Управление образования Артемовского муниципального округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №16»
Принята на заседании
Научно-методического совета
МБОУ «СОШ №16»
Протокол № 82 29 от августа 2025г.
Утверждаю:
И.о. директор
МБОУ «СОШ №16»
____________/Ковалева Н.А../
Приказ №95/6 01от сентября 2025г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
предшкольной подготовки
«Дошколёнок»
Возраст обучающихся: 6-7 лет
Срок реализации: 1 год
Автор составитель:
Педагог дополнительного образования
п. Сосновый Бор
2025
Содержание
1.Основные характеристики общеразвивающей программы ...................................................... 3
1.1.Пояснительная записка ........................................................................................................ 3
1.2.Цель и задачи общеразвивающей программы..................................................................... 5
1.3. Планируемые результаты ................................................................................................... 5
1.4 Содержание общеразвивающей программы ....................................................................... 7
2. Организационно-педагогические условия .............................................................................. 27
2.1.Календарный учебный график........................................................................................... 27
2.2.Условия реализации программы........................................................................................ 28
2.3 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы ..................................................... 30
3.Список литературы ................................................................................................................... 30
2
1.Основные характеристики общеразвивающей программы
1.1.Пояснительная записка
1.1.1. Направленность – социально-гуманитарная
1.1.2. Актуальность:
Преобразования, произошедшие в Российской Федерации, привели к изменениям в
системе образования в целом как в школьном, так и в дошкольном его звене. В школу
дети приходят разные: каждый имеет свои особенности развития и состояния здоровья.
Причины разной подготовленности заключаются и в недостаточном компетентности
родителей в вопросах предшкольной подготовки. Всё это на пороге школы
существенно затрудняет адаптацию первоклассников к новым условиям школьной
жизни. Поэтому необходимо найти оптимальный вариант получения образования в
этой ситуации. Одним из путей решения вопросов выравнивания стартовых
возможностей детей из разных социальных групп и слоёв населения стало
целенаправленное предшкольное образование. Переход от дошкольного детства к
школьному характеризуется изменением места ребёнка в системе доступных ему
отношений и всего образа его жизни. Для ребёнка учение не просто деятельность по
усвоению знаний и не только способ подготовки себя к будущему, оно осознаётся и
переживается ребёнком как его собственная трудовая обязанность, как его участие в
повседневной жизни окружающих людей. Поэтому то, как будет справляться маленький
школьник со своими школьными обязанностями, успех или неуспех в учебных делах
имеет для него острую эффективную окраску. Следовательно, вопросы школьного
обучения – это не только вопросы образования, интеллектуального развития ребёнка, но и
формирования его личности. В связи с этим остро стоит проблема подготовки ребёнка к
школьному обучению.
Готовить ребенка к школе – это значит не только обеспечить количество определенных
представлений, знаний и умений, но и формировать качественные мыслительные
способности. И главное, сформировать в нем психологическую готовность к обучению –
интерес и потребность в познании нового, трудолюбие, усидчивость, внимание, память,
логическое мышление, способность к волевым усилиям. Это достигается не только путем
специальных занятий, но и в результате знакомства с окружающей жизнью – в играх, труде,
общении и установлении новых связей со взрослыми и сверстниками.
Программа представляет собой комплекс занятий с будущими первоклассниками для
того, чтобы помочь детям успешно адаптироваться в школе. В предлагаемой программе
сделана попытка объединить несколько задач по предшкольной подготовке.
Данная программа рассчитана на обучение в каникулярные периоды (осенние, зимние,
весенние, летние) в количестве 17 часов по каждому из направлений: интеллектуальное,
спортивное, творческое, художественное, безопасность.
Структура программы предусматривает как теоретические, так и практические формы
работы с детьми: экскурсии, соревнования, игровые занятия и т.д.
Программу реализуют учителя начальной школы, к совместной работе также
привлекаются логопед, психолог, учителя физкультуры, администрация школы.
Данная программа разработана в соответствии с требованиями нормативно-правовых
документов в области образования, защиты прав ребенка:
Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением
Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р);
Приоритетный
проект «Доступное дополнительное
образование для
детей» (утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому
развитию и приоритетным проектам (протокол от 30.11.2016 № 11);
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской
Федерации»;
приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам»;
приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 № 533 «О
3
внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный
приказом Министерства просвещения Российской Федерации 09.11.2018 № 196;
постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28
«Об
утверждении
санитарных
правил
СП
2.4.3648-20
«Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по
реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ,
способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детейинвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»);
приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ»;
постановление Правительства Свердловской области от 01.08.2019 № 461-ГТП «О
региональном модельном центре дополнительного образования детей Свердловской
области»;
постановление Правительства Свердловской области от 06.08.2019 № 503-ПП «О
системе персонифицированного финансирования дополнительного образования детей
на территории Свердловской области»;
приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года»;
приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
26.06.2019 № 70-Д «Об утверждении методических рекомендаций «Правила
персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в
Свердловской области».
1.1.3.Отличительные особенности программы
Занятия проходят в учебно-игровой форме с плавным переходом от одного вида
деятельности к другому.
Имеет комплексную направленность, позволяющую объединять знания из различных
областей в одной программе.
Применяет лучший опыт в области обучения и развития дошкольников.
Особое внимание в программе уделяется созданию дружного детского коллектива,
способного положительно влиять на каждого ребёнка.
Разработана на основе идеи преемственности между дошкольным и начальным
общим образованием.
При составлении программыавторы
опирались на
работы отечественных
психологов Л.С.Выготского, Л.И.Божович, А.В. Запорожец, а так
же
современных практикующих педагогов-психологов, таких как М.Битянова, Л.Ф.
Тихомирова, И.В. Вачков, М.М.Безруких.
1.1.4.Адресат общеразвивающей программы
Программа рассчитана на обучающихся от 6 до 7 лет. Общий численный состав группы –
до 25 человек. В состав могут входить учащиеся с ОВЗ, одаренные дети и дети,
находящиеся в трудной жизненной ситуации.
1.1.5.Объём и срок освоения программы
4
Объем программы: 17 час.
Срок освоения программы: 1 год.
1.1.6.Особенности организации образовательного процесса
Режим занятий: в каникулярный период (осенние, зимние, весенние, летние). Занятия
рекомендуется проводить с группой детей (8-12 человек). Продолжительность занятия 20-25
минут.
Форма обучения: очная
Форма организации образовательного процесса: фронтальная, индивидуальная,
групповая.
Формы реализации образовательной программы: с использованием сетевого
взаимодействия
Перечень форм проведения занятий: практическая групповая и индивидуальная работа;
посещение театральных постановок, экскурсии; беседа; ролевые игры, инсценировки;
тренинги; культурные практики по изготовлению костюмов, реквизита, декораций;
репетиции и постановки спектаклей; театрализованные представления; конкурсы, концерты.
Перечень форм подведения итогов реализации общеразвивающей программы: текущий
контроль (осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе
занятий); мониторинг; беседа; опрос; практическое занятие; творческий показ.
1.2.Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель – подготовка ребенка к школьной жизни, новой ведущей деятельности, развитие и
коррекция познавательных и коммуникативных способностей ребенка, преодоление
факторов дезадаптации за счет выравнивания стартовых возможностей каждого ребенка,
позволяющих им в дальнейшем успешно усвоить программу начальной школы.
Задачи:
Формировать навыки учебной деятельности, развивать познавательный интерес и
стимулировать желание учиться в школе, воспитывать устойчивое внимание,
наблюдательность, организованность.
Воспитывать у детей коллективизм, уважение к старшим, стремление оказывать друг
другу помощь.
Развивать у детей наглядно-образное и логическое мышление, произвольное
внимание, зрительно-слуховое восприятие, воображение, мелкую моторику и
координацию движений рук, умение ориентироваться в пространстве и во времени.
1.3. Планируемые результаты
обеспечение психического и физического развития детей на том уровне, который
необходим для их включения в учебную деятельность;
сокращение адаптационного периода при поступлении ребёнка в школу;
коррекция проблем дезадаптации у некоторых детей;
обеспечение единых стартовых возможностей будущих первоклассников
5
.
Характеристика результатов формирования универсальных учебных
действий
личностные
регулятивные
познавательные
коммуникативные
1. Ценить и
принимать
следующие базовые
ценности: «добро»,
«терпение», «родина»,
«природа», «семья».
1. Организовывать свое
рабочее место под
руководством учителя.
1. Определять умения,
которые будут
сформированы на основе
изучения данного раздела.
