Подписан: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
МУНИЦИПАЛЬНО СРЕДНЯЯ
ШКОЛА № 16"
DN: C=RU, S=Свердловская область,
Е БЮДЖЕТНОЕ STREET="СВЕРДЛОВСКАЯ
Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение
ОБЛАСТЬ,
РАЙОН, СОСНОВЫЙ БОР
ОБЩЕОБРАЗОВА АРТЕМОВСКИЙ
ПОСЕЛОК, ЧЕРЕМУШКИ УЛИЦА, СТРОЕНИЕ
«Средняя общеобразовательная школа № 16»
5", L=п. Сосновый Бор, T=Директор, O="
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ТЕЛЬНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ""
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
УЧРЕЖДЕНИЕ " СРЕДНЯЯ
ШКОЛА № 16""", ОГРН=1026600580005,
СНИЛС=09721891906, ИНН ЮЛ=6602007580,
ИНН=660202228901, E=ou16@mail.ru,
СРЕДНЯЯ
G=Анна Николаевна, SN=Березина, CN="
БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВА МУНИЦИПАЛЬНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ""
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ШКОЛА № 16"""
Основание: я подтверждаю этот документ
Местоположение: место вашего подписания
№ 16"
Дата: 2023-11-09 23:02:50
Foxit Reader Версия: 9.6.0
Утверждено приказом № ____ от ___
Директор школы ___________ Березина А.Н.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
предшкольной подготовки
«Дошколѐнок»
Возраст: 6-7 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель: Упорова С.Н.,
учитель начальных классов
п. Сосновый Бор
2023 г.
Пояснительная записка
Актуальность:
Преобразования, произошедшие в Российской Федерации, привели к изменениям в
системе образования в целом как в школьном так и в дошкольном его звене. В школу дети
приходят разные: каждый имеет свои особенности развития и состояния здоровья.
Причины разной подготовленности заключаются и в недостаточном компетентности
родителей в вопросах предшкольной подготовки. Всѐ это на пороге школы существенно
затрудняет адаптацию первоклассников к новым условиям школьной жизни. Поэтому
необходимо найти оптимальный вариант получения образования в этой ситуации. Одним
из путей решения вопросов выравнивания стартовых возможностей детей из разных
социальных групп и слоѐв населения стало целенаправленное предшкольное образование.
Переход от дошкольного детства к школьному характеризуется изменением места ребѐнка
в системе доступных ему отношений и всего образа его жизни. Для ребѐнка учение не
просто деятельность по усвоению знаний и не только способ подготовки себя к будущему,
оно осознаѐтся и переживается ребѐнком как его собственная трудовая обязанность, как
его участие в повседневной жизни окружающих людей. Поэтому то, как будет справляться
маленький школьник со своими школьными обязанностями, успех или неуспех в учебных
делах имеет для него острую эффективную окраску. Следовательно, вопросы школьного
обучения – это не только вопросы образования, интеллектуального развития ребѐнка, но и
формирования его личности. В связи с этим остро стоит проблема подготовки ребѐнка к
школьному обучению.
Готовить ребенка к школе – это значит не только обеспечить количество
определенных представлений, знаний и умений, но и формировать качественные
мыслительные способности. И главное, сформировать в нем психологическую готовность
к обучению – интерес и потребность в познании нового, трудолюбие, усидчивость,
внимание, память, логическое мышление, способность к волевым усилиям. Это
достигается не только путем специальных занятий, но и в результате знакомства с
окружающей жизнью – в играх, труде, общении и установлении новых связей со
взрослыми и сверстниками.
Программа представляет собой комплекс занятий с будущими первоклассниками для
того, чтобы помочь детям успешно адаптироваться в школе. В предлагаемой программе
сделана попытка объединить несколько задач по предшкольной подготовке.
Структура программы предусматривает как теоретические, так и практические
формы работы с детьми: экскурсии, соревнования, игровые занятия и т.д.
Программу реализует учитель начальной школы.
Данная программа разработана в соответствии с требованиями нормативноправовых документов в области образования, защиты прав ребенка:
Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена
распоряжениемПравительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р);
Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для
детей» (утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию
и приоритетным проектам (протокол от 30.11.2016 № 11);
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в
РоссийскойФедерации»;
приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018
№ 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельностипо дополнительным общеобразовательным программам»;
приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
30.09.2020 № 533 «О
внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный
приказом Министерства просвещения Российской Федерации 09.11.2018 № 196;
постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи»;
письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации
адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих
социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей- инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»);
приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении
Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ»;
постановление Правительства Свердловской области от 01.08.2019 №
461-ГТП «О региональном модельном центре дополнительного образования детей
Свердловской области»;
постановление Правительства Свердловской области от 06.08.2019 №
503-ПП «О системе персонифицированного финансирования дополнительного
образования детейна территории Свердловской области»;
приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года»;
приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 26.06.2019 № 70-Д «Об утверждении методических рекомендаций «Правила
персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в
Свердловской области».
