КВД Экспериментальная химия

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №16»

Принята на заседании
педагогического совета
№82 от 29.08.2025г.

УТВЕРЖДАЮ:
и.о. директора МБОУ «СОШ №16»
_____________Н.А.Ковалёва.
Приказ №95/6
от «01» сентября 2025г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
общеинтеллектуальной направленности
«Экспериментальная химия»
(9 класс)
является приложением к ООП ООО
с использованием средств обучения и воспитания Центра «Точка роста»

Разработчик: Володина Евгения Петровна
учитель химии, биологии

п. Сосновый Бор, 2025 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность и назначение программы. Программа разработана в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования, ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей
обучающихся и направлена на достижение планируемых результатов освоения программы
основного общего образования с учетом выбора участниками образовательных отношений
курсов внеурочной деятельности. Это позволяет обеспечить единство обязательных
требований ФГОС во всем пространстве школьного образования: не только на уроке, но и
за его пределами.
Актуальность реализации данной программы обусловлена самой особенностью
проектно-исследовательской деятельности. Эта деятельность лежит в основе
познавательного интереса ребенка, является залогом умения планировать любые действия
и важным условием успешной реализации идей.
Любые изменения современного общества связаны с проектами и исследованиями
– в науке, творчестве, бизнесе, общественной жизни. Поэтому важным элементом
развития личности обучающегося является формирование основных навыков проектноисследовательской деятельности.
Программой предусмотрено формирование современного теоретического уровня
знаний, а также и практического опыта работы с лабораторным оборудованием, овладение
приемами исследовательской деятельности. Методы организации образовательной и
научно-исследовательской деятельности предусматривают формирование у обучающихся
нестандартного творческого мышления, свободы самовыражения и индивидуальности
суждений.
Для полного учета потребностей учащихся в программе используется
дифференцированный подход, что стимулирует учащегося к увеличению потребности в
индивидуальной, интеллектуальной и познавательной деятельности и развитию научноисследовательских навыков.
Программа станет востребованной в первую очередь школьниками, которые
имеют стойкий интерес и соответствующую мотивацию к изучению предметов
естественно-научного цикла, естественным наукам и технологиям.
В подростковом возрасте учащиеся проявляют свою заинтересованность в той или
иной области знаний, научном направлении или профессиональной деятельности. Таким
образом происходит формирование познавательной и профессиональной составляющей
личности, помогает учащемуся в определении будущего жизненного пути и в
профессиональном выборе после окончания школы. Подобного рода заинтересованность
стимулирует постоянное желание школьника к познанию нового, расширению и
углублению соответствующих знаний, и получению новых в том числе практических
навыков, а также мотивирует учащегося на профориентацию.
Программа нацелена на помощь ребенку в освоении основ организации и
осуществления собственной проектно-исследовательской деятельности, а также в
приобретении необходимого опыта для работы над индивидуальным исследованием или
проектом.