1. Участвовать в
диалоге и в
жизненных
ситуациях.
2. Отвечать на простые
вопросы учителя,
находить нужную
информацию в учебнике.
2. Отвечать на
вопросы учителя,
товарищей.
2. Уважать к своей
семье, к своим
родственникам,
любовь к родителям.
3. Освоить роли
ученика;
формирование
интереса (мотивации)
к учению.
4. Оценивать
жизненные ситуаций
и поступки героев
художественных
текстов с точки
зрения
общечеловеческих
норм.
2. Определять цель
выполнения заданий на
уроке, во внеурочной
деятельности, в
жизненных ситуациях
под руководством
учителя.
3. Определять план
выполнения заданий на
уроках, внеурочной
деятельности,
жизненных ситуациях
под руководством
учителя.
4. Использовать в своей
деятельности
простейшие приборы:
линейку,
треугольник,т.д.
3. Сравнивать предметы,
объекты: находить общее
и различие.
4. Группировать
предметы, объекты на
основе существенных
признаков.
5. Подробно
пересказывать
прочитанное или
прослушанное
2. Соблюдать
простейшие нормы
речевого этикета:
здороваться,
прощаться,
благодарить.
3. Слушать и
понимать речь
других.
4. Участвовать в
паре.
6
1.4 Содержание общеразвивающей программы
Направ
ление
содержание
интелл
ектуал
ьное
Подготовка детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе. Сравнение
предметов (фигур), групп предметов по форме (круглый, не круглый, треугольный,
прямоугольный, квадратный и др.); по размеру (длинный, короткий; узкий, широкий;
высокий, низкий; длиннее, короче, такой же и др.); по расположению на плоскости и в
пространстве (справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже,
внутри фигуры, вне фигуры и др.); по цвету, по материалу, из которого изготовлены
предметы, по назначению и др.
Простые геометрические фигуры: треугольник, прямоугольник (квадрат), круг. Числа
от 0 до 10. Счет предметов. Устная нумерация чисел: названия, последовательность и
обозначение чисел от 0 до 10. Цифра и число. Чтение чисел.
Развитие звуковой культуры речи в целях подготовки к обучению грамоте и чтению
(умение вслушиваться в речь, в отдельные звуки, работа по правильному
произнесению звуков, обучение правильному интонированию, управлению темпом
речи). Работа по развитию артикуляционного аппарата (развитие правильной дикции,
силы голоса, выделение особо значимых слов и пр.); Чтение сказок, рассказов,
пословиц, поговорок, загадок; беседа о прочитанном по вопросам учителя.
Развитие познавательных процессов при подготовке детей к обучению в школе,
развитие зрительной, слухоречевой памяти, внимания, умения логически мыслить и
устанавливать причинно-следственные связи, развитие воображения, формирование
навыков общения и совместной деятельности. Расширение словарного запаса.
Развитие элементарных математических представлений. Работа по развитию и
укреплению мелкой моторики рук.
Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в
содержании образовательного процесса дошкольного учреждения и является его
приоритетным направлением. Для эстетического развития личности ребенка огромное
значение имеет разнообразная художественная деятельность — изобразительная,
музыкальная, художественно-речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания
является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического
вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития
детей, а также развития их творческих способностей представляет театрализованная
деятельность.
Занятия помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему
развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению
новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления;
настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при
проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от
ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует
формированию волевых черт характера.
творче
ское
Количе
ство
часов
9
2
7
художе Содержание нацелено на формирование культуры творческой личности, через
ственн собственное творчество, расширяет представления детей о видах, знакомит с
ое
нетрадиционными техниками, формирует чувство гармонии и эстетического вкуса и
развивает познавательный интерес. А через применение разных нетрадиционных
способов и техник, через экспериментирование в изобразительной деятельности
ребенок получает иногда неожиданную информацию, которая ведет к изменению
направленности его деятельности.
спорти Укрепление здоровья дошкольников посредством развития физических качеств и
вное
повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;
формирование общих представлений о физической культуре, её значении в жизни
человека, роли в укреплении здоровья; занятия физическими упражнениями,
подвижными играми, формами активного досуга и отдыха.
безопа Элементарные навыки здорового образа жизни, стремление заботиться о своем
сность здоровье, навыки поведения в отношениях с незнакомыми людьми, безопасного
поведения в природе и с бездомными животными.
Формирование основ пожарной безопасности, привитие навыков осторожного
обращения с огнем в быту; воспитание чувства ответственности.
2
2
2
17
Учебный (тематический) план:
Направление интеллектуальное
№ Название раздела, темы
Описание
п/
п
1 Занятие 1.
-Игра – разминка «Фрукты» (расширение словарного
- Игра–разминка «Фрукты» запаса) Оборудование: мяч.
- Корректурная проба
Описание: дети встают в круг. Учитель бросает мяч
- Пальчиковая гимнастика
первому ребенку, который, поймав мяч должен назвать
- Игра «Сесть-встать»
слово, обозначающее какой-то фрукт и бросить мяч
- «Волшебные квадратики» обратно психологу. Далее учитель бросает мяч
- Упр.«Запоминай порядок» следующему ребенку. Игра продолжается до тех пор,
- Рефлексия
пока все известные детям слова «фрукты» не будут
названы.
- Корректурная проба (развитие концентрации
внимания)
Оборудование: бланки для корректурной пробы (для
каждого ребенка) цветные карандаши.
Описание: Дети на заранее подготовленных бланках
ищут и раскрашивают какую-то картинку.
- Пальчиковая гимнастика (развитие моторики)
Мальчик-пальчик где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.
Описание: дети рассказывают стишок и сгибают пальцы
в кольцо. Первый раз – выполняют упражнение правой
рукой. Второй раз - левой рукой. Третий раз –
одновременно двумя руками.
- Игра «Сесть - встать» (развитие внимания)
Описание: дети встают около своих стульчиков и
выполняют команды, которые говорит и показывает
психолог.
Сесть – дети садятся, встать – дети встают.
Форма
контроля
Наблюден
ие,
Игра–
разминка
Диагност
ика
8
2
Занятие 2.
- Игра–разминка «Овощи»
-Корректурная проба
-Пальчиковая гимнастика
-Игра«Сесть-встать»
-«Волшебные квадратики»
-Упр.«Выложи по образцу»
-Рефлексия
Учитель называет и выполняет все команды вместе с
детьми, но при этом специально ошибается. Задача
детей внимательно слушать и точно выполнять только те
команды, которые называет учитель.
-«Волшебные квадратики» (развитие пространственных
представлений, закрепление знания цвета)
Оборудование: волшебные квадратики
Описание: дети водят пальцем по разноцветным
клеточкам и выполняют команды психолога, вверх,
вниз, вправо, влево. Назвав несколько команд, психолог
просит, кого-то из детей, назвать, на какой клеточке все
остановились.
- «Запоминай порядок» (развитие памяти)
Оборудование: цветные карандаши.
Описание: учитель показывает в руке 6-7 цветных
карандашей. Через 20 секунд, убрав их, спрашивает
последовательность их расположения.
- Рефлексия
Описание: дети встают в круг. Учитель бросает каждому
ребенку мяч и спрашивает, что понравилось на занятии
больше всего.
бросает каждому ребенку мяч и
спрашивает, что понравилось на занятии больше
всего.Пс
бросает каждому ребенку мяч и
спрашивает, что понравилось на занятии больше всего.
Игра – разминка «Овощи» (расширение словарного
Наблюден
запаса) Оборудование: мяч.
ие
Описание: дети встают в круг. Учитель бросает мяч
первому ребенку, который, поймав мяч должен назвать
слово, обозначающее какой-то овощ и бросить мяч
обратно. Далее учитель бросает мяч следующему
ребенку. Игра продолжается до тех пор, пока все
известные детям слова «овощи» не будут названы.
-Корректурная проба (развитие концентрации внимания)
Оборудование: Бланки для корректурной пробы(для
каждого ребенка) (Приложение 1), цветные карандаши.
Описание: Дети на заранее подготовленных бланках
ищут и раскрашивают какую-то картинку.
-Пальчиковая гимнастика (развитие моторики)
«Капустка»
Мы капустку рубим-рубим,
Мы капустку солим-солим,
Мы капустку трем-трем,
Мы капустку жмем-жмем.
Описание: на первую строчку – поочередные движения
прямыми ладонями вверх-вниз, на вторую строчку –
поочередное поглаживание подушечек пальцев, на
третью – потирать кулачок о кулачок, на четвертую –
сжимать и разжимать кулачки.
