ВД Радость творчества. -для детей с ОВЗ 2025 г

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования Артемовского муниципального округа
МБОУ "СОШ № 16"

УТВЕРЖДАЮ
И.о. директора МБОУ «СОШ № 16»
_______________Н.А.Ковалёва
приказ № 95/6 от 01.09.2025 г.

РАССМОТРЕНО
педагогическим советом
протокол № 82 от 29.08.2025 г.

Образовательная программа
внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО
РАДОСТЬ ТВОРЧЕСТВА
для 1-4 класса
направление: Художественно- эстетическая творческая деятельность

Составитель: Плишкина Любовь Александровна
Учитель ИЗО, высшая категория

п. Сосновый Бор
2025

Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности для детей с ОВЗ по изобразительном творчеству «Радость
творчества» имеет общекультурную направленность.
Актуальность программы: Изобразительное искусство являются одним из важнейших средств познания
мира, важной частью художественного воспитания и развития ребёнка и прежде всего его эмоциональной
сферы. Занятия по программе «Палитра» способствуют развитию художественно-творческих способностей
детей, а также: наблюдательности, творческой фантазии, мышления, мелкой моторики, усидчивости. Отличие
данной программы от аналогичных заключается в выборе тем, изобразительных материалов и методики.
Нормативно-правовая база:
План внеурочной деятельности составлен в соответствии с: - Федеральным законом от 29 декабря 2012
года № 273-ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации», - Федеральным законом от 24.11.1995 №
181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»,
- Информационно-методическое письмо об организации внеурочной деятельности в рамках реализации
обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного
общего образования от 05.07.2022 №ТВ -1290/03; - приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общегообразования», - приказом Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с
ограниченными возможностямиздоровья»,
- приказом Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью»,
- СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными постановлением Главного государственного
санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28;
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
22.03.2021 № 115;
- СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденными постановлением Главного
государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2;
- Уставом МБОУ «СОШ №16»,
- Конвенция ООН о правах ребенка,
-Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников
Общекультурное направление
Данное направление внеурочной деятельности ориентировано на воспитание у обучающегося
способности к эстетическому самоопределению через художественное творчество. Основой общекультурного
воспитания является искусство. Целью общекультурного направления является формирование у школьника в
процессе создания и представления (презентации) художественного произведения способности управления
культурным пространством своего существования.
Задачи:
-расширять общий и художественный кругозор обучающихся, общую культуру, обогащение
эстетических чувств и развитие художественного вкуса;
-развивать творческие способности, фантазию, воображение через знакомство с различными областями
искусства: изобразительное искусство, музыкальное искусство, театральное искусство, литературное
искусство;
-формировать способность формулировать собственные эстетические предпочтения;
-формировать представление об искусстве народов России;
-развивать интерес к чтению, произведениям искусства, спектаклям, концертам, выставке, музыке;
-формирование стремления к опрятному внешнему виду.
Общекультурное направление включает в себя участие в выставках, фестивалях художественного
творчества
Виды деятельности детей на занятиях:
2