Программа поможет школьнику в более глубоком изучении интересующей его
области естественных наук, а также в приобретении важных социальных навыков,
необходимых для продуктивной социализации и формирования гражданской позиции: −
навыка самостоятельного решения актуальных исследовательских или практических
задач, включающего в себя умение видеть и анализировать проблемы, нуждающиеся в
решении, умение детально прорабатывать и реализовывать способы работы с ними,
умение планировать собственную работу и самостоятельно контролировать свое
продвижение к желаемому результату; − навыка генерирования и оформления
собственных идей, облечения их в удобную для распространения форму; − - навыка
уважительного отношения к чужим взглядам и идеям, оформленным в работах других
людей, других авторов – владельцев интеллектуальной собственности; − навыка
публичного выступления перед большой аудиторией, аргументирования и отстаивания
своей точки зрения, ответов на вопросы сверстников и взрослых, убеждения других в
своей правоте, продвижения своих идей; − навыка работы со специализированными
компьютерными программами, лабораторным оборудованием, техническими
устройствами, библиотечными фондами и иными ресурсами, с которыми может быть
связана проектно-исследовательская деятельность школьника. Кроме того, работа
школьника над проектом или исследованием будет способствовать и развитию его
адекватной самооценки.
На базе центра «Точка роста» обеспечивается реализация программ
естественнонаучной и технологической направленностей, разработанных в соответствии с
требованиями законодательства в сфере образования и с учётом рекомендаций
Федерального оператора учебного предмета «Химия».
Комплект оборудования центра «Точка роста» обеспечивает эффективное
достижение образовательных результатов обучающимися по программам
естественнонаучной направленности, в том числе для формирования изобретательского,
креативного, критического мышления, развития функциональной грамотности у
обучающихся, в том числе естественно-научной.
Современные экспериментальные исследования по химии уже трудно представить
без использования не только аналоговых, но и цифровых измерительных приборов. В
Федеральном Государственном Образовательном Стандарте (ФГОС) прописано, что
одним из универсальных учебных действий, приобретаемых учащимися, должно стать
умение «проведения опытов, простых экспериментальных исследований, прямых и
косвенных измерений с использованием аналоговых и цифровых измерительных
приборов». Широкий спектр датчиков позволяет учащимся знакомиться с параметрами
химического эксперимента не только на качественном, но и на количественном уровне.
Цифровая лаборатория позволяет вести длительный эксперимент даже в отсутствие
экспериментатора, а частота их измерений неподвластна человеческому восприятию.
В процессе формирования экспериментальных умений ученик обучается
представлять информацию об исследовании в четырёх видах:
• в вербальном: описывать эксперимент, создавать словесную модель эксперимента,
фиксировать внимание на измеряемых величинах, терминологии;

• в табличном: заполнять таблицы данных, лежащих в основе построения графиков (при
этом у учащихся возникает первичное представление о масштабах величин);
• в графическом: строить графики по табличным данным, что даёт возможность перехода
к выдвижению гипотез о характере зависимости между величинами (при этом учитель
показывает преимущество в визуализации зависимостей между величинами, наглядность
и многомерность);
• в виде математических уравнений: давать математическое описание взаимосвязи
величин, математическое обобщение.
Переход от каждого этапа представления информации занимает довольно большой
промежуток времени. В 8 классах этот процесс необходим, но в старших классах можно
было бы это время потратить на решение более важных задач. В этом плане цифровые
лаборатории существенно экономят время.
Это время можно потратить согласно ФГОС на формирование исследовательских
умений учащихся, которые выражаются в следующих действиях:
• определение проблемы;
• постановка исследовательской задачи;
• планирование решения задачи;
• построение моделей;
• выдвижение гипотез;
• экспериментальная проверка гипотез;
• анализ данных экспериментов или наблюдений;
• формулирование выводов.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ
1. Реализация основных общеобразовательных программ по учебным предметам
естественнонаучной направленности, в том числе в рамках внеурочной деятельности
обучающихся;
2. введение современных средств обучения и воспитания для изучения (в том числе
экспериментального) дисциплин (модулей) естественнонаучной направленности при
реализации основных общеобразовательных программ и дополнительных
общеобразовательных программ, в том числе для расширения содержания учебного
предмета «Химия».
3. вовлечение учащихся в проектную деятельность
МЕСТО КУРСА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Программа внеурочной деятельности «Экспериментальная химия» разработана
для учащихся 9-го класса и рассчитан на 33 часа. (проведение занятий в течении всего
учебного года).