-Игра «Сесть - встать» (развитие внимания)
Описание: дети встают около своих стульчиков и
выполняют команды, которые говорит и показывает
психолог.
Сесть – дети садятся, встать – дети встают.
Учитель называет и выполняет все команды вместе с
9
3
Занятие3.
-Игра–разминка «Дикие
животные»
-Корректурная проба
- Пальчиковаягимнастика
-Игра«Нос-пол-потолок»
-«Волшебные квадратики»
-Упр.«Выложи по образцу»
-Рефлексия
детьми, но при этом специально ошибается. Задача
детей внимательно слушать и точно выполнять только те
команды, которые называет психолог.
-«Волшебные квадратики» (развитие пространственных
представлений, закрепление знания цвета) Описание:
дети водят пальцем по разноцветным клеточкам и
выполняют команды психолога, вверх, вниз, вправо,
влево. Назвав несколько команд, учитель просит, когото из детей, назвать, на какой клеточке все
остановились.
-Выложи по образцу (развитие мелкой моторики)
Оборудование: образец узора
набор геометрических
фигур, необходимый для выкладывания узора (для
каждого ребенка)
Описание: дети на столе выкладывают узор из бумаги.
Рефлексия
Описание: дети встают в круг. Учитель бросает каждому
ребенку мяч и спрашивает, что понравилось на занятии
больше всего.
-Игра – разминка «Дикие животные» (расширение
Наблюден
словарного запаса) Оборудование: мяч.
ие
Описание: дети встают в круг. Учитель бросает мяч
первому ребенку, который, поймав мяч должен назвать
какое-то дикое животное и бросить мяч обратно. Далее
учитель бросает мяч следующему ребенку. Игра
продолжается до тех пор, пока все известные детям
дикие животные не будут названы.
-Корректурная проба (развитие концентрации внимания)
Оборудование: Бланки для корректурной пробы(для
каждого ребенка), цветные карандаши.
Описание: Дети на заранее подготовленных бланках
ищут и раскрашивают какую-то картинку.
Примечание: Необходимо перед выполнением задания
договориться с детьми, какую картинку на этом занятии
они будут раскрашивать.
-Пальчиковая гимнастика (развитие моторики) «Сон»
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лег в кровать,
Этот пальчик чуть вздремнул,
Этот пальчик уж уснул,
Этот крепко-крепко спитТише мыши не шумите, пальчики не разбудите.
Описание: дети загибают пальцы в кулак, начиная с
большого пальца.
-Игра «Нос – пол - потолок» (развитие внимания)
Описание: дети встают около своих стульчиков и
выполняют команды, которые
говорит и показывает учитель. Нос – показывают
пальцем на нос, пол – опускают руки вниз, потолок –
поднимают руки вверх.
Учитель называет и выполняет все команды вместе с
детьми, но при этом специально ошибается. Задача
детей внимательно слушать и точно выполнять только те
10
4
команды, которые называет учитель.
-«Волшебныеквадратики» (развитие пространственных
представлений, закрепление знания цвета)
Оборудование: Волшебные квадратики
Описание: дети водят пальцем по разноцветным
клеточкам и выполняют команды вверх, вниз, вправо,
влево. Назвав несколько команд, психолог просит, когото из детей, назвать, на какой клеточке все
остановились.
- Выложи по образцу (развитие мелкой моторики)
Оборудование: образец узора
набор геометрических
фигур, необходимый для выкладывания узора (для
каждого ребенка)
Описание: дети на столе выкладывают узор из бумаги.
Примечание: Набор геометрических фигур можно
сделать из плотной бумаги, размер должен
соответствовать образцу.
-Рефлексия
Описание: дети встают в круг. Учитель бросает каждому
ребенку мяч и спрашивает, что понравилось на занятии
больше всего.
Занятие 4.
Игра – разминка «Дикие животные» (развитие слуховой Наблюден
-Игра–разминка
памяти) Оборудование: мяч.
ие
«Домашние животные»
Описание: дети садятся в круг. Учитель называет какое-Корректурная проба
нибудь дикое животное и передает мяч первому
- Пальчиковая гимнастика
ребенку. Ребенок сначала повторяет животное, который
- Упр.«Выложи по образцу» назвал учитель, затем сам называет то животное,
- Игра «Нос-пол-потолок»
которой он знает и передает мяч следующему ребенку и
- Рефлексия
т.д.
-Корректурная проба (развитие концентрации внимания)
Оборудование: Бланки для корректурной пробы(для
каждого ребенка)
цветные карандаши.
Описание: Дети на заранее подготовленных бланках
ищут и раскрашивают какую-то картинку.
Примечание: Необходимо перед выполнением задания
договориться с детьми, какую картинку на этом занятии
они будут раскрашивать.
-Пальчиковая гимнастика (развитие моторики) «Сон»
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лег в кровать,
Этот пальчик чуть вздремнул,
Этот пальчик уж уснул,
Этот крепко-крепко спитТише мыши не шумите, пальчики не разбудите.
Описание: дети загибают пальцы в кулак, начиная с
большого пальца.
-Игра «Нос – пол - потолок» (развитие внимания)
Описание: дети встают около своих стульчиков и
выполняют команды, которые
говорит и показывает психолог. Нос – показывают
пальцем на нос, пол – опускают руки вниз, потолок –
поднимают руки вверх.
11
5
Занятие 5.
-Игра–разминка «Птицы»
-Корректурная проба
-Пальчиковая гимнастика
-Игра «Летает – не летает»
-«Волшебные квадратики»
-Игра«Путаница»
-Рефлексия
Учитель называет и выполняет все команды вместе с
детьми, но при этом специально ошибается. Задача
детей внимательно слушать и точно выполнять только те
команды, которые называет учитель
-«Волшебные квадратики» (развитие пространственных
представлений, закрепление знания цвета)
Оборудование: Волшебные квадратики
Описание: дети водят пальцем по разноцветным
клеточкам и выполняют команды вверх, вниз, вправо,
влево. Назвав несколько команд, психолог просит, когото из детей, назвать, на какой клеточке все
остановились.
-Выложи по образцу (развитие мелкой моторики)
Оборудование: образец узора набор счетных палочек
(для каждого ребенка)
Описание: дети на столе выкладывают узор из счетных
палочек.
- Рефлексия
Описание: дети встают в круг. Учитель бросает
каждому ребенку мяч и спрашивает, что понравилось на
занятии больше всего.
Игра – разминка «Птицы» (расширение словарного
Наблюден
запаса) Оборудование: мяч.
ие
Описание: дети встают в круг. Учитель бросает мяч
первому ребенку, который, поймав мяч должен назвать
какую-то птицу и бросить мяч обратно. Далее учитель
бросает мяч следующему ребенку. Игра продолжается
до тех пор, пока все известные детям птицы не будут
названы.
-Игра «Летает - не летает»
Описание: Дети должны отвечать и выполнять движения
в соответствии со словами взрослого.
Инструкция: «Внимание! Сейчас мы выясним, кто (что)
может летать, а кто (что) не может. Я буду спрашивать, а
вы сразу отвечайте. Если назову что-нибудь или коголибо, способного летать, например стрекозу, отвечайте:
«Летает» — и показывайте, как она это делает, —
разведите руки в стороны, как крылья. Если я вас
спрошу: «Поросенок летает?», молчите и не поднимайте
руки».
Примечание. Список: орел, змея, диван, бабочка,
майский жук, стул, баран, ласточка, самолет, дерево,
чайка, дом, воробей, муравей, комар, лодка, утюг, муха,
стол, собака, вертолет, ковер…
Эта игра проводиться на выбывание. Кто ошибается
садиться за стол. Тому ребенку, который выигрывает,
остальные ребята аплодируют.
- Упражнение
«Найди
предмет
по
заданным
признакам» (развитие пространственных
представлений и восприятие цвета и формы)
Оборудование: карточка с геометрическими фигурами
Описание: У каждого ребенка на столе лежит карточка с
геометрическими фигурами. Учитель загадывает какую12
6
Занятие 6.
-Игра-разминка «Цветы»
-Корректурная проба
-Игра «Какое что бывает»
- Пальчиковая гимнастика
-Игра «Бывает -не бывает»
-Упр. «Геометрические
фигуры»
-Рефлексия
то фигуру, а дети должны отгадать, где она находиться.
Например, какая фигура находится в верхнем ряду,
вторая слева? И т.д.
