ДО Киноклуб

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 16»

Рассмотрено
на заседании
педагогического совета
МБОУ «СОШ № 16»
«29» августа 2025 г.
Протокол № 82

Утверждено
Приказ № 95/6
от «01» сентября 2025 г.
Директор МБОУ «СОШ № 16»
_________ Ковалева Н.А.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Школьный киноклуб «Луч»
Возраст учащихся: 9-16 лет
Срок реализации: 1 год

Автор-разработчик:
Педагог дополнительного образования
Маникаева Юлия Витальевна

п. Сосновый Бор
2025

Содержание
1.

Основные характеристики общеразвивающей программы............................................. 3

1.1 Пояснительная записка ..................................................................................................... 3
1.2 Цель и задачи общеразвивающей программы ................................................................. 5
1.3 Планируемые результаты ................................................................................................. 5
1.4 Содержание общеразвивающей программы .................................................................... 6
2.

Организационно-педагогические условия ........................................................................ 9

2.1 Календарный учебный график...............................................................................................9
2.2 Условия реализации программы ..................................................................................... 10
2.3 Формы аттестации/контроля ............................................................................................ 10
3. Список литературы ........................................................................................................... 11

2

1.Основные характеристики общеразвивающей программы

1.1. Пояснительная записка
1.1.1.Направленность – социально-гуманитарная.
1.1.2.Актуальность: В современном обществе вопросы воспитания социального и
нравственного формирования подрастающего поколения решаются в сложном,
многостороннем взаимодействии многих средств и общественных сил. Искусству
принадлежит здесь одна из существенных и действенных ролей. Его значение в духовном
формировании личности трудно переоценить. Особое место в системе искусств занимает
кино. Этот вид искусства любят все. Но особенно к нему привязаны дети и подростки.
Кино для детей – это сама жизнь и огромное окно в мир, в который они с жадностью
заглядывают и, который жаждут, как можно скорее и полнее освоить. Впечатления,
полученные в детские и юношеские годы, как известно, сохраняются на всю жизнь,
оставляют глубокий след в психике, накладывают свой отпечаток на мировоззрение,
убеждения, характер человека. Поэтому, кинематограф должен занять достойное место в
деле воспитания подрастающего поколения. Художественная выразительность формы, яркий
герой – вот основные условия успешного использования кинопроизведения в
воспитательном процессе.
Данная программа разработана в соответствии с требованиями нормативно-правовых
документов в области образования, защиты прав ребёнка:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»
(далее ФЗ).
2.Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 №295-ФЗ «О внесение изменений
в Федеральный закон «Об образовании В Российской Федерации».
3.Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» (в редакции 2013г.).
4.Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утверждённая
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022г. №678-р.
5.Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 №474 «О национальных целях
развития Российской Федерации на период до 2030 года».
6.Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 №809 «Об утверждении Основ
государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно
-нравственных ценностей».
7.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно - эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодёжи» (далие - СанПиН).
8.Постановление Главного Государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021г. №2 «Об
утверждении санитарных правил и норм»
9.Постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.2023 № 1678 «Об
утверждении Правил применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения,дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ».
10.Приказ министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018
№298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых».
11.Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 №629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (далее -Порядок).
12.Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 №467 «Об

