Содержание
1.Основные характеристики общеразвивающей программы ....................................................3
1.1 Пояснительная записка .......................................................................................................3
1.2 Цель и задачи общеразвивающей программы ..................................................................5
1.3 Содержание общеразвивающей программы .....................................................................5
1.4 Планируемые результаты и принципы ..............................................................................8
2. Организационно-педагогические условия ............................................................................10
2.1 Условия реализации программы ......................................................................................10
2.2 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы ..................................................10
3.Список литературы ...................................................................................................................13
2
1.Основные характеристики общеразвивающей программы
1.1 Пояснительная записка
Направленность- социально-гуманитарная.
Программа дополнительного образования «Юный журналист» является программой
интеллектуального творчества. для того, чтобы помочь ребенку попробовать свои силы в
словесном выражении мыслей и чувств,«попасть на творческую волну», почувствовать
себя успешным и востребованным.
Новизна программы
«Юный журналист» расширяет границы изучения языка в школьном курсе и
предусматривает знакомство и практическое освоение многих разделов лингвистической
стилистики, функциональной стилистики, а также практической стилистики и культуры
речи. Одной из важных задач программы является повышение общей культуры речи
учащихся, поэтому в «Программу» включены вопросы «Культура речи», причем акцент
сделан на практическое освоение понятий лингвистики. Навыки, которые предполагается
выработать в процессе изучения курса, окажутся полезными как для построения устного
сообщения, так и для написания заметок и статей в газету.
Кроме того, программа способствует освоению учащимися фундаментальных
понятий современной информатики, формированию у них навыков алгоритмического
мышления, пониманию компьютера как современного средства обработки информации;
получению практических навыков работы с компьютером и современными
информационными технологиями.
Актуальность программы
Актуальность программы обусловлена тем, что в школе обучающиеся получают
недостаточно сведений о роли средств массовой информации в общественной жизни.
Между тем в современной жизни огромную роль играют периодика, радио, телевидение.
Благодаря им люди узнают о различных событиях, получают необходимую информацию.
СМИ влияют на формирование общественного мнения и общественного сознания.
Значит, работа кружка по изучению журналистики будет востребована в основной и
средней школе.
В данной программе собран материал, которого достаточно для получения общего
представления о журналистике, ее истории, истории печатного дела, особенностях
различных жанров журналистики. Содержание программы предполагает работу с разными
источниками информации. Содержание каждой темы включает в себя самостоятельную
работу учащихся. При организации занятий целесообразно создавать ситуации, в которых
каждый ученик мог бы выполнить индивидуальную творческую или конструкторскую
работу и принять участие в работе группы, состоящей из обучающихся количеством от 7
до 15 человек.
Педагогическая целесообразностьобуславливается тем, что, проходя обучение,
обретая опыт общения и создания газеты, подростки 12-17 лет смогут проявить свои
творческие способности, реализовать свое потенциальное стремление к лидерству,
развить гражданскую инициативу и ответственность, повысить интеллектуальный
уровень.
Данная программа разработана в соответствии с требованиями нормативноправовых документов в области образования, защиты прав ребенка:
Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена
распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р);
Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей»
(утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию
и приоритетным проектам (протокол от 30.11.2016 № 11);
3
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской
Федерации»;
приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 № 533 «О
внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным
программам,
утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации
09.11.2018 № 196;
постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №
28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)»;
письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по
реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ,
способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая
детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»);
приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ»;
постановление Правительства Свердловской области от 01.08.2019 № 461-ГТП «О
региональном модельном центре дополнительного образования детей
Свердловской области»;
постановление Правительства Свердловской области от 06.08.2019 № 503-ПП «О
системе персонифицированного финансирования дополнительного образования
детей на территории Свердловской области»;
приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года»;
приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
от 26.06.2019 № 70-Д «Об утверждении методических рекомендаций «Правила
персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в
Свердловской области».
Адресат: программа рассчитана на обучающихся от 12 до 17 лет. Набор в группу
осуществляется на основании заявления родителя (законного представителя). Общий
численный состав групп – до 15 человек.
Режим занятий: 1 раз в неделю
Объем программы: 35 часов.
Срок освоения программы: 1 год.
Уровень освоения программы – базовый.
Перечень форм обучения: фронтальная, индивидуальная, индивидуально-групповая,
4
групповая.
Перечень видов занятий: выполнение творческих заданий, работа с периодическими
изданиями, работа в сети Интернет, работа в библиотеке, интервью, анкетирование,
сюжетно-ролевые игры.