-Пальчиковая гимнастика (развитие мелкой моторики)
«Птицы»
Пой-ка, подпевай-ка
Десять птичек стайка
Эта птичка – воробей,
Эта птичка – соловей,
Эта птичка – совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка – свиристель,
Это птичка – коростель,
Эта птичка – скворушка,
Серенькое перышко.
Это дятел, это стриж,
Это развеселый чиж.
Ну, а это злой орлан.
Птички, птички по домам!
Описание: дети, по-очереди загибают пальцы в кулачек.
В конце быстро разжимают пальцы.
-Упражнение «Найди недостающий предмет»
Оборудование: карточки
Описание: учитель показывает серию картинок. Дети
должны назвать, какого предмета там не достает, и
объяснить почему.
-Рефлексия.
Описание: дети встают в круг. Учитель бросает каждому
ребенку мяч и спрашивает, что понравилось на занятии
больше всего.
-Игра – разминка «Цветы» (расширение словарного
Наблюден
запаса)
ие
Оборудование: мяч.
Описание: дети встают в круг. Учитель бросает мяч
первому ребенку, который, поймав мяч должен назвать
какой-то цветок и бросить мяч обратно. Далее учитель
бросает мяч следующему ребенку. Игра продолжается
до тех пор, пока все известные детям цветы не будут
названы.
-Корректурная проба (развитие концентрации внимания)
-Игра «Нос – пол - потолок» (развитие внимания)
-Игра «Какое что бывает»
Описание: Учитель задает детям вопросы. Дети должны
найти как можно больше ответов на каждый вопрос.
Вопросы:
Что бывает высоким?
Что бывает длинный (коротким)?
Что бывает широким (узким)?
Что бывает круглым (квадратным)?
-Пальчиковая гимнастика
Мальчик-пальчик где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
13
7
Занятие 7.
-Игра-разминка «10 слов»
- Упр. «Слова на букву»
-Корректурная проба
-Игра «Отгадай предмет по
заданным признакам»
- Пальчиковая гимнастика
-Игра «Съедобное –не
съедобное»
-Упр. «Геометрические
фигуры»
-Рефлексия
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.
-Игра «Бывает - не бывает» (развитие воображения,
внимания).
Описание: Учитель говорит предложения. Если то, о чем
говориться в предложении – бывает, дети хлопают в
ладоши, не бывает – топают ногами.
Предложения:
«Волк бродит по лесу. Волк сидит на дереве. В кастрюле
чашка варится.
Кошка по крыше гуляет. Собака по небу плывет.
Девочка ласкает собаку. Домик девочку рисует».
-Упр. «Геометрические фигуры»
Оборудование: карточка с геометрическими фигурами
Описание: У каждого ребенка на столе лежит карточка с
геометрическими фигурами. Учитель загадывает какуюто фигуру, а дети должны отгадать, где она находиться.
Например, какая фигура находится в верхнем ряду ,
вторая слева? И т.д.
-Рефлексия
Описание: дети встают в круг. Учитель бросает каждому
ребенку мяч и спрашивает, что понравилось на занятии
больше всего.
-«10 слов» (развитие слуховой памяти)
Наблюден
Описание: Учитель называет 10 слов, дети должны
ие
постараться запомнить как можно больше слов и затем
повторить слова, которые запомнили. Затем учитель
спрашивает, что общего у этих слов (все эти слова
начинаются на букву «С»)
Слова: Сосна, сапоги, свисток, свекла, свитер, скатерть,
снег, свеча, сосулька, сметана.
-Слова на букву «С» (расширение словарного запаса) А
это – болото: чав-чав-чав.
Ой! А это что? А это – море: Буль – Буль – Буль.
Ой! А это что?
А это тропинка: Шур-шур-шур.
Вышли на полянку.
- Кто это здесь лежит? Давайте потрогаем. (Дети
трогают воображаемого льва.) Да это же лев! Ой!
Мамочки! Испугались его и побежали домой. По
тропинке Шур-шур-шур. По морю: Буль-буль-буль. По
болоту: чав-чав-чав. По полю: топ-топ-топ. Прибежали
домой. Дверь закрыли и дрожим. (Тело напряжено,
плечи подняты, руки прижаты к телу). Устали. Ух!
(Произносят на выдохе).
Пальчиковая гимнастика:
Мы писали, мы писали,
Наши пальчики устали.
Мы немного отдохнем,
И опять писать пойдем.
«Графический диктант»)
Описание: в тетради в клетку дети выполняют задание,
рисуют узор под диктовку учителя.
14
8
Занятие 8.
-«10 картинок»
-Игра «Для чего это нужно»
-Корректурная проба
-Пальчиковая гимнастика
- Графический диктант
-Игра «Поменяйтесь
местами те, кто…»
-Рефлексия
-Выложи по образцу (развитие мелкой моторики)
Оборудование: образец узора набор счетных палочек
(для каждого ребенка)
Описание: дети на столе выкладывают узор из счетных
палочек.
-Игра «Съедобное - несъедобное» (развитие внимания,
знакомство со свойствами предметов)
Оборудование: мяч.
Описание. В зависимости от названного предмета
(съедобен он или нет) ребенок должен ловит или отбить
мяч, брошенный ему психологом.
-Корректурная проба (развитие концентрации внимания)
Оборудование: бланки для корректурной пробы (для
каждого ребенка) простые карандаши.
Описание: дети на заранее подготовленных бланках
ищут и зачеркивают одной чертой, букву А , и
подчеркивают букву С).
-Физ. минутка. Игра «Мы охотимся на льва»
Описание. Психолог читает текст и показывает
выразительные движения, а дети
их повторяют. Мы охотимся на льва,
Не боимся мы его.
У нас длинное ружье
И подзорная труба.
Ой! Что это?
А это – поле: топ-топ-топ.
-Рефлексия
Описание: дети встают в круг. Учитель бросает каждому
ребенку мяч и спрашивает, что понравилось на занятии
больше всего
-«10 картинок»
Наблюден
Психолог на столе раскладывает 10 картинок, дети
ие
смотрят и пытаются запомнить.
-Игра «Для чего это нужно?»
Учитель называет какой-то предмет. Дети называют для
чего это нужно и как это можно использовать.
Слово: газета и т.п.
-Корректурная проба (развитие концентрации внимания)
Оборудование: бланки для корректурной пробы (для
каждого ребенка) простые карандаши.
Описание: дети на заранее подготовленных бланках
ищут и зачеркивают одной чертой, букву О, и
подчеркивают букву Н).
-Дети выполняют упражнение и произносят стишок:
«Мы писали»
Мы писали, мы писали,
Наши пальчики устали.
Вы скачите, пальчики,
Как солнечные зайчики.
Прыг-скок, прыг-ског,
Прискакали на лужок.
Ветер травушку качает,
Влево-вправо наклоняет.
15
9
Занятие 9.
-Упр. «Запомни точно»
-Корректурная проба
-Упр. Для коррекции
зрения
-Пальчиковая гимнастика
-Графический диктант
-Физ. минутка
-Игра «Слушай хлопки»
-Рефлексия
Вы не бойтесь ветра, зайки,
Веселитесь на лужайке.
На первые две строчки ритмично сжимать и разжимать
кулачки. На третью строчку – «поскакать» пальчиками
по столу. На четвертую – указательный и средний
пальчик вытянуть вверх, остальные выпрямить и
соединить. На следующие две строчки – опять
«поскакать» по столу. Затем легкие движения кистями
рук вправо-влево. На девятую строчку – погрозить
пальчиком. На последнюю - помахать пальцами обеих
рук
-«Графический диктант»
Описание: в тетради в клетку дети выполняют задание,
рисуют узор под диктовку психолога.
-Игра «Поменяйтесь местами все кто…»
Дети сидят в кругу, учитель стоит в середине круга и
говорит фразу: «Поменяйтесь местами все, кто сегодня
завтракал». Дети быстро меняются местами, а учитель
тоже пытается занять чье-то место. Тот, кто остался без
места становиться ведущим и придумывает свою фразу.
-Рефлексия
Описание: дети встают в круг. Учитель бросает каждому
ребенку мяч и спрашивает, что понравилось на занятии
больше всего.
-«Запомни точно»
Наблюден
Описание. Дети сидят или стоят в кругу. Учитель
ие
называет какое-нибудь слово. Первый ребенок
повторяет слово психолога и называет свое слово. Затем
следующий ребенок по кругу повторяет слово учителя,
слово первого ребенка и называет свое слово и т.д.
Выигрывает тот, кто больше всех слов запомнит.
