ДОО ЮИД «Добрая дорога детства» (социально-гуманитарная направленность)

Содержание
1. Основные характеристики общеразвивающей программы .......................................................3
1.1 Пояснительная записка ............................................................................................................3
1.2 Цель и задачи общеразвивающей программы .......................................................................4
1.3 Содержание общеразвивающей программы ..........................................................................5
1.4 Планируемые результаты и принципы деятельности ...........................................................7
2. Организационно-педагогические условия ...................................................................................9
2.1 Условия реализации программы .............................................................................................9
2.2 Формы аттестации/контроля .................................................................................................10
2.3 Оценочные материалы ...........................................................................................................10
3.Список литературы .......................................................................................................................12

2

1. Основные характеристики общеразвивающей программы
1.1 Пояснительная записка
Направленность – социально-гуманитарная.
Актуальность:
Актуальность программы обусловлена следующими факторами: Социальным заказом
государства, обозначенным в Федеральном законе от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ. «О
безопасности дорожного движения», на формирование компетентного участника дорожного
движения; При переходе на федеральные государственные стандарты второго поколения,
современные требования к образованию предусматривают необходимость сконцентрировать
своё внимание на соблюдении правил дорожного движения и культуру личной безопасности.
В связи с увеличением количества автомашин и ростом интенсивности дорожного движения
в населенном пункте, назрела необходимость предусмотреть комплекс мероприятий по
формированию у детей навыков правильного поведения на улицах для сокращения дорожнотранспортного травматизма.
Программа организации дополнительного образования«Юный инспектор движения»
предназначена для работы с обучающимися 6 классов, направлена на формирование у детей
и подростков культуры поведения на дорогах, гражданской ответственности и правового
самосознания, отношения к своей жизни и к жизни окружающих как к ценности, а также к
активной адаптации во всевозрастающем процессе автомобилизации страны, что
соответствует идеям федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования, стратегическим ориентирам развития образования в Свердловской
области.
Данная программа разработана в соответствии с требованиями нормативно-правовых
документов в области образования, защиты прав ребенка:
- Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением
Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р);
- Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей»
(утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и
приоритетным проектам (протокол от 30.11.2016 № 11);
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской
Федерации»;
- приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
- приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 № 533 «О
внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом
Министерства просвещения Российской Федерации 09.11.2018 № 196;
- постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
- письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
- письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации
адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих
социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»);
3

- приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка
применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ»;
- постановление Правительства Свердловской области от 01.08.2019 № 461-ГТП «О
региональном модельном центре дополнительного образования детей Свердловской
области»;
- постановление Правительства Свердловской области от 06.08.2019 № 503-ПП «О
системе персонифицированного финансирования дополнительного образования детей на
территории Свердловской области»;
- приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года»;
- приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
26.06.2019 № 70-Д «Об утверждении методических рекомендаций «Правила
персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в
Свердловской области».
Адресат: программа рассчитана на обучающихся от 12 до 13 лет. Набор в группу
осуществляется на основании заявления родителя (законного представителя). Общий
численный состав групп – до 20 человек. В состав могут входить учащиеся с ОВЗ, одаренные
дети и дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации.
Режим занятий:1 раз в неделю продолжительностью 40 минут.
Объем программы: 35 часов.
Сроки реализации программы: 1 год.
Уровень освоения программы – базовый.
Перечень форм обучения: фронтальная, групповая, коллективная, в парах, проектная
деятельность с привлечением родителей.
Перечень видов занятий: беседы, сообщения, лекции, экскурсия, встречи с
представителями ОМВД ГИБДД, обсуждение проблемных ситуаций, участие в творческих
конкурсах, коллективные творческие дела, интеллектуально-познавательные игры,
творческие проекты, исследовательские работы.
Перечень форм подведения итогов: беседа, творческий отчет, презентация,
тестирование, участие в отчетных конкурсах, агитационное видео.
1.2 Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель – формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит
развитие новых социальных ролей обучающегося как участника дорожного движения,
культуры поведения на дорогах и улицах. В дальнейшем дети смогут осознанно вести себя в
условиях дорожного движения, что приведёт к уменьшению числа дорожно-транспортных
происшествий, участниками которых становятся школьники.
Задачи:
Обучающие:
 Научить основным правилам дорожного движения;
 Обеспечить каждому ребенку требуемый уровень знаний по безопасному поведению
наулицах и дорогах;
 Обучить правильному поведению на улицах, используя полученные знания по
данномувопросу;
 Сформировать умение применять на практике полученные знания, обеспечив тем
своюсобственную безопасность.
Развивающие:
 Развивать мотивацию к безопасному поведению;
 Развивать у учащихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
4