3

утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования
детей».
13. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и
Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.20 г. №882/391 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности при
сетевой форме реализации образовательных программ».
14. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
15.Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015г. №АК-2563/05 «О методических
рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации деятельности с
использованием сетевых форм реализации образовательных программ».
16.Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 30.12.2022 №АБ-3924/06
«О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями
«Создания современного инклюзивного образовательного пространства для детей с
ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных
организаций, реализующих дополнительное общеобразовательные программы в субъектах
Российской Федерации».
17.Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от07.05.2020г. №ВБ-976/04
«Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и
социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением
дистанционных образовательных технологий».
18.Приказ Министерства образования и молодёжной политики Свердловской области от
30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
19.Приказ Министерства образования и молодёжной политики Свердловской области от
29.06.2023 №785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания
государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных образовательных
программ в соответствии с социальным сертификатом».
1.1.3. Отличительные особенности. Для разработки данной программы был использован
опыт Тарасовой Эвелины Вадимовны «Школьный киноклуб «Луч». Кино для детей – это
сама жизнь и огромное окно в мир, в который они с жадностью заглядывают и, который
жаждут, как можно скорее и полнее освоить. Впечатления, полученные в детские и
юношеские годы, как известно, сохраняются на всю жизнь, оставляют глубокий след в
психике, накладывают свой отпечаток на мировоззрение, убеждения, характер человека.
Поэтому, кинематограф должен занять достойное место в деле воспитания подрастающего
поколения. Художественная выразительность формы, яркий герой – вот основные условия
успешного использования кинопроизведения в воспитательном процессе.
1.1.4.Адресат: программа рассчитана на обучающихся от 9 до 16 лет. Набор в группу
осуществляется на основании заявления родителя (законного представителя). Общий
численный состав групп – до 22 человек. В состав входить учащиеся с умственной
отсталостью (имеют инвалидность 7 человек), дети, находящиеся в трудной жизненной
ситуации.
1.1.5.Объем программы: 34 часа.
Программа рассчитана: 1 год обучения.
1.1.6.Особенности образовательного процесса.
Продолжительность 1 академического часа: - 40 минут.
Общее количество часов в неделю:1 раз в неделю.
Режим занятий:1 раз в неделю.
4

Перечень форм обучения: очная
Форма организации образовательного процесса групповые занятия, фронтальная работа.
Перечень видов занятий: просмотр фильмов и мультфильмов, групповая дискуссия, разбор
конкретных ситуаций, групповое обсуждение.
Перечень форм подведения итогов: творческая кинолаборатория.
1.2.Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель – создание условий для нравственного совершенствования личности учащихся,
формирования социального опыта младших школьников через участие в занятиях
Задачи:
 создавать условия для высказывания учащимися их мыслей, проявления эмоций и
чувств, поиска модели своего поведения, демонстрации своего мнения окружающим;
 способствовать формированию культуры общения: учить общаться с детьми и
взрослыми, слушать друг друга, находить компромисс в общении, достойно
оппонировать другой точке зрения и корректировать собственную позицию, принимая
убедительные контраргументы;
 организовывать обсуждение нравственных аспектов поведения людей – героев
фильмов; учить устанавливать связи и параллели с собственным нравственным
опытом, с мнениями и чувствами ровесников и представителей старшего поколения –
родителей, учителей;
 помогать осознанию своей связи с семьёй, педагогами, старшим поколением,
традициями нашей страны и вечными нравственными ценностями.
1.3.Планируемые результаты
Личностные:
 готовность
и
способность
к
духовному
развитию,
нравственному
самосовершенствованию, самооценке, ответственному поведению;
 укрепление внутренней установки личности поступать согласно своей совести;
 формирование поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о
добре и зле, должном и недопустимом;
 развитие способности осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя
выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим
поступкам;
Метапредметные:
 иметь нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и
младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными
нормами;
 уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
 договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
Предметные:
 сопоставлять поступки героев, давать им оценку;
 корректно выражать своё мнение;
 рассуждать о возможных вариантах судеб персонажей в фильмах с открытым
финалом.

5

1.4.Содержание общеразвивающей программы.
№п/
п
1.
1.1

Название раздела, темы
всего
Понятие
жизненных
ценностей
Мультфильм «Алеша
Попович и Тугарин змей»
Мультфильм «Алеша
Попович и Тугарин змей»
Дружба

