КВД Основы физического эксперимента (1)

Управление образования Артемовского муниципального округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«средняя общеобразовательная школа №16»
Принята на заседании
педагогического совета
№82 от 29.08.2025г.
.

УТВЕРЖДАЮ:
и.о.директора МБОУ №СОШ №16»
Приказ №95/6
от «01» сентября 2025г
___________ Н.А.Ковалёва

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Основы физического эксперимента»
(физико-математический профиль)
7 класс
является приложением к ООП ООО
(с использованием средств обучения и воспитания Центра «Точка роста»)

Разработчик: Панчеха Юлия Петровна
учитель физики

п. Сосновый Бор, 2025г

Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы
физического эксперимента» разработана в соответствии с требованиями
федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования
и направлена на организацию обучения в
соответствии с требованиями федеральной образовательной программы
основного общего образования.
Программа рассчитана на 34 часа – 1 час в неделю с учётом
методических рекомендаций по созданию и функционированию в
общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и
малых городах, центров образования естественно-научной и технологичной
направленностей («Точка роста») (утверждены распоряжением Министерства
просвещения Российской Федерации от 12.01.2021 г. № Р-6) и
предусматривает проведение занятий с использованием оборудования центра
«Точка роста»
Цель курса
Опираясь на индивидуальные образовательные запросы и способности
каждого ребенка при реализации программы внеурочной деятельности по
физике «Физика в экспериментах», можно достичь основной цели - развить
у обучающихся стремление к дальнейшему самоопределению,
интеллектуальной,
научной
и
практической
самостоятельности,
познавательной активности.
Данная программа позволяет обучающимся ознакомиться с методикой
организации
и
проведения
экспериментально-исследовательской
деятельности в современном учебном процессе по физике, ознакомиться со
многими интересными вопросами физики на данном этапе обучения,
выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное
представление о проблеме данной науки. Экспериментальная деятельность
будет способствовать развитию мыслительных операций и общему
интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является
стремление развить у учащихся умение самостоятельно работать, думать,
экспериментировать в условиях школьной лаборатории, а также
совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по
определённым
вопросам.
Содержание
программы
соответствует
познавательным возможностям школьников и предоставляет им возможность
работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.

Содержание занятий внеурочной деятельности представляет собой введение
в мир экспериментальной физики, в котором учащиеся станут
исследователями и научаться познавать окружающий их мир, то есть освоят
основные методы научного познания. В условиях реализации
образовательной программы широко используются методы учебного,
исследовательского, проблемного эксперимента. Ребёнок в процессе
познания, приобретая чувственный (феноменологический) опыт, переживает
полученные ощущения и впечатления. Эти переживания пробуждают и
побуждают процесс мышления. Специфическая форма организации
позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами
физики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной
программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки.
Дети получают профессиональные навыки, которые способствуют
дальнейшей социальной адаптации в обществе.
Целью программы занятий внеурочной деятельности по физике
«Основы физического эксперимента», для учащихся 7-х классов являются:
развитие
у
учащихся
познавательных
интересов,
интеллектуальных и творческих способностей в процессе
решения практических задач и самостоятельного приобретения
новых знаний;
формирование и развитие у учащихся ключевых компетенций –
учебно – познавательных, информационно-коммуникативных,
социальных, и как следствие - компетенций личностного
самосовершенствования;
формирование предметных и метапредметных результатов
обучения, универсальных учебных действий. реализация
деятельностного подхода к предметному обучению на занятиях
внеурочной деятельности по физике.
Задачи курса
Для реализации целей курса требуется решение конкретных
практических задач. Основные задачи внеурочной деятельности по физики:
•
выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей
учащихся к различным видам деятельности;
•
формирование представления о явлениях и законах окружающего
мира, с которыми школьники сталкиваются в повседневной жизни;
•
формирование представления о научном методе познания;
•
развитие интереса к исследовательской деятельности;
•
развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;
•
развитие навыков организации научного труда, работы со словарями