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Личностные результаты
определение мотивации изучения учебного материала;
оценивание усваиваемого учебного материала, исходя из социальных и личностных
ценностей;
повышение своего образовательного уровня и уровня готовности к изучению основных
исторических событий, связанных с развитием химии и общества;
знание правил поведения в чрезвычайных ситуациях;
оценивание социальной значимости профессий, связанных с химией;
владение правилами безопасного обращения с химическими веществами и
оборудованием, проявление экологической культуры.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД ;
целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи
в познавательную, самостоятельный анализ условий достижения цели на основе учёта
выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; планирование
пути достижения целей;
устанавление целевых приоритетов, выделение альтернативных способов достижения
цели и выбор наиболее эффективного способа;
умение самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
умение принимать решения в проблемной ситуации;
постановка учебных задач, составление плана и последовательности действий;
организация рабочего места при выполнении химического эксперимента;
прогнозирование результатов обучения, оценивание усвоенного материала, оценка
качества и уровня полученных знаний, коррекция плана и способа действия при
необходимости.
Познавательные УУД:
поиск и выделение информации;
анализ условий и требований задачи, выбор, сопоставление и обоснование способа
решения задачи;
выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных
условий;
выдвижение и обоснование гипотезы, выбор способа её проверки;

самостоятельное создание алгоритма деятельности при решении проблем творческого и
поискового характера;
умения характеризовать вещества по составу, строению и свойствам;
описывание свойств: твёрдых, жидких, газообразных веществ, выделение их
существенных признаков;
изображение состава простейших веществ с помощью химических формул и сущности
химических реакций с помощью химических уравнений;
проведение наблюдений, описание признаков и условий течения химических реакций,
выполнение химического эксперимента, выводы на основе анализа наблюдений за
экспериментом, решение задач, получение химической информации из различных
источников;
умение организовывать исследование с целью проверки гипотез;
умение делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы;
умение объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах,
критически относиться к псевдонаучной информации.
КоммуникативныеУУД:
полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями
коммуникации;
адекватное использование речевых средств для участия в дискуссии и аргументации
своей позиции, умение представлять конкретное содержание с сообщением его в
письменной и устной форме, определение способов взаимодействия, сотрудничество в
поиске и сборе информации;
определение способов взаимодействия, сотрудничество в поиске и сборе информации,
участие в диалоге, планирование общих способов работы, проявление уважительного
отношения к другим учащимся; описание содержания выполняемых действий с целью
ориентировки в предметно- практической деятельности; умения учитывать разные мнения
и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с
позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной
деятельности;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
планировать общие способы работы; осуществлять контроль, коррекцию, оценку
действий партнёра, уметь убеждать;
использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей,
мотивов и потребностей; отображать в речи (описание, объяснение) содержание

совершаемых действий, как в форме громкой социализированной речи, так и в форме
внутренней речи;
развивать коммуникативную компетенцию, используя средства устной и письменной
коммуникации при работе с текстами учебника и дополнительной литературой,
справочными таблицами, проявлять готовность к уважению иной точки зрения при
обсуждении результатов выполненной работы.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
применять основные методы познания: наблюдение, измерение, эксперимент;
описывать свойства твёрдых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные
признаки;
раскрывать смысл закона сохранения массы веществ, атомно-молекулярной теории;
различать химические и физические явления,
называть признаки и условия протекания химических реакций;
соблюдать правила безопасной работы при проведении опытов;
пользоваться лабораторным оборудованием и посудой;
получать, собирать газообразные вещества и распознавать их; характеризовать
физические и химические свойства основных классов неорганических соединений,
проводить опыты, подтверждающие химические свойства изученных классов
неорганических веществ;
раскрывать смысл понятия «раствор», вычислять массовую долю растворённого
вещества в растворе, готовить растворы с определённой массовой долей растворённого
вещества;
характеризовать зависимость физических свойств веществ от типа кристаллической
решётки, определять вид химической связи в неорганических соединениях;
раскрывать основные положения теории электролитической диссоциации, составлять
уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей и реакций ионного
обмена;
раскрывать сущность окислительно-восстановительных реакций, определять
окислитель и восстановитель, составлять уравнения окислительно-восстановительных
реакций;
называть факторы, влияющие на скорость химической реакции;
характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами неметаллов и
металлов;
проводить опыты по получению и изучению химических свойств различных веществ;
грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни.