2

Количество часов
теория
практика
0,5
1,5

1

0

1

1

0,5

0,5

4

0,5

1,5

Кинофильм «Хомяки»
Кинофильм «Хомяки»
«Корпорация монстров»
«Корпорация монстров»
Семья
Мультфильм «Энканто»
Мультфильм «Энканто»
Мультфильм «Тайна
Коко»
Мультфильм «Тайна Коко»
Мультфильм «Князь
Владимир»
Мультфильм «Князь
Владимир»
Честь, слава, дружба
Кинофильм «Приключения
Петрова и Васечкина».
Кинофильм «Приключения
Петрова и Васечкина».
Мультфильм «Король Лев»
Мультфильм «Король Лев»
Мультфильм «Хранители
снов»
Мультфильм «Хранители
снов»
Богатство, деньги
Кинофильм «Богатенький
Риччи»
Кинофильм «Богатенький
Риччи»

1
1
1
1
6
1
1
1

0
0,5
0
0,5
0,5 м
0
0,5
0

1
0,5
1
0,5
1,5
1
0,5
1

1
1

0,5
0

0,5
1

1

0,5

0,5

6
1

0,5
0

1,5
1

1

0,5

0,5

1
1
1

0
0,5
0

1
0,5
1

1

0,5

0,5

3
1

0,5
0

1,5
1

1

0,5

0,5

5.3

Мультфильм «Золотая
Антилопа»

1

0,5

0,5

6.

Свобода, уверенность в
своих силах
Кинофильм «Питер Пэн»
Кинофильм «Питер Пэн»
Мультфильм «Зверополис»
Мультфильм «Зверополис»

4

0,5

1,5

1
1
1
1

0
0,5
0
0,5

1
0,5
1
0,5

1.2

2.
2.1
2.2
2.3
2.4
3.
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
3.6
4.
4.1
4.2
4.3
4.4
4.5
4.6
5.
5.1
5.2

6.1
6.2
6.3
6.4

Формы
аттестации/контроля
Разговор о
жизненных
ценностях, какие
жизненные ценности
у героев
Разговор о дружбе, о
том, что же это такое,
о ее важности и
необходимости

Разговор о том, что
такое семья, почему
она
важна
и
необходима каждому
человеку

Разговор, о том, что
такое
честь
и
доблесть, в чем суть
этого понятия почему
она важна. Что такое
слава? В чем ее
плюсы и минусы

Разговор о том, зачем
нужны деньги, как с
ними обращаться. В
чем плюсы и минусы
богатства.

Разговор о том, что
такое свобода, зачем
она нужна, почему
важно трудиться, для
чего нужна человеку
уверенность в своих
6

7.
7.1
7.2
7.3
8.
8.1
8.2
8.3
8.4
8.5
8.6

Ценность времени
Кинофильм «Сказка о
потерянном времени»
Кинофильм «Сказка о
потерянном времени»
Советский мультфильм
«Волшебный магазин»
Жизненные ценности и
счастье
Кинофильм «Чарли и
шоколадная фабрика»
Кинофильм «Чарли и
шоколадная фабрика»
Мультфильм «Братец
медвежонок»
Мультфильм «Братец
медвежонок»
Кинофильм
«Заплати другому»
Кинофильм
«Заплати другому»
ИТОГО

3
1

0,5
0

1,5
1

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

6

0,5

1,5

1

0

1

1

0,5

0,5

1

0

1

1

0,5

0,5

1

0

1

1

0,5

0,5

силах, что это дает
человеку
Разговор
о
том,
почему нужно ценить
время и как с ним
нужно обращаться

Разговор
о
жизненных ценностях
героев, о том, кто из
них
счастлив
и
почему.

34

Содержание учебного (тематического) плана:
Раздел 1. Понятие жизненных ценностей.
Теория: Обсуждение и беседа по просмотренному:
Какие характеры у главных героев?
В чем причина поступка Алеши?
В чем причина поступка Тихона?
В чем причина поступка Юлия?
Почему герои поссорились?
Чего хотел каждый из них?
В чем заключаются их жизненные ценности?
Влияют ли они на поступки героев? Каким образом?
Смогли ли они победить Тугарин? Как?
Получил ли каждый то, что хотел?
Практика: просмотр мультфильма «Алеша Попович и Тугарин Змей»
Раздел 2. Дружба
Теория: Обсуждение и беседа по просмотренному:
Какие характеры у главных героев?
В чем смысл их жизни?
В чем причины их поступков?
Можно ли назвать их друзьями? Почему?
Как ведут себя настоящие друзья?
Можно ли простить их ошибки?
Как поступать в таких ситуациях?
Нужны ли друзья? Для чего?
Как надо вести себя с друзьями? Почему?
Практика: просмотр кинофильма «Хомяки», «Корпорация монстров»
7

