ПРОГРАММА
МЕЖПРЕДМЕТНОГО МОДУЛЯ
СЕМЬЯ И СЕМЕЙНЫЕ
ЦЕННОСТИ
(СРЕДНЕЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ)
МОСКВА
2024
СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ............................................................................. 3
Общая характеристика модуля ............................................................................ 3
Цели и задачи модуля ........................................................................................... 5
Место модуля в образовательном процессе ........................................................ 7
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ МОДУЛЯ ........ 9
Личностные результаты ....................................................................................... 9
Метапредметные результаты ............................................................................... 9
Предметные результаты ..................................................................................... 10
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ МОДУЛЯ .......................................................... 12
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общая характеристика модуля
Программа межпредметного модуля «Семья и семейные ценности»
(далее – программа) для 10–11 классов составлена на основе положений
и требований к результатам освоения основной образовательной программы,
представленных в федеральном государственном образовательном стандарте
среднего общего образования (утвержден приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 12.08.2022 № 732 «О внесении изменений
в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки
Российской
Федерации
от 17
мая 2012 г.
№ 413»)
и
федеральной
образовательной программы среднего общего образования (утверждена
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023
№ 371 «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего
общего образования»).
При
разработке
программы
модуля
использовались
следующие
нормативные документы:
– Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809
«Об
утверждении
Основ
государственной
политики
по
сохранению
и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»;
– Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период
до
2025
года
(утверждена
распоряжением
Правительства
Российской
Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р).
Актуальность межпредметного модуля «Семья и семейные ценности»
в современных условиях обусловлена необходимостью разработки программ
обучения и воспитания, способствующих активному осмыслению и принятию
представителями молодого поколения безусловной ценности крепкой семьи,
брака, многодетности и традиционных для России нравственных ориентиров,
3
передающихся от поколения к поколению, лежащих в основе общероссийской
гражданской идентичности и укрепляющих гражданское единство российского
общества.
Создание модуля продиктовано важностью целенаправленной учебной,
просветительской и воспитательной деятельности на уровне среднего общего
образования, которая предполагает:
– приобщение обучающихся к традиционным российским духовным
и семейным ценностям, включая ценности своей этнической группы;
– ознакомление обучающихся с правилами и нормами социальных
отношений (в том числе брачно-семейных), реализуемыми в обществе
в соответствии
с российскими
базовыми
конституционными
нормами
и ценностями;
– приобретение
обучающимися
опыта
поведения,
общения
и межличностных социальных отношений, соответствующих принятым
в российском обществе нормам, ценностям, традициям;
– формирование
у
обучающихся
гражданской
и
культурной
идентичности, включая культуру семейных отношений.
Модуль нацелен на сообщение и интеграцию современных научных
знаний о семье и семейных ценностях из области истории, социологии, права,
экономики, культурологии, психологии, а также на организацию разнообразной
деятельности обучающихся с целью применения получаемых знаний.
С педагогической точки зрения актуальность межпредметного модуля
заключается в том, что приоритетное внимание в программе уделено
современным подходам к организации деятельности обучающихся, которые
нацеливают их на активную коммуникативно-диалоговую и практическую
деятельность, формируют умение использовать получаемые знания для анализа
различных жизненных ситуаций и решения проблем, возникающих в сфере
брачно-семейных отношений.
Новизна
предлагаемого
для
освоения
межпредметного
модуля
заключается в том, что его содержание предполагает:
4
– рассмотрение ряда ранее изученных обучающимися исторических
и обществоведческих явлений и процессов в новой системе межпредметных
и междисциплинарных взаимосвязей;
– изучение
обучающимися
содержательно
нового
теоретического
материала;
– рассмотрение процесса становления института семьи в историческом
ракурсе;
– анализ
и
понимание
новых
приоритетов
в
брачно-семейных
отношениях и логики изменения половозрастных ролей в семье как ответа
на потребности конкретной исторической эпохи;
– развитие познавательных интересов обучающихся, связанных с их
подготовкой к самостоятельной семейной жизни, с осмыслением ими правовой
и моральной ответственности при выполнении основных социальных ролей
в семейной сфере.
Цели и задачи модуля
Изучение модуля направлено на реализацию следующих целей и задач:
– формирование
понимания
обучающимися
особой
значимости
института семьи для развития общества, сохранения исторической памяти
и преемственности поколений как традиционных духовно-нравственных
ценностей;
– формирование
ответственного
и
уважительного
отношения
обучающихся к своим родителям;
– подготовка к созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни в соответствии с правовыми нормами и духовнонравственными традициями России.