Исследование и экспериментирование с материалами и инструментами: гуашь, пастель, акварельные
краски, карандаши, бумага, кисточки, клей ПВА и др.; использование различных изобразительных техник, в
том числе нетрадиционных: оттиск, тычковое рисование, пальцеграфия, кляксография; обучать технике
рисования «по сырому», граттаж, пластилинография, набрызг, тиснения, оттиски разными материалами,
монотипия, рисование пластилином, «по сырому» и т.д.
Программа рассчитана на детей ОВЗ 7-10 лет
Срок реализации программы - 4года, объём программы —34 ч
Формы обучения и виды занятий: групповые, практические занятия, беседа, игра, фронтальная и
индивидуальная работа в рамках групповой, участие в выставках.
Режим занятий: Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу Продолжительность занятия - 40 минут с
обязательным перерывом в виде физкультминутки В это же время входят подготовка детей к занятию и
уборка ими своего рабочего места в конце занятия,
Цель программы: развитие самостоятельности, творчества, индивидуальности детей; развитие
художественных способностей, путём экспериментирования с различными материалами, нетрадиционных
художественных техник; формировать эмоциональную отзывчивость к прекрасному.
Задачи:
1. Художественно – эстетические:
развивать художественное восприятие жизни;
уточнять представления об окружающем мире;
развивать творческие способности в процессе изображения предметов, явлений и состояний
окружающего мира, в выборе изобразительных материалов.
2. Задачи на приобретение изобразительного мастерства: развивать умение передавать форму,
строение предмета и его частей; цвет предмета, используя краски спектральных, тёплых, холодных,
контрастных цветов, разных оттенков и разной тональности; разные пропорции предметов
развивать композиционные умения при изображении групп предметов или сюжета.
3. Задачи на формирование технических навыков:
закреплять полученные раннее умения выполнять работу в техниках: тычком, монотипия, пальцеграфия,
кляксография; обучать технике рисования «по сырому», граттаж, пластилинография, набрызг, тиснения,
оттиски разными материалами;
помочь освоить технику рисования разнообразными изобразительными материалами: гуашь, акварель,
пастель, восковые и школьные мелки, простой карандаш, цветные карандаши, фломастеры.
4. Задачи на развитие эмоциональной отзывчивости к прекрасному:
вырабатывать умение наслаждаться красотой окружающей природы, любоваться предметами быта,
народных промыслов;
замечать красивое и отмечать уродливое в окружающем мире;
знакомить со средствами художественной выразительности и развивать элементарные умения
анализировать их;
научить различать жанры живописи;
развивать художественно – эстетический вкус.
5. Воспитательные:
развивать у детей усидчивость, старательность в работе, трудовые умения;
учить работать вместе, уступать друг другу, подсказывать, договариваться о совместной работе;
радоваться успехам своих товарищей при создании работы.
6. Речевые: развивать у детей планирующую функцию речи.
Инструменты и материалы, необходимые в работе:
• бумага для черчения формата А4 и А3;
• гуашевые, акварельные, акриловые краски;
• пастельные мелки, восковые мелки, свечи, тушь, поролон, трафареты;
• цветной картон разного размера, кисти беличьи разного размера, кисти клеевые;
• салфетки бумажные и тканевые, папиросная бумага, ватные палочки;
• соль, мука, клей ПВА;
Планируемый результат:
Программа обеспечивает достижение учащимися следующих
предметных результатов.
Личностные УУД:
 формирование уважительного отношения к иному мнению;
3

личностных,

метапредметных

и

 принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и
формирование личностного смысла учения;
 развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умения не
создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
 наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям.
Метапредметные УУД:
 овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её
осуществления;
 освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
 формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения
результата;
 формирование умения понимать причины успеха, неуспеха учебной деятельности и способности
конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
 освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
 использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей
изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
 умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе
с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты:
1) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни
человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
2) сформированность основ художественной культуры, эстетического отношения к миру; понимание
красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
4) овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной
деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических
формах художественной деятельности нетрадиционного рисования.
Контроль и оценка планируемых результатов.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных
нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.),
первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к
базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного
отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников
между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной про-социальной среде.
Для оценки эффективности занятий используются следующие показатели:
– степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя
меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
– поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают
положительные результаты занятий;
Формы деятельности: выставки, конкурсы, наблюдения, заочные экскурсии.
Учебный план блока для обучающихся ОВЗ 5-6 класса (17 ч.: 1 час в неделю, Группа от 7 человек)
Содержание программы кружка «Радость творчества»
5-6 класс
17 часов
Название раздела, темы

Количество часов
Всего
Теория

Формы к
Практи
ка

1

2

Натюрморт
Осенний букет с веткой
рябины
Лесной натюрморт Тюльпаны.
Первоцветы
Пейзаж

