопровождения.
Проектная деятельность
Ученики работают над собственными проектами: выпускают газеты, снимают
документальные фильмы, ведут страницы в соцсетях. Эта форма обучения позволяет применить
полученные знания на практике.
2.
Творческие лаборатории
Организация лабораторий для исследования возможностей мультимедийных платформ,
экспериментов с разными жанрами и формами подачи материала.
3.
Выездные мероприятия
Экскурсии на телестудии, пресс-центры, редакции газет и журналов позволяют участникам
увидеть изнутри процессы производства медиа-контента.
4.
Фестивали и конкурсы
Участие в конкурсах, фестивалях и выставках помогает оценить уровень своей
подготовленности и открывает возможности для дальнейшего роста и профессионального
признания.
4.
- Перечень форм проведение занятий:
1. Практикум:
Студенты выполняют задания, ориентированные на приобретение практических навыков:
пишут статьи, монтируют видео, обрабатывают фотографии, разрабатывают дизайн и макеты
публикаций.
2. Семинар:
Тематическое обсуждение вопросов, касающихся теории и методологии создания медиапродукта, законодательных актов, регулирующих сферу СМИ, культурных аспектов массовой
коммуникации.
3. Проектная работа:
Совместная реализация крупных творческих проектов, включая выпуск школьных изданий,
подготовку тематических передач, организацию мероприятий, посвященных актуальным вопросам
современности.
5. Творческая лаборатория:
Исследовательская работа, экспериментальная деятельность, направленная на выявление
новых подходов и методик в создании мультимедийных продуктов.
6. Фестиваль или конкурс:
Подготовка к участию в городских, региональных и всероссийских конкурсах и фестивалях
медиа-работ, презентациях проектов, что повышает самооценку студентов и создает условия для
продвижения лучших идей и работ.
Каждая из перечисленных форм имеет свои преимущества и способствует комплексному
развитию компетенций обучающихся, делая образовательный процесс интересным и
продуктивным.
Перечень форм подведения итогов:
Итоги учебной деятельности в медиа-школе подводятся посредством ряда разнообразных форм,
каждая из которых направлена на оценку достижений и результатов освоения программы.
1. Открытые показы и презентации:
Участники представляют созданные ими проекты широкой аудитории, демонстрируя достигнутые
успехи и привлекая внимание к своему творчеству.
2. Портфолио работ:
Каждый ученик собирает портфолио выполненных заданий и реализованных проектов, которое
служит наглядным показателем прогресса и результата обучения.
3. Конференции и круглые столы:
Проведение дискуссий и обмен мнениями относительно проделанной работы, что позволяет
выявить сильные стороны и определить зоны дальнейшего роста.
4. Тестовые испытания:
Проверочные тесты помогают объективно оценить степень усвоения теоретической части
программы и закрепить ключевые понятия и навыки.
5. Отчетные выставки и публикации:
Организация выставок работ участников, где каждый обучающийся демонстрирует свое творчество
и делится впечатлениями от прохождения курса.
6. Соревнования и конкурсы:
Организуются внутренние соревнования и участвуют внешние состязания, нацеленные на проверку
и демонстрацию приобретённых знаний и навыков.
1.2 Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель программы – Подготовка школьников к активной жизни в современном
информационном обществе путем формирования базовых навыков и компетенций, необходимых
для успешного взаимодействия с медиасредой. Реализация программы предполагает:
- Ознакомление с основными принципами работы СМИ и механизмами влияния массовой
информации на общественное сознание.
- Освоение навыков анализа и оценки медиаконтента, выработка привычки критического
осмысления поступающей информации.
- Получение первичного опыта практической работы в качестве журналистов, операторов,
дизайнеров, редакторов, фотокорреспондентов.
- Формирование навыков работы в командах, развитие лидерских качеств и коммуникативной
культуры.
- Расширение представления о возможных путях профессионального развития в сфере медиа.
Программа
медиа-школы
также
призвана
способствовать
повышению
общей
информированной культуры учащихся, активизировать познавательную активность, развить
творческое начало и индивидуальные таланты каждого участника.