•

•

•

•

•

•

•

и энциклопедиями;
создание условий для реализации во внеурочное время
приобретенных универсальных учебных действий в урочное время;
развитие опыта неформального общения, взаимодействия,
сотрудничества;
формирование навыков построения физических моделей и
определения границ их применимости.
совершенствование умений применять знания по физике для
объяснения явлений природы, свойств вещества, самостоятельного
приобретения и оценки новой информации физического содержания,
использования современных информационных
технологий;
использование приобретённых знаний и умений для решения
практических, жизненных задач;
включение учащихся в разнообразную деятельность: теоретическую,
практическую, аналитическую, поисковую;
выработка гибких умений переносить знания и навыки на новые
формы учебной работы.

Методы обучения и формы организации деятельности обучающихся
Реализация программы внеурочной деятельности «Основы физического
эксперимента» предполагает индивидуальную и групповую работу
обучающихся,
планирование
и
проведение
исследовательского
эксперимента, самостоятельный сбор данных для решения практических
задач, анализ и оценку полученных результатов, изготовление пособий и
моделей. Программа предусматривает не только обучающие и развивающие
цели, её реализация способствует воспитанию творческой личности с
активной жизненной позицией. Высоких результатов могут достичь в данном
случае не только ученики с хорошей школьной успеваемостью, но и все
целеустремлённые активные ребята, уже сделавшие свой профессиональный
выбор.
Планируемые результаты
После изучения программы внеурочной деятельности «Основы
физического эксперимента» обучающиеся:
совершенствуют умения на практике пользоваться приборами,
проводить измерения физических величин (определять цену деления,
снимать показания, соблюдать правила техники безопасности);
• научатся пользоваться приборами, с которыми не сталкиваются на
уроках физики в основной школе;
• разработают и сконструируют приборы и модели для последующей

•

•

работы в кабинете физики.
совершенствуют навыки письменной и устной речи в процессе
написания исследовательских работ, инструкций к выполненным
моделям и приборам, при выступлениях на научно – практических
конференциях различных уровней.
определят дальнейшее направление развития своих способностей,
сферу научных интересов, определятся с выбором дальнейшего
образовательного маршрута, дальнейшего профиля обучения в
старшей школе.

Предметными результатами программы внеурочной деятельности
являются:
1. умение

пользоваться методами научного познания, проводить
наблюдения, планировать и проводить эксперименты, обрабатывать
результаты измерений;
2. научиться
пользоваться измерительными приборами (весы,
динамометр, термометр), собирать несложные экспериментальные
установки для проведения простейших опытов;
3. развитие элементов теоретического мышления на основе
формирования умений устанавливать факты, выделять главное в
изучаемом явлении, выявлять причинноследственные связи между
величинами, которые его характеризуют, выдвигать гипотезы,
формулировать выводы;
4. развитие коммуникативных умений: докладывать о результатах
эксперимента, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать
справочную литературу и другие источники информации.
Метапредметными
деятельности являются:

результатами

программы

внеурочной

1. овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний,

организации учебной деятельности, постановки целей, планирования,
самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями
предвидеть возможные результаты своих действий;
2. приобретение опыта самостоятельного поиска анализа и отбора
информации с использованием различных источников и новых
информационных технологий для решения экспериментальных задач;
3. формирование умений работать в группе с выполнением различных

социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и
убеждения, вести дискуссию овладение экспериментальными

методами решения задач.
Личностными результатами программы внеурочной деятельности
являются:
1.
2.
3.
4.

сформированность
познавательных
интересов,
интеллектуальныхи творческих способностей учащихся;
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических
умений;
приобретение умения ставить перед собой познавательные цели,
выдвигать гипотезы, доказывать собственную точку зрения;
приобретение положительного эмоционального отношения к
окружающей природе и самому себе как части природы.

