Управление образования Артемовского муниципального округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 16»
Рассмотрено
на заседании
педагогического совета
МБОУ «СОШ № 16»
«29» августа 2025 г.
Протокол № 82
Утверждено
Приказ № 95/6
от «01» сентября 2025 г.
Директор МБОУ «СОШ № 16»
_________ Ковалева Н.А.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Конструирование»
Возраст учащихся: 7-17 лет
Срок реализации: 2025-2026 года
Автор-разработчик:
Педагог дополнительного образования
Маникаева Юлия Витальевна
п. Сосновый Бор
2025
Содержание...................................................................................................................... 2
1. Основные характеристики общеразвивающей программы ....................................3-9
1.1. Пояснительная записка............................................................................................ 3 -5
1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы........................................................5
1.3. Планируемые результаты.........................................................................................5 -6
1.4. Содержание общеразвивающей программы .........................................................6-7
2. Организационно-педагогические условия ...............................................................8-10
2.1. Календарный учебный график................................................................................8
2.2. Условия реализации программы ............................................................................8
2.3. Формы аттестации/контроля ..................................................................................9-10
3. Список литературы ....................................................................................................11
2
1.Основные характеристики общеразвивающей программы
1.1
Пояснительная записка
1.1.1 Направленность – техническая. Программа, ориентированная на развитие интереса
детей
к
инженерно-техническим
и
информационным
технологиям,
научноисследовательской и конструкторской деятельности.
1.1.2 Актуальность: Одной из основных проблем у детей с ограниченными возможностями
здоровья – нарушение связи с миром, ограниченная мобильность, недостаток контактов со
сверстниками и взрослыми, эти дети такие же способные и талантливые, как и обычные, и
нуждаются лишь в том, чтобы им дали возможность проявить себя и оказали поддержку.
Поиск средств, методов, путей помощи учащимся с ОВЗ является актуальной проблемой
современной педагогики. Развивать заложенную в каждом ребёнке творческую активность,
воспитывать необходимые для этого качества – значит создавать педагогические условия,
которые будут способствовать этому процессу.
Приобретая теоретические и практические навыки работы с различными материалами, дети с
ограниченными возможностями здоровья не только создают своими руками продукт
творческой деятельности, но и познают радость творчества. Творческий подход к работе,
воспитанный в процессе занятий, дети перенесут в дальнейшем во все виды своей
деятельности.
Данная программа разработана в соответствии с требованиями нормативно-правовых
документов в области образования, защиты прав ребёнка:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»
(далее ФЗ).
2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 №295-ФЗ «О внесение
изменений в Федеральный закон «Об образовании В Российской Федерации».
3. Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» (в редакции 2013г.).
4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утверждённая
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022г. №678-р.
5. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 №474 «О национальных целях
развития Российской Федерации на период до 2030 года».
6. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 №809 «Об утверждении Основ
государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно
-нравственных ценностей».
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно - эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодёжи» (далие - СанПиН).
8. Постановление Главного Государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021г. №2 «Об
утверждении санитарных правил и норм»
9. Постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.2023 № 1678 «Об
утверждении Правил применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения,дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ».
10. Приказ министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018
№298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых».
11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 №629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (далее -Порядок).
12. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 №467 «Об
3
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования
детей».
13. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и
Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.20 г. №882/391 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности при
сетевой форме реализации образовательных программ».
14. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
15. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015г. №АК-2563/05 «О методических
рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации деятельности с
использованием сетевых форм реализации образовательных программ».
16. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 30.12.2022 №АБ -3924/06
«О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями
«Создания современного инклюзивного образовательного пространства для детей с
ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных
организаций, реализующих дополнительное общеобразовательные программы в субъектах
Российской Федерации».
17. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от07.05.2020г. №ВБ -976/04
«Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и
социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением
дистанционных образовательных технологий».
18. Приказ Министерства образования и молодёжной политики Свердловской области от
30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
19. Приказ Министерства образования и молодёжной политики Свердловской области от
29.06.2023 №785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания
государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных образовательных
программ в соответствии с социальным сертификатом».
1.1.3. Отличительные особенности. Для разработки данной программы был использован
опыт Бурдинской Ирины Владимировны (Адаптированная программа по внеурочной
деятельности«Конструирование» 2-4 класс (год реализации 1 год)).
Особенностью данной программы является развитие коммуникативных умений в
коллективе и развитие самостоятельного технического творчества. Простота в построении
модели в сочетании с большими конструктивными возможностями конструктора позволяют
детям в конце занятия увидеть сделанную своими руками модель, которая выполняет
поставленную ими же самими задачу. В системе работы используются инновационные
методы и приёмы организации внеурочной деятельности младших школьников с ОВЗ.
Используются
информационно-коммуникативные,
интерактивные,
игровые,
здоровьесберегающие, технологии уровневой дифференсации и индивидуализации.