Достижение поставленных целей осуществляется через систему специальных мероприятий,
тренингов, практикумов, экскурсионных поездок, творческих конкурсов и совместных проектов,
обеспечивающих максимальный эффект от образовательной деятельности.
Задачи:
Образовательные задачи:
- Освоение базовых понятий медиаграмотности и способов интерпретации медиаконтента.
- Формирование навыков письма, редактирования текста, создания визуального и
аудиовизуального контента.
- Овладение инструментами технического оснащения и программами для обработки
информации.
- Развитие аналитических способностей, умения формулировать мысли и аргументированно
выражать позицию.
Воспитательные задачи:
- Воспитание уважительного отношения к различным источникам информации и соблюдения
этических норм в процессе создания и распространения контента.
- Поддержка гражданских ценностей и чувства ответственности за влияние медиа на жизнь
общества.
- Совершенствование нравственных ориентиров, морали и гуманизма в отношениях между
людьми.
- Воспитание уважения к мнению окружающих и способности конструктивно реагировать на
критику.
Развивающие задачи:
- Активизация творческих процессов, раскрытие внутреннего потенциала каждого ученика.
- Способствование развитию интеллектуальных способностей, таких как логика, память,
воображение, образное мышление.
- Стимулирование интереса к исследовательской деятельности, самостоятельного поиска и
переработки информации.
- Укрепление навыков саморефлексии и самооценки, повышение уверенности в себе и своих
силах.
Каждое направление дополняет друг друга, создавая целостную картину воспитания и
развития личности ребенка, готового успешно адаптироваться к быстро меняющимся условиям
информационного общества.
Формы и методы работы
Методы работы:
1. Методы организации самостоятельной деятельности:
- Проектная деятельность: выполнение индивидуальных и групповых творческих проектов
(создание фильма, журнала, передачи).
- Ролевые игры: моделирование ситуаций, характерных для работы сотрудников СМИ
(проведение пресс-конференции, работа корреспондентом).
- Метод портфолио: систематизация и оценка созданных участниками медиа-продуктов.
2. Активные методы обучения:
- Групповая дискуссия: обсуждение актуальных вопросов, возникающих в ходе работы с
контентом.
- Дебаты: формирование аргументации и убеждение аудитории.
- Игровые упражнения: освоение техник и приёмов журналистики в игровой форме.
3. Информационно-коммуникационные технологии:
- Видеосъёмка и монтаж: освоение аппаратуры и программного обеспечения для создания
медиаконтента.
- Интернет-журналистика: публикация статей, обзоров, комментариев в блогах и социальных
сетях.
- Графический дизайн: создание иллюстраций, баннеров, логотипов и прочих элементов
оформления.
4. Исследовательско-аналитические методы:
- Анализ существующих медиаматериалов: разбор примеров качественной и низкопробной
журналистики.
- Интервьюирование: общение с героями сюжетов, представителями общественности и
экспертами.
- Мониторинг информации: отслеживание тенденций в средствах массовой информации и
выявление закономерностей.
Формы работы:
1. Классические занятия:
- Теоретические уроки: изучение истории и теории медиа.
- Практические занятия: съёмка, запись, монтаж, написание статей.
2. Творческие группы:
- Клубы юных журналистов: сотрудничество в выпуске школьного издания, проведении
тематических мероприятий.
- Кружковые объединения: привлечение талантливых ребят к совместным проектам.
3. Проекты и конкурсы:
- Производство собственных медиапродуктов: выпуск школьной газеты, создание роликов,
ведение собственного канала.
- Участие в конкурсах, олимпиадах и фестивалях по направлениям медиаобразования.
4. Специализированные мероприятия:
- Встречи с деятелями медиа: приглашение известных журналистов, блогеров, телеведущих.
- Выезды на профильные мероприятия: посещение телевизионных студий, мастер-классов,
семинаров.
Такой подход позволяет создать комфортные условия для творческого развития, сделать
образовательный процесс увлекательным и полезным, повысить вовлеченность школьников в
учебную деятельность и сформировать важные компетенции для будущего поколения работников
медиа-сферы.