Обучающийся получит возможность научиться:
выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о химических свойствах веществ на
основе их состава и строения, их способности вступать в химические реакции, о характере
и продуктах различных химических реакций;
характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинноследственные связи между данными характеристиками вещества;
составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращённым ионным
уравнениям;
прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или
восстановительные свойства с учётом степеней окисления элементов, входящих в его
состав;
выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о результатах воздействия
различных факторов на изменение скорости химической реакции;
использовать приобретённые знания для экологически грамотного поведения в
окружающей среде;
использовать приобретённые ключевые компетенции при выполнении проектов и
решении учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и
распознавания веществ;
объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах;
осознавать значение теоретических знаний по химии для практической деятельности
человека; создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
понимать необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по
использованию лекарств, средств бытовой химии и др.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
9 класс (33 часа, 1 час неделю)
Вводный инструктаж по ТБ. (1 час)
Химия – наука экспериментальная. (1 час)
Первоначальные химические понятия. Чистые вещества и смеси (1 час)
Первоначальные химические понятия. Физические и химические явления (1час)
Агрегатные состояния и переходы между ними (1 час)
Окислительно-восстановительные реакции (1 час)
Тепловой эффект. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях (1 час)
Методы познания в химии. Экспериментальные основы химии (1 час)
Типы химических реакций (1 час)

Скорость химических реакций (1 час)
Растворы (1 час)
Электролитическая диссоциация – главное условие протекания реакции в растворах (3
часа)
Классы неорганических соединений. Основания (3 часа)
Основные классы неорганических соединений. Соли (2 часа)
Распознавание неорганических веществ (2 часа)
Неметаллы. Аммиак (1 час)
Металлы. (4 часа)
Теоретические основы опытно-экспериментальной и проектной деятельности (6 часов)
Итоговое занятие (1 час)
Формы контроля
Формирование ИКТ-компетентности обучающихся
Ученик научится:
- использовать разные приемы поиска информации на персональном компьютере в
образовательном пространстве с использованием оборудования цифровой лаборатории;
- использовать различные способы хранения и визуализации информации, в том числе, в
графической форме
Формирование компетентности в области опытно-экспериментальной и проектной
деятельности
Ученик научится планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект,
используя оборудование, модели, методы, приемы, адекватные исследуемой проблеме.
Ученик получит возможность научиться самостоятельно задумывать, планировать и
выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект по естественнонаучной
направленности.
Учет результатов внеурочной деятельности
Формы и периодичность контроля
Входной контроль проводится в начале учебного года для проверки начальных знаний и
умений обучающихся.
Текущий контроль проводится на каждом занятии в форме педагогического наблюдения.
Тестовый контроль осуществляется по окончании изучения каждого раздела.
Промежуточная аттестация проводится в конце учебного года в форме защиты проекта,
позволяет провести анализ результативности освоения обучающимися основ опытно-