5

0,5

4,5

5

1

4

4

Просмотр детских работ и
анализ деятельности детей

Просмотр детских работ и

3

4

5

Звёздное небо.
Осенний пейзаж
Закат на море
Ночной город
Зимний пейзаж
Сюжетное рисование
« «Зоопарк»
Африка.
Коллективная
работа
«Волшебные ладошки.
Дерево дружбы»
Полет фантазии
Моё имя. ( набрызг)
На что похоже?
(многоугольники, круги)
Загадки Ниткография
Итого

анализ деятельности детей

3

0,5

1

2,5

Просмотр детских работ и
анализ деятельности детей

1

Просмотр детских работ и
анализ деятельности детей
Просмотр детских работ и
анализ деятельности детей

3

0,5

2,5

17

2,5

14,5

Содержание программы для 5-6 класса
(17 ч.: 1 час в неделю, Группа от 7 человек)
дата
1

2
3

4
5

тема
Осенний букет с веткой
рябины ( пальцевая
живопись,
оттиск,
примакивание)
Волшебные ладошки.
Дерево
дружбы
(коллективная работа)
Звёздное
небо.
(рисование свечей)

Осенний
пейзаж
монотипия)
Моё имя. ( набрызг)

(

Цели
материалы
Учить детей работать с разными материалами Опавшие листья, краска, кисти,
(листьями). Развивать стойкий интерес к рисованию, бумага.
воображение. Воспитывать аккуратность
Развивать фантазию детей, умение воплотить в Бумага, краски.
рисунке своё видение предмета.
Показать, что рисовать можно не только красками.
Закрепить умение составлять простые узоры.
Развивать чувство композиции. прорисовать свечой
звёзды, планеты, кометы, покрыть сверху чёрной или
фиолетовой акварелью.
Познакомить с техникой монотипии. Развивать у
детей чувство гармонии и красоты, восприятие цвета.
Развивать воображение, координацию движения.
Развивать
интерес к рисованию. Развивать
мускулатуру пальцев, глазомер. Дать детям
возможность испытать положительные эмоции при
выполнении рисунка.
Развивать наблюдательность. Учить детей создавать
интересные образы, фантазировать. Попросить детей
подумать и дорисовать необходимые детали, чтобы
получился интересный рисунок.
Развивать воображение, Учить создавать галерею
персонажей, добавляя к оттиску ладошки нужные
элементы и детали
Учить детей рисовать мылом на тонированной
бумаге. Учить составлять композицию, дополняя
основные компоненты рисунка своими деталями.
Познакомить детей с новой техникой «граттаж»,со
способом выделения рисунка путем процарапывания.
Подготовка листа : тонировка, покрытие парафином
Нанесение нужного рисунка, процарапывание

6

На
что
похоже?
(многоугольники,
круги)

7

Зоопарк. ( волшебные
ладошки)

8

Стрекозы. ( рисование
мылом)

9

Лесной
натюрморт
(грибы
и
ягоды).
Граттаж
Лесной
натюрморт
(грибы
и
ягоды).
Граттаж
Загадки. Ниткография
Развивать воображение, ассоциативное мышление,
мелкую моторику, координацию движения рук.
Закат на море. Мятая Учить детей видеть красоту окружающего мира.
бумага
Развивать воображение, используя эффект мятой
бумаги
Африка. Трафарет.
Учить детей видеть красоту окружающего мира.
Развивать воображение, фантазию, кругозор

10

11
12

13

5

Краски, бумага, кусочки свечки.

Бумага, акварель.
Трафареты
краски.

букв,

зубная

щётка,

Бумага, краски.

Бумага, краски.

Тонированная бумага
белый кусочки мыла.

