Управление образования Артемовского муниципального округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«средняя общеобразовательная школа №16»
Принята на заседании
педагогического совета
№82 от 29.08.2025г.
Приказ №95/4 от «01» сентября 2025г.
УТВЕРЖДАЮ:
и.о. директора МБОУ «СОШ №16»
___________Н.А.Ковалёва
Приказ №95/6
от «01» сентября 2025г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Проектная мастерская»
является приложением к ООП ООО
с использованием средств обучения и воспитания центра естественно-научной
и технологической направленности «Точка роста»
Уровень: базовый
Возраст обучающихся - от 11 до 14 лет
Срок реализации –1 год
Составитель: учитель технологии Перезолова С.В.
первая квалификационная категория
п. Сосновый Бор 2025
1
Пояснительная записка
Курс внеурочной деятельности «Проектная мастерская» представляет собой
форму организации деятельности (учебное исследование или учебный проект) и входит
в план внеурочной деятельности.
Основная функция данной формы деятельности – это развитие метапредметных
умений, а также исследовательской компетентности, предпрофессиональных навыков и
творческих способностей в соответствии с интересами и склонностями учащегося.
Программа «Проектная мастерская» разработана на основе нормативно-правовой
базы:
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
2.
ФГОС ООО, утвержденный приказом Минобрнауки России от 31.05.2021 г №
287,
3.
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.09.2017
г. № 09-1672 «О направлении методических рекомендаций по уточнению понятия и
содержания
внеурочной
деятельности
в
рамках
реализации
основных
общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности»
4.
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»2.4.3648-20 СанПиН 1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания»
5.
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года»;
6.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 14 декабря 2015 г. № 09-3564
“О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных
программ» (вместе с "Методическими рекомендациями по организации внеурочной
деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ");
7.
Письмо Министерства Просвещения РФ от 07.05.2020 г. № ВБ-976/04 «О
реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации,
дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных
образовательных технологий»;
8.
Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников;
9.
ООП ООО МБОУ «СОШ № 16»
10.
Устав ОО
11.
Социальный заказ (образовательные потребности и запросы учащихся, их
законных представителей).
Цель проектно-исследовательской деятельности: развитие исследовательской
компетентности учащихся посредством освоения ими методов научного познания и
умений учебно-исследовательской и проектной деятельности.
2
Задачи проектно-исследовательской деятельности
формирование научно-материалистического мировоззрения обучающихся;
развитие познавательной активности, интеллектуальных и творческих
способностей обучающихся;
воспитание чувства бережного отношения к природе родного края, культуры
общения с ней;
воспитание сознательного отношения к труду;
творческое развитие начинающих исследователей, развитие навыков
самостоятельной научной работы;
научить детей приобретать опыт сотрудничества с различными организациями
при написании работы;
пробудить интерес школьников к изучению проблемных вопросов;
приобщить учащихся к ценностям и традициям российской научной школы;
научить культуре работы с архивными публицистическими материалами;
научить продуманной аргументации и культуре рассуждения.
Общая характеристика проектно-исследовательской деятельности учащихся
Проектно-исследовательская деятельность учащихся является неотъемлемой
частью учебного процесса.
В основе проектно-исследовательской деятельности учащихся лежит системнодеятельностный подход как принцип организации образовательного процесса по ФГОС.
Результатом проектно-исследовательской деятельности является итоговый
индивидуальный проект.
Индивидуальный итоговый проект является основным объектом оценки
метапредметных
результатов,
полученных
учащимися
в
ходе
освоения
междисциплинарных учебных программ.
Индивидуальный итоговой проект представляет собой учебный проект,
выполняемый учащимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью
продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и
методов избранных областей знаний и видов деятельности, способность проектировать и
осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную,
конструкторскую, социальную, художественно-творческую).
Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого
учащегося, занимающегося по ФГОС.
Защита индивидуального итогового проекта является одной из обязательных
составляющих материалов системы внутришкольного мониторинга образовательных
достижений.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты
В результате работы по программе курса учащиеся должны знать:
основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор
информации, выборпроекта, работа над ним, презентация);
понятия цели, объекта и гипотезы исследования;
основные источники информации;
правила оформления списка использованной литературы;
правила классификации и сравнения,
способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);
источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео
курсы, ресурсы Интернета)
правила сохранения информации, приемы запоминания.
3
Учащиеся должны уметь:
выделять объект исследования;
разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, выделять главное,
формулировать выводы, выявлять закономерности,
работать в группе;
работать с источниками информации, представлять информацию в различных
видах, преобразовывать из одного вида в другой,
пользоваться словарями, энциклопедиями и другими учебными пособиями;
планировать и организовывать исследовательскую деятельность, представлять
результаты своей деятельности в различных видах;
работать с текстовой информацией на компьютере, осуществлять операции с
файлами икаталогами.
