Содержание
1.Основные характеристики общеразвивающей программы ....................................................3
1.1 Пояснительная записка ...........................................................................................................3
1.2 Цель и задачи общеразвивающей программы ......................................................................4
1.3 Содержание общеразвивающей программы .........................................................................5
1.4 Планируемые результаты .......................................................................................................9
2. Организационно-педагогические условия ..............................................................................9
2.1 Условия реализации программы ............................................................................................9
2.2 Формы аттестации/контроля ................................................................................................10
2.3 Оценочные материалы ..........................................................................................................10
3.Список литературы ...................................................................................................................12
2
1.Основные характеристики общеразвивающей программы
1.1 Пояснительная записка
Направленность – социально-гуманитарная
Актуальность:
В Общенациональной программе развития воспитания детей в РФ важнейшими
проблемами воспитания названы размытость нравственных представлений и гражданских
принципов детей и молодежи, асоциальное поведение подростков. Одной из задач
гражданского и патриотического воспитания является формирование у детей активной
жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественнополитической жизни страны и государственной деятельности.
Важнейшей задачей становится формирование у подростков навыков социальной и
личностной компетентности, позволяющих им противостоять приобщению к
употреблению психоактивных веществ, алкоголизму, курению в условиях давления
социального окружения: умения общаться, понимать других людей, а также собственного
достоинства и уважения к другим, умения отстаивать свое мнение, считаться с мнением
окружающих, противостоять внешнему давлению.
Ушедшие в прошлое старые формы организации досуга обучающихся, и
изменившаяся социально-экономическая обстановка в стране требуют появления новых
подходов и методов активизации подростков. Волонтёрское движение является одной из
таких форм работы.
Волонтерская деятельность выполняет функцию нравственного воспитания,
возрождение в молодежной сфере фундаментальных ценностей, таких как,
гражданственность, милосердие, справедливость, отзывчивость и других важных
ценностей. Способствует улучшению морально-психологического состояния молодежи,
повышению культуры участия в благотворительной деятельности, решению социальных
проблем местного сообщества и как следствие – всестороннему развитию личности.
Работа в волонтерском движении поможет ребятам поменяться внутренне, и даже
внешне. Сам подросток обретет самоуважение, станет уверенным и в то же время
научится проявлять толерантность и уважение к окружающим.
Волонтеры (от англ. Volunteer - доброволец) – это люди, делающие что-либо по
своей воле, по согласию, а не по принуждению. Волонтерские или добровольческие
организации - это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим
специальным интересом. Их деятельность связана, как правило, с благотворительностью,
милосердием. Добровольно выбранная социально значимая деятельность неизмеримо
выше для личности подростка навязанной извне. К тому же, формирование
компетентности возможно только в единстве с ценностями человека, то есть при
глубокой личной заинтересованности человека в данном виде деятельности.
Данная программа разработана в соответствии с требованиями нормативноправовых документов в области образования, защиты прав ребенка:
Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена
распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р);
Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей»
(утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и
приоритетным проектам (протокол от 30.11.2016 № 11);
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской
Федерации»;
приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам»;
приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 № 533 «О
внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной
3
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный
приказом Министерства просвещения Российской Федерации 09.11.2018 № 196;
постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №
28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации
адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих
социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»);
приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ»;
постановление Правительства Свердловской области от 01.08.2019 № 461-ГТП «О
региональном модельном центре дополнительного образования детей Свердловской
области»;
постановление Правительства Свердловской области от 06.08.2019 № 503-ПП «О
системе персонифицированного финансирования дополнительного образования детей на
территории Свердловской области»;
приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года»;
приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
от 26.06.2019 № 70-Д «Об утверждении методических рекомендаций «Правила
персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в
Свердловской области».
Адресат: программа рассчитана на обучающихся от 12 до 15 лет. Набор в группу
осуществляется на основании заявления родителя (законного представителя). Общий
численный состав групп – до 25 человек. В состав могут входить учащиеся с ОВЗ,
одаренные дети и дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации.