1.3. Планируемые результаты
Рабочая программа предполагает формирование у обучающихся комплекса компетенций,
необходимых для успешной деятельности в сфере массовой коммуникации и цифровых
технологий. Планируемые результаты целесообразно разделить на три группы: предметные,
метапредметные и личностные. Рассмотрим каждую группу подробнее.
Предметные результаты
Предметные результаты характеризуют знания и умения, непосредственно относящиеся к
содержанию курса и профессиональной деятельности в области медиаобразования:
Ученик научится:
- Владеть основными понятиями и терминологией сферы масс-медиа и цифровой культуры.
- Применять методы анализа и интерпретации сообщений разных типов (тексты, визуальные
образы, аудиовизуальная продукция).
- Создавать собственные медиаконтенты (видео, графический дизайн, тексты, веб-продукты).
- Использовать цифровые инструменты и технологии для реализации творческих проектов.
- Осознавать этические нормы и правила поведения в цифровом пространстве.
- Анализировать аудиторию и целевые аудитории современных медиасредств.
- Работать с различными источниками информации и проверять её достоверность.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты включают универсальные учебные действия, способствующие
успешному освоению любых учебных предметов и подготовке к самостоятельной деятельности:
Ученик сможет:
- Самостоятельно ставить цели и планировать свою деятельность в рамках проектных заданий.
- Формулировать гипотезы и проводить исследования для проверки собственных идей.
- Критически оценивать получаемую информацию и формировать собственное мнение.
- Эффективно взаимодействовать в команде, распределять роли и ответственность.
- Решать творческие задачи нестандартными способами.
- Использовать информационно-коммуникационные технологии для решения практических задач.
- Представлять результаты своей работы публично, аргументируя позицию и выводы.
Личностные результаты
Личностные результаты направлены на развитие личностных качеств учащихся, влияющих на
отношение к учебе, труду и обществу:
Ученик получит возможность:
- Проявлять инициативу и самостоятельность в принятии решений.
- Воспитывать уважение к разным мнениям и позициям.
- Повышать уровень информационной грамотности и осознанности цифрового поведения.
- Демонстрировать ответственность за качество своего труда и работу команды.
- Развивать креативность и способность мыслить творчески.
- Совершенствовать коммуникативные навыки, умение выражать мысли ясно и убедительно.
- Понимать важность ответственности перед обществом и роль медиа в формировании
общественного мнения.
Программа способствует развитию всесторонне подготовленных школьников, готовых успешно
действовать в условиях современного информационного пространства и цифровой среды.
1.4 Содержание общеразвивающей программы
Учебный план:
Количество часов
Форма
всего теория практик аттестации
а
№
п/п
Название раздела, темы
1
2
Медиацентр. Знакомство.
Журналистика, как система СМИ.
1
1
1
1
-
3
4
Медиа-программы.
Работа с текстом.
3
5
1
1
2
4
5
Работа над речью.
4
1
3
6
Интервью.
5
1
4
7
Фото и видеорепортаж
8
1
7
8
9
Реклама в СМИ.
Организация мероприятий медиа
направленности.
Информационные
и
мультимедийные технологии.
Заключительное занятие.
1
2
1
1
1
3
-
3
1
-
1
Итого
34
9
25
10
11
Рабочая программа учебного модуля
Тестирование
Практическая
работа
Тестирование
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Тестирование
Творческая
работа
Творческая
работа
Защита
творческого
проекта
1
2
1
2
3
4
1
2
Форма
занятия
Название
темы
Количество
часов
практика
1
чи
сл
о
теория
1
Ме
ся
ц
всего
№
п/п
Раздел 1. Медиацентр. Знакомство.
Лекция,
Вводное занятие. Что
практическое
такое Медиацентр.
занятие
Раздел 2. Журналистика, как система СМИ.
Лекция,
Что такое средства
практическое массовой информации.
занятие
Виды СМИ
Раздел 3. Медиа-программы.
Лекция,
Жанры в
практическое
телевизионной
занятие
журналистике.