Раздел 3. Семья
Теория: Обсуждение и беседа по просмотренному:
Какие характеры у главных героев?
Почему у сестёр такие взаимоотношения?
Почему сестры по-разному относятся к дяде?
Что для героев значит семья?
Что значит семья для вас?
Для чего нужна семья?
Какие бывают семьи?
Практика: просмотр мультфильма «Энканто», «Тайна Коко», «Князь Владимир»
Раздел 4. Честь, слава, дружба
Теория: Обсуждение и беседа по просмотренному:
В чем причина поступков Петрова и Васечкина?
К чему стремится Васечкин?
К чему стремится Петров?
Что такое слава?
Зачем к ней стремиться?
Что в ней хорошего?
Что в ней плохого?
Хотите ли вы прославиться? Чем?
Можно ли назвать поступки Васечкин благородными? Почему?
Можно ли назвать поступки Петрова благородными? Почему?
Вы бы хотели бы совершать такие поступки?
Есть ли у ребят честь?
В чем это проявляется?
Что такое благородство и честь?
Практика: просмотр кинофильма «Приключения Петрова и Васечкина», «Король Лев»,
«Хранители снов»
Раздел 5. Богатство, деньги
Теория: Обсуждение и беседа по просмотренному:
Какие характеры у героев?
Почему Риччи так поступает?
Чего он хочет добиться?
Какая у него цель?
Мог бы он вести себя по-другому?
Есть ли у него проблемы? Почему?
Связаны ли они с деньгами?
Что было бы, если бы у него не было денег?
Что он ценит больше всего?
Как он использует деньги? Почему?
Для чего нужны деньги?
Что бы вы сделали, если бы у вас было много денег?
Что можно сделать без денег?
Практика: просмотр кинофильма «Богатенький Риччи», «Золотая Антилопа»
Раздел 6. Свобода, уверенность в своих силах
Теория: Обсуждение и беседа по просмотренному:
Какие характеры у главных героев?
Почему они так себя ведут?
Почему Питер Пэн и другие дети выбирают такой путь?
Какие у них есть желания?
Кого можно назвать уверенным в себе и почему?
Нравится ли главным героям их жизнь?
8

Почему дети не всегда веселы?
Чего им не хватает?
Можно ли назвать их свободными?
Практика: просмотр кинофильма «Питер Пэн», «Зверополис»
Раздел 7. Ценность времени
Теория: Обсуждение и беседа по просмотренному:
Каковы характеры главных героев?
Что они ценят больше всего?
Ценят ли они время? Почему?
Задумывались ли над тем, что такое время и его ценности?
Почему волшебники выбирают именно этих детей?
Чего хотят волшебники?
Как ребята реагируют в сложившейся ситуации?
Что изменяется в характерах героев? Почему?
Какой смысл в этом фильме?
Практика: просмотр кинофильма «Сказка о потерянном времени», «Волшебный
магазин»
Раздел 8. Жизненные ценности и счастье
Теория: Обсуждение и беседа по просмотренному:
Почему фильм начинается именно так?
Что важного мы узнаем из первых 5 минут фильма?
Почему Вили Вонка решил пригласить детей на фабрику?
Почему Чарли хотел отказаться от билета?
Какой характер у Чарли?
Почему вместе с ним едет дедушка?
Какие характеры у других детей, попавших на фабрику?
Какие у них ценности? Какие ценности у их родителей?
Что происходит с детьми на фабрике и почему?
Почему чарли отказывается от фабрики?
Как реагирует Вилли Вонка?
Почему Вилли поссорился с отцом?
Какой выход предлагает Чарли?
Кто выиграл главный приз – Вилли Вонка или Чарли?
Практика: просмотр кинофильма «Чарли и шоколадная фабрика», «Братец
медвежонок», «Заплати другому»
2. Организационно-педагогические условия
2.1 Календарно учебный график.
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