Режим занятий:1 раз в неделю
Объем программы: 34 часа.
Срок освоения программы: 1 год.
Перечень форм обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Перечень видов занятий: беседа, круглый стол, тренинги, социальная практика,
акции, выступления агитбригады.
Перечень форм подведения итогов: творческий отчет, презентация.
1.2 Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель – развитие у учащихся высоких нравственных качеств путём пропаганды идей
добровольного труда на благо общества и привлечения учащихся к решению социально
значимых проблем (через участие в социальных, экологических, гуманитарных,
культурно-образовательных, просветительских и др. проектах и программах)
Задачи:
Обучающие:
обучить подростков знаниям и умениям, необходимым для участия в
4
№п/п
волонтерской деятельности;
познакомить
с историей
и существующей практикой реализации
социально-значимых проектов субъектами волонтерской деятельности в мире и
России;
обучить основным способам организации социально-значимой деятельности и
технологии их осуществления (целеполагание, планирование, реализация, анализ
и оценка достигнутых результатов);
Развивающие:
развивать у обучающихся способности к личностному самоопределению и
творческой самореализации;
развивать коммуникативные навыки, лидерские качества, организаторские
способности;
развивать творческие способности, потребность в саморазвитии;
Воспитательные:
привить положительное отношение к добровольческой деятельности, к людям с
ограниченными возможностями;
воспитывать чувство коллективизма, готовность безвозмездно, бескорыстно
служить обществу;
формировать готовность к осознанному выбору участия в волонтерской
деятельности.
1.3 Содержание общеразвивающей программы
Учебный (тематический) план:
Название раздела, темы
Количество часов
Формы
аттестации/контроля
всего
теория
практика
1.
Из истории волонтѐрского
движения
1.1
Вводное занятие «Кто такие
волонтеры? Мифы о
волонтёрстве»
1
1.2
История волонтерского
движения в мире и России
1
1.3
Права и обязанности
волонтера
1
1.4
Проект положения о
волонтерском отряде
0,5
0,5
2.
Познаю себя и других
(психологическая
подготовка волонтеров)
Просмотр фильма «Тимур и
его команда»
4,5
3,5
2.1
4
8
3,5
0,5
Беседа, анкетирование,
изготовление буклета по
теме
1
5
2.2
Поступки, моральные
качества волонтера,
практические умения
Тренинг «Каков я на самом
деле»
0,5
0,5
2.3
Тренинг «Мои сильные и
слабые стороны» Уверенное
и неуверенное поведение
0,5
0,5
2.4
Тренинг - Эмоции и чувства
1
2.5
Тренинг на сплочение
коллектива « Мы –
коллектив!»
1
2.6
Особенности работы с
пожилыми людьми
запоминают приемы работы,
отрабатывают их на практике
2.7
Психологические
особенности разных
категорий людей,
нуждающихся в помощи
волонтеров
1
2.8
Кто, если не я
1
3.
Учимся работать с
документами
3.1
Правовые акты и документы
волонтерской деяельности
1
3.2
Книжка волонтера
1
3.3
Паспорт волонтера
1
4.
Адреса милосердия
(социальная работа
волонтеров)
4.1
Подготовка и проведение
акции «Дом без
одиночества» (Помощь
пожилым людям)
4.2
Мы за ЗОЖ. Твой образ
жизни – пример для
подражания
0,5
3
19
3
1
0,5
0
19
1
Творческий отчет о
проделанной
работе,
мониторинг
личного
участия
в
мероприятиях,
конкурсах, акциях
1
6
Выступление агитбригады
перед обучающимися 1-9
«Мы выбираем жизнь!» пропаганда ЗОЖ и
нравственных ценностей.
Подвижные игры на
переменах с обучающимися
1-4 класс
Квест-игра « Поезд
здоровья», пропаганда ЗОЖ
1
4.5
Конкурс рисунков среди
обучающихся 1-8 классов на
тему: «Здоровый образ
жизни – это здорово!»