Важнейшие задачи, которые должны быть решены в процессе реализации
межпредметного модуля на уровне среднего общего образования, заключаются
в том, чтобы:
5
– формировать у обучающихся систему социальных представлений
о роли и значении семьи в системе общественных отношений, о ее основных
функциях,
механизмах
функционирования,
развития
и
взаимодействия
с другими социальными институтами;
– развивать познавательный интерес обучающихся к отечественной
истории, расширять их знания не только через обращение к этапным,
историческим изменениям в семейных отношениях и ценностях, но также
на примере истории своего рода, своей семьи;
– дать
дополнительные
знания
по
истории
и
обществознанию,
акцентируя внимание обучающихся на вопросах эволюции институтов семьи
и брака, общественно-исторической обусловленности и особенностях брачносемейных отношений и семейных ценностей в различные исторические эпохи;
– развивать у обучающихся навыки анализа и интеграции знаний
из
различных
социально-гуманитарных
наук,
умения
интерпретации
и реконструкции различных исторических событий и социальных явлений
посредством привлечения разнообразных информационных источников;
– развивать у обучающихся способность использовать получаемые
знания в целях коммуникации и практического применения, для анализа
и оценки поведения людей, собственных поступков, различных жизненных
ситуаций, для решения проблем, возникающих в сфере брачно-семейных
отношений;
– формировать
у
обучающихся
осознанное
принятие
установки
на создание в будущем устойчивой семьи, базирующейся на понимании
брака как союза мужчины и женщины для создания семьи, рождения
и воспитания детей, на неприятие в семье насилия и ухода от родительской
ответственности;
– способствовать
осознанию
обучающимися
своей
социальной
и гражданской идентичности одновременно как граждан России и как
хранителей, продолжателей традиций рода и семьи.
6
Место модуля в образовательном процессе
Программа
межпредметного
модуля
предполагает
реализацию
образовательной деятельности, рассчитанной на 17 часов.
В соответствии с федеральной образовательной программой среднего
общего образования межпредметный модуль может быть реализован за счет
времени, отводимого частью федерального учебного плана, формируемого
участниками образовательных отношений на изучение учебных предметов,
учебных курсов, учебных модулей по выбору обучающихся и родителей.
Отведенное время может быть использовано в двух вариантах:
– на
увеличение
учебных
часов,
предусмотренных
на
изучение
отдельного обязательного учебного предмета, которое позволит сделать модуль
встраиваемой частью учебного процесса;
– на введение отдельного, специально разработанного учебного курса,
обеспечивающего интересы и потребности участников образовательных
отношений.
Программа является содержательным и методическим ориентиром
для составления педагогами рабочих программ. Предложенные элементы
содержания и виды деятельности обучающихся могут быть конкретизированы
с учетом возможности выбора педагогом различных вариантов учебнометодического обеспечения курса, а также существующих условий школьной
информационно-образовательной среды.
Содержание программы предусматривает выделение проблем (вопросов),
которые могут стать предметом дискуссии, беседы.
Реализация
в
программы
образовательном
ресурсов
(порталы
процессе
и
предполагает
современных
сайты
активное
цифровых
использование
информационных
историко-просветительской,
правовой,
психологической и другой информации: «Культура.РФ», «История.РФ»,
«Семья2024.РФ», «Консультант.РУ» и др.), которые содержат текстовые,
видео-
и
фотоматериалы
по
различным
аспектам,
представленным
в содержании программы модуля.
7
Особенность программы модуля состоит в том, что межпредметный
характер курса позволяет в сжатые по времени сроки (17 часов) представить
в обобщенной, интегрированной форме фактически все основные аспекты
семейной проблематики (исторические, социокультурные, социологические,
правовые, экономические, психологические), дополняя и углубляя при этом
содержание учебных предметов «История» и «Обществознание».
Интегративные связи межпредметного модуля с учебными предметами
«Обществознание»
и
«История»
прослеживаются
в
его
содержании,
отражающем изменения в развитии семьи как социального института.
Объектом межпредметных связей являются:
– роль семьи на разных этапах развития общества;
– семейные ценности в их историческом развитии;
– эволюция традиционной семьи в российской истории;
– дети в традиционной семье и семье современного типа.
