ДО Конструирование

Управление образования Артемовского муниципального округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 16»

Рассмотрено
на заседании
педагогического совета
МБОУ «СОШ № 16»
«29» августа 2025 г.
Протокол № 82

Утверждено
Приказ № 95/6
от «01» сентября 2025 г.
Директор МБОУ «СОШ № 16»
_________ Ковалева Н.А.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Конструирование»
Возраст учащихся: 7-17 лет
Срок реализации: 2025-2026 года

Автор-разработчик:
Педагог дополнительного образования
Маникаева Юлия Витальевна

п. Сосновый Бор
2025

Содержание...................................................................................................................... 2
1. Основные характеристики общеразвивающей программы ....................................3-9
1.1. Пояснительная записка............................................................................................ 3 -5
1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы........................................................5
1.3. Планируемые результаты.........................................................................................5 -6
1.4. Содержание общеразвивающей программы .........................................................6-7
2. Организационно-педагогические условия ...............................................................8-10
2.1. Календарный учебный график................................................................................8
2.2. Условия реализации программы ............................................................................8
2.3. Формы аттестации/контроля ..................................................................................9-10
3. Список литературы ....................................................................................................11

2

1.Основные характеристики общеразвивающей программы
1.1

Пояснительная записка

1.1.1 Направленность – техническая. Программа, ориентированная на развитие интереса
детей
к
инженерно-техническим
и
информационным
технологиям,
научноисследовательской и конструкторской деятельности.
1.1.2 Актуальность: Одной из основных проблем у детей с ограниченными возможностями
здоровья – нарушение связи с миром, ограниченная мобильность, недостаток контактов со
сверстниками и взрослыми, эти дети такие же способные и талантливые, как и обычные, и
нуждаются лишь в том, чтобы им дали возможность проявить себя и оказали поддержку.
Поиск средств, методов, путей помощи учащимся с ОВЗ является актуальной проблемой
современной педагогики. Развивать заложенную в каждом ребёнке творческую активность,
воспитывать необходимые для этого качества – значит создавать педагогические условия,
которые будут способствовать этому процессу.
Приобретая теоретические и практические навыки работы с различными материалами, дети с
ограниченными возможностями здоровья не только создают своими руками продукт
творческой деятельности, но и познают радость творчества. Творческий подход к работе,
воспитанный в процессе занятий, дети перенесут в дальнейшем во все виды своей
деятельности.
Данная программа разработана в соответствии с требованиями нормативно-правовых
документов в области образования, защиты прав ребёнка:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»
(далее ФЗ).
2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 №295-ФЗ «О внесение
изменений в Федеральный закон «Об образовании В Российской Федерации».
3. Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» (в редакции 2013г.).
4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утверждённая
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022г. №678-р.
5. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 №474 «О национальных целях
развития Российской Федерации на период до 2030 года».
6. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 №809 «Об утверждении Основ
государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно
-нравственных ценностей».
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно - эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодёжи» (далие - СанПиН).
8. Постановление Главного Государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021г. №2 «Об
утверждении санитарных правил и норм»
9. Постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.2023 № 1678 «Об
утверждении Правил применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения,дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ».
10. Приказ министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018
№298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых».
11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 №629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (далее -Порядок).
12. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 №467 «Об

3

утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования
детей».
13. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и
Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.20 г. №882/391 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности при
сетевой форме реализации образовательных программ».
14. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
15. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015г. №АК-2563/05 «О методических
рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации деятельности с
использованием сетевых форм реализации образовательных программ».
16. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 30.12.2022 №АБ -3924/06
«О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями
«Создания современного инклюзивного образовательного пространства для детей с
ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных
организаций, реализующих дополнительное общеобразовательные программы в субъектах
Российской Федерации».
17. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от07.05.2020г. №ВБ -976/04
«Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и
социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением
дистанционных образовательных технологий».
18. Приказ Министерства образования и молодёжной политики Свердловской области от
30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
19. Приказ Министерства образования и молодёжной политики Свердловской области от
29.06.2023 №785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания
государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных образовательных
программ в соответствии с социальным сертификатом».
1.1.3. Отличительные особенности. Для разработки данной программы был использован
опыт Бурдинской Ирины Владимировны (Адаптированная программа по внеурочной
деятельности«Конструирование» 2-4 класс (год реализации 1 год)).
Особенностью данной программы является развитие коммуникативных умений в
коллективе и развитие самостоятельного технического творчества. Простота в построении
модели в сочетании с большими конструктивными возможностями конструктора позволяют
детям в конце занятия увидеть сделанную своими руками модель, которая выполняет
поставленную ими же самими задачу. В системе работы используются инновационные
методы и приёмы организации внеурочной деятельности младших школьников с ОВЗ.
Используются
информационно-коммуникативные,
интерактивные,
игровые,
здоровьесберегающие, технологии уровневой дифференсации и индивидуализации.
самодельные инструменты, природные и бросовые для нетрадиционного рисования.
Конструирование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает
возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве
оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
1.1.4. Адресат: программа рассчитана на обучающихся от 7 до 17 лет. Набор в группу
осуществляется на основании заявления родителя (законного представителя). Общий
численный состав групп – до 22 человек. В состав входить учащиеся с умственной
отсталостью (имеют инвалидность 7 человек), дети, находящиеся в трудной жизненной
ситуации.
1.1.5. Объем программы: 34 часа.
4