Выпуск стенгазеты
1
4.6
Выпуск листовки
«Безопасная дорога» В рамах
всероссийской акции
«Внимание дети»
1
4.7
Акция «Доброе сердце»
1
4.8
Беседа «Зимние травмы»
Выпуск стенгазеты
«Профилактика
травматизма»
1
4.3
4.4
1
Изготовление сувениров для
ветеранов педагогического
труда, поздравление их с
Международным женским
днём
4.10 Акция «Поделись улыбкою
своей» посещение одиноких
пожилых людей, беседы с
ними, помощь по хозяйству
1
4.11 Акция к международному
дню милосердия «Будьте
Милосердными»
1
4.12 Акция «Вахта памяти».
Уборка памятников
участникам Великой
Отечественной войны и
территории около него
2
4.9
1
7
4.13 Выпуск бюллетеня
«Осторожно, клещи!»
1
4.14 Участие к акции «Ветеран
живёт рядом»
1
4.15 Подготовка и участие в
акции «Родное село - чистое
село»
1
4.16 Подготовка и участие в
акции «Почта победы»
(поздравление ветеранов
ВОВ на дому).
1
4.17 Экологическая акция
«Украсим школьный двор»
(высадка рассады цветов).
2
4.18 Итоговое занятие подведение итогов.
Какой я волонтер?
ИТОГО
1
34
12
22
Содержание учебного (тематического)плана:
Раздел 1. Из истории волонтерского движения в мире и России. Создание
волонтерского отряда
Теория: Обучающиеся познакомятся с понятием «волонтер», узнают об истории
волонтерского движения в России и за рубежом. Познакомятся с правами и
обязанностями волонтеров, их мотивацией.
Практика: Разработают проект положения о волонтерском отряде, определят миссию
волонтерского отряда, продумают направления работы и наметят план работы на год.
Составят банк организаций, которые нуждаются в волонтерской помощи.
Раздел 2. Познаю себя и других (психологическая подготовка волонтеров)
Теория: Обучающиеся познакомятся с психологическими особенностями людей с
ограниченными возможностями и пожилых людей. Осмыслят требования, предъявляемые
к личным качествам волонтера.
Практика: С помощью тренингов смогут более глубоко осознать истинные мотивы
обращения к волонтерской деятельности, развить уже существующие навыки работы с
людьми и такие важные для общения качества, как эмпатия (сопереживание другому),
конгруэнтность (искренность). Психологическая подготовка способствует развитию
личностного потенциала школьников, помогает закрепить полученные теоретические
знания, формирует коммуникативные способности и готовность терпимо относится к
окружающим людям. (Коммуникативный тренинг «Сплочение». «Тренинговые
упражнения «Слепой и поводырь», «Я в тебе уверен», «Дом», «Автобус»)
Раздел 3. Учимся работать с документами
Теория: Обучающиеся познакомятся с основными правовыми актами и
документами, регламентирующими волонтерскую деятельность.
8
Практика: Они научатся вести документацию волонтера, создавать различную
печатную и видеопродукцию для проведения мероприятий в рамках волонтерской
деятельности. Волонтеры научатся оформлять личное портфолио.
Раздел 4. Адреса милосердия (социальная работа волонтеров)
Теория: Обучающиеся определят круг людей, нуждающихся в заботе и внимании это дети с ограниченными возможностями, дети из малообеспеченных семей, сироты,
пожилые люди.
Практика: Волонтеры будут оказывать им адресную помощь, на практике реализуют
знания, полученные ими в период подготовки.
1.4 Планируемые результаты
Личностные результаты освоения программы «Твори добро»:
формирование духовно-нравственных качеств, приобретение знаний о
принятых в обществе нормах отношения к памятникам культуры, к людям, к
окружающему миру;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения
к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и
способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания;
формирование неравнодушного отношения к жизненным проблемам других
людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств
и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к
собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной,
творческой деятельности.