Практическо
Ньюс-мейкерство.
е занятие
Шесть основных
вопросов для новостей.
Раздел 4. Работа с текстом.
Лекция,
Особенности
практическое
современной
занятие
публицистики. Понятия
«жанр», «текст».
Определение жанра.
Практическо
Краткость. Простота
е занятие
языка. Заголовки.
1
1
1
1
-
1
1
1
1
-
3
1
1
1
2
-
2
-
2
5
2
1
1
4
1
1
-
1
Лекция,
Документальная
практическое
основа: точность,
занятие
конкретность.
Лекция,
Ответственность автора
практическое
за информацию и
занятие
факты.
Раздел 5. Работа над речью.
Лекция,
Журналист, как
практическое
носитель грамотной
занятие
речи. Характеристики
речи: темп, ритм,
высота голоса, тембр.
Практическо
Техника дыхания.
е занятие
1
-
1
1
-
1
4
1
1
1
3
-
1
-
1
Форма
контроля
Наблюдение,
тестирование
Наблюдение
Наблюдение,
практические
задания
Наблюдение,
практические
задания
Наблюдение,
практические
задания
Наблюдение,
практические
задания
Наблюдение,
практические
задания
Наблюдение,
практическая
работа
Наблюдение,
практические
задания
Наблюдение,
практические
задания
3
4
1
2
3
1
2
3
Практическо
е занятие
Ораторское мастерство.
1
-
1
Лекция,
Краткость, точность
практическое
изложения, логика
занятие
речи.
Раздел 6. Интервью.
Лекция,
Понятие интервью.
практическое Виды интервью. Работа
занятие
с собеседником
Лекция,
Понятие репортаж.
практическое Структура репортажа.
занятие
Практическо
Методы выявления
е занятие
читательских запросов
и предпочтений.
Анкета.
Раздел 7. Фото и видеорепортаж
Практическо История возникновения
е занятие
фотографии и
фотожурналистики.
Лекция,
Основные правила
практическо
фото. Роль света на
е занятие
фото и видео.
Практическо Основные инструменты
е занятие
видеомонтажа.
1
-
1
5
2
1
1
4
1
1
-
1
2
-
2
8
1
1
1
7
-
1
-
1
2
-
2
4
-
4
1
1
1
1
-
2
1
1
2
1
1
3
-
3
3
-
3
Снимаем видео и
фоторепортаж.
Значение фото и видео
репортажей для СМИ.
Раздел 8. Реклама в СМИ.
1
Лекция
Понятие рекламы. Ее
виды.
Раздел 9. Организация мероприятий
медиа направленности.
1
Лекция,
Определение целей,
практическо
задач и формата
е занятие
мероприятия.
Раздел 10. Информационные и мультимедийные
технологии
1
Лекция,
Мультимедиа и
практическо
гипермедиа.
е занятие
Классификация
технологий по типам.
4
Практическо
е занятие
Наблюдение,
практические
задания
Наблюдение,
практические
задания
Наблюдение,
практические
задания
Наблюдение,
практические
задания
Практическая
работа,
анкетирование
Наблюдение
Наблюдение,
практические
задания
Наблюдение,
практические
задания
Практическая
работа
Тестирование
Наблюдение,
практические
задания
Наблюдение,
практические
задания
1
1.
Раздел 11. Заключительное занятие
Итоговое
Защита проекта медиа
занятие
направленности на
свободную тему
Итого:
1
1
0
0
1
1
34
9
25
Медиа-центр. Знакомство.
Теория: Вводное занятие. Что такое Медиацентр. Правила безопасности на занятиях и при
использовании специальных технических средств. Инструктаж. Распределение обязанностей.
Определение целей, задач Медиа-центра на учебный год. Игровые методики на знакомство,
сплочение коллектива, снятие внутреннего напряжения.
2.
Журналистика, как система СМИ.