экспериментальной и проектной деятельности данного курса внеурочной деятельности
«Экспериментальная химия».
Критерии оценки результатов освоения программы курса
Работа обучающихся оценивается по трёхуровневой шкале, предполагающей наличие
следующих уровней освоения программного материала: высокий, средний, низкий.
Высокий уровень: обучающийся демонстрирует высокую ответственность и
заинтересованность в образовательной деятельности, проявляет инициативу, не
пропускает занятия без уважительной причины, демонстрирует высокий уровень знаний и
компетенций, владеет на высоком творческом уровне приобретёнными в ходе изучения
программы умениями и навыками;
Средний уровень: обучающийся демонстрирует ответственность и заинтересованность в
образовательной деятельности, проявляет хороший уровень знаний и компетенций;
инициативы не проявляет, но способен поддерживать инициатора в предлагаемом поле
деятельности, в достаточной степени владеет получаемыми в ходе изучения программы
умениями и навыками;
Низкий уровень: обучающийся демонстрирует недостаточную ответственность и
заинтересованность в образовательной деятельности, посещает занятия от случая к
случаю, показывает удовлетворительный уровень знаний и компетенций, в целом слабо
владеет получаемыми в ходе изучения программы умениями и навыками.
Формы результатов освоения программы внеурочной деятельности:
1. Отметка уровня достижений обучающегося в листе педагогического наблюдения;
2. Записи в журнале учёта о результативности участия обучающихся в мероприятиях
разного вида и уровня (диплом, грамота, благодарность, другое);
3. Записи в журнале учёта об участии в выездных мероприятиях
Оценка тестовых работ.
Тесты, состоящие из пяти вопросов можно использовать после изучения каждого
материала (урока).
Тест из 10—15 вопросов используется для периодического контроля.
Тест из 20 вопросов необходимо использовать для итогового контроля.
Оценка итогового проекта.
Итоговая проектная работа оценивается по следующим критериям:
• соблюдение требований к оформлению;
• необходимость и достаточность для раскрытия темы приведенной в тексте работы
информации;
• умение обучающегося свободно излагать основные идеи, отраженные в проектной
работе;

• способность обучающегося понять суть задаваемых членами аттестационной комиссии
вопросов и сформулировать точные ответы на них.
Оценка проекта.
Проект оценивается по следующим критериям:
• соблюдение требований к его оформлению;
• необходимость и достаточность для раскрытия темы приведенной в тексте проекта
информации;
• умение обучающегося свободно излагать основные идеи, отраженные в проекте;
• способность обучающегося понять суть задаваемых членами аттестационной комиссии
вопросов и сформулировать точные ответы на них.
Тематика исследовательских и проектных работ с использованием оборудования
центра «Точка роста»:
1. Изучение щелочности различных сортов мыла и моющих средств.
2. Индикаторные свойства различных растений и цветов (с определением рН растворов).
3. Определение качества хлебопекарной муки и хлеба.
4. Определение качества кисломолочных продуктов.
5. Определение зависимости изменения рН цельного и пастеризованного молока от
сроков хранения.
6. Изучение эффективности различных солевых грелок.
7. Конструирование «химических грелок», основанных на химических реакциях.
8. Синтез «малахита» в различных условиях.
9. Изучение коррозии железа в различных условиях.
10. Влияние света и кислорода на скорость разложения раствора иодида калия.
11. Определение качества водопроводной воды.
12. Жёсткость воды. Способы определения жёсткости воды.
13. Бумажная хроматография. Хроматографическое разделение веществ.
14. Хрустальное стекло. Можно ли использовать для хранения пищи?

Календарно-тематическое планирование
№
п/п

Тема

Содержание

Целевая
установка
урока

Кол-во
часов

Планируемые
результаты

Оборудован
ие

1

Вводный инструктаж по
ТБ.

Демонстрационный
опыт. Знакомство с
лабораторным
оборудованием,
приемы безопасной
работы с ним.

Знакомство
с
оборудовани
ем

1

Знание и
соблюдение
техники
безопасности при
работе в
химической
лаборатории.
Умение
пользоваться
нагревательным
и приборами

Химическая
посуда,
цифровая
лаборатория
по химии.
Датчик
температуры,
спиртовка

2

Химия – наука
экспериментальная.