Перечень форм подведения итогов:
1.2 Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель: создание деятельностной ситуации для стартовой мотивации обучающихся к
изучению основ журналистики и освоения практических навыков; для раскрытия
творческого потенциала обучающихся, для успешной адаптации в современных
жизненных условиях и самоопределения в выборе жизненного пути.
Задачи:
Развивающие:
развитие образного, логического и критического мышления;
развитие навыков устного и письменного выступления;
формирование у ребят практических навыков журналистской работы, умения
собирать информацию, пользоваться разнообразной справочной и научной
литературой;
развитие интереса к общественной жизни, чтению и словесному творчеству;
развитие способности к конструктивному и содержательному общению с людьми
разных возрастов;
Обучающие:
формирование умения работать в различных жанрах публицистического и
художественно-публицистического стилей;
обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма
используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и
чувств адекватно ситуации и стилю общения;
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка,
основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими,
грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого
этикета.
овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе
понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от
научного, делового, публицистического и т. п.,
овладение основными навыками компьютерных программ.
Воспитывающие:
воспитание нравственных основ личности будущего журналиста,
воспитание культуры поведения, культуры чтения периодической печати.
1.3 Содержание общеразвивающей программы
Учебный (тематический) план:
№ Тема
Количество часов
Формы
контроля
Теория Практика Всего
1
1.1
1.2
Что такое журналистика?
Возникновение журналистики.
1
Журналист:
профессиональные 1
качества, права и обязанности,
принципы поведения. Журналист
и законодательство. Закон РФ о
3
1
5
Тест
2
2.1
2.2
3
3.1
3.2
4
4.1
4.2
4.3
10
11
12
13
14
15
16
17
СМИ.
Детская пресса.
Современные
детские
подростковые СМИ.
Работа
в
библиотеке
подшивками газет и журналов.
2
и
1
с
1
Понятие информации.
Источники информации
для 1
журналиста
Работа в сети Интернет с медиа- 1
ресурсами
Газетно-журнальные жанры.
Общая характеристика жанров.
Информационные:
новость,
заметка,
Аналитические:
комментарий,
статья,
корреспонденция,
обозрение, рецензия.
Очерк, зарисовка, эссе: сходства и
различия, характерные черты,
особенности повествования.
Критика и рецензия. Фельетон,
его особенности и характерные
черты.
Работа в сети Интернет с медиаресурсами,
анализ
статей
местных
СМИ
с
целью
определения жанра материала.
Семинар «Как писать статьи:
советы от великих писателей».
Анализ
журналистского
материала
3
1
Классификация
источников
информации.
3
1
1
Пробные
статьи, заметки
1
1
1
2
1
1
2
1
1
2
Экскурсия «в поиске темы». 1
Подготовка
и
написание
репортажа на найденную тему для
газеты.
Стили(официально-деловой,
1
научный,
публицистический,
художественный, разговорный).
Стилистическая окраска слов.
Поиск нужного слова.
Интервью и его особенности
1
Написание
информации на
заданную тему.
1
1
2
1
Роль тропов в создании текстов 1
различных жанров.
Работа в сети Интернет с медиа- 1
1
1
6
2
Проведение
интервью
на
заданную тему.
18
19
20
21
ресурсами.
Подбор
иллюстративного материала для
газеты.
Организация
деятельности
редакции
Основные
приёмы
редактирования текста. Правка.
Виды ошибок.
Упражнение «Лови ошибку».
Деловая игра «Корректор».
Выпуск газеты «Школьные вести»
1
1
1
1
2
1
1
2
1
5
6
Деловая
игра
«Редакция».
Выпуск номера
газеты
Итого:
18
17
35
Содержание учебного (тематического)плана:
Тема 1. Журналистика и общество.
Основные теоретические сведения. Введение. Что такое журналистика.
Возникновение журналистики. Социальные роли журналистики (производственноэкономическая,
информационно-коммуникативная,
духовно-идеологическая,
регулирующая).
Журналист: профессиональные качества, права и обязанности, принципы
поведения. Журналист и законодательство. Закон РФ о СМИ.
СМИ, их виды, функции, роль и влияние. Печатная пресса, аудиовизуальные
СМИ, информационные службы. Особенности освещения информации разными СМИ.
Свобода СМИ.
Детская пресса. Современные детские и подростковые СМИ. Специфика детских
и подростковых периодических изданий. Беседа «Мой любимый журнал».
Практическая работа. Работа в сети Интернет с медиа-ресурсами, изучение
справочной литературы, работа с энциклопедиями, исследование фактов, подбор
иллюстративного материала.