(чёрная),

Бумага, чёрная тушь, зубочистки,
свечи, восковые мелки.
Бумага, чёрная тушь, зубочистки,
свечи, восковые мелки
Нитки № 10, цветная тушь или
гуашь, белая бумага.
Бумага, акварель

Бумага. Краски. Шаблоны, губка

Ночной
город. Закрепить умение рисовать свечой. Показать детям,
Рисование свечей
что свеча помогает «оживить» рисунок, придать ему
объёмность, блеск.
Зимний
пейзаж. Развивать воображение, координацию движения.
Набрызг.
Развивать
интерес к рисованию. Развивать
мускулатуру пальцев, глазомер. Дать детям
возможность испытать положительные эмоции при
выполнении рисунка.
Тюльпаны. Рисование Закрепить умение рисовать свечой. Показать детям,
свечей.
что свеча помогает «оживить» рисунок, придать ему
объёмность, блеск.
Первоцветы.
Оттиск Учить детей видеть красоту окружающего мира.
мятой газетой
Развивать воображение, используя эффект мятой
бумаги

14

15

16

17

Бумага, акварель, свеча

Трафареты деревьев, зубная щётка,
краски.

Бумага, акварель, свеча

Бумага. Краски, газета

Учебный план блока обучающихся ОВЗ 7-8-9 класс
(17 ч.: 1 час в неделю, Группа от 10 человек)
Название раздела, темы
Количество часов
Вс
его
1

2

3

4

5

Натюрморт
Букет
Осенняя ветка
Натюрморт « Изобилие»
Пейзаж
Осенний пейзаж
Космос
Зимушка
Сюжетное рисование
Вспоминаем лето
Веселые снеговики
Любимые мультяшки
Фантазируем!
Волшебные нитки
Калейдоскоп
Волшебный рисунок
Планета животных
Мой котенок
Семейка ёжиков
Плюшевый медвежонок
итого

Теор
ия

17

Формы контроля

Практик
а

0,5

3

0,25

Просмотр детских работ и анализ
деятельности детей

3

0,25

Просмотр детских работ и анализ
деятельности детей

3

0,25

Просмотр детских работ и анализ
деятельности детей

3

0,25

Просмотр детских работ и анализ
деятельности детей

2,5

4,5

Просмотр детских работ и анализ
деятельности детей

5

14,5

Содержание программы кружка «Радость творчества»
7-8-9 класс
17 часов
1

Вспоминаем лето
( набрызг)

2

Вспоминаем лето
( набрызг)

3

Букет ( картон, мятая бумага)

4

Осенняя ветка

5

Осенний пейзаж

Закрепить
умение
использовать
Картон, ножницы,
технику «старая форма – новое содержание»
трафареты
Изготовление трафаретов для будущей
композиции
Закрепить умение использовать технику
Гуашь, зубная щетка,
«старая форма – новое содержание» трафареты
Развивать пространственное мышление.
Продолжать
закреплять
умение
Краски,
,
картон,
использовать технику «старая форма – новое бумажные салфетки
содержание» - рисование (сложенным
картоном и мятой бумагой. Развивать
пространственное мышление.
Познакомить с техникой раздувания
Гуашь,
трубочки.
краски из трубочки. Закрепление техники Бумажная салфетка
тычкования.
Закрепить умение использовать технику
Акварель, гуашь
рисования «оттиск ладошкой». Развивать