самодельные инструменты, природные и бросовые для нетрадиционного рисования.
Конструирование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает
возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве
оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
1.1.4. Адресат: программа рассчитана на обучающихся от 7 до 17 лет. Набор в группу
осуществляется на основании заявления родителя (законного представителя). Общий
численный состав групп – до 22 человек. В состав входить учащиеся с умственной
отсталостью (имеют инвалидность 7 человек), дети, находящиеся в трудной жизненной
ситуации.
1.1.5. Объем программы: 34 часа.
4
Программа рассчитана: 1 год обучения
1.1.6. Особенности образовательного процесса.
Продолжительность 1 академического часа: -40 минут.
Общее количество часов в неделю: 1 раз в неделю.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.
Перечень форм обучения: очная.
Форма организации образовательного процесса индивидуальная, индивидуально групповая,
групповая.
Формы реализации образовательной программы традиционная модель.
Перечень форм занятий; беседы, занятия -фантазии, мастер - класс, самостоятельное
техническое творчество.
Перечень форм подведения итогов реализации общеразвивающей программы беседа,
подведение итогов практика.
Перечень видов занятий: беседы, объяснения, творчество, лабораторные занятия, занятияфантазия.
Перечень форм подведения итогов: теория, подведение итогов, итоговая аттестация,
практика.
1.2 Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель – создание условий для развития начального научно-технического мышления через
раскрытие творческой индивидуальности личности каждого учащегося. Коррекция и
развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья через
конструирование.
Задачи: формировать и развивать у обучающихся навыки моделирования,
конструирования с использованием различных техник изготовления моделей и объектов;
1. Развитие мелкой моторики рук, снятие физического и психологического напряжения,
увеличение периодов работоспособности детей.
2. Увеличение способности детей к концентрации внимания, развитие умения
максимально сосредотачиваться и совершенствовать волевые качества.
3. Развитие эстетического восприятия художественных образов и предметов
окружающего мира.
4. Знакомить
детей различными
видами конструирования
многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними.
5. Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.
Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию.
1.3 Планируемые результаты
В результате изучения данного курса у обучающихся должны быть сформированы
личностные, метапредметные учебные действия как основа развития начального
технического мышления.
В ходе изучения курса, обучающиеся научатся:
работать с различными источниками информации;
планировать свои действия на отдельных этапах работы по творческому замыслу;
применять полученные знания при работе над проектом.
работает в коллективе и паре;
воспроизводит в постройке знакомый предмет, находит его конструктивное решение;
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира
5
поддерживает замысел в процессе развёртывания конструктивной деятельности;
конструирует по заданной схеме, учитывая прочность и устойчивость конструкции;
различает геометрические фигуры независимо от их цвета и расположения;
умеет объединять фигуры по цвету и форме;
использует постройки в играх театрализациях, сюжетно-ролевых играх.
У обучающихся будут сформированы:
навыки моделирования и конструирования с использованием различных техник
изготовления моделей и объектов;
условия для воспитания навыков самостоятельной и коллективной творческой
деятельности;
ключевые компетенции деятельного, творческого человека: трудолюбие, усидчивость,
мотивированность на результат, способность к сотрудничеству.
формирование понятия социальной роли «ученик».
эмоционально реагирует на окружающую школьную жизнь.
понимает эмоциональное состояние окружающих его людей.
понимает, что можно и чего нельзя.
проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение).
выражает самостоятельность при выполнении посильного поручения.
проявляет желание трудиться.
осознает, что определённые его действия несут для него опасность (не чистить зубы, не
мыть руки и др.).
наблюдает за окружающими предметами и явлениями по инструкции педагога.
может обратиться к взрослому за помощью, используя вербальные и невербальные
способы.
пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления
контактов.
проявляет положительное отношение при включении в деятельность с учителем,
взаимодействует со сверстниками.
участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках, хоровом
пении, танцах, в создании совместных панно, рисунков, аппликаций, конструкций,
поделок и др.).
1.4 Содержание общеразвивающей программы.
№ Наименование тем
Всего
Количество
Формы
часов
часов
аттестации/контроль
Теория Практ
1.
Тема 1. Техника безопасности.
1
1
Цели и задачи
1.
Тема 2. Среда конструирования
2
1
1
1.
Тема 3. Конструирование на
2
0,5
1,5
свободную тему
Объяснительноиллюстративный,
познавательная игра
беседа,
познавательная игра
Задание по образцу,
творческое
моделирование
1.
Тема 4. Конструирование по
2
2
задание по образцу,
6
образцу
1.
Тема 5. Конструирование качели
2
2
задание по образцу,
1.
Тема 6. Конструирование
13
2
11
6
1
5
задание по образцу,
творческое
моделирование
задание по образцу,
3
0,5
2,5
различных видов транспорта
1.