Метапредметные результаты освоения программы «Твори добро» проявляются в:
расширении круга приѐмов составления разных типов плана;
расширении круга структурирования материала;
умении работать со справочными материалами и Интернет-ресурсами,
планировать во-лонтѐрскую деятельность;
обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.);
умении организовывать волонтѐрскую деятельность;
способности оценивать результаты волонтѐрской деятельности собственной и
одноклассников.
2. Организационно-педагогические условия
2.1 Условия реализации программы
Для реализации программы необходимы следующие условия:
Материально-техническое обеспечение:
рабочий кабинет со столами и стульями;
набор бумаги для изготовления поздравительных открыток и печати буклетов;
ватманы для стенгазет;
карандаши, ножницы, клей ПВА, кисти, краски,
в качестве дополнительного оборудования – компьютер, мультимедийный
проектор, экран, колонки, принтер.
Кадровое обеспечение:
Педагог запланировал обучение на август 2021 года по дополнительной
профессиональной программе «Педагогика дополнительного образования детей и
взрослых». Применение педагогом современных методов обучения и воспитания в
9
сочетании с традиционными приемами способствует максимальному погружению членов
объединения по интересам в процесс творческой работы. С целью развития творческих
способностей педагог использует активные методы, приемы и формы обучения.
Педагог систематически повышает свой профессиональный уровень.
Методические материалы:
тематическая литература.
2.2 Формы аттестации/контроля
№
п/п
1.
Форма аттестации
Вид контроля
Дата проведения
Промежуточный контроль
Беседа, анкетирование,
изготовление буклета по теме
декабрь
2.
Итоговый контроль
Творческий отчет о
проделанной работе,
мониторинг личного участия в
мероприятиях, конкурсах,
акциях
май
2.3 Оценочные материалы
Анкета для промежуточной аттестации обучающихся
Кто такие волонтёры?
Этапы развития волонтерского движения в России?
Характеристика социально-значимых проблем. Приведите примеры.
Какими качествами характера, знаниями, умениями и навыками должен
обладать волонтер?
Предложите акцию, направленную на пропаганду ЗОЖ.
Оценка ответов на вопросы:
5 баллов – ответы содержательные, логически выстроенные.
4 балла – ответы содержательные, но отсутствует логика изложения.
3 балла – не полностью раскрыта тема, но ответ верный.
2 балла – ответ не содержательный
0 баллов – ответ не дан.
Темы для изготовления буклетов
для промежуточной аттестации обучающихся
1. Профилактика ЗОЖ;
2. Экологическое направление;
3. Социальные проблемы.
Результаты заносятся в сводную таблицу:
Критерии оценки
Позиция
Слабо
Хорошо
отсутствует
(в баллах)
(в баллах)
(в баллах)
Содержание (0-9 баллов)
0
1
2
Отлично
(в баллах)
3
Фиксация идеи
Представление идеи
10
Адекватность выражаемого
содержания поставленной учебной
задаче
Корректность текста (0-9 баллов)
0
1
2
3
0
1
2
3
Отсутствие орфографических и
пунктуационных ошибок
Кратность, точность, законченность
информации
Достоверность информации
Дизайн (0-15 баллов)
Разметка буклета и его оформление
логичны и отвечают эстетическим
требованиям
Дизайн не противоречит
содержанию
Графические объекты –
привлекательны, интересны,
соответствуют содержанию,
размещены корректно
Текст легко читается
Фон сочетается с текстом
Общее количество баллов
Оценка участия в мероприятиях, конкурсах, акциях
За каждое участие присваивается 1 балл. Если обучающийся принял участие в
мероприятиях:
Более 70% от общего количества, то получает 5 баллов
70% - 50% – 4 балла
50% - 40% – 3 балла
Менее 40% – 2 балла
Общие результаты аттестации заносятся в единую таблицу
ФИО
Балл за
Балл за
Балл за
Общий
Уровень
анкетирование изготовление участие в
балл
буклета
мероприятиях
Определение уровня подготовки обучающегося по программе:
1. Высокий – более 30 баллов
2. Средний – от 29 до 18 баллов
3. Низкий – менее 17 баллов
11
3.Список литературы
Список литературы для педагога:
1. Аникин В., Аникина С. Учебно-репертуарный сборник для волонтеров.