6

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

пространственное мышление.
Натюрморт « Изобилие»
Продолжать
закреплять
умение
Предметные картинки,
(
набрызг,
пальчиковое использовать технику «старая форма – новое простой карандаш
рисование)
содержание Учить передавать в рисунке
характерные особенности формы овощей и
фруктов
Натюрморт « Изобилие» (
Продолжать
закреплять
умение
Гуашь, акварель зубная
набрызг, пальчиковое рисование
использовать технику «старая форма – новое щетка, трафареты
содержание» - рисование Учить передавать в
рисунке образы тех или иных животных с
помощью пририсовки к оттиску от пальца
нитки № 10,
Волшебные нитки
Освоение новой техники рисования
нарезанные
по 20-25 см;
( рисование нитью № 10)
нитью.,смоченной в краске Развивать
акварель
или цветная
фантазию, воображение
гуашь;
2 листа бумаги
(тонированной или белой).
Мой котенок
Освоение техники «Припечатка». Это
Предметные картинки с
( рисование ватным тампоном)
рисование животных тампоном, сделанным изображением
животных,
из ткани, внутри которого помещена вата.
ткань, вата
Карандаш,
гелевые
Плюшевый
медвежонок
(
Познакомить детей с нетрадиционной
рисование текстом)
техников рисования текстом. Развивать ручки
воображение,
Калейдоскоп
Продолжать учить детей выполнять
Гуашь
пластиковый
(
трафарет пластиковый работы с помощью подручного материала, стакан, крышки ( любые
стаканчиком)
предварительно готовить лист ( тонировать) предметы круглой формы)
Познакомить детей с нетрадиционной
техников рисования оттиска различными
формами.
Космос (трафарет пластиковый
Продолжать учить детей выполнять
Гуашь
черного,
стаканчиком)
работы с помощью подручного материала, фиолетового, синего цвета,
предварительно готовить лист ( тонировать) пластиковый стакан, крышки
Познакомить детей с нетрадиционной ( любые предметы круглой
техников рисования оттиска различными формы)
формами.
Любимые мультяшки ( техника
Познакомить детей с нетрадиционной
Заготовки из открыток,
коллаж)
техников коллаж- рисования и аппликации, старых
журналов,
клей.
используя различные материалы
краски
Семейка ёжиков ( набрызг,
Закрепить умение детей работать в
Ватные диски, цветная
рисование вилкой)
смешанной
техникой
рисования
и бумага, краски, тонированная
аппликации, используя различные материалы бумага. Одноразовые вилки
Зимушка
Закрепить умение детей работать в
Цветной
картон,
(
рисование
вилкой смешанной
техникой
рисования
и цветная
бумага,
вата,
+примакивание)
аппликации, используя различные материалы палочки
Волшебный рисунок ( свеча,
Познакомить детей с нетрадиционной
Парафиновые
свечи,
мыло)
техников рисования с использованием свечи, канцелярский клей, кусочки
мыла,
клея.
Развивать
воображение, мыла, поролон,
фантазию
Веселые снеговики ( ватные
Закрепить технику «набрызг»
Тонированная бумага,
диски)
белая гуашь. Ватные диски,
зубная щетка

Методическое обеспечение программы
Изобразительная деятельность с применением различных техник рисования, в том числе нетрадиционных
техник и материалов способствует развитию познавательного интереса детей и любознательности, помогает
эстетически развиваться. Раскрытию у детей творческого потенциала способствует создание неформальной
обстановки на занятиях, сочетание различных форм и методов работы.
Список нетрадиционных техник изобразительной деятельности:
 Точечный рисунок
 Тычкование
 «По сырому»
 Ниткография
 Набрызг
7