Тема 7. Конструирование ЛЕГО
города
1.
Тема 8. Конструирование по
замыслу. Машины будущего
1.
Тема 9. Конструирование на
3
3
свободную тему «Фантазируй»
задание по образцу,
творческое
моделирование,
работа в группах
Самостоятельное
творческое
моделирование,
работа в группах
Итого:
34
6
28
Содержание учебного плана.
1. Введение. Среда конструирования. Цели и задачи работы кружка. Правила поведения в
кабинете. Правила работы с конструктором и его деталями. Названия деталей. Техника
безопасности на занятии.
2. Знакомство с конструктором и его деталями. Правила и различные варианты скрепления
деталей. Прочность конструкции Спецификация конструктора. Принципы работы.
Исследователи цвета, форм.
3. Варианты скреплений. Конструирование на свободную тему.
4. Конструирование по образцу. Объёмные фигуры и их развертки. Конструирование
несложных фигур.
5. Конструирование качели.
6. Какой бывает транспорт? Знакомство с видами транспорта. Легковой транспорт. Грузовой
транспорт. Специальный транспорт. Городской транспорт. Воздушный транспорт.
Космический транспорт. Водный и подводный транспорт.
7. Конструирование ЛЕГО города.
8. Конструирование по замыслу (ЛЕГО). Машины будущего.
9. Конструирование на свободную тему «Фантазируй».
7
2. Организационно-педагогические условия.
2.1 Календарно учебный график.
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Основные характеристики образовательного
процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов
Недель в I полугодии
Недель в II полугодии
Начало занятий
Каникулы
Выходные дни
Окончание учебного года
34
170
1
34
17
17
Сентябрь
35
73
май
2.2 Условия реализации программы
Для реализации программы необходимы следующие условия:
1. Материально-техническое обеспечение
Классная доска.
Персональный компьютер. Проектор и экран для презентации.
Конструкторы.
Коробка для хранения деталей конструктора.
Учебный
кабинет
соответствует
требованиям
техники
безопасности,
противопожарной безопасности, санитарным нормам. Кабинет имеет хорошее естественное
и искусственное освещение и системы проветривания.
Кабинет оснащён мебелью (шкафы, парты, стулья), инструментами, техническими и учебнометодическими средствами обучения наборы «Лего»
2. Информационное обеспечение: мультимедийный проектор; компьютер с учебным
программным обеспечением; ксерокс и принтер.
Кадровое обеспечение:
Педагог прошёл обучение по дополнительной профессиональной программе
«Педагогика дополнительного образования детей». Применение педагогом современных
методов обучения и воспитания в сочетании с традиционными приёмами способствует
максимальному погружению членов объединения по интересам в процесс творческой
работы. С целью развития творческих способностей педагог использует активные методы,
приёмы и формы обучения.
Педагог систематически повышает свой профессиональный уровень.
Методические материалы: тематическая литература и т.д.
8
2.3 Формы аттестации/контроля
№
Форма аттестации
Вид контроля
1
Участие обучающихся в соревнованиях.
Педагогическое наблюдение.
2
Участие обучающихся в соревнованиях.
Педагогическое наблюдение.
3
Участие обучающихся в соревнованиях.
Педагогическое наблюдение.
4
Участие обучающихся в соревнованиях.
Педагогическое наблюдение.
5
Участие обучающихся в соревнованиях.
Педагогическое наблюдение.
6
Участие обучающихся в соревнованиях.
Педагогическое наблюдение.
7
Участие обучающихся в соревнованиях.
Педагогическое наблюдение.
8
Участие обучающихся в соревнованиях.
Педагогическое наблюдение.
9
Участие обучающихся в соревнованиях.
Педагогическое наблюдение.
10
Итоговое занятие
Педагогическое
п/п
наблюдение.
Награждение победителя.
Так как не все обучающиеся способны освоить материал программы в одинаковой
степени, предполагается индивидуальный подход к практическим занятиям и оценке их
выполнения.
Оценочные материалы
Система оценивания учащихся по итогам прохождения программы
Педагог программы осуществляет контроль качества полученных обучающимися
знаний, умений и навыков путем проведения текущего и итогового контроля. Данный
подход позволяет педагогу проследить творческий рост каждого обучающегося и в целом,
сделать вывод о результативности содержания и освоения программы. Текущая аттестация
обучающихся проводится в следующих формах: творческие работы, самостоятельные
работы репродуктивного характера; отчетные выставки творческих работ. Результаты
текущей аттестации фиксируются педагогом в журнале учета работы педагога
дополнительного образования и в протоколе результатов.
Итоговая аттестация проводится в форме защиты творческих проектов.