Содержательные элементы программы позволяют организовать вокруг
них практическую и поисково-исследовательскую деятельность обучающихся,
результаты которой могут быть оформлены и представлены для презентации
и оценки в рамках выполнения предметного или междисциплинарного
индивидуального проекта, являющегося обязательным для обучающихся
10–11 классов.
Модуль
направлен
на
интеграцию
и
актуализацию
социально-
гуманитарных знаний обучающихся, расширение их представлений о семье
и семейных ценностях, а также на оказание обучающимся педагогической
поддержки в ситуации семейного самоопределения и поиска перспектив
личностной самореализации.
8
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ МОДУЛЯ
Изучение
межпредметного
модуля
направлено
на
достижение
личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
– осознание духовно-нравственных ценностей российского народа;
– способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения,
ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;
– сформированность ценностного отношения к традициям народов
России;
– осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
– ответственное отношение к своим родителям и другим членам семьи,
к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни
в соответствии с традициями народов России;
– сформированность мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики.
Метапредметные результаты:
– развитие креативного мышления для решения жизненных проблем;
– владение навыками постановки собственных задач в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
– способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения
практических задач, применению различных методов познания;
– овладение видами деятельности по получению нового знания, его
интерпретации,
преобразованию и
применению в различных
учебных
ситуациях;
– умение интегрировать знания из разных предметных областей;
9
– получение и анализ информации из источников различного типа;
– владение различными способами общения и взаимодействия, умение
вести диалог;
– принятие целей совместной деятельности, организация действий
для достижения целей;
– умение понимать эмоциональное состояние других, способность
к сочувствию и сопереживанию;
– способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться,
проявлять интерес и разрешать конфликты.
Предметные результаты:
– умение применять знания для анализа социальной информации
о проблемах и современных тенденциях развития семьи и семейных
отношений, многообразии путей и форм развития семьи;
– знать о направлениях государственной политики по защите прав семьи
с детьми и правовом регулировании семейных отношений в Российской
Федерации;
– умение конкретизировать примерами из личного социального опыта
и модельными ситуациями теоретические положения о семье как социальном
институте, о функциях семьи в обществе, семейных ценностях, многообразии
форм и мер социальной защиты семьи с детьми;
– умение самостоятельно оценивать практические ситуации, определять
стратегии разрешения семейных и межличностных конфликтов;
– умение применять знания о финансовом планировании и безопасном
использовании
финансовых
услуг
для
принятия
ответственных
решений, достижения финансовых целей семьи и управления личными
финансами;
– умение использовать сравнительно-исторический метод изучения
семьи как социального явления;
10
– умение составлять описание (реконструкцию) в устной и письменной
форме исторических событий, явлений, процессов по вопросам эволюции
брачно-семейных отношений и особенностей семейных ценностей в России
в IX – начале XXI века;
– умение
осуществлять
с
соблюдением
правил
информационной
безопасности поиск социальной и исторической информации по вопросам
брачно-семейных отношений и семейных ценностей России в справочной
литературе, сети Интернет, средствах массовой информации для решения
познавательных задач, оценивать полноту и достоверность информации;
– умение
формулировать
собственные
суждения
и
аргументы,
обосновывать собственную точку зрения (версию, оценку) по вопросам
развития и жизнедеятельности семьи, роли семейных ценностей, потребностей
и интересов личности с опорой на фактический материал по истории семьи
в России, в том числе используя источники разных типов.
11
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ МОДУЛЯ
Тема 1. Семья как основа жизнедеятельности общества и человека (3 ч)
Зачем нужны семья и брак? (2 ч)
Семья как социальный институт и ее роль в самосохранении общества.
Основные функции семьи. Политика укрепления традиционных семейных
отношений в России. Законодательное регулирование прав семей с детьми.
Функции семьи на разных этапах развития общества.
Институт брака и его происхождение. Мотивы создания супружеского
союза. Нравственные нормы брака. Моральная и правовая ответственность
членов семьи. Вопрос о путях сохранения и устойчивого развития института
брака.
Какие ценности воспитывает семья? (1 ч)
Семейные ценности как гарант нравственного здоровья общества.
Основные виды семейных ценностей: материальные и духовные, моральные
и социальные. Вопрос о соотношении семейных и индивидуальных ценностей
и приоритетов.
Тема 2. Семья и семейные ценности в зеркале истории (7 ч)
Почему важно знать историю своей семьи? (1 ч)
Важность
сохранения
исторической
памяти
и
преемственности
поколений. История моего рода и моей семьи. Генеалогическое древо
и родственные отношения. Семейные традиции, обычаи, устои и обряды
разных поколений моей семьи. Вопрос об актуальности семейных традиций
и обрядов.