 Развивать личностные свойства – самостоятельность, ответственность, активность,
аккуратность.
Воспитательные:
 Воспитывать сознательное отношение к выполнению правил дорожного движения;
 Воспитать культуру поведения и дорожную этику в условиях дорожного движения.
1.3 Содержание общеразвивающей программы
Учебный (тематический) план:
Тема
Количество часов
№
Теория
Практика
Всего
1
Вводное
занятие. 1
0
1
Правила
техники
безопасности на улице
осенью.
2

Юный
движения

инспектор 2

3

История ГИБДД

1

3

2

0

2

4

Правила
дорожного 3
движения (ПДД)

3

6

5

Дорожные знаки

2

1

3

6

Акция - как форма 2
профилактики детского
дорожнотранспортного
травматизма
Повторение
правил 1
безопасности на улице
зимой
Пропаганда изучения 2
правил
дорожного
движения

1

3

1

2

2

4

7

8

5

Формы аттестации
/ контроля
Учебное
тестирование.
Оформление стенда
дорожной
безопасности.
Интерактивные
учебное тестирование
по правилам
дорожного движения.
Создание
агитационного
видеоролика.
Встреча и беседа с
инспектором ГИБДД.
Просмотр
презентаций по
пропаганде правил
дорожного движения.
Создание
агитационного
видеоролика.
Проведение мастер
класса по
изготовлению
световозвращателей.
Интерактивное
тестирование.
Проведение
мероприятия для
начальной школы.
Участие в акции
совместно с ОМВД
ГИБДД
Создание презентации
и агитационного
видео
Встреча и беседа с
инспектором ГИБДД,
проведение

Повторение
правил 1
безопасности на улице
весной
Я велосипедист
2

1

2

2

4

11

Основы медицинских 1
знаний.
Правила
оказания
первой
помощи

1

2

12

Виды транспорта

1

0

1

13

Проверка знаний по 1
правилам
дорожного
движения

1

2

Итого

13

35

9

10

22

мероприятия для
обучающихся 1-9
классов
Создание презентации
и агитационного
видео
Учебное тестирование
«Правила движения
на велосипеде»
Встреча и беседа и
проверка знаний с
медицинским
работником. Создание
памятки по правилам
оказания первой
помощи.
Тестирование на
знание видов
транспорта
Участие в конкурсе
«Безопасное колесо»,
творческий отчет о
проделанной работе.

Содержание учебного (тематического) плана:
1. Вводное занятие, правила техники безопасности на дороге осенью (1 час)
Теория. Элементы улиц и дорог. Дорожная разметка и дорожные знаки, сигналы светофора и
регулировщика дорожного движения. Правила безопасности на дороге в осенний период.
Практическая работа: учебное тестирование, оформление стенда дорожной безопасности.
2. Юный инспектор движения (3 часа)
Теория. Изучение истории возникновения и развития ЮИД, цели, задачи, миссия отряда.
Создание своего штаба ЮИД, назначение командира отряда.
Практическая работа: создание агитационного видеоролика.
3. История ГИБДД (2 часа)
Теория. Знакомство с историей развития ГИБДД, с особенностями и достоинствами
профессии сотрудника ГИБДД. Знакомство с символикой ГИБДД
Практическая работа: встреча и беседа с инспектором ГИБДД
4. Правила дорожного движения (6 часов)
Теория. Статистика дорожно-транспортных происшествий. Повторение прав и обязанностей
пешехода. Правила перехода перекрёстка. Правила поведения пассажиров в общественном
транспорте. Просмотр учебного фильма «Азбука Безопасности на дороге».
Световозвращающие элементы.
Практическая работа: Создание агитационного видеоролика, проведение мастер класса по
изготовлению световозвращателей.
5. Дорожные знаки (3 часа)
Теория. Знакомство с историей появления дорожных знаков. Повторение классификации
дорожных знаков.
Практическая работа:проведение мероприятия для начальной школы
6. Акция - как форма профилактики детского дорожно-транспортного
травматизма (3 часа)
6