Основные характеристики образовательного
процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов
Недель в I полугодии
Недель в II полугодии
Начало занятий
Каникулы
Выходные дни
Окончание учебного года

34
170
1
34
17
17
Сентябрь
35
73
май
9

2.2 Условия реализации программы
Для реализации программы необходимы следующие условия:
Материально-техническое обеспечение:
 персональный компьютер;
 проектор, экран;
 колонки.
Кадровое обеспечение:
Педагог прошёл обучение по дополнительной профессиональной программе
«Педагогика дополнительного образования детей». Применение педагогом современных
методов обучения и воспитания в сочетании с традиционными приёмами способствует
максимальному погружению членов объединения по интересам в процесс творческой
работы. С целью развития творческих способностей педагог использует активные методы,
приёмы и формы обучения.
Педагог систематически повышает свой профессиональный уровень.
2.3 Формы аттестации/контроля
№
п/п
1.

Форма аттестации

Вид контроля

Дата проведения

Анализ просмотренного

Промежуточный

2.

Творческое задание

Итоговый

После изучения
каждого раздела
В конце года

Оценочные материалы
Схема промежуточного анализа фильмов.
1.1.Каково общее впечатление от фильма? Какие мысли и чувства он
вызывает и почему?
1.2. Какова основная тема фильма?
1.3.Есть ли в фильме неявный подтекст, предубеждения или допущения?
1.4. Каково отношение автора к снимаемой реальности? Каковы цели
автора? Каковы задачи фильма по отношению к реальности?
1.5. Как показаны люди – как личности, представители неких
социальных общностей; в каких группах показаны люди – в семьях, в
группах по полу, по ролям и т.п.
2. Как автор говорит это?
2.1. На какое восприятие рассчитан фильм в большей степени –
интеллектуальное или эмоциональное (т.е. этот фильм больше для ума иди
чувств)?
2.2. Как в фильме представлены время и пространство? Где происходит
действие? Как изменяется пространство во время фильма? Какой период
времени захватывает фильм?
2.3. Вызывает ли фильм ощущение исчерпанности темы или ощущение
недоказанности? Какими средствами это достигается?
2.4. Даёт ли фильм зрителю возможность самому думать и делать выводы?
2.5. Какие самые яркие сцены и фразы из фильма вы запомнили?
2.6. Какие идеи и находки фильма могут пригодиться вам в вашей жизни?

10

3.Список литературы
Список литературы для педагога:
1. Баженова Л.М. Азбука кино. / Программы дополнительного
художественного образования детей. – М., «Просвещение», 2005 г.
2. Коблик Е.Г. Повышение социальной компетентности детей и
подростков: Фильмотека. – М., «Генезис», 2006.
3. Баранов O.A. Школьные киноклубы и их роль в кинематографическом
воспитании старшеклассников: - М.: Просвещение, 1998.
4. Баранов О.А. Экран становится другом. - М.: Просвещение, 1979. – 96 с.
5. Левшина И.С. Воспитание школьников средствами художественного
кино. - М.: 1975.
6. Левшина И.С. Подросток и экран. - М.: Педагогика, 1989.
7. Иванова С.М. Воспитание полноценного восприятия киноискусства
младшими подростками. - М.: 1978.
8.Воловик А. Ф., Воловик В. А. Педагогика досуга. - М.:1998.
Список литературы для учащихся (родителей):
9. Кино. Энциклопедический словарь. Сов. энциклопедия. 1986.
10. Кино: Энциклопедический словарь/Гл. ред. С. И.Юткевич. М.: Сов.
энциклопедия, 1986. 640 с.
11. Рыбак Л. А. Наедине с фильмом. Об искусстве быть кинозрителем. М.: Издво БПСК,
1980. 57 с.

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».