Программа рассчитана: 1 год обучения
1.1.6. Особенности образовательного процесса.
Продолжительность 1 академического часа: -40 минут.
Общее количество часов в неделю: 1 раз в неделю.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.
Перечень форм обучения: очная.
Форма организации образовательного процесса индивидуальная, индивидуально групповая,
групповая.
Формы реализации образовательной программы традиционная модель.
Перечень форм занятий; беседы, занятия -фантазии, мастер - класс, самостоятельное
техническое творчество.

Перечень форм подведения итогов реализации общеразвивающей программы беседа,
подведение итогов практика.
Перечень видов занятий: беседы, объяснения, творчество, лабораторные занятия, занятияфантазия.
Перечень форм подведения итогов: теория, подведение итогов, итоговая аттестация,
практика.
1.2 Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель – создание условий для развития начального научно-технического мышления через
раскрытие творческой индивидуальности личности каждого учащегося. Коррекция и
развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья через
конструирование.
Задачи: формировать и развивать у обучающихся навыки моделирования,
конструирования с использованием различных техник изготовления моделей и объектов;
1. Развитие мелкой моторики рук, снятие физического и психологического напряжения,
увеличение периодов работоспособности детей.
2. Увеличение способности детей к концентрации внимания, развитие умения
максимально сосредотачиваться и совершенствовать волевые качества.
3. Развитие эстетического восприятия художественных образов и предметов
окружающего мира.
4. Знакомить
детей различными
видами конструирования
многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними.
5. Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.
Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию.
1.3 Планируемые результаты
В результате изучения данного курса у обучающихся должны быть сформированы
личностные, метапредметные учебные действия как основа развития начального
технического мышления.
В ходе изучения курса, обучающиеся научатся:

работать с различными источниками информации;

планировать свои действия на отдельных этапах работы по творческому замыслу;

применять полученные знания при работе над проектом.

работает в коллективе и паре;

воспроизводит в постройке знакомый предмет, находит его конструктивное решение;

эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира
5








поддерживает замысел в процессе развёртывания конструктивной деятельности;
конструирует по заданной схеме, учитывая прочность и устойчивость конструкции;
различает геометрические фигуры независимо от их цвета и расположения;
умеет объединять фигуры по цвету и форме;
использует постройки в играх театрализациях, сюжетно-ролевых играх.

У обучающихся будут сформированы:

навыки моделирования и конструирования с использованием различных техник
изготовления моделей и объектов;

условия для воспитания навыков самостоятельной и коллективной творческой
деятельности;

ключевые компетенции деятельного, творческого человека: трудолюбие, усидчивость,
мотивированность на результат, способность к сотрудничеству.

формирование понятия социальной роли «ученик».

эмоционально реагирует на окружающую школьную жизнь.

понимает эмоциональное состояние окружающих его людей.

понимает, что можно и чего нельзя.

проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение).

выражает самостоятельность при выполнении посильного поручения.

проявляет желание трудиться.

осознает, что определённые его действия несут для него опасность (не чистить зубы, не
мыть руки и др.).

наблюдает за окружающими предметами и явлениями по инструкции педагога.

может обратиться к взрослому за помощью, используя вербальные и невербальные
способы.

пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления
контактов.

проявляет положительное отношение при включении в деятельность с учителем,
взаимодействует со сверстниками.

участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках, хоровом
пении, танцах, в создании совместных панно, рисунков, аппликаций, конструкций,
поделок и др.).
1.4 Содержание общеразвивающей программы.
№ Наименование тем

Всего

Количество

Формы

часов

часов

аттестации/контроль

Теория Практ
1.

Тема 1. Техника безопасности.

1

1

Цели и задачи
1.

Тема 2. Среда конструирования

2

1

1

1.

Тема 3. Конструирование на

2

0,5

1,5

свободную тему

Объяснительноиллюстративный,
познавательная игра
беседа,
познавательная игра
Задание по образцу,
творческое
моделирование

1.

Тема 4. Конструирование по

2

2

задание по образцу,
6

образцу
1.

Тема 5. Конструирование качели

2

2

задание по образцу,

1.

Тема 6. Конструирование

13

2

11

6

1

5

задание по образцу,
творческое
моделирование
задание по образцу,

3

0,5

2,5

различных видов транспорта
1.