Теория.Что такое акция, виды акций, особенности их проведения.
Практическая работа: проведение акции «Письмо водителю»
7. Повторение правил безопасности на улице зимой (2 часа)
Теория.Гололед. Пурга. Осторожно сосульки! Виды опасных и безопасных горок.
Практическая часть: создание презентации и агитационного видео в рамках акции
«Внимание, горка!»
8. Пропаганда изучения правил дорожного движения (4 часа)
Теория.Форма пропаганды изучения правил дорожного движения. Цели пропаганды
изучения правил дорожного движения
Практическая работа: Встреча и беседа с инспектором ГИБДД, проведение мероприятия для
обучающихся 1-9 классов
9. Повторение правил безопасности на улице весной. (4 часа)
Теория.Осторожно, гололед! Ветер, дождь, слякоть, дорожные ловушки весной.
Практическая работа: создание презентации и агитационного видео.
10. Я велосипедист (4 часа)
Теория.Правила велосипедиста. Техническое состояние велосипедиста. Знакомство с
историей появления велосипеда. Повторение прав и обязанностей велосипедиста.
Практическая работа: Отработка технических элементов на велосипеде («качели»,
«восьмерка», «круг», «слалом» и др.) с участниками школьного этапа конкурса «Безопасное
колесо».
11. Основы медицинских знаний. Правила оказания первой помощи (2 часа)
Теория.Классификация кровотечений, способов остановки кровотечений. Изучение основ
накладывания повязок при ранах, ушибах, растяжениях, вывихах и переломах.
Транспортировка пострадавших. Теоретические основы помощи при ожогах и
отморожениях, остановке дыхания, тепловых и солнечных ударах, отравлениях, при укусах
змей и насекомых.
Практическая работа: Встреча и беседа с медицинским работником. Создание памятки по
правилам оказания первой помощи.
12. Виды транспорта (2 часа)
Теория.Знания обеспечения личной безопасности на наземных видах транспорта, на водном
и воздушном транспорте.
Практическая работа:Проведение тестов для проверки знаний. Просмотр
учебного
фильма«Азбука дороги».
13. Проверка знаний по правилам дорожного движения (2 часа)
Теория.Знакомство с формами проверки знаний по правилам дорожного движения.
Практическая работа: Проверка знаний по правилам дорожного движения. Подведение
итогов обучения по программе «ЮИД». Награждение лучших обучающихся ЮИД. Участие
в конкурсе «Безопасное колесо», творческий отчет о проделанной работе.
1.4 Планируемые результаты и принципы деятельности
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи
формирования у обучающихся умения учиться – самостоятельно добывать и
систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию
следующих принципов:
 Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности
образования в целом;
 Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального
самоопределения в системе внеурочной деятельности;
 Системность организации учебно-воспитательного процесса;
 Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
7

Личностные
Результаты

Формируемые умения


Личностные











Познаватель
ные









Коммуникат
ивные

оценивать жизненные ситуации
(поступки, явления, события) с точки
зрения, соблюдения правил дорожного
движения;
объяснять своё отношение к поступкам с
позиции общечеловеческих
нравственных
ценностей;
в предложенных ситуациях, опираясь на
знания правил дорожного движения,
делать выбор, как поступить;
осознавать ответственное отношение к
собственному здоровью, к личной
безопасности и безопасности
окружающих.
Метапредметные результаты
Формируемые умения

