От слова к тексту

Управление образования Артемовского муниципального округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 16»

РАССМОТРЕНО
педагогическим советом
протокол № 82 от 29.08.2025 г.

УТВЕРЖДАЮ
И.о. директора МБОУ «СОШ № 16»
_______________Н.А.Ковалёва
приказ № 95/6 от 01.09.2025 г.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«О слова – к тексту»
(для обучающихся 9 класса)
Направленность: социально-гуманитарная
Срок обучения – 1 год

Составитель:
Березина А.Н.,
учитель русского языка
и литературы, ВКК

п. Сосновый Бор

Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «От слова – к
тексту» для обучающихся 9 класса разработана в соответствии с
требованиями ФГОС ООО и направлена на реализацию личностноориентированного, коммуникативного, социокультурного деятельного
подхода к обучению русскому языку; направлена на обеспечение
качественной подготовки обучающихся по предмету на основе обобщения и
систематизации знаний и совершенствования различного вида компетенций
по текстоведению, имеющих важнейшее значение для формирования
коммуникативной личности; на помощь обучающимся разобраться в
трудных вопросах орфографии и пунктуации, систематизации знаний по
этим разделам, отработке шагов и звеньев для решения конкретной
орфографической или пунктуационной задачи в целом, подготовке
обучающихся к успешному прохождению государственной итоговой
аттестации.
Актуальность программы на современном этапе развития школы
определяется прежде всего тем, что предлагаемые занятия помогают
обобщить и закрепить полученные в ходе обучения знания, сформировать
умения применять их на практике. Обучающиеся углубят и расширят свои
знания, сформируют умения грамотно выражать свои мысли и создавать
собственные высказывания с учетом задач общения, что позволит
подготовиться к сдаче экзамена по русскому языку в 9 классе. Предлагаемый
курс помогает обучающимся преодолеть трудности в обучении, а также
готовит к написанию связных текстов в виде сжатого изложения и
сочинения-рассуждения разных видов. Кроме того, курс включает
выразительное чтение/пересказ текстов разных типов и работу с ними.
Значимость данной программы состоит в углублении лингвистических
знаний, овладении культурой письменной речи, формировании умений
применять полученные знания на практике, обеспечении сознательного
освоения материала, развитии навыков работы с тестовыми заданиями,
сжатия текста, составления своих высказываний в жанре рассуждения.
Практическая направленность курса проявляется в том, что
теоретический материал на каждом занятии закрепляется практической
деятельностью (тест, изложение, сочинение). Программа построена таким
образом, что на каждом занятии обращается внимание как на повышение
орфографической и пунктуационной грамотности обучающихся, так и на
развитие устной и письменной речи, умение строить высказывания на
предложенную тему.
Направленность – социально-гуманитарная.
Программа рассчитана на обучающихся 9 класса.
Наполняемость группы: не более 10 человек.
Общий объем программы: 34 часа.

Срок освоения программы: 1 год обучения.
Режим занятий – один раз в неделю по утвержденному расписанию.
Продолжительность одного занятия 40 минут.
Форма обучения: очная.
Форма организации образовательного процесса: индивидуальногрупповая.
Форма реализации программы: традиционная.
Формы проведения занятий:
 лекции, беседы, семинары, тренинги
 экскурсии в библиотеку;
 практические занятия с использованием игровых элементов,
дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок,
считалок, кроссвордов, головоломок, сказок;
 анализ текстов;
 самостоятельная работа (индивидуальная и групповая.)
Интерес учащихся поддерживается удачно подобранными текстами,
внесением творческого элемента в занятия.
Перечень форм подведения итогов реализации программы: семинар,
тестирование, творческое задание.
Цель программы – развитие познавательных интересов,
интеллектуальных и творческих способностей, логики мышления у
обучающихся.
Задачи:
 обучающие: совершенствовать знания о языке и речи:
орфографические, пунктуационные, грамматические и
литературных нормы, стилистические ресурсы русского языка;
 развивающие: совершенствовать коммуникативные умения;
овладеть умением адекватно передавать содержание текста,
определять авторскую позицию, выражать собственное мнение и
подбирать убедительные доказательства своей точки зрения;
формировать и развивать умения логично и образно излагать
свои мысли, составлять связное высказывание, создавать
собственное письменное высказывание по заданной модели,
совершенствовать и редактировать текст;
 воспитательные: развивать стремление к самостоятельной работе
по приобретению знаний и умений в различных областях жизни;
требовательность к себе, объективность в самооценке.
Планируемые результаты освоения программы внеурочной
деятельности:
 метапредметные:

• свободно, правильно, логично и образно излагать свои мысли в
устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста;
• создавать собственное письменное высказывание по заданной
модели;
• осуществлять речевой самоконтроль: находить ошибки и
исправлять их, совершенствовать и редактировать текст;
 личностные:
• извлекать необходимую информацию из различных источников,
включая жизненные ситуации и средства массовой информации,
свободно использовать ее в творческой работе;
• применять полученные знания в учебных, бытовых, социальнокультурных ситуациях общения.
 предметные:
• различать стили и типы речи;
• проводить стилистический анализ текста;
• вести спор, соблюдая правила речевого этикета;
• определять авторскую позицию, корректно выражать
собственное мнение к фактам и явлениям окружающей
действительности;
• подбирать убедительные доказательства своей точки зрения;
По окончании курса обучающиеся должны знать:
 основные единицы языка, их признаки; - основные нормы русского
литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические,
орфографические, пунктуационные);
 признаки текста и его функционально-смысловых типов
(повествования, описания, рассуждения);
 особенности основных жанров научного, публицистического,
официально-делового стилей и разговорной речи;
 требования к сочинению-рассуждению и сочинению на
лингвистическую тему по русскому языку (критерии оценивания);
 основные понятия: микротема; лингвистические явления и их функции,
аргументация; -грамматические и речевые нормы (типы
грамматических и речевых ошибок);
 наиболее распространенные клише, используемые при написании
сочинения по русскому языку. - принципы русской орфографии и
пунктуации;
 основные орфографические и пунктуационные правила, ранее
представлявшие определенную трудность; - алгоритм написания текста
и составления устного высказывания;
 тропы и средства выразительности, образности текста.
По окончании курса обучающиеся должны уметь:

 использовать основные приемы информационной переработки текста;
 оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового
оформления;
 использовать основные словари, справочники, необходимые для
совершенствования орфографической и пунктуационной грамотности;
 применять теоретические знания по разделам «Орфография»,
«Синтаксис», применять алгоритм создания текста
 грамотно, свободно и эстетично излагать свои мысли в устной и
письменной формах; владеть предметными компетенциями (языковой,
лингвистической, культуроведческой
 определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой
тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности
текста;
 опознавать языковые единицы, тропы и средства выразительности.
проводить различные виды их анализа;
 объяснять лексическое значение слов;
 писать сочинение по исходному тексту в соответствии с критериями;
выбирать из исходного текста необходимую для аргументации
информацию; критически относиться к написанному, редактировать
свою работу.
Содержание программы
Учебный план
№ Название раздела,
Количество часов
Форма
темы
аттестации/контроля
всего теория практика
1. Основные цели и
1
1
задачи курса
Умение грамотно
выражать свои
мысли, создавать
собственные
высказывания на
основе
прочитанного
текста.
2. Речь устная и
1
1
письменная Уметь
говорить –
искусство. Уметь
слушать –
культура. Пишут
всегда для кого-то.

Что значит
талантливый
читатель?
Словесное
рисование.
Определение
понятия
3. Текст Микротема.
Микротекст.
Признаки текста:
заглавие, тема,
идея, связность,
композиционная
завершенность,
стилистическое
единство
4. Основные способы
и средства связи
предложений в
тексте Цепная и
параллельная связь
предложений в
тексте. Заглавие
как средство связи
предложений в
тексте. Порядок
предложений в
тексте. Порядок
слов в
предложении.
Обращение как
средство связи
предложений в
тексте
5. Стили речи
Разговорный
стиль. Книжные
стили: научный,
официальноделовой,
художественный,
публицистический.
Характерные
особенности
стилей речи