Что такое средства массовой информации. Виды СМИ: пресса, радио, телевидение,
информагентство. Роды, виды и стили публицистики. «Желтая пресса» и проблемы, связанные с
этим явлением. Типология печатных СМИ. Интернет-журналистика. Интернет журналистика как
особый вид журналистики. История журналистики. Технологии поиска в интернете. Роль СМИ в
жизни человека. Принципы работы журналиста в интернете.
3.
Медиа-программы.
Теория: Жанры телевизионной журналистики, новостные сюжеты и аналитические программы.
Развлекательные программы. Принцип построения ток-шоу. Жанры журналистики: репортаж,
интервью.6 основных вопросов для новостей. Конвейер новостей.
Практика: Поиск программ и их анализ.
4.
Работа с текстом.
Теория: Особенности современной публицистики. Понятия «жанр», «текст». Определение жанра.
Содержание текста. Жанровая классификация публицистических текстов. Информационные
жанры: хроника, информация, короткая (заметка), расширенная, зарисовка, интервью (монолог,
диалог, коллективное, анкета), отчет (общий, тематический, с комментариями), путевые заметки,
обозрение, репортаж (событийный, тематический, постановочный). Событие, как основа
информационных жанров. Новость. Повод. Достоверность. Оперативность. Ответственность
автора за информацию и факты.
Практика: Поиск в прессе примеров различных жанровых текстов. Самостоятельное создание
одного текста в каждом жанре. Правка и коррекция материалов, предназначенных для
публикации. Творческая лаборатория «По заданию редакции». Подготовка учащимися сообщений
на заданные темы.
5.
Работа над речью.
Теория: Журналист как носитель грамотной речи, языковые нормы, техника дыхания, ораторское
мастерство, краткость, точность изложения, логика речи, лаконичное изложение своей мысли.
Краткие сведения о механизме голосообразования, проблемы речевой культуры современного
журналиста, речевая стилистика тележурналиста.
Практика: Прочитать неизвестный текст, новостной репортаж, соблюдая правила и нормы речи.
6.
Интервью.
Теория: Виды интервью: событийное (по поводу), тематическое, юбилейное,
представление, блиц-интервью, пресс-опрос, дискуссионное. Сходство и различие. Структура и
методика работы: ознакомление собеседника заранее с темой беседы и конкретными вопросами.
Импровизация на тему. Репортаж и его структура. Масштабы события. Соединение в этом жанре
информации, заметки, корреспонденции, интервью. Как правильно брать интервью,
взаимодействие с собеседником, подготовка к интервью.
Практика: Найти самое интересное интервью известного человека, составить анализ интервью, его
плюсы и минусы. Мастер-класс «Берем интервью». Практика интервьюирования.
7.
Фото и видеорепортаж.
Теория: Фотожурналистика. Фото-инвентарь и техника необходимая для видеосъемки ее
использование. История возникновения фотографии и фотожурналистики. Современная
фотографическая техника. Люди-легенды в фотожурналистике. Значение фоторепортажей для
печатных СМИ. Роль света в снимке. Портрет. Кадрирование. Сканирование и компьютерная
обработка. Авторские и смежные права. Основы репортажной съемки. Роль фотографий в газете.
«Портрет», «пейзаж», «композиция».
Практика: Фоторепортаж и видеорепортаж на заданную тему. Фотографирование живых объектов.
Просмотр и обсуждение работ. Оформление фотовыставок, фоторепортажей, репортажа с места
событий.
8.
Реклама в СМИ.
Теория: Виды рекламы: коммерческая, политическая, социальная, имиджевая, самореклама.
Рекламный текст в печати: плюсы и минусы. Качества, необходимые для рекламиста.
Нейтрализация крипторекламы. Язык рекламных текстов. Закон РФ «О рекламе». Историю
возникновения и развития рекламы. Виды и задачи рекламы. Современный рынок рекламы, его
функции. Электронные средства массовой информации. Реклама по телевидению. Реклама по
радио. Элементы радиорекламы Реклама в сети Интернет. Печатные средства массовой
информации. Почтовая реклама и наружные средства распространения рекламы. Разработка
рекламы для издания, создание рекламных текстов и иллюстраций.
9.
Организация мероприятий медиа направленности.