Способы оценки уровня достижения обучающихся
Качество подготовленности учащихся определяется качеством
выполненных ими работ. Критерием оценки в данном случае является
степень овладения навыками работы, самостоятельность и законченность
работы, тщательность эксперимента, научность предлагаемого решения
проблемы, внешний вид и качество работы прибора или модели,
соответствие исследовательской работы требуемым нормам и правилам
оформления.
Поощрительной формой оценки труда учащихся является демонстрация
работ, выполненных учащимися и выступление с результатами исследований
перед различными аудиториями (в классе, в старших и младших классах,
учителями, педагогами дополнительного образования) внутри школы.
Работа с учебным материалом разнообразных форм дает возможность
каждому их учащихся проявить свои способности (в области систематизации
теоретических знаний, в области решения стандартных задач, в области
решения нестандартных задач, в области исследовательской работы и т.д.).
Ситуации успеха, создающие положительную мотивацию к деятельности,
являются важным фактором развития творческих и познавательных
способностей учащихся.
Содержание программы
Содержание изучаемого курса в 7 классе
1.
Первоначальные сведения о строении вещества (8ч)
Цена деления измерительного прибора. Определение цены деления
измерительного цилиндра. Определение геометрических размеров тела.
Изготовление измерительного цилиндра. Измерение температуры тела.

Измерение размеров малых тел. Измерение толщины листа бумаги.
2. Взаимодействие тел (10 ч)
Измерение скорости движения тела. Измерение массы тела
неправильной формы. Измерение плотности твердого тела. Измерение
объема пустоты. Исследование зависимости силы тяжести от массы тела.
Определение массы и веса воздуха. Сложение сил, направленных по одной
прямой. Измерение жесткости пружины. Измерение коэффициента силы
трения скольжения. Решение нестандартных задач.
3.
Давление. Давление жидкостей и газов (8 ч)
Исследование зависимости давления от площади поверхности.
Определение давления твердого тела. Вычисление силы, с которой
атмосфера давит на поверхность стола. Определение массы тела,
плавающего в воде. Определение плотности твердого тела. Определение
объема куска льда.

Изучение условия плавания тел. Решение нестандартных задач.
4.
Работа и мощность. Энергия (8 ч)
Вычисление работы и мощности, развиваемой учеником при подъеме с 1
на 3 этаж. Определение выигрыша в силе. Нахождение центра тяжести
плоской фигуры. Вычисление КПД наклонной плоскости. Измерение
кинетической энергии. Измерение потенциальной энергии. Решение
нестандартных задач.
Календарно- тематическое планирование
7 класс.
1.

2

3
4
5

6
7
8
9

10
11
12
13

Вводное занятие. Инструктаж по технике
безопасности.
Первоначальные сведения о строении вещества (8
часов)
Измерение
физических
величин.
Экспериментальная работа « Определение цены
деления различных измерительных приборов».
Экспериментальная
работа
«Определение
геометрических размеров тел»
Экспериментальная работа «Измерение длины
проволоки»
Экспериментальная
работа
«
Определение
толщины алюминиевой пластины прямоугольной
формы»
Экспериментальная работа. « Изготовление
измерительного цилиндра»
Экспериментальная
работа
«
Измерение
температуры тела»
Экспериментальная работа. «Измерение размеров
малых тел»
Экспериментальная работа «Измерение толщины
листа бумаги»
Взаимодействие тел ( 10 часов)
Экспериментальная работа Измерение скорости
движения тела»
Экспериментальная
работа
«Изучение
равноускоренного движения»
Экспериментальная работа «Измерение массы на
электронных весах»
Экспериментальная работа « Измерение массы
одной капли воды»