-Корректурная проба (развитие концентрации внимания)
Оборудование: бланки для корректурной пробы (для
каждого ребенка) простые карандаши.
Описание: дети на заранее подготовленных бланках
ищут и зачеркивают одной чертой, букву Е, и
подчеркивают букву О).
- Упр. для коррекции зрения.
Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево. Повторить 8 раз.
-Пальчиковая гимнастика
-«Графический диктант»
Описание: в тетради в клетку дети выполняют задание,
рисуют узор под диктовку
- Физ. минутка «Части тела»
Учитель показывает и называет разные части тела
(голова, спина, ноги живот и т.д.) дети повторяют за ним
то, что он говорит. Кто ошибается выбывает из игры.
- Игра «Слушай хлопки»
Описание. Движущиеся по кругу дети принимают позы
в зависимости от команды учителя: один хлопок –
принять позу «аиста» (стоять на одной ноге, руки в
стороны); два хлопка – позу «Лягушки» (присесть, пятки
вместе, носки в стороны, руки между ногами на полу);
16
три хлопка – возобновить ходьбу.)
-Рефлексия
Описание: дети встают в круг. Учитель бросает каждому
ребенку мяч и спрашивает, что понравилось на занятии
больше всего.
Направление творческое
Тема
Сказка В. Сутеева «Яблоко».
Мероприятие Содержание
1.
Игровой урок.
2.
Вот так
яблоко!
3.
Импровизация
сказки
«Яблоко».
4.
Репетиция
сказки
«Яблоко»
5.
Драматизация
сказки
«Яблоко»
Артикуляционная
гимнастика;
упражнение угадай
интонации;
скороговорки игра «Не
ошибись»;
игра «Если гости
постучали»;
пальчиковые игры
«Бельчата»;
Беседа по содержанию,
мимические этюды;
имитационные
упражнения.
Беседа о дружбе и
доброте; этюды на
выразительность
движений; этюды на
выражение основных
эмоций.
Артикуляционная
гимнастика.
Разучивание ролей с
детьми;
Артикуляционная
гимнастика.
Разучивание ролей с
детьми;
изготовление костюмов
и декораций.
Показ спектакля
родителям
Деятельность дошкольников
Игры, этюды, драматизация сказки
Материалы
Взаимодействие Результат
развивать
выразительность
жестов, мимики,
голоса;
пополнение
Атрибуты к
Педагог доп.
словарного запаса
играм
образования
детей,
разучивание
новых
скороговорок и
пальчиковой
гимнастики.
Развивать
действия с
Книга с
Чтение
воображаемыми
иллюстрациями к педагогом доп.
предметами,
сказке В. Сутеева образования
умения
«Яблоко».
произведения
действовать
согласовано.
Развивать
С помощью
действия с
Мультимедийный
педагога доп.
воображаемыми
экран, просмотр
образования
предметами,
мультфильма по
выбор ролей по
умения
сказке.
сказке
действовать
согласовано.
Формировать
четкую,
грамотную речь,
совершенствовать
Декорации,
Педагог доп.
умение создавать
костюмы, роли
образования
образы с
помощью мимики
и жестов.
Декорации,
костюмы
Родители
Развивать
внимание,
память, образное
мышление детей.
Направление: художественное
17
Название тем и разделов
Общее
количество
занятий
Теоретические
занятия
Практические
занятия
2
1
1
Рисование (нетрадиционные техники)
Тема
Программное содержание
Сказка про краски
Познакомить со свойствами различных художественных
материалов; вызвать у детей интерес к изобразительному
искусству; научить отдельным приемам работы кистью и
карандашом.
Отрабатывать технику закрашивания Продолжать
закреплять умение правильно держать кисть и набирать
краску, развивать творческие способности и воображение.
Волшебные узоры
Кол-во
занятий
1
1
Содержание:
Теория: Рассматривание работ выполненных в разных техниках.
Практическая работа: Приобщать детей к миру изобразительного искусства. Эксперименты
с материалом. Знакомить с разными техниками рисования красами, карандашами,
(нетрадиционные техники). Упражнять в умении аккуратно закрашивать, подбирать цвет,
форму, экспериментировать с цветом, формой, материалами.
Умения и навыки: умение пользоваться карандашами, красками.
Направление: спортивное
Формирование у детей основ здорового образа жизни посредством игры. К занятиям
допускаются дети, не имеющие серьёзных отклонений в состоянии здоровья. Основная
направленность занятий – общая физическая подготовка. Занятия проводятся в спортивном
зале, при хороших погодных условиях – на открытом воздухе.
Направление: безопасность
Страна безопасности
Цель: Воспитывать привычку к безопасному образу жизни.
Задачи:
Закреплять понятие «транспорт», учить называть и различать виды транспорта,
продолжать знакомство детей со светофором, значением его сигналов.
Воспитывать элементарные навыки здорового образа жизни, стремление заботиться о
своем здоровье.
Продолжать формировать навыки поведения в отношениях с незнакомыми людьми,
безопасного поведения в природе и с бездомными животными.
Обогащать представления детей о дарах осени в лесу, уточнять знания детей о том,
что некоторые растения могут быть опасны для человека.
Материалы и оборудование: Карта страны Безопасности, прикрепленная к мольберту.
Картинки с изображением транспорта и подъемного крана; аудиозапись сигналов
транспорта, картинка с изображением светофора, карточки с сигналами светофора по
количеству детей. Кукольный персонаж (или взрослый в костюме) Растрепка. Волшебный
сундучок с гигиеническими принадлежностями. Картинки с изображением опасных и
безопасных предметов. Атрибуты к сценкам: избушка, деревья и кустики; костюмы Козы,
козлят и серого волка, корзинка с карточками «Грибы съедобные и ядовитые», «Ягоды
съедобные и ядовитые». Разрезные картинки полезных продуктов питания, разноцветные
шары – витамины, корзинки. Игрушечные материалы: йод, вата, зеленка, градусник, бинт,
укол. Гостинцы – сувениры. Музыкальное сопровождение.
Ход мероприятия
18
Часть 1
Педагог. Здравствуйте, дорогие друзья! А вы знаете, что слово «здравствуйте» волшебное?
Когда мы здороваемся, мы желаем друг другу здоровья.
Стук в дверь. Почтальон принес письмо.
Педагог. Ребята, почтальон принес нам письмо. Интересно, от кого оно? Давайте откроем и
посмотрим.
Педагог с детьми открывают и читают письмо.
Педагог. Ребята, вы представляете? Нас просят о помощи жители страны Безопасности. Их
стране грозит большая опасность, ее хочет захватить Королева Путаница. Везде, куда она
попадает, начинается беспорядок. Ну что, ребята, поможем нашим друзьям?
Дети. Да!
Педагог. Ребята, только жители страны Безопасности предупреждают, что на пути нас будут
ожидать трудности и опасности. А вы не боитесь трудностей?
Дети. Нет!
Педагог. Тогда отправляемся в путь! Смотрите, в письме есть карта страны Безопасности,
она и поможет нам найти дорогу.
Звучит музыкальное сопровождение, дети отправляются в путешествие.
Станция №1 «Загадкино»
Педагог. Ребята, в стране Безопасности по дорогам ездит много различного транспорта.
Хотите узнать, на каком транспорте передвигаются жители этой удивительной страны?
Тогда отгадайте загадки.
После отгадывания каждой загадки педагог выставляет иллюстрацию.
Везет, а не лошадь,
Сам в калошах,
На красный взглянет –
Сразу встанет! (Автомобиль)
Несется и стреляет,
Ворчит скороговоркой.
Трамваю не угнаться
За этой тараторкой. (Мотоцикл)
Ясным утром вдоль дороги
На траве блестит роса.
По дороге едут ноги
И бегут два колеса.
У загадки есть ответ:
Это мой … (Велосипед).
Силач на четырех ногах,
В резиновых сапогах
Прямиком из магазина
Притащил нам пианино. (Грузовик)
Длинной шеей поверчу,
Груз тяжелый подхвачу,
Где прикажут – положу,
Человеку я служу. (Подъемный кран)
Дом – чудесный бегунок
На своей восьмерке ног.
День-деньской в дороге
Бегает аллейкой
По стальным двум змейкам. (Трамвай)
Ходит днем и вечером,
Ходит туда – сюда
И обеими руками
19
Крепко держит провода. (Троллейбус)
Что за чудо – синий дом,
Окна светлые кругом
Носит обувь на резине,
А питается бензином. (Автобус) [1]
Педагог. Молодцы, ребята! Все загадки отгадали правильно. Но и здесь не обошлось без
проделок Путаницы. Среди угаданных вами картинок, есть одна лишняя, которая не
относится к транспорту. Кто догадается, какая и почему?