Теория: Определение цели и формата мероприятия, логистика, контент и продвижение
мероприятия, подготовка списка важных задач, что необходимо в первую очередь, дедлайн для
организаторов, в чем важность? Непредвиденные ситуации, детали как основа мероприятия, что
такое wow-эффект, распределение зоны ответственности, обратная связь.
Практика: Организация мероприятия.
10.
Информационные и мультимедийные технологии.
Мультимедиа и гипермедиа. Классификация технологий по типам. Форматы. Формула
определения возраста аудитории. Использование современных технических и программных
средств. Текст, звук, графика, фото, видео в одном цифровом представлении. Интернет-
технологии. Мультимедиа технологии в образовании. Создание медиа-проекта с использованием
мультимедийных технологий.
11.
Заключительное занятие.
Защита творческого проекта. Публикация и обсуждения
2. Организационно-педагогические условия
2.1 Календарный учебный график
Продолжительность учебного года: 5-10-е классы – 34 недели (172 учебных дней).
Год
Дата
Дата
Количество Количество Количество
Режим
обучения
начала
окончания
учебных
учебных
учебных
занятий
обучения
обучения
недель
дней
часов
1 год
8 сентября
29 мая
34
172
34
1 занятия по
1 часу в
неделю
Осенние каникулы - 18.10.2025 по 26.10.2025, продолжительность 9 календарных дней
Зимние каникулы - 28.12.2025 по 11.01.2026, продолжительность 15 календарных дней
Дополнительные каникулы - 07.02.2026 по 15.02.2026, продолжительность 9 календарных дней
Весенние каникулы - 14.03.2026 по 22.03.2026, продолжительность 9 календарных дней
Летние каникулы 27.05.2026 по 31.08.2026 продолжительность 97 календарных дней
2.2 Условия реализации программы
Одним из важных факторов, напрямую влияющих на успешность и результативность
осуществления образовательной программы, является условия реализации образовательной
программы.
Работа ведется с учетом местных условий и учебно-воспитательного режима МБОУ «СОШ № 16».
Группы комплектуются с учетом возраста детей.
Материально-техническое обеспечение:
Помещение, в котором занимаются обучающиеся оборудовано столами и стульями в соответствии
с санитарными нормами. Занятия проводятся в оборудованном по нормам техники безопасности
кабинете. При организации занятий соблюдаются гигиенические критерии допустимых условий и
видов работ для ведения образовательного процесса.
Кабинет должен быть оборудован:
- видеокамера;
- фотоаппарат
- микрофон
- диктофон
- звуковые колонки
- ноутбук
-проектор, экран.
Методические материалы:
В основе образовательного процесса по реализации данной программы лежит технология разно
уровневого обучения. При организации и осуществлении этого процесса приоритетными являются
учебные преобразовательные задачи поискового характера. Процесс достижения целей и
поставленных задач осуществляется в сотрудничестве детей и педагога, при этом применяются
различные методы осуществления целостного педагогического процесса.
При осуществлении педагогического процесса его методы выступают в единстве. Но на
каком-то определенном этапе педагогического процесса тот или иной метод может применяться в
изолированном виде. В педагогическом процессе применяемы следующие группы методов:
Методы организации учебно-познавательной деятельности и опыта творчества
Критерии
ОбъяснительноРепродуктивный Проблемного Исследовательский
выбора
иллюстративные
изложения и
эвристически
й
1. Цели и
задачи,
решаемые на
занятии и
конкретном его
этапе наиболее
успешно.
2. Характер
содержания
изучаемого
опыта вообще и
данного
учебного
материала в
частности.
3. Учебные
возможности
обучающихся:
а) возрастные
Для
формирования
знаний и образа
действия.
Для
формирования
умений и
навыков
(способы
деятельности).
Когда содержание сложное, то
обучающиеся не смогут
самостоятельно осуществить поиск
в приобретение новых знаний.
Если простое, то носит
информативный, описательный
характер.
Для развития самостоятельности
мышления, творческого подхода к
выполняемой работе,
исследовательских умений.