Знакомство с
основными
методами
науки

1

Закрепление
навыков
безопасного
обращения с
лабораторным
оборудованием

Датчик
температуры
платиновый

3

Первоначальные
химические понятия.
Чистые вещества и смеси

Лабораторная
работа:
«Изучение
строения пламени»
Входное
тестирование по
теоретическим и
практическим
знаниям (8 класс)
Лабораторный
опыт:
«Водопроводная и
дистиллированна
я вода»

Эксперимент
альное
определение
дистиллиро
ванной и
водопровод
ной воды

1

Датчик
электропрово
дности,
цифровой
микроскоп

4

Первоначальные
химические понятия.
Физические и химические
явления

Изучение
химических
явлений

1

5

Агрегатные состояния и
переходы между ними

Демонстрационн
ый эксперимент
№ 2 «Выделение
и поглощение
тепла —
признак
химической
реакции»
Практическая
работа
«Исследование и
классификация
агрегатных
состояний
вещества»

Уметь отличать
водопроводную
воду от
дистиллированно
й, знать, почему
для проведения
экспериментов
используют
дистиллированн
ую воду
Уметь отличать
физические
процессы от
химических
реакций

Формирован
ие
представлен
ий о
многообрази
и форм
существован
ия материи в
природе и
понимание
закономерно
стей
перехода из
одного
состояния в
другое

1

Датчик
температуры
платиновый

Уметь
Датчик
классифицироват температуры
ь вещества по
платиновый
агрегатному
состоянию,
обьяснять
механизмы
фазовых
переходов,
приводить
примеры
практического
использования

6

Окислительновосстановительные
реакции

Лабораторная
работа
«Изучение
взаимодействия
сульфита
натрия с
пероксидом
водорода»

7

Тепловой эффект.
Понятие об экзо- и
эндотермических
реакциях

Демонстрацион
ный опыт№3.
«Примеры экзои
эндотермически
х реакций»,
«Тепловой
эффект
растворения
веществ в воде»

8

Методы познания
химии.
Экспериментальные
основы химии

9

Типы химических
реакций

10

Скорость химических
реакций

в

Лабораторный
опыт № 2
«Измерение
температуры
кипения воды с
помощью
датчика
температуры и
термометра»
Лабораторная
работа «Типы
химических
реакций»

эксперимен
тальным
путём
подтвердит
ь
теоретическ
ие знания о
реакциях
окислениявосстановле
ния и
приобрести
практическ
ие навыки
химическог
о анализа
Эксперимен
тально
показать на
простых
примерах
экзо- и
эндотермич
еские
реакции

1

Дать
представле
ние о
точности
измерений
цифровых
датчиков и
аналоговых
приборов

1

Эксперимент
ально
осуществить
реакции
разных
типов
исследовать
Практическая
зависимость
работа № 2
«Изучение влияния скорости
протекания
условий
химической
проведения
реакции от
химической
разных
реакции на её
факторов:
скорость»
природы
реагирующи
х веществ,
площади
поверхности
их
соприкоснов

Экспериментал
ьно изучить
реакцию
окислениявосстановлени
я между
сульфитом
натрия и
пероксидом
водорода
выявить
продукты
реакции и
условия
протекания
процесса
Закрепить
знания об экзо- и
эндотермически
х реакциях,
понимать, что
растворение
веществ
представляет
собой сложное
физикохимическое
явление
Умение
выбирать
приборы для
проведения
измерений,
требующих
точности
показаний

Датчик
температуры
платиновый

1

Знать
признаки
протекания
химических
реакций

Датчик рН,
датчик
электропрово
дности

1

Знать
факторы,
влияющие на
скорость
химической
реакции

Датчик рН

1

Датчик
температуры
платиновый

Датчик
температуры
платиновый,
термометр,
электрическая
плитка

11

Растворы

12

Электролитическая
диссоциация – главное
условие протекания
реакции в растворах

13

Реакции ионного обмена

14

Электролитическая
диссоциация кислот,
щелочей, солей

15

Классы неорганических
соединений. Основания

16

Классы неорганических
соединений. Основания

Лабораторный
опыт № 5
«Изучение
зависимости
растворимости
вещества от
температуры»
Лабораторный
опыт № 6
«Электролиты и
неэлектролиты»»

ения,
концентраци
и,
температуры
,
катализатора
.
Исследовать
зависимость
растворимос
ти от
температур
ы