Ответы детей.
Педагог. Конечно, это подъемный кран, потому что он не относится к транспорту.
Отправляемся дальше. Ой, что я слышу?
Включается аудиозапись звуковых сигналов автотранспорта.
Педагог. Ребята, что здесь произошло? Почему все машины гудят? Кажется, я знаю. На
дорогах страны Безопасности поломались все светофоры. А без светофора на дороге
становится очень опасно.
Чтоб тебе помочь
Путь пройти опасный
Горят и день и ночь
Зеленый, желтый, красный.
Наш домик светофор,
Мы три родные брата,
Мы светим с давних пор
В дороге всем ребятам…
А.Северный
Педагог. Сейчас мы с вами не только починим все светофоры, но и поиграем!
Подвижная игра «Веселые светофорики»
Педагог предлагает детям превратиться в огоньки светофора. Каждый ребенок получает
круг одного из трех цветов. Под веселую музыку дети гуляют по коврику, как только музыка
заканчивается, дети собираются по трое в «светофорики». Игра повторяется несколько
раз.[3]
Педагог. Ребята, молодцы! Вы починили все светофоры и теперь на улицах страны
Безопасности полный порядок.
Станция №2 «Мойдодыркино»
Педагог. Какое интересное название, наверное, на этой станции все очень любят чистоту.
Появляется лохматый и чумазый кукольный персонаж Растрепка.
Растрепка. Ха-ха-ха! А вот и нет! О чистоте здесь все уже давно забыли!
Педагог. А кто ты такой и почему ты такой лохматый и чумазый?
Растрепка. Меня зовут Растрепка, я помощник королевы Путаницы.
Педагог. Тогда все понятно. Ребята, что же нам делать? Как вернуть жителям чистоту и
здоровье?
Педагог обращает внимание детей и Растрепки на волшебный сундучок.
Педагог. Растрепка, что это у тебя?
Растрепка. Это волшебный сундучок. Я в него спрятал все, что нужно для того, чтобы быть
чистым. Только я вам его не отдам!
Педагог. Растрепка, а, может быть, мы с ребятами отгадаем, что лежит в волшебном
сундучке?
Растрепка. Попробуйте!
Дети по очереди угадывают на ощупь, называют и достают из волшебного сундучка
гигиенические принадлежности.
Вдруг Растрепка начинает охать.
Педагог. Растрепка, что с тобой?
Растрепка. Ой-ой-ой. Кажется, у меня заболел живот.
Педагог. Растрепка, а это все потому, что ты давно не мыл свои руки, и на них теперь много
20
микробов, которые и попали в твой живот.
Растрепка (испуганно). Что же делать?
Педагог. Ребята, поможем Растрепке стать чистым?
Дети вместе с педагогом приводят Растрепку в порядок.
Педагог. Растрепка, а теперь ты вернешь жителям чистоту?
Растрепка. Конечно! Я сегодня и сам понял, как важно быть чистым!
Педагог. Как хорошо, что мы вернули жителям чистоту, а, значит, и здоровье. А Растрепку
сделали таким красивым и опрятным.
Станция №3 «Опасные предметы»
Педагог. Ребята, нас с вами дома и в детском саду окружает много разных предметов. Какието предметы для нас безопасны, но есть среди окружающих нас предметов предметы,
которые могут быть очень опасны.
Педагог вывешивает картинки, на которых изображены опасные и безопасные предметы
(нож, иголка, топор, лопата, гвоздь, грабли, молоток, пила и др.)
Педагог. Королева Путаница опять все перепутала. Ребята, внимательно посмотрите на
картинки, найдите среди них и назовите опасные предметы, постарайтесь объяснить, чем же
они опасны.
Дети называют предметы и объясняют. Растрепка выбирает любой опасный предмет и
говорит, что он не опасен. Дети доказывают ему, что он не прав.
Педагог. Ребята, молодцы! Растрепка, а ты запомнил, какие предметы могут быть
опасными?
Растрепка. Да!
Педагог. Ребята, тогда отправляемся дальше.
Часть 2
На коврике появляется избушка, а вокруг нее деревья и кустики. В избушке сидят мама Коза
и козлята.
Станция №4 «Сказкино»
Педагог. Ребята, интересно, в какую сказку мы попали?
Звучит музыка. На полянке появляется Волк и прячется за кустами. Разыгрывается сценка
из сказки, когда Коза наказывает козлятам не открывать никому дверь и уходит в лес.
Волк подходит к избушке, поет тоненьким голосом, козлята открывают ему дверь.
Педагог. Ребята, правильно ли поступили козлята? Можно ли открывать дверь незнакомым?
Что должны были сделать козлята?
Ответы детей.
Педагог. В этой сказке волк решил перехитрить козлят. Чтобы они ему поверили, он
перековал свое горлышко и его голос стал тонким, как у козы. Так и незнакомые люди, могут
притвориться добрыми, чтобы принести вам неприятности. Давайте повторим правила,
которые необходимо соблюдать в общении с незнакомыми людьми, чтобы с вами не
случилось ничего плохого.
Ответы детей.
Педагог. Молодцы, ребята! Всегда соблюдайте эти правила!
На лесной полянке издалека слышится «Ау!»
Педагог. Ребята. Что это? Мне кажется, кто-то кричит «Ау!». Значит, кто-то заблудился.
Давайте ответим и дружно позовем «Ау!»
«Ау!» слышится ближе. Из-за деревьев появляется Растрепка.
Педагог. Растрепка, это ты? Зачем ты один гуляешь в лесу, ты же мог заблудиться.
Растрепка. Я собирал грибы и ягоды. Смотрите, сколько я собрал.
Растрепка показывает ребятам полную корзину.
Педагог. Ребята, какие бываю грибы и ягоды?
Дети. Грибы и ягоды бывают съедобные и ядовитые.
Педагог. Растрепка, а ты уверен, что все, что ты собрал, можно есть?
Растрепка (огорченно). Не знаю.
Педагог. Растрепка, не грусти. Мы с ребятами тебе поможем.
21
Подвижная игра – эстафета «Собери съедобные грибы и ягоды»
На ковре появляется полянка с картинками грибов и ягод. Дети делятся на две команды
«Грибочки» и «Ягодки». Одна команда собирает съедобные грибы, другая команда собирает
съедобные ягоды.
Педагог. Растрепка, посмотри, какие молодцы, наши ребята! Теперь у тебя полная корзинка
только съедобных грибов и ягод. Все ядовитые остались на полянке.
Растрепка. Ребята, а для чего вы на полянке оставили ядовитые?
Дети. Ядовитые растения тоже нужны в природе, ими лечатся лесные обитатели.
Педагог. Ребята, отправляемся дальше. Растрепка, ты с нами?
Растрепка. Да!
Станция №5 «Сладкоежкино»
Педагог. Что здесь такое? Почему никого нет? Растрепка, ты не знаешь?
Растрепка. Ребята, раньше эта станция называлась «Витаминкино» и все жители ели только
полезную еду, а Путаница назвала станцию «Сладкоежкино» и все стали есть только сладкое,
и от этого у них заболели зубки.
Педагог. Ребята, бедные жители. Разве можно есть столько сладкого? Надо им помочь и я,
кажется, знаю, как нам это сделать!
Педагог показывает детям разрезные картинки.
Педагог. Ребята, если вы сможете собрать из частей целые картинки, и назвать, что на них
изображено, и чем это полезно, мы спасем наших друзей и вернем станции прежнее
название.
Дети делятся на группы по 3-4 человека и за столами собирают картинки.
Педагог. Ребята, что у вас получилось?
Дети перечисляют названия полезных продуктов, изображенных на картинках, которые
они собрали, и рассказывают об их пользе.
Педагог. Ребята, молодцы! Мы вернули жителям полезную еду, а, значит, они снова будут
здоровыми. А сейчас давайте немного отдохнем и поиграем.
Подвижная игра «Разноцветные витаминки»
Во время игры Растрепка незаметно уходит.
Станция №6 «Перевязкино»
Появляется Растрепка, он плачет.
Педагог. Растрепка, что с тобой случилось?
Растрепка. По дороге домой я встретил милую кошечку, она так мне понравилась, я хотел ее
погладить, а она меня укусила и поцарапала.
Растрепка начинает плакать еще громче.