Когда содержание материала не
является принципиально новым,
но логически продолжающим
ранее изученное, то оно доступно
для самостоятельного поиска
обучающимися.
Для всех возрастов, но младшим и
Для всех
средним школьникам делают упор
возрастов
на объяснение в сочетании с
демонстрацией натуральных
объектов или моделей, красочных
рисунков, фильмов и их фрагментов.
Более старшие обучающиеся (13-14
лет) хорошо воспринимают устное
слово и различные знаковые образы
(схемы, таблицы и т.п.)
б) уровни
Для любого уровня
подготовленнос
ти
(образовательн
ые и
воспитательные
)
Обучающиеся
11-16 лет
Когда обучающиеся подготовлены
к проблемному изучению, умеют
применять знания и умения в
знакомой ситуации.
При разработке содержания занятий, выборе тем, форм и методов обучения учтены особенности
детей подросткового возраста. Содержание программы выстроено в определенной
последовательности с нарастанием сложности технологического процесса.
Основная форма организации деятельности обучающихся – это занятия, построенные с
использованием современных и традиционных педагогических технологий, в основе которых лежит
личностно-ориентированный подход:
-
Личностно-ориентированное обучение,
Технология индивидуального обучения;
Технология коллективной творческой деятельности;
Игровые технологии;
Информационные компьютерные технологии;
Технологии развивающего обучения.
Кадровое обеспечение:
Педагогическая деятельность по реализации дополнительных общеобразовательных программ
осуществляется лицами, имеющими среднее профессиональное или высшее образование (в том
числе по направлениям, соответствующим направлениям дополнительных общеобразовательных
программ, реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность) и
отвечающими квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и
(или) профессиональным стандартам.
2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Формами аттестации результативности освоения программы являются: выполнение практических
заданий и работ, творческие работы, защита проекта медиа направленности на свободную тему.
По программе предусмотрен текущий, промежуточный и итоговый контроль уровня достижений
планируемых результатов.
Текущий контроль проводится на каждом занятии, через наблюдение педагога и выполнение
практических заданий обучающимися. Цель: выявление ошибок и успехов при выполнении
практических заданий обучающимися.
Промежуточный контроль проводится в конце каждого раздела программы, через выполнение
практических или творческих работ, тестирование по теме. Цель: проверка уровня освоения
обучающимися отдельного раздела программы.
Итоговый контроль (итоговая аттестация) проводится в конце учебного года на итоговом занятии в
виде защиты обучающимися проекта медиа направленности на свободную тему, на котором
независимая комиссия распределяет баллы и выдает свидетельство об окончании курса. Цель:
определение уровня знаний, умений, навыков по освоению программы за весь учебный год.
Выявление достигнутых результатов осуществляется:
- через систему механизмом постоянного наблюдения за явлениями и процессами. В рамках
системы наблюдения происходит оценка, контроль за обучающимся, управление его состоянием в
зависимости от воздействия определенных факторов. Тестирования (устный фронтальный опрос по
отдельным темам пройденного материала), решение нетрадиционных практических заданий;
- через отчётные просмотры законченных работ в конце изучения раздела программы.
2.4 Оценочные материалы
1. Критерии оценки:
Четко сформулированные критерии, определяющие требования к выполнению заданий, уровню
владения навыками и качеству выполненных работ.
2. Шаблоны самооценки:
Специальные бланки, помогающие ученикам самостоятельно оценивать свою работу, выявлять
сильные стороны и области для улучшения.
3. Методические рекомендации:
Руководства для преподавателей и кураторов по проведению контрольных мероприятий,
включая инструкции по организации тестирования, проектной деятельности и защиты
индивидуальных проектов.
4. Примеры успешных работ:
Образцы хороших решений, которые служат ориентиром для учащихся при выполнении
заданий.
5. Материалы для обратной связи:
Анкетирования, опросники и листы наблюдения, используемые для сбора мнений участников
программы относительно содержания занятий, методов преподавания и общей удовлетворенности
процессом обучения.