Как изменилась российская семья за 1000 лет? (4 ч)
Эволюция патриархальной (традиционной) семьи в российской истории
XII–XX веков. Складывание традиционной семьи в древнерусском обществе:
12
нормы семейной морали, половозрастные роли, семья и род. Понятие
традиционной семьи. «Поучение» Владимира Мономаха как квинтэссенция
норм семейной морали древнерусского общества. Вопрос об актуальности
семейных ценностей древнерусского общества в XXI веке.
«Домострой» как свод традиционных норм семейной и бытовой жизни
России XVI–XX веков. Нормы семейной морали, половозрастные роли и роль
ребенка в традиционной семье. Сохранение традиционной семьи среди
городских низов, в крестьянской и купеческой среде в XVIII–XIX веках.
Вопрос об особенностях традиционного семейного уклада.
Появление новых черт в брачно-семейных отношениях в XVIII–XX веках.
Европеизация
семейных
отношений
и
модернизация
семейной
жизни
дворянства XVIII века. Эмансипация женщин, изменение половозрастных
ролей и форм взаимоотношений в дворянских и разночинских семьях XIX –
начала
XX
века.
Вопрос
об
особенностях
религиозного,
светского
и гражданского браков.
Особенности семейных отношений в советский период истории.
«Революция»
в
семейных
отношениях
1920-х
годов
и
возвращение
к традиционным представлениям о семье в 1930-е годы. Изменение положения
женщин в советском обществе. Семья и воспитательное влияние общества.
Ребенок в советской семье. Вопрос о приоритетах воспитания ребенка: семья
или школа.
Какая она, семья XXI века? (2 ч)
Современные тенденции в развитии семьи как социального института.
Сохранение и укрепление традиционных основ семейных отношений в России
как ответ на вызовы времени.
Основные
особенности
«детоцентристской»
семьи:
особая
роль
родителей, любовь и эмоциональная взаимоподдержка, свобода и открытость.
Феномен
«супружеской»
эмоционального
семьи.
благополучия
Семья
личности.
как
Вопрос
существенный
о
значимости
фактор
семьи
для устойчивого развития современного российского общества.
13
Тема 3. Дети в семье современного типа (7 ч)
Как регулируются отношения в семье? (2 ч)
Ребенок
как
объект государственной
семейной
политики.
Меры
социальной поддержки семей с детьми. Социальные гарантии для молодых
и многодетных семей.
Материнский капитал и сферы его использования. Защита прав
и
интересов
детей,
оставшихся
без
попечения
родителей.
Вопрос
об эффективном использовании государственной поддержки семьи в интересах
ребенка.
Основные юридические права и обязанности детей и родителей. Вопрос
о моральном регулировании внутрисемейных отношений.
Нужно ли планировать семью? (1 ч)
Стратегии планирования семьи. Феномен многодетной семьи. Создание
условий для воспитания детей и ведения здорового образа жизни. Вопрос
о типичных проблемах содержания детей в молодой семье и способах их
решения.
Как сделать дом полной чашей? (1 ч)
Ведение семейного хозяйства и бюджета семьи. Домашний труд.
Трудовые навыки детей. Финансовое планирование. Финансовая безопасность
семьи и детей. Создание сбережений семьи и накопление собственности.
Вопрос о соотношении материальных и духовных потребностей.
Что значит поддерживать друг друга? (1 ч)
Социальная, материальная и морально-психологическая поддержка
детей в семье. Роль и участие родителей в выборе ребенком (детьми)
оптимальных
путей
личностной
самореализации
и
профессионального
самоопределения. Вопрос о степени свободы ребенка в выборе своего
трудового и жизненного пути.
14
Как создать «погоду в доме»? (2 ч)
Совместные усилия и взаимная ответственность родителей, детей
и родственников в создании общего семейного уклада. Забота родителей
и детей о доме и домашнем уюте. Эстетика быта. Вопрос о способах участия
родителей и детей в обустройстве личного пространства для каждого.
Благоприятный психологический климат в семье и способы его
сохранения. Пути преодоления внутрисемейных конфликтов и трудностей
взаимодействия с родственниками. Взаимопомощь и поддержка в семье.
Вопрос о важности общих семейных ценностей и семейного уклада.
15