Определени
е
принадлежн
ости
веществ,
смесей
веществ и
растворов
веществ к
электролита
ми
неэлектрол
итам
Эксперимен
Лабораторная
тально
работа
познакомит
«Качественные
ься с
реакции на
сульфат-, карбонат- качественн
ыми
, силикат-ионы»
реакциями
на ионы
сформироват
Лабораторный
ь
опыт № 7
представлени
«Зависимость
ео
электропроводно
сти растворов
зависимости
сильных
электропрово
электролитов от
дности
концентрации
раствора от
ионов»
концентраци
и ионов
Сформирова
Практическая
ть
работа № 4
«Определение рН представлен
растворов кислот ие о рН
среды как
и щелочей»
характерист
ики
кислотност
и раствора
Сформирова
Лабораторный
ть
опыт
«Определение рН представлен

1

Иметь
представление о
разной
зависимости
растворимости
веществ от
температуры

Датчик
температуры
платиновый

1

Знать основные
понятия, уметь
пользоваться
датчиком
электропроводн
ости

Датчик
электропрово
дности

1

Уметь
проводить
химические
реакции

Датчик
электропрово
дности

1

Знать, что
электропроводн
ость
электролита
зависит не
только от
концентрации
ионов в нём, но
и от их природы
(подвижности)

Датчик
электропровод
ности

1

Уметь определять Датчик рН
рН растворов

1

Применять
умения
по
определению

Датчик рН

различных сред»

ие о шкале
рН

рН
в
практической
деятельности

17

Классы неорганических
соединений.
Химические свойства
оснований

Лабораторный
опыт № 10
«Реакция
нейтрализации»,
демонстрационн
ый эксперимент

Эксперимен
тально
доказать
химические
свойства
оснований

1

Понимать
сущность
процесса
нейтрализации и
применять
процесс
нейтрализации
на практике

18

Основные классы
неорганических
соединений. Соли

Практическая
работа «Изучение
кристаллических
решеток солей»

Изучение
формы
кристаллов
солей

1

Закрепить знания Цифровой
по теме
микроскоп
«Кристаллически
е решетки»,
совершенствован
ие навыков
работы с
оборудованием

19

Основные классы
неорганических
соединений. Соли

Лабораторная
работа
«Взаимодействие
солей с кислотами»

Эксперимен
тально
изучить
условия
протекания
реакций
между
кислотами и
солями

1

Знать, как
Датчик рН,
взаимодействуют датчик
соли с кислотами электропрово
дности

20

Распознавание
неорганических веществ

Лабораторная
работа
«Распознавание
неорганических
веществ»

Закрепить
знания об
основных
классах
неорганичес
ких
соединений

1

Научиться
распознавать
кислоты, соли,
щелочи

Датчик рН

Практическая
работа «Решение
экспериментальных
задач по теме
«Обобщение
сведений об
основных классах
неорганических
веществ»

Закрепить и
обобщить
знания по
теме

1

Совершенствов
ать приемы
работы с
веществами и
лабораторным
оборудованием

Датчик рН

21 Обобщение сведений по
теме «Основные классы
неорганических веществ»

Датчик рН,
датчик
температуры
платиновый

22

Неметаллы. Аммиак

Лабораторный
опыт № 9
«Основные
свойства аммиака»

Эксперимен
тально
доказать
принадлежно
сть раствора
аммиака к
слабым
электролита
м

1

Знать, что
раствор
аммиака в воде
— слабый
электролит.
Уметь
определять это
свойство с
помощью
датчика
электропровод
ности
Знать свойства
металлов и их
значение в
природе и жизни
человека

Датчик
электропрово
дности

23

Металлы.