Работа в библиотеке с подшивками газет и журналов.
Упражнения (определение вида СМИ по особенностям предоставления
информации).
Работа с детскими и подростковыми печатными изданиями в библиотеке.
Тема 2. Журналистика как средство информации
Основные теоретические сведения. Понятие информации. Источники
информации для журналиста (человек, документы, архивы, Интернет, объявления,
реклама) и способы фиксирования информации. Как находить нужную информацию.
Практическая работа. Упражнения «Внимателен ли ты?», «Ты – детектив»,
«Сказка». Классификация источников информации. Работа в сети Интернет с медиаресурсами (поиск информации о журналистах в годы ВОВ).
Тема 3. Жанры журналистики
Основные теоретические сведения. Принципы деления на жанры. Общая
характеристика жанров. Газетно-журнальные жанры. Информационные: новость, заметка,
отчет, репортаж, интервью, опрос, пресс-релиз. Аналитические: комментарий, статья,
корреспонденция, обозрение, рецензия. Художественно-публицистические: очерк,
зарисовка, фельетон, эссе.Жанровое своеобразие журналистских материалов. Формы
подачи материалов.
7
Информация и заметка: сходства и различия. Превращение информации в заметку
путём сбора дополнительных фактов.
Репортаж. Особенности жанра. Виды репортажа. Тема для репортажа.
Интервью. Особенности жанра, структура. Виды интервью (информационные,
проблемные, портретные, интервью-факт, интервью-мнение и др.). Правила и нормы
интервью. Подготовка к интервью, составление списка вопросов.
Очерк, зарисовка, эссе: сходства и различия, характерные черты, особенности
повествования. Лирическое повествование эссе. Очерк. Общая характеристика. Виды
очерков. Рецензия. Структура рецензии, её типология и место в печати. Критика и
рецензия. Фельетон, его особенности и характерные черты. Разновидности фельетона.
Мастера жанра.
Практическая работа.
Работа в сети Интернет с медиа-ресурсами, анализ статей местных СМИ с целью
определения жанра материала. Написание информации на заданную тему.
Практическое занятие в библиотеке: сбор дополнительных фактов к ранее
написанной информации и превращение её в заметку. Написание заметки.
Исследование фактов, подбор иллюстративного материала с целью
трансформации написанной заметки в корреспонденцию.
Практическое занятие в библиотеке «Как писать статьи. Применяйте активные
глаголы и избегайте наречий!» Экскурсия «в поиске темы». Подготовка и написание
репортажа на найденную тему. Сюжетно – ролевая игра: «Задай вопрос – получишь ли
ответ?». Упражнение «Живая речь». Проведение интервью на заданную тему.
Тема 4. Речь как инструмент деятельности журналиста
Основные теоретические сведения. Культура устной речи. Признаки правильной
речи. Орфоэпия. Благозвучие речи.
Оформление письменной речи. Типы речи (повествование, описание,
рассуждение), их языковые особенности и характерные черты. Сочетание разных типов
речи в одном тексте. Стили (официально-деловой, научный, публицистический,
художественный, разговорный) и подстили речи, их языковые особенности и характерные
черты. Стилистическая окраска слов. Поиск нужного слова.
Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы. Виды тропов, их
отличительные особенности и характерные черты. Роль тропов в создании текстов
различных жанров. Фигуры речи, их виды, отличительные особенности и характерные
черты. Роль стилистических фигур в создании текстов различных жанров.
Практическая работа. Упражнения «Фраза-картинка», «Вкусные слова». Работа в
сети Интернет с медиа-ресурсами. Подбор иллюстративного материала. Деловая игра
«Редакция».
Совершенствование рукописи
Основные теоретические сведения. Основные приёмы редактирования текста.
Правка. Виды ошибок. Классификация речевых, грамматических, орфографических и
пунктуационных ошибок. Исправление различных типов ошибок, их условное
обозначение.
Практическая работа. Брейн-ринг по теме «Классификация речевых,
грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок».
Упражнение «Лови
ошибку». Деловая игра «Корректор».
Защита творческих работ.