Использование всех вышеперечисленных элементов позволяет создать эффективную систему
мониторинга образовательных достижений школьников, участвующих в программе
3. Список литературы
1. Аграновский, А. Призвание./А. Аграновский. - М.: Пресс-центр, 2010 - 136с.
2. Ворошилов В.В.
Журналистика./В.В. Ворошилов. — СПб., 2009 - 226с.
3. Ворошилов В.В. История журналистики России, конспекты лекций/В.В. Ворошилов. —
СПб., 2009 - 620с.
4. Барщевская И.И.,Кучумова И.В., Живая О.А.Дополнительные образовательные программы
(приложение к журналу Внешкольник») - М., ООО «Новое образование», 2014 - 88с.
5. Беневольская Т.А. О языке и стиле очерка/ Т. А. Беневольская. - М.: Наука, 2009 – 183с.
6. Варустин Л. Тайна газетной строки/Л. Варустин. - М.: Юность, 2010–200с.
7. Гамалей В. Мой первый видеофильм от А до Я [Текст]: учебное пособие / В.Гамалей. - СПб.:
Питер, 2006. -134 с.
8. Гоне Ж. Пресса в школе: формирование активной гражданской позиции/Ж. Гоне сб.: Детская
и юношеская самодеятельная пресса: теория и практика. - М.: ЮНПРЕСС, 2009. - 212с.
9. Горохов В.М. Проблемы журналистского мастерства/В.М. Горохов. - М.: Вентана-граф, 2012
– 190с.
10. Вовк Е.Школьная стенгазета и издательские технологии в школе/Вкладка в -БШ11 №13, 15,
16. 2004.
11. Десяева Н.Д. и др. Культура речи педагога, учебное пособие для студентов высш. пед.
учеб.заведений/Н.Ц. Десяева,Васильева Л.А.Делаем новости! Теория журналистики:учебное
пособие/Л.А. Васильева - М.: Аспект Пресс, 2010. - 190с.
12. Журбина, Е.И. Теория и практика художественно-публицистических жанров/ - М.: Айс, 2008
– 156с.
13. Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» 1991
(споследующими редакциями)
14. Закон Российской Федерации «О рекламе» 1991 (с последующими редакциями)
15. Кеворков В.В. Рекламный текст/В.В. Кеворков- СПб.: Нева, 2009 – 172с.
16. Кемарская И. Н. Телевизионный редактор/И. Н. Кемарская- М.: Аспект Пресс, 2010. - 112с.
17. Ким М.Н. Новостная журналистика. Базовый курс:учебное пособие для студентов/М.Н. Ким/
- СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2005. - 340с.
18. Ким М.Н.Технология создания журналистского произведения/ - СПб.: Изд-во Михайлова
В.А., 2001. -128с.
19. Кин Д. Средства массовой информации и демократия/Д. Кин. - СПб.: Открытая книга, 2010.
– 189с.
20. Крутова О.Н. Человек и мораль./О.Н. Крутова - М.: Умная книга, 2009.- 139с.
21. Кузнецов Г.В. Так работают журналисты ТВ/Г.В. Кузнецов. - М.: МГУ, 2010.- 176с.
22. Мирошниченко М. Азбука журналистики/М. Мирошниченко. - М. Журфак, 2009.- 188с.
23. Маленкова, Л.И. Человековедение/Л.И. Маленкова - М.: Статус, 2009.-209с.
24. Правовое поле журналиста / - М: Столица, 2011.-163с.
25. Работа современного репортера, Под ред. проф. Я. Н. Засурского. - М.: МГУ им. М.В.
Ломоносова, / 2010.-268с.
26. Рухленко Н.П. Организация работы кружка юных корреспондентов./Практика
административной работы в школе/№6.2010.- 120с.
27. Система средств массовой информации России/под ред. проф. Я. Н. Засурского- М.: МГУ
им. М.В. Ломоносова, 2008.- 147с.
28. Спирина Н.А. Журналистика в школе.8-11 классы: программы, материалы к занятиям/авт.сост Н.А. Спирина. Волгоград: Учитель, 2010.- 116с.
2