1

1

1

1

2

1

1

6. Типы речи
Описание.
Повествование.
Рассуждение
7. Образность речи
Тропы.
Художественные
определения эпитеты. Образные
сравнения.
Метафорические
образы.
Метонимия.
Синекдоха.
Олицетворение.
Гипербола и
литота. Аллегория.
Ирония. Перифраз.
Фигуры.
Инверсия.
Анафора.
Эпифора.
Композиционный
стык.
Параллелизм.
Антитеза.
Градация.
Риторический
вопрос.
Риторическое
восклицание.
Бессоюзие.
Многосоюзие.
Парцелляция.
Выразительные
средства
фонетики.
Ассонанс.
Аллитерация.
Звукоподражание
8. Основные
требования к
творческой работе
Эпиграф. Его роль
в раскрытии темы.

5

1

4

5

1

4

9

3

6

Композиционные
формы сочинений.
Сочинениерассуждение.
Вступление.
Главная часть.
Заключительная
часть
9. Творческая
мастерская. От
слова - к тексту
Проверка умений
применять
полученные
знания на
практике. Письмо
сочинений –
рассуждений на
моральноэтические,
лингвистические
темы

8

8

Тематическое планирование
№
Тема занятия
Дата
1
Введение. Основные цели и задачи курса
2
Речь устная и письменная
3
Текст
4
Основные способы и средства связи предложений
в тексте
5
Стили речи
6
Практическая работа по теме «Стили языка»
7
Типы речи
8
Текст-повествование
9
Текст-описание
10 Текст-рассуждение
11 Практическая работа по теме «Типы речи»
12 Образность речи. Тропы
13 Образность речи. Тропы
14 Образность речи. Фигуры речи
15 Образность речи. Фигуры речи

16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27

28
29
30
31
32
33
34

Выразительные средства фонетики. Ассонанс.
Аллитерация. Звукоподражание
Практическая работа
Основные требования к творческой работе
Эпиграф. Его роль в раскрытии темы
Основные требования к творческой работе.
Композиционные формы сочинений
Сочинение-рассуждение. Композиция данного
вида работы
Вступление
Основная часть
Аргументы и доказательства в сочинении
Аргументы и доказательства в сочинении
Аргументы и доказательства в сочинении
Заключительная часть
Творческая мастерская. От слова - к тексту.
Создание сочинения рассуждения на морально –
этические темы
Сочинение-рассуждение о дружбе, любви
Сочинение-рассуждение о героизме, смелости и
трусости
Сочинение-рассуждение о человечности,
милосердии.
Сочинение-рассуждение на лингвистическую
тему.
Сочинение-рассуждение
Сочинение-рассуждение
Итоговое сочинение-рассуждение. Подведение
итогов учебного года.

Описание учебно – методического и материально – технического
обеспечения
2. Никитина Е. И. Русская речь 5-7 классы.- М. Просвещение 1995.
3. Никитина Е. И. Русская речь 8-9 классы.- М. Просвещение 1995.
4. Панова Т. И. Раннева Н.А. Практика успешного написания –
сочинения - рассуждения. Ростов- на- Дону.
5. Панова Т.И. Василенко Н.Н. Сочинение - рассуждение на экзамене Ростов- на Дону.
6. Плёнкин Н.А. Уроки развития речи.- М. Просвещение. 1995
7. Райский С.И. Работа над речевыми ошибками в изложениях и
сочинениях – М. Дрофа.2006
Образовательные Интернет - ресурсы

1.Российская государственная библиотека – http://elibrary.rsl.ru.
2.Научная библиотека – http://library.ru/defaultx.asp. 3.Университетская
электронная библиотека In folio – http://www.infoliolib.info. Глоссарий
(сайт предоставляет информацию о любом слове с разных точек зрения
-значения, правописания, употребления и т.д.) – http://www.glossary.ru/.
4. Визуальный словарь – http://jur.vslovar.org.ru/.
5.Портал "ВСЕОБУЧ" (справочно-информационный образовательный
сайт) http://www.eduall.ru/.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».