Адресат: программа рассчитана на детей от 6 до 7 лет. Общий численный состав
группы – до 25 человек. В состав могут входить дети с ОВЗ, одаренные дети и дети,
находящиеся в трудной жизненной ситуации.
Режим занятий: один раз в неделю. Продолжительность занятия 40 минут с
прерыванием на физминутки.
Объем программы: 34 часа.
Срок освоения программы: 1 год.
Перечень форм обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Перечень видов занятий: практическая групповая и индивидуальная работа;
экскурсии; беседы; ролевые игры.
Перечень форм подведения итогов: текущий контроль (осуществляется посредством
наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий); мониторинг; беседа; опрос;
практическое занятие; творческий показ.
Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель – подготовка ребенка к школьной жизни, новой ведущей деятельности,
развитие и коррекция познавательных и коммуникативных способностей ребенка,
преодоление факторов дезадаптации за счет выравнивания стартовых возможностей
каждого ребенка, позволяющих им в дальнейшем успешно усвоить программу начальной
школы.
Задачи:
1.
Формирование навыков учебной деятельности, развитие познавательных
интересов и стимулирование желания учиться в школе, воспитание устойчивого внимания,
наблюдательности, организованности.
2.
Воспитание у детей коллективизма, уважения к старшим, стремления
оказывать другдругу помощь.
3.
Развитие у детей наглядно-образного и логического мышления, произвольного
внимания, зрительно-слухового восприятия, воображения, мелкой моторики и
координации движения рук, умения ориентироваться в пространстве и во времени.
Планируемые результаты
«Грамотейка»
К концу обучения дошкольники должны научиться:
правильно держать ручку при письме;
ориентироваться в тетради: разграничивать широкую и узкую
(рабочую) строки;
фиксировать границу и величину элементов;
знать и уметь выполнять разные виды штриховки;
при раскрашивании уметь фиксировать границы рисунков;
уметь по фрагментам продолжить узор;
составлять предложения к иллюстрациям;
воспроизводить сказку по серии сюжетных картинок.
«Считалочка»
К концу обучения дошкольники должны научиться:
объединять группы предметов, выделять часть, устанавливать взаимосвязь между
целым и частью;
сравнивать группы предметов по количеству с помощью составления пар,
уравнивать их двумя способами,
считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться
количественными и порядковыми числительными;
сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в пределах 10 и
устанавливать насколько одно число больше или меньше другого;
определять состав чисел первого десятка на основе предметных действий;
соотносить цифру с количеством предметов;
измерять длину предметов, располагать предметы в порядке увеличения или
уменьшения их длины, высоты, ширины;
узнавать и называть квадрат, прямоугольник, треугольник, круг; находить в
окружающей обстановке предметы, сходные по форме;
разбивать фигуры на несколько частей и составлять целые фигуры из их частей;
выражать словами местонахождение предмета, ориентироваться на листе
клетчатой бумаги (вверху, внизу, справа, слева, посередине);
записывать сложение и вычитание с помощью знаков +, -,=.
«Мир природы»
К концу обучения дошкольники должны научиться:
определять состояние погоды: солнечно. Пасмурно, ветрено, дождливо, выпал
снег;
уметь вести календарь природы с помощью взрослых;
иметь представление о сезонных изменениях в природе; о домашних животных; об
условиях, необходимых для роста растений; о лесных ягодах и грибах; об овощах
и фруктах; о деревьях и кустарниках, цветах, о перелетных и зимующих птицах, о
зависимости изменений в живой природе от изменений в неживой природе;
различать и называть деревья по коре, листьям, плодам;
сравнивать, группировать, классифицировать предметы;
понимать значение обобщающих слов.
«Творчество»
К концу обучения дети должны научиться:
пользоваться простейшими приемами лепки, аппликации и др;
делать разметку при помощи шаблона или трафарета;
умение создавать несложные конструкции из разных материалов.
В ходе освоения содержания программы обеспечиваются условия для достижения
обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные УУД: мотивационные и коммуникативные, положительное отношение к
школьному обучению.
Метапредметные:
Познавательные УУД: знаково-символическое моделирование и преобразование
объектов; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных,
несущественных); сравнение и сопоставление; выделение общего и различного;
осуществление классификации; самостоятельный выбор способов задач в зависимости от
конкретных условий; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в
устной форме.
Регулятивные УУД: осуществление действия по образцу и заданному правилу;
сохранение заданной цели; умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию
взрослого; осуществление контроля своей деятельности по результату; умение адекватно
понимать оценку взрослого и сверстника.
Коммуникативные УУД: овладение определенными вербальными и невербальными
средствами общения; эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества с
взрослыми и сверстниками; ориентация на партнера по общению; умение слушать
собеседника; задавать вопросы.