Педагог. Растрепка, разве ты не знаешь, что к бездомным животным лучше не подходить.
Вот наши ребята знают об этом и тебе сейчас расскажут.
Ответы детей.
Педагог. Правильно, ребята! Чем же мы можем помочь нашему другу? Перед вами йод, вата,
зеленка, укол, градусник, бинт. Выберите то, что необходимо Растрепке для лечения.
Дети выполняют задание.
Станция №7 «Частушкино»
Педагог. Ребята, я приготовила для вас частушки, подпевайте.
Вам, мальчишки и девчушки,
Приготовила частушки.
Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши - «ДА, ДА, ДА!»
На неправильный совет
Вы потопайте – «НЕТ, НЕТ!»
Не пускайте дядю в дом,
Если дядя не знаком.
И не открывайте тете,
Если мама на работе.
22
Это правильный совет? («ДА!»)
Не грызите лист капустный,
Он совсем-совсем не вкусный.
Лучше ешьте шоколад,
Вафли, сахар, мармелад.
Это правильный совет? («НЕТ!»)
Чтобы зубы не болели,
Ты грызи морковь смелее.
Длиннонога и стройна,
Всех оранжевей она.
Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши. («ДА!»)
Ты по улице гуляешь,
Зимний воздух ты вдыхаешь.
Твердо помнишь ты о том,
Что дышать там надо ртом.
Это правильный совет? («НЕТ!»)
Постоянно нужно есть
Для здоровья нашего
Фрукты, овощи, омлет,
Творог, простоквашу.
Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши. («ДА!») [2]
Ведущая. Ребята, молодцы! Мы с вами сегодня дружно попутешествовали по стране
Безопасности, выполнили все задания и помогли ее жителям освободиться от королевы
Путаницы. За это добрые жители приготовили для нас гостинцы – сувениры.
Вручение детям гостинцев-сувениров.
Растрепка благодарит ребят за то, что они научили его правилам безопасности.
ТЕМА: "Утром, вечером и днем осторожен будь с огнем"
Цель: Формирование основ пожарной безопасности
Задачи: закреплять правила пожарной безопасности;
прививать навыки осторожного обращения с огнем в быту;
воспитывать чувство ответственности;
Оборудование: Мультимедийный проектор, презентация на тему"Пожарной безопасности",
карточки с заданиями, головные уборы, медальки, кружки, стикеры, телефон, разрезные
картинки, музыка для конкурса, призы, медальки, обручи, ведёрки с водой, влажные
салфетки.
Оформление: Плакаты на противопожарную тематику; детские рисунки на тему “Осторожно,
огонь!”
Ход занятия
1. Орг.момент. Мотивация на занятие Слайд
Вед.- Я рада вас снова видеть. У нас сегодня гости, давайте с ними поздороваемся. У вас у
каждого лежат круги, выберите тот кружок ,который соответствует вашему настроению на
начало занятия. Красный - отличное, жёлтый - хорошее, синий - немного грустное.
2.Введение в тему занятия. Постановка учебной задачи.
Вед.- -Сегодня к нам на занятие пришли ребята из дружины юных пожарных
Гости - Здравствуйте, ребята. Мы сейчас прочитаем отрывки из книг, а вы отгадайте из
каких произведений строки.
1 ребенок ДЮП
23
Тили-тили-тили-бом!
Был у кошки новый дом.
Ставенки резные,
Окна расписные.
А кругом — широкий двор,
С четырёх сторон забор.
2 ребенок ДЮП
Замяукали котята:
"Надоело нам мяукать!
Мы хотим, как поросята,
Хрюкать!"
А за ними и утята:
"Не желаем больше крякать!
Мы хотим, как лягушата,
Квакать!"
Ведущий: Слайд
- Ребята, кто знает, из каких произведений эти отрывки?
(С.Я.Маршак «Кошкин дом», К.И.Чуковский «Путаница»)
Ведущий:
- Ребята, а почему вы принесли именно эти произведения?
1 ребенок ДЮП - В них описывается одинаковое страшное событие, и мы бы хотели помочь
героям книг, но пока не знаем как.
Ведущий:
- Ребята, а что случилось в этих произведениях? (Произошёл пожар.)
Ведущий . Кто догадался чему будет посвящено наше занятие? Правильно, мы сегодня
поговорим с вами о противопожарной безопасности.(Открываю тему на доске). Слайд
-Давайте поставим цель занятия. Познакомимся с правилами поведения при пожаре.
Закрепим правила пожарной безопасности.
- Чтобы достичь цели, надо составить план занятия, как мы будем добиваться этой цели.
1. Узнать новое
2. Работа в группе
3. Практическая работа
4.Эстафета
- Почему же произошёл пожар в произведениях, которые прочли нам? (Игра со спичками,
неправильное обращение с огнём).Такая беда может случиться с каждым, если не соблюдать
правила пожарной безопасности.
3.Расширение представлений об огне Слайд
- Что же является причиной пожара? Загадка .
Шипит и злится
Воды боится.
С языком, а не лает,
Без зубов , а кусает.(Огонь)
Ведущий - Огонь- давний друг человека. С его помощью совершается много полезных дел.
Каких?(не приготовили бы еду, было бы холодно, не посмотрели телевизор, не погладили
бельё, огонь помогает вырабатывать электроэнергию и т.д.). Действительно, при помощи
огня человек обеспечивает себя теплом и светом. Но огонь бывает смертельно опасным,
когда забывают об осторожным обращении с ним.
- И сегодня мы вспомним, что надо делать, чтобы не случился пожар. И что надо делать,
24
если все-таки произошла такая беда. Будем вместе преодолевать испытания ,помогая друг
другу, чтобы стать внимательными и осторожными
а) Представление групп. Работа в группе. Слайд
Ведущий - Работать будете в группах.
Итак, представьтесь 1 группа. Команда №1 01.
Девиз: "При пожаре не сидим- набираем 01"
Команда № 2 "Огоньки" Девиз : "Чтобы в ваш дом не пришла беда, будьте с огнем
осторожны всегда"
Ведущий - Давайте вспомним правила общения в группе. Слайд
1. Работать должен каждый на общий результат
2. Один говорит, другие слушают.
3. Своё несогласие высказывает вежливо.
б) Проверка домашнего задания.
1 команда "01" расскажет про "Пожар в доме" Какие правила нужно выполнять, чтобы не
случилось пожара.(не баловаться спичками, не суши бельё над плитой, уходя из дома, не
забывай выключать электроприборы.)
Дома мы отдыхаем, занимаемся любимыми делами, поэтому стараемся окружить себя
удобными вещами.
2 команда "Огоньки" Расскажет о электроприборах в доме.(Нельзя пользоваться
неисправными электроприборами, самим чинить, разбирать, не оставлять без
присмотра нельзя, трогать электроприборы мокрыми руками, не заливать горящие
электроприборы водой, пока их не выключите.)
Оценивание. Жюри
в). Задание для групп. Загадки.
Дым столбом поднялся вдруг
Кто не выключил …………утюг…….
Красный отблеск побежал
Кто со спичками……………играл.
Стол и шкаф сгорели разом
Кто сушил белье над ………газом…….
Помни каждый гражданин
Это номер …………01….
Дым увидел не зевай
И пожарных …………вызывай…….
Это всем должно быть ясно
Что шутить с огнем …………опасно…
(СЛОВА: играл, утюг, газом, 01, опасно, вызывай)
"Сложи картинку" Что случилось на картинке?
Физминутка (Игра « Это я, это я и со мной мои друзья») Слайд
Я буду читать стихи, если вы согласны с тем, что я сказала, вы остаетесь на месте,
маршируете и говорите «Это я, это я. Это все мои друзья!». Если вы не согласны – садитесь,
как бы прячетесь."" Не я "
Кто задорный и веселый,
Верность правилам храня,
Бережет свой дом и школу от коварного огня?
Кто поджег траву у дома,
Подпалил ненужный сор?
И сгорел гараж знакомых,
25
И строительный забор.
Кто соседней детворе
Объясняет во дворе.
Что игра с огнем недаром
Завершается пожаром?
Кто украдкой в уголке
Жег свечу на чердаке?
Кто из вас заметив дым набирает 01?
Дым столбом поднялся вдруг,
Кто не выключил утюг?
Кто костры не поджигает
И другим не разрешает?
Кто пожарным помогает,
Правила не нарушает,
Кто пример для всех ребят?