Результаты

Регулятивн
ые

результаты



Средства
формирования
Пошаговое освоение
основных знаний и
умений;
Предоставление
учащимся большей
самостоятельности во
время освоения
программы;
Выполнение заданий
творческого характера,
которые позволяют
обучающимся
чувствовать себя
успешными.
Стремиться к
совершенствованию.
Средства
формирования

обучающиеся научаться понимать и
принимать учебную задачу,
сформулированную учителем;
обучающиеся научаться осуществлять
контроль, коррекцию и оценку результатов
своей деятельности

проявление
познавательной
инициативы в
учебном
сотрудничестве

умения учиться: ставить и формулировать
проблемы;
осознанно и произвольно строить сообщения
в устной и письменной форме, в том числе
творческого и исследовательского характера;
осуществлять поиск необходимой
информации для выполнения учебных
заданий с использованием информационных
источников;
проводить сравнение и классификацию
объектов;
понимать и применять полученную
информацию при выполнении заданий;
проявлять индивидуальные творческие
способности.

осуществление
расширенного поиска
информации с
использованием
информационных
ресурсов

работать в группе, учитывать мнение
партнёров, отличные от собственных;

Проведениегрупповы
х занятия;

8

обращаться за помощью;
предлагать помощь и сотрудничество;
слушать собеседника;
формулировать свои затруднения;
формулировать собственное мнение и
позицию;
договариваться и приходить к общему
решению;
осуществлять взаимный контроль;









Результаты
Предметные

Предметные результаты
Формирование умения




формирование первоначальных
представлений о значении правил
безопасности дорожного движения;
овладение умениями оказания первой
медицинской помощи, безопасного
дорожного движения.

Коллективная
проектная
деятельность;
Проведение
мероприятий с
включением
родительской
общественности

Средства
формирования
Пошаговое освоение
основных знаний и
умений;
Предоставление
учащимся большей
самостоятельности
во время освоения
программы;
Практические
занятия.

2. Организационно-педагогические условия
2.1 Условия реализации программы
Для реализации программы необходимы следующие условия:
Материально-техническое обеспечение:
 Учебный кабинет ОБЖ.
 Ноутбук – 1
 Проектор – 1
 Экран – 1
 Колонки – 1
Кадровое обеспечение:
Педагог дополнительного образования Чукреева Надежда Витальевна запланировала
обучение на август 2021 года по дополнительной профессиональной программе «Педагогика
дополнительного образования детей и взрослых». Применение педагогом современных
методов обучения и воспитания в сочетании с традиционными приемами способствует
максимальному погружению членов объединения по интересам в процесс работы. С целью
пропаганды знаний ПДД и профилактики ДДТТ педагог использует активные методы,
приемы и формы обучения. Активно принимает участие в акциях и конкурсах, что
способствует реализации ребенка, как успешного, значимого гражданина РФ. Занимаясь по
программе «Юный инспектор Движения» обучающиеся занимают призовые места в
муниципальных конкурсах, получают награды и благодарственные письма от ГИБДД
Артемовского ГО и всероссийской газеты «Добрая Дорога Детства».
Методические материалы:
 Комплект «Дорожные знаки»;
 Форма отряда «ЮИД»;
 Электронные учебники;
9