Содержание программы
Раздел «Грамотейка» обеспечивает обогащение активного словаря ребенка,
развитие связной
речи, формирование умений составлять описательный,
повествовательный рассказ, рассказ-рассуждение. Особое внимание уделено специальной
подготовке к изучению русского языка в школе, обучению чтению и подготовке руки
ребенка к письму. Большое внимание уделяется развитию фантазии, воображения,
словесного творчества ребенка. В дошкольном возрасте начинается подготовка руки
ребѐнка к письму. И вот как раз в это время перед педагогами и родителями встаѐт задача
развития мелкой моторики руки ребѐнка.
От уровня развития речи и мышления во многом зависит качество дальнейшего
обучения и воспитания дошкольников.
Общие понятия
Знакомство со звучащим словом, выделение звука из звукового ряда, слова, текста.
Определение местоположения звука в слове по отношению к началу, середине, концу.
Знакомство со слогом, со слоговой структурой слова, деление слова на слоги.
Овладение звуковым анализом слова, т.е. последовательному вычленению всех звуков в
слове по порядку.
Дифференциация звуков по их качественной характеристике (гласные, согласные,
звонкие, глухие, твѐрдые, мягкие).
На первых занятиях дети учатся ориентироваться в пространстве места. Для этого
включаем в работу разнообразные упражнения на ориентацию:
а) графические диктанты;
б) штриховку фигур;
в) рисование по клеткам узоров;
г) построение фигур из прямых линий.
Развитие мелкой моторики находится в тесной связи с развитием речи и мышления
ребѐнка.
В данный раздел включены следующие упражнения:
1. Пальчиковая гимнастика.
2. Штриховка.
Раздел «Считалочка»
способствует становлению начальной математической
компетентности (развитию элементарных математических представлений).
В основу отбора математического содержания, его структурирования и разработку
форм представления материала для математической подготовки детей к школе положен
принцип ориентации на общее развитие ребенка, включающее в себя его сенсорную и
интеллектуальную готовность.
В математическом содержании программы объединены три основные линии:
арифметическая (числа от 0 до 10, цифра и число, основные свойства чисел натурального
ряда и пр.), геометрическая (прообразы геометрических фигур в окружающей
действительности, форма, размер, расположение на плоскости, в пространстве
простейших геометрических фигур).
В курсе реализуется основная методическая идея о том, что развитие
познавательных процессов у детей будут более активными и эффективными, если оно
осуществляется в процессе деятельности ребенка, насыщенной математическим
содержанием, что направляется специальным подбором и структурированием заданий,
формой их представления, доступной, интересной и увлекательной для детей.
Большое внимание уделяется формированию умений общаться с преподавателем, с
другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо.
Использование специально отобранного математического содержания и методов
работы с ним поможет и позволит подвести общее развитие детей на уровень,
необходимый для успешного изучения математики в школе.
Общие понятия:
Свойства предметов: цвет, форма, размер, материал и др. Сравнение предметов по
форме, цвету, размеру, материалу.
Совокупности (группы) предметов или фигур, обладающих общим признаком.
Составление совокупности по данному признаку. Выделение части совокупности.
Сравнение двух совокупностей предметов. Обозначение отношений равенства и
неравенства.
Установление равночисленности двух совокупностей предметов с помощью
составления пар (равно – не равно, больше на… - меньше на…).
Формирование общих представлений о сложении как объединении групп предметов в
одно целое. Формирование общих представлений о вычитании как удалении части
предметов из целого. Взаимосвязь между целым и частью.
Прямой и обратный счет в пределах 10. Образование следующего числа путем
прибавления единицы. Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10
цифрами.
Равенство и неравенство чисел. Сравнение чисел (больше на… - меньше на…) на
наглядной основе.
Формирование представлений о сложении и вычитании чисел в пределах 10 (с
использованием наглядной опоры) взаимосвязь между сложением и вычитанием чисел.
Число 0 и его свойства.
Решение простых задач на сложение и вычитание с использованием наглядного
материала.
Пространственно-временные представления
Примеры отношений: на – над - под, слева – справа - посередине, спереди - сзади,
сверху - снизу, выше – ниже, шире – уже, длиннее – короче, толще – тоньше, раньше –
позже, позавчера – вчера – сегодня – завтра – послезавтра, вдоль, через и др.
Последовательность дней в неделе. Последовательность месяцев в году.
Ориентировка на листе бумаги в клетку.
Геометрические фигуры и величины
Формирование умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковые по
форме. Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, прямоугольник, треугольник,
круг, овал.
Образовательная область «Мир природы»
направлена на развитие детей, на
формирование у них заинтересованного и бережного отношения к природному
окружению.