Личностные и метапредметные результаты
Личностные
У школьников будут сформированы:
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам
решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том
числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов
требованиям конкретной задачи;
способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной
деятельности;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и
отечественной художественной культурой.
Ученик получит возможность для формирования:
внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе,
понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных
мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения
задач;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной
деятельности;
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на
искусство как значимую сферу человеческой жизни.
Регулятивные
Школьник научится:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной
ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и
задачной области;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей
и других людей;
различать способ и результат действия.
4
Ученик получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и
вносить необходимые коррективы в исполнение по ходу реализации и в конце действия.
5
Познавательные
Школьник научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных
заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном
пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые),
контролируемом пространстве Интернета;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире
и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении,
свойствах.
Ученик получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов
библиотек и сети Интернет;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью
инструментов
ИКТ;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач
в зависимости от конкретных условий;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно
достраивая и восполняя недостающие компоненты;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственныхсвязей;
Коммуникативные
Школьник научится:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для
решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение,
владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и
инструменты ИКТ и дистанционного общения;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том
числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в
общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том
числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической
формой речи.
Ученик получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать
свою позицию
и
координировать
ее
с
позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в
совместной деятельности;
задавать
вопросы,
необходимые для
организации собственной
деятельности и сотрудничества с партнером;
осуществлять взаимный
контроль
и
оказывать
в
6
сотрудничестве
необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения
разнообразныхкоммуникативных задач.
7
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (35 часов)
Введение.
1. Что такое проект?
Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Важность
исследовательских умений в жизни современного человека. Презентация
исследовательских работ учащихся.
Понятия: проект, проблема, информация
1.
Теоретический блок. Способы мыслительной деятельности
2. Что такое проблема.
Понятие о проблеме. Упражнение в выявлении проблемы и изменении собственной
точкизрения. Игра «Посмотри на мир чужими глазами».
Понятия: проблема, объект исследования.
3. Как мы познаем мир.
Наблюдение и эксперимент – способы познания окружающего мира. Опыты. Игры
навнимание.
Понятия: наблюдение, эксперимент, опыт.
4. Удивительный вопрос.
Вопрос. Виды вопросов. Ответ. Игра «Угадай, о чем спросили», «Найди загадочное
слово». Правила совместной работы в парах.
Понятия: вопрос, ответ.
5. Учимся выдвигать гипотезы.
Понятие о гипотезе. Ее значение в исследовательской работе. Вопрос и ответ.
Упражнения на обстоятельства и упражнения, предполагающие обратные действия.
Игра «Найди причину». Понятия: гипотеза, вопрос, ответ.
6. Источники информации.
Информация. Источники информации. Библиотека. Работа с энциклопедиями и
словарями. Беседа. Правила общения.
Понятия: источник информации.
Практика: работа с источником информации. Работа с книгой. Работа с
электронным пособием.
Практика: правила оформления списка использованной литературы. Оформление
спискаиспользованных электронных источников.
Этапы работы в рамках исследовательской деятельности
7. Выбор темы исследования.
Классификация тем. Общие направления исследований. Правила выбора темы
исследования.
8. Цели и задачи исследования.
Отличие цели от задач. Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение
задач для достижения поставленной цели.
Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его
главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования.
9. Методы исследования. Мыслительные операции.
Эксперимент. Наблюдение. Анкетирование. Мыслительные операции, необходимые для
учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, выводы.
Знакомство с наблюдением как методом исследования. Сфера наблюдения в научных
исследованиях. Информация об открытиях, сделанных на основе наблюдений.
Практические задания: “Назови все особенности предмета”, “Нарисуй в точности
предмет”. Понятия: эксперимент, экспериментирование, анкетирование, анализ, синтез.
8
10. Сбор материала для исследования.
Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации получаемых сведений (обычное
письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.).
Понятия: способ фиксации знаний, исследовательский поиск, методы исследования.
11. Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы.
Мыслительные операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности:
анализ, синтез, сравнение, обобщение, суждения, умозаключения, выводы.
Практическое занятие, направленное на развитие умений анализировать свои действия и
делать выводы.
12. Обобщение полученных данных.
Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения понятиям. Выбор главного.
Последовательность изложения.
Практические задания: “Учимся анализировать”, “Учимся выделять главное”,
“Расположи материал в определенной последовательности”.
Понятия: Анализ, синтез, обобщение, главное, второстепенное.
2. Практический блок.
Мы - исследователи. Самостоятельные (предметные) проекты
13. Планирование работы.
Составление плана работы над проектами. Определение предмета и методов
исследования в работе над проектом.
14. Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию.
Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах.
15. Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по
теме исследования.