 Банк данных (разработки уроков, бесед, лекции для родителей, памятки, разработки
внеклассных мероприятий);
 Плакаты по правилам дорожного движения.
2.2 Формы аттестации/контроля
Предполагаемые результаты:
 развитие и совершенствование навыков поведения на дороге,
 оказание доврачебной медицинской помощи,
 разносторонняя физическая и психологическая подготовка учащихся,
 сокращение количества ДТП с участием обучающихся,
 увеличение количества обучающихся, входящих в состав отряда ЮИД,
 повышение уровня теоретических знаний по ПДД,
 расширение знаний учащихся об истории правил дорожного движения,
 повышение дорожной грамотности учащихся,
 сформировать мотивационно – поведенческой культуры ребенка.
Формы диагностики предполагаемых результатов:
 дорожные знаки – вопросы;
 медицина – билеты;
 знания устройства велосипеда – тестовая работа;
 соревнования;
 конкурсы;
 круглый стол;
 создание памяток;
 оформление стенда;
 создание агитационного видео.
Подведение итогов осуществляется путём конкурсных встреч, проводимых по
специальному плану на основе положения о Российском смотре «Безопасное колесо».
Критериями выполнения программы служат: активность участия детей в пропаганде,
в
конкурсах,
в
мероприятиях
данной
направленности,
проявление
творчества,
самостоятельности.
Критерии оценивания
Баллы выставляются каждому обучающемуся по пятибалльной шкале по каждому
показанию. Все баллы суммируются, и вычисляется среднеарифметический балл, которые
заносятся в графу «Итог освоения программы в баллах».
Уровень освоения программы выставляется по следующей
шкале: Если средний арифметический балл обучающегося составил:
от 1 до 2,5 – уровень низкий
от 2,6 до 4 – уровень средний
от 4,1 до 5 – уровень высокий
2.3 Оценочные материалы
1. Знание дорожных знаков.
Каждому обучающемуся предлагается выполнить 15 заданий на знания дорожных
знаков. Каждый правильный ответ на вопрос начисляется 1 балл.
15 баллов – оценка 5
13-14 баллов – оценка 4
9-7 баллов – оценка 3
6-1 – не зачёт
2. Первая помощь (медицина)
10

Обучающимся предлагаются 12 билетов с теоретическими вопросами по оказанию
первой доврачебной помощи. В каждом билете содержится 5 вопросов с тремя вариантами
ответов к каждому, один из которых верный. За каждый правильный ответ начисляются
баллы.
5 баллов – оценка 5
4 балла – оценка 4
3 балла – оценка 3
2 балла – не зачет
3. Знание велосипеда (теория)
Обучающимся выдается рисунок велосипеда. Каждый обучающийся определяет
устройство велосипеда. За правильный ответ начисляются баллы
5 баллов – оценка 5 - нет ошибок
4 балла – оценка 4 - 2 ошибки
3 балла – оценка 3- 3-4 ошибки
2 балла – оценка 2 - 5 и более ошибок

11

3.Список литературы
Список литературы для педагога:
1. Безопасность на дороге. Карточки для развития ребёнка -М.: Улыбка, 2014г.-231с.
2. Дударева Ю. Б. Развитие творческого мышления в системе дополнительного

образования детей и взрослых // Молодой ученый. — 2016, 98с.
3. Гузеев В.В. Развитие образовательной технологии. // Директор школы - 1995, №6 - с.

34-37
4. Лыкова, И. А. Безопасность на дороге. Беседы по картинкам. Основные понятия.

Дидактический материал (набор из 8 карточек) / И.А. Лыкова, В.А. Шипунова. - М.:
Цветной мир, 2014. - 533 c.
5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под

ред. Е.С. Полат. – М., 2017.
6. Правила дорожного движения. - Москва, 2014г.
7. Шипунова, В. А. Безопасность на дороге. Сложные ситуации / В.А. Шипунова. - М.:

Карапуз, 2014. - 712 c.
Интернет источники
8. Примерные программы и учебно-методический комплект для обучения участников
отрядов юных инспекторов движения (http://минобрнауки.рф/документы/4960).
9. Электронные

образовательные ресурсы по основным вопросам безопасности

дорожного движения (http://минобрнауки.рф/документы/4962).
10. Разработка концепции, методических рекомендаций и проектов нормативных

документов по внедрению в деятельность образовательных организаций системы
непрерывного обучения детей безопасному участию в дорожном движении и
профилактики

детского

дорожно-транспортного

травматизма

(http://минобрнауки.рф/документы/4965).
Список литературы для учащихся (родителей):
11. Буланова С. Правила поведения на дороге. - «Стрекоза-Пресс», Москва, 2012г.
12. Жульнев Н.Я. Правила дорожного движения для начинающих 2016 (со всеми

изменениями)/Н.Я. Жульнев.- М.: Эксмо, 2016г.-304с.
13. Шельмин Е.В. Правила дорожного движения 2013 с примерами и комментариями/

Е.В. Шельмин.- СПб: Питер,2013г.-160с.

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».