1.4 Планируемые результаты и принципы
Принципы и подходы к формированию программы
8
Основными требованиями к учащимся при изучении основ журналистики
являются: интерес к журналистике как профессии и желание овладеть навыками
журналистской работы; активная позиция во время занятий; выполнение творческих
заданий, участие в ролевых играх, устных журналах, пресс-конференциях, творческих
конкурсах. Одним из наиболее интересных аспектов деятельности юных журналистов
является работа с медиа (создание школьной газеты)
Планируемые результаты освоения программы
Изучение материалов, связанных с историей журналистики, элементами мировой
художественной культуры, историей родного края, повысит общий уровень развития
подростка.Выпуск газеты на печатной основе - один из эффективных путей для
достижения этого. Газета - это информация. Периодическое печатное издание
планируется выпускать один раз в месяц.
Плюрализм подачи информации ведет и к плюрализму в отборе техники и
технологии журналистского творчества, принципов и методов познания картины
мира.Такое понимание проофессии журналиста нацеливает на формирование
следующих умений:
1.Умение работать с научной, публицистической и художественной литературой.
2.Умение работать с магнитофоном, диктофоном, компьютером.
3.Умение вести беседу, брать и давать интервью, комментировать, составлять
рецензию, писать различные виды статей.
4.Умение выделять наиболееважные события, явления, связанные с наиболее
актуальными вопросами, а также умение способствовать формированию у читателя
максимально точной картины, окружающей его реальности.
5.Умение собирать материал, проводить конкретные социологические опросы и
анкетирование.
6.Умение определять жанр газетного текста, выявлять его отличительные
особенности, анализировать его структуру, владеть разнообразными приемами анализа
текста; определять стиль и тип речи; давать характеристику текста с точки зрения
типологии и стилевой принадлежности.
7.Умение составлять план и использовать им в устных и письменных
высказываниях.
8.Умение создавать собственный текст в условиях ограниченного времени,
грамотно и аргументировано выражать собственные мысли, точку зрения, позицию,
мнение современным литературным языком, избегая при этом ложно-публицистических
штампов и общих мест.
9. Умение пользоваться разнообразными языковыми средствами при составлении
текстов различных жанров; находить и исправлять орфографические, пунктуационные,
грамматические и речевые ошибки; соблюдать стилевое единство в устных и письменных
высказываниях.
Занятия журналистики развивают фантазию, память, психологические навыки,
коммуникабельность, умение ориентироваться в любой ситуации, повышают грамотность.
Необходимо с первых формировать в сознании школьников понятие о главных задачах
журналиста:
а) отыскивать и публиковать информацию вместо слухов и измышлений, – то есть
необходима достоверность;
б) сопротивляться правительственному или иному контролю, – объективность;
в) тщательно расследовать, – документальная подтвержденность.
три главных способа отображения действительности — фактографический,
аналитический и наглядно-образный;
необходимые сведения из истории журналистики;
9
компьютерные программы, предназначенные для создания публикаций;
2. Организационно-педагогические условия
2.1 Условия реализации программы
Для реализации программы необходимы следующие условия:
Материально-техническое и методическое обеспечение:
Методическое обеспечение.
Автор, название, год издания учебного, учебнометодического издания и (или) наименование электронного
образовательного, информационного ресурса
1. Березин В. Массовая коммуникация: сущность, каналы,
действия. М., 2009
3. Ворошилов В.В. Журналистика. СПб., 2010
4.Ворошилов В.В. История журналистики России. Конспект
лекций. СПб, 2010
5.Грабельников А.А. Русская журналистика на рубеже
тысячелетий. Итоги и перспективы. М., 2010
6. Грабельников А. А.Работа журналиста в прессе. М., 2015
7. Дзялошинский И. Информационное пространство России:
структура, особенности функционирования, перспективы
эволюции. М. 2011
8. Засорина Т., Федосова Н. Профессия – Журналист.М. 2017
Основная литература для учителя
Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста.
М., 2009
Горохов В.М. Основы журналистского мастерства. М., 2012
Елена Вовк. ―Школьная стенгазета и издательские
технологии в школе / Вкладка в ―БШ‖ №13, 15, 16. 2009 год
Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: Учебное
пособие. М.: Изд-во МГУ, 2011.
Ресурсы Интернета
Разработки учителей, опубликованные в Фестивале
педагогических идей ―Открытый урок‖ на сайте WWW:
http://www.1september.ru
Материальное обеспечение.
Наименование учебных
кабинетов, объектов для
проведения практических
занятий
Учебный кабинет
- ноутбук-1
- проектор-1
- МФУ - 1
- колонки-2
- экран – 1
- фотоаппарат-1
- доска – 1
- парты-12
-стулья – 24
- шкаф-1
- стол учительс. -1
- стул учительс. -1
Кадровое обеспечение– педагог прошёл профессиональную переподготовку в 2019
году по дополнительной профессиональной программе «Педагогика дополнительного
образования детей». Имеет высшую квалификационную категорию.