В основу подготовки малышей к обучению положены непосредственные наблюдения
в природе, действия с предметами, осуществляемые в естественной для детей данного
возраста занимательной, игровой форме. При этом большое внимание уделяется
формированию таких важных умений, как умение выделять свойства предметов (форма,
цвет, размеры), находить их общие и отличительные признаки, фиксировать состояние
предмета и его смену. Таким образом, осуществляется накопление фактических знаний и
умений познавательной деятельности, необходимое для успешного освоения программы
начальной школы.
Занятия творчеством в предшкольной подготовке являются важным средством
всестороннего развития детей и в полной мере обеспечивает
(с точки зрения
планируемых результатов) взаимосвязь УУД, формируемых на ступени дошкольного
образования и в начальной школе.
В разделе «Творчество» реализуются следующие задачи:
способность развитию моторики мелких мышц руки;
создание условий для развития умений работать в группе;
развитие творческих способностей учащегося.
Занятия по изобразительной деятельности являются важным средством всестороннего
развития детей. Обучение рисованию, лепке, аппликации способствует умственному,
нравственному, эстетическому и физическому воспитанию дошкольников.
К концу обучения дети должны научиться:
пользоваться простейшими приемами лепки, аппликации и др;
делать разметку при помощи шаблона или трафарета.
Тематическое планирование
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
Дата
Название разделов, тем
1 раздел «Грамотейка».
Понятия об устной и письменной речи.
Предложение и слово. Звуки и буквы.
Подготовительные упражнения для развития
глазомера.
Штриховка. Рисование и раскрашивание
узоров.
Письмо элементов букв.
Развитие речевых навыков.
Пересказ знакомой сказки.
Составление рассказа по картинке.
Разгадывание загадок.
2 раздел «Считалочка».
Различение предметов по размеру и форме.
Пространственные представления.
Временные представления.
Сравнение групп предметов. Название,
последовательность и обозначение чисел от 1 до
10.
Счет предметов. Число 0 и его обозначение.
Знаки «+», «-»,«=».
Решение простых задач с опорой на предметы.
Уточнение представлений о геометрических
фигурах.
3 раздел «Мир природы».
Жизнь разных растений. Грибы съедобные и
ядовитые.
Овощи и фрукты – главные продукты. Игра
«Фрукты – овощи».
Охрана природы.
Дикие и домашние животные. Игра «Найдѐм
домашних животных.
Рыбы – обитатели вод, их приспособленность к
условиям жизни.
Учимся понимать и беречь природу.
4 раздел «Творчество». Любимая сказка
"Колобок" (знакомство с основами композиции).
Иллюстрирование сказки.
Работа с пластилином. Лепка игрушки.
Работа с бумагой. Аппликация «Разноцветные
зонтики»
Итого:
Количес
тво
часов
1
4
1
1
2
2
1
1
1
1
1
1
2
2
3
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34
Список литературы
1. Белый Е.А., Белая К.Ю. Энциклопедия для родителей первоклассника. – М: изд.
АСТ – 2000 г.
2. Волина В.В. Веселая грамматика. М.: Просвещение, 2010 г.
3. Волина В.В. Учимся играя. М.: Просвещение, 2011 г.
4. Жукова М.А. Как научить ребѐнка логически мыслить и быстро находить выход из
нестандартных ситуаций. – М.: СИМБАТ, 2021 г.
5.Ильина М.Н. Подготовка к школе. Развивающие упражнения и тесты. –
Дельта, С-Пб., 2009 г.
6. Колесникова Е.В. Программа От звука к букве. Обучение дошкольников элементам
грамоты. Рекомендовано учебно-методической лабораторией педагогики начального
образования Московского института открытого образования. Издательство ЮВЕНТА,
Москва 2017 г.
7.Коноваленко С. Как подготовить ребѐнка к школе. – М.: Эксмо, 2013 г.
8.Новоторцева Н.В.Развитие речи детей. Ярославль, Академия развития, 2000 г.
Сайты в помощь учителю и родителям будущих первоклассников:
1.
www.методцентр.рф – Комплексная служба психологопедагогического и социальногосопровождения.
2.
www.defectolog.ru – сайт для дефектологов и логопедов.
3.
www.raskrasko.ru – обучающие раскраски на разные темы.
4.
www.raskraska.com – раскраски на разные темы.
5.
www.twirpx.com – рабочие тетради для дошкольников.
6.
www.proshkolu.ru – портал для учителей, содержащий методические
материалы.
7.
www.pedmir.ru – сайт практической направленности,
содержащий разработки уроков,презентации.
8.
www.defectolog.ru – сайт для логопедов и дефектологов.
9.
www.prozagadki.ru – разные загадки, в том числе и
математические, на одну букву, сподвохом, ребусы.
10.
www.korogovor.ru – скороговорки на определѐнную букву.
11.
www.detsad-kitty.ru – практический материал для воспитателей, родителей и
учителей.