 Экорисование ( использование природных материалов)
 Монотипия
 Кляксография
 Способ выдувания
 Оттиск смятой бумагой и т.д.
Методы:
 Словесные — объяснение, беседа, сказочное повествование,
 Наглядные — наблюдение, демонстрация иллюстраций, использование компьютерных просмотров
мультфильмов, фотографий, рисунков, авторских работ, пособий.
 Метод проблемного изложения — создание проблемной ситуации.
 Метод ассоциаций — привлечение личного, эмоционального, визуального и жизненного опыта детей,
 Метод сравнения — как путь активизации мышления.
 Формы работы:
 Игра, погружение в образ;
 Беседы;
 Индивидуальная работа;
 Коллективная работа;
 Участие в выставках.
Все эти формы работы дают возможность детям максимально проявлять свою активность,
изобретательность, развивают их эмоциональное восприятие.
Педагог оставляет за собой право изменять виды изделий при выполнении детьми практической работы
по всем темам программы (с учётом пожеланий детей, тематикой выставок в отделе).
Занятия строятся по следующему примерному плану:
Создание интереса и эмоционального настроя (стихи, сказки, загадки), знакомство с произведениями
изобразительного искусства, рассматривание книжных иллюстраций, фотографий, наблюдение за явлениями
природы, напоминание о виденном ранее, игра);
Процесс работы начинается с рассматривания изображаемого предмета), советов педагога и
предложений детей по выполнению работы, показа приёмов изображения на отдельном листе Далее дети
приступают к созданию работы. Педагог объясняет и показывает только основные детали, второстепенные
ребёнок изображает самостоятельно. Педагог показывает детям удачно начатую работу, направляет действия
ребят, нуждающихся в поддержке и помощи. При доработке рисунка (поделки) дополнительными элементами
педагог обращает внимание детей на выразительные средства (правильно подобранные нужные цвета и
интересные детали);
Рассматривание полученных работы (детским рисункам даётся только положительная оценка).
Поощрение индивидуальности. Дети должны радоваться полученному результату и учиться оценивать свои
работы и работы других ребят, подмечать новые интересные решения
Материальное обеспечение программы
1. Гуашь (12 цветов).
2. Набор кистей
3. Палитры
4.банки для воды, тряпки для кистей.
5. Простые карандаши, ластики.
6. Бумага для гуаши формата А4 .
7. Клеёнка, тряпка.
8. Влажные и бумажные салфетки для рук,
9. Книжные иллюстрации,
10. Репродукции работ художников (серия «Великие русские живописцы» и «Великие художники»,
альбом «Русская пейзажная живопись. Времена года», демонстрационные материалы «Картины русских
художников»)
11. Наборы тематических картинок.
12. Цветная бумага, картон серый (белый), цветной.
13. Акварельные краски
14.Фломастеры (12 цветов),
15.Природный материал (осенние листья, засушенные цветы).
16. Ватные палочки, трубочки для коктейля, нитки № 10, Свечи, зубные щетки, пластиковые колпачки,
рулон белой туалетной бумаги, газеты и т.д.
8

Электронные ресурсы :
1. Картины, рисунки, художники, мастер-классы, мультфильмы, музыка: http:,¶www.youtube.com/
2. Школа рисования: http:'/www.mi]ori.center
З, Уроки рисования: www.u-sovenka.ru
4. Учебные планы, программы, игры, конкурсы на международном образовательном портале:
www.maam.ru
5. Русский музей: www.rusmuseum.ru
6.Третьяковская галерея;
7. Эрмитаж: www.hermitagemuseum.org
8 Фролова Г.Д. Нетрадиционные техники на уроках ИЗО (http://festival.1september.ru/articles/501574/)

Литература
1. Соломенникова О. Радость творчества. - М., 2005. 14-32 с.
2. Ферс М.Г. Тайный мир рисунка. Исцеление через искусство. - М.: Европейский дом. - 2000. - 382с.
3. Художественное творчество и ребёнок / Под. ред. Н. А. Ветлугиной. - М., 1972
4. Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. -М.: ТЦ Сфера, 2011.-128с.
5. Карлёнок ИВ. Чем заняться ребёнку вечером? — М.: Эксмо, 2017.
6. Кашникова ЕВ, Оригинальные техники в изобразительной деятельности. 60 занятий с детьми 5-7 лет:
пособие для воспитателей и внимательных родителей - СПб.: КАРО, 2013,
7. Колдина Д,Н, Рисование С детьми 5-6 лет, Конспекты занятий, — М, , МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.
8. Немешаева Е. Художества без кисточки. — Ростов н\Д: Феникс, 2014,
9. Фиона Уотт Энциклопедия юного художника, — Москва: РОБИНС, 2013.

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».