Применение педагогом современных методов обучения и воспитания в сочетании с
традиционными приемами способствует максимальному погружению членов объединения
по интересам в процесс творческой работы. С целью развития творческих способностей
педагог использует активные методы, приемы и формы обучения.
Педагог систематически повышает свой профессиональный уровень: последние
курсы повышения квалификации пройдены в 2020 году.
2.2 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Для проверки эффективности и качества реализации программы применяются
различные способы отслеживания результатов.
Достижение учащимися планируемых результатов выявляется в следующих формах:
10
собеседование по изученным темам (текущие и тематические);
защита практических работ;
комплексный анализ текста;
защита творческих работ разных жанров.
Формы контроля разнообразны:
семинар-практикум по изученной теме;
творческие конкурсы;
публикации.
Программой предусмотрен контроль за усвоением материала в конце обучения:
практикум и самостоятельная работа (выпуск собственной газеты). Итогом работы кружка
станет творческий альманах, в который войдут лучшие творческие работы учащихся.
Для проверки эффективности и качества реализации программы применяются различные
способы отслеживания результатов.
Виды контроля включают:
1) предварительный контроль проводится в начале учебного года (сентябрь). Ведется
для выявления у обучаемых имеющихся знаний, умений и навыков в форме игры
«Пробное перо»;
2) промежуточный контроль (январь–февраль) проводится в середине учебного года.
(итоги работы творческой группы – викторины, выпуск школьной газеты). По его
результатам, при необходимости, происходит коррекция учебно-тематического плана;
3) итоговый контроль (май) проводится в конце учебного года в форме создания
альманаха (позволяет оценить результативность работы за учебный год.
Показатели результативности образовательной программы диагностируются с
помощью следующих форм и методов:
Показатель
Формы и методы диагностики
Уровень сформированности
информационных знаний по темам.
- тесты, викторины
Развитие творческого потенциала
-заметки, статьи в школьную газету
Результаты участия в творческих
проектах
- работа в группе (журналисты,
корректоры, рецензенты…)
Стремление к творческой и
познавательной деятельности
- анализ активности участия в творческой
жизни группы.
- Анализ уровня самостоятельности
(наблюдение)
Коммуникативные умения, стиль
- взаимооценка письменных работ
Креативность
-защита творческих работ
Критерии оценки индивидуальных творческих работ учащихся
Формы текущего контроля – оценки за выполнение практических работ,
публикаций, работ на творческие конкурсы, за сообщения на семинарах 10- балльная
дифференцированная система оценки, которая является достаточно гибкой и дает
11
возможность понять, что у подростка получается лучше, а над чем еще следует
поработать.
1. Для практических работ: (1 до 10 баллов)
- самостоятельность идеи,
- наличие четкого, явного образа, жанра,
- использование дополнительного материала,
-речевая культура, грамотность.
2. Для устных сообщений (докладов) на семинарах, конференциях и т.п.: (от 1 до 10
баллов)
- соответствие заявлений теме (жанру),
- наличие плана, его логичность,
- наличие письменного текста, его оформление,
- использование иллюстративного материала,
- культура речи.
12
3.Список литературы
Список литературы для педагога:
1. Ахмадулин Е. Краткий курс теории журналистики. М. - Ростов-на-Дону, 2006, 187с
2. Березин В. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия. - М.: 2004
3. Ворошилов В.В. История журналистики России. Конспект лекций. – СПб.:
1999,198с.
4. Шишкин Н. Введение в теорию журналистики. Тюмень, 2004, 234с.
5. Кихтан В.В. Информационные технологии в журналистике. – Ростов н/Д: Феникс,
2004, 45с.
6. Корконосенко С. Основы теории журналистики. - СПб.: 2016, 241с
Список литературы для учащихся (родителей)
7. Грабельников А. А.Работа журналиста в прессе. – М.: 2009, 89с
8. Гуревич С.М. Газета вчера, сегодня, завтра. – М.: 2009. 47с.
9. Рэндалл Д. Универсальный журналист. - М.: 2000
10. Шостак М. Репортер: профессионализм и этика. - М.:2002, 39с
Интернет ресурсы:
11. 1.http://kriv-krschool.edu.tomsk.ru/wp-content/uploads/2013/11/Ivanova
12. T.P_vneurochka_Vvedenie-v-zhurnalistiku-5-klass.pdf
13. http://alenushka.opendev.ru/u/programma_krujka_yunyiy_jurnalist.pdf
13