Лабораторный опыт
№ 10
«Знакомство
с
образцами
металлов»

Изучить
физические
свойства
образцов
металлов

1

24

Металлы. Алюминий

Лабораторная
работа «Изучение
свойств алюминия и
его гидроксида»

Эксперимент
ально
доказать
амфотерност
ь гидроксида
алюминия

1

Получить
Датчик рН
гидроксид
алюминия,
провести опыты,
подтверждающие
его амфотерность

25

Металлы. Алюминий и
медь

Практическая
Эксперимент
работа
«Медь альным
против алюминия» путем
выявить
преимущест
ва и
недостатки
меди и
алюминия

1

Датчик
электропрово
дности

26

Металлы.

Практическая
работа «Решение
экспериментальных
задач
по
теме
«Металлы»»

Практически
осуществлят
ь
последовате
льные
превращения

1

Научиться
правильно
подбирать
материалы
исходя из
эксплуатационны
х требований и
условий будущей
эксплуатации
изделий
Закрепить знания
по теме
«Металлы»

27

Теоретические основы
опытноэкспериментальной и
проектной
деятельности

Теория

Освоение
ключевых
понятий,
принципов
организации
и методик
ведения
научноисследовател
ьской
деятельности

1

Понимать этапы,
структуру
научного проекта.
Иметь навык
разработки плана,
постановки цели.
Уметь
организовывать
лабораторные
опыты,
правильно

Оборудование
центра
образования
«Точка роста»

Цифровой
микроскоп

Датчик рН

обрабатывать
результаты.
Уметь оформлять
отчеты работы

28-32 Выполнение учебных
проектов, опытноэкспериментальных
работ.

33

Итоговое занятие

Практические
Работа над
опыты по темам проектами
проектов учащихся

5

Защита проектов

1

Завершение
образователь
ного цикла
по
программе

Понимать этапы,
структуру
научного проекта.
Иметь навык
разработки плана,
постановки цели.
Уметь
организовывать
лабораторные
опыты,
правильно
обрабатывать
результаты.
Уметь оформлять
отчеты работы
Развитие
профессиональны
х качеств

Оборудование
центра
образования
«Точка роста»

Оборудование
центра
образования
«Точка роста»

1. Васильев В.П., Морозова Р.П., Кочергина Л. А.Практикум по аналитической
химии: Учеб. пособие для вузов.— М.: Химия, 2000.— 328 с.
2. Учебник: Химия. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ Г.Е. Рудзитис,
Ф.Г. Фельдман – 9-е изд.– М.: Просвещение,2022.
3. Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных. Основы химии и
занимательные опыты.ГДР.1974.Пер.с нем.— Л.: Химия, 1979.— 392 с.
4. Использование цифровых лабораторий при обучении химии в средней школе/
Беспалов П.
5. Методичесакие рекомендации. Цифровая лаборатория по химии (ученическая)
2023г
6. Леенсон И.А.100 вопросов и ответов по химии: Материалы для школьных
рефератов, факультативных занятий и семинаров: Учебное пособие.— М.:
«Издательство АСТ»: «Издательство Астрель», 2002.— 347 с.
7. Хомченко Г.П., Севастьянова К. И. Окислительно-восстановительные реакции.—
М.: Просвещение, 1989.— 141 с.

8. Энциклопедия для детей.Т.17.Химия / Глав.ред.В. А.Володин,
вед.науч.ред.И.Леенсон.— М.: Аванта +, 2003.— 640 с.
9. Чертков И.Н., Жуков П. Н. Химический эксперимент с малыми количествами
реактивов. М.: Просвещение, 1989.— 191 с.
10. Сайт МГУ. Программа курса химии для учащихся 8—9 классов
общеобразовательной школы.
http://www.chem.msu.su/rus/books/20012010/eremin-chemprog.
11. Сайт ФИПИ. Открытый банк заданий для формирования естественно-научной
грамотности.
https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenkiyestestvennonauchnoy-gramotnosti
12. Сайт Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
http://schoolcollection.edu.ru/catalog.
13. Сайт Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.
http://fcior.edu.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».