4. Практическая работа "Вызов пожарных" Слайд
(Здравствуйте, меня зовут. Мне нужна помощь, в доме пожар. Назвать, что горит. Наш адрес
.Можно не поздороваться, так как нет времени)
Ведущий.- Послушайте загадку и скажите кто всегда готов прийти на помощь, если случился
пожар?
Смел огонь, они смелее,
Он силён, они сильнее,
Их огнём не напугать,
Им к огню не привыкать!
На борьбу с пожарами направляются очень смелые, отважные люди, порой рискуя своей
жизнью. Чем тушат пожар? (водой, пеной, песком)
5.Эстафета «Тушение пожара»
(Один игрок команды добегает до указанного места с ведёрком воды, возвращается обратно,
передаёт ведёрко следующему игроку.)
6. Ситуации Слайд
Ведущий- Ребята, скажите как покинуть. покинуть помещение, слишком задымлённое? При
пожаре дым гораздо опаснее огня.
При задымлённом помещении, надо продвигаться на четвереньках, ползком, т.к внизу
скапливается меньше ядовитых газов. При этом прикрыть органы дыхания влажной
тряпкой, поскольку дым очень токсичен, а горячий воздух может обжечь легкие.
«Задымление»
(Игрок с мокрым платочком у лица, бежит на корточках, подлезает под воротца и
возвращаясь к команде, передаёт эстафету.)
Ведущий:- В завершение нашего занятия вам нужно составить памятки-«Инструкции». На
розовых листочках у вас в таблице есть начало фразы и окончание. Нужно их соединить,
чтобы получились верные правила ПБ.
Соедините начало фраз с их окончаниями, и вы получите правила пожарной безопасности и
действий при пожаре.
1.
2.
3.
4.
5.
Огонь нельзя оставлять…
Если увидишь пламя –…
Вызывай пожарных…
От огня…
Из горящего помещения…
… по телефону 01.
…нельзя прятаться.
… без присмотра.
… зови на помощь взрослых.
… дым.
26
6.
Опасней всего при пожаре…
…надо быстро уйти.
Проверим на экране. Слайд
Ведущий:- Давайте повторим правила безопасного поведения. Стихи 1ученик:
Для забавы, для игры
Спичек в руки не бери. Коробка спичек
хоть мала, Но может много сделать зла.
2 ученик: Сам костер не разжигай И другим
не позволяй:
Даже крошка-огонек От пожара
недалек. 3 ученик:
Газ на кухне, пылесос ли, Телевизор
и утюг,
Пусть включает только взрослый – Наш
надежный старший друг.
4 ученик: Если же большой огонь, Дымом все
объято,
Выбегать из дома вон Надо всем
ребятам.
И на помощь поскорей Ты зови,
зови людей.
5 ученик: Если же стряслась беда, Что тогда
нам делать?
Нужно 01 набрать
И быстрей пожарных звать! 6 ученик:
Не шути, дружок, с огнем, Чтобы не
жалеть потом.
Будьте с огнем осторожны, дети, Твердо
запомните правила эти
Рефлексия. Итог. Слайд
- Итак, вы показали хорошие знания правил пожарной безопасности. Прошу вас ответить на вопросы
поднятием рук:
– Кто узнал новое о правилах Пожарной Безопасности? – Кто что
либо забыл, а сегодня вспомнил?
– Кто считает, что хорошо запомнил П.П.Б.? – Кому
было интересно?
-А сейчас вспомните всё наше занятие, все этапы и выберите тот этап урока, который больше всего
понравился. Прикрепите стикер.
- Возьмите теперь кружок и отметьте своё настроение на конец занятия. -Я желаю
вам, чтобы вы были всегда внимательными и осторожными.
Спасибо за работу. Вы молодцы! Вы действительно, знаете правила пожарной безопасности и
постарайтесь эти правила выполнять.. Вы награждаетесь медальками за эти знания и ручками, которые
будут напоминать о нашем занятии.
2. Организационно-педагогические условия
2.1.Календарный учебный график
27
2.2.Условия реализации программы
материальнно-техническое обеспечение – парты, стулья,
ноутбук, проектор, экран.
методические материалы – пособия, дидактические игры
Тематическая литература:
1. Безруких М.М. Знаете ли вы своего ребёнка? – М., 1991.
2. Белый Е.А., Белая К.Ю. Энциклопедия для родителей первоклассника. – М: изд. «АСТ». – 2000.
3. Ильина М.Н. Подготовка к школе. Развивающие упражнения и тесты. – «Дельта» – С-Пб., 1999.
4. Коноваленко С. Как подготовить ребёнка к школе. – М.: «Эксмо», 2013.
5. Тарабарина Т.И. Соколова Е.И. Что необходимо знать к 1 классу -Академия развития. Академия
Холдинг. – Ярославль, 1999.
Сайты в помощь учителю и родителям будущих первоклассников:
1. www.методцентр.рф – Комплексная служба психолого-педагогического и социального
сопровождения.
2. www.defectolog.ru – сайт для дефектологов и логопедов. 3. www.raskrasko.ru – обучающие
раскраски на разные темы. 4. www.raskraska.com – раскраски на разные темы.
3. www.twirpx.com – рабочие тетради для дошкольников.
4. www.proshkolu.ru – портал для учителей, содержащий методические материалы.
5. www.pedmir.ru – сайт практической направленности, содержащий разработки уроков,
презентации.
6. www.defectolog.ru – сайт для логопедов и дефектологов.
7. www.prozagadki.ru – разные загадки, в том числе и математические, на одну букву, с подвохом,
ребусы.
8. www.korogovor.ru – скороговорки на определённую букву.
9. www.detsad-kitty.ru – практический материал для воспитателей, родителей и учителей. 12.
www.detgazeta.ru – детская газета
Кадровое обеспечение:
28
Педагоги прошли обучение по дополнительной профессиональной программе «Педагогика
дополнительного образования детей». Применение педагогами современных методов
обучения и воспитания в сочетании с традиционными приемами способствует
максимальному погружению членов объединения по интересам в процесс творческой
работы. С целью развития творческих способностей педагог использует активные методы,
приемы и формы обучения.
29
2.3 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Оценка эффективности данной программы осуществляется путем сравнения результатов
диагностики проводимой в начале учебного года и в конце. (Диагностический
инструментарий: методика Вархотовой Е.К., Дятко Н.В., Сазоновой Е.В. Экспресс –
диагностика готовности к школе, психолого-педагогическая диагностика развития детей
дошкольного возраста Е.А. Стребелевой.)
3.Список литературы
Список литературы для педагога:
1. Информационно-методический сборник. Выпуск № 5 Программа доп. образования
детей — основной документ педагога Авторы-составители Леоненко Н.А.,
Завьялова Т.В., Кузнецов А.В.Санкт-Петербург2010
2. Ю. Алянский «Азбука театра» Ленинград «Детская литература» 1990г
3. С. Афанасьев. С. Коморин «Триста творческих конкурсов» - Кострома.
Методический центр «Вариант» 2000г.
4. Т.Башаева «развитие восприятия у детей. Форма. Цвет. Звук». Ярославль
«Академия развития» 1997г.
5. М.Бесова «В школе и на отдыхе»- Ярославль «Академия развитие» 1997г.
6. В. Голобородька. И. Ивлева «Мельпомена за школьной партой»- Москва «ТераБукс» гимназия 2002г.
7. Н. Новотрорцева, «Развитие речи детей»- Ярославль. «Академия развития».1997г.
8. Л. Побединская, «Праздник для друзей» Москва. Творческий центр. Издательство
ООО «ТЦ Сфера», 1999г.
9. А.Симановский, «Развитие творческого мышления детей»-Ярославль
«Гринго»,1996г. 10.В. Смирнов, «Воспитание культуры общения на уроках
театрального искусства», Н. Новгород, типография ОАО «ГАЗ
Интернет источники:
10. http://theater.siteedit.ru/home - Чайковский народный театр юного
зрителя http://biblioteka.portal-etud.ru/ - Театральный Этюд
11. http://dramateshka.ru/ - Драматешка
12. Список литературы для учащихся (родителей):
13. Русские народные сказки Изд-во Росмэн-Пресс 2012 год
14. Вольфангер-фон Кляйст. Н. Э Шлитт Э. Маскарадный грим для праздников
Издательство Феникс 2005 год
15. И. Медведева, Т. Шишова. «Улыбка судьбы» Москва «Линка-пресс»,2002г.
16. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. — Ярославль, 1996. «Учим
детей общению»
17. Л. Черемошкина, «Развитие памяти детей»- Ярославль, Академия развития. 1996г
30
31