Игротехника. Выпуск 1. – М., 2015.
2. Арсеньева Т.Н., Виноградова Н.В., Пелевина И.М., Соколов А.А. Практикоориентированные методы психологической подготовки добровольцев.
Учебно-методическое пособие. – СПб. - Тверь, 2009.
3. Арсеньева Т.Н., Виноградова Н.В., Пелевина И.М., Соколов А.А.
Инновационные проекты системной поддержки молодежного
добровольчества. – СПб. - Тверь, 2009.
4. Арсеньева Т.Н., Виноградова Н.В., Пелевина И.М., Соколов А.А. Практикоориентированные методы психологической подготовки добровольцев.
Учебно-методическое пособие. – СПб. - Тверь, 2009
5. Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности – основа
целостного учебно-воспитательного процесса. – М.:Педагогика, 1993.
6. Лях Т.А. Методика организации волонтерских групп: учебное пособие / Г.Л.
Лях. – К: КУ им. Бориса Гринченко, 2010.
7. Макеева А.Г. Как организовать работу молодежной группы волонтеров. М.,
2001
8. Методические материалы по теме «Волонтеры: мотивация. Результаты
социологического исследования. - СПб., 2003. - 22 с. - (Сборник
методических материалов). – Отдел обучения в странах СНГ, С.-Петербург.
9. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем
возрасте/Под ред. И.В. Дубровиной. – 6-е изд, -М.:Академический Проект,
2002.
10. Салмина Н.Н., Рященко Г.А., Кашапова А.И., Бойко Т.В. Методические
рекомендации по подготовке и проведению конкурса лидеров и
руководителей детских и молодежных общественных объединений «Лидер
XXI века»: методические рекомендации. – Уфа, 2011.
11. Тетерский С.В., Ромашина Ю.В., Симонович В.Л. Я в команде. (Методика
подготовки волонтеров «Равный - равному»): Методические рекомендации. –
Нижний Новгород: Изд-во ООО «Педагогические технологии», 2009.
12. Фопель Клаус, Сплочённость и толерантность в группе. Психологические
игры и упражнения. Перевод с немецкого. – Москва «Генезис», 2002
Интернет источники
13. http://volonter.ru/ - Единая служба координации волонтеров.
14. http://www.souzdobro.ru/ - Союз добровольцев России.
15. http://авц.рф/ - Ассоциация волонтерских центров.
16. http://volontery.ru/ - СВОД (Союз волонтерских организаций и движений).
Список литературы для учащихся (родителей):
17. Азбука благотворительности – М.: Форум Доноров, 2008.
18. Волохов, А.В. Программа деятельности волонтеров детских общественных
объединений в системе дополнительного образования / А.В. Волохов, М.Р.
Мирошкина, И.И. Фришман. – М.: Перспектива, 2011.
19. Кон И.С. В поисках себя. Личность и самопознание. – М.: Политиздат, 2004. –
335с.
12
20. Кулинич Г.Г. Вредные привычки. Профилактика зависимостей. - М, 2008.
21. Макеева А.Г. Помогая другим, помогаю себе. М., 2003.
22. Настольная книга лидера: из опыта работы штаба «Беспокойные сердца» /
Сост. Г.В. Каледа. - Самара: ООО Офорт, 2008.
23. «Переходи на зеленое»: Методическое пособие по волонтерству в
экологической сфере – М.: Эка, 2012.
24. СорочинскаяЕ,Н.Деское движение в современном обществе. – Ростов-наДону, 2003.-117с.
13