Тема 7. Конструирование ЛЕГО
города

1.

Тема 8. Конструирование по
замыслу. Машины будущего

1.

Тема 9. Конструирование на

3

3

свободную тему «Фантазируй»

задание по образцу,
творческое
моделирование,
работа в группах
Самостоятельное
творческое
моделирование,
работа в группах

Итого:

34

6

28

Содержание учебного плана.
1. Введение. Среда конструирования. Цели и задачи работы кружка. Правила поведения в
кабинете. Правила работы с конструктором и его деталями. Названия деталей. Техника
безопасности на занятии.
2. Знакомство с конструктором и его деталями. Правила и различные варианты скрепления
деталей. Прочность конструкции Спецификация конструктора. Принципы работы.
Исследователи цвета, форм.
3. Варианты скреплений. Конструирование на свободную тему.
4. Конструирование по образцу. Объёмные фигуры и их развертки. Конструирование
несложных фигур.
5. Конструирование качели.
6. Какой бывает транспорт? Знакомство с видами транспорта. Легковой транспорт. Грузовой
транспорт. Специальный транспорт. Городской транспорт. Воздушный транспорт.
Космический транспорт. Водный и подводный транспорт.
7. Конструирование ЛЕГО города.
8. Конструирование по замыслу (ЛЕГО). Машины будущего.
9. Конструирование на свободную тему «Фантазируй».

7

2. Организационно-педагогические условия.
2.1 Календарно учебный график.
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

Основные характеристики образовательного
процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов
Недель в I полугодии
Недель в II полугодии
Начало занятий
Каникулы
Выходные дни
Окончание учебного года

34
170
1
34
17
17
Сентябрь
35
73
май

2.2 Условия реализации программы
Для реализации программы необходимы следующие условия:
1. Материально-техническое обеспечение
 Классная доска.
 Персональный компьютер. Проектор и экран для презентации.
 Конструкторы.
 Коробка для хранения деталей конструктора.

Учебный
кабинет
соответствует
требованиям
техники
безопасности,
противопожарной безопасности, санитарным нормам. Кабинет имеет хорошее естественное
и искусственное освещение и системы проветривания.
Кабинет оснащён мебелью (шкафы, парты, стулья), инструментами, техническими и учебнометодическими средствами обучения наборы «Лего»
2. Информационное обеспечение: мультимедийный проектор; компьютер с учебным
программным обеспечением; ксерокс и принтер.
Кадровое обеспечение:
Педагог прошёл обучение по дополнительной профессиональной программе
«Педагогика дополнительного образования детей». Применение педагогом современных
методов обучения и воспитания в сочетании с традиционными приёмами способствует
максимальному погружению членов объединения по интересам в процесс творческой
работы. С целью развития творческих способностей педагог использует активные методы,
приёмы и формы обучения.
Педагог систематически повышает свой профессиональный уровень.
Методические материалы: тематическая литература и т.д.

8

2.3 Формы аттестации/контроля
№

Форма аттестации

Вид контроля

1

Участие обучающихся в соревнованиях.

Педагогическое наблюдение.

2

Участие обучающихся в соревнованиях.

Педагогическое наблюдение.

3

Участие обучающихся в соревнованиях.

Педагогическое наблюдение.

4

Участие обучающихся в соревнованиях.

Педагогическое наблюдение.

5

Участие обучающихся в соревнованиях.

Педагогическое наблюдение.

6

Участие обучающихся в соревнованиях.

Педагогическое наблюдение.

7

Участие обучающихся в соревнованиях.

Педагогическое наблюдение.

8

Участие обучающихся в соревнованиях.

Педагогическое наблюдение.

9

Участие обучающихся в соревнованиях.

Педагогическое наблюдение.

10

Итоговое занятие

Педагогическое

п/п

наблюдение.

Награждение победителя.
Так как не все обучающиеся способны освоить материал программы в одинаковой
степени, предполагается индивидуальный подход к практическим занятиям и оценке их
выполнения.
Оценочные материалы
Система оценивания учащихся по итогам прохождения программы
Педагог программы осуществляет контроль качества полученных обучающимися
знаний, умений и навыков путем проведения текущего и итогового контроля. Данный
подход позволяет педагогу проследить творческий рост каждого обучающегося и в целом,
сделать вывод о результативности содержания и освоения программы. Текущая аттестация
обучающихся проводится в следующих формах: творческие работы, самостоятельные
работы репродуктивного характера; отчетные выставки творческих работ. Результаты
текущей аттестации фиксируются педагогом в журнале учета работы педагога
дополнительного образования и в протоколе результатов.
Итоговая аттестация проводится в форме защиты творческих проектов.
Критерии аттестации
 Критерии оценки уровня теоретической подготовки:
- высокий уровень – освоен практически весь объем знаний, предусмотренных программой
за конкретный период, учащийся употребляет специальные термины осознанно и в их
полном соответствии с содержанием;
- средний уровень – объем освоенных знаний составляет более ½, учащийся сочетает
специальную терминологию с бытовой;
- низкий уровень - ребёнок владеет ½ объёма знаний, предусмотренных программой, как
правило, избегает употреблять специальные термины.
 Критерии оценки уровня практической подготовки:
- высокий уровень – учащийся овладел практически всеми умениями и навыками
предусмотренными программой, самостоятельно работает со специальным оборудованием,
не испытывает особых затруднений, практически задания выполняет с элементами
9