Критерии аттестации
Критерии оценки уровня теоретической подготовки:
- высокий уровень – освоен практически весь объем знаний, предусмотренных программой
за конкретный период, учащийся употребляет специальные термины осознанно и в их
полном соответствии с содержанием;
- средний уровень – объем освоенных знаний составляет более ½, учащийся сочетает
специальную терминологию с бытовой;
- низкий уровень - ребёнок владеет ½ объёма знаний, предусмотренных программой, как
правило, избегает употреблять специальные термины.
Критерии оценки уровня практической подготовки:
- высокий уровень – учащийся овладел практически всеми умениями и навыками
предусмотренными программой, самостоятельно работает со специальным оборудованием,
не испытывает особых затруднений, практически задания выполняет с элементами
9
творчества, проводит объективный анализ результатов своей деятельности в объединении,
проявляет творческий подход в разработке проектов;
- средний уровень – у учащихся объем усвоенных умений и навыков составляет более ½,
со специальным оборудованием работает с помощью педагога, задания выполняет на основе
образца, может выдвинуть интересные идеи, но часто не может оценить их и выполнить;
- низкий уровень – учащийся овладел менее чем ½ предусмотренных программой умений и
навыков, испытывает серьёзные затруднения при работе с оборудованием, выполняет лишь
простейшие практические задания.
Полученные данные вносятся в протокол результатов аттестации учащихся
(Приложение 1)
10
3. Список литературы
Список литературы для педагога:
1. Комарова Л.Г. Строим из LEGO. / Комарова Л.Г. – М.: «ЛИНКА-ПРЕСС», 2015. –
88 с.
2. Куцакова Л.В. «К новым технологиям по художественно - интеллектуальному
развитию детей». – М.: МИПКРО. 1997. – 423 с.
3. ЛЕГО-лаборатория (Control Lab): Справочное пособие, - М.: ИНТ, 1998. – 150 с.
4. Лиштван З.В. Конструирование. /Лиштван З.В. – М.:Просвещение, 1981. – 299 с.
5. Модели многогранников: методическое пособие / В. В. Гончар, Д. Р. Гончар. Изд -е
4-е, доп. и испр. – М.: Школьные технологии, 2015. – 144 с.
6. Новоселова С.Л., Зворыгина Е.В., Парамонова Л.А. Всестороннее воспитание детей
в игре. // Игра дошкольника / Под ред. С.Л. Новоселовой. – М.: Просвещение, 1988. – 351 с.
7. Парамонова Л., Урадовских Г. Роль конструктивных задач в формировании
умственной активности (старший дошкольный возраст) // Дошкольное воспитание – 1985. –
№ 7 – с. 46-49.
8. Техническое творчество учащихся. Пособие для учителей и руководителей кружков
/ Андрианов П.М. – М.: «Просвещение», 1986. – 130 с.
9. Филиппов С.А. Робототехника для детей и родителей. С-Пб, «Наука», 2011. – 319
с.
10. Чехлова А. В., Якушкин П. А. «Конструкторы LEGO DAСTA в курсе
информационных технологий. Введение в робототехнику». - М.: ИНТ, 2001. – 128 с.
Список литературы для родителей:
Базовый курс для 3D ручки. Издательство Радужки, 2015 год.
Белошистая А.В. Играем и конструируем. Книга для родителей и детей 8 -12
лет / А.В Белошистая. – М.: Дрофа, 2018. – 100 с.
3.
Ганошенко М.Н. Приобщение детей к художественно-творческой деятельности
/ М.Н. Ганошенко. – М.: «Мозаика – Синтез», 2018. – 64 с.
4.
Жукова О.Г. Планирование и конспекты занятий технического
конструирования/ О.Г. Жукова. – М.: Айрис, 2018. – 96 с.
5.
Колдина Д.Н. Игровые занятия с детьми 8-10 лет / Д.Н. Колдина. – М.: Сфера,
2018. – 56 с.
6.
Копцев В. П. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное: Основы
объемного конструирования. – Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2011. –
144 с.
7.
Шайдурова Н.В. Развитие ребенка в конструктивной деятельности / Н.В.
Шайдурова. – М.: ТЦ Сфера, 2018. – 128 с.
Список литературы для учащихся:
1.
2.
1.
2.
Аллан Бедфорд. Большая книга LEGO. / А. Бедфорд. – М., 2013. – 352 с.
Аллан Бедфорд. LEGO. Секретная инструкция. / А. Бедфорд. – М., 2013. – 174
с.
3.
4.
Дэниел Липковиц LEGO книга игр. Оживи свои модели. / Д. Липковиц. – М.,
2013. – 248 с.
4. Лиштван З.В. Конструирование. / З.В. Лиштван. – М., 2011. – 159 с.
5. Новикова В. П. Лего-мозаика в играх и занятиях. / В.П. Новикова. – М., 2015. – 276
с.
6. Рогов Ю.В. Робототехника для детей и их родителей [Электронный ресурс].
11