Каталог. Отбор литературы по теме исследования. Выбор необходимой литературы по
теме проекта.
16. Работа в компьютерном классе. Обобщение полученных данных Оформление
презентации.
Работа на компьютере – структурирование материала, создание презентации. Выпуск
брошюры.
3. Мониторинг исследовательской деятельности учащихся
17. Подготовка к защите.
Психологический аспект готовности к выступлению. Как правильно спланировать
сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное. Культура
выступления: соблюдение правил этикета, ответы на вопросы, заключительное слово.
Знакомство с памяткой «Как подготовиться к публичному выступлению».
Эталон. Оценка. Отметка. Самооценка.
Коллективное обсуждение проблем: “Что такое защита”, “Как правильно делать доклад”,
“Как отвечать на вопросы”.
18. Защита проектов.
Анализ результатов и качества выполнения проекта. Оценка продвижения учащегося в
рамках проекта и оценка продукта.
Способы преодоления трудностей.
Конференция. Выступления учащихся с презентацией своих проектов.
Анализ проектно-исследовательской деятельности.
9
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
1.
Наименование тем
Количест
во часов
Введение (1 ч.)
Что такое проект
I. Теоретический блок (15 ч.)
1
Способы мыслительной деятельности (6 ч.)
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Что такое проблема
Как мы познаем мир
Удивительный вопрос
Учимся выдвигать гипотезы
Источники информации
Этапы работы в рамках исследовательской деятельности ( 9 ч.)
Выбор темы исследования
Цели и задачи исследования
Методы исследования. Мыслительные операции
Сбор материала для исследования
Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы
Обобщение полученных данных
II. Практический блок (19 ч.)
1
1
1
1
2
1
1
2
2
1
2
Мы - исследователи. Самостоятельные (предметные) проекты 12 ч.
13
14
15
16
17
18
10
Планирование работы
Обучение анкетированию, социальному опросу,
интервьюированию.
Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление
списка литературы по теме исследования.
Работа в компьютерном классе. Обобщение полученных
данных. Оформление презентации.
III. Мониторинг исследовательской деятельности учащихся ( 7 ч.)
Подготовка к защите.
Защита проектов.
3
3
3
3
4
3
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Литература для учителя:
1.
Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная
деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010.
– 321с.
2.
Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегративной технологии
обучения [Текст]: / Гузеев В.В.. Директор школы № 6, 1995г.- 16с.
3.
Полат Е. С.. Новые педагогические и информационные технологии в системе
образования [Текст]: / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под
редакцией Е. С. Полат. – М.: Издательский центр «Aкадемия», 1999г. – 224с.
4.
Савенков А.И. Учим детей выдвигать гипотезы и задавать вопросы. // Одаренный
ребенок. 2003, №2
5.
Савенков А. И. Психология исследовательского обучения [Текст]: / Савенков
А.И.
М.: Академия, 2005- 345с.
6.
Савенков А.И. Я - исследователь: Рабочая тетрадь для младших школьников. - 2-е
изд., - Самара: Издательство «Учебная литература», 2005.
7.
Чечель И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей
всезнающего оракула [Текст]: / Чечель И.Д. М.: Директор школы, 1998, № 3- 256с.
8.
Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в
современно школе [Текст]: / Чечель И.Д. – М.: Сентябрь, 1998 - 320с.
Литература для обучающихся:
1.
Рабочая тетрадь. Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших
школьников. 2-е изд., - Самара: Издательство «Учебная литература», 2005.
2.
А.В.Горячев, Н.И. Иглина "Всѐ узнаю, всѐ смогу". Тетрадь для детей и взрослых по
освоению проектной технологии в начальной школе.- М. БАЛЛАС,2008
3.
Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.
Интернет- ресурсы:
*
1.
Большая детская энциклопедия для детей. [Электронный ресурс]
http://www.mirknig.com/
*
2.
Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://allebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html
*
3.
А.Ликум - Детская энциклопедия. [Электронный ресурс]
http://www.bookshunt.ru/b120702_detskaya_enciklopediya_enciklopediya_vse_obo_vsem._
*
4.
Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс]
http://www.kodges.ru/dosug/page/147/
*
5.
Большая Детская энциклопедия. Русский язык. [Электронный ресурс]
http://www.booklinks.ru/
6.
Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС
начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс]
http://www.fsu-expert.ru/node/2696
7.
«Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В.
Степанова[Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/
8.
Проектная деятельность в начальной школе. [Электронный ресурс]
http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,24968/Itemid,118/http://www.
nachalka.com/proekty
11
Перечень технических средств, необходимых для организации курса
1.
2.
3.
4.
12
Ноутбук
Мультимедиапроектор
Средства телекоммуникации (выход в Интернет, электронная почта)
Цифровые лаборатории по физике, химии, биологии