творчества, проводит объективный анализ результатов своей деятельности в объединении,
проявляет творческий подход в разработке проектов;
- средний уровень – у учащихся объем усвоенных умений и навыков составляет более ½,
со специальным оборудованием работает с помощью педагога, задания выполняет на основе
образца, может выдвинуть интересные идеи, но часто не может оценить их и выполнить;
- низкий уровень – учащийся овладел менее чем ½ предусмотренных программой умений и
навыков, испытывает серьёзные затруднения при работе с оборудованием, выполняет лишь
простейшие практические задания.
Полученные данные вносятся в протокол результатов аттестации учащихся
(Приложение 1)

10

3. Список литературы
Список литературы для педагога:
1. Комарова Л.Г. Строим из LEGO. / Комарова Л.Г. – М.: «ЛИНКА-ПРЕСС», 2015. –
88 с.
2. Куцакова Л.В. «К новым технологиям по художественно - интеллектуальному
развитию детей». – М.: МИПКРО. 1997. – 423 с.
3. ЛЕГО-лаборатория (Control Lab): Справочное пособие, - М.: ИНТ, 1998. – 150 с.
4. Лиштван З.В. Конструирование. /Лиштван З.В. – М.:Просвещение, 1981. – 299 с.
5. Модели многогранников: методическое пособие / В. В. Гончар, Д. Р. Гончар. Изд -е
4-е, доп. и испр. – М.: Школьные технологии, 2015. – 144 с.
6. Новоселова С.Л., Зворыгина Е.В., Парамонова Л.А. Всестороннее воспитание детей
в игре. // Игра дошкольника / Под ред. С.Л. Новоселовой. – М.: Просвещение, 1988. – 351 с.
7. Парамонова Л., Урадовских Г. Роль конструктивных задач в формировании
умственной активности (старший дошкольный возраст) // Дошкольное воспитание – 1985. –
№ 7 – с. 46-49.
8. Техническое творчество учащихся. Пособие для учителей и руководителей кружков
/ Андрианов П.М. – М.: «Просвещение», 1986. – 130 с.
9. Филиппов С.А. Робототехника для детей и родителей. С-Пб, «Наука», 2011. – 319
с.
10. Чехлова А. В., Якушкин П. А. «Конструкторы LEGO DAСTA в курсе
информационных технологий. Введение в робототехнику». - М.: ИНТ, 2001. – 128 с.
Список литературы для родителей:
Базовый курс для 3D ручки. Издательство Радужки, 2015 год.
Белошистая А.В. Играем и конструируем. Книга для родителей и детей 8 -12
лет / А.В Белошистая. – М.: Дрофа, 2018. – 100 с.
3.
Ганошенко М.Н. Приобщение детей к художественно-творческой деятельности
/ М.Н. Ганошенко. – М.: «Мозаика – Синтез», 2018. – 64 с.
4.
Жукова О.Г. Планирование и конспекты занятий технического
конструирования/ О.Г. Жукова. – М.: Айрис, 2018. – 96 с.
5.
Колдина Д.Н. Игровые занятия с детьми 8-10 лет / Д.Н. Колдина. – М.: Сфера,
2018. – 56 с.
6.
Копцев В. П. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное: Основы
объемного конструирования. – Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2011. –
144 с.
7.
Шайдурова Н.В. Развитие ребенка в конструктивной деятельности / Н.В.
Шайдурова. – М.: ТЦ Сфера, 2018. – 128 с.
Список литературы для учащихся:
1.
2.

1.
2.

Аллан Бедфорд. Большая книга LEGO. / А. Бедфорд. – М., 2013. – 352 с.
Аллан Бедфорд. LEGO. Секретная инструкция. / А. Бедфорд. – М., 2013. – 174

с.
3.
4.

Дэниел Липковиц LEGO книга игр. Оживи свои модели. / Д. Липковиц. – М.,
2013. – 248 с.
4. Лиштван З.В. Конструирование. / З.В. Лиштван. – М., 2011. – 159 с.
5. Новикова В. П. Лего-мозаика в играх и занятиях. / В.П. Новикова. – М., 2015. – 276
с.
6. Рогов Ю.В. Робототехника для детей и их родителей [Электронный ресурс].

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».