Количество
часов

1

1
1
1

1
1
1
1

1
1
1
1

14
15
16
17
18
19

20
21
22
23
24

25
26
27
28

29

30
31
32

33

Экспериментальная работа «Измерение плотности
куска сахара»
Экспериментальная работа «Измерение плотности
куска хозяйственного мыла»
Экспериментальная работа « Измерение плотности
растительного масла»
Экспериментальная работа
Сложение сил,
направленных вдоль одной прямой».
Экспериментальная работа «Измерение жесткости
пружины»
Экспериментальная
работа
«Исследование
зависимости силы тяжести от массы тела»
Давление жидкостей и газов ( 8 часов)
Экспериментальная работа «Определение массы и
веса воздуха в комнате»
Экспериментальная
работа
«Измерение
коэффициента силы трения скольжения»
Экспериментальная
работа
«Исследование
зависимости давления от площади»
Экспериментальная работа «Определение давления
цилиндрического тела»
Экспериментальная работа «Вычисление силы, с
которой атмосфера давит на поверхность стола»
Почему мир разнообразен?
Экспериментальная работа «Изучение условий
плавания тел»
Экспериментальная работа «Определение массы
тела, плавающего в воде»
Экспериментальная работа «Определение объема
куска льда»
Экспериментальная
работа
«Определение
плотности камня»
Работа. Мощность. Энергия ( 6 часов)
Экспериментальная работа «Вычисление работы,
совершенной при подъеме с первого на второй
этаж»
Экспериментальная работа «Вычисление мощности
при подъеме с первого этажа на второй».
Экспериментальная работа «Изучение условий
равновесия рычага»
Экспериментальная
работа
«Определение
выигрыша в силе , который дает подвижный и
неподвижный блоки»
Экспериментальная работа «Вычисление К.П.Д.

1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1

1
1
1
1

1

1
1
1

1

34

наклонной плоскости»
Экспериментальная
работа
«Измерение 1
кинетической энергии
наклонной плоскости.
Измерение потенциальной энергии»

Информационно – методическое обеспечение
Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор:
пособие для учителя/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.:
Просвещение, 2011. – 223 с. -. (Стандарты второго поколения).
2.
Внеурочная
деятельность.
Примерный
план
внеурочной
деятельности в основной школе: пособие для учителя/. В.П.
Степанов, Д.В. Григорьев – М.: Просвещение, 2014. – 200 с. -.
(Стандарты второго поколения).
3.
Рабочие программы. Физика. 7-9 классы: учебно-методическое
пособие/сост. Е.Н. Тихонова.- М.:Дрофа, 2013.-398 с.
4.
Федеральный государственный стандарт общего образования
второго поколения: деятельностный подход [Текст]: методические
рекомендации. В 3 ч. Часть 1/ С.В.Ананичева; под общ. Ред.
Т.Ф.Есенковой, В.В. Зарубиной, авт. Вступ. Ст. В.В. Зарубина —
Ульяновск: УИПКПРО, 2010. — 84 с.
5.
Занимательная физика. Перельман Я.И. – М. : Наука, 1972.
6.
Хочу быть Кулибиным. Эльшанский И.И. – М. : РИЦ МКД, 2002.
7.
Физика для увлеченных. Кибальченко А.Я., Кибальченко И.А.–
Ростов н/Д. : «Феникс», 2005.
8.
Фронтальные лабораторные занятия по физике в 7-11 классах
общеобразовательных учреждений: Книга для учителя./под ред.
В.А. Бурова, Г.Г. Никифорова. – М. : Просвещение, 1996.
9.
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
[Электронный
ресурс].
–
Режим
доступа:
http://standart.edu/catalog.aspx?Catalog=227
10.
Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации//
официальный сайт. – Режим доступа: http://минобрнауки.рф/
11.
Методическая служба. Издательство «БИНОМ. Лаборатория
знаний»
[Электронный
ресурс].
–
Режим
доступа:
http://metodist.lbz.ru/
12.
Игровая программа на диске «Дракоша и занимательная физика»
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.media
1.

13.

2000.ru//
Развивающие электронные игры «Умники – изучаем планету»
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.russobit-m.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».